М. Г. Чурсинова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА КАК ОСОБАЯ ОБЛАСТЬ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА: ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
В данной статье предпринимается попытка разработать гипотезу относительно сущности такого явления современного медиапространства, как музыкальная журналистика. В отличие от существующих представлений о ней как области прикладного музыковедения, автор рассматривает её в рамках журналистики. Отмечая её нетождественность музыкальной критике, он ставит научную проблему, состоящую в том, чтобы выяснить, в чём именно состоят её специфические черты. Анализируя степень исследованности этой проблемы, автор даёт обзор литературы, написанной по данной теме. Основываясь на общих закономерностях журналистики как творческой деятельности, он выявляет предпосылки возникновения музыкальной журналистики как её специфической части. В качестве первой предпосылки рассматривается сложившаяся предметная область журналистики, в качестве второй - система её функций, включающая в себя культурно-формирующую функ-цию. Третьей предпосылкой является «алфавит» массовой информации, предъявляемой аудитории на языке жизни - языке фактов и образов. На этой основе в статье формируется гипотеза об особенностях предмета, функций и алфавита музыкальной журналистики.
Ключевые слова: музыкальная журналистика, музыкальная критика, творческая деятельность журналиста, предмет и функции деятельности, музыкальное восприятие.
Журналисты общественно-политических изданий знают: статьи о музыке, написанные музыкальными критиками, годятся только для специальной прессы, рассчитанной на профессиональную аудиторию - музыкантов. Для прессы универсальной, массовой требуются принципиально иные тексты о музыке - такие, которые могут разбудить у читателя интерес к этому удивительному искусству и дать ключ к пониманию его особого языка. Это означает, что, кроме музыкальной критики как формы самопознания и самооценки творческой деятельности содружества композиторов и исполнителей, должна существовать особая область журналистской деятельности -музыкальная журналистика, ведущая разговор о музыке с широкой аудиторией. И эта область деятельности начала формироваться.
Сегодня понятие «музыкальная журналистика» уже становится привычным. В музыкальных учебных заведениях даже появилась специализация «музыкальный журналист». Однако ясности по поводу того, что характеризует музыкальную журналистику, чем она отличается от музыкальной критики, ни в общественном сознании в целом, ни в профессиональном сознании журналистов и музыкантов пока нет. Это указывает на то, что перед наукой встаёт новая проблема - выявить, в чем состоит специфика данной разновидности журналистской деятельности, и определить черты, которые выводят её за рамки традиционной музыкальной критики.
Актуальность данной проблемы представляется особенно ощутимой в связи с тем, что самая ценная часть музыкального богатства страны - классика - всё больше уступает зону своего влияния в общественной жизни поп-музыке. Это не удивительно: темп современной жизни, лихорадочная смена занятий, хронический дефицит времени не оставляют человеку возможности для глубоких раздумий. А старая добрая классика - как раз музыка созерцания и погружения, «музыка размышляющей души». Утратить это свойство души для людей так же опасно, как опасно потерять зрение или слух. Но как сберечь эту драгоценную способность в современных условиях? Думается, ответ на этот вопрос может дать знание о том, чем способна помочь развитию человека музыкальная журналистика.
Новизна поставленной научной проблемы вполне объясняет тот факт, что подходы к её изучению только формируются. Если музыкальная критика многократно рассматривалась в серьёзных научных трудах Б. Асафьева, Н. Слонимского, Г. Гинзбурга, в журналах «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», «Музыка и время», то музыкальной журналистике пока по-
свящаются в основном публицистические или научно-публицистические статьи. Они интересны тем, что показывают, как идёт процесс осмысления этой специфической области деятельности. Однако убедительного ответа на вопрос о её ключевых характеристиках в них нет. Рассмотрим некоторые из них.
