Журнал «Human Progress» Том 1, № 4 (декабрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
УДК 331.5.07
ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ВОЗРАСТЕ 18-20 ЛЕТ К ТРУДОУСТРОЙСТВУ
Кулькова Мария Валерьевна
Студентка направления «У правление персоналом»
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
[email protected] ул. 8-е Марта, 62 - 455, г.Екатеринбург, РФ, 620219 +7 (323) 221-17-57
Аннотация. В данной статье содержатся результаты социологического опроса студентов 1820 лет о мотивационной составляющей учащейся молодежи при выборе работы. Опрос проводился автором в высших учебных заведениях города Екатеринбурга в целях получения ответов на следующие вопросы: о желании учащимися работать по специальности, о причинах, способствующих трудоустройству молодых людей, о сроках поиска и затруднениях в процессе поиска работы у безработных студентов. Студентов, которые уже работают, мы спрашивали о факторах, которые удерживают их на нынешнем месте работы. В дополнение нам было интересно мнение учащейся молодежи о том, откуда у студентов должны быть карманные деньги, необходимо ли замужним девушкам работать. Некоторые гипотезы исследования подтвердились, некоторые результаты стали для автора неожиданными. Кроме того, в статье содержатся предложенные автором решения проблем безработицы молодежи Свердловской области.
Ключевые слова: безработица молодежи; учащаяся молодежь; мотивация к трудоустройству; причины занятости; время поиска работы.
JEL коды: J 29; J 49; J 64.
Введение.
Актуальность исследования обусловлена противоречивым положением молодежи на рынке труда: с одной стороны, существует высокая потребность в молодежном труде, с другой стороны, уровень молодежной безработицы остается очень высоким. Безработица среди молодежи - общемировая проблема.
© М.В.Кулькова
Журнал «Human Progress» Том 1, № 3 (ноябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
Молодежь на рынке труда включает в себя три группы: в возрасте от 15 до 19 лет; в возрасте 20-24 лет; в возрасте 25-29 лет [3]. Причины низкой конкурентоспособности каждой группы молодежи различны. Ученые выделяют несколько системных причин: в первой категории - это асимметрия информации и структурное несоответствие параметров предложения труда молодых работников и спроса на труд; для второй группы - отсутствие опыта; для третьей группы она заключается в недостаточной интегрированности в профессиональные сети и внутренние рынки труда [5].
Цель проведенного исследования - изучить состояние занятости, мотивации к трудоустройству учащейся молодежи в Свердловской области и предложить свои идеи по решению её проблем.
1. Анализ показателей молодежной безработицы в Свердловской области
Свердловская область является активно развивающимся регионом России, в котором организации социальной и производственно-промышленной сферы, отвечая на вызовы времени, наращивают инновационный потенциал, внедряют новые технологии для производства конкурентоспособных товаров и услуг.
Средняя численность экономически-активного населения (ЭАН) области незначительно возросла в 2013 году и снова уменьшилась в 2014 году (рис. 1). Численность же молодежи Свердловской области неуклонно падает с каждым годом.
Рисунок 1 - Соотношение численности экономически активного населения и численности молодежи, чел.1
2292811
2308953
2279509
■ Численность молодежи
■ Средняя численность ЭАН
2012 2013 2014
Стратегия развития региона до 2020 года направлена на развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни людей, устойчивый экономический рост [ 4]. По данным министерства экономики Свердловской области ситуация на рынке труда сложилась
1 Составлено автором по данным Росстата
© М.В.Кулькова
2
Журнал «Human Progress» Том 1, № 3 (ноябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
следующим образом: численность безработных граждан, состоящих на учете в службах занятости, на 01 февраля 2015 года составила 27,7 тыс. человек (на 01 февраля 2014 года - 27,8 тыс. человек).
Ситуация с молодежной безработицей в Российской Федерации на протяжении последних трёх лет изменялась следующим образом (рисунки 2 и 3).В среднем уровень молодежной безработицы уменьшается, однако на фоне одновременного уменьшения численности Свердловской молодежи можно считать, что он остается на прежнем уровне.
2
Рисунок 2 - Уровень молодежной безработицы городского населения, %
3
Рисунок 3 - Уровень молодежной безработицы сельского населения, %
Организация временной занятости несовершеннолетних граждан - одно из направлений активной политики занятости молодёжи, в том числе активно реализуемая в Свердловской области. 2 3
2 Составлено автором по данным Росстата
3 Составлено автором по данным Росстата
© М.В.Кулькова
3
Журнал «Human Progress» Том 1, № 3 (ноябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
Российский молодежный рынок труда отличается от рынка многих западных стран по некоторым параметрам [6, 7, 8, 9, 10]. В частности, как отмечают специалисты, у российских молодых соискателей рабочего места по сравнению с их, скажем, европейскими сверстниками, сильно завышены личные амбиции. Если на Западе большинство хочет устроиться в небольшую компанию, чтобы там набраться опыта и, если удастся, обеспечить плацдарм для карьеры, то россияне мечтают сразу о крупной корпорации, где, как им кажется, гарантированы высокие зарплаты и быстрое карьерное продвижение [1].
