Научная статья на тему 'Перспективы развития фармацевтической промышленности Республики Беларусь'

Перспективы развития фармацевтической промышленности Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2962
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ / БИОТЕХНОЛОГИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пшебельская Людмила Юрьевна, Лавор Юрий Юрьевич

Одной из перспективных сфер деятельности Республики Беларусь является развитие рынка фармацевтической продукции. Установлено, что основными задачами отрасли на ближайшую перспективу являются: производство жизненно необходимых, основных лекарственных средств и наращивание поставок отечественных препаратов на внутренний рынок, обеспечение эффективными, безопасными и качественными лекарственными средствами, развитие биотехнологий, научных исследований и инновационной деятельности, техническое перевооружение предприятий с приведением к требованиям международных стандартов, наращивание экспорта товаров, активизация внешнеэкономической деятельности. Проанализировано текущее состояние мирового фармацевтического рынка, а также изменения, новейшие тенденции и течения, сложившиеся в этой отрасли. Выявлены факторы, сдерживающие рост белорусской фармацевтической промышленности (низкая инновационная активность, недостаток финансовых ресурсов для производства оригинальных лекарственных препаратов, высокая стоимость закупаемых субстанций и вспомогательных материалов, импортозави-симость и низкая конкурентоспособность локально произведенной продукции). Доказано наличие в республике значительного производственного и научно-технического потенциала для преодоления негативных тенденций. В этой связи предложен комплекс мер, направленных на увеличение инновационной восприимчивости и конкурентоспособности отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития фармацевтической промышленности Республики Беларусь»

Труды БГТУ, 2016, № 7, с. 245-249

245

УДК 001.895:338:51

Л. Ю. Пшебельская, Ю. Ю. Лавор

Белорусский государственный технологический университет

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Одной из перспективных сфер деятельности Республики Беларусь является развитие рынка фармацевтической продукции. Установлено, что основными задачами отрасли на ближайшую перспективу являются: производство жизненно необходимых, основных лекарственных средств и наращивание поставок отечественных препаратов на внутренний рынок, обеспечение эффективными, безопасными и качественными лекарственными средствами, развитие биотехнологий, научных исследований и инновационной деятельности, техническое перевооружение предприятий с приведением к требованиям международных стандартов, наращивание экспорта товаров, активизация внешнеэкономической деятельности.

Проанализировано текущее состояние мирового фармацевтического рынка, а также изменения, новейшие тенденции и течения, сложившиеся в этой отрасли. Выявлены факторы, сдерживающие рост белорусской фармацевтической промышленности (низкая инновационная активность, недостаток финансовых ресурсов для производства оригинальных лекарственных препаратов, высокая стоимость закупаемых субстанций и вспомогательных материалов, импортозави-симость и низкая конкурентоспособность локально произведенной продукции). Доказано наличие в республике значительного производственного и научно-технического потенциала для преодоления негативных тенденций. В этой связи предложен комплекс мер, направленных на увеличение инновационной восприимчивости и конкурентоспособности отрасли.

Ключевые слова: фармацевтический рынок, лекарственные препараты, биотехнология, инновационная активность, научно-техническое сотрудничество, конкурентоспособность.

L. Yu. Pshebel'skaya, Yu. Yu. Lavor

Belarusian State Technological University

FUTURE DEVELOPMENT OF PHARMACEUTICAL INDUSTRY OF THE REPUBLIC OF BELARUS

One of the promising areas of activity of the Republic of Belarus is the development of the pharmaceutical products market. It was established that the main tasks of the sector in the near future are: the production of vital, essential medicines and increasing the supply of domestic products in the domestic market, providing effective, safe and high-quality medicines, development of biotechnologies, research and innovation, modernization of enterprises with reduction to the requirements of international standards, increasing exports, encouraging foreign trade.

It analyzed the current state of the global pharmaceutical market, and changes in, the latest trends and current prevailing in the industry. The factors constraining the growth of the Belarusian pharmaceutical industry (low innovation activity, the lack of financial resources for the production of original drugs, the high cost of the purchased substances and auxiliary materials, import dependence and low competitiveness of locally manufactured products). It proved the existence in the country of significant industrial and scientific-technical potential to overcome the negative trends. In this regard it proposed a package of measures aimed at increasing the innovative susceptibility and competitiveness of the industry.

