Научная статья на тему 'ЛИШЕНИЕ ПРАВА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ КАК ВИД АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ'

ЛИШЕНИЕ ПРАВА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ КАК ВИД АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
119
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лишение права управления транспортными средствами / водитель / административное правонарушение / административная ответственность / административное наказание / deprivation of the right to drive vehicles / driver / administrative offense / administrative responsibility / administrative punishment

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ольга Викторовна Панкова

В статье на основе анализа материальных и процессуальных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательства о безопасности дорожного движения и судебной практики рассмотрены основные вопросы, связанные с применением административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ольга Викторовна Панкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEPRIVATION OF THE RIGHT TO DRIVE VEHICLES AS A TYPE OF ADMINISTRATIVE PUNISHMENT

Based on the analysis of the material and procedural norms of the Administrative Code of the Russian Federation, legislation on road safety and judicial practice, the main issues related to the application of administrative punishment in the form of deprivation of the right to drive vehicles are considered in the article.

Текст научной работы на тему «ЛИШЕНИЕ ПРАВА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ КАК ВИД АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ»

Научная статья УДК 34

© Панкова О.В., 2023

ЛИШЕНИЕ ПРАВА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ КАК ВИД АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ

Ольга Викторовна Панкова

Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]

Аннотация. В статье на основе анализа материальных и процессуальных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательства о безопасности дорожного движения и судебной практики рассмотрены основные вопросы, связанные с применением административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами.

Ключевые слова: лишение права управления транспортными средствами, водитель, административное правонарушение, административная ответственность, административное наказание

Для цитирования: Панкова О.В. Лишение права управления транспортными средствами как вид административного наказания // Безопасность дорожного движения. 2023. № 4. С. 34-41.

Original article

DEPRIVATION OF THE RIGHT TO DRIVE VEHICLES AS A TYPE OF ADMINISTRATIVE PUNISHMENT

Olga V. Pankova

Kutafin Moscow State Law University [email protected]

Abstract. Based on the analysis of the material and procedural norms of the Administrative Code of the Russian Federation, legislation on road safety and judicial practice, the main issues related to the application of administrative punishment in the form of deprivation of the right to drive vehicles are considered in the article.

Keywords: deprivation of the right to drive vehicles, driver, administrative offense, administrative responsibility, administrative punishment

For citation: Pankova O.V Deprivation of the right to drive vehicles as a type of administrative punishment // Road Safety. 2023. № 4. P. 34-41.

Лишение права управления транспортными средствами выражается во временном ограничении физического лица, совершившего административное правонарушение, в пользовании ранее предоставленным ему правом.

Данная мера административного наказания характеризуется следующими чертами:

устанавливается только за грубое и систематическое нарушение порядка пользования специальным правом;

применяется лишь в отношении того лица, которое обладало соответствующим правом на момент совершения административного правонарушения; применяется на срок от одного месяца до трех лет; назначается исключительно в судебном порядке в качестве основного наказания, а за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 12.8, ч. 1 ст. 12.26 и ч. 3 ст. 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [1] (далее -КоАП РФ) - в качестве обязательного дополнительного.

Еще одна особенность лишения физического лица ранее предоставленного ему права управления транспортными средствами как меры административной ответственности состоит в возможности применения этого наказания за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования указанным правом, в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ (ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ).

Данное положение было введено в КоАП РФ Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2] в целях предотвращения правонарушений в области дорожного движения, охоты, водного хозяйства и других видов деятельности, требующих специального разрешения.

Вместе с тем механизм его реализации пока не создан, так как в Особенной части КоАП РФ состав административного правонарушения, выразившегося в уклонении от исполнения административного наказания, отсутствует, а установленная в ст. 20.25 КоАП РФ ответственность за уклонение иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации (ч. 3 ст. 20.25 КоАП РФ) и за уклонение от отбывания обязательных работ (ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ) никакого отношения к ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ, очевидно, не имеет.

Как известно, лишение права управления транспортными средствами применяется в отношении водителей автотранспортных средств, что связано с характером административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения, а также с личностью правонарушителя.

Как показывает практика, эта категория дел составляет основную часть общего числа судебных дел, связанных с привлечением к административной ответственности [3], что во многом обусловлено не только высоким уровнем административной деликтности в области дорожного движения, но и появлением новых составов административных правонарушений, влекущих лишение права управления транспортными средствами, а также существенным расширением судебной подведомственности по данным делам.

