ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ
А. А. Журавлева
ПЕРСОНАЛЬНОЕ ИНТЕРНЕТ-РАДИО КАК ГЛАВНЫЙ КОНКУРЕНТ ТРАДИЦИОННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ЭФИРНОГО РАДИО
В статье исследуется серьезный конкурент отечественного и зарубежного эфирного музыкального радио - персональное интернет-радио с противоположным оффлайн-радиовещанию видом коммуникации - интраперсональным диалогом, равным внутреннему монологу. На примере одного из самых популярных западных музыкальных стриминг-сервисов - американского интернет-радио «Пандора» - рассматриваются особенности функционирования, конкурентные преимущества, а также слабые стороны музыкального онлайн-радиовещания. Автор статьи пытается проникнуть в новую радиореальность и понять законы, по которым будет жить отечественное музыкальное радио уже в ближайшие годы.
Ключевые слова: персональное интернет-радио, веб-радио, онлайн-радиовещание, музыкальный стриминг-сервис, аудиостриминг, потоковая музыка, эфирное музыкальное радио, внутренняя коммуникация, интраперсональный диалог, медиарынок, зарубежное радиовещание, отечественное радиовещание, новые медиа.
Появление многочисленных музыкальных интернет-радиостанций, развитие смартфонов и «облачных» технологий поставило под угрозу существование традиционного эфирного музыкального радио - как российского, так и зарубежного. На европейском, американском и российском медиарынках активно развиваются специальные музыкальные веб-сервисы, предлагающие слушать любимую музыку с любых устройств бесплатно, из «облаков», не скачивая ее, и выстраивающие ротацию песен в соответствии с предпочтениями конкретного пользователя. В основе стриминг-сервиса (streaming - потоковое прослушивание) лежит идея персонального радио.
Среди крупнейших, конкурирующих друг с другом западных стриминг-сервисов на ме-диарынке выделяются Spotify, Pandora, Rdio, Itunes Radio, Google Play Music и др. Однако по последним данным, музыкальный веб-сервис Rdio готова выкупить Pandora, с целью расширения своего бизнеса и усиления позиций среди конкурентов [2]. Официальный сайт Rdio эту информацию подтверждает (https://www. rdio.com/farewell/).
Суперпопулярный сегодня музыкальный западный ресурс - интернет-радио «Pandora» («Пандора») - был открыт в 2005 году в США. Основатель этого веб-сервиса - Тим Вестер-грен (Tim Westergren). navSrapa в переводе с греческого означает «всем одаренная», осыпанная всяческими дарами. В названии ре-
сурса создателями подчеркнута его основная идея - это прекрасный музыкальный подарок пользователям, перед которыми открываются двери в музыкальную Вселенную. Необходимо отметить, что официально «Пандора» сегодня доступна для пользователей трех стран - Америки, Австралии и Новой Зеландии. Россия, как и многие другие страны, пока не входит в этот список из-за сложностей в проработке вопроса о лицензионных соглашениях.
Для каждого пользователя «Пандора» создает персональную радиостанцию на основе указанной им любимой композиции (и любимых дисков исполнителей), пытаясь распознать его музыкальные вкусы и предпочтения. Специфика данного американского веб-сервиса - в создании технологии «Music Genome Project», которая пытается расшифровать «геном музыки». «Pandora сравнивает «геномы» различных песен и предлагает пользователю ту музыку, которую считает для него идеальной» [4].
Разработчики этого проекта считают, что для того чтобы доставлять каждому слушателю его любимые композиции, необходимо «невероятно широкое и глубокое понимание музыки», поэтому Music Genome Project - наиболее сложная систематика музыкальной информации, когда-либо и кем-либо собранная [6]. Этой классификацией и систематизацией музыки более 10 лет занималась специально подготовленная команда музыковедов, которым удалось охватить огромный временной промежуток:
от музыки прошлого до новых музыкальных композиций нашего времени. Каждая песня с помощью проекта «генома музыки» анализируется с использованием до 450-ти различных музыкальных характеристик профессиональными музыкальными аналитиками, имеющими ученую степень по теории музыки и многолетний композиторский или исполнительский стаж. Эти музыкальные характеристики позволяют определить не только музыкальную идентичность песен, их родственные стилистические и звуковые «отношения», но также и многие важные качества, имеющие отношение к пониманию музыкальных предпочтений слушателей. Библиотека «генной музыки» постоянно обновляется и пополняется: как за счёт новейших композиций молодых исполнителей и композиторов, так и за счёт расширения уже существующих коллекций каталога. Основная цель радио «Пандора», по мнению разработчиков этого проекта, - отвечать вкусам каждого человека, «играть музыку, которую вы будете любить, - и больше ничего» [5].