Key words: pharmaceutical market, pharmaceuticals, biotechnology, innovation activity, scientific and technical cooperation, competitiveness.

Введение. Фармацевтическая промышленность - одна из отраслей белорусской экономики, которая развивается в последнее время наиболее динамично и высокими темпами. Это связано со многими обстоятельствами, а именно с тем, что данная отрасль:

1) способствует обеспечению национальной безопасности Республики Беларусь в области здравоохранения, лекарственного и медико-технического снабжения;

2) одна из наукоемких, инновационных сфер экономики Республики Беларусь, курс на развитие которой сделан белорусским государством;

3) является высокодоходным сектором экономики, в котором чистая прибыль достигает 18% от общего дохода, а темпы роста фармацевтического рынка постоянно увеличиваются [1].

Основная часть. В фармацевтической индустрии Республики Беларусь в настоящее время работают около 30 организаций (табл. 1),

технико-экономические показатели развития которых представлены в табл. 2 [2]. Они выпускают около 1,3 тыс. наименований лекарств. Емкость белорусского рынка медицинских препаратов составляет около 1 млрд. долл. США, или 390 млн. упаковок при средней цене упаковки 2,085 долл. США. Среднедушевое потребление лекарственных средств (ЛС) в Беларуси по данным 2013 г. составляло 86 долл. США (или 41,25 упаковки) в год.

В настоящее время белорусский фармацевтический рынок имеет следующие основные черты:

1) расширение спектра выпускаемых лекарственных средств (в основном дженериков), необходимых для обеспечения населения стандартными лекарствами, предназначенными для лечения основных, широко распространенных заболеваний с целью увеличения доли белорусских лекарств на внутреннем рынке до 60%. На достижение данных целей ориентирована значительная государственная поддержка фармацевтических предприятий, закрепленная в Государственной программе по развитию импортозамещающих производств фармацевтических субстанций, готовых лекарств и диагностических средств на период до 2020 года, которая включает следующие подпрограммы «Фарм-субстанции и готовые лекарственные средства», «Фитопрепараты», «Диагностикумы», «Подготовка кадров для химико-фармацевтической промышленности». Реализация этой программы потребует финансового обеспечения в 600 млрд. руб. Большая часть ресурсов пойдет на модернизацию белорусских предприятий и их сертификацию по стандартам ОЫР, а также создание качественных дженериков, а не оригинальных белорусских препаратов. Планируется, что суммарный экономический эффект от импорто-

замещения в отрасли составит около 30 млн. долл. США [1];

2) ориентация на модернизацию основных производственных участков фармпредприятий с переходом на повсеместное использование международных стандартов качества ОЫР («надлежащая производственная практика»). В ближайшие 2-3 года на фармацевтических предприятиях различных форм собственности будет реализовано 18 проектов модернизации в соответствии со стандартом ОЫР с объемом инвестиций около 200 млн. долл. США [3];

3) ориентация на импортозамещение. По состоянию на 2013 г. в Беларуси было зарегистрировано 4171 лекарственное средство, из них 2892 - зарубежного производства, 1279 - отечественного. Доля отечественных препаратов в 2012 г. в общем объеме продаж составила всего 24,8%. Из 10 крупнейших поставщиков лекарств в Беларуси 6 - иностранные компании из стран-лидеров мирового фармацевтического рынка: Германии, Индии, Франции. Белорусские производители лекарственных средств в целом ориентированы на внутренний рынок и выпускают препараты-аналоги. Основной объем экспорта фармацевтической продукции направлен в страны СНГ. Главные торговые партнеры по экспорту - Россия (64 %), Казахстан (12%) и Украина (7%) [4, с. 25].

Экспортная стратегия отечественных предприятий фармацевтической промышленности направлена на поддержание и расширение своего присутствия на рынках России, Казахстана, Азербайджана, Узбекистана, Кыргызстана, других стран СНГ и Юго-Восточной Азии. В качестве стратегической задачи рассматривается возможность выхода на рынки государств Азии, Африки и Евросоюза.