Отметим, что на момент введения в действие КоАП РФ законодателем не были использованы все возможности применения права управления транспортными средствами.

Так, в первоначальной редакции КоАП РФ эта мера предусматривалась лишь за некоторые административные правонарушения в сфере дорожного движения, причем во всех случаях в санкциях соответствующих статей максимальный размер срока лишения права управления транспортными средствами составлял один год, в то время как в соответствии со ст. 3.8 КоАП РФ его максимальная величина составляла два года.

Кроме того, данное наказание устанавливалось только альтернативно со штрафом, который в основном и применялся на практике.

Вместе с тем такая ситуация не способствовала наиболее эффективному достижению целей административной ответственности и снижению уровня аварийности на автомототранспорте [4], основные показатели которой начиная с 2001 года ежегодно увеличивались.

Закономерно, что в 2003-2012 годах в главе 12 КоАП РФ был внесен ряд изменений и дополнений, в результате которых значительно возросло число статей, устанавливающих административную ответственность в виде лишения права управления транспортными средствами, как правило, безальтернативную.

Так, в 2004 году важные изменения затронули ст. 12.8 КоАП РФ, в которой за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, а равно за передачу управления лицу, находящемуся в таком состоянии, была предусмотрена ответственность в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

В 2005 году аналогичные изменения были внесены в ст. 12.26 КоАП РФ, устанавливающую административную ответственность за невыполнение законного требования сотрудника милиции (с 1 марта 2011 года - полиции) о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Очевидно, что подобные изменения были объективно необходимы: согласно статистическим данным в 2003 году в 15% случаев совершения дорожно-транспортных происшествий по вине водителей они находились в состоянии опьянения [5].

Вместе с тем общая результативность мер административного принуждения, применяемых за нарушения Правил дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД РФ) [6], оставалась недостаточно высокой.

В этой связи в 2007 году ст. 12.8 КоАП РФ была вновь подвергнута существенной корректировке и дополнена ч. 4, предусматривающей лишение пра-

ва управления транспортными средствами на три года за повторное совершение административного правонарушения, установленного в ч. 1 или 2 указанной статьи (правда, в 2014 году указанная норма вновь была исключена из КоАП РФ в связи с изменениями, внесенными в ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации) [7].

Соответствующие изменения в части увеличения максимального срока лишения права управления транспортными средствами были внесены также в ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ.

Наряду с этим в ст. 12.27 КоАП РФ была введена ч. 3, в соответствии с которой невыполнение требования ПДД РФ о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника милиции до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения, или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до трех лет.

Кроме того, серьезные изменения, направленные на усиление административной ответственности в области дорожного движения, дважды (в 2010 и 2012 годах) вносились в ст. 12.15 и 12.16 КоАП РФ, в которых за выезд в нарушение ПДД РФ на полосу, предназначенную для встречного движения, и движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением, совершенные повторно, ныне предусмотрено лишение права управления транспортными средствами сроком на один год в качестве безальтернативного наказания.

Еще более масштабные изменения были внесены в главу 12 КоАП РФ Федеральным законом от 23 июля 2013 года .№ 196-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 196-ФЗ) [8], который существенно расширил сферу применения административной ответственности за нарушения ПДД РФ и ужесточил санкции за данные нарушения.

Необходимость таких изменений была продиктована значительным ростом числа административных правонарушений начиная с 2011 года, совершенных водителями транспортных средств, находящимися в состоянии опьянения, и явным несоответствием применяемых к ним мер административной ответственности степени общественной вредности противоправных деяний.

В результате законодатель предпринял решительные, даже радикальные меры для исправления возникшей ситуации. Непосредственно к лишению права управления транспортными средствами относятся следующие из них.

1. Во многие статьи главы 12 КоАП РФ включены специальные нормы, устанавливающие административную ответственность за повторное совершение административного правонарушения в виде лишения права управления транспортными средствами в качестве единственного основного (ч. 7

ст. 12.9 КоАП РФ) или альтернативного наказания (ч. 1.1 ст. 12.1, ч. 5 ст. 12.9, ч. 3 ст. 12.12 КоАП РФ).

