Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АУДИТА В РОССИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АУДИТА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АУДИТ / AUDIT / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АУДИТА / PROBLEMS OF AUDIT DEVELOPMENT / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА / INTERNATIONAL STANDARDS ON AUDITING / АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ / AUDIT OPINION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абызова Е.В., Ищенко О.В.

В статье рассмотрены проблемы развития аудита в России. Определены изменения в нормативном обеспечении аудиторской деятельности в связи с переходом на Международные стандарты аудита. Annotation. The article given contains an overview of the main problems of audit development in Russia. The changes in legal standards of audit activities, which are necessary due to the transition to International Standards on Auditing, are described.В статье рассмотрены проблемы развития аудита в России. Определены изменения в нормативном обеспечении аудиторской деятельности в связи с переходом на Международные стандарты аудита. Annotation. The article given contains an overview of the main problems of audit development in Russia. The changes in legal standards of audit activities, which are necessary due to the transition to International Standards on Auditing, are described.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абызова Е.В., Ищенко О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АУДИТА В РОССИИ»

08.00.00. Экономические науки

Е.В. Абызова

доцент кафедры экономики, менеджмента, маркетинга и туризма,

к.э.н., Московская международная академия

E. V. Abysova

faculty of economics, management, marketing and tourism,

Moscow international academy (E-mail: aev_home@mail.ru, тел 8(906)0343522)

О.В. Ищенко

доцент кафедры предпринимательской деятельности, к.э.н., Кубанский социально-экономический институт

О. V. Ishchenko associate professor of business activities, Kuban social and economic institute (E-mail: Rov1301@yandex.ru, тел. 8(918)9522226)

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АУДИТА В РОССИИ

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы развития аудита в России. Определены изменения в нормативном обеспечении аудиторской деятельности в связи с переходом на Международные стандарты аудита. Annotation. The article given contains an overview of the main problems of audit development in Russia. The changes in legal standards of audit activities, which are necessary due to the transition to International Standards on Auditing, are described.

Ключевые слова: аудит, проблемы развития аудита, Международные стандарты аудита, аудиторское заключение

Key words: audit, problems of audit development, International Standards on Auditing, audit opinion.

Аудит в Российской Федерации регулируется Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». Аудит - это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Анализ определений понятия «аудит» показал, что в научной среде не существует единого взгляда на определение понятия «аудит». Автором определены основные проблемы развития аудита в России: малое количество методических разработок по аудиту; недостаточное количество квалифицированных аудиторов; отсутствие большого опыта аудиторской деятельности.

Все эти проблемы заключаются в том, что аудиторская деятельность в России достаточно молодая, поэтому со временем развитие аудита автоматически их решит. Учитывая то, что над вопросом аудита работают не только ученые, но и государство, своими нормативными актами стремится к развитию данной формы финансового контроля, можно утверждать, что перспективы развития аудита в России достаточно неплохие.

Однако развитие аудита на практике тормозится рядом нерешенных вопросов, главным из которых является путаница в ключевых понятиях и

споры между существующими подходами к базовым терминам. Так, подход, согласно которому аудит рассматривается как исследования, освещает только отдельную сторону аудита, то есть отражает содержательную характеристику процедуры аудитора время выполнения собственных обязанностей. Но, кроме исследований аудитора, аудит охватывает большое количество других процедур, связанных с выражением мнения аудитора относительно достоверности показателей финансовой отчетности. Похожим является подход, основанный на определении аудита как экспертизы. Так, сущность определенного экспертного исследования заключается в подтверждении каких-либо фактов, но аудит является гораздо более широким понятием.

Следует отметить, что определение аудита как вида деятельности ограничивает сущность этого понятия, подчеркивая лишь то, что аудит проводится с целью получения прибыли, то есть видом предпринимательской деятельности. Другие характеристики этого понятия остаются без внимания. Определяя аудит как форму контроля, авторы в большей степени раскрывают содержание понятия контроля через его формы, чем аудита как формы такого контроля.

Подход, основанный на определении аудита как процесса, освещает только продолжительность аудита во времени, определенную последовательность процедур в ходе его проведения. Но сводить аудит в отдельный процесс нецелесообразно.

Итак, наиболее содержательным и основательным является подход, согласно которому аудит определяется как проверка, потому что именно такой подход учитывает все содержательные характеристики и сущность этого понятия.

Проанализировав трактовки понятия «аудит» различными авторами-исследователями и в законодательстве, можно сделать вывод, что аудит составляет одну из прогрессивных форм финансового контроля, то есть независимую проверку, которая осуществляется аудитором в соответствии с требованиями договора на его проведение по поручению заинтересованного лица, и предусматривает контрольно-ревизионную диагностику и применения экспертно-консультационных действий лицом, обладающим профессиональными навыками в сфере учета, анализа, оценки, налогообложения, законодательства, как национального, так и международного, имеет логико-аналитические мыслительные способности, конечной целью которого является формирование мнения о достоверности и правомерности информации в финансовой отчетности предприятия и доведение ее до сведения клиента.

