Научная статья на тему 'ОТСУТСТВИЕ ПРАВА НА УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ КАК КВАЛИФИЦИРУЮЩИЙ ПРИЗНАК СОСТАВОВАДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И УГОЛОВНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

ОТСУТСТВИЕ ПРАВА НА УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ КАК КВАЛИФИЦИРУЮЩИЙ ПРИЗНАК СОСТАВОВАДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И УГОЛОВНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
224
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / ОТСУТСТВИЕ ПРАВА НА УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ / УГОЛОВНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Якимов А. Ю.

Статья посвящена рассмотрению такого квалифицирующего признака составов административных правонарушений и уголовных преступлений в области дорожного движения, как отсутствие права на управление транспортными средствами. Проводится анализ положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовного кодекса Российской Федерации и других законодательных актов, а также Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации. По результатам анализа формулируются выводы и предложения, направленные на совершенствование правовой основы привлечения к административной и уголовной ответственности за совершение соответствующих противоправных деяний в области дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Якимов А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABSENCE OF THE RIGHT TO DRIVE VEHICLES AS A QUALIFYING FEATURE OF THE COMPOSITION OF ADMINISTRATIVE OFFENSES AND CRIMINAL OFFENSES IN THE FIELD OF TRAFFIC

The article is devoted to the consideration of such a qualifying feature of the composition of administrative offenses and criminal offenses in the field of traffic as the absence of the right to drive vehicles. The analysis of the provisions of the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses, the Criminal Code of the Russian Federation and other legislative acts, as well as the Decision of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation is carried out. Based on the results of the analysis, conclusions and proposals are formulated aimed at improving the legal basis for bringing to administrative and criminal responsibility for the commission of relevant illegal acts in the field of traffic.

Текст научной работы на тему «ОТСУТСТВИЕ ПРАВА НА УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ КАК КВАЛИФИЦИРУЮЩИЙ ПРИЗНАК СОСТАВОВАДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И УГОЛОВНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Научная статья © Якимов А.Ю., 2022

NIION: 2021-0084-1/22-071 УДК 342.9

MOSURED: 77/27-026-2022-1-270

ОТСУТСТВИЕ ПРАВА НА УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ КАК КВАЛИФИЦИРУЮЩИЙ ПРИЗНАК СОСТАВОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И УГОЛОВНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Александр Юрьевич Якимов

Российский Союз Автостраховщиков [email protected]

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению такого квалифицирующего признака составов административных правонарушений и уголовных преступлений в области дорожного движения, как отсутствие права на управление транспортными средствами. Проводится анализ положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовного кодекса Российской Федерации и других законодательных актов, а также Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации. По результатам анализа формулируются выводы и предложения, направленные на совершенствование правовой основы привлечения к административной и уголовной ответственности за совершение соответствующих противоправных деяний в области дорожного движения.

Ключевые слова: административные правонарушения в области дорожного движения, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствие права на управление транспортными средствами, уголовные преступления в области дорожного движения, Уголовный кодекс Российской Федерации

Для цитирования: Якимов А.Ю. Отсутствие права на управление транспортными средствами как квалифицирующий признак составов административных правонарушений и уголовных преступлений в области дорожного движения // Безопасность дорожного движения. 2022. № 3. С. 29-34.

Original article

ABSENCE OF THE RIGHT TO DRIVE VEHICLES AS A QUALIFYING FEATURE OF THE COMPOSITION OF ADMINISTRATIVE OFFENSES AND CRIMINAL OFFENSES

IN THE FIELD OF TRAFFIC

Alexander Yu. Yakimov

Russian Association of Motor Insurers [email protected]

Abstract. The article is devoted to the consideration of such a qualifying feature of the composition of administrative offenses and criminal offenses in the field of traffic as the absence of the right to drive vehicles. The analysis of the provisions of the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses, the Criminal Code of the Russian Federation and other legislative acts, as well as the Decision of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation is carried out. Based on the results of the analysis, conclusions and proposals are formulated aimed at improving the legal basis for bringing to administrative and criminal responsibility for the commission of relevant illegal acts in the field of traffic.

Keywords: administrative offenses in the field of traffic, the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses, absence of the right to drive vehicles, criminal offenses in the field of traffic, the Criminal Code of the Russian Federation

For citation: Yakimov A.Yu. Absence of the right to drive vehicles as a qualifying feature of the composition of administrative offenses and criminal offenses in the field of traffic // Road safety. 2022. №. 3. P. 29-34.