На сегодняшний день у этого интернет-радио насчитывается свыше 81,5 миллиона активных ежемесячных пользователей и более 250-ти миллионов зарегистрированных пользователей. Веб-сервис предоставляет возможность пользоваться музыкальной библиотекой, хранящей более одного миллиона треков от ста тысяч музыкантов. Со времени запуска «Пандоры» в общей сложности её слушатели уже создали 7 миллиардов радиостанций на своих страницах. Б0льшая часть аудитории (80%) слушает музыку через мобильные приложения этого сервиса. И эта ежемесячная аудитория больше, чем аудитория YouTube в США. Все эти данные предоставляет сам ресурс: итоги деятельности «Пандоры» за 10 лет отражены в виде рекламно-аналитических отчетов и находятся на сайте. Следует также отметить доступность стриминг-сервиса и его мобильной версии для разных платформ - Web, Windows, IOS, Windows Phone, BlackBerry, что, безусловно, невероятно расширяет его аудиторию. Для сравнения: мобильная версия Itunes Radio доступна только на устройствах с IOS.
«Пандора» предлагает слушателю богатый выбор радиостанций с музыкой самых разных жанров:
1) Top stations (Лучшие станции);
2) Альтернатива;
3) Блюз;
4) Христианская и Евангелическая музыка;
5) Классическая музыка;
6) Комедийное радио;
7) Музыка США;
8) Танцевальная / Электронная;
9) Музыка десятилетий (50-е Рок-н-ролл, 60-е Старые мелодии, 70-е Рок, 80-е, 90-е Хип-хоп, 90-е Альтернатива, 90-е, 2000-е, Современные хиты; 2000-е R&B и др.);
10) Dinner/Cooking или Кулинарное радио (Званый ужин. Классическая музыка, Современные авторы-исполнители, Ужин. Джаз, Французская кухня. Музыка, Итальянская кухня. Музыка и др.);
11) Легкая музыка (Relaxation, Lite Рок Версия, Музыка из кинофильмов, Легкие рок и поп хиты, Парад мелодий, Фортепианная музыка и др.);
12) Family (Музыка для сей семьи);
13) Хип-хоп / Рэп;
14) Праздник (Рождество, Рождество. Классическая музыка, Рождество. Хоровая классика, Современное Рождество, Джаз. Рождество, Семейное Рождество, Детское Рождество, Кельтские праздники, Народные праздники, Современные христианские праздники и др.);
15) Индийская музыка;
16) Инди;
17) Джаз;
18) Латинская музыка;
19) Любовные песни;
20) Мексиканская музыка;
21) Рождественская музыка;
22) Романтическая музыка;
23) Латинская музыка (Христианская музыка, Романтические песни, Рок на испанском языке, Сальса, Бачата 2015, Поп. Латинская Америка, Латинский клуб, Болеро, Детская музыка, ЭлектроТанго, Классическое танго, Латинская Альтернативная и др.);
24) Женщины в музыке;
25) World Радио (Музыка мира) и др.
Рассмотрим основные возможности «Пандоры» для пользователя, отказавшегося платить за отключение рекламы на сайте и выбравшего самый популярный «бесплатный пакет» этого интернет-радио. Главные смысловые установки навигации этого сайта - удобство, продуманность, комфорт, простота в использовании, отсутствие перегруженности (нет ненужной информации, лишних функций, рубрик, ссылок и проч.). Дизайн сайта - классический, «строгий», вызывающий доверие, основной фон выполнен в глубоком синем цвете, на который спроецированы «световые брызги»
софитов разных оттенков - от нежно-голубого, серо-синего, искрящегося светлого до мерцающего фиолетового.