Аспирант МГУ им. Ломоносова Андрей Михеев в своей статье «Новые задачи современной музыкальной журналистики» [6] делится соображениями по поводу её будущего. Он обращает внимание на переход от вертикали общения «артист-журналист-слушатель» к горизонтальному общению «на равных» в интернет-сообществе. Таким образом, журналистика, по его мнению, постепенно утрачивает функцию посредничества.
Функция музыкального журналиста будущего Андрею Михееву видится в «информационном диджеинге». Более того, он считает, что сопроводитель-ные тексты могут и вовсе оказаться ненужными слушателям нового времени. Скорее должна присутствовать гибкая система интерактивного подстраивания информационных потоков под вкус каждого конкретного слушателя. Именно такой подход кажется ему прогрессивным.
Л. А. Птушко, автор статьи «Музыкальная журналистика: от теории к практике» [7], объясняет необходимость развития музыкально-прикладного искусства в России. Она видит музыкальную журналистику именно как область прикладного музыковедения, приравнивает их друг к другу, усматривая «семантические и функциональные связи» между ними. Автор считает, что у музыкальной критики и музыкальной журналистики одна и та же задача, так как восстановить «общественную значимость и уважение к просветительскому слову можно через активную практику в СМИ, возрождая принципы музыкально-критической журналистики, дело просветительства. А оно понималось классиками русской музыкальной критики как «миссия» служения музыке» [7]. Отсутствие профессиональных музыкальных журналистов Птушко объясняет неразвитостью в стране специальности «музыкальная журналистика». С точки зрения Л. А. Птушко, профессиональный журналист «должен владеть расширенным комплексом знаний арт-журналистской деятельности и редакторской практики, первичными навыками сценарной, режиссерской, операторской работы, опытом звуко- и видеомонтажа, чтобы самостоятельно претворять авторские художественные идеи». В завершение статьи она даже предлагает разработку образовательной программы «Прикладное музыковедение». С её помощью «решается и проблема востребованности музыкальных специалистов, которые получают возможность реализовать себя не только в академической музыкальной сфере, но и в просветительстве» [7].
Проблему нестабильности и неразвитости музыкальной журналистики в России рассматривает А. Э. Семёнова в статье «Музыкальная журналистика на страницах газет в условиях трансформации современного российского музыкального искусства» [8]. Это - медиакритика: в основе работы лежит анализ освещения музыкальной жизни в трёх российских газетах («Коммерсант», «Известия», «Аргументы и факты»). Разбирая полосу «Культура» в «Коммерсанте», автор отмечает, что формат издания предполагает лаконизм и точность, поэтому информация предоставляется в основном в жанре «заметка». Бывают и аналитические статьи, но они также отличаются сжатостью и сухостью. Для массовой газеты «Аргументы и факты», по мнению Семёно-вой, характерны «бессистемность выхода материалов музыкальной журналистики, нестабильность штата журналистов, пишущих о музыкальной культуре». Освещение музыкальной жизни в общественно-политической газете «Известия» удостаивается высокой оценки. Анализируя тексты о культуре, автор статьи выделяет постоянную полосу «Интервью», в числе создателей которой -Ярослав Тимофеев, Михаил Маргулис, Ольга Завьялова и Мария Бабалова. «В газете одинаково освещаются события из мира как популярной музыки, так и классического музыкального искусства, такое постоянство становится возможным благодаря профессионализму авторов», - пишет Семёнова [8].
Рассмотренные публикации свидетельствуют о том, что музыкальная журналистика уже заняла определённое место в медийном пространстве, но теоретического знания о ней они в себе не несут.
