Самоходные опрыскиватели
Производство отсутствует Телескопические погрузчики
Самоходные свеклоуборочные комбайны
Отдельное оборудование для животноводства Тракторы для садоводства и виноградарства
Для эффективного применения и работы федерального лизинга сельскохозяйственной техники и
оборудования как финансового инструмента необходимо проведение до капитализации АО «Росагроли-зинг» до 2020 г. в соответствии с индикативными параметрами, которые отражены в «Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» при приобретении сельскохозяйственной техники, произведенной в России. Вместе с тем, необходимо применять единый подход при оказании государственной поддержки по приобретению сельскохозяйственной техники на федеральном и региональном уровнях. Источники:
1. Кайшев В.Г., Алпатов А.В. Федеральный лизинг сельскохозяйственной техники как фактор развития и технологической модернизации АПК // Экономика сельского хозяйства России . №5, 2017. - С.12-16.
2. Оксанич Е.А., Вартанян М.А. Учет обязательств по финансовой аренде // В сборнике: Современная экономика: проблемы, перспективы, информационное обеспечение. Материалы VI международной научной конференции, посвященной 95-летию Кубанского ГАУ и 15-летию кафедры теории бухгалтерского учета. 2017. - С. 430-433.
3. Войтова М.А. Особенности страхования лизинговой деятельности / М.А. Войтова, А.А. Адаменко //В сборнике: Актуальные вопросы экономики и менеджмента: теория и практика. Материалы I Международной научно-практической конференции. 2015. С. 122-125.
Sources:
1. Kaishev VG, Alpatov A.V. Federal Leasing of Agricultural Machinery as a Factor of Development and Technological
Modernization of the Agroindustrial Complex // Economics of Agriculture in Russia. № 5, 2017. - P.12-16.
2. Oksanych EA, Vartanyan MA Accounting for financial lease obligations // In the collection: Modern economy: problems,
prospects, information support. Materials of the VI International Scientific Conference, dedicated to the 95th anniversary of the Kuban State University of Management and the 15th anniversary of the Department of Accounting Theory. 2017. - P. 430-433.
3. Voitova MA Features of insurance of leasing activity / М.А. Voitova, A.A. Adamenko // In the collection: Topical issues
of economics and management: theory and practice. Materials of the I International Scientific and Practical Conference. 2015. pp. 122-125.
М.Ф. Сафонова
заведующий кафедрой аудита, д.э.н., профессор, Кубанский государственный аграрный университет
M.F. Safonova
head of audit Department, Doctor of Economics, Kuban state agrarian University ([email protected])
А.В. Петух
доцент кафедры аудита, к.э.н., доцент, Кубанский государственный аграрный университет
A. V. Petukh
associate Professor of the Department of audit, Kuban state agrarian University ([email protected])
МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В статье сформулированы основные направления обеспечения качества аудиторской деятельности в России. Определены основные проблемы, возникающие процессе внешней и внутренней проверки оказываемых услуг. Проанализированы результаты мероприятий внешнего контроля качества, проводимые саморегулируемыми организациями аудиторов, и детализирован перечень недостатков и нарушений, установленный по итогам работы аудиторских организаций. Выделены ключевые функции, которые выполняет Концепция качества аудита, представленная Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность (IAASB). С учетом особенностей развития российской экономики, сформулированы ключевые функции отечественного аудита: консолидация информации для бизнес-сообщества о значимых рисках, разработка рекомендаций по совершенствованию СВК и др. Разработана концептуальная модель оценки качества аудиторских услуг, включающая требования к качеству аудита и основанная на потребностях потребителей указанных услуг.
Annotation. The article formulates the main directions of quality assurance of audit activity in Russia. The main problems arising in the process of external and internal verification of services are identified. We analyzed the results of the activities of external quality control conducted by self-regulating organizations of auditors, and detailed list of deficiencies and violations set according to the results of work of audit organizations. The key functions performed By the concept of quality audit, presented by the Council on international standards of audit and assurance tasks (IAASB) are identified. Taking into account the peculiarities of the Russian economy, the key functions of the domestic audit are formulated: consolidation of information for the business community about significant risks, development of recommendations for improving the ICS. Developed a conceptual model for assessing the quality of audit services that includes requirements for quality audit and based on the needs of the consumers of these services.