Таблица 1

Структура фармацевтической промышленности Республики Беларусь

Подчиненность Наименования Число

Предприятия, подчиненные Департаменту фармацевтической промышленности Республики Беларусь РУП «Белмедпрепараты», ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов», УП «Минскинтеркапс», ОАО «Несвижский завод медицинских препаратов», ОАО «Экзон» 5

Крупные организации частной формы собственности ООО «ФАРМТЕХНОЛОГИЯ», СП ООО «ФармЛэнд», СООО «Лекфарм», СООО «ТрайплФарм» 4

Организации, производящие лекарственные средства из растительного сырья ООО «Падис'С», НПК «Биотест», ООО «Калина», КСУП «Совхоз «Большое Можейково», ООО «Рубикон» 5

Научные организации и институты ГНУ «ИФОХ НАН Беларуси», ГУ «РНПЦ гематологии и трансфузиологии Минздрава», РПУП «Академфарм», УП «ХОП ИБОХ НАН Беларуси», УНП РУП «УНИТЕХ-ПРОМ БГУ» 5

Другие организации, имеющие лицензию на производство лекарственных средств БРУП «Гидролизный завод», ЗАО «БЕЛАСЕПТИКА», ЗАО «Фарматех», ОАО «БелВитунифарм», ЧУП «Диа-лек», СОАО «Ферейн», ИЧУП «Мед-интерпласт» 7

Таблица 2

Технико-экономические показатели работы фармацевтических организаций Республики Беларусь

Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Объем промышленного производства в фактических ценах, млн. долл. США 199,7 187,6 239,7 266,6

Рентабельность продаж, % 21,7 26,8 24,2 21,9

Экспорт товаров, млн. долл. США 100,1 103,3 113,2 112,4

Выручка от реализации товаров в расчете на одного среднесписочного работника, тыс. долл. США 36,2 31,9 42,3 42,6

Добавленная стоимость в расчете на одного среднесписочного работника, тыс. долл. США 17,7 16,8 20,2 23,0

Инвестиции в основной капитал, млн. долл. США 20,9 16,2 31,6 46,3

Доля белорусских лекарственных средств на отечественном рынке в стоимостном выражении, % 22,8 23,8 30,6 34,0

Принципиально важно для белорусских предприятий закрепить свои позиции на российском фармацевтическом рынке. По объему продаж (15-16 млрд. долл. США), согласно оценкам экспертов, рынок Российской Федерации опережает рынок Индии (9 млрд. дол. США на начало 2010 г.) и сопоставим с рынком Китая (порядка 22 млрд. долл. США соответственно). И в ближайшие годы ожидается его дальнейший рост.

Определенные новшества в условиях ведения бизнеса появились с началом функционирования Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана, Азербайджана. Каких-либо изменений в конкурентной среде на этом рынке не произошло, однако ухудшились условия хозяйствования после введения ставки НДС на транспортные услуги для стран Таможенного союза. Еще одна проблема в осуществлении внешнеэкономической деятельности на российском рынке для белорусских производителей связана с действием Федерального закона Российской Федерации № 61-Ф3 «Об обращении лекарственных средств». Он содержит новые требования к регистрации лекарственных средств на территории этой страны.

Ранее фармацевтической компании, не проводившей клинические исследования своего препарата в России, для его регистрации достаточно было предоставить данные белорусской лаборатории. Согласно новому закону, исследования, производившиеся не на территории России, не признаются. В то же время при регистрации российских препаратов в Беларуси аналогичные исследования россиян являются действительными. Тем не менее таможенное пространство трех государств открыло новые возможности для белорусских производителей на рынке Казахстана, Азербайджана.

Кроме того, фармацевтические предприятия рассчитывают на перспективные рынки дальнего зарубежья. В частности, минские производители начали регистрацию ряда выпус-

каемых ими лекарственных средств в Монголии, изучают возможности выхода на рынок Вьетнама, возможности укрепления своих позиций на рынках Ливии, Сирии, Афганистана и выхода на заказчиков в африканских странах [5].

