Научная статья на тему 'Проблемы импортозамещения на российском фармацевтическом рынке'

Проблемы импортозамещения на российском фармацевтическом рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1098
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марченко Юрий Олегович

Импортозамещение является одним из основных ориентиров развития фармацевтической отрасли России для повышения конкурентоспособности производителей лекарственных средств на внешнем рынке. В статье проанализированы проблемы оптимизации внешней торговли на фармацевтическом рынке с учетом интересов производителей препаратов и повышения их качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORT SUBSTITUTION PROBLEMS IN THE RUSSIAN PHARMACEUTICAL MARKET

Import substitution is one of the main reference points of development of Russian pharmaceutical industry for increase of competitiveness of medicines' producers in a foreign market. In the article problems of optimization of foreign trade in the pharmaceutical market, taking into account interests of producers of medicines, and increase of their quality, are analysed.

Текст научной работы на тему «Проблемы импортозамещения на российском фармацевтическом рынке»

ПРОБЛЕМЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА РОССИЙСКОМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ

Аннотация. Импортозамещение является одним из основных ориентиров развития фармацевтической отрасли России для повышения конкурентоспособности производителей лекарственных средств на внешнем рынке. В статье проанализированы проблемы оптимизации внешней торговли на фармацевтическом рынке с учетом интересов производителей препаратов и повышения их качества.

Ключевые слова: российский фармацевтический рынок, лекарственные средства, им-портозамещение, Всемирная торговая организация.

IMPORT SUBSTITUTION PROBLEMS IN THE RUSSIAN PHARMACEUTICAL MARKET

Annotation. Import substitution is one of the main reference points of development of Russian pharmaceutical industry for increase of competitiveness of medicines' producers in a foreign market. In the article problems of optimization of foreign trade in the pharmaceutical market, taking into account interests of producers of medicines, and increase of their quality, are analysed.

Keywords: Russian pharmaceutical market, medicines, import substitution, World Trade Organization.

Все страны, прошедшие стадию индустриализации, столкнулись с необходимостью внедрения стратегии импортозамещения, но наиболее болезненной и сложной она оказалась для рынка лекарственных средств. Это связано с тем, что за счет импорта аккумулируется большая часть национальных фармацевтических рынков стран мира. Даже в структуре рынков лекарственных средств стран Европейского союза (ЕС) (крупнейших производителей фармацевтической продукции в мире) показатель импорта в процентном отношении превышает объем локального производства (в Германии доля локального производства составляет 44 %, в Великобритании - 31 %, во Франции - 18 %) [13, с. 12-14].

Импортозамещение на фармацевтическом рынке рассматривается как целенаправленная деятельность замены на национальном рынке фармацевтической продукции, производимой вне нашей страны, конкурентоспособной по качественным и ценовым параметрам зарубежных рынков, фармацевтической продукцией, которая производится внутри страны [10, с. 117-122]. Для России большое значение играет опыт прежде всего развивающихся стран в области реализации политики импорто-замещения. Например, в Индии, где продажи локальных компаний составляют 58 % [12] от объема фармацевтического рынка, были достигнуты положительные результаты в области импортозамеще-ния.

Россию в СНГ называют «апологетом политики импортозамещения» [3, с. 29], где попытки ее реализовать идут с помощью локализации. Несмотря на то, что активность российских производителей лекарств постепенно повышается, российский фармацевтический рынок еще сугубо ориентирован на импорт и доля иностранных лекарственных препаратов в коммерческом секторе рынка достигает 75 % (в секторе госпитальных закупок - 78 %). При этом импортные лекарственные средства в большинстве своем являются высокоэффективными инновационными препаратами [11].

Несмотря на это, оценивая результативность условий, созданных для развития фармацевтической промышленности в России, автор отмечает, что они в целом благоприятны. В соответствии с Федеральной целевой программой «ФАРМА-2020», которая предполагает переход отрасли на инновационную модель развития и проведение импортозамещения, в последние годы заключено несколь-

УДК 339.944 Ю.О. Марченко

Yury Marchenko

© Марченко Ю.О., 2015

ко сотен контрактов на разработку технологий по производству жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), трансферт зарубежных разработок инновационных лекарств, клинических и доклинических исследований лекарств. Согласно данной Концепции, в 2011-2020 гг. запланирован рост государственных расходов на здравоохранение с 3,56 до 5,5 %, а максимальный прирост в размере 42 % предусмотрен на 2015 г. [7].

