экономические науки
Лобанова Марина Александровна ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ...
УДК 338.24
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ:
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
© 2018
Лобанова Марина Александровна, помощник проректора по научной работе и инновационному развитию
Курский Государственный Медицинский Университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, 3, e-mail: [email protected])
Аннотация. Фармацевтическая отрасль в развитии государства приобретает исключительно важное значение для охраны здоровья населения страны. Быстрое старение населения, рост числа сердечнососудистых и онкологических заболеваний, появление новых болезней, создание новых поколений лекарств обуславливают растущую потребность в продукции данной отрасли. Как следствие, становятся актуальными вопросы обеспечения экономической безопасности. Отечественное фармацевтическое производство в большинстве случаев является интегрированным взаимодействием зарубежных производителей и отечественных предприятий. На сегодняшний день отечественная фармацевтическая отрасль представлена более чем тремястами предприятиями, имеющими лицензии на производство лекарственных средств. В статье представлена оценка сложившейся ситуации в сфере экономической безопасности фармацевтической отрасли в России, выявлены основные угрозы развития экономической безопасности, а также предложен ряд основополагающих направлений в области обеспечения экономической безопасности фармацевтической отрасли РФ. Автор приходит к выводу о наличии несоответствии требований к экономический безопасности фармацевтической отрасли и реально осуществляемым действиям в этом направлении, отсутствии системного подхода к повышению уровня отечественного производства с целью импортозамещения лекарственных средств. Считает, что перспективы устойчивости экономической безопасности фармацевтической отрасли напрямую связаны с эффективностью государственного регулирования, которое необходимо осуществлять в двух взаимосвязанных направлениях - организационно-административном и экономическом.
Ключевые слова: экономическая безопасность, принципы экономической безопасности, фармацевтическая отрасль, лекарственные средства, фармацевтика, отечественное производство, импортозамещение, фармацевтическое производство, ЖНВЛП, здравоохранение, кластерная политика, государственная программа.
ECONOMIC SECURITY OF THE PHARMACEUTICAL INDUSTRY IN RUSSIA:
PROBLEMS AND PROSPECTS
© 2018
Lobanova Marina Aleksandrovna, assistant Vice-rector for research and innovative development Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx street, 3, e-mail: [email protected])
Abstract. The article presents an assessment of the current situation in the sphere of economic security of the pharmaceutical industry in Russia, identifies the main threats to the development of economic security, and proposes a number of fundamental areas in the field of economic security of the pharmaceutical industry of the Russian Federation. The author comes to the conclusion that the prospects of stability of economic security of the pharmaceutical industry are directly related to the efficiency of state regulation, which must be carried out in two interrelated directions - organizational and administrative and economic.
Keywords: economic security, principles of economic security, pharmaceutical industry, medicines, pharmaceuticals, domestic production, import substitution, pharmaceutical production, VED, health, cluster policy, state program.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Среднесрочная перспектива обеспечения национальной безопасности российского общества предполагает формирование социально ориентированной инновационной экономики. Применительно к вопросам здравоохранения развитие национальной безопасности заключается, в первую очередь, в гарантированном снабжении населения высококачественными и доступными лекарственными препаратами.
Рассматривая состояние экономической безопасности отечественной фармацевтической отрасли, необходимо отметить отсутствие должных экономических и технологических условий для производства отечественной инновационной продукции, наличие низкой доли добавленной стоимости лекарственных средств, что напрямую влияет на ограниченность проведения перспективных научных исследований в области фармации. Добавленная стоимость препаратов в основном формируется в системе торговли. Результатом данного процесса выступает переплата конечным потребителем за торговые названия препаратов.
