Научная статья на тему 'Перспективы развития административной ответственности за управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством'

Перспективы развития административной ответственности за управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
административное правонарушение / дорожное движение / водитель / транспортное средство / водительское удостоверение / управление транспортным средством / право на управление транспортным средством. / administrative offense / road traffic / driver / vehicle / driver's license / driving a vehicle / the right to drive a vehicle

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юлия Александровна Кригер, Евгений Александрович Федяев

В статье проводится анализ законодательства об административных правонарушениях в области обеспечения безопасности дорожного движения, а именно, в сфере управление транспортным средством водителем, не имеющим на это права. Даются предложения по модернизации законодательства, регулирующего привлечение к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренной статьей 12.7 КоАП РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юлия Александровна Кригер, Евгений Александрович Федяев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for the development of administrative responsibility for driving a vehicle by a driver who does not have the right to drive a vehicle

The article analyzes the legislation on administrative offenses in the field of road safety, namely, in the field of driving a vehicle by a driver who does not have the right to do so. Proposals are given for modernizing the legislation regulating the bringing to administrative responsibility for committing administrative offenses, provided for in Article 12.7 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития административной ответственности за управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством»

Закон и право. 2024. № 11. С. 74-77. Law and legislation. 2024;(11):74-77.

Научная статья УДК 342.92

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-11-74-77 EDN: https://elibrary.ru/NIBQLK

NIION: 1997-0063-11/24-553 MOSURED: 77/27-001-2024-11-753

Перспективы развития административной ответственности

за управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством

Юлия Александровна Кригер1, Евгений Александрович Федяев2

1 Омская академия МВД России, Омск, Россия

2 Барнаульский юридический институт МВД России, Барнаул, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

Аннотация. В статье проводится анализ законодательства об административных правонарушениях в области обеспечения безопасности дорожного движения, а именно, в сфере управление транспортным средством водителем, не имеющим на это права. Даются предложения по модернизации законодательства, регулирующего привлечение к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренной статьей 12.7 КоАП РФ.

Ключевые слова: административное правонарушение, дорожное движение, водитель, транспортное средство, водительское удостоверение, управление транспортным средством, право на управление транспортным средством.

Для цитирования: Кригер Ю.А., Федяев Е.А. Перспективы развития административной ответственности за управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством // Закон и право. 2024. № 11. С. 74—77. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-11-74-77 ЕБЫ: https://elibrary.ru/NIBQLK

Original article

Prospects for the development of administrative responsibility for driving a vehicle by a driver who does not have the right to drive a vehicle

Yulia A. Krieger1, Evgeniy A. Fedyaev2

1 Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Omsk, Russia

2 Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Barnaul, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

Abstract. The article analyzes the legislation on administrative offenses in the field of road safety, namely, in the field of driving a vehicle by a driver who does not have the right to do so. Proposals are given for modernizing the legislation regulating the bringing to administrative responsibility for committing administrative offenses, provided for in Article 12.7 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation.

Keywords: administrative offense, road traffic, driver, vehicle, driver's license, driving a vehicle, the right to drive a vehicle.

For citation: Krieger Yu.A., Fedyaev E.A. Prospects for the development of administrative responsibility for driving a vehicle by a driver who does not have the right to drive a vehicle // Law and legislation. 2024; (11 ):74—77. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-11-74-77 EDN: https://elibrary.ru/NIBQLK

© Кригер Ю.А., Федяев Е.А. М., 2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2024

Гтатья 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонаруше-'^»«'•ниях (далее — КоАП РФ) [1] регулирует вопросы, связанные с нарушением Правил дорожного движения, а именно, устанавливает ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством.

Вопрос о привлечении к административной ответственности за управление транспортным средством водителем, не имеющим такого права, на сегодняшний день остается актуальным. Об этом свидетельствуют статистические данные, которые указывают на то, что на протяжении последних пяти лет отмечается рост количества возбужденных дел по частям 1 и 2 ст. 12.7 КоАП РФ.