Первой значительной работой о музыкальной журналистике, содержащей в себе теоретические идеи, можно считать учебное пособие Т. А. Курышевой «Музыкальная журналистика и музыкальная критика» [4]. Сегодня теоретическая база музыкального журналиста исчерпывается этой книгой. Автор её предпринимает попытку развести понятия «музыкальная критика»
и «музыкальная журналистика», связывая последнюю, так же, как и Л. А. Птушко, с системой прикладного музыковедения: «Музыкальная критика» отражает характер мыслительной деятельности - художественно-оценочной по своей природе, направленной на творческую составляющую современного для каждого журналиста музыкального процесса. Понятие «музыкальная журналистика» отражает форму реализации особой музыкально-литературной деятельности, принадлежащей системе прикладного музыковедения. То есть музыкальная журналистика может служить способом выхода как музыкальной критики (оценочной мысли), так и музыкального просветительства, популяризации и пропаганды, любой публицистики, направленной на музыкально-культурный процесс» [4].
Опираясь на сказанное, в данной статье мы считаем возможным сформировать гипотетическую модель трёх ключевых особенностей музы-кальной журналистики: её предмета, цели и «алфавита» - системы используемых ею выразительных средств. При этом мы будем рассматривать её не как часть прикладного музыковедения, а как часть журналистики - деятельности по производству массовой информации.
Как известно, предназначение журналистики состоит в том, чтобы удовлетворять потребности человека и общества как сложной динамической системы в массовой информации, выступающей в качестве средства интеграции людей, средства организации их взаимодействия. Предметом отображения журналистики является социальная действительность в целом - общественная жизнь во всех её проявлениях, все её сферы. Одна из них - культура, включающая в себя как особый сегмент музыкальную жизнь общества. Таким образом, музыкальная жизнь входит в предметную область журналистики, и это оказывается одной из предпосылок возникновения в ней особого звена, сконцентрированного на отражении процессов музыкальной действи-тельности.
Другая предпосылка обусловлена непосредственно структурой информационных потребностей общества, на основе которых формируется система функций журналистики - её общественных обязанностей [10]. В числе их на современном этапе есть функция, определяемая как культурно-формирующая. Необходимость реализации этой функции применительно к музыкальному сегменту общественной жизни также предопределяет формирование особой области журналистики. Нужно сразу пояснить: музыкальная критика выполнить эту функцию не может, поскольку её предназначение связано с развитием музыкальной культуры как процесса созидания музыкальных моделей мира, и она ориентирована на коммуникации «посвящённых». Берёт на себя эту функцию музыкальная журналистика.
Есть и ещё одна предпосылка для становления музыкальной журналистики как особого вида творческой деятельности журналиста. Она связана с теми различиями, которые существуют в «алфавите» музыки как рода творчества и в «алфавите» журналистики, производящей массовую информацию. Музыка имеет свой достаточно сложный язык, образующий нотный текст, сопровождаемый специальными терминами. Тому, кто получил музыкальное образование, он легкодоступен, а вот для тех, кто не посвящён в премудрости музыкальной грамоты, - нуждается в адаптации. Разговор о музыке в широкой прессе должен вестись с учётом этого обстоятельства и во многом - для этого. Языком массовой информации является язык фактов и образов, и для того, чтобы «приспособить» его к общению на почве музыки, нужны специальные сведения. И они есть: это законы музыкального восприятия, которые требуется учитывать при «переводе» языка музыки на язык массовой информации. Это и есть третья предпосылка возникновения музыкальной журналистики как особой области журналистского творчества.
Музыкальное восприятие - понятие историческое, социальное, возрастное. Оно обусловлено системой детерминант: музыкальным произведением, общим историческим, жизненным, жан-рово-коммуникативным контекстом, внешними и внутренними условиями восприятия. Оно обусловлено также возрастом и полом. На музыкальное восприятие влияют стиль произведения, его жанр. Например, «Пятую симфонию» Бетховена слушают иначе, нежели «Прелюдии» Рахманинова. Музыка по-разному воспринимается в историческом филармоническом зале Московской консерватории им. П. И. Чайковского и на открытой эстраде парка культуры и отдыха. Все эти обстоятельства требуется учитывать, когда речь о музыке заходит не только в среде профессионалов.
