Журнал «Human Progress» Том 1, № 1 (сентябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
УДК 330.1
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК О ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСАХ
Кулькова Инна Анатольевна
Доктор экономических наук, доцент профессор кафедры Экономики труда и управления персоналом ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
[email protected] ул. 8-е Марта, 70, офис 232, г.Екатеринбург, РФ, 620144 +7 (982) 62-40-400
Аннотация: Статья предлагает дискуссию и содержит авторское видение перспектив развития экономических наук о человеческих ресурсах. Проведен анализ содержания паспортов научных специальностей по группе «экономические науки», и выявлены вопросы, касающиеся изучения и/или управления человеческими ресурсами, во всех разделах. Далее в статье выявлены шесть уровней управления человеческими ресурсами и по каждому из них предложены перспективные направления научных исследований. Выявлен один фактор - развитие IT-технологий, который оказывает влияние на изменение исследований на всех уровнях управления. Сделан вывод о важности изучения управления человеческими ресурсами на индивидуальном уровне в отечественной науке.
Ключевые слова: экономические науки; человеческие ресурсы; перспективы развития, развитие науки; научная специальность; уровни управления.
JEL Code: A 11; E 27; J 00
Введение
Открытие нового научного журнала является поводом задуматься о перспективах развития отрасли знаний журнала. Кроме того, жизнь на стыке веков, на этапе смены экономического уклада - развития экономики знаний, перехода от однополярного мирового хозяйства к многополярному, требуют переосмысления перспектив развития науки. В последние несколько лет о перспективах развития экономики труда, управления персоналом, рекрутин- 1
©И.А. Кулькова
1
Журнал «Human Progress» Том 1, № 1 (сентябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
га задумываются многие выдающиеся ученые, например Н.А.Горелов, Ю.Г.Одегов, Р.П.Колосова, А.И.Рофе, А.И.Тучков и другие [2; 5, с. 6-18; 6, с.31-37].
Понимание перспектив развития экономических наук, изучающих человеческие ресурсы, приобретает особую значимость для молодых ученых (аспирантов, магистрантов), которые часто затрудняются с выбором направления научного исследования, желая в дальнейшем их продолжить на следующем этапе обучения.
Цель написания статьи - предложить для обсуждения научному сообществу авторское видение перспектив развития экономических наук о человеческих ресурсах на основе исследования распространенности вопросов управления ими, изучения тенденций развития с выделением уровней управления.
1. Управление человеческими ресурсами как объект изучения в экономической науке
Поскольку автор изучал управление человеческими ресурсами с точки зрения науки, в качестве объекта исследования были выбраны паспорта научных специальностей по группе «Экономические науки».
Гипотезой автора выступало положение, что все экономические науки так или иначе связаны с вопросами управлением человеческими ресурсами.
В соответствии с Номенклатурой специальностей научных работников, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 февраля 2009 г. N 59, в группу специальностей «экономические науки» входит шесть специальностей. Основным объектом изучения вопросы управления человеческими ресурсами являются для специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством, где сразу три отрасли и сферы деятельности их исследуют:
5. Экономика труда.
6. Экономика народонаселения и демография.
10. Менеджмент
Однако более детальное изучение автором паспорта этой научной специальности, показало, что все отрасли и сферы деятельности содержат вопросы (пункты), направленные на изучение человеческих ресурсов (табл.1)
Табл.1: Содержание вопросов управления человеческими ресурсами в отраслях научной специальности «Экономика и управление народным хозяйством»1 1 2
1 Составлено автором
©И.А. Кулькова
2
Журнал «Human Progress» Том 1, № 1 (сентябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
Отрасль (сфера деятельности) Вопросы (пункты), направленные на изучение человеческих ресурсов
1. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами 33. Особенности воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве, в том числе воспроизводства основных фондов, земельных и трудовых ресурсов 35. Особенности формирования и использования человеческого капитала в аграрном секторе, занятость и доходы сельского населения 92. Организация управления на транспорте. 126. Социальная инфраструктура предприятий в условиях рынка. 130. Экономические основы социальной защиты и поддержки населения.
2. Управление инновациями. 29. Совершенствование методологии управления человеческим капиталом в интересах инновационного развития.
3. Региональная экономика. 19. ... Проблемы рационального использования региональных материальных и нематериальных активов - природных ресурсов, материально-технической базы, человеческого капитала и др.
4. Логистика. Содержание этой области исследования: планирование, организация и управление потоками материальных, информационных, финансовых и людских ресурсов с целью их рационализации.