Продолжают расти и показатели аварийности по вине водителей, не имеющих права управления транспортным средством. Так, по вине лиц, которые не должны были участвовать в дорожном движении в качестве водителей, совершено более трети (35,3%) дорожно-транспортных происшествий. Данные происшествия характеризуются достаточно высокой степенью тяжести последствий, в них погибает каждый десятый пострадавший [9].

Об общественной опасности или вредности административных правонарушений в области дорожного движения систематически ведутся дискуссии [7, с. 45; 8, с. 112; 5, с. 438].

Так, по мнению В.В. Денисенко и В.И. Майорова, «Наличие общественной опасности в содержании административных правонарушений в сфере дорожного движения вряд ли может вызывать сомнения» [4, с. 22.]. Мы разделяем указанную точку зрения, с учетом этого полагаем, что в отношении данных деликтов должны быть в необходимых случаях установлены отдельные санкции за их повторное совершение.

Необходимо отметить, что законодатель также обращает внимание на указанную проблему, и глава 12 КоАП РФ неоднократно подвергается изменениям в целях улучшения дорожной безопасности и снижения аварийности.

Последние изменения, внесенные в ст. 12.7 КоАП РФ, имеют особое значение для всех участников дорожного движения.

В частности, Федеральным законом «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 14 июля 2022 г. № 257-ФЗ включена ч. 4 ст. 12.7 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за повторное совершение административ-

ного правонарушения, предусмотренного ч. 2 указанной статьи, т.е. за повторное управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством.

При этом остается без внимания ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ, исключая таким образом возможность более строгой административной ответственности за повторность управления транспортным средством водителем, не имеющим такого права. В связи с этим создаются условия для сознательного продолжения такими правонарушителями подобных противоправных действий.

Управление транспортным средством водителем, не имеющим либо лишенным права управления, всегда создает повышенную угрозу для безопасности дорожного движения. Данное правонарушение усматривается в действиях лиц, которые, не умея управлять автомобилем либо будучи лишенными этого права, сели за руль [3, с. 52].

В данном случае необходимо отметить, что исходя из смысла частей 1 и 2 ст. 12.7 КоАП РФ водитель, не имеющий права управления транспортным средством, это лицо:

во-первых, не имеющее права управления транспортными средствами;

во-вторых, лишенное права управления транспортными средствами.

В свою очередь, Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ определено, что лицом, не имеющим права управления транспортными средствами, является лицо, которое на момент совершения правонарушения: не получало такое право в установленном законом порядке; лицо, срок действия водительского удостоверения у которого истек; лицо, чье право на управление транспортными средствами прекращено в связи с наличием медицинских противопоказаний или медицинских ограничений.

Лишенным права управления транспортными средствами является лицо: в отношении которого вступило в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами; в отношении которого имеется вступивший в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами [2].

Санкция по ч. 1 рассматриваемой статьи безальтернативная в виде относительно определенного размера административного штрафа от пяти

LAW & LEGISLATION • 11-2024

тысяч до пятнадцати тысяч рублей. Указанная санкция подвергалась корректировке законодателем на предмет увеличения размера штрафа в 2005 г., 2007 г. и 2013 г.

По всей видимости, законодатель, устанавливая такой достаточно большой разрыв между максимальным и минимальным размером штрафа, косвенно предусмотрел возможность усиления наказания за повторное совершение указанного правонарушения. Данное предположение подтверждается и другими исследователями [10, с. 183; 6, с. 44].

Однако на наш взгляд, ч. 4 ст. 12.7 КоАП РФ должна выглядеть следующим образом:

«Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, если такое действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо обязательные работы на срок от ста пятидесяти до двухсот часов».

Внесение указанных изменений позволит повысить уровень безопасности дорожного движения и сократить показатели аварийности на дороге, обеспечить дополнительные условия для профилактики дорожно-транспортных происшествий.

В заключение следует отметить, что административная ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим на это права, является серьезным и отвлекающим от важных вопросов дорожной безопасности правонарушением.

Соблюдение законов и Правил дорожного движения не только обязанность каждого водителя, но и залог общественной безопасности и благополучия.