Основные разделы главной страницы сайта интернет-радио «Пандора»:
I. Строка поиска музыкальных станций (по имени композитора, по имени исполнителя, по названию радиостанции);
II. Плеер со следующими кнопками (слева направо): 1. «не нравится»; 2. «нравится» («нравится» - знак поднятого вверх большого пальца правой руки; «не нравится» - противоположный знак); 3. воспроизведение / пауза; 4. следующий трек; 5. громкость. Плеер расположен в центре верхней части главной страницы;
III. Визуализированная информация с плеера (расположена справа от плеера): фото исполнителя (или группы) - того, кто в данный момент звучит в онлайн-эфире; под фотографией располагаются три строки-гиперссылки: 1. название песни; 2. имя исполнителя (или группы); 3. название альбома. Слушатель может посетить странички песни, альбома или исполнителя (группы).
Страничка песни имеет следующие разделы: 1) текст песни; 2) особенности этого трека - краткий / полный вариант (расшифровка «генома» этой музыки); 3) подобные композиции; 4) комментарии. Кроме того, у слушателя есть возможность создать дополнительную радиостанцию от этого трека, отметить его с помощью кнопок «нравится / не нравится», а также купить эту композицию.
На страничках альбома и исполнителя (группы) можно прочитать биографию (краткий / полный вариант); увидеть выбранную дискографию (она всегда представлена в хронологическом порядке); познакомиться с каждым альбомом; отметить понравившиеся композиции; создать радио от любимой композиции (или диска); увидеть список пользователей, которым тоже понравился этот альбом, исполнитель (группа); купить альбом; познакомиться со списком похожих исполнителей; оставить свой комментарий.
Под строкой поиска на главной странице «Пандоры» располагается список созданных пользователем радиостанций. Например, можно создать «Радио Андреа Бочелли», «Радио классической музыки», «Радио Уитни Хьюстон», «Радио Классического Танго», «Радио Фрэнка Синатры», «Радио Фламенко», «Радио классической гитары», «Радио итальянской
кухни», «Радио Эрика Клэптона» и т. д. Сортировку выбранных радиоформатов можно установить в хронологическом (по дате добавления радиостанции в список) или в алфавитном порядке. Всего «Пандора» предлагает создать не более 100 радиостанций одному пользователю. Все композиции, отмеченные как понравившиеся, как и диски, и выбранные радиостанции, - весь этот музыкальный контент анализируется проектом «Геном музыки» и после этого слушателю предлагается персональная радиостанция под названием «Песни для Вас», она появляется в его общем списке радиостанций. В любой момент можно переключиться на другое радио из личного списка или выбрать новое из музыкальной библиотеки «Пандоры». Созданные радиостанции при желании слушатель также может разнообразить, в том числе и с помощью интерактива. В этом случае пользователю доступны следующие функции: I. «Добавить» (певца, трек или композитора) и II. «Опции» (1. поделиться этой станцией; 2. люди, которым тоже понравилась эта станция; 3. детали станции; 4. переименовать эту станцию; 5. удалить эту станцию). «Поделиться» своими радиостанциями или любимым треком можно через соцсети - Фэйсбук и Твиттер.
Между строкой поискового запроса и списком персональных радиостанций слушателя расположены следующие важные разделы: «Сейчас играет», «Музыкальная лента» и «Мой профиль».
Раздел «Сейчас играет» отображает название звучащей композиции и имя певца (или композитора). Имеющиеся здесь подразделы: 1. «Текст песни»; 2. «Биография исполнителя»; 3. «Похожие исполнители». Пользователь может прочитать краткий / полный текст песни, познакомиться с краткой / полной биографией певца. При выборе прочтения последней слушатель получает ленту дискографии данного исполнителя (с горизонтальной прокруткой) и возможностью просмотреть содержание каждого альбома и отметить кнопками «нравится / не нравится» интересующие его композиции. В этом разделе пользователь также может познакомиться с творчеством музыкантов, работающих (или работавших) в рамках родственной музыкальной стилистики, и затем вновь увеличить собственный список любимых радиостанций.
Раздел «Музыкальная лента» имеет интерактивный характер. Здесь можно увидеть, что слушали друзья пользователя или другие му-
зыкальные фанаты и следовать за той музыкой, которую они выбрали на «Пандоре». Можно «найти людей (друзей)» через Фэйсбук или по фамилии / адресу электронной почты.
