Научная статья на тему 'Музыкальная журналистика на страницах газет в условиях трансформации современного российского музыкального искусства'

Музыкальная журналистика на страницах газет в условиях трансформации современного российского музыкального искусства Текст научной статьи по специальности «Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации (СМИ)»

CC BY
2755
290
Поделиться
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / МУЗЫКАЛЬНАЯ КРИТИКА / ТРАНСФОРМАЦИЯ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / МАССОВЫЕ ИЗДАНИЯ

Аннотация научной статьи по массовой коммуникации, журналистике, средствам массовой информации, автор научной работы — Семенова Аделина Эдуардовна

В статье анализируются образцы музыкальной журналистики, существующей в условиях трансформации музыкальной культуры современной России. Высказывается предположение о кризисе и нестабильности положения музыкальной публицистики в современных печатных изданиях, ориентированных на широкую аудиторию, об однобокости освещения музыкальной культуры (популярная музыка чаще становится объектом журналистской мысли, чем классика), в результате чего нивелируется просветительская функция журналистики как общественной деятельности. Анализ показывает, что среди массовых, деловых и общественно-политических газет только последние отличаются регулярностью выхода музыкальных публикаций и постоянством журналистских кадров, освещающих события культуры.

Похожие темы научных работ по массовой коммуникации, журналистике, средствам массовой информации , автор научной работы — Семенова Аделина Эдуардовна,

The article analyzes some specimens of musical journalism existing now in the conditions of transformation of Russian musical culture. A supposition is made about the crisis and instability of musical journalism in modern printed media targeted at a wide audience as well as about the one-sidedness of the press coverage of musical culture (popular music is more often the object of journalistic concern than classical music) resulting in the leveling of the educational function of journalism as a social activity. The analysis shows that among popular, business and socio-political papers, only the latter are characterized by regular musical publications and a permanent staff of journalists covering cultural events.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Музыкальная журналистика на страницах газет в условиях трансформации современного российского музыкального искусства»

____________УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Том 154, кн. 6 Гуманитарные науки

2012

УДК 101.1:316

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

А.Э. Семенова Аннотация

В статье анализируются образцы музыкальной журналистики, существующей в условиях трансформации музыкальной культуры современной России. Высказывается предположение о кризисе и нестабильности положения музыкальной публицистики в современных печатных изданиях, ориентированных на широкую аудиторию, об однобокости освещения музыкальной культуры (популярная музыка чаще становится объектом журналистской мысли, чем классика), в результате чего нивелируется просветительская функция журналистики как общественной деятельности. Анализ показывает, что среди массовых, деловых и общественно-политических газет только последние отличаются регулярностью выхода музыкальных публикаций и постоянством журналистских кадров, освещающих события культуры.

Ключевые слова: музыкальная журналистика, музыкальная критика, трансформация, музыкальное искусство, массовые издания.

Введение

В наши дни многие задаются вопросом о состоянии музыкальной культуры России, которая, будучи частью общей культуры, выступает в качестве показателя уровня жизни российского народа и его духовного богатства. К сожалению, большинство приходит к пессимистическому выводу: современная музыкальная культура деградирует. Что кроется за этим выводом?

В первую очередь то, что наблюдается повсеместное увлечение музыкой низкого качества, относящейся к разряду популярного музыкального искусства. Вторая сторона проблемы связана с современным композиторским искусством, переживающим не лучшие времена. Композитора сегодня можно сравнить с фокусником, пытающимся удивить мозаикой из различных музыкальных трюков. Далее, специалисты отмечают, что классическое музыкальное искусство отошло на вторые роли в обществе, чему во многом способствовали непрофессиональные публикации журналистов широкого профиля. Последние часто берутся высказывать суждения о музыке, не имея необходимых знаний.

Именно этот аспект проблемы - качество публикаций о музыке в неспециализированных изданиях массового характера - затрагивается в настоящей работе. В центре нашего внимания находится музыкальная журналистика, отражающая на страницах ведущих газет процессы трансформации, которым подвергается музыкальная культура России начала XXI века.