Целью аудита, в самом общем понимании, является формирование определенного мнения аудитора относительно проверяемой бухгалтерской финансовой отчетности. Аудитор выполняет своего рода посредническую функцию: устанавливая объективность финансовой информации, он предотвращает столкновение интересов поставщика и пользователя информации.

Принципы аудита разделяют на две основные группы:

- принцип методологии;

- принципы профессиональной этики.

Принципы этики обязательные для соблюдения во всех случаях проведения аудита, а отдельные методологические принципы могут иметь рекомендательный характер.

Проводят аудит независимые эксперты, «аудиторы». Независимость экспертов - обязательное требование аудита. Это означает, что эксперт никак не связан с проверяемым им предприятием и не зависит от него финансово или каким-либо другим образом.

Аудит проводится или по желанию заказчика, либо по долгу в соответствии с законодательством. Основными пользователями аудиторских услуг являются владельцы бизнеса (акционеры, инвесторы) и руководители, которые хотят получить уверенность в отсутствии угроз оттока активов, увеличение обременительных обязательств и, как следствие обесценивания собственного капитала.

На сегодняшний день обязательный аудит, обязаны проводить у себя организации, которые являются эмитентами ценных бумаг, профессиональные участники фондового рынка, предприятия во время приватизационных процессов и тому подобное.

Часто дискутируется вопрос об эффективности аудита: как сделать так, чтобы аудит приносил реальную пользу, а не просто фиксировал фактическое состояние. Менеджеры и владельцы бизнеса больше заинтересованы не в аудите, подтверждающим соответствие нормативным документам, а в аудите, который может добавить ценность их бизнеса, выявить непроизводительные расходы.

До 2017 года в России действовали федеральные стандарты аудиторской деятельности. Это профессиональные стандарты для осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации, разработанные Министерством финансов.

В 2017 году федеральный закон от 01.12.2014 №403-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес ряд поправок в Федеральный закон от 30.12.2008 №307-Ф3 «Об аудиторской деятельности», касающихся перехода к международным стандартам аудита (МСА). Принятые в Закон №307-Ф3 поправки, привели к тому, что аудит в РФ будет целиком базироваться на международных стандартах аудита.

В связи с введением МСА деятельность аудиторских организаций требует не только изучения огромного материала международных стандартов, но и разработки приемлемых аудиторских процедур, способов и форматов их документирования, а также огромных временных и финансовых затрат аудиторских компаний.

При внедрении МСА в РФ следует так же учитывать проблемы точности перевода, корректности и унификации терминологии. Перевод МСА выполнил Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности», Экспертный комитет по переводу МСА. Так же следует учитывать сохраняющиеся различия в бизнес-практике, традициях аудита в целом и практике применения отдельных аудиторских процедур, мониторинг изменений оригинальных МСА, внесение соответствующих корректировок, контроль выполнения МСА, разъяснения по спорным вопросам, образовательный проект по МСА.

В число признанных и подлежащих применению на территории Российской Федерации международных стандартов, согласно информационному сообщению Минфина от 01.12.2015г. аудита вошли:

- международные стандарты контроля качества;

- международные стандарты аудита финансовой информации;

- международные отчеты о практике аудита финансовой информации;

- международные стандарты заданий по проведению обзорных проверок;

- международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность, отличных от аудита, и обзорных проверок финансовой информации;

- международные стандарты сопутствующих аудиту услуг;

- иные документы, определенные Международной федерацией бухгалтеров в качестве неотъемлемой части международных стандартов аудита.

Целью международных аудиторских стандартов является сокращение различий в трактовке предоставляемой финансовой отчетности, улучшению качества и сопоставимости информации, унификации стандартов. Причем стандарты основаны именно на принципах, а не на строгих правилах. Этим они отличны от национальных правил. Основной постулат в том, чтобы следовать именно принципам, а не искать способы обойти законодательные нормы.

Рассмотрим так же условия применимости МСА на территории России. По правилам ШАС применять МСА в качестве национальных могут только те страны, которые являются членами №АС. Для этого необходимо заявить о своем решении получить разрешение ШАС на перевод. Обладателем прав на перевод является ШАС. С 31 декабря 2015 года вступило в силу соглашение меду Минфином РФ и ШАС об отказе от авторских прав на международные стандарты аудита на русском языке на территории РФ. На территории Российской Федерации применение международных стандартов регулируется: Постановлением Правительства РФ от 11.06.2015 № 576 «Об утверждении Положения о признании МСА подлежащими применению на территории Российской Федерации» (ведущая роль Минфина РФ), а также приказом Минфина РФ от 05.08.2015 № 122н «Об утверждении порядка проведения экспертизы применимости документов, содержащих МСА, на территории Российской Федерации».

В России международные стандарты аудита описываются в сборнике МСА. Опубликование сборника «Международные стандарты аудита и контроля качества» на русском языке является важной частью в развитии российского аудита. Таким образом, сборник МСА служит необходимым инструментом для аудиторов, внутренних контролеров, финансистов, бухгалтеров, студентов, преподавателей, представителей финансовых надзорных органов.

