Научная статья на тему 'Становление и развитие фармацевтического рынка Таджикистана и факторы, его определяющие'

Становление и развитие фармацевтического рынка Таджикистана и факторы, его определяющие Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2265
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / АПТЕЧНАЯ СЕТЬ / PHARMATHEUTICAL MARKET / MEDICINAL REMEDIES / PHARMATHEUTICAL BRANCH / PHARMATHEUTICAL SERVICES / CHEMIST’S NETWORK / БОЗОРИ ФАРМАТСЕВТї / ДОРУ / СОњАИ ФАРМАТСЕВТї / ХИЗМАТњОИ ФАРМАТСЕВТї / ШАБАКАИ ДОРУХОНАњО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирзоев А. И.

Рассмотрены и проанализированы проблемы становления и основные тенденции развития фармацевтического рынка в Республике Таджикистан, а также ситуация в фармацевтической отрасли республики. Описаны сравнительно низкие показатели расходов государственного бюджета на здравоохранение, обеспеченности населения страны лекарственными средствами, объёмов производства фармацевтических препаратов, доли отечественного производства на внутреннем рынке, экспорта продукции фармацевтической промышленности за период с 2012 по 2016 годы. Выявлены существующие проблемы, препятствующие развитию фармацевтической отрасли в республике. Обоснованы предложения по обеспечению развития данной отрасли на современном этапе её инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and Development of Pharmatheutical Market of Tajikistan and Factors Determining it

The author of the article has canvassed and analyzed the problems of formation and principle tendencies of development of pharmatheutical market in Tajikistan Republic; the situation in the pharmatheutical branch of the republic being considered as well. He described following items: comparatively low indices of expenses for health service from the state budget, procurement of population with medicinal remedies, volumes of production in reference to medicinal preparations, share of home produce at the internal market, export of parmatheutical industry produce for the period of 2012 2016; the existing problems hindering a development of pharmatheutical branch in the republic being elicited alongside. Well-grounded suggestions aimed at an ensurance of development of the given branch at the present state of its innovational evolution are presented.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие фармацевтического рынка Таджикистана и факторы, его определяющие»

УДК 339.1 ББК 65.422.523-31

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ Мирзоев Асрор Искандаршоевич,

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА директор филиала ООО "Авесто групп "

ТАДЖИКИСТАНА И ФАКТОРЫ, ЕГО в Бабаджангафуровском районе

ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ (Таджикистан, Худжанд)

ТАШАККУЛИ БОЗОРИ Мирзоев Асрор Искандаршоевич,

ФАРМАТСЕВТЙДАР ЦУМХУРИИ директори бахши ЦДММ "Авесто групп"

ТОЦИКИСТОН ВА ОМИЛ^ОИ дар ноуияи Б.Гафуров

ОНРО МУАЙЯНКУНАНДА (Тоцикистон, Хуцанд)

Ключевые слова: фармацевтический рынок, лекарственные средства, фармацевтическая отрасль, фармацевтические услуги, аптечная сеть.

Рассмотрены и проанализированы проблемы становления и основные тенденции развития фармацевтического рынка в Республике Таджикистан, а также ситуация в фармацевтической отрасли республики. Описаны сравнительно низкие показатели расходов государственного бюджета на здравоохранение, обеспеченности населения страны лекарственными средствами, объёмов производства фармацевтических препаратов, доли отечественного производства на внутреннем рынке, экспорта продукции фармацевтической промышленности за период с 2012 по 2016 годы. Выявлены существующие проблемы, препятствующие развитию фармацевтической отрасли в республике. Обоснованы предложения по обеспечению развития данной отрасли на современном этапе её инновационного развития.

Калидвожа^о: бозори фарматсевтй, дору, соуаи фарматсевтй, хизматуои фарматсевтй, шабакаи дорухонауо

Дар мацола масоили ташаккул ва тамоюлуои асосии рушди бозори фарматсевтй дар Чумуурии Тоцикистон, инчунин вазъияти соуаи фармасевтй дар кишвар баррасй ва мавриди таулил царор дода шудаанд.