2. Анализ результатов социологического опроса учащейся молодежи о мотивации к трудоустройству
Автором был проведен социологический опрос среди студентов 18-22 лет о мотивационной составляющей молодежи при выборе работы в городе Екатеринбурге. Всего было опрошено 50 человек. Был выбран именно этот возраст для опроса, т.к. в этот момент жизни студент получает определенную специальность в высшем учебном заведении. Опрошенные по возрастному критерию разделились так:
- 18 лет - 40%
- 19 лет - 48%
- 20 лет - 8%
- Свыше 20 лет - 4%
Анализ ответов участников опроса на вопросы анкеты позволяет сделать ряд выводов:
1. Среди опрошенных мужчин 20% имеют работу, тогда как среди женщин количество работающих составляет всего 17,5%
2. Из всех занятых 22% работают в торговле, остальные - нашли себе работу в области обслуживания населения, при этом никто из них не работает сейчас по специальности, что объясняется отсутствием специальности, поскольку опрошенные обучаются еще на младших курсах высших учебных заведений.
3. Работать по выбранной ими специальности хотели бы 8 % опрошенных, еще столько же (8%) просто хотят получить диплом об образовании. Остальное большинство опрошенных не уверены в своем будущем и считают работу по специальности возможной при определенных жизненных обстоятельствах (рисунок 4).
Считаем, что на такие результаты опроса влияет неустойчивое экономикополитическое положение страны, в т.ч. резко изменение престижности отдельных специальностей. 4
© М.В.Кулькова
4
Журнал «Human Progress» Том 1, № 3 (ноябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
Рисунок 4 - Осознанность выбора профессии4.
—
^'■'''''84% ■ нравится специальность
\ j ■ хочет диплом о высшем образовании
\ J ■ не уверенны в будущем
\ 8% " ^мш f Г0% ■ не знает о чем специальность
4. Самой распространенной причиной, по которой студенты идут работать, является нужда в постоянном заработке - эту причину выделили 100% опрошенных. 22% дополнительно указали расширение круга общения, 11% ответили, что не могут сидеть без работы и ещё 11% отметили пункт - по семейным обстоятельствам.
Это не удивительно, особенно если проанализировать рост цен на еду, коммунальные услуги и предметы первой необходимости и сравнить с ростом заработной платы, которая по многим специальностям осталась неизменной. Благодаря несложным подсчетам люди поняли, что жить стало дороже, и зарплаты теперь не хватает. Отсюда и увеличение предложения на рынке труда, причиной которого становится поиск большей заработной платы.
5. Половина опрошенных студентов считает, что зарабатывать нужно самому; 34% уверенны, что государство должно выплачивать достойные стипендии, на которые можно прожить студенту, и 40% надеются на помощь родителей.
6. Студенты слишком нереалистичны в поиске работы т.к. из неработающих 61% считают, что работу можно найти очень легко. Среди имеющих работу студентов 44% считают так же.
Это связанно с нехваткой жизненного опыта. Когда впервые выпускники выходят на рынок труда, им всё кажется таким простым и удобным. Столкнувшись же с реалиями и серьёзнейшей конкуренцией, они или пугаются и становятся взрослыми иждивенцами, или вступают в борьбу за рабочее место.
7. Не работающие студенты разделились на безработных и нежелающих работать (44%). Из безработных всего 7% ищут работу ежедневно, 3% тратят на поиск от 2 до 5 часов в неделю, остальные тратят на это не более 2-х часов в неделю. 4 5
4 Составлено автором по результатам собственного социологического исследования
5
© М.В.Кулькова
Журнал «Human Progress» Том 1, № 3 (ноябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
Для нормального поиска работы, того, который приносит плоды, а не отнимает пустое время, человеку требуется ежедневно тратить по 2-4 часа. Те же, кто ищут 1-2 часа в неделю, по мнению автора вряд ли чего-то добьются, т.к. этого очень мало для реальной оценки рынка труда и поиска реальной вакансии.
