15. Симакова, С. И. Инфографика как способ визуализации журналистского контента [Текст] / С И. Симакова // Знак : проблемное поле медиаобразования : науч. журн. - Челябинск, 2015. - № 1 (15). - С. 34-40.
16. Симакова, С. И. Инфографика как средство визуализации экономической информации в СМИ [Текст] / С. И. Симакова // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Филология. - 2014. - Вып. 92. - С. 77-83.
17. Симакова, С. И. Инфографика: прошлое, настоящее, будущее [Текст] / С. И. Симакова, В. В. Федотовский // Знак : проблемное поле медиаобразования : науч. журн. - Челябинск, 2016. -№3 (20). - С. 13-25.
18. Симакова, С. И. Тенденции визуализации журналистского контента в современных СМИ [Текст] / С. И. Симакова // Вестник Северо-Осетинского государственного ун-та им. К. Л. Хетагурова. -2015.-№3,- С. 213-218.
19. Смирнова, Е. А. Инфографика в системе журналистских жанров [Текст] / Е. А. Смирнов // Вестн. ВолГУ - Сер. 8, Литературоведение, Журналистика. - №11. -2012. - С. 92-95.
20. Тихонова, Е. М. Инфографика в арсенале журналиста современной российской региональной газеты [Текст] / Е. М. Тихонова // Вестн. Томского Госуд-го Ун-та, Филология. - 2010. -№2,- С. 145-152.
21. Infogra: Почему за интерактивной инфографикой - будущее [Электронный ресурс] / Infogra. - URL: http://infogra.ru/infographics/pochemu-za-interaktivnoj-infografikoj-budushhee (дата обращения: 12.05.2017).
22. McCarty, В. Infographies: Separating the great from the mediocre [Электронный ресурс]/ В. McCarty. - URL: http://thenextweb.com/insider/2013/07/26/infographics-separating-the-great-from-the-mediocre/] (дата обращения: 08.05.2017).
23. Washington Post. Wizards' Shooting Stars [Электронный ресурс] / Washington Post. - URL: http://www.washingtonpost.com/wp-srv/special/sports/wizards-shooting-stars/ (дата обращения: 07.05.2017).
Хакимова Д. M.
ОСОБЕННОСТИ КОНТЕНТА ИНФОРМАЦИОННО-МУЗЫКАЛЬНЫХ
ПОРТАЛОВ В ИНТЕРНЕТЕ
В данной работе рассматриваются информационно-музыкальные порталы как часть современной музыкальной журналистики; разрабатывается их типологическая характеристика. Материалом исследования послужил как анализ контента более чем двадцати подобных порталов, так и результаты социологического опроса аудитории. Были выявлены и описаны основные проблемные моменты функционирования современных информационно-музыкальных порталов.
Ключевые слова: информационно-музыкальный портал, музыкальная журналистика, интернет-СМИ, развлекательная журналистика, специализированная журналистика.
Музыкальная индустрия составляет одну из самых востребованных сфер в жизни современного общества. С течением времени поменялись каналы распространения подобной информации. Вместо радио и телевидения сегодня все необходимые сведения об исполнителе и его композиции находятся в открытом доступе в Интернете. В частности, существуют специальные информационно-музыкальные порталы, где хорошо совмещается как журналистская составляющая, так и музыкальный поток.
Несмотря на значительное количество подобных сайтов, многие из них являются однотипными и, как правило, посвящены одному музыкальному исполнителю или жанру. Это затрудняет поиск и разнообразие информации, и, как следствие, такие порталы из информационно-музыкальных превращаются в просто музыкальные. А это значит, что журналистика уходит на второй план, начинает отсутствовать необходимая аудитории информация. Мы видим актуальность в исследовании информационно-музыкальных порталов с точки зрения подробного изучения их контента и выявления как его положительных, так и отрицательных сторон.