Ключевые слова: достоверность отчетности, существенность информации, качество аудита, международные стандарты аудита.
Key words: reliability of reporting, materiality of information, quality of audit, international standards of audit.
Особая значимость рассматриваемой темы обоснована тем, что федеральные стандарты аудита, действующие на территории России, перестали быть актуальными с 2017г. и аудиторское сообщество, вынуждено выполнять требования, которые представлены в МСА. Не изучив их детально, не подготовив актуальное методическое сопровождение в части выполнения аудиторских процедур, документирования, технологии и организации аудиторской проверки невозможно обеспечить высокое качество оказываемых услуг.
Для выражения независимого мнение о надежности информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторские организации и аудиторы должны правильно разграничивать интересы групп пользователей рассматриваемой информации. По нашему мнению, ключевые приоритеты отводятся активным внешним пользователям - инвесторам, кредиторам, а также внутренним пользователям - собственникам, управленцам и другим сотрудникам. Несмотря на то, что угрозы для внешних и внутренних пользователей, имеют существенные отличия, объединяет их возможность получения информации об устойчивом развитии экономического субъекта по различным направлениям - экономическому, хозяйственному, кадровому, социальному и возможности его сохранить на долгосрочную перспективу.
Произвести оценку состояния экономической системы реально в случае применения системного подхода. Ключевая цель осуществляемого контроля качества работы аудиторов - гарантирование разумной уверенности в отношении того, что оказываемые услуги:
- отвечают требованиям закона об аудиторской деятельности», стандартов аудита различного
уровня;
- обеспечивают качество выполнения заданий на должном уровне.
Также, сформированное аудиторское заключение не идет в разрез с условиями поставленного
задания.
Качество аудиторской деятельности - это высокая степень обоснованности аудиторского мнения, которая обеспечивает высокий уровень доверия со стороны клиентов и стремление к которой должно определять национальную политику в области аудита.
В научных изысканиях изучаются различные варианты к сущностному наполнению качества аудита. По мнению, В.В. Скобара, который считает, что «...мнение аудитора полезно лишь при доверии пользователей к его достоверности» [14].
Следует отметить, что вопросам качества аудита посвящены также работы Р.А. Алборова [1], К.К. Арабян [2], С.В. Бычковой, Е.Ю. Итыгиловой [3], Н.Г. Кондрашовой [7], Т.Ю. Серебряковой [13], Л.Ю. Филобоковой и З.Р. Исраиловой [15].
В Законе «Об аудиторской деятельности» имеется требование к аудиторской организации «установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы» [ст. 10, п. 1]. Таким образом, подразумевается, что каждая аудиторская организация обязана разработать, документально зафиксировать и соблюдать внутрифирменный документ (Кодекс либо Стандарт), регламентирующий цели, политику и процедуры соблюдения качества ее деятельности.
Каждая аудиторская фирма обязана создать и строго придерживаться системы контроля качества, формализованной в виде внутрифирменного Стандарта контроля качества. Стандарт (или Кодекс) контроля качества - это совокупность целей, политик, процедур и правил, направленных на формирование у всех заинтересованных лиц разумной уверенности в том, что аудиторская организация обеспечивает необходимый состав сотрудников, их высокий профессионализм, соблюдение ими этических норм (в особенности - принципа независимости) [5].
Строгое соблюдение принципов Стандарта контроля качества позволит аудиторской организации планировать и выполнять задания таким образом, чтобы полученные аудиторские доказательства, положенные в основу аудиторского заключения, были непротиворечивыми, достаточными и имели надлежащее качество и убедительность. Это даст всем заинтересованным пользователям уверенность в
том, что аудиторская фирма не просто занимается коммерческой деятельностью, но и служит общественным интересам.