Сатуи нисбатан пасти нишондиуандауои хароцоти буцети давлатй ба соуаи тандурустй, таъмин будани мардуми кишвар бо маводи доруворй, уацми истеусолоти худии доруворй, уиссаи истеусолоти ватанй дар бозори дохила, содироти маусулоти

FORMATION AND Mirzoyev Asror Iskandarshoyevich, DEVELOPMENT OF director of "Avesto Group" Assoc. Ltd. PHARMATHEUTICAL Tajikistan, Sughd viloyat, Babajohngafurov

MARKET OF

FACTORS DETERMINING IT

саноати фарматсевти дар давраи сол%ои 2012 - 2016 та%лил гардида, %амзамон, масоиле ошкор карда шудаанд, ки ба рушди со%аи фарматсевти дар Чумуурии Тоцикистон монеа мешаванд. Пешни%одот оид ба таъмини рушди со%аи мазкур дар мар%илаи муосири инкишофи инноватсионии он мудаллал карда шудаанд.

Key words: pharmaceutical market, medicinal remedies, pharmaceutical branch, pharmaceutical services, chemist's network

The author of the article has canvassed and analyzed the problems of formation and principle tendencies of development of pharmatheutical market in Tajikistan Republic; the situation in the pharmatheutical branch of the republic being considered as well. He described following items: comparatively low indices of expenses for health service from the state budget, procurement of population with medicinal remedies, volumes of production in reference to medicinal preparations, share of home produce at the internal market, export of parmatheutical industry produce for the period of2012 - 2016; the existing problems hindering a development of pharmatheutical branch in the republic being elicited alongside. Well-grounded suggestions aimed at an ensurance of development of the given branch at the present state of its innovational evolution are presented.

Формирование рыночных отношений в социальной сфере, переход на новые принципы финансирования, решение проблемы улучшения качества жизни населения, обеспечение безопасности в области здравоохранения, лекарственного и медико - технического обеспечения требуют повышенного внимания к проблеме развития рынка фармацевтических услуг. Фармацевтический рынок является стратегически важным сектором экономики каждой страны. В связи с изменением политико-экономической ситуации в Таджикистане фармацевтический рынок понес значительный ущерб из-за резкого уменьшения финансирования лекарственных поставок из государственного бюджета, неконтролируемого процесса приватизации аптечных учреждений, отсутствия соответствующей законодательной базы и государственного регулирования данной сферы. В сложившейся ситуации проблема рационального использования лекарственных средств является одним из приоритетных направлений государственной фармацевтической политики Республики Таджикистан.

Актуальность обеспечения населения страны качественными медикаментами имеет исключительно высокую социальную и экономическую значимость. Учитывая высокую социальную значимость рынка лекарственных препаратов, задача государства направлена в первую очередь на своевременное обеспечение населения качественными и доступными по цене лекарствами.

С учетом того, что здравоохранение является одним из приоритетных направлений в развитии экономики страны, Правительство Республики Таджикистан и Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон уделяют особое внимание вопросам здравоохранения.

Только за последние 20 лет с целью улучшения условий жизни и эффективной деятельности врачей финансирование сферы здравоохранения увеличилось в 22 раза, на сегодняшний день в этой сфере реализуются более 20 национальных программ. В

частности, «Национальная стратегия оздоровления населения Республики Таджикистан на период 2010-2020 гг.», являясь продолжением документа "Стратегия Республики Таджикистан по охране здоровья населения в период до 2010 года", предусматривает определение стратегических направлений реформирования системы здравоохранения на период до 2020 года. В их число входят: управление сектором здравоохранения, финансирование, оказание медицинских услуг и формирование материальных ресурсов. В то же время расходы на здравоохранение в республике, так же, как и во всем мире, продолжают расти. Так, доля расходов на здравоохранение в валовом внутреннем продукте увеличивается во всех странах, и этот рост наиболее значителен на зрелых рынках, формирующих большую часть доходов отрасли. Чем богаче страна, тем больше средств она, как правило, тратит на здравоохранение.

Актуальность изучения фармацевтического рынка Республики Таджикистан связана с его возрастающей социальной значимостью, которая проявляется в потребности населения в выздоровлении, и с ограниченными возможностями производителей и поставщиков для удовлетворения этой потребности. Фармацевтический рынок есть сложная структура, которая объединяет в себе рыночные механизмы (взаимодействие между потребителями, посредниками (оптовыми и розничными), производителями лекарственных средств и органами здравоохранения) и выполнение социальной функции в сфере обеспечения населения лекарственными средствами, реализуя право каждого гражданина на получение медицинской помощи и лекарственных средств. Основная цель рынка фармацевтических услуг — это удовлетворение потребности населения в лекарственных средствах и товарах медицинского назначения.

Рынок фармацевтических услуг, как и остальные рынки услуг, характеризуется спросом, предложением, рыночной ценой и конкуренцией. Включение аптечных организаций в конкурентную среду рынка объясняется:

- экономической природой самих фармацевтических услуг;

- влиянием законов рыночной экономики на социальную сферу.