Объем производства лекарств в России вырос в 2006-2013 гг. в 3,3 раза до 191,7 млрд руб. [9, с. 54-59]. Нехватка собственных препаратов покрывается за счет импорта, который, в свою очередь, вырос за рассматриваемый период в 2,3 раза до 14,9 млрд долл. США. Интерес импортеров к отечественному рынку объясняется высокими темпами его прироста и значительным потенциалом роста потребления лекарственных препаратов из расчета на душу населения. По итогам 2014 г. объем фармацевтического рынка России составил уже 1143 млрд руб., превысив аналогичный показатель предыдущего года на 9,3 %.

За десятилетие он вырос в 2,42 раза, а мировой рынок - всего в 1,56. За счет этого российский рынок лидирует в мире по темпам прироста и постепенно приближается к лидирующим национальным фармацевтическим рынкам развитых стран. Тем не менее, следует отметить снижение темпов прироста российского фармацевтического рынка: в 2005 г. они составили 35 %, в кризисные 2008-2009 гг. - 25 и 18 % соответственно, а уже в 2013 г. - лишь 14 % [2].

Импортозамещение лекарственных средств в РФ на настоящем этапе в полном объеме осуществлять невозможно ни по товарной номенклатуре, ни по объемам, что подтверждается научными исследованиями [5]. Причиной этого является отставание российских лекарственных препаратов по качеству - ключевой потребительской характеристике. Дистрибьюторы и аптечные сети ориентируются на продажи дорогостоящих импортных аналогов с целью максимизации прибыли. В свою очередь, невысокое качество лекарственных средств российского производства связано с рядом причин:

негативные тенденции динамики технологической оснащенности фармацевтических предприятий страны. Износ основных фондов в здравоохранении возрос за период 2006-2013 гг. с 48,7 до 54,9% [7];

российские компании не в состоянии затрачивать на исследования и разработки более чем 1-2 % от совокупного объема продаж [6, с. 24-33];

российские лекарственные средства производятся почти полностью из импортных субстанций, ввозимых из стран Азии, однако их качество существенно уступает аналогам, производимым в Индии и Китае, которые на сегодня общепризнанные лидеры в мировом производстве контрафактной фармацевтики;

- серьезной проблемой для фармацевтического рынка России остается фальсификация лекарственных препаратов.

Нерешенным вопросом можно считать и длительный срок регистрации препаратов, который, хотя и ограничен Минздравом семью месяцами, но из-за административных проволочек делает невозможным в полную силу осуществлять производственно-сбытовую деятельность. Решение этой проблемы требует формирования условий для отечественных производителей в направлении сокращения процедуры регистрации (до 100 дней) и применения ускоренной регистрации (50-60 дней) для дженериков.

Анализ современного этапа развития фармацевтической промышленности страны позволил выделить проблемы, ограничивающие повышение конкурентоспособности российских компаний на мировом фармацевтическом рынке: неспособность российских предприятий удовлетворить спрос внутреннего рынка на лекарственные средства по их основным группам; зависимость российских производителей лекарственных средств от импорта фармацевтических субстанций; низкий уровень

активности большинства отечественных фармацевтических компаний, в продуктовых портфелях которых основная доля принадлежит низкорентабельным (дженериковым) препаратам, что не позволяет этим компаниям выделять значительные суммы на отраслевые исследования и разработки; продолжающиеся сложности перехода отрасли на стандарты надлежащей производственной практики (GMP); недоступность качественных, эффективных и безопасных лекарств для большей части населения; высокая доля фальсифицированных препаратов на внутреннем рынке, что подрывает доверие потребителя к отечественным производителям; нормативно-правовая неурегулированность проблем биологических активных добавок, продвигаемых недобросовестными компаниями под видом лекарственных средств; неэтичная маркетинговая политика при продвижении лекарственных средств на рынке.

Эти проблемы являются ограничителями непрерывного процесса сбалансированного развития «фармацевтической отрасли как социально-экономической системы» [1, с. 20], не позволяют реализовать комплекс мер по совершенствованию разработки и продвижения фармацевтической продукции на экспортные рынки и, следовательно, не способствуют повышению конкурентных позиций российских производителей на мировом фармацевтическом рынке.

