УДК 347.633
СОБЛЮДЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА КАК УСЛОВИЕ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ):
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
А. Н. Лёвушкин, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и
процесса Ульяновского государственного университета
Статья посвящена юридической характеристике соблюдения интересов ребенка при усыновлении в Российской Федерации. Автор рассматривает условия усыновления, уделяя наибольшее внимание правовой регламентации учета интересов ребенка.
Ключевые слова: усыновление, условия усыновления, ребенок, интересы ребенка, защита прав детей.
Для того чтобы состоялось усыновление, требуется соблюдение нескольких одинаково важных условий. Большинство ученых - специалистов в области семейного права - рассматривало условия усыновления как определенные юридические факты. Вместе с тем определение понятия «условие» в литературе не раскрывалось; авторы ограничивались лишь перечислением условий, необходимых для усыновления, не разделяя при этом собственно понятие «условия усыновления» и его содержание. Не исследовалась и природа каждого из условий. Необходимость точного определения этих понятий обусловлена острой потребностью практики, что позволит решить многие сложные вопросы. В четком понятийном аппарате нуждается и доктрина на новом этапе развития семейного законодательства1. Как известно, всякое понятие формируется из определенных признаков. К таким признакам понятия «условие усыновления» относятся следующие:
1) условия усыновления - это определенные требования, установленные в законе;
2) эти требования закреплены в императивных нормах, устанавливающих строгие правила поведения, не допускающих отклонения в регулируемом поведении. Императивный характер обусловлен публичным интересом к усыновлению детей;
3) эти требования предъявлены к строго определенному кругу лиц (к ним относятся не только усыновители, но и органы опеки и попечительства, детские учреждения), т.е. они строго персонифицированы.
Исходя из этих признаков, можно дать следующее определение понятия «условия усыновления». Условия усыновления - это установленные в законе требования, предъяв-
ляемые к строго определенному кругу лиц по поводу усыновления. Все условия связаны между собой, но их единство обусловлено и поставлено в зависимость от одного условия, выступающего в качестве факта-условия, -согласия усыновителя на усыновление. Представляется, что именно с момента волеизъявления кандидата в усыновители начинается формирование этого состава и развитие сложного правоотношения по усыновлению. Вместе с тем, очевидно, что каждый факт необходимо анализировать как самостоятельное правовое явление, как элемент сложного состава юридических фактов, и не только с точки зрения выполняемых ими функций2.
В Семейном кодексе РФ закреплены условия, необходимые для усыновления ребенка:
- согласие родителей на усыновление ребенка;
- согласие опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей;
- согласие усыновляемого ребенка, достигшего возраста 10 лет;
- согласие супруга усыновителя;
- разница в возрасте не менее 16 лет между усыновляемым и усыновителем, не состоящим в браке.
Важным условием усыновления является согласие ребенка, достигшего возраста 10 лет. Выяснение отношения ребенка к усыновлению имеет важное значение с учетом необходимости соблюдения его прав и интересов. Известно, что 10-летний ребенок в сфере гражданского права является недееспособным, поскольку не обладает той степенью ответственности, которая позволила бы ему разумно
вести свои дела. Но он, несомненно, способен разобраться в своих чувствах (симпатия, привязанность или, напротив, неприязнь) к лицу, которое намерено стать его усыновителем. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам3.
Так, если усыновляемый достиг возраста 10 лет, то в соответствии со ст. 132 СК РФ для усыновления необходимо согласие ребенка. Названная статья императивна: без согласия ребенка усыновление недопустимо. Логика законодателя в этом случае очевидна - если у ребенка «не лежит душа» к лицам, желающим его усыновить, велика вероятность, что это не случится и в дальнейшем. Риск в данном случае неуместен. Однако возникает вопрос: почему законодателем избран определяющим именно десятилетний возраст? В юридической науке приводятся различные точки зрения по этому вопросу. Для самостоятельного решения вопроса необходимо, чтобы сознание ребенка обладало большей зрелостью. В связи с этим было бы целесообразным установить этот возраст в 12 лет. Р. Л. Мурзин отмечает, что именно с достижением десятилетнего возраста законодатель связывает способность ребенка осознанно выражать свою волю и отношение к усыновлению, понимать его значение в собственной жизни4.