Состояние фармацевтического рынка находятся в прямой зависимости от правовых норм, развитости системы профилактики заболеваний и медицинской помощи, профессионализма специалистов. И этот рынок, в отличие от других рынков, наиболее подвержен государственному регулированию. Более того, государственное регулирование на рынке фармацевтических услуг необходимо и осуществляется через систему нормативно-правовых актов.

В условиях рыночных отношений государство оставляет за собой рычаги воздействия на ту часть деятельности социальной сферы, от которой зависит здоровье нации, представляющее собой состояние полного физического, социального и психологического благополучия. Проблема регулирования рынка фармацевтических услуг требует всестороннего рассмотрения в современной науке, поскольку её изучение должно обеспечить гарантии эффективной работы рыночного механизма и охраны здоровья населения.

В настоящее время государственное регулирование фармацевтического рынка в Республике Таджикистан осуществляется путём осуществления:

- государственной регистрации и сертификации лекарственных средств;

- лицензирования и государственного надзора над фармацевтической деятельностью;

- аттестации лиц, осуществляющих фармацевтическую деятельность;

- процедуры утверждения уполномоченным органом списка основных (жизненно необходимых и важных) лекарственных средств.

Формирование и развитие рынка фармацевтических услуг в Республике Таджикистан осуществляется с момента обретения страной суверенитета. После обретения независимости и возникновения гражданского конфликта в стране к середине 90-х годов, существенно снизился уровень материального благополучия и социально-психологической устойчивости населения страны, следствием чего стало значительное ограничение возможности государства в поддержании и развитии здравоохранения.

В результате в здравоохранении всё ощутимее стали проявляться такие проблемы, как низкий уровень финансирования, неэффективная деятельность учреждений здравоохранения, низкое качество медико-санитарной помощи, несоответствие реальных возможностей государства уровню потребности населения в медицинской помощи. Сложившаяся ситуация в социально-экономической сфере потребовала проведения радикальных реформ, в том числе и в здравоохранении. Попытки реформирования здравоохранения в республике были предприняты ещё в самый тяжёлый постконфликтный период функционирования экономики: с середины 90-х годов.

Принятие Правительством Республики Таджикистан «Концепции реформы здравоохранения в Республике Таджикистан», «Стратегии Республики Таджикистан по охране здоровья населения до 2010 года» послужило мощным рычагом дальнейшего реформирования отрасли [1]. Основные этапы становления фармацевтического рынка в стране можно охарактеризовать следующим образом:

1. Первый этап (1993 - 1996 гг.) - приоритеты реформ данного этапа были сфокусированы на развитии национальной политики, финансировании системы здравоохранения, распределении ресурсов и улучшении оказания медицинских услуг по охране здоровья населения.

2. Второй этап реформы охватывает 1997 - 2001 гг., в течение которого в республике были разработаны и приняты: Закон Республики Таджикистан «Об охране здоровья населения», «Стратегия Республики Таджикистан об охране здоровья населения до 2005 г.», «Отраслевая программа реформы поддержания здравоохранения на 1997 - 2001 гг.» и др.

3. Третий этап характеризует мероприятия, осуществленные в 2002 - 2009 годах и связанные с реализацией первых инвестиционных проектов в сфере здравоохранения. Также на основе анализа существующего состояния медицинских учреждений была разработана и принята Концепция реформы сферы здравоохранения.

4. Четвертый этап (2010 - 2020 гг.) предусматривает период реализации «Национальной стратегии оздоровления населения Республики Таджикистан на 2010 - 2020 гг.». В этот период в рамках провозглашенной политики государства по инициативе Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона предусмотрено улучшение показателей здоровья населения и совершенствование качества медицинских услуг.

За годы государственной независимости в фармацевтическом секторе республики были получены определенные результаты. Прежде всего, за этот период учреждены и

получили развитие структуры по надзору над фармацевтической деятельностью и обороту лекарственных средств, которых ранее не существовало. Также Правительством Республики Таджикистан была разработана нормативная-правовая база фармацевтической деятельности, которая способствовала повышению доступности лекарственных средств. Был определён порядок регистрации и сертификации лекарственных препаратов и упорядочен процесс их ввоза на территорию республики.

В результате достигнутых мер выросло количество зарегистрированных и сертифицированных лекарственных препаратов, что привело к уменьшению лекарственных средств, ввозимых контрабандным путём [6].