Однако разработка такого внутреннего Кодекса или Стандарта контроля качества аудита зачастую выполнялась многими организациями формально - переписывались соответствующие ФПСАД с добавлением к ним стандартов саморегулируемой организации. Таким образом, появлялся документ без учета специфики конкретной организации, без разработки подробных процедур и правил, адекватных коммерческой и профессиональной практике, а также кадровой политике именно этой организации, ее размерам, структуре, стилю управления, используемым программным продуктам, характеру ее клиентуры и внешнего окружения. Поэтому и ознакомление с этим документом сотрудников носило формальный характер, а применение на практике затруднялось в силу его слабой связи с реалиями деятельности конкретной аудиторской организации.
Качество аудиторских услуг, оказываемых на высоком профессиональном уровне, может служить гарантом объективности и общественной полезности деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов России. Но в тоже время, у российского аудита есть ряд проблем касающихся качества оказываемых услуг. В частности, в отчетах Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности МФ РФ [8] в перечне наиболее значимых недостатков в профессиональной деятельности аудиторов, выявленных в 2016г., значатся нарушения в области:
- организации аудита отчетности хозяйствующего субъекта;
- независимости аудиторов и соблюдения профессиональной этики;
- составление аудиторского заключения и др.
Основные результаты мероприятий по ВККР, проводимые СРОА представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Результаты мероприятий по ВККР, проводимые СРОА
Количество прове- Саморегулируемые организации аудиторов
ренных аудитор- АПР МОАП РКА ИПБР ИПАР Гильдия ААС
ских организаций (РСА) аудиторов
2006 218 89 70 41 33 - -
2007 221 168 84 71 33 - -
2008 224 141 113 141 42 - -
2009 234 136 84 123 34 - -
2010 335 313 192 - 73 292 68
2011 304 625 212 - 88 - 169
2012 215 260 109 - 101 - 174
2013 229 332 119 - 109 - 145
2014 270 253 243 - 96 - 211
2015 203 234 208 - 100 - 262
2016 Нет информации РСА 433 - 209 - 257
Детализированный перечень недостатков и нарушений, установленный по итогам работы аудиторских организаций, представлен в Классификаторе нарушений и недостатков, выявляемых в ходе ВККР, который свидетельствует о том, что количество видов нарушений связанных с контролем качества аудиторской деятельности составляет порядка 10% от общего объема существующих нарушений, а недостатки в части соблюдения Кодекса аудиторской этики, и в частности принципа независимости, достигают еще 7 % [6]. Помимо этого, другие нарушения, представленные в данном документе, также прямо или косвенно свидетельствуют о неудовлетворительной системе контроля качества аудиторской деятельности (таблица 2).
Понятие качество аудита на данный момент нормативно не урегулировано, то есть отсутствует его четкое определение. В связи с этим Совет по МСА и заданий, обеспечивающих уверенность (IAASB) представил Концепцию качества аудита (Концепция), раскрывающую базовые параметры, а также ключевые элементы процесса и итоговые показатели, оказывающие влияние на качество аудита финансовой отчетности на уровне отдельного аудиторского задания, аудиторской организации и на уровне страны в целом. Концепция также подчеркивает значимость взаимодействия между заинтересованными сторонами и важность других факторов внешней среды [9].
Таблица 2 - Наиболее значимые нарушения, выявляемые в процессе ВККР аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов_
Нормативно-правовые акты Характер нарушения
Нарушение ФЗ «Об аудиторской деятельности» Несоблюдение положения об участии аудитора в аудиторской деятельности согласно типу имеющегося квалификационного аттестата
Невыполнение обязанности сообщать в СРОА об изменениях в сведениях, которые отражены в реестре аудиторов
Невыполнение обязанности в отношении членства в СРОА
Нарушения Федеральных стандартов аудита (ФСАД) Невыполнение положений к форме содержанию и правилам подписания и представления заключения аудитора
Невыполнение положений, касающихся системы контроля качества оказываемых услуг
Невыполнение положений, касающихся процесса документирования
Невыполнение положений, в отношении рассмотрения информации о наличии связанных сторон, соблюдения нормативных актов в процессе аудита, выявления недобросовестных действий
Невыполнение положений, касающихся процесса сбора аудиторских доказательств
Невыполнение положений, в отношении рассмотрения информации о соблюдении проверяемым экономическим субъектом допущения о непрерывности деятельности
Невыполнение положений, касающихся процесса планирования аудита
Невыполнение требований, касающихся выборочных процедур, используемых в процессе аудита
Несоблюдение положений в части действий аудитора по установлению и анализу событий, возникающих после отчетной даты
Несоблюдение положений в части сообщения информации руководству проверяемой организации и представителям собственника
Нарушение правил независимости и Кодекса этики Несоблюдение положения о части замены руководства аудиторской группы, которая выполняет задание
Несоблюдение положения о отношении установления угроз независимости
Совершение деяний, дискредитирующих аудиторскую профессию
По мнению Совета, данная Концепция следует общественным интересам, так как выполняет следующие функции:
- направляет национальные и международные аудиторские организации и профессиональные бухгалтерские сообщества к поиску вариантов повышения качества аудита и эффективности информационного взаимодействия по проблеме качества аудита;
- информирует о важных аспектах качества аудита и их понимания среди заинтересованных сторон;
- способствует признанию заинтересованных сторон по проблемам повышения качества аудиторских услуг;
- способствовать установлению соответствующих стандартов как на международном, так и на национальном уровне.