1. Трансформация как символ современной музыкальной культуры России

Каким же трансформациям подверглось музыкальное искусство России в начале XXI столетия? Среди ключевых моментов могут быть названы следующие:

- возрастает роль коммерческого начала в функционировании музыкального искусства в обществе (тиражирование образов массовой музыки, влияние денежных вложений на жизнеспособность того или иного произведения, система «заказного» искусства);

- современный композитор - скорее фокусник (в самом негативном смысле слова), пытающийся заменить ушедшее подлинное искусство созданием нового, чаще похожего на шоу или «лоскутное одеяло», сотканное из музыкальных трюков;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- современный исполнитель все чаще становится «коммерческим продуктом», продвигаемым на рынок для обогащения власть имущих;

- музыкальное образование в России, основанное на лучших традициях, одно из самых основательных и качественных в мире, переживает кризисные времена;

- музыкальная культура сегодня, как и вся культура России, находится в кризисном состоянии, во многом связанном с равнодушным отношением к ней. Она становится в большей степени «развлекающей, ублажающей, обслуживающей» (I).

Это далеко не весь перечень проблем современной музыкальной культуры России. Авторы статей, посвященных культуре, отмечают также следующие факторы, влияющие на ее состояние: недостаточное финансирование, «неспособность нашего сообщества трезво оценить качественное состояние культуры» (II), «тотальный непрофессионализм во всех областях» («уровень дилетантизма, особенно в музыкальной сфере, просто зашкаливает» (III)).

«Так называемая “массовая культура”, являющаяся повседневностью, наносит огромный ущерб подлинному искусству, и нам необходимо культуре и искусству обучать всех детей (хотя бы для того, чтобы понимали, что такое классика)» (IV), - пишет о современном состоянии культуры Р.Б. Бадретдинов, директор ГАОУ СПО «Набережночелнинский музыкальный колледж», кандидат философских наук, заслуженный деятель искусств РТ.

Сама по себе трансформация как процесс имеет не одни лишь негативные стороны. В современной музыкальной культуре России мы можем наблюдать и некоторые положительные моменты. Классическое музыкальное искусство живет в ногу со временем, создаются новые произведения (правда, далеко не все эксперименты с академическими образцами становятся удачными). В силу коммерциализации всех областей общественной жизни академическое музыкальное искусство вынуждено искать пути, которые помогут не только сохранить, но и расширить аудиторию слушателей. Поэтому наблюдается подключение всех каналов средств массовой коммуникации с целью распространения лучших образцов классической музыки, для их продвижения применяются успешные маркетинговые и рекламные ходы.

Не все представители творческой интеллигенции относятся однозначно к экспериментам в области современной культуры. К примеру, в одном из интервью Александр Сладковский (художественный руководитель и главный дирижер ГСО РТ) признался: «Я категорически против смешения жанров. Не потому, что я сноб, нет. Нельзя мешать кисель с борщом. Никто не получит удовольствия. Попытки привлечь слушателя - это болезни роста. Все страны, та же Германия, прошли через эту попытку осовременить классическую оперу. Но я не сторонник подобных экспериментов» (V). Сам дирижер считает, что «публику необходимо воспитывать», поэтому элементы шоу в творческих проектах не приветствует.

Другой представитель творческой интеллигенции, современный композитор и педагог Владимир Мартынов, в интервью общественно-политической газете «Известия» заявляет: «Плохо, когда в классическую музыку проникают законы шоу-бизнеса. Классическая музыка начинает косить под попсу, гении смешиваются со звездами. <...> При соприкосновении чуждых друг другу культур получается уродство» (VI).

Процесс смешения музыкальных стилей и жанров в настоящее время носит глобальный характер и является реальностью. Игнорировать его нельзя, поскольку, судя по всему, за ним будущее. В то же время в его оценке немало спорных моментов. Многие теоретики музыкального искусства видят в этом только негативные стороны, однако эксперименты в данной области не всегда носят исключительно отрицательный характер. Приведем примеры. Модные «миксы» лучших образцов классики, предлагаемые представителями клубной культуры в электронной музыке, действительно не всегда удачны. Здесь в большинстве случаев классические образцы выступают лишь в качестве «сырья» для создания продуктов музыкального искусства. В то же время интересные рок-обработки классической музыки (можно вспомнить, например, концерт «Rock symphony», сыгранный в Казани дважды - в декабре 2010 и в марте 2011 г.) и лучшие произведения рок-музыки в обработке для симфонического оркестра не только привлекают своей новизной, но и приятно удивляют качеством.