В соответствии с ч. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации [1] транспортные средства, используемые в дорожном движении, относятся к источникам повышенной опасности.

Этой норме корреспондирует положение, содержащееся в п. 1 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [2] (далее - ФЗ «О безопасности дорожного движения»), которым предусмотрено, что на управление указанными транспортными средствами предоставляется специальное право.

Соответственно управление транспортными средствами при отсутствии данного права является нарушением, которое влечет юридическую ответственность, а совершенное неоднократно и/или сопряженное с другими нарушениями - повышенную юридическую ответственность, которая имеет очевидную тенденцию к усилению.

Вначале следует вкратце рассмотреть противоправные деяния, касающиеся лиц, не имеющих права управления транспортными средствами.

Согласно ч. 1 специальной ст. 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [3] (далее - КоАП РФ) управление транспортным средством таким водителем (за исключением учебной езды) влечет административный штраф.

Более того, в ч. 3 той же статьи установлен штраф, причем в большем размере, за передачу управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством (за исключением учебной езды).

В соответствии с ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления (если такие действия не содержат

уголовно наказуемого деяния), назначается административный арест (или налагается штраф на лиц, в отношении которых это наказание не может применяться).

Аналогичная санкция содержится в ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ, в которой предусмотрена ответственность за невыполнение водителем транспортного средства, не имеющим права управления, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния).

Что касается Уголовного кодекса Российской Федерации [4] (далее - УК РФ), то Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 258-ФЗ ст. 264 УК РФ дополнена нормами, содержащими повышенную уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, которое повлекло по неосторожности тяжкие последствия, лицом, управляющим механическим транспортным средством и не имеющим права управления.

Имеются в виду следующие последствия: причинение тяжкого вреда здоровью человека (п. «в» ч. 2); смерть человека (п. «в» ч. 4); смерть двух или более лиц (п. «в» ч. 6).

Теперь обратимся к противоправным деяниям, касающимся лиц, лишенных права управления транспортными средствами. При этом сразу укажем, что в ч. 3 ст. 12.7, ч. 3 ст. 12.8 и ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ административные наказания идентичны ранее рассмотренным.

В то же время согласно ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ управление транспортным средством таким водителем влечет штраф большего размера по сравнению с наказанием, содержащимся в ч. 1 той же статьи, либо административный арест, либо обязательные работы.

Кроме того, Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 257-ФЗ введена ч. 4 ст. 12.7 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за повторное совершение указанного правонарушения (если такое действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния) в виде штрафа еще более значительного размера либо обязательных работ на больший срок.

Следует отметить отсутствие в санкции административного ареста, хотя по той же логике можно было бы увеличить наказание, предусмотрев только максимально возможный срок (в соответствии со ст. 3.9 КоАП РФ он составляет 15 суток).

В п. «в» ч. 2, п. «в» ч. 4 и п. «в» ч. 6 ст. 264 УК РФ не имеется отличий в уголовных наказаниях лица, не имеющего права управления транспортными средствами, и лица, лишенного этого права.

В то же время согласно ст. 264.2 УК РФ, введенной Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. № 458-ФЗ, к уголовной ответственности за совершение отдельных административных правонарушений привлекается лицо, ранее подвергнутое административному наказанию и лишенное права управления транспортными средствами за определенные административные правонарушения (ч. 1) либо имеющее судимость за совершение преступления, предусмотренного данной статьей (ч. 2).

Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 258-ФЗ в УК РФ включена специальная ст. 264.3, установившая ответственность за управление меха-

ническим транспортным средством лицом, лишенным права управления и подвергнутым административному наказанию за деяние, квалифицируемое по ч. 4 ст. 12.7 КоАП РФ (ч. 1), или имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного в п. «в» ч. 2, п. «в» ч. 4 и п. «в» ч. 6 ст. 264 УК РФ (ч. 2).

Более того, данным Федеральным законом ч. 1 ст. 104.1 УК РФ дополнена п. «д», в соответствии с которым на основании обвинительного приговора осуществляется конфискация транспортного средства, принадлежащего обвиняемому и использованного им при совершении преступления, квалифицируемого по ст. 264.2 и ст. 264.3 УК РФ.

