Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСЫНОВЛЕНИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСЫНОВЛЕНИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1048
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / УСЫНОВЛЕНИЕ / ОПЕКА / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рахванова Дария Николаевна

В статье автором рассмотрены проблемы правового регулирования отношений, связанных с усыновлением, установлением опеки и попечительства. Отмечается, что в современной России данные институты осуществляются не только нормами семейного, но и гражданского законодательства, что влечет за собой ряд проблем как в применении норм, так и в их понимании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСЫНОВЛЕНИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

Наконец, важно также объективно оценить целесообразность разграничения полномочий между социальной защитой и между органами опеки, поскольку последние имеют тесные связи с вопросами семьи. Это могло бы частично разгрузить органы опеки, сделав их деятельность более «ориентированной на результат».

Литература

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.10.2021 №2958-р // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/

2. Чурсина А.С. Некоторые проблемы правового регулирования опеки (попечительства) над несовершеннолетними в Российской Федерации / А.С. Чурсина // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - №5. - С.45.

3. Иванова А.Д. Реализация профессиональных стандартов и развитие профессиональных компетенций работников социальной службы / А.Д. Иванова, О.В. Муругова // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социальноэкономические науки. - 2019. - №6. - С.116-121.

4. Гражданское право: институт опеки и попечительства: учебное пособие / К.С. Махарадзе. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. Ун-та, 2021. - 653 с.

5. Эксперты раскритиковали предложение Астахова создать госагентство по сиротам // [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://ria.ru/20130117/918457241.html

6. Ющенко Н.В. Перспективные векторы развития института опеки и попечительства в России и рекомендации по его совершенствованию // Инновации. Наука. Образование. - 2022. - №52. - С. 114-119.

УДК 34

DOI 10.21661/r-557155

Рахванова Д.Н.

Правовое регулирование усыновления, опеки и попечительства в современной России

Аннотация

В статье автором рассмотрены проблемы правового регулирования отношений, связанных с усыновлением, установлением опеки и попечительства. Отмечается, что в современной России данные институты осуществляются не только нормами семейного, но и гражданского законодательства, что влечет за собой ряд проблем как в применении норм, так и в их понимании.

Ключевые слова: правовое регулирование, усыновление, опека, попечительство, семейное право.

Одними из важнейших институтов семейного законодательства, направленных на обеспечение прав детей, оставшихся без попечения родителей. выступают институты усыновления, опеки и попечительства. Так, ребенок может лишиться родительской опеки в силу различных жизненных обстоятельств: смерть родителей; отказ родителей от ребенка; лишение или ограничение родительских прав. Сегодня институты усыновления, опеки и попечительства, в свою очередь, предоставляют ребенку возможность обрести новую семью, поскольку роль семьи в жизни каждого человека сложно переоценить, именно в ней детям прививается любовь к другим людям, к окружающей среде, природе, а также закладываются основы правильного поведения.

Регулирование правоотношений, связанных с усыновлением, установлением опеки и попечительства, в современной России осуществляется нормами не только семейного, но и гражданского законодательства.

Однако, сложность заключается в том, что отдельные положения названных процедур могут содержаться в разных правовых актах, что затрудняет их понимание и применение.

В частности, в главе 19 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) установлены требования к детям, которые могут быть усыновленными, и требования к лицам, которые могут быть усыновителями; права и обязанности усыновителя и усыновленного; необходимость получения согласий родителей усыновляемого, самого усыновляемого, супруга (супруги) усыновителя на усыновление; основания изменения имени, отчества, фамилии, даты и места рождения усыновленного ребенка; правовые последствия усыновления; тайна усыновления; основания, порядок и последствия отмены усыновления и пр [1].

Процедура усыновления ребенка осуществляется на основании решения суда, порядок принятия которо-

го регламентирован нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) [2]. Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. №275 определен порядок передачи детей на усыновление, а также осуществления контроля над условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Российской Федерации [7]. Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2012 г. №623 утверждены требования к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, [8]. Порядок государственной регистрации усыновления (удочерения) урегулирован Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» [5].

Правовыми актами органов исполнительной власти субъекта РФ определяется порядок учета лиц, желающих усыновить детей. Например, в Волгоградской области принято постановление главы администрации области от 26 марта 1999 г. №202 «Об утверждении Положения об учете российских и иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей на территории Волгоградской области»; в Астраханской области - постановление Министерства образования и науки области от 30 ноября 2009 г. №5474 «Об утверждении Положения о порядке учета лиц, желающих усыновить детей, подлежащих усыновлению, на территории Астраханской области»; в Республике Марий Эл - постановление Правительства Республики от 22 октября 2019 г. №323 «Об утверждении Порядка учета лиц, желающих усыновить (удочерить) ребенка (детей), оставшихся без попечения родителей, и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Марий Эл»; в Чувашской Республике - постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.04.2008 №120 «Об утверждении Порядка учета лиц, желающих усыновить (удочерить) детей на территории Чувашской Республики».

Следовательно, следует отметить, что гражданин России, желающий усыновить ребенка, предварительно должен ознакомиться с требованиями различных федеральных законов, постановлений Правительства РФ, а также ряда нормативных правовых актов органов власти субъектов РФ (причем не только региона своего проживания, но и региона предполагаемого усыновления). Однако в разных субъектах РФ правовые акты по учету лиц, желающих усыновить детей, принимаются разными органами власти и имеют отличающиеся друг от друга названия, что затрудняет их поиск заинтересованными лицами.