7. Экономика природопользования. 9. Комплексная социо-эколого-экономическая оценка состояния территорий в целях совершенствования управления.
8. Экономика предпринимательства. 5. Предпринимательство в единстве его основных компонентов: личностные (способности предпринимателей к инновационной рисковой деятельности), экономические (эффективность), организационно-управленческие (инновационный стиль менеджмента). 18. Теоретические, методологические и методические принципы и основы формирования и развития культуры предпринимательства (мотивация, экология, социальные и общественные критерии), этические нормы предпринимательства.
9. Маркетинг. Объект исследования: отраслевые, региональные и глобальные рынки; коммерческие и некоммерческие организации различных отраслей, сфер и масштабов деятельности; продукты и услуги, являющиеся товарами на рынках (материальные, нематериальные, интеллектуальные и виртуальные), внешние (покупатели и клиенты) и внутренние (персонал) потребители. 21. Социально-этический маркетинг в повышении социальной ответственности бизнеса.
11. Ценообразование. Содержание этой области исследования: научные исследования в области теории цен и ценообразования: ... цели государственной ценовой политики и социальноэкономические последствия ее осуществления, регулирующие влияние на воспроизводственные процессы в реальном секторе экономики. 10. Зависимость уровня и динамики цен в различных секторах и отраслях экономики от уровня и динамики оплаты труда, налогов и платежей, исчисляемых по отношению к заработной плате.
12. Экономическая безопасность. 13. Корпоративные ресурсы стратегического назначения и экономической безопасности (основной и оборотный капитал, людские ресурсы, потенциал научнотехнического прогресса, информационное и правовое обеспечение). 14. Проблемы криминализации общества и ликвидации теневой экономики (инструменты, методы, механизмы).
13. Стандартизация и управление качеством продукции 24. Управление персоналом в системе менеджмента качества предприятия (организации).
14. Землеустройство. 13. Планирование, нормирование и организация землеустроительного и кадастрового производства.
15. Рекреация и туризм 28. Формирование системы управления трудовым потенциалом в индустрии гостеприимства и санаторно-курортной сфере.
Дальнейшее изучение паспортов других научных специальностей группы «Экономические науки», показало, что вопросы управления человеческими ресурсами также присутствуют во всех специальностях (табл. 2). 3
3
©И.А. Кулькова
Журнал «Human Progress» Том 1, № 1 (сентябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
Табл.2: Содержание вопросов управления человеческими ресурсами в научных специ-
альностях экономических наук2
Научная специальность Вопросы (пункты), направленные на изучение человеческих ресурсов
08.00.01. Общая экономическая теория. 1.1. ...состав, структура и динамика национального богатства; экономика ресурсов (рынков капиталов, труда и финансов);. 1.2. ... теории экономики благосостояния; взаимозависимость общественного и личного благосостояния. 2.1. Общие тенденции и закономерности экономической истории человечества...
08.00.10. Финансы, денежное обращение и кредит 4.3. Методологические принципы определения денежных доходов и сбережений населения и их дифференциация по группам населения. 4.5. Тенденции дифференциации сберегательного поведения домашних хозяйств. 4.9. Поведенческие финансы: личностные особенности и типовое поведение человека при принятии решений финансового характера 5.6. Проблемы и перспективы оценки интеллектуального капитала. 7.4. Формирование теоретических и методологических основ новых видов страховых продуктов и систем социальной поддержки и защиты населения страны.
08.00.12. Бухгалтерский учет, статистика 4.10. Методология построения статистических показателей, характеризующих социально-экономические совокупности; построения демографических таблиц; измерения уровня жизни населения; состояния окружающей среды. 4.16. Прикладные статистические исследования воспроизводства населения, сфер общественной, экономической, финансовой жизни общества ...
08.00.13. Математические и инструментальные методы экономики 1.9. Разработка и развитие математических методов и моделей анализа и прогнозирования развития социально-экономических процессов общественной жизни: демографических процессов, рынка труда и занятости населения, качества жизни населения и др. 2.9. Развитие гипертекстовых технологий и разработка модельных тренажеров в сфере педагогической деятельности по обучению экономическим специальностям и подготовке управленческих кадров.
08.00.14. Мировая экономика 3. Международное разделение труда как движущая сила развития производственных, инвестиционных, кредитно-финансовых, научно-технических, торговых и других мирохозяйственных связей. 20. Экономические и социальные проблемы международной миграции рабочей силы, специалистов и ученых. 29. Участие России в международном разделении труда.