Следовательно, в подавляющем большинстве составов административных правонарушений и уголовных преступлений в области дорожного движения отсутствие права на управление транспортными средствами является квалифицирующим признаком, относящимся к субъекту юридической ответственности (исключение составляет ч. 3 ст. 12.7 КоАП РФ).

Таким образом, исключительно важное значение имеет вопрос о том, кто относится к лицам (водителям), не имеющим права управления транспортными средствами, и к лицам (водителям), лишенным указанного права.

Неоднозначное толкование данных ключевых понятий объективно затрудняет правоприменительную практику, что находит отражение в юридической литературе [5].

Соответствующее разъяснение содержится в п. 8 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [6] (далее - Постановление Пленума ВС РФ.

При описании содержания указанного пункта изменим порядок изложения с учетом того, что основные проблемы возникают при определении лиц, не имеющих права управления транспортными средствами.

Лицами, лишенными права управления транспортными средствами, являются:

лицо, которому на основании вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении назначено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами (ст. 3.8 КоАП РФ);

лицо, в отношении которого имеется вступивший в законную силу приговор о назначении наказания в виде лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами (ст. 47 УК РФ).

Далее разъясняется следующее важное положение: «лишение лица права управления транспортными средствами означает, что это лицо одновременно лишается права управления всеми транспортными средствами независимо от того, транспортным средством какой категории (подкатегории) оно управляло в момент совершения административного правонарушения».

Приведенные разъяснения не вызывают сомнений. Кроме того, в юридической литературе, посвященной проблемам административно-деликтного

характера, вопросы установления и применения лишения права управления транспортными средствами освещены достаточно полно [7 - 9 и др.].

Лицами, не имеющими права управления транспортными средствами, являются:

лицо, которое на момент совершения административного правонарушения не получало такое право в установленном законом порядке;

лицо, срок действия соответствующего удостоверения которого истек;

лицо, действие права управления транспортными средствами которого прекращено судом в связи с наличием медицинских противопоказаний или медицинских ограничений.

При этом в скобках дается отсылка к ст. 28 ФЗ «О безопасности дорожного движения» (причем с ошибкой: «часть 1», хотя в данном законодательном акте статьи делятся не на части, а на пункты).

Затем в п. 8 Постановления Пленума указывается, что к таким лицам административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами не применяется.

После этого дается важное разъяснение, которое заключается в том, что водителя, не имеющего права управления, необходимо отличать от водителя, не имеющего при себе соответствующего действующего удостоверения (управление транспортным средством таким водителем наказывается по ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ).

Упомянутая отсылка к п. 1 ст. 28 ФЗ «О безопасности дорожного движения» вполне оправданна, поскольку в нем предусмотрены следующие основания прекращения действия права на управление транспортными средствами:

истечение срока действия водительского удостоверения;

выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик (вопрос, касающийся использования формулировки «медицинские ограничения», будет рассмотрен далее);

лишение права на управление транспортными средствами.

Первые два основания относятся к лицам, не имеющим права управления транспортными средствами, а последнее - к лицам, лишенным этого права.

Следует обратить внимание на то, что в данном пункте перечислены основания не только прекращения, но и приостановления действия права на управление транспортными средствами.

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. № 340-ФЗ п. 1 дополнен следующей нормой: действие права на управление транспортными средствами «приостанавливается на период временного ограничения на пользование этим правом, установленного в порядке, предусмотренном федеральным законом».

Имеется в виду Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» [10] (далее - ФЗ «Об исполнительном производстве»), в который тем же Федеральным законом включена ст. 67.1, предусматривающая временные ограничения на пользование должником специальным правом.

Под этим временным ограничением понимается приостановление действия предоставленного должнику в соответствии с законодательством Российской Федерации специального права в виде права управления различными видами транспорта (транспортными средствами, используемыми в дорожном движении, воздушными судами, судами морского, внутреннего водного транспорта) до исполнения требований исполнительного документа в полном объеме либо до возникновения оснований для отмены такого ограничения (ч. 1 ст. 67.1).

Ранее автор уже анализировал проблемы, возникшие после введения описанных новелл [11, 12], однако на некоторых моментах, в том числе касающихся юридической терминологии, необходимо остановиться.

Дело в том, что согласно ч. 2 ст. 67.1 в перечень оснований применения рассматриваемой меры административного принуждения включено неисполнение должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок (причем без уважительных причин) содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом.