Исследования показали, что развитие российской фармацевтической промышленности идет по инерционному сценарию [4, с. 10]. Номенклатура фармацевтического производства традиционна: в ее основе - лекарственные средства, разработанные еще в СССР. В розничной сети и госзакупках преобладают импортные лекарственные средства. Среди лидирующих на рынке российских торговых марок почти отсутствуют инновационные и преобладают традиционные препараты, что демонстрирует значительное отставание российской фармацевтической промышленности от общемировых стандартов.

Для анализа потенциала импортозамещения необходимо проведение специального анализа его сегментов. Согласно расчетам А.В. Коротеева [4, с. 14], по позициям, которые входят в перечень ЖНВЛП, установлено, что из 569 проанализированных групп лекарств непатентованных наименований импортные препараты составляют 269, 40 - отечественные, а по 233 присутствуют как импортные, так и отечественные препараты.

Основными факторами, определяющими стратегию импортозамещения в фармацевтической отрасли в условиях членства России во Всемирной торговой организации, будут: возрастание конкуренции со стороны импорта; необходимость активизации отечественных производителей в инновационных сегментах фармацевтики; необходимость наращивания присутствия инновационных препаратов российского производства как на внутреннем, так и на экспортных рынках.

Библиографический список

1. Балашов, А. И. Формирование механизма устойчивого развития фармацевтической отрасли : автореф. дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05 / Алексей Игоревич Балашов. - СПб, 2012. - 39 с.

2. Володин, В. М. Современные условия создания инновационных фармацевтических продуктов в России [Электронный ресурс] / В. М. Володин, С. В. Кунев, Е. Н. Мальченков // Экономика и социум. - 2013. -№ 1(6). - С. 6. - Режим доступа : http://www.iupr.ru/domains_data/files/zurnal_osnovnoy_6_2013/ Volodin %20i %20Malchenkov.pdf (дата обращения : 22.11.2014).

3. Клунко, Н. Зарубежный опыт импортозамещения в фармацевтической отрасли как пример для Украины / Н. Клунко // Экономика Украины. - 2012. - № 6. - С. 27-35.

4. Коротеев, А. В. Методические основы предпринимательской деятельности в сфере импортозамещения на фармацевтическом рынке России : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Андрей Владимирович Ко-ротеев. - СПб, 2011. - 19 с.

5. Костромин, П. А. Импортозамещение лекарственных препаратов в России по объему, номенклатуре и качеству [Электронный ресурс] / П. А. Костромин // Теория и практика общественного развития : междуна-

родный научный журнал. - 2015. - № 9. - Режим доступа : http://teoria-practica.ru/ras/ ffles/arhiv_zhurnala/2015/9/economics/kostromiapdf (дата обращения : 17.08.2015).

6. Литвиненко, М. А. Проблемы управления инновационным развитием фармацевтической промышленности РФ / М. А. Литвиненко, М. В. Макаренко // Вестник химической промышленности. - 2013. - № 5(74). -С. 24-33.

7. Национальные счета. Официальная статистика [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks.ru/wps/wcm/con-nect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/ (дата обращения : 24.05.2015).

8. Постановление Правительства РФ от 17.02.2011 № 91 (в редакции от 06.11.2014) «О федеральной целевой программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «Кон-сультантПлюс» (дата обращения: 27.03.2015).

9. Романова, С. Фармацевтическая промышленность за 2013 год / С. Романова // Ремедиум. - 2014. - № 3. -С. 54-59

10. Семенов, А. М. Исследование влияния реализации стратегии импортозамещения на бюджет обеспечения населения России лекарственными средствами (на примере тромболитических препаратов : Актилизе и Форгелизин) / А. М. Семенов // Вестник РАЕН. - 2012. - Т. 12. - № 2. - С. 117-122.

11. Толстопятенко, М. А. Инновационное развитие фармацевтической промышленности на основе формирования фармамедицинских кластеров : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Мария Анатольевна Толстопятенко. - М., 2009.

12. A brief report pharmaceutical industry in India [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.cci.in/pdf/surveys_reports/indian_pharmaceuticals_industry.pdf (дата обращения : 21.10.2013).

13. Kolinz, P. National production of medications in the countries of European Union / P. Kolinz // Farma industry report. -2010. - P. 12-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.