Проведенный автором анализ показал, что во всех разделах экономической науки присутствуют вопросы, связанные с изучением и/или управлением человеческими ресурсами. Из чего автор делает вывод, что, с одной стороны, исследования развития человеческих ресурсов разрознены, отсутствует единый методологический подход, с другой стороны, интерес к изучению данных вопросов в экономической науке велик, поскольку население и каждый отдельный индивидуум являются и целью и ресурсом экономики.
2. Перспективные направления развития научных исследований об управлении человеческими ресурсами.
Развитие целой отрасли научных знаний не может осуществляться в единственном направлении. Хотя, бесспорно, информационные технологии и соответствующие им методы
2 Составлено автором
©И.А. Кулькова
4
Журнал «Human Progress» Том 1, № 1 (сентябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
исследования будут развиваться, причем значительными темпами. Влияние данного фактора рисует перспективы более активного использования социальных сетей, корпоративных сайтов и личных блогов; развитие технологий видео-вакансий и веб-резюме, онлайн-методов оценки персонала; совершенствование специального программного обеспечения и IT-инструментария, баз данных, математического аппарата [7; 8; 9]. IT-технологии, безусловно, внесут серьезные изменения в исследования по вопросам управления человеческими ресурсами.
Другие приоритетные направления развития, по мнению автора, зависят от уровня управления человеческими ресурсами. Автор выделяет следующие уровни управления трудом:
1. Международный. Ведущую роль в управлении на данном уровне играет Международная Организация Труда (МОТ), она разрабатывает материалы, которые национальные государственные органы могут использовать в качестве социальных нормативов труда, упорядочивает информацию о труде, осуществляет научные исследования.
Приоритетными направлениями научных исследований на международном уровне выступают: сокращение дефицита достойного труда [3], рациональное разделение труда в международном масштабе, управление межстрановыми миграционными потоками, поиск эффективных путей борьбы с безработицей, голодом и др.
2. Государственный. Управление на данном уровне осуществляется путем принятия законов о труде, регулировании занятости населения, реализации национальных программ, статистического анализа. Для разработки законов и программ привлекаются лучшие ученые страны, по заказу государственных органов проводятся исследования в форме грантов.
Важнейшим приоритетным направлением научных исследований на данном уровне является поиск путей роста производительности труда [2], что может быть осуществлено, в том числе, на основе разработки нормативов труда, развития профессионального обучения, соответствующего профстандартам, совершенствования организации труда в государственном секторе экономики. Другим важнейшим направлением является рациональная демографическая политика, направленная на повышение естественного прироста населения, стимулирование родительского труда [1]. Эти два направления в ближайшие 20 лет в России не будут противоречить друг другу, поскольку необходимо преодоление демографического кризиса, дефицита кадров.
3. Территориальный. Кроме управления процессами занятости населения, сокращения безработицы, на данном уровне реализуются программы развития трудового потенциала
5
©И.А. Кулькова
Журнал «Human Progress» Том 1, № 1 (сентябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
территорий, осуществляется социальное партнерство, также проводятся научные исследования в форме грантов.
Перспективными направлениями исследований на этом уровне нам представляются решения проблем внутренней миграции, повышение качества жизни в депрессивных территориях, моногородах, развитие профориентации и др.
4. Организационный. Данный аспект проблемы является наиболее изученным. Некоторые авторы (например, Л.П.Владимирова), говоря об управлении трудом, необоснованно, на наш взгляд, вообще отождествляют управление трудом с управлением персоналом в организации.
На данном уровне перспективным является изучение нетрадиционных (гибких) форм занятости - использование дистанционной занятости, фриланса, заемного труда, аутстаф-финга персонала и т.п. Интересно также изучить роль профсоюзов при использовании таких гибких форм занятости.
5. Групповой. Значительное количество научных исследований коллективных (бригадных) форм организации труда в 70 - 80-е годы позволило изучить вопросы группового уровня управления трудом с различных сторон, в первую очередь, проблемы организации, нормирования, учета и оплаты труда, руководства бригадой.
По мнению автора, наиболее перспективными направлениями развития наук о человеческих ресурсах на групповом уровне являются сегодня изучение различных аспектов поведения домохозяйств и семейной экономики.