За последние десятилетия становится все более четкой динамика ориентированности отечественного рынка фармацевтических средств на импорт. Так, за последние годы обеспеченность населения лекарственными средствами отечественного производства составила около 58,8 % в товарном выражении и 29,8 % в денежном выражении от общего объема рынка лекарственных средств [1, с. 7]. Торговые сети не заинтересованы в ин-
вестировании части добавленной стоимости в развитие фармацевтического производства; самим же производителям выгоднее вкладывать средства в продвижение продукции, нежели в инновации и развитие производства. Данные факты значительно затормаживают рост экономической доступности лекарственных средств для населения. Таким образом, вопрос формирования механизма обеспечения экономической безопасности фармацевтической отрасли остается открытым для решения.
Инновационное решение данной проблемы требует кардинальных структурных и институциональных преобразований, затрагивающих взаимодействие разработчиков, производителей лекарственных средств и инвесторов. Сегодня в качестве направления инновационного развития отечественной фармации выступает кластерная политика развития фармацевтической отрасли. В частности, данное направление представлено в Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. В качестве пилотных площадок кластерного развития выделены Московский, Новосибирский и Санкт-Петербургский регионы как области с высокой концентрацией научных центров и высокотехнологичных научно-производственных компаний. Наибольший интерес представляет северо-западный кластер медицинской, фармацевтической промышленности и радиационных технологий, расположенный на территории 2-х субъектов Российской Федерации — Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Кластер объединяет более 200 организаций, из которых 40 научно-исследовательских и 120 производственных. Общее
Lobanova Marina Aleksandrovna economic
ECONOMIC SECURITY ... sceinces
число занятых в Кластере составляет более 59 тыс. человек [2]. В конце 2017 г. начал работу технико-внедренческий парк на острове Русский [3] (г. Владивосток), в том числе со специализацией «фармацевтика», основной задачей которого выступит создание, модернизация и реконструкция производств лекарственных средств на территории Дальневосточного федерального округа на основе компонентов животного и растительного происхождения.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вопросами изучения отдельных аспектов экономической безопасности применительно к отечественной фармацевтической отрасли занимается достаточное количество исследователей. Так, З.М. Голандом разработаны принципы обеспечения экономической безопасности фармацевтической отрасли. К ним ученый относит принцип доминирования инновационной и высокотехнологичной модели развития отрасли; принцип главенства качества, эффективности и безопасности лекарственных средств; принцип приоритетности национальной фармацевтической отрасли в реализации государственных программ в области обеспечения населения лекарственными средствами; принцип замещения импортных лекарственных средств отечественными, полный цикл производства которых находится на территории РФ [4, с. 9]. Л.С. Мавричева, Ж.А. Ульянцева и В.Л. Рыкунова [5] проводят оценку промежуточных результатов реализации федеральной целевой программы и ее влияние на обеспечение экономической безопасности страны. Приходят к выводу, что программа оказала существенное положительное влияние на развитие отечественной фармацевтической промышленности РФ в 2014-2015 гг., которая показала существенный потенциал роста и способность к адаптации под влиянием внешних и внутренних вызовов и угроз. В работах А.В. Грунской, И.А. Левчук, Н.В. Токмакова [6] представлены аспекты, касающиеся управления экономической безопасностью фармацевтической организации. Отдельным аспектам обеспечения экономической безопасности фармацевтической отрасли посвящены работы Е.А. Ерасовой [7], Д.А. Кузнецова [8], Ю.О. Марченко [9]. Зарубежный опыт формирования стратегии экономической безопасности фармацевтической отрасли представлен в работах Н.С. Клунко [10], М.М. Шоломицкой [11], А.С. Ташенова, Н.Н. Чередниченко [12], М.С. Кошель, Н.В. Габриеляна [13] На сегодняшний день с завершающим этапом действия Государственной программы Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013-2020 годы остается открытым вопрос, касающийся результатов обеспечения экономической безопасности. Промежуточные результаты Программы влекут за собой ряд доработок, которые в перспективе требуют комплексного решения.