Не оспаривая обоснованность указанных выше взглядов, подчеркнем, что развитие ребенка индивидуально, поэтому связывать способность к осознанию происходящего с достижением десятилетнего возраста неверно. Это подтверждает и проведенный социологический опрос практикующих психологов, показавший, что при современном развитии детской психики ребенок с семилетнего возраста вполне осознанно может выразить свою волю относительно возможного усыновления. Поэтому 3. 3. Алиева предлагает изложить п. 1 ст. 132 СК РФ в следующей редакции: «Для усыновления ребенка, достигшего возраста семи лет, необходимо его согласие», а также внести изменения в ст. 273 ГПК РФ, указав, что «заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей... а в необходимых случаях родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от семи до четырнадцати лет»5.
Однако если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем, усынов-
ление в порядке исключения может быть произведено без получения согласия усыновляемого ребенка (п. 2 ст. 132 СК РФ). Эта норма позволяет оградить ребенка от нежелательных эмоциональных и психологических воздействий, неизбежных в результате разглашения тайны усыновления, поскольку в таких случаях ребенок, как правило, не знает о том, что воспитывается не родителями, и уверен, что является родным сыном (дочерью) усыновителей.
Необходимость получения согласия ребенка, достигшего 10 лет, на усыновление означает, что его воля не только учитывается, но ей придается самостоятельное, наряду с другими условиями, значение. В этих целях ему в доступной форме работником органа опеки и попечительства объясняются сущность усыновления и вытекающие из него последствия6.
В соответствии со ст. 57 СК РФ учет мнения ребенка в возрасте старше 10 лет о своем усыновлении является обязательным для суда и органа опеки и попечительства. При отсутствии согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет, на усыновление против его воли является недопустимым.
Разъяснения в доступной форме о сущности предстоящего усыновления и его последствиях могут быть даны и ребенку, не достигшему возраста 10 лет, с учетом степени его интеллектуального развития. В этом случае его согласия на усыновление не требуется, однако несогласие ребенка по возможности следует учесть, хотя оно и не имеет правового значения.
Форма выявления и получения согласия ребенка на усыновление органом опеки и попечительства СК РФ не определена. На практике отношение усыновляемого к конкретным усыновителям как к своим возможным родителям выявляется в беседе с ним. Согласие ребенка на усыновление оформляется органом опеки и попечительства в произвольной форме в любом письменном отдельном документе (заявлении, справке и т.п.) либо отражается в заключении об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам ребенка7.
Документ о согласии усыновляемого ребенка, достигшего возраста 10 лет, на усыновление должен быть приложен к представляемому в суд заключению органа опеки и попечительства о соответствии-усыновления интересам ребенка. Наличие либо отсутствие согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет,
на усыновление может быть установлено и самим судом в случае привлечения ребенка к участию в деле. Очевидно, что ребенок в силу своего возраста еще не в состоянии в полной мере оценить правовые последствия усыновления.
Ребенок вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Осуществление этого права ребенка не связано с достижением 10-летнего или иного возраста. Поэтому, несмотря на то что ст. 273 ГПК РФ не предусматривает возможности участия в судебном разбирательстве ребенка, не достигшего 10 лет, ребенок более младшего возраста должен быть при необходимости заслушан в ходе рассмотрения заявления об усыновлении, если его участие в деле не противоречит его интересам и не затрагивает тайны усыновления.
Как отмечается в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8, при решении вопроса о необходимости вызова в судебное заседание несовершеннолетнего судье целесообразно выяснить мнение по этому поводу органа опеки и попечительства с тем, чтобы присутствие ребенка в суде не оказало на него неблагоприятного воздействия. Это правило может быть применено только в отношении участия в деле ребенка в возрасте до 14 лет, поскольку усыновляемые, достигшие 14 лет, участвуют в рассмотрении заявления об усыновлении в обязательном порядке8.