А теперь можно попытаться сформулировать гипотезу относительно основных характеристик музыкальной журналистики. Есть основания считать, что предмет музыкальной журналисти-
ки определяется закономерностью взаимоотношений музыки как творческой деятельности, музыкальной критики как рефлексии творческого сообщества по поводу произведений музыки и журналистики как деятельности, производящей массовую информацию. Он включает в себя ту сторону общественной жизни, которая представлена взаимодействием музыкального творчества и музыкального восприятия и проявляется как процесс музыкального развития общества.
Функция музыкальной журналистики - содействие музыкальному развитию общества. Перед музыкальным журналистом стоит сложная задача - научить слушателя сопереживать чувствам и настроениям, выраженным композитором при помощи игры звуков, специальным образом организованных. Это означает - включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам, выраженным на языке несловесной коммуникации. Это означает также и расширить его понимание того, как, при помощи каких средств художник - музыкант, композитор, исполнитель - достигает искомого эстетического эффекта. Здесь путь к высокому интеллектуальному росту человека и к развитию эмоциональности личности.
Принципиально важно для журналиста понимать, насколько тесно связаны в восприятии музыки эмоциональное и сознательное. Одним из первых обратил на это внимание Б. В. Асафьев: «Музыку слушают многие, - писал он, - а слышат немногие, в особенности инструментальную... Под инструментальную музыку приятно мечтать. Слышать так, чтобы ценить искусство - это уже напряжённое внимание, значит и умственный труд, умозрение» [1].
Достигаются эти цели, когда «алфавит» массовой информации, состоящий из фактов, образов и нормативов [5], приобретает окраску, которая заложена в ткани музыки - начиная от специфики образов и кончая ритмикой фразы, как бы продолжающей музыкальный ритм. Они редко встречаются в нашей прессе, подобные тексты. Но встречаются. В них обнаруживает себя такое переплетение рационального и эмоционального начала, что они сами воспринимаются как продукт высокого творчества. Назовём хотя бы материал Игоря Вирабова «Вначале был жест», по-свящённый Майе Михайловне Плисецкой и опубликованный в «Российской газете» [3].
Подведём итог сказанному. Музыкальная журналистика есть особая область журналистского творчества, ориентированная на освещение музыкальной стороны общественной жизни и выполняющая культурно-просветительскую функцию. Её обязанность - не только оценивать музыкальную продукцию, но и раскрывать массовой аудитории суть музыкального творчества, синтезируя алфавит массовой информации и алфавит музыки с помощью особой стилистики и особых умений.
Список литературы
1. Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании [Текст] / Б. В. Асафьев. - Москва; СПб: Музыка, 1965. - 149 с.
2. Асафьев, Б. В. Познавательные процессы и пути их изучения [Текст] / Б. В. Асафьев. - 2-е изд. - Л.: Музыка, 1971. - 376 с.
3. Вирабов, И. Вначале был жест [Текст] / И. Вирабов // Российская газета. - № 263. - 2015. - 14 с.
4. Курышева, Т. А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика: уч. пособие для студентов вузов [Текст] / Т. А. Курышева. - М.: Владос-Пресс, 2007. - 296 с.
5. Лазутина, Г. В. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для студентов вузов [Текст] / Г. В. Лазутина. - 2-е изд. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 240 с.
6. Михеев, А. Новые задачи современной музыкальной журналистики [Текст] / А. Мехеев // Медиаскоп. - № 4. - 2015.
7. Птушко, Л. А. Музыкальная журналистика: от теории к практике [Текст] / Л. А. Птушко // Проблемы филологии, культурологии, искусствознания. - №1. - 2010.
8. Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики: учебник [Текст] / Е. П. Прохоров. - 8-е изд. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 351 с
9. Семёнова, А. Э. Музыкальная журналистика на страницах газет в условиях трансформации современного российского музыкального искусства [Текст] / А. Э. Семёнова // Учёные записки Казанского университета. - Том 154, кн. 6. - 2012.