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель работы заключается в оценке современного состояния уровня экономической безопасности фармацевтической отрасли и разработке рекомендаций по обеспечению экономической безопасности отечественной фармацевтической промышленности.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Отечественное фармацевтическое производство представляет собой в большинстве случаев интегрированное взаимодействие зарубежных производителей и отечественных предприятий. Следовательно, отдавая предпочтение кластерному развитию отечественной фармацевтической промышленности, следует учитывать, в первую очередь, опыт европейских фармацевтических компаний по разработке инновационных лекарственных препаратов, поскольку европейские производители первыми включились в национальную програм-102
му по локализации своих производств на территории России и ведут совместную разработку инновационных лекарственных препаратов совместно с российскими партнерами. В частности, для обеспечения уровня экономической безопасности фармацевтической промышленности возможным остается заключение прямых соглашений между фармацевтическими компаниями и государством, договоров о скидках в отношении скидки производителя лекарств контрагенту (например, по опыту Германии) [14 с. 41], анализ потребительской полезности и затрат, заключающийся в оценке эффективности нового лекарства с его аналогами на рынке фармацевтических средств.
Что касается развития общероссийской фармацевтической промышленности, то на сегодняшний день отечественная фармацевтическая отрасль представлена более чем тремястами предприятиями, имеющими лицензии на производство лекарственных средств. При этом по данным аналитических отчетов компании «DSM Group» на конец 2017 г. в состав ТОП-10 компаний-производителей, лидирующих по объемам продаж на коммерческом рынке лекарственных препаратов, вошло только одно отечественное предприятие - ПАО «Отисифарм» с долей рынка 3,1 % в стоимостном объеме [15, с. 14]. Отечественная фармацевтическая промышленность находится в той ситуации, когда западные транснациональные корпорации устанавливают правила в сфере технологий производства и интеллектуальной собственности, а производители из Индии и Китая оказывают сильное ценовое давление на российский рынок лекарственных препаратов. К тому же российская фармацевтическая отрасль пока не способна обеспечить внутренний рынок основной номенклатурой современных лекарственных препаратов, весь цикл производства которых находился бы на территории России. На сегодняшний день в стране все еще отсутствуют полноценные отечественные научно-исследовательские центры по разработке лекарственных средств мирового уровня [16].
Сложившаяся ситуация развития уровня российской фармацевтической промышленности свидетельствует о наличии угроз в развитии экономической безопасности российской фармацевтической отрасли.
Нормативные акты федерального уровня формируют идеологию широких прав граждан в области лекарственного обеспечения. При этом законодательством РФ установлено, что обеспечение лекарствами при оказании амбулаторной медицинской помощи осуществляется только для отдельных категорий граждан, в то время как около 90% всего населения страны получает медицинскую помощь именно амбулаторно и вынуждено покупать лекарственные препараты за свой счет [17 с. 11]. К тому же при назначении лечения пациенту врач должен отдавать предпочтение препаратам из перечня ЖНВЛП, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций, тем самым реализуя право гражданина на обеспечение лекарственными средствами [18, с. 1307]. Однако на практике зачастую лекарство, оказывающее более высокий эффект и необходимое пациенту по жизненным показаниям, не входит в вышеперечисленный перечень, и покупается пациентом самостоятельно или заменяется на менее эффективный аналог. В этой связи низкая покупательная способность значительной части населения приводит к тому, что граждане отказываются от необходимых им лекарственных средств, что отражается на их здоровье и на общественном здоровье в целом.
Одним из основополагающих индикаторов качества оказания лекарственной помощи является количество рецептов льготным категориям граждан, находящихся на отсроченном обеспечении в аптечных учреждениях [19, с. 27]. По данным опроса Общероссийского народного фронта более 70 % респондентов испытывают сложности с получением льготных лекарств. Хотя в целом наблюдается динамика сокращения числа рецептов Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)
экономические науки
Лобанова Марина Александровна ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ...