Процессы трансформации музыкальной культуры России неизбежны. Мы не в состоянии контролировать все, что производится в этой области, но способны выбирать лучшее. Что именно предпочесть, элитарное или массовое музыкальное искусство - вопрос личный. И в том, и в другом есть как лучшие образцы, так и опусы, способные вызывать лишь недоумение. Игнорировать или только ругать то, что мы сейчас наблюдаем, - самый легкий путь, который не приводит ни к чему. Единственный выход для каждого человека - формировать свое качественное музыкальное пространство.

2. От музыки к слову о ней

Музыкальную историю создает музыка, а историю музыки сегодня пишут представители как минимум двух профессий - музыкальные теоретики и журналисты. Первые создают ее методом анализа музыкальных произведений, связывая его непосредственно с историческими фактами развития музыкальных стилей, вторые пишут в режиме «здесь и сейчас». Если музыковедческое слово есть слово профессиональное и порой перегруженное специализированными

терминами, а значит, ориентированное на музыкантов-профессионалов, то слово журналистское направлено на обывательские массы, призвано воспитывать и просвещать, пробуждая стремление к развитию. Сегодня, в условиях рыночных отношений, слово о музыке в массовой периодической печати отходит на второй план, уступая место информации иного рода.

Наука о музыке, оставившая большое наследие по изучению функционирования и развития музыкальной критики, долгое время игнорировала существование музыкальной журналистики. «В музыкознании сложилась традиция говорить только о музыкальной критике как об исторически развивающемся явлении музыкально-культурного процесса» [1, с. 12]. Изучение текстов, созданных музыкальными критиками, представляет собой важный аспект осмысления «общественно-художественных запросов эпохи» [1, с. 13]. «При этом главный предмет внимания - что и кем сказано, делало менее значимым - каким способом, в каких условиях это было произнесено», - пишет Т.А. Курышева [1, с. 15].

Мы полагаем, что понятие музыкальная критика отражает оценочный характер мысли, в то время как музыкальная журналистика - форма реализации особой музыкально-литературной деятельности, она может служить «способом выхода как музыкальной критики (оценочной мысли), так и музыкального просветительства, популяризации и пропаганды, любой публицистики, направленной на музыкально-культурный процесс» [1, с. 16]. Фактически понятие музыкальная журналистика, как более широкое, включает в себя понятие музыкальная критика. По этой причине, говоря о музыкальной публицистике, далее мы будем применять термин музыкальная журналистика.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Советская музыкальная журналистика, создаваемая в основном музыкальными критиками, была инструментом идеологической пропаганды. Принято было писать лишь о тех произведениях музыкального искусства, которые четко проводили в своем содержании идеологическую политику государства и способствовали утверждению социалистического режима. Необходимо отметить, однако, что в советской музыкальной журналистике, создававшейся профессионалами, мы находим лучшие образцы, связанные с высокой литературной одаренностью советских музыкальных критиков, вещавших со страниц как специализированных изданий, так и массовых. Вспомним публикации Георгия Хубова, Бориса Асафьева, Валериана Богданова-Березовского и многих других талантливых музыкальных журналистов.

Постсоветский период, начинающийся с распада СССР, характеризуется новыми тенденциями. В музыкальной культуре появляется понятие «коммерческий продукт», музыкальное произведение становится товаром. Музыкальную культуру начинает определять слушатель, его потребности ставятся во главу угла как среди музыкантов, так и среди музыкальных журналистов.

Музыкально-критические материалы, столь важные для отражения процессов, происходящих в мире музыкального искусства, остаются прерогативой специализированных изданий о музыке, в то время как в советский период подобные материалы публиковались и на страницах массовых изданий. Известный советский журналист, музыковед, композитор В.М. Богданов-Березовский, начинавший свою деятельность музыкального журналиста в массовых печатных изданиях, отмечает в своих воспоминаниях: «Окидывая взором пройденный путь

журналиста и газетчика, неотделимый для меня от пути композитора и музыковеда, я проникаюсь чувством величайшего пиетета к этой самой живой, очень полезной, необходимой обществу профессии» [2, с. 13].

Сейчас остро встает проблема «вымирания» музыкальной журналистики на страницах газет, однобокости и поверхностности дилетантского освещения музыкальных событий. Несомненно, полоса «Культура» должна формироваться с учетом разнообразия мира современного искусства и представлять полную картину происходящего. Журналисты обязаны осознавать важность своей деятельности и ответственность перед читателем. «Публикуя отзыв, обзор, статью в газете или журнале, мы апеллируем к неизмеримо большему кругу людей, притом очень разных по направленности своих интересов, можно сказать a priori - ко всем, к знакомым и незнакомым, видимым и невидимым, специалистам и любителям, и даже невеждам, в которых мы имеем возможность разбудить и живой любительский и более глубокий - профессиональный интерес к предмету высказывания», - пишет В.М. Богданов-Березовский [2, с. 3].