Сегодня в республике 32 отечественными производителями налажено производство 240 наименований лекарственных препаратов, медицинских товаров и биологически активных добавок. Впервые был разработан и издан Формуляр основных лекарственных средств, регулируемый в законодательном порядке. Доля расходов на здравоохранение в государственном бюджете - один из важных индикаторов социально-экономической политики каждой страны. В результате достигнутых результатов за период 2007-2015 гг. расходы государственного бюджета республики на здравоохранение увеличились в 6,3 раза.

И в настоящее время совокупные расходы государства на здравоохранение составляют 2,2% к валовому внутреннему продукту, что сопоставимо с уровнем расходов стран с близким размером ВВП1 [2].

Динамика расходов государственного бюджета на здравоохранение за 2010 - 2016 гг. приведена на следующем рисунке:

Динамика расходов госбюджета, расходов на здравоохранение, их доля в % к ВВП

20000

10000 6712,6

0 Г54'9

8562 9107,9

11591,6 13190'4

15278

2010

564

2011

683,4 836,5 974,8

2012 2013 2014

1204,4

2015

17902,1

1206,1

2016

Расходы государственного бюджета, всего млн сомони

Рисунок 1. Динамика расходов госбюджета на здравоохранение в РТ. Рассчитано автором на основе статистического сборника «Здравоохранение в Таджикистане». - Душанбе, 2016. - С.85.

'Здравоохранение в Республике Таджикистан. Статистический сборник. - Душанбе, 2015.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что бюджет сферы здравоохранения за этот период увеличился с 354,9 тыс. сомони до 1 206,1 млн сомони, и рост составляет 3,4 раза. Бюджет 2016 года по сравнению с 2001 годом увеличился более чем в 56,9 раза [7]. Однако, несмотря на то, что обеспечение населения страны необходимыми лекарственными средствами и реализация мер по повышению уровня и качества жизни составляет одну из приоритетных государственных задач, расходы на здравоохранение в ВВП республики существенно ниже, чем в ряде стран постсоветского пространства.

Основными показателями, характеризующими развитие фармацевтического рынка, являются: соотношение импортных и отечественных лекарственных средств, аптечных и больничных продаж, количество субъектов фармацевтической деятельности, рецептурный и безрецептурный отпуск лекарственных средств. Фармацевтический рынок Республики Таджикистан в стоимостном выражении растет в среднем на 5 - 7 % в год, а доля отечественных препаратов незначительна и составляет всего около 11 %. Показатели, характеризующие объём фармацевтического рынка Таджикистана за исследуемый период (2010 - 2016 гг.), указывают динамику роста рынка на уровне 5 % [8]. Динамика объёма фармацевтического рынка в Республике Таджикистан за 2010 - 2016 гг. приведена на рисунке 2.

200 150 1°° к к 5° 0 Д Ре 116 1,иш спуб 1МИ >ЛШ 120 ка ф ки Т >арм адж 126,2 1аце шки > вти 1ста 134,3 [чес] 1н, 2 когс 010 41,5 ) ры -20 нка 16 i 44,6 i г. 139,8

2010 2011 2012 ЕЩЕЗ 2014 2015 2016

Рисунок 2. Динамика объёма фармацевтического рынка Республики Таджикистан за 2010-2016 гг.,

в номинальном значении (в млн долл.). Рассчитано автором на основе статистических данных сборника «Здравоохранение в Таджикистане» - Душанбе, 2016. - С. 85.

Как видно из рисунка, объём фармацевтического рынка возрастал из года в год с 116,0 млн долл. в 2010 году до 139,8 млн долл. США в 2016 году, рост составляет 120,5 %.

Общая черта фармацевтического рынка Таджикистана - высокая доля импорта, на нём работают около 90 компаний из Западной Европы, Азии, Южной и Северной Америки [7]. Крупными импортерами лекарственных средств в Республику Таджикистан являются европейские компании «Никомед», «Санофи - Авентис», «Новартис», «КИКА», «Сандоз-

Лек», «Берлин-Хеми», «Гедеон Рихтер», индийская компания «Вегафарм», российские компании «Нижфарм», «Фармстандарт» и др. По оценкам экспертов, в настоящее время Республика Таджикистан импортирует свыше 90 % лекарственных средств, потребляемых населением страны. Согласно данным, в 2016 году фармацевтический рынок Республики Таджикистан представляли 650 субъектов фармацевтической деятельности, лидирующие позиции среди которых занимали иностранные производители из более чем 90 развитых стран мира. Данный факт демонстрирует импортозависимость отечественного рынка, что является отрицательным явлением. Структура фармацевтического рынка в республике значительно отличается от рынков развитых стран в сторону преобладания дженериков (70 %) в основном иностранного производства, а доля оригинальных лекарств в общем количестве лекарств на рынке незначительна (30 %).