В этом случае судебный пристав-исполнитель вправе по собственной инициативе вынести соответствующее постановление, причем должник может быть ограничен в пользовании только этим специальным правом (с учетом наличия различных видов транспорта).

Одновременно Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. № 340-ФЗ в КоАП РФ была включена ст. 17.17, в соответствии с которой нарушение должником установленного временного ограничения на пользование специальным правом в виде права управления транспортным средством влечет обязательные работы или лишение специального права.

Целесообразность введения указанных положений вызывает серьезные сомнения по причине того, что в КоАП РФ имеется специальная ст. 20.25 «Уклонение от исполнения административного наказания», причем неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение штрафа (в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа), либо административный арест, либо обязательные работы (ч. 1).

Словосочетание «временные ограничения» соответствует терминологии ФЗ «Об исполнительном производстве», поскольку в принятой ранее ст. 67 установлены «временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации».

Однако, по нашему мнению, сущность этой меры административного принуждения, применяемой за неисполнение соответствующих требований, более точно отражает иная формулировка: временный запрет на выезд из Российской Федерации.

Наименование анализируемой меры - «временное ограничение на пользование правом управления транспортными средствами» - не гармонирует с соответствующими положениями ФЗ «О безопасности дорожного движения», о чем свидетельствует следующее название ст. 28: «Основания прекращения, приостановления действия права на управление транспортными средствами».

Справедливости ради следует указать на то, что в п. 2 данной статьи содержится следующий «ребус»: «Виды правонарушений, влекущих в качестве меры ответственности лишение права на управление транспортными средствами либо ограничение такого права, устанавливаются федеральным законом».

Лет 15 тому назад автор настоящей публикации вместе с коллегами поразмыслили о том, что можно было бы понимать под «ограничением права управления» [13], однако «ребус» остался неразгаданным.

Что представляет собой временное ограничение на пользование правом управления транспортным средством: меру ответственности или меру обеспечения исполнительного производства? Если руководствоваться положениями КоАП РФ, то сложно прийти к однозначному выводу.

С одной стороны, в ст. 3.12 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, которое заключается во временном прекращении соответствующей деятельности (ч. 1), причем оно устанавливается на определенный срок (ч. 2).

С другой стороны, имеется такая мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, носящая пресекатель-ный характер, как временный запрет деятельности (ст. 27.16 КоАП РФ).

В любом случае наименование рассматриваемой меры административного принуждения, применяемой судебными приставами-исполнителями, которая заключается в приостановлении действия права на управление транспортными средствами, представляется неудачным.

Что касается ограничений на пользование правом на управление транспортными средствами, то они установлены в отдельных статьях ФЗ «О безопасности дорожного движения», причем многие ограничения вытекают из соответствующих положений ст. 41 и Приложения 6 Конвенции о дорожном движении (Вена, 1968 год) [14].

Имеются в виду определенные обязательные условия при пользовании правом на управление, отраженные в реквизитах водительского удостоверения, которые носят временной, медицинский и иной характер [11].

Проанализируем соответствующие положения ФЗ «О безопасности дорожного движения». Вначале укажем, что согласно п. 4 ст. 25 право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением.

Российское национальное водительское удостоверение выдается на срок десять лет (п. 6). Таким образом, предоставляемое право на управление имеет временные рамки, в силу чего истечение установленного срока действия водительского удостоверения является, как уже было отмечено ранее, основанием прекращения действия права на управление (п. 1 ст. 28).

В п. 1 ст. 25 содержится перечень и определение категорий и входящих в них подкатегорий транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (с дополнением, включенным в п. 19). Следовательно, речь идет об ограничениях, обусловленных конструктивными особенностями транспортных средств.

При этом в п. 7 данной статьи предусмотрено, что водительское удостоверение, подтверждающее

право на управление транспортными средствами определенной категории, действительно для управления транспортными средствами соответствующих подкатегорий (причем также с учетом конструктивных особенностей транспортных средств).

Важная норма содержится в п. 11 ст. 25: «В случае если в водительском удостоверении указаны ограничения допуска к управлению транспортными средствами, данное водительское удостоверение признается действительным при условии соблюдения указанных в нем ограничений».

Так, в соответствии с п. 2 ст. 25 экзамены на право управления принимаются на транспортных средствах с механической или автоматической трансмиссией.