Раздел «Мой профиль» снабжен следующими подразделами: 1. «Моя активность»; 2. «Мои станции»; 3. «Любимое» (треки, альбомы, музыканты, исполнители, станции; здесь вновь имеются кнопки для покупки музыкального контента или создания новой радиостанции); 4. «Мои последователи» (аудитория). Личный профиль в настройках можно закрыть от просмотра для других слушателей «Пандоры» или, наоборот, разрешить показывать свою активность и свои музыкальные предпочтения всем.
Под этими разделами («Сейчас играет», «Музыкальная лента» и «Мой профиль») находится главная персональная лента слушателя (с горизонтальной прокруткой), где отображаются музыкальные альбомы той радиостанции слушателя, которая в настоящий момент звучит в его онлайн-эфире. Содержимое каждого альбома также можно просмотреть и отметить любимый (или нелюбимый) музыкальный контент, вновь добавляя радиостанции на свою страничку. Отмеченная хотя бы один раз песня или альбом как «не нравящаяся» больше не появится на страничке слушателя. Чем активнее пользователь выделяет любимые композиции, тем точнее работает технология «Геном музыки», подстраивая персональную радиостанцию «Песни для Вас» под его музыкальные вкусы. Между кнопками «нравится» и «не нравится», например, есть и другие кнопки: 1. «я устал от этого трека»; 2. «почему был выбран этот трек?»; 3. «перемещение дорожки на другую станцию»; 4. «создать новую станцию (от песни; от певца)». В разделе «Комментарии» есть возможность пожаловаться на недобросовестных пользователей веб-сервиса, выбрав всплывающую строку «Сообщить как нарушение».
Реклама приносит этому стриминг-сервису 80% доходов. Она повторяется через каждые 15-18 минут, в среднем её продолжительность -до одной минуты (не более 4-х минут в течение часа). Здесь рекламируют национальные или популярные бренды, чаще всего автомобильные, - Лексус, Тойоту, Ниссан, Фольксваген, Хонду и др., присутствует реклама американской недвижимости, мебели, пиццерии, брен-довой одежды, косметики, а также реклама музыкальных концертов, всевозможных акций и распродаж в американских гипермаркетах и др.
Остальные 20% доходов веб-сервиса - деньги слушателей. За 4,99 $ в месяц они могут полностью освободиться от рекламы и наслаждаться любимой музыкой в режиме нон-стоп. Например, у «Spotify» («Спотифай») эта плата составляет 9,99 $ в месяц.
Стоит отметить, что небольшие рекламные паузы на «Пандоре» хотя и прерывают слушание музыки, появляясь между песнями, но не «парализуют» пользователя: появляющееся небольшое окошко с рекламой скромно встраивается в персональную музыкальную ленту слушателя, не закрывая ни главной страницы сайта, ни важной для слушателя информации. Более того, если пользователь просматривает в это время разные разделы сайта («Жанры радиостанций», информацию по альбомам, трекам и др.), то он вообще не видит рекламу, а только слышит ее. Сама же реклама, по сравнению с отечественными аналогами, очень ненавязчива, рекламный видеоряд не давит на слушателя, так как чаще всего он предстаёт в виде двух сменяющих друг друга фотографий или нарисованных картинок (иногда с анимацией) в стиле рекламных плакатов, к которым прилагается небольшой, но яркий аудиоряд. Предложения о покупке автомобилей на «Пандоре» иногда можно увидеть в форме рекламных мини-видеороликов.