2. В отличие от прежней редакции ст. 12.8, 12.26 и ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ, санкции которых предусматривали только лишение права управления транспортными средствами, ныне данная мера установлена в санкциях указанных статей в качестве дополнительного наказания, применение которого обязательно наряду с основным наказанием - административным штрафом. Соответствующие уточнения внесены также в ч. 2 ст. 3.2 КоАП РФ.

3. Увеличилось число статей, предусматривающих лишение права управления транспортными средствами на абсолютно определенный срок (ч. 7 ст. 12.9 КоАП РФ).

Интересно отметить, что наряду с указанными нововведениями в первоначальной редакции проекта Федерального закона от 23 июля 2013 года № 196-ФЗ, принятого Государственной Думой в первом чтении, предлагалось увеличить срок лишения права управления транспортными средствами с трех до пяти лет.

Но, вопреки ожиданиям, законодатель избрал иной способ усиления административной ответственности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения - путем введения повышенных размеров административных штрафов за совершение наиболее серьезных правонарушений, обладающих высокой степенью социальной опасности (ст. 12.7, 12.8, 12.26, 12.27 КоАП РФ).

Не вызывает сомнения, что изменения, внесенные в главу 12 КоАП РФ Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 196-ФЗ, были оправданны. Тем не менее, они не решили всех возникших проблем. В частности, в главе 12 КоАП РФ законодатель по-прежнему сохранил нормы, в санкциях которых значится лишение права управления транспортными средствами в качестве единственного основного наказания.

Следовательно, по-прежнему актуален вопрос о том, подлежат ли административной ответственности за данные правонарушения водители, у которых такое право отсутствует, учитывая, что согласно п. 1.1 ПДД РФ под водителем понимается лицо, управляющее транспортным средством, независимо от того, имеется ли у него право управления транспортными средствами всех категорий или только определенной категории либо такого права у него вообще нет.

Как известно, этот вопрос впервые возник еще в 2005 году. Причем тогда Верховный Суд Российской Федерации попытался разрешить его исходя из приоритета максимального государственного интереса и в Обзоре судебной практики за IV квартал 2005 года сориентировал суды на то, что нарушитель может быть лишен права управления транспортными средствами даже при отсутствии у него такового [9].

Однако, приходя к такому выводу, Верховный Суд Российской Федерации не учел положение ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ, в которой прямо указано, что физическое лицо может быть лишено только ранее предоставленного ему специального права, в связи с чем к водителям, не имеющим права управления транспортными средствами, а также к лицам, у которых действие данного права прекращено по основаниям, перечисленным в ст. 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон

от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ) [10], за исключением случаев лишения их права управления транспортными средствами, эта мера наказания не может быть применена.

Разъяснение, содержащееся в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 года № 20), свидетельствует об аналогичном выводе [11].

Таким образом, субъектами административных правонарушений, за совершение которых предусмотрено лишение права управления транспортными средствами в качестве безальтернативного наказания, могут быть только водители, у которых на момент совершения административного правонарушения соответствующее право имелось, в том числе те, которые на момент рассмотрения дела в первой или последующих судебных инстанциях утратили его на основании ст. 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ в связи с истечением срока действия водительского удостоверения или по состоянию здоровья [12].

С учетом изложенного судам необходимо особо внимательно рассматривать ситуации, когда в ходе судебного разбирательства лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортными средствами, ссылается на то, что на момент совершения административного правонарушения водительское удостоверение на право управления транспортными средствами у него отсутствовало.

Эти доводы правонарушителя подлежат проверке судьей на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств, ни одно из которых не может иметь заранее установленную силу.

Скажем, наличие в материалах дела справки Госавтоинспекции, содержащей сведения о том, что на территории какого-либо субъекта Российской Федерации, например г. Москвы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, водительское удостоверение не выдавалось, не дает достаточных оснований полагать, что на момент совершения административного правонарушения право управления транспортными средствами у него отсутствовало, поскольку указанное лицо могло получить водительское удостоверение на территории другого субъекта Российской Федерации [13].

Кроме того, необходимо тщательно изучать протокол об административном правонарушении, обращая внимание на имеющиеся в нем объяснения лица, в отношении которого он составлен, об обстоятельствах совершенного им деяния, а также на наличие или отсутствие в протоколе сведений о том, изымалось ли у данного лица водительское удостоверение и заявлял ли правонарушитель о его отсутствии сотруднику Госавтоинспекции.

Приведенная позиция приводится и в практике Верховного Суда Российской Федерации по конкретным делам.