на отсроченном обеспечении (3878 рецептов в 2016 г. и 8256 рецептов в 2015 г.), только 18 % льготников после обращения в вышестоящие учреждения получают лекарственные препараты по рецепту, в то время как 72 % респондентов вынуждены покупать их за собственные деньги [20]. Причинами сложившейся ситуации выступают недостатки в логистике лекарственных препаратов и отсутствие единой информационной системы, обеспечивающей взаимодействие органов управления здравоохранением региона с медицинскими и фармацевтическими организациями, участвующими в лекарственном обеспечении. К тому же имеет место несвоевременное проведение торгов и размещение заказов, несоблюдение договорных отношений и своевременной компенсации финансовых затрат фармацевтическим организациям, участвующим в поставках лекарственных средств для льготных категорий граждан, недостаточное использование информационных технологий, несоблюдение правил выписывания льготных рецептов врачами. Данные факты являются прямыми угрозами экономической безопасности фармацевтической отрасли.
Еще одной проблемой в обеспечении экономической безопасности фармацевтической отрасли в России выступает фальсификация лекарственных изделий. Объем рынка фальсификата составляет чуть более 150 наименований, относящихся к средней ценовой категории и пользующихся наибольшей популярностью у покупателей. Около трети всего объема фальсифицированных лекарственных средств поступает на отечественный рынок из Индии, Китая и Польши. Основными причинами выступают несовершенство правовой базы и отсутствие механизма привлечения к ответственности за оборот фальсификата [21, с. 37]. Урегулировать сложившуюся ситуацию, в частности, предлагается путем маркировки лекарственных средств. Так, начиная с февраля 2017 г. на базе ряда фармацевтических производственных компаний запущен пилотный проект по внедрению и тестированию системы прослеживаемости лекарственных препаратов по всей производственной и сбытовой цепочке - от производителя до потребителя. Закон устанавливает обязанность фармацевтических производителей наносить на упаковку лекарственных препаратов средства идентификации. Далее по цепочке в систему мониторинга вносится информация о лекарственных препаратах (хранение, ввоз в РФ, отпуск, реализация, передача, применение и уничтожение лекарственных препаратов). Начиная с января 2020 г. норма вступит в силу на всей территории страны. Считаем, что данная мера, принятая со стороны государства, хотя и возложит дополнительную нагрузку на расходную и капитальную часть бюджета компаний-производителей и компаний, занимающихся реализацией лекарственных препаратов, что, в первую очередь, отразится на увеличении стоимости лекарственных средств, в то же время выступит одним из эффективных направлений повышения экономической безопасности фармацевтической отрасли страны, в частности, обеспечении безопасности здоровья граждан.
Рассмотренные проблемы в области экономической безопасности фармацевтической отрасли в России позволяют выделить ряд направлений обеспечения экономической безопасности:
- формирование и государственная поддержка производства высокотехнологичных инновационных лекарственных препаратов, химических и биотехнологических субстанций;
- обеспечение фармацевтической отрасли высококвалифицированными кадрами;
- стимулирование отечественного производства дешевых аналогов импортных дженериковых и инновационных лекарственных средств и включение их в список ЖНВЛП;
- совершенствование государственного регулирования цен на лекарственные препараты;
- улучшение регулирования в сфере государственной регистрации лекарственных препаратов и сертификации производственных компаний на соответствие GMP;
- развитие кластерного подхода в локализации фармацевтического производства.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. На основе проведенного исследования можно сделать вывод о несоответствии требований к экономический безопасности фармацевтической отрасли и реально осуществляемым действиям в этом направлении, отсутствии системного подхода к повышению уровня отечественного производства с целью импортозамещения лекарственных средств. Перспективы устойчивости экономической безопасности фармацевтической отрасли напрямую связаны с эффективностью государственного регулирования, которое необходимо осуществлять в двух взаимосвязанных направлениях - организационно-административном и экономическом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Фармацевтический рынок России: аналитический сборник. Декабрь 2017. - DSM Group. 2018. - 27 c.
