города Рудный - «Хорошее дело», «Рудненский рабочий» и другие. Все перечисленные издания имеют электронные версии своих газет в Интернете, где читатели без труда могут найти нужную им статью.
Сегодня в большинстве своем современная российская и казахстанская журналистика представляют информационный конвейер, который держит курс на бесперебойную выдачу максимально возможного количества новостей, основным требованием которых выступает оперативность. В отличие от республиканской и федеральной прессы, региональная удовлетворяет информационные потребности жителей, которые проживают в данной области, городе, районе, а не всей страны. Регионализация масс-медиа - одна из составляющих современной российской и казахстанской журналистики. Сегодня региональные СМИ испытывают очень много проблем: провинциализм, нехватка средств и кадров, поэтому их улучшение должно стать актуальной задачей и основой демократического развития двух стран.
Список литературы
1. Киршин, Б. Н. Концепция региональной российской газеты : На примере «Челябинского рабочего»: автореф. дис. канд.филол. наук : 10.01.10 [Текст] / Б. Н. Киршин. -Екатеринбург, 2006. - 181 с.
2. Засурский, Я. Н. Система средств массовой информации России [Текст] / Я. Н. За-сурский. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 259 с.
3. Институт региональной прессы: официальный сайт [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pdi.spb.ru/.
4. Костанай-АГРО: официальный сайт газеты [Электронный ресурс] - URL: http:// kagro.kz/redakcya.html.
5. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики: учеб. для вузов [Текст] / С. Г. Корконо-сенко. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 287 с.
6. Реснянская, Л. Л. Общероссийские газетные издания [Текст] / Л. Л. Реснянская II Вестн. МГУ - Сер. Журналистика. - 2000. -№4,- С. 3-14.
7. Солганик, Г. Я. О языке и стиле газеты [Электронный ресурс] / Г. Я. Солганик. -URL: http://evartist.narod.ru/textl2/15.htm#_ftnref28.
8. Южноуральская панорама: официальный сайт газеты [Электронный ресурс] - URL: https://up74.ru/about/.
Птушко А. С.
АУДИОСТРИМИНГ КАК НОВЫЙ ВИД МУЗЫКАЛЬНОГО ИНТЕРНЕТ-ВЕЩАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СТРИМИНГ-СЕРВИСА
SOUNDCLOUD)
Вместе с повсеместным распространением мобильных устройств - смартфонов и планшетов, мы наблюдаем, как меняется и характер потребления музыкального контента. Сегодня происходит активное смещение интереса аудитории в сторону использования музыкальных стриминговых сервисов. Потоковая музыка медленно, но верно замещает музыкальное оффлайн- и онлайн-радиовещание. Эта тенденция, с нашей точки зрения, сохранится в ближайшие годы. В данной статье явление аудиостриминга рассматривается на примере музыкального сервиса SoundCloud.
Ключевые слова: аудиостриминг, музыкальные стриминг-сервисы, онлайн-радиовещание, оффлайн-радиовещание, традиционное радио, потоковое вещание, музыкальный контент, персональное интернет-радио.
Повсеместное внедрение интернета в человеческую жизнь вызывает вопросы о будущем оффлайн- и онлайн-радиовещания. Опасность колебания былой стабильности очень велика. Доступность и повсеместное распространение интернета дает возможность человеку не только пользоваться продуктами, созданными руками профессионалов, но и самому участвовать в глобальном процессе обмена информацией и мнений [1], [6. С. 43-44].
Если в прошлом для прослушивания радио были необходимы определенные устройства, то сегодня оно доступно через любой многофункциональный сотовый телефон, не говоря уже о современных смартфонах. Ими сейчас обладают почти все люди, и, что самое главное, берут свои телефоны с собой повсюду. Традиционное радио мобильно. При этом грядущая замена очевидна: скоростной или широкополосный Интернет продолжает расширять аудиторию пользователей и оказывает все большее влияние на повседневную жизнь. Традиционное радио постепенно теряет свои позиции [5. С. 34-35].
Сегодня Интернет является уже чем-то совершенно новым, даже по сравнению с началом 2000-х годов. Он представляет собой уже не просто способ получения новой и главное общедоступной информации, а также место для реализации своих возможностей, в частности, журналистских. Конкуренция между оффлайн- и онлайн-радиовещанием усиливается.