Сегодня в государственный реестр лекарственных средств включены 4 100 наименований препаратов, что характеризует сравнительно ограниченный ассортимент медикаментов. Также, в силу отсутствия производства субстанций, отечественные предприятия на 80 - 85 % используют для производства готовых лекарственных препаратов импортные компоненты. Соотношение рецептурных и безрецептурных лекарственных средств на фармацевтическом рынке Республики Таджикистан до недавних пор свидетельствовало о недостаточном регулировании государством сферы здравоохранения - в плане контроля отпуска лекарственных средств без рецепта врачей.

Следует отметить, что за годы независимости Таджикистана количество субъектов фармацевтической деятельности в нём существенно выросло1.

Таблица 1. Динамика субъектов фармацевтической деятельности в Республике _Таджикистан за 2000 - 2016 гг. (единиц)

Субъекты фармацевтической деятельности Годы

2000 2016

Количество субъектов, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность 4 650

Количество аптечных сетей 400 2240

Количество отечественных фармацевтических предприятий - 27

Источник: отчетные данные Министерства здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан.

Как видно из таблицы, в 2000 году в стране функционировали всего 4 компании, имевшие лицензию на фармацевтическую деятельность, а на сегодняшний момент зарегистрированы более 650 субъектов. Если в 1996 году было зарегистрировано всего 86 наименований лекарственных препаратов, то в 2016 году этот показатель достиг 4 086 наименований, так что за анализируемый период он вырос в 47,5 раза [7].

Анализ основных тенденций развития фармацевтического рынка страны позволяет выделить следующие особенности:

• значительная зависимость внутреннего рынка от импорта лекарственных средств;

1 Отчетные данные Министерства здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан. - Душанбе, 2016.

• низкий уровень отечественного производства лекарственных средств;

• в силу того, что средний уровень доходов населения Республики Таджикистан относительно низок, на рынке лекарственных средств преобладают «дженерики», которые значительно дешевле, чем оригинальные лекарственные средства, и отпускаются без рецепта врачей;

• большинство лекарственных препаратов покупаются за деньги самих потребителей, в силу отсутствия медицинского страхования населения значительно лимитируется поступление инновационных препаратов;

• относительно низкий объем финансирования системы здравоохранения. Несмотря на постоянное увеличение объемов финансирования за счет государственного бюджета (Министерством здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан) в среднем на 6-7 % в год, данный показатель не достиг рекомендованного Всемирной организацией здравоохранения порога в 5% от общего объема ВВП государства. Сегодня затраты на нужды здравоохранения в Таджикистане составляют всего 2,2% от ВВП страны, что существенным образом влияет на качество жизни населения, а значит, и на возможности развития страны в целом;

• в силу низкого уровня потребления и производства лекарственных средств отечественный фармацевтической рынок можно оценить в среднем в 700-800 млн сомони, чего для страны с населением более 8,5 млн человек весьма недостаточно;

• неконкурентоспособное положение отечественных субъектов фармацевтического рынка - предприятий - производителей лекарственных средств по отношению к иностранным производителям как по ассортименту, так и по качеству.

Более 90 % лекарственных средств, реализуемых в Таджикистане, являются импортными и завозятся из Европы, Китая, Индии, России, Турции, Казахстана и некоторых других стран, включая Украину [4]. В условиях высокой зависимости отечественного фармацевтического рынка от зарубежных поставок лекарственных средств создание собственной фармацевтической промышленности является одной из наиболее приоритетных задач становления экономической независимости Республики Таджикистан.

Здравоохранение является особой сферой деятельности по обеспечению права граждан на жизнь и здоровье.

Охрана здоровья населения относится к числу наиболее приоритетных задач государства, а здоровье человека, являющееся важнейшим фактором общественного развития, во всех экономических системах является одним из существенных факторов, формирующих национальную безопасность страны. В этой связи социально -экономическая характеристика состояния здоровья населения имеет не только медицинское значение, но и служит индикатором социального благополучия общества1.

В Посланиях Президента Республики Таджикистан Маджлиси Оли Республики Таджикистан в 2016 - 2017 гг. акцентируется внимание на необходимости ужесточения контроля над качеством и стоимостью ввозимых в страну медикаментов, привлечении инвестиций в создание отечественных фармацевтических предприятий [3]. В то же время,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Послание Президента Республики Таджикистан Маджлиси Оли Республики Таджикистан. -Душанбе, 2017. - / www.president.tj.

по рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, доля отечественного производства должна составлять не менее 25 % от общего объёма потребляемых в стране медикаментов [4]. Учитывая, что наша страна богата лекарственными растениями (более 3500 разновидностей), использование местного сырья требуют принятия Правительством Республики Таджикистан неотложных мер [7].

В фармацевтическом секторе республики существует ряд проблем, решение которых являются приоритетным для государства. Уровень развития фармацевтического производства, объемы поставок лекарственных препаратов на внутренний рынок, степень доступности этих средств для населения республики остаются важнейшими составляющими определения безопасности здоровья населения. В проблеме регулирования рынка фармацевтических услуг остаётся много вопросов, нуждающихся в более глубоком изучении.

В этой связи представляется весьма актуальным исследование проблем, связанных с совершенствованием организационно - экономических аспектов регулирования рынка фармацевтических услуг в Таджикистане.

Исследования показывают, что за период 2012 - 2015 годов за счет централизованных и специальных средств Министерства здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан было закуплено более 150 единиц современного медицинского оборудования, что позволило увеличить экспорт лекарственных препаратов в другие страны:

2016

2015

ы

до 2014

и

2013

2012

Экспорт лекарственных средств Республикой Таджикистан, тыс. долл. США 27

" 35

5

115

66

79

42

57

99

129

145

137

80

100 120 140 160

0 20 40 60

■ в страны СНГ, тыс.долл.

■ в том числе: в страны дальнего зарубежья, тыс.долл.

Рисунок 5. Экспорт лекарственных средств Республикой Таджикистан в разрезе торговли со странами дальнего и ближнего зарубежья, 2012 - 2016 гг.

В настоящее время более 10 % внутренних потребностей населения удовлетворяются отечественными препаратами, вместе с тем в последние годы сумма экспорта лекарств повысилась и составила более 115 млн сомони [4].

8

При этом следует отметить, что основная часть суммы экспорта приходится на продажу полуфабрикатов, смолы ферулы и др. Из нее изготавливается 25 видов лекарственных средств. Кроме того, в республике только за последние 4 года отечественными предприятиями были произведены и экспортированы биологически активные добавки из лечебных растений на сумму 115,0 млн сомони. Этот показатель в 2016 году составил свыше 43 млн. сомони1.

На сегодняшний момент в стране осуществляют деятельность более 32 компаний с производством свыше 240 наименований лекарственных средств, в частности: ООО «Тиб барои шумо», ООО «Ориё-Суранг-Медикал», ООО «Шахром-2010», ООО «Фармико», ООО «Ясмина-мед», ООО «ММД», ООО «Авиценна», завод «Вежа фармасевтикал» и другие, каждая из которых производит от 8 до 80 наименований лекарственных средств. Несмотря на рост доли отечественных производителей на рынке фармацевтической продукции, Республика Таджикистан по-прежнему находится в зависимости от иностранных поставщиков.

Анализ конъюнктуры фармацевтического рынка показал, что оптовое звено фармацевтического рынка Республики Таджикистан в период развития с 1992 по 2016 год демонстрировало тенденцию к увеличению его концентрации на рынке. Дистрибьюторские компании обеспечивают доступ иностранных производителей на фармацевтический рынок Республики Таджикистан, а также занимаются распространением лекарственных средств отечественного производства. Концентрация дистрибьюторских компаний является довольно высокой: 10 крупнейших компаний занимают около 80 % рынка. В десятку компаний по объемам продаж, имеющим лидирующие позиции на фармацевтическом рынке Таджикистана, вошли: Nicomed, Sanofi, Vegapharm, BerlinChemie, Novartis, KRKA, Gedeon Richter и др.

Функционируют около 650 оптовых фармацевтических компаний - дистрибьюторов, создавших посредническую сеть движения лекарственных средств от производителя к потребителю. Большинство ввозимых дистрибьюторами в настоящее время лекарственных препаратов являются дженериками, которые не имеют подтвержденной клинической эффективности. В условиях жесткой конкуренции только крупные компании способны генерировать капитал и содержать широкую филиальную сеть по всей стране. Лидерами среди дистрибьюторских компаний являются «Азия-фарм», «Фармед», «Саховат», «Эмити - Интернешнл», «Шифобахш» и др. Суммарная доля этих компаний в общем объеме рынка, по нашим расчетам, составляет 34 %, что является значительным показателем. Также на рынке фармацевтических услуг наиболее распространенным является канал сбыта 2-го уровня: «производитель - оптовый посредник (дистрибьютор) - аптека -покупатель», что свидетельствует о еще не завершившемся процессе формирования структуры каналов распределения на рынке фармацевтических услуг, что, несомненно, влияет на рост цен на медикаменты.

