7. Михед, А. Важные термины ютуба, которые обязан знать каждый автор канала [Электронный ресурс]. - URL: http://life-crazy.ru/vazhnye-terminy-yutub-kotorye-obyazan-znat-kazhdyj-avtor-kanala.html.
8. Никитина, А. [НауЧпок] [Электронный ресурс]. - URL: https://www.youtube.com/ channel/UCaY08MNW5C097-0je7xT6fA
9. Олешко, В. Ф. Психология журналистики [Текст] : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Журналистика» / В. Олешко. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2006.-240 с.
10. Подстрешный, К. От винта! Что приблизительно переводится как «Лучшая передача о компьютерных играх, которая когда-то существовала» [Электронный ресурс]. -URL: http://ot-bezvinta.narod.ru/GameNavigator-07.2004.pdf.
11. Соболев, Н. Rakamakafo [Электронный ресурс]. - URL: https://www.youtube.com/ channel/UCtHimY-CLBNM_Rn79-T7ZQA.
12. Старкова, О. Типы и виды видеороликов [Электронный ресурс]. - URL: http://video. oxstar.ru/tipi-i-vidi-videorolikov/.
13. Тажетдинов, Т. Как стать первым на YouTube: секреты взрывной раскрутки [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/doc3555422_350213541?hash=4207f534463eacc77 5&dl=c42add5506f01166d6.
14. Уланова, М. А. Интернет-журналистика [Текст] : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Журналистика» / М. А. Уланова. - М. : Аспект Пресс, 2014,- 287 с.
15. Цвик, В. Л. Телевизионная журналистика [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» / В. Л. Цвик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 495 с.
16. Шарий, А. SuperSharij [Электронный ресурс] : видеоблог. - URL: https://www. youtube.com/user/SuperSharij.
Федотовский В. В. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОГРАФИКИ
В предложенной статье рассматривается история инфографики, этапы её развития. Автор акцентирует внимание на том факте, что в истории развития инфографики были этапы кризиса, и достаточно подробно анализирует кризис 2011-2014 года. В работе отмечены перспективы развития инфографики, среди которых - сближение инфографики и больших данных.
Ключевые слова: инфографика, большие данные, инфодизайн.
Инфографика проделала непростой путь в современных медиа. Сама её история насчитывает от 40-50 лет до сотен и даже тысяч (в зависимости от взгляда на предмет и его определение). Однако за последние пять лет она претерпела изменений чуть ли не больше, чем за всю её предыдущую историю. Во многом это обусловлено дигитализацией и сращиванием инфографики как формата с мобильными платформами. На это же время приходится непростой период - второй кризис инфографики.
Античность и Средние века - время праинфографики - таблицы, графики движения небесных тел, анатомические карты. Работам этого времени не присущи многие из привычных для нас критериев инфографики, однако с тем, что это полноценная визуализация информации, спорить сложно (рис. 1).
Рис. 1. Анатомическая карта, Средние Века.
В эпоху Возрождения начинает складываться теоретическая база современной инфо-графики - аналитическая геометрия, статистика, проводятся первые социальные исследования, создаётся система координат. На этот же период приходится расцвет картографии, связанный с великими географическими открытиями (рис. 2).
Рис. 2. Карта Европы, эпоха Возрождения.
На развитие иифографики в XVIII веке в значительной мере повлияло развитие печатного дела - авторы теперь могли экспериментировать с формой и цветом, что открыло новые границы для визуализации (рис. 3).
Рас. 3. Джозеф Пристли, Новый график истории, 1769.
Новый этап, начавшийся в середине XIX века, некоторые называют «Золотым веком инфографики» [11]. В это время зарождается современный инфодизайн в том виде, каком его знаем мы, и создаются одни из лучших работ - схема движения французских войск во время Отечественной войны 1812 года, показывающая как путь их следования, так и количество людей в армии [13] (рис. 4).
1869.
Начало XX века ознаменовалось первым кризисом инфографики. Известна цитата родом из Британского аналитического бюро: «Сбор данных - это как сбор пшеничных
зерен, а графическая обработка - дело хлебопекарни». Тогда же, благодаря распространению визуализированной информации, произошло деление на людей «более визуальных» и «более табличных». Сейчас это неактуально, но в то время были люди, предпочитавшие текст визуализированной информации.
Кризис был преодолен во второй половине XX века. В то время появляются первые научные работы по визуализации (в частности - публикации «отца инфографики» Эдварда Тафти) [11]. Происходит реабилитация инфографики, появляются издания, постоянно прибегающие к ней.