10. Фомичёва, И. Д. Социология СМИ: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / И. Д. Фомичёва. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 335 с.
M. G. Chursinova
MUSIC JOURNALISM AS A SPECIFIC FIELD OF JOURNALISTIC CREATIVE WORK: ORIGIN AND PREREQUISITES
This article represents an attempt to formulate a hypothesis on the essence of music journalism as a feature of contemporary media landscape. The author approaches it within the framework ofjournalism whereas music journalism is often considered applied art. The main scientific objective of the article is to study out the peculiarities of music journalism taking into account the difference between music journalism and music critic. The author conducts a review of the related literature in order to analyze the existing scientific research results. On the basis of common factors ofjournalism as creative work the author identifies the prerequisites of music journalism as a specific part ofjournalism. The first one is its object domain; the second - is the system offunctions it performs (including cultural-forming function); the third prerequisite is the integrals (the "alphabet") of mass information which are represented by the means offactors and images. On the basis of the above mentioned the author formulates a hypothesis on the peculiarities of the subject, functions and means ("the alphabet") of music journalism.
Keywords: music journalism, music critic, journalist's creative work, object and functions of activity, music perception.
References
1. Asafjev, B. V. (1965) Izbrannyje statji o muzykal'nom prosveschenii I obrazovanii [=Selected articles on music enlightenment and education], Moscow, Saint Petersburg, Muzyka 149 p. (In Russ.).
2. Asafjev, B. V. (1971) Poznavatel'nyje processy i puti ih izuchenija [=Cognitive processes and ways of the study], 2nd edition, Leningrad, Muzyka, 376 p. (In Russ.).
3. Virabov, I. (2015), Vnachale byl zhest [=It is a gesture that was in the beginning], in: Rossijskaja gazeta [=Russian Newspaper], no. 263, 14 p. (In Russ.).
4. Kurysheva, T. A. (2007) Muzykal'naja zhurnalistika I muzykal'naja kritika: uchebnoe posobie dlja studentov vuzov [=Music journalism and music critic: manual for graduate students], Vlados-Press, Moscow, 296 p. (In Russ.).
5. Lazutina, G. V. (2010) Osnovy tvorcheskoj dejatel'nosti zhurnalista: uchebnoe posobie dlja studentov vuzov [=Basic principles of creative work of a journalist: manual for graduate students,], 2nd edition, Aspect Press, Moscow, 240 p. (In Russ.).
6. Miheev, A. (2015) Novyje zadachi sovremennoj muzykal'noj zhurnalistiki [=New objectives of contemporary music journalism], in: Mediaskop [=Mediascope], no. 4. (In Russ.).
7. Ptushko, L. A. (2010) Muzykal'naja zhurnalistika: ot teorii k praktike [=Music journalism: from theory to practice], in: Problemy philologii, kulturologii, iskusstvoznanija [=Problems of philology, culturology, art studies], no. 1. (In Russ.).
8. Prokhorov, E. P. (2011) Vvedenie v teoriju zhurnalistiki: uchebnik ^Introduction to journalism theory: coursebook], 8th edition, Aspect Press, Moscow, 351 p. (In Russ.).
9. Semenova, A. E. (2012) Muzykal'naja zhurnalistika na stranicah gazet v uslovijah tranformacii sovremennogo rossijskogo muzykal'nogo iskusstva [=Music journalism on the pages of newspapers in the context of the transformation of modern Russian music art], in: Uchenyje zapisli Kazanskogo universiteta [=Bulletin of Kazan University], volume 154, book 6. (In Russ.).
10. Fomicheva, I. D. (2007) Sociologija SMI [=Sociology of mass media: manual for graduate students], Aspect Press, Moscow, 335 p. (In Russ.).
Чурсинова Марина Геннадьевна - магистрант института издательского дела и журналистики МГУП имени Ивана Фёдорова.