При этом лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с механической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории с любым видом трансмиссии, а с автоматической трансмиссией - только этими транспортными средствами, что указывается в водительском удостоверении.

Теперь рассмотрим медицинские особенности пользования правом на управление транспортными средствами. В соответствии со ст. 23 предусматривается обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, по результатам которого выдается медицинское заключение о наличии или отсутствии медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (п. 8).

Согласно п. 1 ст. 23.1 медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.

В п. 3 той же статьи установлено, что медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности безопасного управления транспортным средством определенных категории, назначения и конструктивных характеристик.

Рассмотренным нормам корреспондирует неоднократно упомянутый п. 1 ст. 28, однако они вступают в противоречие с другими положениями ФЗ «О безопасности дорожного движения» (вспомним содержание п. 11 ст. 25).

С учетом того, что в приведенном п. 3 речь также идет о противопоказаниях, только относящихся к управлению не всеми транспортными средствами, как в п. 1, а отдельными разновидностями транспортных средств (определенных категории, назначения и конструктивных характеристик), следовало бы соответствующим образом изменить редакцию данного пункта.

Что касается п. 2 ст. 23.1, то в нем предусмотрено, что медицинскими показаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), при которых управление транспортным средством допускается при оборудовании его специальными приспособлениями, либо при использовании водителем транспортного средства специальных приспособлений и (или) медицинских изделий, либо при наличии у транспортного средства определенных конструктивных характеристик.

С нашей точки зрения, в этом пункте речь идет именно о медицинских ограничениях к управлению транспортным средством, причем указанные условия, касающиеся и водителя, и транспортного средства, отражаются в водительском удостоверении.

В п. 12 - 17 ст. 25 предусмотрены ограничения пользования правом управления транспортными средствами лицами, имеющими иностранные национальные или международные водительские удостоверения.

В частности, согласно п. 13 не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.

Однако это ограничение не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, осуществляющих указанную деятельность на территории Российской Федерации.

Разумеется, рассмотренные законодательные ограничения пользования правом управления транспортными средствами конкретизируются в соответствующих постановлениях Правительства Российской Федерации и ведомственных нормативных правовых актах.

На основании изложенного полагаем возможным сформулировать следующие выводы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. В п. 8 Постановления Пленума ВС РФ, разъясняющем, кто является лицом, не имеющим права управления транспортными средствами, нужно уточнить, что имеется виду лицо, которое на момент совершения административного правонарушения не получало права управления транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории.

2. Исходя из содержания данного пункта Постановления Пленума ВС РФ правомерно поставить вопрос о том, в качестве кого следует рассматривать лиц, которые осуществляют управление транспортными средствами при приостановлении действия данного права, предусмотренном в ст. 67.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» и ст. 28 ФЗ «О безопасности дорожного движения», либо с нарушением ограничений пользования указанным правом, установленных в ст. 23.1 и 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения».

На наш взгляд, существуют три варианта ответа на этот вопрос: 1) приравнять данных лиц к лицам, не имеющим права на управление транспортным средством; 2) ввести новую категорию субъектов юридической ответственности со всеми вытекающими отсюда последствиями; 3) в зависимости от оценки влияния конкретных противоправных действий на безопасность дорожного движения использовать первый или второй вариант.

3. С учетом повышения значимости отсутствия права на управление транспортными средствами в качестве квалифицирующего признака составов административных правонарушений и уголовных преступлений в области дорожного движения целесообразно закрепить на законодательном уровне определения рассмотренных в настоящей публикации

субъектов юридической ответственности (например, в виде примечаний к ст. 12.27 КоАП РФ).

4. Следовало бы обратить пристальное внимание на неудачную редакцию ряда законодательных положений, объективно требующую гармонизации терминологии, используемой в отдельных статьях ФЗ «О безопасности дорожного движения» (а в идеале и в упомянутых статьях ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Список источников

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.08.2022).

2. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.08.2022).

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.08.2022).

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63- ФЗ // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.08.2022).

5. Сергунова А.С. Особенности квалификации объективной стороны статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Безопасность дорожного движения. 2021. № 4. С. 56-59.

6. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.08.2022).

7. Якимов А.Ю., Кузин В.В., Горяинов А.И. Лишение права управления транспортными средствами за правонарушения в области дорожного движения: тенденции и перспективы // Право и государство: теория и практика. 2006. № 2. С. 49-53.