Например, по одному из дел Верховный Суд Российской Федерации, отклоняя довод М. о том, что на момент совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, он не имел водительского удостоверения на право управления транспортными средствами, исходил из того, что при составлении протокола об административном правонарушении М. давал объяснения, при этом собственноручно указал, что забыл водительское удостоверение дома.

Наряду с этим Верховный Суд Российской Федерации принял во внимание, что согласно карточке нарушений ранее М. неоднократно привлекался к административной ответственности, в том числе по ст. 12.26 КоАП РФ, и ему назначалось административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами.

Было учтено и то, что в судебное заседание по рассмотрению дела об административном правонарушении мировым судьей М., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, не явился, распорядившись, таким образом, по своему усмотрению предоставленным ему правом на судебную защиту [14].

Если в ходе производства по делу об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортными средствами в качестве безальтернативного наказания, будет установлено, что на момент совершения противоправного деяния лицо, привлекаемое к административной ответственности, не имело права управления транспортными средствами, то судье следует решить вопрос о возможности переквалификации его действий на ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность в виде административного штрафа за управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления транспортными средствами (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 года № 20).

В то же время во избежание случаев привлечения лица к двойной ответственности за одно и то же правонарушение судьям необходимо проверять, не выносилось ли по данному факту совершения противоправных действий должностным лицом Госавтоинспекции постановление о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ.

При наличии такого постановления производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

К сказанному следует добавить, что в случае совершения лицом, не имеющим права управления транспортными средствами, административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 12.8 или ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, его действия подлежат квалификации по специальной норме ч. 3 ст. 12.8 или ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ соответственно, в санкциях которых предусмотрено административное наказание в виде административного ареста на срок от 10 до 15 суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых административный арест не может быть применен, в размере 30 тыс. рублей без дополнительной квалификации по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ.

Возможности применения административного наказания в виде лишения права управления транс-

портными средствами во многом предопределены особенностями субъектного состава лиц, привлекаемых к административной ответственности. В связи с этим необходимо учитывать следующее.

1. Согласно примечанию к ст. 12.1 КоАП РФ к транспортным средствам применительно к главе 12 КоАП РФ относятся: автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 см3 или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

При отсутствии у водителя права управления транспортным средством той категории или вида, которым он управлял, но при наличии у него права управления транспортным средством иной категории или вида, указанного в упомянутом примечании, возможность применения к нему административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами не исключается.

Например, если водитель, имеющий право управления мотоциклом или удостоверение тракториста, совершил административное правонарушение, выразившееся в управлении автомобилем в состоянии опьянения, его действия подлежат квалификации по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ.

При этом согласно ст. 32.6 КоАП РФ применение данного наказания означает лишение лица права управления всеми транспортными средствами соответствующего вида.

Например, лишение права на управление автомобилем любой категории лишает данное лицо и права управления иными транспортными средствами, в частности мотоциклом, автобусом, трактором.

Кроме того, в абзаце 2 п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 года № 20 сформулировано положение о том, что действия водителя по управлению транспортным средством при отсутствии у него права управления данным транспортным средством подлежат дополнительной квалификации по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ.

2. Привлечение несовершеннолетнего к административной ответственности в виде лишения права управления транспортными средствами возможно только при наличии у него водительского удостоверения на право управления транспортными средствами категории «М» или подкатегории «А1».

Это объясняется тем, что согласно п. 2 ст. 26 и п. 1 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ лица, достигшие 16-летнего возраста, вправе управлять транспортными средствами категории «М» (мопеды, легкие квадрици-клы) и подкатегории «А1» (мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 куб. см и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт).

Отметим, что мопед - двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см,

или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики (п. 1.2 ПДД РФ).

В соответствии Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» [15] к легким квадрициклам относятся:

а) четырехколесные транспортные средства, масса которых без нагрузки не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, и характеризующиеся:

в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием - рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или

в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа - максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт, или

в случае электродвигателя - номинальной максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт;

б) четырехколесные транспортные средства, иные, чем транспортные средства, указанные выше, масса которых без нагрузки не превышает 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.

С учетом изложенного обратим внимание на другие разновидности мототранспортных средств. К категории «А» относится мотоцикл - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие нена-груженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт (п. 1.2 ПДД РФ). В то же время трициклы и квадрициклы отнесены к категории «В1».