Эффективный контроль качества аудита - прерогатива не только практиков. Большинство ведущих ученых констатируют высокую степень важности вопроса повышения качества аудиторских услуг. М.В. Мельник и В.Я. Соколов говорят о том, что в перспективе «больше внимания будет уделяться совершенствованию методики контроля качества» [11].
Ведущие ученые России и специалисты-практики в области аудита С.М. Бычкова, Е.Ю. Итыги-лова [3], Е.М. Гутцайт [4] считают, что аудит, аудиторская деятельность это элемент общественных отношений и рыночной экономики.
По мнению Л.Ю. Филобоковой, аудит собирает в себе достаточный информационный багаж о финансово-экономической деятельности организаций, государства и приобретает несвойственную ему характеристику, становясь производительной силой передового общества [15].
Бухгалтерская (финансовая) отчетность экономических субъектов - главный элемент, на основании которого менеджмент компании и другие ее квалифицированные пользователи принимают разнообразные управленческие решения. Но следует принимать во внимание, что первоначально в цепочке «отчетность - решение» находится аудит, который оценивает достоверность бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта, так как рассматривать недостоверную или сомнительную отчетность и основывать на ней свои управленческие решения, по меньшей мере, нелогично. Эффективность такого взаимодействия обеспечивается высоким качеством аудиторской деятельности [4].
Особенность, характерная для аудиторской деятельности - взятие на себя обязательств действовать в общественных интересах, то есть, в существующих реалиях, ключевая роль аудита, как регулятора обеспечивающего баланс, может гарантироваться только при удовлетворении информационных интересов и потребностей всех заинтересованных участников [10]. С учетом особенностей развития российской экономики, отечественный аудит кроме ключевой функции - проверка и подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности, выполняет ряд других важных функций, в частности:
- консолидирует информацию для бизнес-сообщества о значимых бизнес-рисках и их вероятных негативных последствиях;
- дает рекомендации по совершенствованию СВК и снижению рисков и вероятных потерь для хозяйствующего субъекта;
- выявляет значимые налоговые риски и нарушения законодательства и своевременно исправляет показатели налоговой отчетности;
- способствует качественному оформлению первичной документации и улучшению договорной дисциплины;
- дает рекомендации по повышению квалификации кадрового состава аудируемого лица путем методических рекомендаций и дополнительных консультаций.
Разделение в аудиторской деятельности связано с постоянно видоизменяющимися потребностями пользователей в отношении содержания и качества информации, что объясняет возникновение новых видов аудита. Их разнообразие при отсутствии четко сформулированных критериев и методологических подходов обуславливает дестабилизацию не только в отношении контрольных мероприятий, но и финансовой системы в целом.
Систематизация и достижение единообразия в аудите осуществляется за счет стандартизации, которая выражается в соблюдении положений, регламентов и требований международных стандартов аудита и является основным показателем качества оказываемых аудиторских услуг. Качество в аудите, среди прочего, измеряется надежностью полученных в процессе выполнения работ доказательств и обоснованностью мнения в заключении аудитора, на базе которого квалифицированный пользователь бухгалтерской отчетности может принимать рациональные управленческие решения.