Очевидные плюсы и достоинства интернет-радио «Пандора»:
— сочетание мультиформатности (радиостанция-матрёшка) и персонализации музыкального онлайн-вещания (в отличие от одно-форматности и невозможности «индивидуальной настройки» под слушателя у музыкального эфирного радио);
— наличие инновации-интриги - «Расшифровка Генома Музыки»: пользователь включается в этот эксперимент-игру по таксономии музыки, получает возможность окунуться в технологию «Music Genome Project» и проверить её результативность на себе;
— широкие просветительские и образовательные возможности интернет-радио «Пандора»: бесплатный доступ к миру музыки, хорошая музыкальная библиотека и многоплановый тематический контент (слушатель знакомится с музыкой различных эпох, стилей, направлений, с творчеством разных композиторов, исполнителей, музыкантов, с их биографиями и т. д.);
— возможность дополнительного самообразования: систематизация полученных слушателем или имеющихся у него знаний, стремле-
ние к самообразованию, самопознанию и анализу собственных музыкальных предпочтений; невероятное расширение музыкального кругозора, опыта и музыкальной впечатлительности;
— мобильность интернет-радио: слушатель может взаимодействовать с Пандорой с самых разных платформ и мобильных устройств;
— присутствие, хоть и в ограниченном виде, элементов внешней коммуникации: возможность пообщаться (в письменном виде) с людьми со схожими музыкальными пристрастиями, увидеть в комментариях срез музыкальной грамотности и музыкальных предпочтений разных поколений;
— налажена хорошая обратная связь между пользователем и создателями станции: быстрое реагирование на музыкальные предпочтения слушателя, корректировка его личной музыкальной подборки, возможность узнать ответ от музыкальных аналитиков по поводу осуществленного выбора той или иной композиции для слушателя («ответы» отлажены в автоматическом режиме);
— ненавязчивость и даже «интеллигентность» присутствующей рекламы на сайте; умеренная ежемесячная плата за отключение рекламы во время прослушивания интернет-радио;
— отличный сайт, основными характеристика которого являются простота, удобство, комфорт, стабильность и в то же время - респектабельность, дозированная консервативность и др. При прослушивании треков отсутствует ожидание. На сайт хочется возвращаться снова и снова;
— эксклюзивные предложения для слушателей, выбирающих разные слушательские «пакеты» (например, настройка «режима засыпания» - автоматическое отключение радиостанции по желанию слушателя и в нужных ему временных рамках и др.).
— интернациональный характер аудитории интернет-радио.
Недостатки и слабые стороны музыкального стриминг-сервиса:
— географическая и языковая ограниченность проекта (на данном этапе);
— отсутствие плей-листа в традиционном его виде; невозможность самостоятельно выбирать треки, добавлять их в плей-лист и прослушивать повторно понравившиеся композиции;
— свобода творчества пользователя при создании персональной радиостанции («Песни
для Вас») серьёзно ограничена: за него всё делают музыкальные аналитики и технология «Геном музыки»;
— отсутствие возможности вести эфир самому для собственной аудитории, если это всё же персональное радио;
— фоновый характер этого интернет-радио и пассивное, созерцательное поведение слушателя-пользователя; это интернет-радио очень похоже на личный плеер с функцией «свободные руки» (это же является плюсом для многих пользователей);
— персональное музыкальное интернет-радио гасит интерес слушателя к традиционному радиодиалогу, предлагая взамен интрапер-сональный диалог - внутренний монолог или разговор слушателя с «самим собой»;
— внешняя коммуникация между слушателями тех или иных радиостанций недостаточна развита и возможна на сайте только в письменном виде; комментарии с глубоким анализом и интересным обсуждением понравившейся музыки чрезвычайно редки; наличие на сайте большого числа неадекватных комментариев, написанных по типу «писем счастья», формируют отрицательный образ аудитории данного ресурса и отбивают желание у слушателя писать что-либо в раздел «Комментарии»;
— идеологические шоры по-прежнему не позволяют американцам взглянуть непредвзято даже на величайших представителей русского музыкального искусства. Биографии русских музыкантов, к сожалению, резко отличаются от биографий западных композиторов: к первым нельзя применить такие важнейшие, основополагающие качества, как полнота, объективность, прочная фактическая основа, реальный вклад в мировое музыкальное искусство и др. При написании биографий русских и советских композиторов используется старый, проверенный метод «прокрустова ложа»: привлечение информации негативного характера, не имеющей фактического подтверждения, концентрация внимания на этом негативе; поверхностность изложения; умаление значения в истории музыки даже признанных русских звезд первой величины; открытый субъективизм, приводящий к одностороннему взгляду на творческую деятельность наших композиторов, - главным образом через призму негативных явлений социализма, творческих и личных неудач, расстройства психического здоровья и т. д. Не оставлена в покое даже личная (в том числе интимная) жизнь отечественных компо-
зиторов, которая нередко подвергается оценке. Однако в случае с биографиями западных композиторов эта тема остается неприкосновенной. Высокопрофессиональные музыкальные аналитики «Пандоры» видят мир русской музыки глазами «холодной войны» и американской пропаганды;
— относительно небольшая музыкальная библиотека «Пандоры» - 1 млн композиций (для сравнения: у «Itunes Radio» - более 27 млн треков, у «Спотифай» - свыше 20 млн композиций);
— огромные суммы отчислений (роялти) правообладателям, чьи аппетиты только растут; это непосильное финансовое бремя однажды может подорвать данную бизнес-модель и привести к закрытию проекта.