2. Северо-западный кластер медицинской, фармацевтической промышленности и радиационных технологий: официальный сайт. - Режим доступа: http:// nwcluster.ru/
3. Технопарк «Русский»: официальный сайт. -Режим доступа: https://mtechpark.rn/
4. Голант З.М. Формирование механизма обеспечения экономической безопасности фармацевтической отрасли: автореф. дисс. канд. экон. наук: 08.00.0. СПб.: СПБГУЭФ, 2010. 19 с.
5. Мавричева Л.С., Ульянцева Ж.А., Рыкунова В.Л. Развитие фармацевтической промышленности как инструмент обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Интеграция наук. 2017. № 3. С. 23-28.
6. Грунская А.В., Левчук И.А., Токмаков Н.В. Концепция управления экономической безопасностью предприятий фармацевтической промышленности // Молодежь и наука: шаг к успеху. 2017. С. 100-105.
7. Ерасова Е.А. Импортозамещение как фактор обеспечения лекарственной безопасности современной России // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.В. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2015. С. 14-26.
8. Кузнецов Д.А. Методология определения и противодействия угрозам технико-технологической безопасности в фармации // Научные ведомости БелГУ. Серия: Медицина. Фармация. 2012. № 16. С. 160-166.
9. Марченко Ю.О. Роль импортозамещения в развитии российского фармацевтического рынка: канд. экон. наук: 08.00.14. М., 2016. 185 с.
10. Клунко Н.С. Инновационная стратегия фармацевтического комплекса: российские тенденции и зарубежный опыт // Известия ИГЭА. 2013. № 3. С. 85-91.
11. Шоломицкая М.М. Экономическая оценка и анализ инновационного развития мировой фармацевтической промышленности // Экономика и банки. 2013. № 2. С. 97-106.
12. Ташенов А.С., Чередниченко Н.Н. Перспективы развития фармацевтического рынка Единого экономического пространства: Отраслевой обзор // Евразийский банк развития. 2013. № 18. 30 с.
13. Кошель М.С., Габриелян Н.В. Проблемы и перспективы развития фармацевтической промышленности в России и Армении //Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1.
14. Ахметов А.Е. Мировой опыт регулирования цен на фармацевтическую продукцию (на примере стран Европы) // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2012. № 2. С. 39-46.
15. Фармацевтический рынок России: аналитический сборник. Февраль 2017. DSM Group. 2018. 27 c.
Lobanova Marina Aleksandrovna ECONOMIC SECURITY ...
economic sceinces
16. Государственная программа Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013-2020 годы (ред. от 28 декабря 2017 г. № 1673).
17. Мохов А.А. Правовые режимы лекарственного обеспечения: привилегии не для всех // Библиодосье: Подготовлено по запросу Комитета Государственной Думы по охране здоровья. 2017. C. 10-14.
18. Александрова О.Ю. Право граждан на лекарственное обеспечение при оказании медицинской помощи в условиях стационара // Русский медицинский журнал. 2017. № 18. С. 1307-1311.
19. Беданокова М.Р., Бат Н.М. Анализ организации льготного лекарственного обеспечения населения Республики Адыгея // Кубанский научный медицинский вестник. 2016. № 3. С. 23-28.
20. ОНФ: более 70 % льготников испытывают сложности с получением лекарств в аптеках. - Медвестник: портал российского врача. 2017. - Режим доступа: https:// medvestnik.rn/content/news/0NF-bolee-70-lgotnikov-ispytyvaut-slojnosti-s-polucheniem-lekarstv-v-aptekah.html (дата обращения: 15.04.2018 г.)
21. Хосева Е.Н. Состояние российской фармацевтической отрасли на современном этапе // Качественная клиническая практика. 2014. № 3. С. 35-40.
Статья поступила в редакцию 28.04.2018
Статья принята к публикации 27.06.2018
104
Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)