Несмотря на то, что интернет-журналистика сегодня очень активно развивается, исследователей в области данной темы немного. Так изучением музыкальной журналистики занимаются В. Беньямин «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» (2003 г.), Т. А. Курышева «Музыкальная журналистика и музыкальная критика» (2007 г.), А. Горохов «Дыра, прикрытая глянцем» (2007 г.), А. И. Окопов «Журналистика электронных сетей» (2007 г.) и другие. Об Интернет-СМИ пишут А. А. Калмыков «Взгляд на проблемы сетевой журналистики внутри и снаружи Интернета» (2003 г.), Л. А. Коханова «Интернет-журналистика» (2002 г.), Я. С. Воскобойников, В. К. Юрьев «Журналист и информация» (2001 г.) и другие. Однако на данный момент подробно не изучена тема информационно-музыкального портала в пространстве Интернета.
«В современном мире стремительно развиваются каналы массовой информации: наряду с печатью, радио и телевидением доминирующие позиции занимает Интернет» [1]. В связи с этим обществу необходима новая информация: разнообразная, свежая и актуальная. Новые потребности привели к расширению направлений общественного интереса, и, как следствие, постепенному расслоению журналистской деятельности на отдельные профессиональные сферы. «Все большее значение приобретают узкоспециализированные направления, охватывающие разные стороны жизни людей» [2].
Поток информации, сообщаемой специальной журналистикой несет в себе - пусть и в упрощенной, адаптированной форме - огромную познавательную энергию, расширяет круг интересов, в какой-то мере восполняя пустоты в образовании [1].
«Художественная журналистика, к которой принадлежит музыкальная журналистика, обращена к искусству как к главному объекту своего внимания» [4]. Но не просто к событиям общественно-культурной жизни в сфере искусства, в которых может разобраться и журналист «широкого профиля», а именно к явлениям, связанным с художественным творчеством, потребность в котором - одно из сильнейших влечений человека с древних времен.
«Главным объектом внимания музыкальной журналистики является современный музыкальный процесс» [5].
Согласно учебному пособию Курышевой, музыкальная журналистика - понятие более полное, вмещающее в себя музыкальную критику (критико-оценочную деятельность) и другие аспекты публицистики, направленной на музыкально-культурный процесс [1].
«С развитием Интернета многие популярные музыкальные журналы перебрались в новое медийное пространство» [6]. Кроме того, в начале нулевых годов стали активно создаваться информационно-музыкальные порталы.
Во время нашего исследования мы обнаружили, что практически каждый сайт, так или иначе связанный с музыкой, позиционирует себя как музыкальный портал или музыкальный журнал.
Поскольку подробно не изучалась тема интенсивного распространения информационно-музыкальных порталов, мы сочли целесообразным ввести это определение самостоятельно.
Информационно-музыкальный портал - это веб-сайт, предоставляющий пользователю Интернета всю информацию о том или ином исполнителе (исполнителях), в частности, касающуюся его творческого пути.
На таком портале обязательно должны грамотно сочетаться поток информативный поток (статьи, новости, репортажи, интервью с исполнителями) с потоком музыкальным (наполняемость сайта конкретными композициями). Если отсутствует один из этих принципов, можно утверждать, что портал не может относиться к информационно-музыкальным. На данном этапе развития в России такие порталы не пользуются большой популярностью, поскольку интернет-пользователям такой формат преподнесения информации в купе с музыкой кажется неуместным и сложным.
Определенно, информационно-музыкальные порталы можно отнести к музыкальной журналистике. Но, к сожалению, лишь не многие порталы могут позиционировать себя как интернет-СМИ или даже как портал.
В процессе исследования мы разработали типологию информационно-музыкальных порталов. Итак, такие ресурсы можно разделить по следующим признакам:
• Порталы, имеющие жанровое единство;
• Порталы, относящиеся к определенному региону;
• Порталы, посвящение определенному исполнителю;
• Музыкальные порталы, с которых можно скачать только песни (информации здесь минимум);
• Порталы, осуществляющие поиск по запросу аудитории или по настроению;
• Порталы с мировыми новостями и музыкой;
• Музыкальные журналы.