Ближе к концу нулевых инфографика достигает одного из пиков своего развития. Появляются первые примеры интерактивной инфографики, восприятие людей делает окончательный выбор в сторону визуальных данных.
Примерно на 2011-2014 годы приходится второй кризис инфографики. Незадолго до этого произошёл крупный бум визуализации - в основном благодаря рекламщикам [19]. Специалисты по маркетингу начали повально использовать её как средство продвижения своего товара. Стоит отметить, что она может прекрасно работать и в этой сфере - если знать, как её следует создавать. Инфографика стала необычайно популярна - в это время она выходит из юрисдикции профессионалов (математиков, статистов, дизайнеров) и становится доступна широким массам [18]. И, как это зачастую бывает, популярность привела к насыщению контентом низкого качества. Таким образом, инфографика была дискредитирована и стала восприниматься как нечто проходное, посредственное [15].
Инфографика начала выбираться из кризиса в 2014 году [20]. В это время создаются научные работы по визуализации, которые не появлялись уже около полувека, ведётся активная деятельность по повышению визуальной грамотности пользователей, отслеживаются актуальные для инфографики тренды в статистике и дизайне, бренды и компании работают над налаживаем визуальной коммуникации [19]. При всём этом, инфографика продолжает быть одним из самых распространённых средств визуальной коммуникации в сфере социальных медиа, контент-маркетинга и БЕО-оптимизации [9. С. 18]. Выйти инфографике на новый уровень помогли следующие тенденции: 1) общий сдвиг медиасферы в сторону визуальной коммуникации [16]; 2) мобильность устройств, начало эпохи адаптивного дизайна; 3) интерактивность [1]; 4) упор на сторителлинг [17]. После выхода из кризиса инфографика продолжает уверенно двигаться в этом же направлении - интерактивность, адаптивность, сторителлинг. Однако сейчас к этому списку можно добавить новый тренд, который зародился только в 2015 году, и за которым, по мнению некоторых экспертов в медиа и дизайне, стоит будущее инфографики. Эрнесто Оливарес, дизайнер инфографики, отмечает тенденцию к смешению инфографики и больших данных. Он пишет: «Что будет, если смешать феноменальную способность инфографики рассказывать увлекательную историю с глубоким аналитическим потенциалом больших данных?» [12]. Ещё год назад это было маловероятно, однако уже сейчас существует множество примеров таких работ. Будущее инфографики определено - скучные графики, приевшиеся шаблоны и пустая визуализация уходят в прошлое. Более того, данный тренд не только изменит суть инфографики, но и значительно повлияет на другие определяющие её тенденции [12].
Сегодня в науке о журналистике вопросу изучения больших данных, журналистики данных, визуализации их контента уделяется большое внимание. Например в работах С. И. Симаковой [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 10] рассматриваются тенденции их развития под влиянием цифровых технологий, отмечается влияние новых технологий на инструменты репрезентации визуального контента. Подчеркивается, что развитие цифровых технологий привело к расширению существующих и появлению новых медиатрендов - журналистике данных и визуализации информации в современных СМИ. В статье «Журналистика данных как объективное требование времени и её влияние на формирование визуальной журналистики» автор, придерживаясь мнения, что визуальная жур-
налистика является инструментом передачи информации для журналистики данных, аргументированно показывает, что развитие журналистики данных неизбежно влечет за собой развитие визуальной журналистики [4]. По мнению ученого, «развитие журналистики данных неизбежно влечет необходимость в развитии и совершенствовании инструмента наглядной интерпретации её результатов - визуальной журналистики» [4. С. 23]. Вслед за С. И. Симаковой мы утверждаем, что изменения происходят и в каждом конкретном направлении визуализации, в частности, в инфографике. Например, говоря об интерактивности, мы больше не говорим об анимированности инфографики [9. С. 19]. Подсвечивающими фрагментами графика и всплывающими облачками с процентами уже никого не удивишь. Интерактивность теперь переходит свои пределы и подбирается к принципам индивидуализации и кастомизации. В качестве примера можно взять специальный проект The Washington Post «The Wizards' shooting stars» [21], на котором изображены все броски баскетбольной команды «The Wizards» за сезон. На инфографике отображается: позиция броска, траектория, имя игрока. Пользователь может отфильтровать данные по признаку отдельного игрока, успешности броска, зоне броска. Плюс ко всему - инфографика показывает процентное соотношение зон бросков, игроков и выводит общие данные о меткости «Волшебников». Количество информации приближается к формату больших данных, что необычно для инфографики, а интерактивность служит не просто упрощению восприятия данных, а кастомизации их для отдельного пользователя (рис. 5-6).