8. Якимов А.Ю. Установление и применение административного наказания в виде лишения специального права (разновидности данного наказания и их особенности) // Административное право и процесс. 2015. № 6. С. 32- 40.

9. Якимов А.Ю. Особенности нормативной правовой основы назначения и исполнения административного наказания в виде лишения права управления автомототран-спортными средствами // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 6. С. 194-199.

10. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.08.2022).

11. Якимов А.Ю. Ограничение права на управление автомототранспортными средствами (различные виды и их правовая природа) // Административное право и процесс. 2016. № 4. С. 8-13.

12. Якимов А.Ю. Прекращение, приостановление и восстановление действия права на управление транспортными средствами, участвующими в дорожном движении (основания и процедуры) // Административное право и процесс. 2017. № 10. С. 35-42.

13. Кузин В.В., Митрошин Д.В., Якимов А.Ю. Право на управление транспортным средством (получение, прекращение и восстановление его действия) // Государство и право. 2007. № 6. С. 38-44.

14. Конвенция о дорожном движении (заключена в г. Вене 8 ноября 1968 года) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.08.2022).

References:

1. Civil Code of the Russian Federation dated 30.11.1994 № 51-FZ // SPS «Consultant Plus» (date of access: 10.08.2022).

2. Federal Law of 10.12.1995 № 196-FZ «On Road Safety» // SPS «Consultant Plus» (date of access: 10.08.2022).

3. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses dated 30.12.2001 № 195-FZ // SPS «Consultant Plus» (date of access: 10.08.2022).

4. Criminal Code of the Russian Federation dated 13.06.1996 № 63-FZ // SPS «Consultant Plus» (date of access: 10.08.2022).

5. Sergunova A.S. Features of the qualification of the objective side of Article 12.7 of the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses // Road safety. 2021. № 4. P. 56-59.

6. Decree of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated 25.06.2019 № 20 «On some issues arising in judicial practice when considering cases of administrative offenses provided for by Chapter 12 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation» // SPS «Consultant Plus» (date of access: 10.08.2022).

7. Yakimov A.Yu., Kuzin V.V, Goryainov A.I. Deprivation of the right to drive vehicles for offenses in the field of road traffic: trends and prospects // Law and State: Theory and Practice. 2006. № 2. P. 49-53.

8. Yakimov A.Yu. Establishment and application of administrative punishment in the form of deprivation of a special right (varieties of this punishment and their features) // Administrative law and process. 2015. № 6. P. 32-40.

9. Yakimov A.Yu. Features of the regulatory legal basis for the appointment and execution of administrative punishment in the form of deprivation of the right to drive motor vehicles // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. № 6. P. 194-199.

10. Federal Law of 02.10.2007 № 229-FZ «On Enforcement Proceedings» // SPS «Consultant Plus» (date of access: 10.08.2022).

11. Yakimov A.Yu. Restriction of the right to drive motor vehicles (various types and their legal nature) // Administrative law and process. 2016. № 4. P. 8-13.

12. Yakimov A.Yu. Termination, suspension and restoration of the right to drive vehicles involved in road traffic (grounds and procedures) // Administrative law and process. 2017. № 10. P. 35-42.

13. Kuzin VV, Mitroshin D.V., Yakimov A.Yu. The right to drive a vehicle (obtaining, terminating and restoring its validity) // Stateand right. 2007. № 6. P. 38-44.

14. Convention on Road Traffic (concluded in Vienna on November 08.11.1968) // SPS «Consultant Plus» (date of access: 10.08.2022).

Информация об авторе

А.Ю. Якимов - доктор юридических наук, профессор советник Президента Российского Союза Автостраховщиков по вопросам безопасности дорожного движения, Заслуженный юрист Российской Федерации Контакты: ул. Люсиновская, д. 27, стр. 3, Москва, 115093

Information about the author

A.Yu. Yakimov - Doctor of Legal Sciences, Professor, advisor to the President of the Russian Association of Motor Insurers on Road Safety issues,

Honored Lawyer of the Russian Federation

Contacts: ul. Lyusinovskaya, d. 27, str. 3, Moscow, Russia, 115093

Статья поступила в редакцию 10.08.2022; одобрена после рецензирования 15.08.2022; принята к публикации 17.08.2022. The article was submitted 10.08.2022; approved after reviewing 15.08.2022; accepted for publication 17.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.