Кроме того мы установили, что:
1) Не все информационно-музыкальные порталы придерживаются правил написания текстов согласно правилам, характерным для интернет-СМИ;
2) Качественные информационно-музыкальные порталы составляют лишь незначительную часть из всего числа подобных ресурсов;
3) Наполнение информационным контентом на многих сайтах сведено к минимуму;
4) Зачастую информационно-музыкальные перестают регулярно обновляться и теряют свою аудитоию;
5) Структура и наполняемость сайта не зависит от его популярности;
6) Желтая пресса и информационно-музыкальные порталы несовместимы;
7) Самыми авторитетными и читабельными являются музыкальные журналы: они грамотно соотносят музыку и информацию, заполняя интернет-ресурс;
8) Для того чтобы создать свой информационно-музыкальный портал необязательно быть профессионалом, важно просто любить музыку и уметь разбираться в ней.
Для того чтобы понять, насколько посещаемы, читабельны и интересны информационно-музыкальные порталы, выяснить, что цепляет и отталкивает при чтении материала, мы провели опрос среди пользователей Интернета. Всего было опрошено 100 человек в возрасте от 12 до 35 лет, что составляет основную аудиторию слушателей современных музыкальных коллективов, а значит, и аудиторию информационно-музыкальных порта-
Результаты опроса показали, что однотипные информационно-музыкальные порталы, как правило, посвященные одному музыкальному исполнителю или жанру, затрудняют поиск и разнообразие информации. И, как следствие, такие ресурсы из информационно-музыкальных превращаются в исключительно музыкальные. А это значит, что журналистика уходит на второй план.
Также проблемы информационно-музыкальный сайтов связаны в целом со спецификой интернет-порталов. Как отмечает А. А. Морозова, «...определенный вред несут не только интернет-издания с низкой репутацией, которые чаще всего пользуются недостоверными источниками информации, прибегают к труду малограмотных журналистов или стараются получить прибыль своей редакции за счет сенсационных и сомнительных но-
востей. Каждое СМИ, в том числе и в глобальной Сети, может быть небезопасным для аудитории» [3], а значит информация, публикуемая там, может быть не всегда достоверна.
«С появлением Интернета и по сей день музыкальная журналистика в России находится в глубочайшем кризисе» [7]. Это относится и к информационно-музыкальным порталам, как к части этой отрасли. «Русская аудитория избалована огромным количеством бесплатных ресурсов» [8], что позволяет с пренебрежением относиться ко многим порталам, действительно достойным внимания. Изначально, анализируя информационно-музыкальные порталы, мы не были уверены в том, что журналистика на таких сайтах присутствует в чистом виде. Но в процессе исследования мы убедились, что журналистские материалы находятся только на качественных порталах. И опрошенные, сами того не зная, подтвердили нашу гипотезу.
Так, 34% уверены, что если это информационно-музыкальный портал, то там, определенно есть место журналистике. 24 % убеждены, что на таких порталах хорошо совмещается информационный поток и музыкальный. 15 %, напротив, думают, что на порталах главенствующую роль занимает музыка.
Но в упадническом состоянии современной музыкальной журналистики виноваты не только интернет-пользователи, но и сами журналисты, которые, как выяснилось, зачастую просто не правильно преподносят информацию, не следуя основным принципам публикации материалов в Интернете.
Исследовав более двадцати музыкальных порталов, мы выяснили, что не все сайты могут считаться полноценными средствами массовой информации. Это связано с тем, что «многие порталы создаются любителями» [9], а не профессионалами, от чего плохо разработанный дизайн и контент страдают, и, как следствие, поэтому информационно-музыкальные порталы остаются не популярными.
Мы убедились, что эти сайты очень специфичны по своей структуре, дизайну и материалам. Многие из них разработаны не с помощью предпочтений аудитории, поэтому многие считают лучшей альтернативой таким сайтам социальные сети. Так абсолютное большинство опрошенных (78%) получают информацию о любимых исполнителях в Интернете из социальных сетей. Лишь 6% посещают информационно-музыкальные порталы. И это подтверждает гипотезу о том, что социальные сети составляют большую конкуренцию информационно-музыкальным порталам.
Проанализировав результаты социологического опроса, мы выяснили, что практически половина респондентов не посещают информационно-музыкальные порталы, но не потому, что не интересуются творчеством исполнителей, а потому что находят их неудобными для пользования. Кроме того, опрос показал, что социальные сети выступают аналогом информационно-музыкальным порталам еще и от безвыходности людей. В них аудиторию также многое не устраивает, в частности, информативный поток публичных страниц и групп исполнителей, который автоматически подстраивается под микроклимат самой группы. Интернет-пользователи посещают только качественные информационно-музыкальные порталы. Несмотря на то, что их больше привлекают социальные сети, там они не всегда могут найти необходимую информацию. Журналистам таких порталов важно понимать, что без обратной связи и написания по-настоящему профессиональных материалов их статьи не будут пользоваться популярностью.