Итак, новая музыкальная радиореальность -это активно развивающийся персональный ау-диостриминг, который, как и сам слушатель, может быть любым. Главное здесь - не формат, а музыкальные предпочтения пользователя, которые могут меняться. Поэтому основными чертами персонального музыкального интернет-радио являются мультиформатность, многофункциональность, «индивидуальная настройка» под слушателя; «эластичность» и мобильность проектов; предоставление слушателю свободы выбора и форматов, и музыкального контента; отсутствие ди-джеев и журналистов как неотъемлемых участников работы традиционного музыкального эфирного радио; отказ от устной формы общения в пользу письменной; смена вида коммуникации: уход от внешнего, массового диалога к интраперсо-нальному диалогу; интернациональный характер аудитории и др.
Одна из главных опасностей такого персонального интернет-радио для традиционного эфирного музыкального вещания - нарушение главной идеи радио как разговора между «говорящим» и «слушающими», размывание устоявшегося образа радио как собеседника и друга. Персональное музыкальное онлайн-вещание не выполняет одну из важнейших функций радио - функцию общения, а значит, нарушается его основа основ - диалогическая природа. Для персонального интернет-радио, очень похожего на плеер с неограниченными возможностями, первичны музыкальные предпочтения аудитории. И количество подобных веб-сервисов с каждым годом только увеличивается: Google Play Music (http://music. google.com/), Last.fm (для жителей США, Гер-
мании и Великобритании), iTunes Store (http:// www.apple.com/ru/itunes/), SoundCloud (https:// soundcloud.com/), MySpace (https://myspace. com/), Яндекс.Музыка (www.music.yandex. ru), Zvooq (http://zvooq.ru/), Stereomood (http:// www.stereomood.com/);thankyou.ru и kroogi. com, 8tracks.com; tracksflow.com; hypem.com; deezer.com и многие другие.
Однако беспокоиться о закате традиционного музыкального радио не стоит. На отечественном медиарынке в марте 2015-го года «Газпром-медиа» открыл, по собственному признанию, «радио будущего» - «Like FM» [1]. Главный слоган радиостанции, сменившей «Сити FM», - «Слушай, что нравится!». Слушатели «Like FM», по замыслу разработчиков, получили уникальную возможность дистанционно влиять на выбор отечественных и зарубежных композиций для эфира с помощью интерактивных средств коммуникации. «Like FM» рассчитано на молодежную аудиторию. Эфирное музыкальное радио продолжает борьбу за аудиторию, используя козыри персонального интернет-радио.
В 2015 году был запущен ещё один западный стриминг-сервис - «Apple Music», в это же время был открыт и новый отечественный проект Яндекса - потоковый сервис «Яндекс. Радио». Все вышеперечисленные новые проекты заслуживают отдельного исследования. Однако даже при беглом знакомстве, например, с веб-сервисом «Apple Music» мы обнаруживаем новые эксклюзивные предложения для его аудитории: возможность прослушивать не только музыкальный контент, но и музыкальное радио (запуск Радио Beats 1, где ведущие эфира - звездные ди-джеи, а ведущие авторских программ - знаменитые музыканты); эксперты формируют для слушателя музыкальную подборку вручную; площадка задумана как место встречи и общения артистов и слушателей (поклонников) [3]. Разработчики «Apple Music» предлагают аудитории идею мирного сосуществования на одном веб-ресурсе и персонального музыкального аудиостриминга, и традиционного радиодиалога. В случае же с «Яндекс.Радио» хочется отметить, что первое, что «бросается в глаза» при посещении этого ресурса - тиражирование многих идей «Пандоры»: например, возможность ставить «лайки» трекам на сайте станции и влиять на радиоэфир (графические символы «лайков» те же, что и у «Пандоры»), рекомендательная система «Диско», распознающая музыкальные предпо-
чтения слушателя, и др. Всё это, к сожалению, представлено аудитории как нечто новое.