Заключение. Для Беларуси в настоящее время могут быть актуальны следующие перспективы развития, учитывающие тенденции развития мирового фармацевтического рынка:

1) ориентация науки на перспективные фармацевтические направления - биотехнологические препараты, лекарства от рака, диабета, астмы, аутоиммунных заболеваний, препараты, регулирующие липидный обмен, препараты для ветеринарии;

2) постепенное внедрение стандартов ОЬР («надлежащая лабораторная практика») и ОСР («надлежащая клиническая практика») в дополнение к внедрению стандарта качества ОМР;

3) финансирование проведения скрининго-вых и предклинических исследований, клинических испытаний новых соединений, уже полученных научными организациями и вузами, которые могут стать основой для новых оригинальных препаратов;

4) стимулирование и финансирование со стороны государства процедур патентования новых лекарств или регистрации и сертификации уже существующих на зарубежных рынках;

5) создание совместных фармацевтических предприятий в рамках Европейского экономического пространства, проведение совместных дорогостоящих исследований по разработке новых препаратов для уменьшения стоимости исследований для каждой участвующей страны;

6) финансовое и налоговое стимулирование совместной работы (участие в глобальных цепочках поставок, разработка новых субстанций, создание совместных предприятий и т. д.) с компаниями - лидерами фармацевтического рынка для получения опыта проведения передовых НИОКР, использования современных стандартов, обучения специалистов [6];

7) сотрудничество с лидерами мирового фармацевтического рынка и заимствование у них передового опыта. Так, например, в Индии (один из лидеров мирового фармацевтического рынка) производится около 300 видов фармацевтических субстанций и свыше 20 тыс. наименований готовых ЛС. Индийская фарминдустрия успешно решила задачу, которая стоит перед белорусской: огромный внутренний рынок позволил сперва наладить массовое производство дешевых и качественных дженериков (непатентованных аналогов оригинальных лекарственных средств - ОЛС), далее перейти к разработке ОЛС, затем наладить кооперацию с транснациональными компаниями. В этом году истекает рекордное количество патентов на ОЛС, и высвобождающуюся долю рынка займут джене-рики, благодаря чему потребители в глобальном масштабе сэкономят около 98 млрд. долл. США.

Для небольшого белорусского фармацевтического рынка синтез новых ОЛС экономически нецелесообразен. Так, средняя продолжительность разработки и освоения оригинального препарата составляет не менее 8 лет с объемом инвестиций 500-2500 тыс. долл. США [7]. Дженерик дешевле брендированного препарата, который не обладает несопоставимо более высокими качествами или терапевтическим эффектом: разница в цене обусловлена прежде всего патентом. С 2004 г. по 2012 г. мировой рынок дженериков увеличился на 65%. По прогнозам IMS Health, к 2018 г. он достигнет более

1 трлн. долл. США, доля дженериков в общем объеме продаж вырастет с 12 до 24% за счет уменьшения доли ОЛС (18%). За 2005-2010 гг. доля ОЛС в общем объеме мирового фармацевтического рынка снизилась с 70 до 64%, к концу 2015 г., согласно IMS Health, уменьшилась до 53% [8];

8) снижение затрат на производство продукции в результате внедрения новых технологий, более производительного оборудования, автоматизации производственных и трудовых процессов, сокращения энергоемкости, материалоемкости производства, в том числе за счет использования добавок на основе отечественного растительного и животного сырья;

9) грамотная маркетинговая политика. Для подписания реальных контрактов на поставку продукции и пополнения списка торговых партнеров потребуется тщательное изучение конъюнктуры рынка. Кроме того, необходимо понимание особенностей ценообразования для определения приемлемой рыночной стоимости продукции. Только при выполнении этих условий возможна разработка эффективных моделей продвижения продукции на рынок, гарантирующих высокую рентабельность бизнеса и сокращение сроков возврата вложенных в изучение рынка средств. С другой стороны, для успешной реализации фармацевтической продукции важно проводить грамотную рекламную кампанию и формировать положительный имидж предприятия у потенциального покупателя.

Литература

1. Рындова О. Н. Стратегия и реализация инновационного развития фармацевтической промышленности Республики Беларусь на современном этапе [Электронный ресурс]. URL: Ьйр:/^^^аи.Ьу:8888/ао^'п1оаа8/КГОСМ_2011/39^ (дата обращения: 22.01.2016).

2. Годовальников Г. В. Стандарт GMP дает ответ только на один вопрос - фармацевтическое качество // Фарма в большом городе [Электронный ресурс]. URL: http://www.pharmaby.com/ 2013/11/ gmp.html (дата обращения: 22.01.2016).

3. Ташенов А. С., Чередниченко Н. Н. Перспективы развития фармацевтического рынка Единого экономического пространства. Алматы: Евразийский банк развития, 2013. 39 с.