Согласно п. 2 ст. 26 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ право управления транспортными средствами категорий «А» (мотоциклы), «В» (легковые автомобили), «С» (грузовые автомобили) и подкатегорий «В1» и «С1» в рамках указанных категорий может быть получено лишь по достижении 18-летнего возраста.

Следует также учесть, что несовершеннолетний, имеющий право управления транспортными средствами категории «М», может быть привлечен к административной ответственности по главе 12 КоАП РФ только в случае совершения им административного правонарушения, связанного с управлением транспортным средством иной категории (например, «А», «В»), так как в соответствии

с п. 1 примечания к ст. 12.1 КоАП РФ на транспортные средства категории «М» положения данной главы не распространяются.

При отсутствии у несовершеннолетнего водительского удостоверения на право управления транспортными средствами категории «М» и подкатегории «А1» он не может быть подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами.

Поэтому если в санкции статьи, подлежащей применению, данное наказание предусмотрено в качестве обязательного основного, действия несовершеннолетнего могут быть квалифицированы только по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ как управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортными средствами.

Вместе с тем, если несовершеннолетний, не имеющий права управления транспортными средствами, управлял транспортным средством в состоянии опьянения либо отказался от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, его действия подлежат квалификации по специальной норме ч. 3 ст. 12.8 или ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ соответственно и влекут наложение на него административного штрафа в размере 30 тыс. рублей.

3. Административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами может быть применено к лицу, ранее лишенному такого права.

Данный вывод следует из содержания ст. 3.8 и 32.6 КоАП РФ. Правда, в этом случае новый срок лишения права управления транспортными средствами будет исчисляться со дня, следующего за днем окончания срока исполнения административного наказания, назначенного ранее.

При этом лицо считается лишенным права управления транспортными средствами со дня вступления в законную силу постановления о назначении такого наказания.

4. Иностранный гражданин, имеющий национальное водительское удостоверение, выданное на территории иностранного государства, может быть лишен права управления транспортными средствами за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, лишь в том случае, если его водительское удостоверение отвечает требованиям, предъявляемым к нему нормами международных договоров, и считается действительным на территории РФ.

В соответствии с положениями Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ на территории России действуют национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации.

Согласно п. 12 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории России, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых - на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в п. 13 указанной статьи.

Согласно п. 13 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ с 9 мая 2014 года не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами. Данное ограничение не применяется в случае участия транспортного средства в международном движении.

Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на ее территории на основании международного водительского удостоверения при условии, что оно предъявляется вместе с национальным водительским удостоверением.

Иностранное национальное водительское удостоверение, выданное в иностранном государстве, являющемся совместно с Российской Федерацией участником международных договоров в области обеспечения безопасности дорожного движения, признается действительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации, если оно отвечает требованиям соответствующего договора.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года № 5938-VIII [16] ратифицирована Конвенция о дорожном движении (заключена в г. Вене 8 ноября 1968 года) [17], в ст. 41 которой определены критерии действительности национальных и международных водительских удостоверений, выданных на территории иностранного государства-участника Конвенции. Образцы таких удостоверений приведены в приложениях 6 и 7 Конвенции о дорожном движении 1986 года и должны иметь записи, произведенные или продублированные буквами латинского алфавита.

В связи с этим в п. 44 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 года № 1396 [18] и действовавших до 5 ноября 2014 года, было установлено, что лица, временно пребывающие на территории Российской Федерации, имеют право управлять транспортными средствами при наличии международного или иностранного национального водительского удостоверения, соответствующего требованиям Конвенции о дорожном движении 1968 года, записи в котором произведены или продублированы буквами латинского алфавита.

Правда, в ныне действующих Правилах проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 года № 1097 [19], такая норма отсутствует.

Таким образом, водители, являющиеся гражданами иностранных государств-участников Конвенции о дорожном движении 1968 года, вправе управлять транспортными средствами на территории Российской Федерации на основании национальных и международных водительских удостоверений, выданных в соответствии с данными международными договорами и отвечающих их требованиям.

Национальное водительское удостоверение, выданное в иностранном государстве, не являющем-

ся совместно с Российской Федерацией участником международных договоров в области обеспечения безопасности дорожного движения, признается для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации на основе взаимности при условии, если оно предъявляется вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык, за исключением случаев, если в данном водительском удостоверении все записи произведены или дублируются буквами, совпадающими по написанию с буквами русского или латинского алфавита (п. 15 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ).