Итак, в настоящее время мы видим победоносное шествие и зарубежного, и отечественного музыкального аудиостриминга в онлайн-пространстве. И будущее, на наш взгляд, не в дистанцировании эфирного музыкального радио от стриминг-сервисов, а в сотрудничестве с ними, в объединении усилий по привлечению аудитории, которая сможет на одном ресурсе слушать и радио-плеер, и традиционное музыкально-информационное радио. Но чтобы успешно конкурировать в новой меди-асреде, эфирное радио тоже должно предстать обновленным: с новыми идеями, жанровыми формами, интерактивными, подкастинговыми и эксклюзивными возможностями, уникальными технологиями. Ведь важнейшим мировым трендом в сфере масс-медиа является быстрое эволюционирование медиареальности, предоставляющей новые возможности всем участникам медиарынка.
Список литературы
1. «Газпром-медиа» сравнила свое новое радио Like FM с системами Pandora,
Spotify и iTunes Radio [Электронный ресурс]. - URL: https://vc.ru/p/Hke-fm (дата обращения 18.01.2016).
2. Интернет-радио Pandora покупает стри-минг-сервис Rdio в надежде составить конкуренцию крупным игрокам [Электронный ресурс]. - URL: http://megamozg.ru/post/21336/ (дата обращения 20.11.2015).
3. К звёздам без препятствий [Электронный ресурс]. - URL: http://www.apple.com/ru/ music/connect/ (дата обращения 18.01.2016).
4. Почему Пандора может никогда не добраться до России [Электронный ресурс]. -URL: http://slon.ru/appheroes/pochemu-pandora-mozhet-nikogda-ne-dobratsya-do-rossii-868400. xhtml (Дата обращения 06.12.2015).
5. About Pandora [Электронный ресурс]. -URL: http://www.pandora.com/about/mgp (дата обращения 11.01.2016).
6. About The Music Genome Project [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pandora. com/about (дата обращения 11.01.2016).
PERSONAL INTERNET-RADIO AS THE MAIN COMPETITOR OF TRADITIONAL MUSICAL OFFLINE-RADIO
Zhuravleva A. A., Chelyabinsk state University, Chelyabinsk, anettazhuravleva@gmail.com
The article investigates researches serious rival russian and foreign ethereal music broadcasting -personal internet-radio with the opposite offline-broadcasting communication - intrapersonal dialogue, equal to the internal monologue. On example one of the most popular western music streaming services - american internet-radio «Pandora» - discusses the features of functioning, competitive advantages and weaknesses of music online-broadcasting. The author tries to penetrate into the new radiore-ality and understand the laws that will live russian music broadcasting in the coming years.
Keywords: personal internet-radio, web-radio, online-broadcasting, music streaming service, audio streaming, streaming music, music offline-radio, internal communication, intrapersonal dialogue, media market, the russian broadcasting, the foreign broadcasting, new media.
References
1. «Gazprom-media» sravnila svoye novoye radio Like FM s sistemami Pandora, Spotify i iTunes Radio (2016) [=«Gazprom-Media» has compared his new radio Like FM with the systems Pandora, Spotify and iTunes Radio], available at: https://vc.ru/p/like-fm, accessed 18.01.2016. (In Russ.).
2. Internet-radio Pandora pokupayet striming-servis Rdio v nadezhde sostavit' konkurentsiyu krupnym igrokam (2015) [=Internet radio Pandora buys streaming service Rdio hoping to compete large players], available at: http://megamozg.ru/post/21336/, accessed 20.11.2015. (In Russ.).
3. Kzvozdam bezprepyatstviy (2016) [=To the stars without hindrance], available at: http://www. apple.com/ru/music/, accessed 18.01.2016. (In Russ.).
4. Pochemu-pandora-mozhet-nikogda-ne-dobratsya-do-rossii (2012) [=Why Pandora can never get to Russia], available at: http://slon.ru/appheroes/pochemu-pandora-mozhet-nikogda-ne-dobratsya-do-rossii-868400.xhtml, accessed 06.12.2015. (In Russ.).
5. About Pandora (2016), available at: http://www.pandora.com/about/mgp., accessed 11.01.2016.
6. About The Music Genome Project (2016), available at: http://www.pandora.com/about, accessed 11.01.2016.
Журавлева Анна Аркадьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет».
anettazhuravleva@gmail.com