Рис. 5. Все траектории бросков.
Otto Porter
• # % •
1 • -V . L ■ ■ 1 ■ 1 П л 1 |
1 1 ■ • ♦ % ; # О
* * • ч- г
¡jliol ClMrt
Рис. 6. Данные об одном игроке.
Влияние больших данных на адаптивность также велико. Разумеется, мобильные устройства не всегда располагают необходимой мощностью для работы с большими данными, а маленький экран только усложняет просмотр. Чёткого понимания оптимизации под мобильные устройства инфографики нового поколения нет, однако, как отмечает тот же Оливарес и множество других экспертов в области дизайна, адаптивность неизбежна, и уже сейчас доминирует принцип разработки приложений «mobile-first», так что большие данные в инфографике придут к этому в скором времени.
Визуальный сторителлинг также претерпит изменения. Опять-таки это из-за повышенного содержания разнообразных данных и упора на них. Создателю инфографики необходимо выстраивать её таким образом, чтобы рассказываемая история не теряла из-за выборочного восприятия читателя - как мы знаем из опыта работы с большими данными, пользователи отбирают что-то специфичное для себя. Хорошим примером могут являться инфографики от Tabletop Whale [14]. При заметной тенденции к большим данным, каждая их работа качественно рассказывает интересную историю - зачастую это благодаря визуальной стилизации и грамотной анимации. В качестве примера можно взять карту поверхности Марса, стилизованную под географические карты викторианской эпохи и инфографику о дыхании, показывающую с помощью анимации физические показатели дышащего (рис. 7).
Рис. 7. 3 разных способа дышать, TabletopWhale.
Сближение инфографики и больших данных - пока только грядущий тренд, и относится больше к сфере предсказаний. Однако уже сейчас возникают показательные прецеденты такого явления, и, основываясь на его реальном и потенциальном воздействии на инфографику как направление и медиа в целом, можно смело заявить, что данный тренд станет ведущим и определяющим для инфодизайна в будущем.
Список литературы
1. Инфогра. Почему за интерактивной инфографикой будущее [Электронный ресурс] / Инфогра. - URL: http://infogra.ru/infographics/pochemu-za-interaktivnoj-infografikoj-budushhee.
2. Симакова, С. И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов [Текст] / С. И. Симакова II Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Филология. Искусствоведение. -2015. -№ 5 (360). - С. 163-169.
3. Симакова, С. И. Дата-журналистика как медиатренд [Текст] / С. И. Симакова II Вестн. Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. - 2014. -№2 (2). - С. 481-485.
4. Симакова, С. И. Журналистика данных как объективное требование времени и её влияние на формирование визуальной журналистики [Текст] / С. И. Симакова II Знак : проблемное поле медиаобразования : науч. журн. - Челябинск, 2016. - № 1 (18). - С. 18-25.
5. Симакова, С. И. Журналистика данных как современное направление журналистики [Текст] / С. И. Симакова II Знак : проблемное поле медиаобразования : науч. журн. -Челябинск, 2013. - № 1 (11). - С. 52-56.
6. Симакова, С. И. Журналистика данных: модно или актуально? [Текст] / С. И. Симакова II СМИ в условиях информационной глобализации : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 25-26 апреля 2013 года) / сост. Д. Л. Стровский, О. В. Ильина - Екатеринбург : Урал. фед. ун-т, 2013. - С. 39-43.
7. Симакова, С. И. Инфографика как способ визуализации журналистского контента [Текст] / С. И. Симакова II Знак : проблемное поле медиаобразования : науч. журн. - Челябинск, 2015. - № 1 (15). - С. 34-40.
8. Симакова, С. И. Инфографика как средство визуализации экономической информации в СМИ [Текст] / С. И. Симакова II Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Филология. - 2014,-Вып. 92. - С. 77-83.
9. Симакова, С. И., Федотовский, В. В. Инфографика: прошлое, настоящее, будущее [Текст] / С. И. Симакова, В. В. Федотовский// Знак : проблемное поле медиаобразования : науч. журн. - Челябинск, 2016.-№3 (20). - С. 13-25.
10. Симакова, С. И. Тенденции визуализации журналистского контента в современных СМИ [Текст] / С. И. Симакова II Вестник Северо-Осетинского государственного ун-та им. К. Л. Хетагурова. -2015.-№3,- С. 213-218.
11. Edward Tufte. The Visual Display of Quantitative Information - second edition. Graphics Press, Cheshire, Connecticut, 2001.