В наши дни происходит процесс утрачивания профессиональных кадров музыкальной журналистики. Необходимо отметить, что современную музыкальную журналистику создают не только музыковеды, но и журналисты широкого профиля. Публикации последних редки и зачастую некачественны. Нестабильность выхода материалов о музыке в массовой печати свидетельствует, вероятно, о двух моментах: о равнодушии редакторов этих изданий и об отсутствии кадров, специализирующихся на освещении музыкальных процессов.

Музыкальная журналистика - специфическая сфера. Для создания качественного материала о музыке мало быть хорошим журналистом, необходимо еще и свободно владеть соответствующей терминологией, разбираться в музыкальном искусстве. Один из известных музыкантов, Николай Малько, в статье «О критиках» писал: «Пресса, я имею в виду “безответственную” прессу, может причинить большой вред артисту, особенно молодому. Повторяю, я имею в виду неверные и несправедливые отзывы, высказанные искренне критиком-невеждой, и отзывы пристрастные, высказанные не искренне» [3, с. 65]. В советской музыкальной журналистике отделами культуры и искусств заведовали мастера своего дела, среди которых стоит назвать известных музыковедов, журналистов Г.Р. Гинзбурга, Е.К. Кузнецова, М.О. Янковского, И.И. Соллертинского,

Н.Л. Слонимского. Немногие из современных музыкальных журналистов, создающих материалы о музыке для массовых периодических изданий, имеют даже среднее музыкальное образование (как правило, их публикации оставляют приятное впечатление).

Вполне естественно, что невозможно заставить получить музыкальное образование всех, кто сегодня создает музыкальную публицистику. Для решения проблемы необходимо пересмотреть образование современных журналистов: в курсе лекций по «Культурологии» студентам рассказывают в основном об архитектуре, живописи, литературе, тогда как обзорное изучение музыкальных направлений той или иной эпохи не входит в программу предмета.

Другой путь решения - возврат к практике советской журналистики и привлечение музыковедов к созданию материалов для массовой периодической печати. Неграмотность большинства публикуемых материалов - проблема,

касающаяся не только музыкальной журналистики, но и всей системы современной периодической печати. В наши дни журналистика представляет собой некий огромный печатный станок, создающий массу некачественных текстов. Во главу угла ставятся скорость, с которой распространяются материалы, сенсационность и скандальность публикаций. Эта тенденция присуща массовым периодическим изданиям, аудиторией которых является большая часть общества.

На сегодняшний день существует как минимум пять каналов распространения материалов о музыкальном искусстве: радио, телевидение, Интернет, специализированные печатные издания и массовая печать. Это площадки, позволяющие ориентироваться в современном музыкальном пространстве. Объектом нашего научного интереса в данной работе стали газеты как неспециализированные массовые издания. Далее мы проанализируем выпуски газет «Коммерсантъ», «Известия» и «Аргументы и факты» за январь - апрель 2011 г. на предмет наличия качественных материалов о музыкальном искусстве.

Выбор названных изданий не случаен: каждое из них охватывает свой сегмент российского общества, ориентируется на определенную аудиторию. Вторым важным критерием отбора была лидирующая позиция этих газет в рейтингах популярности и цитируемости российских изданий за 2011 год.

«Коммерсантъ» - ежедневная общенациональная газета, ориентированная на людей, чья профессия связана с деловой сферой общественной жизни (экономика, политика, бизнес и т. п.). Материалы издания носят разносторонний характер (то есть потенциально оно может быть интересно и обывателю), но предпочтение отдается деловой информации, которая занимает в газете от 45% до 80%.