Рисунок 5 - Распределение времени на поиск работы
5
■ Не ищут вообще
■ ищут каждый день
■ 2-5 часов в неделю
■ 1-2 часа в неделю
8. Среди занятых 44,4% не устраивает их заработная плата, остальные затрудняются ответить на этот вопрос; 77,8% полностью довольны своим коллективом и только 22,2% не хотят поменять свою работу. 33% работающих студентов хотят в течение 2-х лет поменять нынешнее рабочее место на занятие по специальности.
Данные вопросы помогают лучше проанализировать мотивационную составляющую студентов. Что же заставляет их работать, если заработная плата не устраивает? Чаще всего -это дружный и порядочный коллектив, эффективный руководитель, т.к. атмосфера в коллективе напрямую зависит от действий руководителя.
9. На вопрос о том, нужно ли замужним девушкам работать, мнения разошлись следующим образом (рис. 6).
Самым частым ответом стал вариант, что занятость благоприятно влияет на личностное развитие девушек. Это говорит о том, что студенты относятся к занятости девушек положительно.
Информация об ответах на этот вопрос интересна ещё и тем, что негативное отношение к женской занятости наблюдается как среди молодых людей, так и девушек. В этой связи становится не понятным, зачем тогда опрошенные девушки обучаются в высших учебных заведениях, обучаясь, зачастую, на бюджетной основе, если они сами отрицательно относятся к будущему трудоустройству. 5 6
5 Составлено автором по результатам собственного социологического исследования
6
© М.В.Кулькова
Журнал «Human Progress» Том 1, № 3 (ноябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
Рисунок 6 - Взгляды молодежи на занятость женщин6.
■ да, это нужно для личностного развития девушки
■ да, это будет честно по отношению к мужу
■ нет, мужчина должен кормить семью
■ нет, девушка неспособна зарабатывать
■ затрудняюсь ответить
Заключение.
Помочь молодым специалистам в решении проблемы трудоустройства призвано законодательство о труде, а также правовые нормы, направленные на облегчение процесса перехода молодёжи от учёбы к трудовой деятельности.
Для решения этой проблемы мы предлагаем, прежде всего, раннее привлечение подростков к труду. Другим важным моментом является необходимость в информировании молодежи о принципах и технологиях поиска, а также о существующих на рынке вакансиях.
Существует несоответствие между тем, какие специальности на конкретный момент требуются на рынке труда, и тем, специалистов каких специальностей выпускают вузы. Поскольку экономическая ситуация в обществе нестабильна, в настоящее время сложно прогнозировать рынок труда даже на пять-шесть лет. Приобретая, казалось бы, престижную специальность, выпускник рискует оказаться невостребованным по окончании вуза в связи с резко изменившимся рейтингом престижных специальностей.
В данном случае наиболее важным представляется наличие у выпускников навыков, позволяющих быстро адаптироваться к изменившейся ситуации. Эти навыки должны воспитываться в процессе социализации личности, как в семье, так и во время обучения специальности. Кроме того, возможно налаживание механизма, при котором учебные заведения будут заключать с предприятиями прямые договора на обучение специалистов требуемых специальностей.
Универсальных рецептов по преодолению безработицы не существует. Правительства многих государств затрачивают огромные финансовые средства на адаптацию молодых работников к рынку труда [2]. 6 7
6 Составлено автором по результатам собственного социологического исследования
7
© М.В.Кулькова
Журнал «Human Progress» Том 1, № 3 (ноябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
Мы изучали опыт молодежной политики за рубежом. Многое из иностранных аспектов можно использовать в российской современной молодежной политике.
Для начала можно осуществлять программы по привлечению молодых специалистов в государственные службы и на государственные предприятия. Для этого необходимо организовывать практики для небольшого количества студентов каждой специальности, которые позволят, во-первых осознать конкуренцию среди своих же однокурсников; а во-вторых, наглядно увидеть, чем занимаются, и какие вопросы решают в государственных структурах на тех или иных должностях.
Ещё полезно будет использовать систему кредитов для получения профессиональной подготовки и финансовой поддержки молодежи 16-29 лет, которая учится на дневных отделениях и живет с родителями. Это подстегнуло бы студентов к занятости для оплаты обучения или отработки в будущем за счет заработной платы, что обеспечило бы трудоустройство большей части молодежи.
Литература
1. Волгин, Н. Глобальные проблемы молодежной занятости / Н. Волгин // Социальная политика и социальное партнерство. - 2014. - № 1. - С. 1-2.
2. Дудина О.М. Социальная и профессиональная адаптация молодой экономической интеллигенции на рынке туда и занятости: монография - М.:ФА,2009. - 126 с. - С. 59-60.
3. Дунаева Н. Эффективная занятость российской молодежи — стратегическая проблема / Н. Дунаева, Р. Салахутдинов // Человек и труд.- 2010. - № 2. - С.19-23.
