УЧАСТИЕ ОРГАНА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ПРОЦЕДУРЕ ПО УСЫНОВЛЕНИЮ (УДОЧЕРЕНИЮ) ДЕТЕЙ
АА. АЛЕКСЕЕВ, соискатель кафедры гражданского права Тверского государственного университета
Аннотация. В статье анализируются нормы семейного и гражданского процессуального законодательства, регулирующие отношения по усыновлению (удочерению) детей; определяется роль органов опеки и попечительства в обеспечении прав и интересов субъектов данных отношений.
Ключевые слова: органы опеки и попечительства; усыновление (удочерение) детей; обеспечение прав граждан в семье.
PARTICIPATION OF BODY OF GUARDIANSHIP AND GUARDIANSHIP IN PROCEDURE ON ADOPTION (AFFILIATION) OF CHILDREN
A.A. ALEKSEEV,
competitor of chair of Civil Law of the Tver State University
Annotation. The norms of the family and civil procedure legislation, which regulate the relations of adoption (adoption) of children, are analyzed; the role of bodies of guardianship in maintenance of the rights and interests of subjects of the given relations is defined in the article.
Key words: guardianship and guardianship bodies; adoption (affiliation) of children; maintenance of the rights of citizens in a family
В соответствии с положениями Конвенции ООН о правах ребенка Семейный кодекс Российской федерации (далее — СК РФ) среди основных начал семейного законодательства называет принцип приоритет семейного воспитания детей (п. 3 ст. 1) и признает право каждого ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно (п. 2 ст. 54). К сожалению, не всегда в силу различных обстоятельств ребенок может воспитываться в семье своих биологических родителей. Правовой институт усыновления является одной из основных гарантий соблюдения права ребенка жить в семье даже при утрате родительского попечения.
В соответствии с законом усыновление или удочерение (далее — усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 124 СК РФ).
Усыновление производится судом по заявлению лица (лиц), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.
Однако, поскольку именно на органы опеки и попечительства возложена обязанность защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, представляется необходимым рассмотреть осно-
вания и формы участия названных органов в правоотношениях по усыновлению детей.
Специальные разъяснения, касающиеся усыновления детей, даны Пленумом Верховного Суда РФ в постановлении от 20 апреля 2006 г. №8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей»1. В п. 3 названного постановления указывается: «Судам следует иметь в виду, что в силу ст. 273 ГПК РФ дела об усыновлении ребенка должны рассматриваться с обязательным участием ... представителя органа опеки и попечительства...».
Нисколько не умаляя значимость судебной процедуры усыновления ребенка, считаем обоснованным заявить о существенной роли органов опеки и попечительства в решении вопроса об усыновлении. В свою очередь, это дает основания утверждать, что, реализуя предоставленные законом полномочия, органы опеки и попечительства тем самым обеспечивают государственную защиту прав и интересов усыновляемых и усыновителей.
Прежде всего, в порядке подготовки дела об усыновлении к судебному разбирательству судье в каждом случае надлежит истребовать от органа опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка заключение об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого
ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком. При этом следует учитывать, что исходя из положений п. 2 ст. 125 СК РФ и ч.1 ст. 272 ГПК РФ, такое заключение также требуется и в случае усыновления ребенка отчимом или мачехой.
Перечень документов, которые должны быть приложены к заключению органа опеки и попечительства, содержится в ч.2 ст. 272 ГПК РФ. При этом следует различать два документа, представленные органом опеки и попечительства:
Ф заключение об обоснованности усыновления, которое выдается органом опеки и попечительства по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка;
Ф акт обследования условий жизни усыновителей (усыновителя), составленный органом опеки и попечительства по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка либо по месту жительства усыновителей (усыновителя).
Акт прилагается к заключению, которое представляется по требованию судьи.
Необходимо обратить внимание, что названные документы могут быть представлены органами исполнительной власти разных субъектов РФ: по месту жительства (нахождения) ребенка и месту жительства усыновителей (усыновителя). Если место жительства (нахождения) ребенка и место жительства усыновителей (усыновителя) совпадают, то, конечно же, это будет один и тот же орган опеки и попечительства.
По нашему мнению, законодателю следовало бы предусмотреть, что акт обследования условий жизни усыновителей (усыновителя) представляет орган опеки и попечительства по месту жительства усыновителей (усыновителя), что обеспечит объективность и достоверность обследования. В связи с этим представляется необходимым внести соответствующие изменения в п. 1 ч. 2 ст. 272 ГПК РФ.
Перечень документов, прилагаемых к заключению органа опеки и попечительства, кроме названных ранее, также включает:
# свидетельство о рождении усыновляемого ребенка;
Ф медицинское заключение о состоянии здоровья, о физическом и об умственном развитии усыновляемого ребенка;
Ф согласие усыновляемого ребенка, достигшего возраста десяти лет, на усыновление, а также на возможные изменения его имени, отчества, фамилии и запись усыновителей (усыновителя) в качестве его родителей (за исключением случаев, если такое согласие в соответствии с федеральным законом не требуется);
Ф согласие родителей ребенка на его усыновление, за исключением случаев, предусмотренных ст. 130 СК РФ;
Ф согласие на усыновление ребенка его опекуна (попечителя), приемных родителей или руководите-
ля учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Суд при необходимости может затребовать и иные документы.