Как же отражена в этом издании музыкальная составляющая культуры российского общества? Для начала укажем, что характерными чертами газеты являются лаконичность освещения культурной сферы, нестабильное положение полосы «Культура» (как правило, это 9-я или 10-я полоса), нерегулярность выхода информации о культурных событиях, а также частое невнимание к музыкальной культуре. Среди приоритетных направлений культуры газета определяет киноискусство, литературу, художественное, театральное (в том числе и оперное) творчество. «Коммерсантъ» может проигнорировать музыкальные события мирового масштаба: так, в феврале 2011 г. в Казани проходил XXIX Международный оперный фестиваль, носящий имя Федора Шаляпина, за ним (в мае) следовал Международный фестиваль балетного искусства им. Рудольфа Нуриева, однако в газете эти события не были освещены. Заметим, что мы рассматривали именно региональные выпуски газеты «Коммерсантъ» (Волга - Урал), для которых названные культурные события актуальны не только в силу своего масштаба, но и территориально, ведь это издание сообщает о самых значительных событиях нашего региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все упоминания о музыкальном искусстве (в большей степени о массовом) выполнены в следующих жанрах: чаще - анонс, информационная заметка, репортаж, редко - аналитическая статья. Следует отметить еще и нестабильность круга авторов, раскрывающих в своих материалах различные аспекты музыкальной культуры (чего не скажешь, к примеру, о киноискусстве, постоянным отслеживанием которого занимается журналист «Коммерсанта» Лидия Маслова):

их частая смена - показатель отсутствия в издании журналистских кадров, специализирующихся на освещении музыкальных событий.

Характерным явлением для данного типа изданий становятся заметки. К примеру, одна из заметок Владимира Раннева (VII) информирует о том, что художественный руководитель Пасхального фестиваля Валерий Гергиев «представил программу десятого, юбилейного года некогда скромного столичного, а теперь самого масштабного российского музыкального проекта». «Масштабность» проекта не отразилась на масштабах публикации. В рамках жанра заметки автор сообщил публике только о том, кто, где и когда будет реализовывать проект. Десятилетняя история фестиваля уместилась ровно в 5 предложений, масштаб и грандиозность проекта выражали цифры («фестиваль пройдет в 38 городах России», «100 концертов, 1000 участников, 23 хора»), информация изложена кратко и четко.

Формат деловых изданий предполагает лаконизм, точность отображения абсолютно всех сфер жизни. Это тот тип изданий, где важно лишь сообщить о событии и назвать его участников. Рассуждения и аналитика, встречающиеся в некоторых публикациях, также отличаются своей сжатостью: деловым людям некогда говорить о переживаниях музыкантов, основная их цель - получить необходимую информацию.

Редкими для данного типа газет становятся по-настоящему неплохие материалы. Проанализируем один из репортажей Бориса Барабанова - журналиста, чьи публикации чаще всего встречаются в разделе «Культура». Судя по тематике материалов, автор специализируется на популярном музыкальном искусстве (ему посвящены 95% музыкальных публикаций Барабанова). «Дочернее предприятие. Кристина Орбакайте подарила маме концерт» - так называется репортаж, вышедший в газете «Коммерсантъ» 19 апреля 2011 года (VIII).

Компетентность автора, владение журналистским мастерством позволяют сочетать в материале черты репортажа и аналитической статьи. К жанру репортажа отсылают хорошо прорисованные детали («Слезы как по команде выступили у зрительниц, когда Алла Пугачева присела с дочерью на крылечке у подмостков, чтобы исполнить песню “Ты где?”.» и подобные), воссоздающие картину события, чтобы читатель мог увидеть глазами автора то, что происходило на концерте. Аналитика дает возможность оценить происходящее, поразмыслить над ценностью события («Основной материал диска - это эстрада с отчетливыми отечественными корнями, российская песенная лирика, недвусмысленно отсылающая к творчеству госпожи Пугачевой» и т. п.).

Примечательно, что популярное музыкальное искусство в газете может быть представлено в жанре аналитической статьи, репортажа - значительных по размеру и информационной насыщенности, в то время как классическое искусство обнаруживается в рассмотренных номерах в большинстве своем как объект заметок: деловое издание диктует свои параметры, свой язык, объем и значимость выхода материала о музыкальной культуре.

Проанализируем другое издание - массовую еженедельную газету «Аргументы и факты». Она ориентирована на широкую аудиторию, не относящуюся к определенной сфере или социальному статусу, не имеющую особых эстетических вкусов или религиозных предпочтений. Материалы этого издания отличаются

от публикаций «Коммерсанта» более эмоциональной подачей, в некоторой степени даже сенсационностью. Если «Коммерсантъ», как деловое издание, выполняет в первую очередь информативную функцию, то в «Аргументах и фактах» (как и во всех газетах подобного типа) доминирует функция рекреационная. Кроме того, это издание имеет много приложений («АиФ - регион», «АиФ -здоровье», «АиФ - свободное время» и т. д.), что увеличивает разнообразие представленной информации: от политических событий особой важности до самых простых рецептов здоровья и красоты.