На основании проделанной работы мы можем сделать определенные выводы об информационно-музыкальных порталах, как части современной музыкальной журналистики. Полученные результаты ярко демонстрируют весь спектр проблем, связанных с данной отраслью журналистики. Отчасти это связано с тем, что многие порталы создаются любителями, а не профессионалами, от чего плохо разработанный дизайн и контент не удовлетворяют запросы потребителей.
Проанализировав социологический опрос, мы выяснили, что практически половина из опрошенных нами не посещают информационно-музыкальные порталы, но не потому,
что не интересуются творчеством исполнителей, а потому что находят их неудобными для пользования.
Мы, как и респонденты, убеждены, что благодаря своевременной обновляемости, делению на рубрики и связи с аудиторией, а также следованию правилам написания текстов для интернет-СМИ можно возродить все информационно-музыкальные порталы, находящиеся на данный момент на грани закрытия.
Список литературы
1. Курышева, Т. А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учеб. пособ. для вузов [Текст] / Т. А. Курышева. - М.: Владос-Пресс, 2007. - 296 с.
2. Кушнир, М. Медиа-музыка [Электронный ресурс] / М. Кушнир. - URL: http://mag. clubconcept.ru/media/media/ (датаобращения: 14.11.2016).
3. Морозова А. А. Факторы влияния журналистского текста в интернет-изданиях на медиабезопасность потребителей медийного контента / СМИ - общество - образование: проблемы медиабезопасности [Текст] / А. А. Морозова II Вестн. Челябинск, гос. ун-та. -Сер. Филология, искусствоведение. - Челябинск. - 2013. - № 22 (313). - С. 39-43.
4. Носик, А. Интернет - не СМИ [Электронный ресурс] / А. Носик. - URL: http://old. vesti.ru/editor/2000/01/26/internetsmi (дата обращения: 16.11.2016).
5. Окопов, А. И. Журналистика электронных сетей [Текст] / А. И. Окопов. - М.: Идея-Пресс, 2005.-256 с.
6. Орлова, Т. Д. Музыкальная журналистика [Текст]: учеб. Пособие / Т. Д. Орлова. -Минск: «Современные знания», 2007. - 118 с.
7. Пророков, Г. Новые блоги про музыку: кого еще читать в русском Интернете [Электронный ресурс] / Г. Пророков. - URL: http://volna.afisha.ru/archive/musicblogs_vol_3/ (датаобращения: 13.11.2016).
8. Пророков, Г. Блог не фраер: кого читать про музыку в русском Интернете [Электронный ресурс] / Г. Пророков. - URL: http://volna.afisha.ru/archive/russkieblogi/ (дата обращения: 21.11.2016).
9. Свердлов, П. Л. Музыкальная журналистика как феномен современного медиапро-странства [Текст] / П. Л. Свердлов. - М.: Знание, 2007. - 100 с.
Цецхладзе Л. Т.
ОБРАЗ РОССИИ В КОРЕЙСКИХ СМИ (НА ПРИМЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНСТВА «ЙОНХАП»)
В статье анализируется образ России, сформированный в дискурсе корейского информационного агентства «Ионхап». Рассматривается специфика взаимоотношений российских и корейских журналистов и их влияние на формирование образов государств. Выделяются основные тематические группы, связанные с формированием образа России в корейских СМИ, основанные на отношениях России и Республики Корея, России и КНДР, России и КНР, а также России и Японии.
Ключевые слова: СМИ, образ России, Республика Корея, КНДР, Корейский полуостров, денуклеаризация, система ПРО США, Ионхап.
Проблема восприятия России в Корее и Кореи в России стоит уже давно. Впервые официально этот вопрос был поднят в 2008 году, во время визита в Россию экс-президента Республики Корея Ли Мён Бака. Во время переговоров с руководством Санкт-Петербургского государственного университета было принято решение о созда-