12. Ernesto Olivares. Graphic Design Predictions [Электронный ресурс] /Ernesto Olivares. -URL: https://ernestoolivares.com/2015/12/01/graphic-design-predictions-2016/.
13. McCandless, D. The Visual Miscellaneum: A Colorful Guide to the World's Most Consequential Trivia [Электронный ресурс] /DavidMcCandless. -URL: http://www.amazon. com/The-Visual-Miscellaneum-Colorful-Consequential/dp/0061748366.
14. Tabletop Whale [Электронный ресурс] /Tabletop Whale. -URL: http://tabletopwhale.com/.
15. Texterra: Почему инфографика - пустая трата денег [Электронный ресурс] / Texterra. -URL: http://texterra.ru/blog/pochemu-infografika-eto-pustaya-trata-deneg.html.
16. Tutsplus. «How to Add Illustrative Flair to an Infographie Without Compromising Data» [Электронный ресурс] / Tutsplus. - URL: http://design.tutsplus.com/articles/how-to-add-illustrative-fiair-to-an-infographic-without-compromising-data--vector-5829.
17. Ilde,r S. Popular Methods for Online Storytelling [Электронный ресурс] / S. Uder. -URL: http://sixrevisions.com/user-experience-ux/online-storytelling-methods/.
18. Graphic Design Degree Hub: What makes a great infograpfic [Электронный ресурс] / Graphic Design Degree Hub. - URL: http://www.graphicdesigndegreehub.com/great-infographic/.
19. McCarty, В. Infographies: Separatingthegreatfromthe mediocre [Электронный ресурс] / В. McCarty. - URL: http://thenextweb.com/insider/2013/07/26/infographics-separating-the-great-from-the-mediocre/.
20. Visual.ly: What makes a good infographie [Электронный ресурс] / Visual.ly. - URL: http://visual.ly/what-makes-good-infographic.
21. Washington Post - Wizards Shooting Stars [Электронный ресурс] / Washington Post. -URL: http://www.washingtonpost.com/wp-srv/special/sports/wizards-shooting-stars/.
Цецхладзе Л. T.
ОБРАЗ РЕСПУБЛИКИ КОРЕИ В РУССКОЯЗЫЧНЫХ СМИ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ-ГАЗЕТЫ LENTA.RU)
Интерес к азиатским странам в последнее время сильно увеличился. Особую роль в этом играют не утихающие разногласия на Корейском полуострове. По мере включения России в решение конфликта все больше россиян начинают проявлять интерес к двум корейским государствам и к Республике Корее в частности. В СМИ все чаще появляются аналитические материалы, посвященные не только противостоянию на Корейском полуострове, но и развитию отношений между Россией и Республикой Кореей, созданию и укреплению экономических и культурных связей. Поэтому можно говорить о создании образа Кореи среди русскоязычного населения. На данный момент этот процесс находится на стадии формирования. Хотя некоторые стереотипы, перенятые из европейских стран,уже можно считатьустоявшимися.
Ключевые слова: образ Республики Кореи, конфликт на Корейском полуострове, Республика Корея в СМИ.
В сегодняшней геополитической ситуации главной задачей государства является его правильно позиционирование. Формирование образа страны происходит стихийно, пока его создание не становится целью коммуникации. Это происходит путем перехода индивидуальных представлений журналиста в массовое сознание. И эти образы в последующем формируют медиасреду. Конструирование образа - динамичный процесс, то есть он подвержен изменениям с течением времени. Как правило, образ включает в себя не только представление о стране, существующее на данный момент, но также идеальный и, что крайне важно, ожидаемый образ.
С 1991 года, когда были установлены дипломатические отношения между Россией и Республикой Кореей, страны вступили в плотное торговое сотрудничество [5. С. 159]. После распада Советского Союза Россия не была заинтересована в конфликтной ситуации, развивающейся между двумя Кореями. Россия и Южная Корея выступали только в качестве торговых партнеров. Но с усилением ядерной мощи КНДР и вовлечением России в борьбу, развернувшейся на Корейском полуострове, вопрос формирования у россиян образа Республики Корея стал весьма актуальным. Наравне с нынешним образом Южной Кореи имеет значение и ожидаемый образ государства.
Для выявления представлений о Республике Корее, формируемых у россиян через СМИ, нами был проведет анализ содержания интернет-издания Lenta.ru.
Для анализа были рассмотрены все материалы, посвященные Республике Корее. Всего naLenta.ru словоформа «Южная Корея» употребляется 5245 раз (на 10 апреля 2016 года). Официальное название страны - Республика Корея, но неофициальная форма - Южная Корея - является широко употребляемой в СМИ. Как правило, в материалах портала