Каково же место публикаций о современной музыкальной культуре России в «Аргументах и фактах»? За период с января по апрель 2011 г. здесь вышло 14 публикаций о культуре, в том числе относящихся и к музыкальной журналистике. Среди немногочисленных публикаций разных авторов отметим интервью с Олегом Митяевым (IX), отклик на события XXIX Международного оперного фестиваля им. Ф.И. Шаляпина в виде статьи члена Клуба любителей казанской старины Ровеля Кашапова (X). Однако особый интерес вызвало интервью с Зилей Сунгатуллиной «Отчего тоскует “Тоска”? (или блеск и нищета национальной сцены)» (XI), опубликованное в январском номере журналистом Татьяной Сидоровой.

Лейтмотивом беседы интервьюера и народной артистки РФ и РТ стала проблема развития национальной культуры Республики Татарстан. При всей важности темы беседы интервью строится в основном на ответах певицы, журналист принимает минимальное участие, выступая лишь в качестве модератора. Фрагменты беседы выглядят несвязными, создается впечатление четко запрограммированных вопросов, отсутствия живой беседы, заинтересованности журналиста.

По всей вероятности, «швы» между репликами собеседника и вопросами журналиста, нелогичность стыковок - следствие попытки охватить как можно больший объем информации. Но угловатость повествования сглаживается основной целью, преследуемой автором: статья посвящена национальной культуре, проблемам ее востребованности, подготовки национальных кадров, расширения репертуара Татарского государственного академического театра оперы и балета им. М. Джалиля. В связи с последним пунктом упоминается и Шаляпинский фестиваль. Журналист подводит собеседника к важной мысли, вынесенной за пределы основного текста интервью: «Музыкальный ширпотреб цветет пышным цветом».

Итак, можно назвать следующие показатели, характеризующие массовое издание «Аргументы и факты» в области освещения современной музыкальной культуры России: бессистемность выхода материалов музыкальной журналистики и нестабильность штата журналистов, пишущих о музыкальной культуре.

По сравнению с проанализированными печатными изданиями, лидирующими среди СМИ по популярности, общественно-политическая газета «Известия» занимает в рейтингах не самую высокую позицию, однако широкий спектр новостей, качественность их освещения, независимое и объективное мнение авторов текстов позволяют утверждать, что аудиторию этой газеты составляет интеллигенция, люди с высоким уровнем образования.

На наш взгляд, в «Известиях» ситуация с музыкальной журналистикой и с публикациями о культуре в целом лучше, чем в рассмотренных выше изданиях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С января по апрель 2011 г. наблюдается стабильность выхода полосы культуры (как правило, это 9-я, 10-я или 11-я полосы). Кроме того, интерес вызывает полоса под названием «Интервью», которая часто знакомит читателей с представителями современной культуры.

Рассмотрим одну из наиболее содержательных публикаций - интервью с современным композитором Владимиром Мартыновым, автором книг, в которых «доказывается, что композиторы вымерли как класс» (VI). Беседу с «парадоксальным творцом» вел журналист Ярослав Тимофеев. Внушительная публикация (интервью занимает 3/4 9-й полосы газеты), выполненная в жанре аналитического интервью, повествует об упадке современной композиторской школы. Вопросы журналиста касались литературной деятельности собеседника, аудитории, для которой он творит. Вот как строится эпизод, где аналитика, проявляющаяся в умении задать направление обсуждения сложившейся ситуации, доходит до кульминации. В этот момент журналист уже не задает вопросы, а выдает утверждения, которые собеседник так или иначе комментирует:

«- .Вы осмелились заявить коллегам, что они мертвецы.

- Думаю, что имел право это произнести. Представьте: появляется книга “Конец сексуальной жизни”, и все знают, что эту книгу написал импотент. Никто не станет ее читать. Но если бы ее написал Дон Жуан, у меня рука точно потянулась бы к полке. В моем багаже все-таки есть некоторые партитуры, которые позволяют мне брать на себя такую смелость.

- Оппоненты Мартынова утверждают, что центральная идея его книг почерпнута из западных источников и лишь переведена на русский.

