Научная статья на тему 'Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством. Проблемы квалификации и ответственности'

Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством. Проблемы квалификации и ответственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
административная ответственность / уголовная ответственность / управление транспортным средством / право на управление транспортным средством / преступления в области дорожного движения / administrative responsibility / criminal liability / driving / right to drive a vehicle / crimes in the field of traffic

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антон Михайлович Харламов, А.П. Дмитренко

В течение многих лет специалисты системы уголовного и административного права исходили из убеждения, что передвижение на автомобиле по проезжей части является правом, которое гражданин реализует только после сдачи соответствующих экзаменов и соответствующего одобрения компетентными органами в виде выдачи водительского удостоверения этому конкретному лицу. В данной статье рассмотрены особенности управления транспортным средством без прав, проблемы квалификации и ответственности. Проанализированы нормы отечественного административного, уголовного и процессуального законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Антон Михайлович Харламов, А.П. Дмитренко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Driving a vehicle without a license. Problems of qualification and responsibility

For many years, experts in the criminal and administrative law system have been convinced that driving a car on the roadway is a right that a citizen realizes only after passing the appropriate exams and appropriate approval by the competent authorities in the form of issuing a driver's license to this particular person. This article discusses the features of driving a vehicle without a license, the problems of qualification and responsibility. The norms of domestic administrative, criminal and procedural legislation are analyzed.

Текст научной работы на тему «Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством. Проблемы квалификации и ответственности»

JURISPRUDENCE

Научная статья ■УДК 342.9

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-183-186

https://elibrary.ru/wmhste N11014: 2015-0066-6/23-876 М08иКЕБ: 77/27-011-2023-06-075

Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством. Проблемы квалификации и ответственности

Антон Михайлович Харламов

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, khalamov97@mail.ru

Научныйруководитель: профессор кафедрыуголовного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор А. П. Дмитренко

Аннотация. В течение многих лет специалисты системы уголовного и административного права исходили из убеждения, что передвижение на автомобиле по проезжей части является правом, которое гражданин реализует только после сдачи соответствующих экзаменов и соответствующего одобрения компетентными органами в виде выдачи водительского удостоверения этому конкретному лицу. В данной статье рассмотрены особенности управления транспортным средством без прав, проблемы квалификации и ответственности. Проанализированы нормы отечественного административного, уголовного и процессуального законодательства.

Ключевые слова: административная ответственность, уголовная ответственность, управление транспортным средством, право на управление транспортным средством, преступления в области дорожного движения

Для цитирования: Харламов А. М. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством. Проблемы квалификации и ответственности // Вестник экономической безопасности. 2023. № 6. С. 183-186. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-183-186. ЕБ№ WMHSTE.

Anton М. Kharlamov

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

khalamov97@mail.ru

Scientific supervisor: Professor of the Department of Criminal Law

of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot',

Doctor ofLegal Sciences, Professor A. P. Dmitrenko

Abstract. For many years, experts in the criminal and administrative law system have been convinced that driving a car on the roadway is a right that a citizen realizes only after passing the appropriate exams and appropriate approval by the competent authorities in the form of issuing a driver's license to this particular person. This article discusses the features of driving a vehicle without a license, the problems of qualification and responsibility. The norms of domestic administrative, criminal and procedural legislation are analyzed.

Keywords: administrative responsibility, criminal liability, driving, right to drive a vehicle, crimes in the field of traffic

For citation: Kharlamov A. M. Driving a vehicle without a license. Problems of qualification and responsibility. Bulletin of economic security. 2023;(6):183-6. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-183-186. EDN: WMHSTE.

Управление транспортным средством водителем, ком. Привлечение к административной ответственности

не имеющим права управления транспортным сред- гражданина, совершившего данное правонарушение

ством, является серьезным административным проступ- является необходимым в связи с ростом динамики со© Харламов А. М., 2023

Original article

Driving a vehicle without a license. Problems of qualification and responsibility

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

вершаемого правонарушения, предусмотренного статьей 12.7 КоАП РФ. Законодатель закрепляет основания прекращения права лица на управление транспортным средством в рамках административного производства. Помимо этого, лишение права на управление транспортным средством в то же самое время может являться видом уголовного наказания.

В соответствии с ч. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации транспортные средства, используемые в дорожном движении, относятся к источникам повышенной опасности [1].

Управление транспортным средством предусматривает наличие лицензии государства на совершение данного деяния. Помимо этого, управление транспортным средством предполагает соблюдение правил дорожного движения, в случае нарушения которых, лицо может быть лишено права на управление транспортным средством и подвергнуто как административной, так и уголовной ответственности. Управление ТС без прав в сочетании с другими правонарушениями, такими как вождение в нетрезвом виде, вождение без ремня безопасности, превышение скорости и т. д., могут иметь последствия в виде ответственности, среди которых как административная, так и уголовная

Вначале следует вкратце рассмотреть противоправные деяния, касающиеся лиц, не имеющих права управления транспортными средствами. Незаконное управление транспортным средством на дорогах без действительного водительского удостоверения. Право управлять автомобилем на дорогах общего пользования является привилегией, а не правом. Право на управление транспортным средством предоставляется государством, и его использование зависит от соблюдения автомобилистом условий, предусмотренных при выдаче лицензии.