4. Стратегия белорусской фармацевтики [Электронный ресурс] // Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен. URL: http://export.by/resources/ izdaniya_ i_pub1ikacii /strate giya_ be1orusskoi_farmacevtiki.html (дата обращения: 23.01.2016).

5. Щетко В. А. Тенденции развития мирового рынка фармацевтической продукции // Журнал международного права и международных отношений. 2014. 2-й выпуск. [Электронный ресурс] URL: http://www.evo1utio.info/content/view/2259/235 (дата обращения: 23.01.2016).

6. Шоломицкая М. М. Состояние, проблемы и перспективы развития фармацевтической промышленности в Республике Беларусь // Вестник БГЭУ. 2010. № 2. С. 53-59.

7. Нежданский, К. Таблетка для фармацевтов // БелГазета. 2015. 21-й выпуск [Электронный ресурс]. URL: http://www.be1gazeta.by/ru/1000/topic_week/31143 (дата обращения: 23.01.2016).

8. Годовальников Г. В. Фармацевтическая промышленность Республики Беларусь [Электронный ресурс]. URL: http://www.apteka.ua/up1oads/2013/11/Lpdf (дата обращения: 15.03.2016).

References

1. Ryndova O. N. Strategiya i realizatsiya innovatsionnogo razvitiya farmatsevticheskoy promyish-lennosti Respubliki Belarus' na sovremennom etape [Strategy and imp1ementation of the Repub1ic of

Belarus of the pharmaceutical industry innovative development at the present stage]. Available at: http://www.ggau.by:8888/downloads/КНОСМ_2011/39.pdf (accessed: 22.01.2016).

2. Godovalnikov G. V. [GMP standard answers only one question - pharmaceutical quality]. Farma v bol'shom gorode (In Russian). Available at: URL: http://www.pharmaby.com/ 2013/11 / gmp.html (accessed: 22.01.2016).

3. Tashenov A. S., Cherednichenko N. N. Perspektivy razvitiya farmatsevticheskogo rynka Yedinogo ekonomicheskogo prostranstva [Prospects of development of the pharmaceutical market of the Common Economic Space]. Almaty, Evraziyskiy bank razvitiya Publ., 2013. 39 p.

4. Strategiya belorusskoy_ farmatsevtiki [Belarusian pharmaceutical strategy]. Natsional'nyy tsentr market-inga i kon''yunktury tsen (In Russian). Available at: http://export.by/resources/ izdaniya_i_ publikacii / strategiya_ belorusskoi_farmacevtiki.html (accessed: 23.01.2016).

5. Shchetko V. A. [Trends in the world market of pharmaceutical products]. Zhurnal mezhdunarodnogo prava i mezhdunarodnykh otnosheniy, 2014, 2nd issue (In Russian). Available at: http://www.evolutio.info/ content / view / 2259/235 (accessed: 23.01.2016).

6. Sholomitskaya M. M. Condition, problems and prospects of development of the pharmaceutical industry in the Republic of Belarus. Vestnik BGEU [Herold BSEU], 2010, no 2, pp. 53-59.

7. Nezhdansky C. [Tablet for pharmacists]. BelGazeta, 2015, 21st issue (In Russian). Available at: URL: http://www.belga zeta.by/ru/1000/topic week/31143 (accessed: 23.01.2016).

8. Godovalnikov G. V. Farmatsevticheskaya promyshlennost' Respubliki Belarus [Pharmaceutical industry of the Republic of Belarus]. Available at: http://www.apteka.ua/uploads/2013/11/Lpdf (accessed: 15.03.2016).

Информация об авторах

Пшебельская Людмила Юрьевна - кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры организации производства и экономики недвижимости. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: psh-ly@inbox.ru

Лавор Юрий Юрьевич - магистрант кафедры организации производства и экономики недвижимости. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: juri_lavor@tut.by

Information about the authors

Pshebel'skaya Lyudmila Yur'evna - PhD (Economics), Senior Lecturer, the Department of Production Organization and Real Estate Economics. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: psh-ly@inbox.ru

Lavor Yuriy Yur'evich - Master's degree, the Department of Production Organization and Real Estate Economics. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: juri_lavor@tut.by

Поступила 25.03.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.