- <.> Такие фундаментальные вещи парят над миром и выискивают, в кого бы вселиться. Используемая мною идея впервые высказана французским структуралистом Роланом Бартом. Но ее развитие применительно к музыке - моя заслуга. Я почувствовал в своих руках фонарик, и задача заключалась в том, чтобы пройти с этим фонариком туда, куда никто еще не ходил» (VI).

Масштаб темы интервью внушителен: журналист и его собеседник в общественно-политическом издании говорят о вымирании композиторской школы в связи с глобальной компьютеризацией сочинительства. «Настоящий композитор пишет от руки, а это в наши дни атавизм», - делится с читателями Владимир Мартынов. Интервью не просто раскрывает личность собеседника, оно еще и знакомит с совершенно новыми фактами современного состояния культуры России, соотнося их с историческими вехами в музыкальной культуре.

В газете одинаково стабильно освещаются события из мира как популярной музыки, так и классического музыкального искусства. Такое постоянство становится возможным благодаря профессионализму авторов, работающих над созданием текстов для музыкальной журналистики «Известий». Среди них выделяются Михаил Марголис (пишет о популярной музыке), Ольга Завьялова и Мария Бабалова (авторы публикаций о современном классическом музыкальном искусстве).

Стоит отметить, что журналисты создают материалы, в которых ярко выражен оценочный параметр. Примером может служить публикация Марии Ба-баловой «Кармен в гостях у Шаляпина» (XII), посвященная XXIX Международному оперному фестивалю им. Ф.И. Шаляпина. Это аналитическая статья,

повествующая о премьере «самой популярной в мире оперы - “Кармен” Ж. Бизе». Затронув больную тему - нехватку госфинансирования в организации фестиваля, автор не щадит ни сам результат совместного творчества коллектива казанского оперного театра, ни хореографа Георгия Ковтуна: «На постановку, которую уже ждут на гастроли по городам Голландии, в качестве режиссера пригласили хореографа Георгия Ковтуна. И получили избыточно яркое, порой до бессмысленности динамичное танцевальное ревю. <...> Ради пышного замысла смело перекроили партитуру: некоторые номера пережили рокировку, а где-то даже цитату из другой оперы Бизе - “Арлезианка” - внедрили, чтобы поплясать всласть», - иронизирует Мария Бабалова.

Помимо внешних проявлений нелепости действия журналист отмечает несколько неудачный вокал Кармен (которая «постоянно должна была выделывать какие-то экзерсисы») и ее партнеров. Автор статьи пишет: «Надо заметить, все солисты, задействованные в “Кармен”, - обладатели красивых голосов. Но в день премьеры все будто бы было против них. Очень жесткий, без всяких нюансов оркестр под управлением чеха Милоша Крейчи. А самое удивительное - грубая микрофонная подзвучка, съедающая всякую индивидуальность и попытку творчества». От пытливого взгляда журналиста не укрылся ни один элемент действия. Статья привлекает динамичностью и ясностью изложения. Ее оценочный характер выражен не в обобщенных высказываниях, ограничивающихся словами «нравится» или «не нравится», а в обстоятельных развернутых комментариях, что позволяет говорить о компетентности автора в затронутом вопросе.

Заключение

В условиях трансформации современного российского музыкального искусства, выражающейся в бесконечных экспериментах и в заметном превалировании популярной музыки над классикой, положение музыкальной журналистики на страницах газет нестабильно. Мы рассмотрели три типа изданий: деловое («Коммерсантъ»), массовое («Аргументы и факты») и общественно-политическое («Известия»). Они ориентируются на разную аудиторию, что диктует свои законы представления информации.

Деловые издания, оперируя языком цифр, отдают предпочтение зрелищным видам искусства, будь то кино, театр, книги и т. д. Если вопрос все же касается музыкального искусства, то чаще всего объектом их интереса становится популярная музыка, а классическое искусство представлено в минимальном объеме.

Массовые издания, аудитория которых пестрит разнообразием вкусов, взглядов и убеждений, направлены на удовлетворение всех потребностей потенциальных читателей. Здесь также в большей степени представлена популярная музыкальная культура. Публикации о классической музыке редки в связи с развлекательным характером подобного рода изданий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лидером в отношении публикаций о музыкальной культуре можно считать общественно-политические издания, в частности газету «Известия». Здесь позиции популярной и классической музыки уравновешиваются, стабильным освещением музыкальной культуры занимаются штатные журналисты. Аналитическая составляющая публикаций в газетах такого рода является их характерной

чертой. Пожалуй, это единственный тип издания, подходящий к вопросу о современной музыкальной культуре с оценочной позицией.