Возникающее противоречие в ожиданиях аудируемого лица и аудитора может стать причиной конфликта интересов и отрицательно отразиться на технологии и процессе организации аудиторской проверки, что, как следствие, повлияет на качество принимаемых квалифицированными пользователями решений [2].
Основываясь на вышесказанном, следует констатировать, что качество аудиторских услуг необходимо оценивать с учетом того, что принято за эталон исполнения аудиторского задания и норматив высокого уровня его качества при соответствии результатов аудита потребностям соответствующих пользователей. Соблюдение регламентов к качеству аудиторской деятельности, определенных стандартами аудита, государственными органами, профессиональными аудиторскими организациями, непосредственно аудиторской организацией, позволяет обеспечить уверенность потребителей в допустимом качестве аудита и формирует базу для доверия к профессиональному мнению аудитора.
Разработанная концепция оценки качества аудиторских услуг в полном объеме соответствует ранее сформулированным результатам проведенного исследования при генерации понятия и сущностного наполнения категории качества, и отражает зависимость данной категории не только от соблюдения установленных требований к качеству аудиторских услуг, но и от потребностей вероятных потребителей профессионального аудиторского мнения (рисунок 1).
СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА АУДИТА
Ж
С точки зрения исполнителя (аудиторской С точки зрения потребителя (предпо-
организации, аудитора) лагаемого пользователя)
Л
Необходимый уровень качества 1 Достаточный уровень качества 1
соблюдение норм Закона "Об аудиторской деятельности"
Соответствие потребностям и ожиданиям предполагаемых пользователей профессионального мнения аудитора
> >
соблюдение требований федеральных стандартов аудиторской деятельности
соблюдение норм профессиональной этики аудиторов
соблюдение правил независимости аудиторов
соблюдение требований к членству в СРОА
соблюдение требований стандартов аудиторской деятельности СРОА
соблюдение требований внутренних регламентов деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора)
соблюдение условий договора на оказание аудиторских услуг и обязательств, проистекающих из существа правоотношений, определенных этим договором
соответствие установленным и скрытым потребностям и ожиданиям предполагаемых надлежащих пользователей профессионального мнения аудитора
V 71
соответствие скрытым потребностям и ожиданиям заказчика аудита бухгалтерской финансовой отчетности
7ь
Степень обоснованности уверенности в качестве аудита
Рисунок 3 - Концептуальная модель оценки качества аудиторских услуг
Можно сделать вывод, что уровень обоснованности уверенности в качественном выполнении аудиторского задания, формируется на основе показателя соответствия уровня удовлетворенности пользователей и ожиданий вероятных потребителей профессионального мнения аудитора.
Процессы глобализации и разделения должны быть уравновешены и сбалансированы за счет стандартизации взаимоотношений, урегулированных при помощи МСА, между аудируемым лицом и аудитором. Ведь сотрудничество с бизнес-сообществом безусловно необходимо для аудитора на всех этапах проверки [12].
С целью сохранить передовые позиции в обществе и соответствовать его ожиданиям, в части достоверного источника информации, аудиту во всех странах, в современных реалиях, необходимо повышать престиж аудиторского мнения. Сделать это возможно, только если предоставлять более подробную информацию, в итоговом документе - аудиторском заключении, составляемом при завершении проверки, сведения раскрывающие ключевые проблемы проверяемой организации в доступной форме для всех пользователей отчетности.
Постоянное эффективное взаимодействие аудиторов с бизнес-сообществом в ведущих странах мира свидетельствует о том, что пользователи стремятся получать достоверную информацию об аудируемых экономических субъектах и проверенной их финансовой отчетности. Они хотят обладать такой информацией, которая могла бы свидетельствовать о возможности инвестирования, кредитования, заключения долгосрочных договоров о поставках и расчетах, т.е. стать основой решений в отношении длительных совместных действий [11]. Данное обстоятельство повысило бы ценность документов, подготовленных аудиторами, способствовало эффективному информационному обмену между пользователями аудиторской отчетности, аудиторами и лицами, отвечающими за корпоративное управление. Источники:
1. Алборов Р.А. Проблемы развития методологии, метода и методики аудита / Р.А. Алборов, С.М. Концевая, С.В.