4. Информационный сайт Департамента по труду и занятости населения Свердловской области Электронный ресурс Режим доступа: szn.gossaas.ru
5. Коршунов, А. В. Современная российская молодежь на рынке труда в условиях социально-экономической нестабильности и неопределенности / А. В. Коршунов // Теория и практика общественного развития. -2011. - № 8. - С. 54-57.
6. Lavric M. Youth employment in Slovenia. - International Conference 1989-2014: twenty-five years after. What has happened to the societies in Central and Southeast Europe since the fall of the iron curtain?, University of Graz, September 18-20, 2014. - 09/2015.
7. Majchrowska A.,Broniatowska P.,Zolkiewski Z. Minimum Wage in Poland and Youth Employment in Regional Labor Markets // Emerging Markets Finance and Trade. - 10/2015.
8. Morissette R.,Ching P., Chan W., Lu Y. Wages, Youth Employment, and School Enrollment: Recent Evidence from Increases in World Oil Prices // Journal of Human Resources. - 12/2015; 50(1). - p. 222-253
© М.В.Кулькова
8
Журнал «Human Progress» Том 1, № 3 (ноябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
9. Visockaite A.,Urmanaviciene A. Youth Employment Trends and Prospects in the European Union: A Comparative Analysis // Society. Integration. Educationю. - vol. III. - 2015. - p. 444-448
10. Walmsley A. Youth Employment in Tourism and Hospitality - A Critical Review. - Goodfel-lows, 11/2016.
THE STUDY OF STUDENTS MOTIVATION TO EMPLOYMENT
Mary Koulkova
Student in The Ural State University of Economics Yekaterinburg, Russia
Abstract: This article contains the results of a survey of students 18-20 years of motivational component of students when choosing a job. The survey was conducted by the author in higher educational institutions of the Yekaterinburg in order to obtain answers to the following questions: the desire of students to work in their specialty, about the reasons for promoting the employment of young people, about the timing of search and difficulties in the process of pro-job search among the unemployed students. Students who are already working, we asked about the factors that keep them at their current work. In addition, we were interested about student’s opinion about where the students should have a pocket the money, whether a married woman to work. Several studies have confirmed the hypothesis, some results were unexpected for the author. Furthermore, the article contains the author's proposed solution to the problems of unemployment of young people of Sverdlovsk region.
Keywords: youth unemployment; student youth; motivation to employment; reasons for employment; job search time.
JEL Code: J 29; J 49; J 64.
References:
1. Volgin, H. Global problems of youth employment // Social Policy and Social Partnership. - 2014.
- № 1. - pp 1-2.
2. Dudina O. Social and professional adaptation of young intellectuals on economic and employment market there: monograph - MG: FA 2009. - 126. - p. 59-60.
© М.В.Кулькова
9
Журнал «Human Progress» Том 1, № 3 (ноябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
3. Dunayeva N. R. Salakhutdinov effective employment of the Russian youth - a strategic problem // Chelovek i trud (Person and the labor).- 2010. - № 2. - p.19-23.
4. Departments of Labor and Employment Information website of the Sverdlovsk region. URL: szn.gossaas.ru
5. Korshunov A.V. modern Russian youth in the labor market in terms of socio-economic instability and uncertainty // Theory and Practice of Community Development. -2011. - № 8. - p. 54-57.
6. Lavric M. Youth employment in Slovenia. - International Conference 1989-2014: twenty-five years after. What has happened to the societies in Central and Southeast Europe since the fall of the iron curtain?, University of Graz, September 18-20, 2014. - 09/2015.
7. Majchrowska A.,Broniatowska P.,Zolkiewski Z. Minimum Wage in Poland and Youth Employment in Regional Labor Markets // Emerging Markets Finance and Trade. - 10/2015.
8. Morissette R.,Ching P., Chan W., Lu Y. Wages, Youth Employment, and School Enrollment: Recent Evidence from Increases in World Oil Prices // Journal of Human Resources. - 12/2015; 50(1). - p. 222-253
9. Visockaite A.,Urmanaviciene A. Youth Employment Trends and Prospects in the European Union: A Comparative Analysis // Society. Integration. Educationю. - vol. III. - 2015. - p. 444-448
10. Walmsley A. Youth Employment in Tourism and Hospitality - A Critical Review. - Goodfel-lows, 11/2016.
Contact
Mary Koulkova
The Ural State University of Economics
62-455, 8th of March Str., 620144, Yekaterinburg, Russia
Научный руководитель - д.э.н., И.А. Кулькова
© М.В.Кулькова
10