Список источников

1. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // URL: www.consultant.ru (Дата обращения: 25.07.2024)

2. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ // URL: www.consultant.ru (Дата обращения: 25.07.2024)

3. Будникова А.Б. О некоторых актуальных проблемах, возникающих при квалификации правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 2 статьи 12.7 КОАП РФ / А.Б. Будникова, С.И. Шелехов // Научный компонент. 2020. № 1 (5). С. 50—55.

4. Денисенко В.В. Возвращаясь к вопросу об общественной опасности административных правонарушений в области дорожного движения /

B.В. Денисенко, В.И. Майоров // Юрид. наука и правоохранительная практика. 2022. № 4 (62).

C. 16-24.

5. Казакова В.А. Общественная опасность деяния как критерий классификации правонарушений // Человек: преступление и наказание. 2019. Т. 27. № 4. С. 435-441.

6. Кубиясова А.М. К вопросу о соблюдении требований антикоррупционного законодательства в деятельности полиции при привлечении к административной ответственности лиц, не имеющих права управления транспортными средствами / А.М. Кубиясова, Н.Л. Халезов // Алтайский юрид. вестник. 2022. № 1 (37). С. 43—48.

7. Майоров В.И. Об общественной опасности административных правонарушений в области дорожного движения // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2015. № 13 (368). С. 43—47.

8. Назаров В.И. Социально-правовая сущность административных правонарушений в сфере дорожного движения // Инновационная наука. 2016. № 8-3. С. 111—114.

9. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 14.07.2022 № 257-ФЗ // URL: https://sozd.duma.gov.ru/search (Дата обращения: 25.07.2024)

10. Федорова Т.А. Некоторые вопросы привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ // Право и гос-во: теория и практика. 2020. № 9 (189). С. 183—185.

References

1. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of December 30, 2001 № 195-FZ // URL: www.consultant.ru (Accessed: 25.07.2024)

2. Federal Law of December 10, 1995 № 196-FZ «On Road Safety» // URL: www.consultant.ru (Accessed: 25.07.2024)

3. Budnikova A.B. About some actual problems arising at qualification of offenses, responsibility for which is provided by parts 1, 2 of article 12.7 of the COAP of the Russian Federation / A.B. Budnikova, S.I. Shelekhov // Scientific Component. 2020. № 1 (5). Pp. 50—55.

4. Denisenko V. V. Returning to the issue of public danger of administrative offenses in the field of traffic / V.V. Denisenko, V.I. Mayorov // Legal Science and Law Enforcement Practice. 2022. № 4 (62). Pp. 16—24.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2024

5. Kazakova V.A. Public danger of a deed as a criterion for the classification of offenses // Man: crime and punishment. 2019. T. 27. № 4. Pp. 435—441.

6. Kubiyasova A.M. To the issue of compliance with the requirements of anti-corruption legislation in the activities of the police in bringing to administrative responsibility persons who do not have the right to drive vehicles / A.M. Kubiyasova, H.L. Kha-lezov // Altai legal bulletin. 2022. № 1 (37). Pp. 43—48.

7. Mayorov V.I. On the public danger of administrative offenses in the field of traffic // Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. № 13 (368). Pp. 43—47.

8. Nazarov V.I. The social and legal essence of administrative offenses in the field of road traffic // Innovative scientific. 2016. № 8-3. Pp. 111—114.

9. Explanatory note to the draft federal law «On Amending the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses» from 14.07.2022 № 257-FZ // URL: https://sozd.duma.gov.ru/search (Accessed: 25.07.2024)

10. Fedorova T.A. Some issues of bringing to administrative responsibility under part 1 of article 12.7 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation // Law and state: theory and practice. 2020. № 9 (189). Pp. 183—185.

Информация об авторах

Кригер Ю.А. — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел

Федяев Е.А. — заместитель начальника кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 11.09.2024; одобрена после рецензирования 08.1 0.2024; принята к публикации 14.10.2024.

Information about the authors

Krieger Yu.A. — candidate of legal sciences, associate professor, associate professor of the department of administrative law and administrative activities of internal affairs bodies

Fedyaev E.A. — deputy head of the department of administrative law and administrative activities of internal affairs bodies

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 11.09.2024; approved after reviewing 08.10.2024; accepted for publication 14.10.2024.

LAW & LEGISLATION • 11-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.