6. Индивидуальный. Он является наименее изученным в экономике. Кроме методик определения индивидуальной производительности труда и начисления заработной платы, а также учета отработанного времени, проблемы управления человеческими ресурсами на индивидуальном уровне оставались вне поля зрения экономистов.
При этом индивидуальный уровень управления человеческими ресурсами является наиболее перспективным направлением развития экономики. Тем более что в мировой науке наблюдается соединение исследований по экономике и психологии, а поскольку объектом изучения психологии является психика отдельного человека, то идет развитие исследований именно на уровне индивида. Так, в 2002 году психолог Дениел Канеман стал лауреатом Нобелевской премии по экономике «за применение психологической методики в экономической науке, в особенности - при исследовании формирования суждений и принятия решений в условиях неопределенности» [10].
Ряд проблем экономики, решаемых на индивидуальном уровне, уже сегодня остро стоят перед учеными и практиками:
6
©И.А. Кулькова
Журнал «Human Progress» Том 1, № 1 (сентябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
1. Отсутствуют методики учета затрат работодателя и общества на каждого конкретного работника.
Данные о затратах на конкретного работника располагаются в разных отделах организации (учет выработки - в бухгалтерии для начисления зарплаты, сведения об отработанном времени - у табельщика, индивидуальные сведения из личного дела - в отделе кадров...). Многие виды затрат учитываются в организациях в «общем котле», т.е. несмотря на наличие журнала, где конкретный работник расписался, например, за спецодежду, ни в бухгалтерии, ни в отделе по управлению персоналом индивидуального учета не ведется. Оплата обучения не распределяется на каждого обученного. А использование средних показателей по предприятию или по цеху можно сравнить со «средней температурой по больнице». Результатом данной ситуации является невозможность проследить эффективность труда конкретного работника, т.к. в сопоставлении затрат и результатов учитываются не все затраты. А работодатели хотят знать, какой вклад в процветание организации внес каждый работник.
Эта же проблема стоит и в отношении учета затрат общества на каждого индивидуума, т.к. нет методик расчета затрат на гражданина - общество выплачивает пособия, компенсирует расходы на обучение, услуги здравоохранение и т.п., однако определить эффективность этих затрат сегодня не представляется возможным.
2. Отсутствие теоретико-методологических основ и методик мотивационной диагностики и определения эффективности применяемых методов мотивации для конкретного работника.
Руководители интуитивно или на собственных ошибках определяют, какую форму поощрения или наказания применить к конкретному работнику. А многие даже не знают, что используют неэффективные формы стимулирования, т.к. не разработаны методы определения эффективности. Результатом отсутствия исследований в данном направлении является снижение эффективности работы организаций.
3. Отсутствуют методологические разработки составления планов индивидуального развития работников.
Такое развитие проходит не только в рамках одной организации (планирование карьеры в организации), но и в других организациях (в т.ч. в дополнительной занятости), в процессе обучения и самообучения, наконец, путем движения рабочей силы. Результатом является слабая работа с резервом на выдвижение, по планированию карьеры, по обучению работников, что приводит к неудовлетворенности последних.
7
©И.А. Кулькова
Журнал «Human Progress» Том 1, № 1 (сентябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
Еще одним важным направлением экономики, решаемым на индивидуальном уровне, по мнению автора, является разработка теоретико-методологических основ управления трудовым поведением человека [4].
Заключение.
Проведенный автором анализ показал, что, несмотря на полный охват всеми направлениями экономической науки вопросов управления человеческими ресурсами, в этих исследованиях имеется множество «белых пятен», большинство из которых располагается на индивидуальном уровне управления трудом.
Сравнение исследований в России с аналогичными исследованиями в других странах автору также представляется перспективным, но замена отечественных исследований зарубежными представляется недопустимой, поскольку управление человеческими ресурсами тесно связано с культурно-историческим фоном их проживания и деятельности. Исследования должны проводиться в условиях неповторимой экономической ситуации России и менталитета российских граждан. Без таких исследований будет затруднительно добиться и удержать, чтобы труд в России становился и оставался достойным.
Предлагаем всем желающим в рамках публикаций в нашем журнале подискутировать о перспективах развития исследований управления человеческими ресурсами не только в экономических, но и в социологических, психологических, педагогических и других науках.
Литература:
1. Багирова А. П. Родительский труд: специфика анализа и управления: монография / А. П. Багирова, О. М. Шубат, М. М. Пшеничникова. - Екатеринбург: УрФУ, 2013. - 208 с.