Вытеснение музыкальным аудиостримингом онлайн- и оффлайн-радиовещания требует изучения, так как сейчас этот процесс активно набирает обороты. Мы изучили имеющиеся исследования по этой теме, в частности работы Л. А. Браславец, А. А. Журавлевой и пришли к выводу, что влияние музыкального аудиостриминга на современное онлайн-и оффлайн-радиовещание изучено недостаточно и требует дальнейшего пристального исследовательского внимания.
Эпоха музыкального оффлайн- и даже онлайн-радио уходит в прошлое. На смену им пришла музыка как поток и как эфир. Потоковое мультимедиа (от. англ. streaming media) - это мультимедиа, которое непрерывно получает пользователь от провайдера потокового вещания. Это понятие применимо как к информации, распространяемой через телекоммуникации, так и к информации, которая изначально распространялась посредством потокового вещания (например, радио, телевидение) или не потокового (например, книги, видеокассеты, аудио CD).
Прежде чем подойти к объяснению принципа потокового вещания, следует обозначить определение самого «стриминга». Изначально этот термин употреблялся исключительно в сфере компьютерных игр и означал «подгрузку игровых данных». Сейчас, когда потоковое вещание распространилось и на СМИ, это определение затронет и медиаси-стему. Сегодня стриминг - это процесс передачи мультимедийного продукта. «Идейная основа таких сервисов - персонализация, индивидуализация вещания» [2. С. 90]. Теперь продукт пользователь может выбирать сам. В этом и состоит важнейшее отличие интернет-радиовещания от аудиостриминга.
Вместе с повсеместным распространением мобильных устройств - смартфонов и планшетов, мы наблюдаем, как меняются предпочтения пользователей, характер потребления контента. Есть смещение интереса в сторону мобильного контента, в том числе использования музыкальных стриминговых сервисов. По нашему мнению, эта тенденция в ближайшие несколько лет сохранится. Потоковая музыка медленно, но верно замещает онлайн-радиовещание.
На смену пришли музыкальные стриминговые сервисы - Spotify, Pandora, Google Play Music и многие другие. Пользователи нуждаются не просто в радиовещании, для этого у них есть различные оффлайн- и онлайн-радиостанции, они хотят потреблять качественный контент и самостоятельно участвовать в его выборе. «Главное здесь - не формат, а музыкальные предпочтения пользователя, которые могут меняться. Поэтому основны-
ми чертами персонального музыкального интернет-радио являются мультиформатность, многофункциональность, «индивидуальная настройка» под слушателя; «эластичность» и мобильность проектов; предоставление слушателю свободы выбора и форматов, и музыкального контента; отсутствие ди-джеев и журналистов как неотъемлемых участников работы традиционного музыкального эфирного радио; отказ от устной формы общения в пользу письменной; смена вида коммуникации: уход от внешнего, массового диалога к интраперсональному диалогу; интернациональный характер аудитории и др.» [3. С. 36].
Оффлайн- и даже онлайн-радиовещание (большая часть интернет-радиостанций) пока не обладает такими возможностями, т. к. плейлисты уже предопределены, в то время как любой музыкальный стриминговый аудиосервис позволяет пользователю собрать песни для прослушивания на его усмотрение.
Отправной точкой появления стриминга можно считать 2005 год - день запуска YouTube, а также первой большой платформы аудиостриминга Spotify около 10 лет назад. Но только теперь стихия музыкального потока начинает обретать порядок, а музыкальные медиа - свою новую форму. К новым формам музыкальных медиа можно отнести и стриминговый сервис SoundCloud (от англ. sound cloud - звуковое облако). SoundCloud - онлайн-платформа и сайт для распространения оцифрованной звуковой информации (например, музыкальных произведений), обладающая функциями социальной сети.
Сервис SoundCloud официально был запущен в 2008 году. Изначально проект планировался как некий сервис для обмена треками между музыкантами. Впоследствии SoundCloud стал перспективной социальной сетью, с помощью которой пользователи могли слушать музыку и узнавать о новых композициях. Ключевой особенностью SoundCloud является возможность распространять каждую запись в отдельности с помощью уникального URL, что позволяет встраивать их в популярные социальные сети, такие как Twitter и Facebook.
Если рассматривать сервис SounCloud с точки зрения журналистских возможностей, то можно сказать, что он выступает как своего рода музыкальная социальная сеть, в которой пользователи могут выкладывать собственные произведения, комментировать их, и составлять собственный плейлист по аналогии с интернет-радиовещанием.