Социально-психологическое назначение такой нормы заключается в том, чтобы избежать осложнений во взаимоотношениях ребенка со своими воспитателями, которые проживают вместе с ребенком и заботятся о нем. Сообщение ребенку о том, что данное лицо не состоит с ним в родственных отношениях, может травмировать психику ребенка. Усыновление направлено на создание отношений, характерных для семьи, в которой бы ребенок чувствовал себя родным, поэтому законодатель совершенно оправданно предусмотрел такое исключение, так как в интересах ребенка иногда лучше не знать об отсутствии кровного родства между ним и лицом, осуществляющим функции по воспитанию9.
При усыновлении закон исходит из основного принципа семейного законодательства - обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних детей. Соблюдение их интересов является обязательным условием любого усыновления. Каждый
ребенок - это неповторимая личность. Каждый случай усыновления сугубо индивидуален. Задача состоит в том, чтобы подобрать ребенку семью, где будут максимально обеспечены его интересы; учесть особенности его характера, психологического склада; определить совместимость семьи и данного конкретного ребенка и др. Именно с этой позиции надо подходить к решению вопроса о допустимости усыновления. Интересы ребенка ни в коем случае нельзя понимать в узком смысле, например, обеспечение удовлетворительных материальных и жилищных условий. Главное
- чтобы ребенок постоянно ощущал благотворное влияние семьи, чувствовал родительскую любовь, заботу, ласку; чтобы каждый из детей рос человеком культурным, всесторонне развитым, получил образование, был подготовлен к активной общественной жизни. Поскольку при усыновлении ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к родным детям усыновителя, приобретает в лице усыновителей родителей и родную семью, следует исходить из общей посылки, что усыновление соответствует интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей10.
Интересы ребенка должны быть определяющим критерием при оценке лиц, желающих стать усыновителями, при вынесении решения об усыновлении, при отмене усыновления и при решении всех иных, более частных вопросов. Так, не допускается усыновление разными лицами братьев и сестер, если до этого они воспитывались вместе, за исключением случаев, когда это соответствует интересам этих детей.
Необходимо различать термины «интересы в семейном праве» и «интересы ребенка». Первое понятие значительно более широкое, так как включает в себя и интересы семьи в целом, интересы отдельных членов семьи, интересы супругов и т.д. Интересы детей в свою очередь имеют особый смысл, поскольку их обладатели еще не в состоянии осознать свои потребности и интересы. Интересы ребенка -это субъективная обусловленная потребность ребенка в благоприятных условиях его осуществления, находящяя объективное выражение в реализации родителями своих прав и обязанностей, предусмотренных семейным законодательством11.
Под интересами детей при усыновлении следует понимать создание для них благоприятных условий (как материального, так и мо-
рального характера) для воспитания и всестороннего развития (в физическом, психическом, духовном и ином отношении), максимально приближенных, если это необходимо и возможно, к обстановке, привычной для ребенка в утраченной им семье. Поэтому при усыновлении ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также возможность обеспечить усыновляемым детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие12.
• К интересам ребенка, которые должны быть соблюдены при усыновлении, могут быть отнесены самые разнообразные обстоятельства, влияющие на соблюдение его законных прав и интересов. Именно в интересах детей закреплено общее правило, согласно которому усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается (так как при усыновлении прекращаются правоотношения ребенка не только с родителями, но и с другими родственниками).
Рассмотрим конкретный пример из судебной практики. Верховный Суд РФ вынес определение от 26 февраля 2008 г. № 33-Г08-I13, в котором указал: иностранные граждане
- супруги Г. и Д. - обратились в суд с заявлением об удочерении М., 2005 года рождения, находящейся в доме ребенка. Они ссылались на то, что их финансовое положение позволяет им иметь детей и заботиться о них, дать им хорошее образование, а также тепло и уют любящего дома; осведомлены о состоянии здоровья ребенка и могут обеспечить ему необходимое лечение.
Представитель опекуна ребенка - детского дома - дала согласие на удочерение девочки супругами Г. и Д. Представитель органа опеки и попечительства полагала, что данное удочерение отвечает интересам М.
Прокурор возражал против удовлетворения заявления указанных иностранных граждан. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 26 февраля 2008 г. решение суда оставила без изменения, указав следующее.
В соответствии со ст. 124 СК РФ усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей; усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований абз. 3 п. 1
ст. 123 СК РФ, т.е. с учетом этнического происхождения ребенка, принадлежности к определенной религии и культуре, родного языка, возможности обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.