2. Горелов Н.А. Экономика труда в контексте вызовов времени // Экономика труда. - 2014. - № 1 (1). - С. 7-28. - URL: http://www.creativeconomy.m/joumals/index.php/et/artide/view/1/
3. Достойный труд: Доклад Генерального директора МБТ.- Женева, 1999.- C.V.
4. Кулькова И.А. Управление трудовым поведением как фактор усиления трудовой мотивации: дис. ...доктора экон.наук. - М.: 2009. - 371 с.
5. Одегов, Ю. Г. Экономика труда : учебник и практикум / Ю. Г. Одегов, Г. Г. Руденко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 423 с.
6. Тучков И.А. Актуальные проблемы экономики труда и трудовых отношений/ Экономика труда. - М.: ИКФ «ЭКМОС», 2001. - 240 с.
7. Bloemen, H. (1994). Job search, search intensity, and labor market transitions - An empirical analysis. Journal of Human Resources, 40(1), 231-269.
©И.А. Кулькова
8
Журнал «Human Progress» Том 1, № 1 (сентябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
8. Laumer, S., Eckhardt, A., & Weitzel, T. (2012). Online Gaming to Find a New Job - Examining Job Seekers' Intention to Use Serious Games as a Self-Assessment Tool. Zeitschrift fur PersonalForschung, 218-240.
9. Maurer, S., & Cook, D. (2010). Using company web sites to e-recruit qualified applicants: A job marketing based review of theory-based research. Computers in Human Behavior, 106-117.
10. Tversky A., Kahneman D. (1992) Advances in prospect theory: cumulative representation of uncertainty. Journal of Risk and Uncertainty, 5. — 297—232.
PROSPECTS OF ECONOMIC SCIENCES ABOUT HUMAN RESOURCES Koulkova Inna
Doctor of Economics, Professor in The Ural State University of Economics
Yekaterinburg, Russia
Abstract: This paper provides a discussion and contains the author's vision of the future of the economic sciences about human resources. The author conducted a study of the contents of a passports of scientific specialties for the group "economic science", and identified issues relating to human resources studying and/or management in all sections. Further in this article the author has identified six levels of human resource management and suggested promising research directions for each of them. There was revealed one factor - the development of IT-technologies, which has an impact on the change research at all levels of management. The conclusion about the importance of studying human resources management at the individual level in domestic science was made.
Key words: economic sciences; human resources; development prospects, the development of science; scientific specialty; levels of management.
JEL Code: A 11; E 27; J 00
References
1. Bagirova A.P. Parental work: specificity analysis and management: monograph / A.P. Bagirova,
O.M. Shubat, M.M. Pshenichnikova. - Yekaterinburg: Ural Federal University, 2013. - 208 p.
2. Gorelov N.A. Labor Economics in the context of the call time // Labor Economics. - 2014. - № 1 (1). - P. 7-28. - Http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/et/article/view/1/
3. Decent work: Report by the Director MBT.- Geneva, 1999.- S.V.
4. Kulkova I.A. Management of labor behavior as an enhancement factor of motivation: dis. ... Doctors ekon.nauk. - M.: 2009. - 371 p.
©И.А. Кулькова
9
Журнал «Human Progress» Том 1, № 1 (сентябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
5. Odegov, Y.G. Labor Economics: tutorial and workshop / Y.G. Odegov, G.G. Rudenko. - 2nd ed., Rev. and add. - M.: Publishing Yurayt, 2014. - 423 p.
6. Tuchkov I.A. Actual problems of economy of labor and labor relations / Labor economics. - M .: IKF "EKMOS", 2001. - 240 p.
7. Bloemen, H. (1994). Job search, search intensity, and labor market transitions - An empirical analysis. Journal of Human Resources, 40(1), 231-269.
8. Laumer, S., Eckhardt, A., & Weitzel, T. (2012). Online Gaming to Find a New Job - Examining Job Seekers' Intention to Use Serious Games as a Self-Assessment Tool. Zeitschrift fur Personal-Forschung, 218-240.
9. Maurer, S., & Cook, D. (2010). Using company web sites to e-recruit qualified applicants: A job marketing based review of theory-based research. Computers in Human Behavior, 106-117.
10. Tversky A., Kahneman D. (1992) Advances in prospect theory: cumulative representation of uncertainty. Journal of Risk and Uncertainty, 5. — 297—232.
Contact
Inna Koulkova
The Ural State University of Economics
70-232, 8th of March Str., 620144, Yekaterinburg, Russia
©И.А. Кулькова
10