Аудиторские стандарты формулируют единые международные основополагающие предписания, определяющие нормативы качества и надежности аудита и обеспечивающие определенные гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении.

На основе аудиторских стандартов формируются учебные програм-

мы подготовки аудиторов и единые требования к проведению экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью.

Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии, независимо от условий, в которых проводится аудит.

Значение стандартов состоит в том, что они:

- обеспечивают приемлемое качество аудиторской проверки;

- способствуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

- помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;

- повышают престиж профессии;

- облегчают аудиторам ведение переговоров с клиентами;

- обеспечивают взаимосвязь отдельных элементов аудиторского процесса.

С 1 января 2017 года на территории РФ введены в действие 30 международных стандартов аудита (МСА), согласно приказу Минфина от 24.10.2016 № 192н. Также Приказом Минфина от 09.11.2016 № 207н с 1 января 2017 года введены еще 18 новых стандартов аудита. Среди них:

- «Согласование условий аудиторских заданий»;

- «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности»;

- «Аудиторская документация»;

- «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности»;

- «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении»;

- «Модифицированное мнение в аудиторском заключении» и др.

Также в планах законодателей в 2017 году увеличить ответственность аудиторов. Минфин предлагает наказывать их не только штрафами, согласно КоАП, но и вводить уголовную ответственность за выдачу заведомо ложного аудиторского заключения.

Вместо привычной формы аудиторского заключения на нескольких листах со стандартным текстом, по всем новым договорам на проведение обязательного аудита, заключенным с 1 января 2017 года, составляется более информационно насыщенное заключение в соответствии с МСА. Правила оформления аудиторского заключения содержится в пересмотренном Международном стандарте аудита 700 «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности».

Таблица 1. - Сравнительная характеристика Федерального и Международного стандартов в области аудита_

Информация ФСАД 1/2010 МСА 700

Наименование документа Аудиторское заключение Аудиторское заключение независимого аудитора

Мнение Мнение аудитора указывалось в конце аудиторского заключения Мнение аудитора находится в самом начале отчета независимого аудитора

Утверждение о независимости Не отражалось в аудиторском заключении. Отражается в аудиторском заключении

аудитора Являлось внутренним документом аудитора

Ключевые вопросы аудита Не требовалось Отражаются в аудиторском заключении, в случае, если ценные бумаги аудируемого лица допущены к организованным торгам

Новая форма аудиторского заключения содержит не только оценку

финансовой отчетности компании, но и обращает внимание на наиболее важные моменты в деятельности аудируемого лица, в том числе к тому, что привлекло наибольшее внимание аудитора, тому, в чем аудитор видит наиболее существенные риски для бизнеса и т.п. Тем самым новая форма аудиторского заключения предполагает расширенную информацию не только для бухгалтерии, но и для внешних и внутренних заинтересованных пользователей: акционеров, совета директоров и др., то есть более широкого круга лиц, принимающих решение о стратегии развития бизнеса.

Несомненно, раскрытие дополнительных данных в аудиторском заключении позволит инвесторам и контрагентам компаний принимать более взвешенные бизнес-решения. Однако, как следствие, следует ожидать повышения не только качества в оценке бизнес-рисков, но и увеличение стоимости аудита с 2017 года. Кроме того, возрастают финансовые риски, поскольку повышение уровня прозрачности деятельности компании и отражение в аудиторском заключении всех выявленных бизнес-рисков, автоматически приведет к удорожанию банковских кредитов для компаний.

В заключение можно отметить, что обязанности бухгалтера все больше выходят за пределы бухгалтерского учета. Во многих компаниях обязанности главбуха не ограничены исключительно бухгалтерской отчетностью и сдачей налоговых деклараций. От бухгалтера требуется оценка налоговых рисков и последствий при проведении сделок, налоговое и финансовое планирование, что ведет к увеличению ответственности и повышению рисков для профессиональной репутации. В меняющихся условиях изменение роли аудитора неизбежно. Источники:

1. Об аудиторской деятельности [Текст]: Федеральный закон РФ от 30.12.2008 № 307-Ф3 (ред. от 03.07.2016 № 360-ФЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://base.consultant.ru/ (дата обращения: 05.03.2017).

2. Приказ Минфина России от 09.11.2016 № 207н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.11.2016 № 44354)

3. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 01.12.2014 № 403-ФЗ (в ред. Федерального закона от 01.05.2017 № 96-ФЗ)

4. Информационное сообщение Минфина России от 01.12.2015 «О международных стандартах аудита»

5. Постановление Правительства РФ от 11.06.2015 № 576 «Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации»

6. Приказ Минфина России от 05.08.2015 № 122н «Об утверждении Порядка проведения экспертизы применимости документов, содержащих международные стандарты аудита, на территории Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.11.2015 № 39817)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.