В п. 1 ст. 28 ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрены основания прекращения действия права на управление транспортными средствами.

В соответствии с ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления (если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния), назначается административный арест (или налагается штраф на лиц, в отношении которых это наказание не может применяться) [2].

Иными словами, управление транспортным средством - это привилегия, которая сопряжена с ответственностью. Одной из таких обязанностей является необходимость соблюдения норм ПДД, которые предполагают сохранение действующих водительских прав лица, управляющего транспортным средством. К сожалению, многие люди продолжают водить машину без действующих прав либо по собственному выбору, либо по иным обстоятельствам. Однако вождение без действующих прав может иметь серьезные последствия, в том числе юридические, финансовые, и социальные последствия.

Отметим, что законодатель определяет много обстоятельств, которые могут привести к административному преследованию, в том числе наличие недействительного водительского удостоверения, управление транспортным средством без права управления им, управление транспортным средством после того, как в/у были отозваны по медицинским показаниям [3].

Необходимо пояснить, что лицо, которое не получало права на управление транспортным средством установленном законом порядке, на момент совершения правонарушения/преступления не имело права управления транспортным средством, является обстоятельством, предполагающим ужесточение ответственности в последствие совершения этим лицом административного правонарушения, либо же деяния, которое будет квалифицироваться в соответствии с нормами уголовного законодательства. Отметим, что для квалификации деяния лица, необходимо установить факт управления транспортным средством.

Что касается Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), то Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 258-ФЗ ст. 264 УК РФ дополнена нормами, содержащими повышенную уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, которое повлекло по неосторожности тяжкие последствия, лицом, управляющим механическим транспортным средством и не имеющим права управления. Отметим, что законодатель предпринял меры по ужесточению ответственности норм КоАП. Штрафы за вождение без прав широко варьируются в зависимости от обстоятельств, вызвавших отсутствие прав. Если лицо никогда не получало водительского удостоверения (далее в/у) или у него истек срок действия в/у, наказания будут менее строгими и составляют административную санкцию. Однако в некоторых случаях водитель, пойманный за рулем без прав в результате отзыва в/у из-за вождения в нетрезвом виде или другого серьезного правонарушения, может быть подвергнут более суровому наказанию, включая тюремное заключение и продление срока приостановления действия в/у.

В отличие от административной ответственности, предусмотренной статьями 12.7, 12.8 КоАП РФ, лишение права управления транспортным средством лица в соответствии с статьями 264, 264.1, 264.2 содержат уголовную ответственность. Подчеркнем, что это разные меры правового воздействия, характерной чертой которых являются разны отличные друг от друга юридические процедуры и последствия.

Преступления, связанные с причинением вреда здоровью и смертью в результате дорожно-транспортных происшествий по преступной неосторожности, которые составляют предмет настоящего исследования, в настоящее время весьма актуальны. В результате дорожно-транспортных происшествий, происходящих из-за поведения водителей, противоречащего обязательствам по внимательности и осторожности, многие

184

Вестник экономической безопасности

№ 6 / 2023

JURISPRUDENCE

люди получают травмы или даже погибают. В связи с этим были упомянуты элементы состава преступления и проблемы, с которыми приходится сталкиваться на практике.

В то же время согласно ст. 264.2 УК РФ, введенной Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. № 458-ФЗ, к уголовной ответственности привлекается лицо, подвергнутое административному наказанию за совершение административного правонарушения ранее, либо лицо, которое было привлечено к ответственности по настоящей статье ранее [3; 4].

Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 258-ФЗ в УК РФ включена специальная ст. 264.3, установившая ответственность за управление механическим транспортным средством лицом, лишенным права управления и подвергнутым административному наказанию за деяние, квалифицируемое по ч. 4 ст. 12.7 КоАП РФ (ч. 1), или имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного в п. «в» ч. 2, п. «в» ч. 4 и п. «в» ч. 6 ст. 264 УК РФ (ч. 2).