По анаогии складывается ситуация в правовом регулировании опеки и попечительства в современной России. Первые современные положения об опеке и попечительстве были закреплены в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) еще в 1994 г [3] Сегодня ГК РФ закрепляет случаи установления опеки и попечительства (как в отношении детей, так и в отношении взрослых, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособ-

ными); а также содержит базовые нормы об органах опеки, опекунах и попечителях, отсылающие преимущественно к другим правовым актам. Кроме того, для института опеки и попечительства имеют важное значение нормы гражданского законодательства о дееспособности граждан, поскольку только таковые могут становиться опекунами (попечителями).

Годом позднее был принят СК РФ 1995 г., содержащий положения об опеке и попечительстве над детьми (глава 20). В нем указывается, над кем может быть установлена опека или попечительство; требования к опекунам (попечителям); права детей, находящихся под опекой (попечительством); права и обязанности опекуна (попечителя) и пр.

Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» урегулированы отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства [6]. Так, в законе определены задачи и полномочия органов опеки и попечительства; правовой статус опекунов и попечителей; правовой режим имущества подопечных; ответственность опекунов, попечителей и органов опеки и попечительства; прекращение опеки и попечительства.

Так, к числу источников правового регулирования вопросов опеки и попечительства следует также отнести Уголовный кодекс Российской Федерации (далее -УК РФ) [4]. В качестве опекунов (попечителей) могут быть назначены только те лица, которые не имеют неснятую или непогашенную судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления. В свою очередь, основания и порядок погашения и снятия судимости, а также критерии определения тяжести преступлений закреплены в УК РФ.

Из-за широкого разнообразия источников правового регулирования опеки и попечительства в России следует отметить, что с давних пор в научном сообществе ведется дискуссия относительно того, институтом какой отрасли права являются опека и попечительство. До принятия ГК РФ 1994 г. рассматриваемый институт регулировался семейным законодательством, но ученые отмечали его тесную связь с такими институтами гражданского права, как правоспособность и дееспособность. В связи с чем опека и попечительство относились к обеим из названных отраслей права [3].

После принятия современного ГК РФ данная дискуссия была продолжена. К примеру, Л.М. Пчелинцева отмечает, что институт опеки и попечительства основан на нормах преимущественно трех отраслей права - семейного, гражданского и административного, а потому данный институт является комплексным [12]. В учебнике по Семейному праву под авторством М.В. Антокольской комплексный характер института опеки и попечительства объясняется тем, что он представляет собой не только форму устройства детей в семью, но и способ восполнения дееспособности, защиты прав и интересов лиц [9]. Никакого противоречия в принадлежности норм об опеке и попечительстве двум отраслям права (гражданскому и семейному)

не находит и Т.Л. Калачева, которая отмечает, что ГК РФ рассматривает опеку и попечительство как гражданско-правовой институт, а для СК РФ - это прежде всего форма устройства детей, оставшихся без родительской заботы [11].

Можно отметить, что и институт усыновления является комплексным, но в данном случае в большей мере речь идет о комплексе семейного и административного права. С одной стороны, усыновление относится к одной из форм устройства детей в семью, что делает его институтом семейного права. С другой же стороны, процедуры усыновления носят строго регламентированный административный характер, о чем свидетельствует наличие множества правовых актов, регулирующих не отношения между усыновителем и усыновляемым, а между названными лицами и уполномоченными органами.

Подводя итог проведенного исследования, необходимо отметить, что правовое регулирование отношений усыновления, опеки и попечительства позволяет говорить о комплексном характере данных явлений. Отнести их к институтам исключительно семейного права достаточно сложно. Конечно же, и усыновление, и опека, и попечительство пересекаются с предметом семейного законодательства, но, с другой стороны, значительная часть норм об усыновлении, установлении опеки (попечительства) содержится в источниках гражданского и административного права. При этом урегулирование отношений по опеке (попечительству) и усыновлению осуществляется не только на федеральном, но и на региональном уровне. Сказанное значительно затрудняет правоприменение всех этих норм права для обывателя. Однако упрощение механизма правового регулирования изучаемых институтов в современной России в ближайшее время не предвидится.

Литература

1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-Ф3 (ред. от 02.07.2021) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/.

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-Ф3 (ред. от 11.06.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.06.2022) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_39570/.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/37387d9ccdfded9 7íb0f9c479484266909380dc1/.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/.

5. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (с изм. и доп. от 30.12 2021) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/.

6. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с изм. и доп. от 30.04.2021) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/.

7. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 @Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства (с изм. и доп. 27.09.2021) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/12119158/.

8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2012 г. N 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/70220398/.

9. Антокольская, М.В. Семейное право: учебник / М.В. Антокольская. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2010. - 431 с.

10. Калачева, Т.Л. Вопросы совершенствования законодательства об опеке и попечительстве / Т.Л. Калачева // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2021. - Т. 1. - №3(99). - С. 104-111.

11. Кузнецова, И.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / И.М. Кузнецова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002. - С. 349.

12. Пчелинцева, Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Л.М. Пчелинцева. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2011. - 808 с.

13. Свердлов, Г.М. Советское семейное право / Г.М. Свердлов. - М.: Госюриздат, 1958. - 299 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.