В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» разъяснено, что под интересами детей при усыновлении следует, в частности, понимать создание благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для их воспитания и всестороннего развития. При решении вопроса о допустимости усыновления в каждом конкретном случае следует проверять и учитывать нравственные и иные личные качества усыновителя (усыновителей) (обстоятельства, характеризующие поведение заявителя (заявителей) на работе, в быту, наличие судимости за преступления против личности, за корыстные и другие умышленные преступления и т.п.), состояние его здоровья, а также проживающих вместе с ним членов семьи, сложившиеся в семье взаимоотношения, отношения, возникшие между этими лицами и ребенком. Данные обстоятельства в равной мере должны учитываться при усыновлении ребенка как посторонними лицами, отчимом, мачехой, так и его родственниками.
Отказ в удовлетворении заявления Г. и Д. об удочерении М. суд обосновал отсутствием такого предусмотренного законом обязательного основания, как соответствие удочерения интересам ребенка.
Кроме того, судом установлено, что решением иностранного суда от 23 сентября 1982 г. расторгнут брак между истцом Р. и ответчицей Г. по причине жестокого и бесчеловечного обращения ответчицы с истцом. При этом в решении указано, что Г. были даны показания под присягой и представлен аффидевит, доказывающие убедительно для российского суда жестокое и бесчеловечное обращение ответчицы с истцом.
Из объяснений представителей детского дома и администрации муниципального образования в судебном заседании следует, что М.
- девочка сложная, плохо привыкает к новым условиям, у нее длительный период адаптации. Задержка ее речевого развития составля-
ет шесть месяцев; она непростой в эмоциональном плане ребенок, замкнута, тяжело привыкает к новой обстановке, людям. Будущим родителям понадобится с ней много терпения.
Учитывая эти обстоятельства, малолетний возраст М., а также непродолжительность общения с ней супругов Г. и Д., суд обоснованно посчитал, что не имеется оснований утверждать о наличии устойчивого контакта между заявителями и ребенком, достаточного для его удочерения.
Суд, исходя из требований ст. 123, 124 СК РФ, пришел к правильному выводу о несоответствии интересам ребенка удочерения супругами Г. и Д. несовершеннолетней М., в связи с чем отказал в удовлетворении их заявления. Это яркий пример того, как усыновление не отвечает интересам ребенка.
Таким образом, именно усыновление дает возможность создать ребенку максимально близкие к семейным условия жизни и воспитания. А реализация на практике новых положений законодательства, направленных на защиту прав и законных интересов детей при усыновлении, позволит избежать злоупотреблений в этой важной социальной сфере деятельности государства, а главное, поможет детям под контролем суда с учетом их интересов обрести нормальную полноценную се-
14
мью .
1 Арутюнова Э. В. Понятие и правовая природа усыновления // Семейное и жилищное право. 2010. № 2. С. 17.
2 Там же.
3 Комментарии к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный). 2010 // СПС «КонсультантПлюс».
4 Мурзин Р. Л. Усыновление в Российской Федерации. Вопросы теории и правоприменения // Закон и право. 2008. №11. С. 31.
5 Алиева 3. 3. Особенности рассмотрения судом дел об усыновлении (удочерении) детей // Журнал российского права. 2007. № 1. С. 102.
6 Семейное право: учебник для студентов вузов / С. А. Муратова. М., 2010. С. 268.
7 Постатейный Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» / отв. ред. П. В. Крашенинников // СПС «КонсультантПлюс».
8 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» // Российская газета. 2006. 3 мая.
9 Семейное право России: учебник для вузов / С. Н. Бабурин, А. И. Забейворота, А. Г. Глисков, К. Ю. Бородич. М., 2008. С. 124.
10 Семейное право России: учебник / Л. М. Пчелинцева. М., 2008. С. 569.
п Дубровская И. А. Права ребенка: пособие. М., 2008. С. 34.
12 Семейное право России: учебник / Л. М. Пчелинцева. С. 571.
13 Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. № 7.
14 Левушкин А. Н. Тенденции развития условий усыновления по законодательству государств - участников СНГ и стран Балтии // Законодательство и экономика. 2010. № 9. С. 77.
Статья поступила в редакцию 8 февраля 2011 г.