Одним из основных участников фармацевтического рынка является аптека. Фармацевтический рынок Таджикистана в стоимостном выражении показывает устойчивый рост, причем более 80 % лекарственных средств реализуется через аптечную сеть. В

1 Отчетные данные Службы государственного надзора за фармацевтической деятельностью.

настоящий момент в республике насчитывается 2 240 аптек. В результате принятых мер на сегодняшний момент соответствующим уполномоченным министерствам и ведомствам удалось уменьшить поток фальсификата и некачественных лекарственных средств до 1 % от общего объёма ввозимых на территорию страны лекарственных средств.

Структура оптового рынка лекарственных средств по формам собственности в Республике Таджикистан в 2016 году

Государственные

Частные

95%

н Государственные в Частные

Рисунок 8. Структура оптового рынка лекарственных средств по формам собственности. Расчет произведен автором на основе статистических данных Министерства здравоохранения и социальной защиты населения РТ.

Фармацевтический рынок Республики Таджикистан всё ещё находится на стадии формирования. Проводимая реформа системы здравоохранения и её неотъемлемого звена - системы лекарственного обеспечения населения и медицинских учреждений - пока не позволяет решить проблему производства отечественных лекарственных препаратов и доступности импортной фармацевтической продукции. На наш взгляд, решение указанной проблемы на государственном уровне в настоящее время представляет собой главный фактор, влияющий на состояние фармацевтического рынка республики.

Объем производства и ассортимент фармацевтической продукции не обеспечивают требуемого уровня национальной безопасности по данной продукции. Потребность в лекарственных средствах в значительной степени не удовлетворена в связи с ограничением финансирования из государственного бюджета, низкой платежеспособностью населения в связи с экономическим кризисом, низким уровнем медицинского страхования населения, что зависит от доходов населения. Проблемы, связанные с обеспечением качественных лекарственных средств, рациональным использованием и доступностью лекарств, требуют принятия необходимых мер для развития фармацевтической отрасли республики с целью сохранения и воспроизводства здоровья населения [5]. Переход фармацевтической отрасли на международные стандарты и совершенствование её регулирования с учётом современных требований способствуют дальнейшему развитию этого рынка, нацеленному на достижение международного уровня и требований стандартов. Для решения этих задач следует учитывать следующие факторы:

1. Главными условиями и факторами развития рыночных отношений в фармацевтической отрасли на сегодня являются: формирование правовой среды, рост конкуренции, государственное регулирование этой сферы. Существенное влияние на неё оказывают состояние и тенденции развития мирового фармацевтического рынка, обуславливающие рост конкуренции, инновационных процессов в отрасли (технологии, прогрессивные формы маркетинга и др.).

2. В результате изучения отечественного опыта с целью совершенствования организации фармацевтического рынка выделены экономические проблемы этого процесса, в ходе изучения которых выявлено, что процесс реформирования фармацевтического сектора здравоохранения, тенденции развития рынка Республики Таджикистан не соответствуют потенциальным потребностям населения в связи с низкой платежеспособностью, ростом цен на лекарственные препараты. С ростом населения республики экологическая зависимость способствует росту заболеваний. Поэтому рынок фармацевтических услуг в недостаточной мере ориентирован на производство отдельных препаратов.

3. Фармацевтический рынок Республики Таджикистан зависит от социальной доступности препаратов малообеспеченным группам населения по причине роста цен, а также несоответствия государственных обязательств реальным доходам государственного бюджета. Происходит перемещение основной «нагрузки» по их выполнению на территориальные органы власти, которые тоже испытывают недостаток бюджетных средств.

4. На основе анализа определена инфраструктура фармацевтического рынка Республики Таджикистан, выявлен рост числа оптовых предприятий, их рост за исследуемый период составил 22,5 раза. Розничный сектор- количество аптек и аптечных пунктов - в 6,6 раза. Число жителей, обслуживаемых одним аптечным учреждением, составляет 4 800 человек. Преобладает частная форма собственности: в оптовых организациях - 95 %, в розничном секторе - 90 %.

5. Для решения экономических проблем рынка фармацевтических услуг, лекарственного обеспечения населения необходимо разработать эффективную территориальную политику обеспечения лекарственными препаратами за счет внедрения универсальной организационно-экономической модели, которая позволит оптимизировать сферу лекарственного обращения на рынке региона.