Козменкова // Международный бухгалтерский учет. - 2015. - №36.
2. Арабян К.К. Концептуальные основы теории аудита / К.К. Арабян // 2017. - №7.
3. Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю. Качество в аудите // Аудитор. - 2014. - №8. - С. 14 - 27.
4. Гутцайт Е.М. О концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в нашей стране // Аудит. - 2016. - №7.
- С. 8 - 12.
5. Деревянко К.Н. К вопросу стандартов внутреннего аудита / К.Н. Деревянко, М.Р. Бахмач, Т.И. Кисилевич / Разви-
тие экономического контроля и аудита в России: тенденции и перспективы. Всероссийская научно-практическая конференция. Под общей редакцией М.Ф. Сафоновой. Краснодар.: КГАУ, 2016. - С. 58-63.
6. Классификатор нарушений и недостатков, выявляемых в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских
организаций, аудиторов. Методические рекомендации от 16.12.2016 Совета по аудиторской деятельности Министерства финансов РФ / Официальный сайт Министерства финансов РФ. URL: http://minfm.ru/ru/search/?q_4=контроль+качества&source_id_4=6 (дата обращения: 04.03.2017).
7. Кондрашова Н.Г. Стандартизация как основа для организации внутреннего контроля качества аудиторской дея-
тельности // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2015. N 5-1. С. 96 - 101.
8. Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Отчет Департамента регулиро-
вания бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности за 2015 г. / Официальный сайт Министерства финансов РФ. URL: http://minfin.ru/ru/perfomance/audit/monitoring/QualRep/ (дата обращения: 28.02.2017).
9. Концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита. Инфор-
мационный ресурс «Консультант плюс». Режим доступа. 19.01.2017.
10. Международные стандарты аудита / В. П. Попов, М. Ф. Сафонова, С. А. Кучеренко. - Краснодар : КубГАУ,2015.
-394 с.
11. Мельник М.В., Соколов В.Я. Будущее аудита: встреча со специалистами Совета по Международным стандартам
аудита и подтверждения достоверности информации (IAASB) // Аудиторские ведомости. - 2015. - №11. С. 62 -75.
12. Сафонова М.Ф. Методика оценки профессиональных качеств сотрудников службы внутреннего налогового ауди-
та // Аудиторские ведомости. - 2017. - № 9. - С. 21-29.
13. Серебрякова Т.Ю. Международные стандарты аудита как объект исследования // Международный бухгалтерский
учет. - 2015. - № 4 (346). - С. 37-50.
14. Скобара В.В. Аудит: методология и организация. М.: Дело и сервис, 1998.
15. Филобокова Л.Ю., Исраилова З.Р. Качество, эффективность и конкурентоспособность аудиторской деятельности
// Аудиторские ведомости. 2015. - №12. - С. 3 - 14. Sources:
1. Alborov RA Problems of development of methodology, method and methodology of audit. Alborov, S.M. Kontsevaya,
S.V. Kozmenkova // International Accounting. - 2015. - № 36.
2. Arabyan K.K. Conceptual bases of the theory of audit / К.К. Arabyan // 2017. - №7.
3. Bychkova SM, Itigilova E.Yu. Quality in the audit // Auditor. - 2014. - № 8. - P. 14 - 27.
4. Gutzait E.M. On the concept of further development of audit activities in our country // Audit. - 2016. - № 7. - P. 8 - 12.
5. Derevyanko K.N. On the issue of internal audit standards / K.N. Derevyanko, M.R. Bakhmach, T.I. Kisilevich / Develop-
ment of economic control and audit in Russia: trends and prospects. All-Russian scientific-practical conference. Under the general editorship of M.F. Safonova. Krasnodar: KGAU, 2016. - P. 58-63.
6. The classifier of violations and deficiencies, revealed in the course of external quality control of the work of audit organi-
zations, auditors. Methodical recommendations from 16.12.2016 of the Audit Council of the Ministry of Finance of the Russian Federation / The official website of the Ministry of Finance of the Russian Federation. URL: http://minfin.ru/ru/search/?q_4=control + quality&source_id_4=6 (date of circulation: 04/03/2017).