Таким образом, проведенный нами анализ свидетельствует о том, что современная российская музыкальная журналистика в условиях трансформации музыкального искусства переживает кризис, выражающийся в нестабильности журналистских кадров, освещающих музыкальные события, в поверхностности раскрытия затрагиваемых тем, а также в нерегулярности выхода материалов о музыке в массовой печати. Общественно-политические издания, на долю которых приходится наибольшее количество материалов о музыкальном искусстве, представляют собой на сегодняшний день единственный печатный канал (за исключением специализированной прессы, ориентированной на профессионалов в музыкальной сфере), транслирующий современную музыкальную культуру в массы.

Summary

A.E. Semenova. Musical Journalism in the Conditions of Transformation of Modem Russian Art.

The article analyzes some specimens of musical journalism existing now in the conditions of transformation of Russian musical culture. A supposition is made about the crisis and instability of musical journalism in modern printed media targeted at a wide audience as well as about the one-sidedness of the press coverage of musical culture (popular music is more often the object of journalistic concern than classical music) resulting in the leveling of the educational function of journalism as a social activity. The analysis shows that among popular, business and socio-political papers, only the latter are characterized by regular musical publications and a permanent staff of journalists covering cultural events.

Key words: musical journalism, musical criticism, transformation, musical art, popular press.

Источники

I - Костиков В. Когда умрёт дядя Ваня? Возродится ли русская интеллигенция? // Аргу-

менты и факты (АиФ). - 2010. - 7 июля. - URL: http://www.aif.ru/society/article/35978, свободный.

II - Костиков В. Когда зацветёт вишнёвый сад? Модернизация без культуры даст вре-

менный успех // АиФ. - 2010. - 27 янв. - URL: http://www.aif.ru/culture/article/32264, свободный.

III - Полупанов В. Юрий Энтин: «Детские песни в загоне» // АиФ. - 2009. - 16 дек. -

URL: http://www.aif.ru/culture/article/31618, свободный.

IV - Бадретдинов Р. Современное состояние культуры // Лейтмотив. - 2011. - № 3. -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С. 24-28.

V - Семенова А. Интервью с Александром Сладковским: «Казанская публика должна

видеть звёзд мирового масштаба» // BIMRU.RU. - 2011. - 8 апр. - URL: http://www.bimru.ru/article/2968/20/, свободный.

VI - Тимофеев Я. Апокалипсис от граммофона // Известия. - 2011. - 21 февр. - URL:

http://izvestia.ru/news/371612, свободный.

VII - Раннев В. Объявлена программа Десятого Пасхального фестиваля // Коммерсантъ. - 2011. - 5 апр. - URL: http://www.kommersant.ru/doc/1614965, свободный.

VIII - Барабанов Б. Дочернее предприятие. Кристина Орбакайте подарила маме концерт // Коммерсантъ. - 2011. - 19 апр. - иКЬ: http://www.kommersant.ru/doc/1624045, свободный.

IX - Панов В. Шансон - не убогий! Олег Митяев знает формулу хорошего настроения //

АиФ. - 2011. - 16 февр. - иКЬ: http://www.aif.ru/culture/article/40949, свободный.

X - Кашапов Р. Кому мешал Шаляпин? // АиФ - Татарстан. - 2011. - 25 янв. - иКЬ:

http://www.smol.aif.ru/culture/article/17236, свободный.

XI - Сидорова Т. Отчего тоскует «Тоска»? (или блеск и нищета национальной сцены) //

АиФ - регион. - 2011. - 19-25 янв. - С. 3.

XII - Бабалова М. Кармен в гостях у Шаляпина // Известия. - 2011. - 9 февр. - иКЬ: http://izvestia.ru/news/371133, свободный.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Курышева Т.А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика. - М.: Владос-Пресс, 2007. - 295 с.

2. Богданов-Березовский В.М. Страницы музыкальной публицистики: Очерки, статьи, рецензии. - Л.: Музгиз, 1963. - 288 с.

3. О музыкальной критике: Из высказываний современных зарубежных музыкантов. -М.: Сов. композитор, 1983. - 95 с.

Поступила в редакцию 04.07.12

Семенова Аделина Эдуардовна - аспирант кафедры журналистики Казанского (Приволжского) федерального университета.

E-mail: adelinasem@mail.ru; semenova89ade@yandex.ru