Помимо прослушивания и распространения музыкальных композиций, SoundCloud предоставляет возможность «прослушать аудиокниги, подкасты, дневники и др. <...> Достоинства сервиса: можно загружать и скачивать файлы, следовательно, пользователю не нужно постоянно присутствовать в сети. Другая уникальная особенность - возможность оставить комментарий в любом месте трека» [4. С. 95-96]. Здесь четко прослеживается плюс подобных аудиостриминговых сервисов - полная свобода выбора информации, что невозможно при прослушивании оффлайн- или онлайн-радиостанций. Несмотря на широкий выбор традиционных музыкальных радиостанций, создать станцию под интересы каждого слушателя невозможно. Стриминговые сервисы же позволяют это сделать максимально приближенно к идеальному плейлисту.
Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что в связи с изменением характера потребления аудиторией музыкального контента, аудиостриминговые сервисы постепенно замещают музыкальное оффлайн- и онлайн-радиовещание.
Список литературы
1. Браславец, Л. А. Интернет-сервисы социальных сетей в современной системе средств массовой информации [Текст] / Л. А. Браславец. - Воронеж, 2010.- 169 с.
2. Журавлева, А. А. Траектория развития музыкального радиовещания: от массовой коммуникации к интраперсональному диалогу [Текст] / А. А. Журавлева // Журналистика цифровой эпохи: как меняется профессия : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 14-15 апреля 2016.). - Екатеринбург, 2016. - С. 90-95.
3. Журавлева, А. А. Персональное интернет-радио как главный конкурент традиционного музыкального эфирного радио [Текст] / А. А. Журавлева // Знак: проблемное поле медиаобразования. -2016. -№1. - С. 31-37.
4. Журавлева, А. А. Будущее российского эфирного радио в свете главных трендов мирового медиарынка [Текст] / А. А. Журавлева // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. -2013.-№6.-С. 93-99.
5. Меерзон, Б. Я. Звуковое вещание : от простейшей техники до современной технологии [Текст] / Б. Я. Меерзон // Радио вчера, сегодня и завтра: тезисы науч.-практич. конф. -М., 1995. - С. 34-36.
6. Новиков, А. Интернет в роли радио [Текст] / А. Новиков // Журналист. - 2001. -№ 6. - С. 43-44.
Сидунова М. К., Кучина А. Л.
ПРИМЕНЕНИЕ ОБЛАКА ТЕГОВ В ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СМИ
В работе представлен теоретический материал, связанный с понятием «Облако тегов». Сравниваются интернет-сайты известных отечественных и зарубежных средств массовой информации и применение в их интерфейсе облака тегов.
Ключевые слова: облако тегов, мультимедийность, средства массовой информации.
Современная подача журналистского контента разнообразна. Вместе с тем, «сегодня стало аксиомой утверждение о том, что мы живем в визуальную эпоху, когда информация различного характера (вербальная, аудиальная, ольфакторная, тактильная и т. п.) нуждается в трансформации в зрительные образы, картинки, изображения, статичные или движущиеся» [11. С. 57]. По мнению С. И. Симаковой, «процесс визуализации информации является закономерным явлением современности и находит разнообразное отражение в СМИ, приводя к их кардинальной трансформации. В то же время трансформация СМИ под влиянием визуализации информации затрагивает не только формальную, но и содержательную сторону. Массмедиа начинают все больше тяготеть к оперированию образами, к описанию и к созданию "словесной картинки"» [11. С. 57]. С. С. Распопова объясняет это следующим образом: «в условиях медиареальности слова уже не являются основным инструментом, раскрывающим содержание, они выступают средствами выражения преобразованных образов, поэтому метафора активно используется сегодня журналистами как средство визуализации текста и как средство выражения отношения к определенному событию или явлению. Образ, представленный в медиатексте, дает знание не об отдельных изолированных сторонах действительности, он позволяет представить целостную мысленную картину отдельного участка действительности. Картинка на уровне мысли в печатных СМИ - это эффективный способ визуализации» [5. С. 89]. Мы придерживаемся мнения, высказанного С. В. Аслановой, о том, что «на первый план в развитии всех видов СМИ вышли сегодня такие их качества, как визуализация, интерактивность, производство "клипового" каст-контента. Федеральные и региональные телеканалы, к примеру, уже не обходятся трансляцией телевизионной "картинки", все чаще прибегая к инфографике, слайдкастингу и другим мультимедийным инструментам, необходимым для современного восприятия информации. Печатные издания массово переходят на электронную платформу и используют последние достижения компьютерной графики для иллюстрации материалов, рекламы и анонсирования» [1. С. 190]. Мы отмечаем, что существуют СМИ статичные и мультимедийные. Наше внимание оста-