Сегодня очень много аварий происходит из-за невнимательного поведения водителей. Поэтому мы видим, что в результате этих аварий много людей получают ранения или погибают. И можно сказать, что преступления, совершенные по неосторожности, столь же важны, как и умышленные преступления. Отметим, что в большинстве своем, при совершении преступлений, предусмотренных статьями УК по «автодорожным» преступлениям, лишение лица права управления транспортным средством является обязательным видом наказания. Однако, при совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ, диспозиция которого закрепляет, что нарушение лицом ПДД по неосторожности повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека. Назначение наказания в виде лишения права на управление транспортным средством не является обязательным и применяется на усмотрение суда в зависимости от обстоятельств, при которых было совершено преступление. Зачастую, лишение лица права на управление транспортным средством применяется в качестве дополнительного наказания при наличии у лица «богатого административного прошлого» за грубое нарушение ПДД.

Анализируя судебную практику, рассмотрим проблемный вопрос лишения и сохранения лицом права на управление транспортным средством. Зачастую, грамотные юристы, имеющие уголовно-правовую специализацию, ссылаются на нормы ст. 64 УК РФ, чтобы сохранить право управления транспортным средством подсудимому. Норма, закрепленная в ст. 64 УК РФ, предусматривает наличие исключительных обстоятельств, связанных с обстоятельствами, которые могут уменьшить общественную опасность совершенного лицом преступления. Иными словами, эти обстоятельства характеризуют объективную и субъективную стороны преступления. К наиболее типичным обстоятельствам можно отнести:

1) раскаяние лица в совершении преступления;

2) сказание лицом помощи пострадавшим и возмещение имущественного вреда пострадавшим;

3) рассмотрение причины возникшего ДТП как результат грубого нарушения ПДД пострадавшим;

4) смягчающие обстоятельства (наличие иждивенцев, единственный источник дохода, состояние здоровья лица, совершившего противоправное деяние).

Таким образом, проведенный анализ приводит к тому, что квалифицирующим признаком в большинстве проанализированных составов как административных, так и уголовных положений законодательства, является отсутствие права на управление транспортным средством. Чтобы обеспечить безопасность на дорогах, государственными органами были разработаны всеобъемлющие своды законов, призванных регулировать действия водителей и предотвращать нарушения правил дорожного движения. Истинность посылок гарантирует истинность заключения. Следовательно, при допущении истинности обеих предпосылок следует, что недопущение государством управление транспортными средствами при отсутствии прав на управление ими, является правомерным. Однако, данное толкование приемлемо при толковании норм как административного, так и уголовного законодательства. Одним из наиболее фундаментальных принципов, лежащих в основе этих сводов законов, является тот факт, что вождение является привилегией, на которую необходимо подать заявление. Таким образом, водительские права разрешены только тем, кто доказал, что может соблюдать правила дорожного движения, и указал, что они будут уважать обязанности, которые обязательно включает в себя вождение. Поскольку право на управление автомототранспортом - это привилегия и ответственность.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс».

2. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63- ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

5. Якимов А. Ю. Отсутствие права на управление транспортными средствами как квалифицирующий признак составов административных правонарушений и уголовных преступлений в области дорожного движения. Журнал «Безопасность дорожного движения». 2022. № 3. С. 29-34.

Bibliographic list

1. Civil Code of the Russian Federation dated 30.11.1994 № 51-FZ // SPS «ConsultantPlus».

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

2. Federal Law of 10.12.1995 № 196-FZ «On Road Safety» // SPS «ConsultantPlus».

3. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses dated30.12.2001 № 195-FZ// SPS «ConsultantPlus».

4. Criminal Code of the Russian Federation dated 13.06.1996 № 63-FZ // SPS «ConsultantPlus».

5. Yakimov A. Yu. Lack of the right to drive vehicles as a qualifying sign of administrative offenses and criminal offenses in the field of traffic. Journal «Road Safety». 2022. № 3. P. 29-34.

Информация об авторе

A. M. Харламов - адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author A. M. Kharlamov - Associate Professor of the Faculty ofTraining Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel of the Moscow University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 20.09.2023; одобрена после рецензирования 31.10.2023; принята к публикации 01.12.2023.

The article was submitted 20.09.2023; approved after reviewing 31.10.2023; accepted for publication 01.12.2023.

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

Актуальные проблемы

административного I права и процесса I

Актуальные проблемы административного права и процесса.

3-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. О. В. Химичевой, О. В. Мичуриной. 480 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Рассмотрен комплекс вопросов административного права и административной деятельности органов власти и управления: общетеоретические аспекты административного права, проблемы управленческого права, административной ответственности и административного процесса, проблемы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности, налогов, финансов, банковской деятельности. Раскрыты вопросы обеспечения законности в сфере административной деятельности органов государственной власти и управления, некоторые средства обеспечения законности.

Для подготовки магистров юриспруденции, аспирантов, специалистов по программам Правовое обеспечение национальной безопасности и Правоохранительная деятельность. Может быть полезен научно-педагогическим работникам, занимающимся проблемами административного права и административного процесса.

1Я6

RPPTHHK 1КПНПМИЧРГ^ПЙ ЙРЧППЯРНПРТИ

ш в/7П9Л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.