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что если национальное водительское удостоверение иностранного гражданина не отвечает требованиям, предъявляемым к нему международным договором Российской Федерации, оно считается недействительным на территории России.

Следовательно, такой иностранный гражданин, по существу, является лицом, не имеющим права управления транспортными средствами на территории Российской Федерации, а потому он не может быть привлечен к административной ответственности в виде лишения права управления транспортными средствами.

При этом если в санкции статьи, подлежащей применению, данное наказание является единственным основным (например, ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ), то судье необходимо решить вопрос о возможности переквалификации действий указанного лица на ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ, устанавливающую административную ответственность в виде административного штрафа за управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления транспортными средствами.

В судебной практике имеют место случаи, когда данный вопрос приобретал принципиальное значение для вынесения законного и обоснованного постановления по делу об административном правонарушении.

Приведем следующий пример.

Постановлением мирового судьи С. был подвергнут административному наказанию по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ в виде лишения права управления транспортными средствами на срок четыре месяца.

Отменяя данное постановление и прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, заместитель председателя Московского городского суда исходил из того, что мировой судья не выяснил вопрос о том, является ли С. субъектом административного правонарушения, вмененного ему в вину. При этом он указал следующее.

Согласно материалам дела С. является гражданином Французской Республики, в составленном в отношении его протоколе об административном правонарушении имеются сведения о номере водительского удостоверения, который не соответствует формату номеров водительских удостоверений, выдаваемых в Российской Федерации.

Критерии действительности на территории Российской Федерации водительских удостоверений, выдаваемых иностранными государствами, определены в ст. 41 Конвенции о дорожном движении 1968 года.

Таким образом, если водительское удостоверение С. не отвечало данным требованиям, оно было недействительным на территории Российской Федерации, а значит, С. не мог быть лишен права управления транспортными средствами, а его действия содержали признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ. Между тем эти юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела мировым судьей не были выяснены [21].

Список источников

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 30.11.2023).

2. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 30.11.2023).

3. Статистическая справка о работе судов общей юрисдикции за 2022 г., опубликованная Судебным департаментом при Верховном Суде РФ // URL: www.cdep.ru/ statistics.asp.?searchauto=1&dept_id=8 (дата обращения: 30.11.2023).

4. Государственный доклад «О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации в 2005 году» // URL: http://www.protown.ru (дата обращения: 30.11.2023).

5. Якимов А.Ю. Административно-наказатель-ная политика в области дорожного движения (состояние и перспективы). Актуальные вопросы административ-но-деликтного права: материалы международной научно-практической конференции. М., 2005. С. 349.

6. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 30.11.2023).

7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 30.11.2023).

8. Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 196-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 30 (Часть 1). Ст. 4029.

9. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2005 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. № 5.

10. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.

11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 июля 2019 г. № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2019. № 9.

12. Постановление Верховного Суда РФ от 11 июля 2011 г. по делу № 80-АД11-1 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 30.11.2023).

13. Постановление Московского городского суда от 30 ноября 2012 г. по делу № 4а-2586/12 // СПС «Кон-сультантПлюс» (дата обращения: 30.11.2023).

14. Постановление Верховного Суда РФ от 8 апреля 2011 г. по делу № 5-АД11-5; Постановления Верховного Суда РФ от 11 января 2011 г. по делу № 4-АД10-10, от 4 октября 2010 г. по делу № 5-АД10-13 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 30.11.2023).

15. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»,

утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877 (ред. от 27.09.2023) «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 30.11.2023).

16. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года № 5938-VIII «О ратификации Конвенции о дорожном движении» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 30.11.2023).

17. Конвенция о дорожном движении (заключена в г. Вене 8 ноября 1968 г.) // Бюллетень международных договоров. 2007. № 10. С. 23-36.

18. Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. № 1396 // Собрание законодательства РФ. 1999. № 52. Ст. 6396.

19. Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24 октября 2014 г. № 1097 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 44. Ст. 6063.

20. Конвенция о дорожном движении (заключена в г. Женеве 19 сентября 1949 г.) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 30.11.2023).

21. Постановление Московского городского суда от 19 марта 2012 г. по делу № 4а-52/12; постановление Московского городского суда от 4 июня 2012 г. по делу / № 4а-1042/12 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 30.11.2023).