При исследовании представленных органом опеки и попечительства документов судье необходимо проверить, выданы ли они компетентными органами (лицами) и заверены ли они соответствующими подписями и печатями.
В частности, в п. 5 постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 апреля 2006 г. №8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» подчеркивается: «Обратить внимание судей на то, что состояние здоровья усыновляемого должно быть подтверждено не справкой медицинского учреждения или врача, а медицинским заключением экспертной медицинской комиссии органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии усыновляемого ребенка».
Обращение к перечню документов, предусмотренному в ч. 2 ст. 272 ГПК РФ, при обсуждении вопросов участия органа опеки и попечительства в процедуре усыновления не случайно. Дело в том, что если судьей будет установлено, что к заключению органа опеки и попечительства приложены не все необходимые документы либо заключение или документы не отвечают требованиям, предъявляемым к ним, то ему следует истребовать надлежащие заключение и документы от органа опеки и попечительства (п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 8). Это означает, что именно орган опеки и попечительства обеспечивает подготовительный этап по сбору необходимых документов представлению их в суд.
Одним из условий усыновления является согласие родителей на усыновление ребенка. В соответствии с п. 1 ст. 129 СК РФ при усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, необходимо также согласие их родителей или опекунов (попечителей), а при отсутствии родителей или опекунов (попечителей) — согласие органа опеки и попечительства.
В том случае, если согласие на усыновление предоставляется непосредственно родителями ребенка, то их заявление может быть заверено органом опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства родителей.
Также орган опеки и попечительства может заверить подпись супруга усыновителя, если ребенок усыновляется одним из супругов.
Обязательным условием усыновления является согласие самого ребенка, достигшего возраста десяти лет. Орган опеки и попечительства в этих отношениях тоже играет немаловажную роль.
В частности, мнение органа опеки и попечительства выясняется при решении вопроса о необходимости
вызова в судебное заседание несовершеннолетнего в возрасте от десяти до четырнадцати лет. При этом следует обратить внимание на два момента. Во-первых, согласно ст. 57 СК РФ ребенок имеет право быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства, затрагивающего его интересы. Во-вторых, как уже отмечалось, суд может принять решение об усыновлении ребенка, достигшего возраста десяти лет, только с его согласия. При наличии оснований полагать, что присутствие ребенка в суде может оказать на него неблагоприятное воздействие, суд выясняет по этому поводу мнение органа опеки и попечительства.
Пленум Верховного суда РФ в указанном ранее постановлении разъяснил следующее: «Согласие ребенка, достигшего возраста десяти лет, на его усыновление, которое в силу ст. 57 и пункта первого ст. 132 СК РФ является обязательным условием его усыновления, выявляется органом опеки и попечительства и отражается в отдельном документе либо в заключении органа опеки и попечительства об обоснованности и соответствии усыновления интересам ребенка (п. 15 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275)».
Таким образом, орган опеки и попечительства имеет право удостоверить отдельный документ, отражающий согласие ребенка, либо указать это в заключении.
В то же время необходимо отметить, что закон не наделяет орган опеки и попечительства исключительным правом выявления и удостоверения согласия ребенка на его усыновление. В приведенном ранее постановлении Пленума Верховного суда РФ указывается, что наличие или отсутствие согласия усыновляемого ребенка на усыновление может быть установлено и самим судом в случае привлечения ребенка к участию в деле (ст. 272 ГПК РФ). На наш взгляд, с целью формирования единообразной практики деятельности органов опеки и попечительства при подготовке дела об усыновлении необходимо установить правило, в соответствии с которым согласие ребенка должно быть отражено в заключении органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и соответствии его интересам ребенка.
В соответствии со ст. 139 СК РФ тайна усыновления ребенка охраняется законом. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные
лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении (очевидно, и органы опеки и попечительства тоже — А.А.), обязаны сохранять тайну усыновления ребенка. В этих целях участвующие в рассмотрении дела лица должны быть предупреждены о необходимости сохранения в тайне ставших им известными сведений об усыновлении, а также о возможности привлечения к уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления вопреки воле усыновителя, в случаях, предусмотренных в ст. 155 УК РФ, что отражается в протоколе судебного заседания и подтверждается подписями указанных лиц.
Закон предусматривает обязательное участие органа опеки и попечительства при рассмотрении дел не только об усыновлении, но и об отмене усыновления. Заметим, что орган опеки и попечительства непосредственно может быть и инициатором судебного процесса об отмене усыновления, то есть предъявить соответствующий иск.
Как правило, при отмене усыновления ребенок по решению суда передается родителям. При отсутствии родителей, а также, если передача ребенка родителям противоречит его интересам, ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства
Представляется, что передача полномочий органов опеки и попечительства органам исполнительной власти субъектов РФ позволяет создать некоторые организационные условия по совершенствованию соответствующей системы. В частности, весьма актуальной проблемой является создание базы данных о бывших усыновителях, если усыновление было отменено по их вине; о лицах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей; о лицах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах. При смене места жительства недобросовестные усыновители легко могут скрыть данную информацию и усыновить ребенка. Эта проблема не является единственной, возникает много других спорных вопросов, варианты решения которых законодательством не всегда предусмотрены. Названные и другие обстоятельства должны послужить критериями для формирования правильного представления о роли и значимости деятельности органов опеки и попечительства в процедуре по усыновлению детей.
1 СПС «КонсультантПлюс»