7. Kondrashova N.G. Standardization as a basis for the organization of internal quality control of auditor activity // New sci-
ence: Theoretical and practical view. 2015. N 5-1. Pp. 96 - 101.
8. Quality control of the work of audit organizations and individual auditors. Report of the Department of Accounting, Finan-
cial Reporting and Auditing for 2015 / Official website of the Ministry of Finance. URL: http://minfin.ru/ru/perfomance/audit/monitoring/QualRep/ (reference date: February 28, 2017).
9. The concept of audit quality: the key elements that form the environment for ensuring the quality of the audit. Information
resource "Consultant Plus". Access mode. 01/19/2017.
10. International audit standards / VP Popov, MF Safonova, SA Kucherenko. - Krasnodar: KubSAU, 2015. -394 sec.
11. Melnik MV, Sokolov V.Ya. The future of the audit: meeting with experts of the Council for International Standards on
Auditing and Assurance of Information (IAASB) // Audit reports. - 2015. - № 11. Pp. 62 - 75.
12. Safonova M.F. Methodology for assessing the professional qualities of employees of the Internal Tax Audit Service // Audit records. - 2017. - No. 9. - P. 21-29.
13. Serebryakova T.Yu. International Standards of Auditing as an Object of Investigation // International Accounting. - 2015.
- No. 4 (346). - P. 37-50.
14. Skobar V.V. Audit: methodology and organization. M .: Case and Service, 1998.
15. Filobokova L.Yu., Israilova Z.R. Quality, efficiency and competitiveness of the audit activity // Audit records. 2015. - №
12. - P. 3 - 14.
Статья подготовлена в рамках гранта РФФИ 16-46-230131 «Формирование информационной системы эффективного управления сельскохозяйственным производством посредством интеграции
информационных потоков финансового, налогового и управленческого учета (по материалам организаций Краснодарского края)»
Ю.И. Сигидов
д.э.н., профессор, заведующий кафедрой теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет
Yu.I. Sigidov
head of the Department of accounting, dr.econ.scis, professor, Kuban State Agrarian University ([email protected], 89184359335)
Е.В. Старовойтова аспирант кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет,
E. V. Starovojtova aspirant of the Department of accounting, Kuban State Agrarian University ([email protected], 89615168266)
НАЛОГОВЫЙ РИСК, СВЯЗАННЫЙ С БОЛЕЗНЬЮ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР НА ПРИМЕРЕ ПШЕНИЦЫ
Аннотация. Предпринимательская деятельность подвержена различным рискам, которые рассмотрены в данной статье. Сельское хозяйство имеет особенности, которые обусловливают специфику в проявлении рисков, которые обусловлены сезонностью производства, природно-климатическими условиями, длительностью периода оборота капитала, ограниченностью технологического процесса во времени, зависимостью технологического процесса от биологических особенностей растений и т.д. Особенно возрастает необходимость оценки риска для предотвращения достижения предприятием грани банкротства, в критических ситуациях, при жестких ограничениях финансовых ресурсов. Ведь главной проблемой сельскохозяйственных товаропроизводителей является обеспечение безубыточной деятельности. В статье подробно рассмотрены проблемы преодоления рисков в результате техногенных факторов (пожаров, высоких температур, засух и т.п.), заражения сельскохозяйственных культур различными болезнями. Эти факторы влияют на потери и недобор урожая, что, в конечном счете, оказывает влияние на налогооблагаемую базу и отнесение сельскохозяйственных товаропроизводителей к тому или иному режиму налогообложения.
Проведенное исследование подтвердило необходимость разработки мероприятий по управлению рисками в сельском хозяйстве.
Annotation. Business activity is subject to various risks which are considered in this article. The agricultural industry has features which cause specifics in manifestation of risks which are caused by seasonality of production, climatic conditions, duration of the period of a turnover of the capital, limitation of technological process in time, dependence of technological process on biological features of plants, etc. Especially need of assessment of risk for prevention of achievement of a bankruptcy side by the enterprise, increases in critical situations, at tight