References

1. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses dated 30.12.2001 № 195-FZ // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 30.11.2023).

2. Federal Law dated 05.04.2013 № 49-FZ «On Amendments to the Federal Law «On Enforcement Proceedings» and Certain Legislative Acts of the Russian Federation" // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 30.11.2023).

3. Statistical information on the work of courts of general jurisdiction for 2022, published by the Judicial Department of the Supreme Court of the Russian Federation // URL: www.cdep.ru/statistics.asp.?searchauto=1&dept_id=8 (date of access: 30.11.2023).

4. State report «On the state of road safety in the Russian Federation in 2005» // URL: http://www.protown.ru (date of access: 30.11.2023).

5. Yakimov A.Yu. Administrative and punitive policy in the field of road traffic (status and prospects). Current issues of administrative and tort law: materials of the international scientific and practical conference. M., 2005. P. 349.

6. Resolution of the Council of Ministers - Government of the Russian Federation dated 23.10.1993 № 1090 «On traffic rules» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 30.11.2023).

7. Criminal Code of the Russian Federation dated 13.06.1996 № 63-FZ // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 30.11.2023).

8. Federal Law dated 23.07.2013 № 196-FZ «On Amendments to the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses and Article 28 of the Federal Law «On Road Safety» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2013. № 30 (Part 1). Art. 4029.

9. Review of judicial practice of the Supreme Court of the Russian Federation for the IV quarter of 2005 // Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. 2006. № 5.

10. Federal Law dated 10.12.1995 № 196-FZ «On Road Traffic Safety» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1995. № 50. Art. 4873.

11. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated 25.07.2019 № 20 «On some issues arising in judicial practice when considering cases of administrative offenses provided for by Chapter 12 of the

Code of the Russian Federation on Administrative Offenses» // Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. 2019. № 9.

12. Resolution of the Supreme Court of the Russian Federation dated 11.07.2011 in case № 80-AD11-1 // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 30.11.2023).

13. Resolution of the Moscow City Court dated 30.112012 in case № 4a-2586/12 // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 30.11.2023).

14. Resolution of the Supreme Court of the Russian Federation dated 08.04.2011 in case № 5-AD11-5; Resolutions of the Supreme Court of the Russian Federation dated 11.01.2011 in case № 4-AD10-10, dated 04.10.2010 in case № 5-AD10-13 // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 30.11.2023).

15. Technical regulations of the Customs Union «On the safety of wheeled vehicles, approved by decision of the Customs Union Commission dated 09.12.2011 № 877 (as amended on 27.09.2023) «On the adoption of the technical regulations of the Customs Union «On the safety of wheeled vehicles» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 30.11.2023).

16. Decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR dated 29.04.1974 № 5938-VIII «On the ratification of the Convention on Road Traffic» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 30.11.2023).

17. Convention on Road Traffic (concluded in Vienna 08.11.1968) // Bulletin of International Treaties. 2007. № 10. P. 23-36.

18. Rules for passing qualification exams and issuing driver's licenses, approved by Decree of the Government of the Russian Federation dated 15.12.1999 № 1396 // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1999. № 52. Art. 6396.

19. Rules for conducting examinations for the right to drive vehicles and issuing driver's licenses, approved by Decree of the Government of the Russian Federation dated 24.10.2014 № 1097 // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2014. № 44. Art. 6063.

20. Convention on Road Traffic (concluded in Geneva 19.09.1949) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 30.11.2023).

21. Resolution of the Moscow City Court dated 19.03.2012 in case № 4a-52/12; Resolution of the Moscow City Court dated 04.06.2012 in case № 4a-1042/12 // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 30.11.2023).

Информация об авторе

О.В. Панкова - доктор юридических наук, профессор кафедры административного права и процесса Московского государственного университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Контакты: ул. Садовая-Кудринская, д. 9, стр. 1, Москва, Россия,123242 Information about the author

O.V. Pankova - Doctor of Sciences in Jurisprudence, Professor of the department of administrative law and procedure of the Kutafin Moscow State Law University

Contacts: ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, str. 1, Moscow, Russia, 123242

Рецензия поступила в редакцию 04.12.2023; одобрена после рецензирования 11.12.2023; принята к публикации 18.12.2023. The review was submitted 04.12.2023; approved after reviewing 11.12.2023; accepted for publication 18.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.