6. Решение ряда проблем, существующих в настоящее время в фармацевтическом секторе республики, возможно и целесообразно на основе разработки на государственном уровне специальных мер по совершенствованию законодательной базы, сокращению импорта лекарственных препаратов, выпуск которых достаточно налажен в республике.

7. Нами предложено - в целях увеличения экспортного потенциала республики за счет создания фармацевтических кластеров и повышения качества лекарств - вводить налоговые льготы на инвестирование в строительство заводов по производству фармацевтической продукции.

8. На наш взгляд, более целесообразным представляется развитие новых видов фармацевтических услуг, способствующих укреплению рыночных отношений в

фармацевтическом секторе экономики (заказ и доставка лекарственных средств на дом, экспресс-доставка и др.).

На основе изложенного, на наш взгляд, к приоритетным направлениям повышения эффективности государственного регулирования рынка фармацевтических услуг относятся:

1. Совершенствование законодательной базы Республики Таджикистан.

2. Формирование объединённого рынка фармацевтических услуг.

3. Введение налоговых льгот при инвестировании в строительство заводов по производству фармацевтической продукции.

4. Стимулирование борьбы с фальсифицированной фармацевтической продукцией.

5. Развитие новых видов фармацевтических услуг, способствующих укреплению рыночных отношений в фармацевтическом секторе экономики (заказ и доставка лекарственных средств на дом, экспресс-доставка, консультации специалистов по выбору и рекомендации медикаментов и др.).

6. Увеличение экспортного потенциала страны за счет создания фармацевтических кластеров и повышения качества лекарственных средств.

7. Сокращение импорта лекарственных препаратов, выпуск которых достаточно налажен в республике.

8. Расширение международного сотрудничества для выпуска и реализации качественных лекарственных средств с целью уменьшения некачественных и не прошедших государственную регистрацию лекарственных препаратов. Переход на международные стандарты качества медицинских препаратов, их сертификация.

Все намеченные мероприятия в рамках принятых государственных программ, которые оказывают воздействие на развитие фармацевтической промышленности, должны дать необходимый импульс для повышения конкурентоспособности отечественных предприятий, развития фармацевтического рынка Республики Таджикистан.

Список использованной литературы:

1. Здравоохранение в Республике Таджикистан: статистический сборник. - Душанбе, 2016. - С. 85.

2. Национальная стратегия здоровья населения Республики Таджикистан на период 2010 - 2020 гг. №368. - Душанбе, 2010. - С. 74.

3. Послания Президента Республики Таджикистан Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - Душанбе, 2016 - 2017 гг. - www. president.tj. (Дата обращения: 05.01.2018)

4. Горлов В. В. Состояние фармацевтического рынка России и показатели эффективности производственной деятельности фармацевтических организаций //Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2013. - №7 (145). - С. 22-27.

5. Рябова Г.А., Евстратов А.В. Регулирование деятельности отечественных и зарубежных компаний на фармацевтическом рынке в РФ/Международный научно-исследовательский журнал. - 2014. - №3-3(22). - С. 64-65.

6. Холназаров Б.М. Государственный контроль фармацевтической деятельности. -Душанбе, 2013. C. 130.

7. www.moh.tj - официальный сайт Министерства здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан. (Дата обращения: 25.09.2017).

8. www.stat.tj - официальный сайт Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан. (Дата обращения: 16.11.2017).

Reference Literature:

1. Health Service in Tajikistan Republic: Statistical Collection. - Dushanbe, 2016

2. National Strategy of Sanitation in Regard to Population in Tajikistan Republic for the Period of2010-2020. №368. - Dushanbe, 2010.

3. Messages by Tajikistan Republic President to Majlisi Oli (Supreme Council) of Tajikistan. -Dushanbe, 2016-2017.

4. Gorlov V.V. The State of Russia's Pharmatheutical Market and Indices of Effectiveness of Manufacturing Activity Carried out by Pharmatheutical Organizations //Financial Analytics: Problems and Solutions. - 2013, №7 (145). - pp. 22 - 27.

5. Ryabova G. A, Yevstratov A. V. Regulation of the Activities Effectuated by Foreign Companies at Pharmatheutical Market in Russian Federation // International scientific-research journal. - 2014, №3-3 (22). - pp. 64 - 65.

6. Kholnazarov В.М. State Monitoring of Pharmatheutical Activity. - Dushanbe, 2013.

7. www.moh.tj. - Official Site of the Ministry of Health Service and Social Protection of Population of Tajikistan Republic (date of addressing: 25. 09. 2017)

8. www.stat.tj. - Official Site of the Agency on Statistics under the Auspices of Tajikistan Republic President. (date of addressing: 16.11.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.