УДК 343.8
Р. Ш. ГАРИФУЛИН
старший преподаватель кафедры организации режима, охраны и конвоирования ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, кандидат технических наук, майор внутренней службы
Новокузнецк
RUSTAM SH. GARIFULIN
Senior Lecturer of the Department of Organization of Regime, Security and Escort
of the KI of the FPS of Russia, Candidate of Technical Sciences, Major of the Internal Service
Novokuznetsk
Перспективы применения электронных средств надзора и контроля к осужденным в исправительных учреждениях ФСИН России
Prospects of the application of electronic means of supervision and control to convicts in corrective institutions of the FPS of Russia
Аннотация. В статье рассматривается возможность применения системы электронного мониторинга подконтрольных лиц для осуществления надзора за осужденными в колониях-поселениях и исправительных колониях, проводится анализ основных показателей служебной деятельности ФСИН России по дисциплинарной практике и побеговой активности с целью обоснования актуальности. Автором предлагается внесение соответствующих изменений в действующие нормативные правовые акты.
Ключевые слова: система электронного мониторинга подконтрольных лиц, осужденные, колония-поселение, видеонаблюдение.
Abstract. The article examines the possibility of using an electronic system of controlled persons monitoring for supervision of convicts in penal colonies and correctional colonies, analyzes the main indicators of the service activity of the Federal Penitentiary Service of Russia in disciplinary practice and escape activity in order to substantiate the system's relevance. The author proposes the introduction of appropriate amendments to the current regulatory legal acts.
Key words: electronic monitoring system of controlled persons, convicts, colony-settlement, video surveillance.
С его дня ФСИН России довольно активно проводит работу по внедрению современных технических средств надзора и контроля для более эффективного решения задач, связанных с
исполнением различных видов наказаний. С 2012 года в повседневной деятельности уголовно-исполнительных инспекций всех территориальных органов ФСИН России успешно используется система электрон-
10 [email protected] www.or.fsin.su
ного мониторинга подконтрольных лиц для исполнения наказания в виде ограничения свободы и для контроля за подозреваемыми и обвиняемыми в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста. За весь период времени применения данное электронное оборудование успешно себя зарекомендовало.
Применение электронного мониторинга является серьезным фактором, сдерживающим от совершения повторных преступлений и других правонарушений лиц, находящихся под контролем.
При проведении анализа основных показателей деятельности УИС в период с 2015 по 2019 год становится очевидным, что, благодаря использованию системы электронного мониторинга подконтрольных лиц, уровень повторной преступности среди подозреваемых и (или) обвиняемых, в отношении которых суд избрал меру пресечения в виде домашнего аре-Ф ста, несмотря на значительное увеличе-
ние их числа, имел тенденцию к снижению в среднем на 10 % в год (количество осужденных к ограничению свободы, находящихся под контролем системы электронного мониторинга подконтрольных лиц, злостно уклоняющихся и скрывающихся от отбывания наказания в 2016 году было в восемь раз меньше, чем осужден-
ных, к которым не применялись технические средства) [1, 2, 3, 4, 5, 6].
Также примечателен тот факт, что осужденных к ограничению свободы, к которым применялось электронное оборудование для контроля возложенных судом ограничений, злостно уклоняющихся от отбывания наказания, в восемь раз меньше, чем тех, к кому сотрудниками УИИ оборудование не применялось.
Вместе с тем проблема осуществления контроля и надзора за лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы, а именно в колониях-поселениях и исправительных колониях, остается весьма актуальной. Данный вопрос рассматривался ранее автором в статье «Возможности применения системы электронного мониторинга подконтрольных лиц к осужденным в колониях-поселениях» [7]. В последующем в результате проведенных исследований статистических данных основных пока- Ф
зателей деятельности ФСИН России за период с 2015 по 2019 год было установлено, что уровень нарушений порядка отбывания наказания на 1 000 [7] человек в исправительных колониях вырос в среднем на 21,6 % (рисунок 1).
При анализе данных по колониям-поселениям за тот же период времени
Рисунок 1. Уровень нарушений порядка отбывания наказания в учреждениях УИС в расчете на 1 000 человек за 2015-2019 годы
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 10/2020
Рисунок 2. Уровень нарушений порядка отбывания наказания в колониях-поселениях в расчете на 1 000 человек за 2015-2019 годы
было установлено, что уровень нарушений порядка отбывания наказания на 1 000 человек снизился на 7,7 % (рисунок 2).
Тем не менее, учитывая данные о результатах работы подразделений розыска ФСИН России, можно сделать вывод, что ежегодно наибольшее число побегов осужденных из-под надзора приходится на колонии-поселения. Несмотря на то что уровень побегов за рассматриваемый период времени имеет тенденцию к снижению (в среднем около 20 %), он все же ежегодно превышает 100 человек [2, 3, 4, 5, 6]. В связи с этим для снижения побеговой активности осужденных наряду с техническими средствами надзора и контроля, предусмотренными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.09.2006 № 276 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы» (в редакции от 17.06.2013), предлагается применять для осуществления надзора за осужденными в колониях-поселениях систему электронного мониторинга подконтрольных лиц.
В период с 01.02.2009 по 31.12.2009 на базе ФБУ КП-10 УФСИН России по Воронежской области была проведена опытная эксплуатация для определения эффективности функционирования средств электронного мониторинга и GPS-слежения (разработка израильской компании Elmo Tech Ltd), о чем рассказано в работе А. В. Душкина [8]. Он отмечает, что проведенный эксперимент использования системы электронного мониторинга подконтрольных лиц вызвал положительную реакцию у осужденных-поселенцев, которые с желанием участвовали в данном исследовании, поскольку стали меньше времени проводить в условиях изоляции от семьи и общества, их реже отвлекали от выполнения трудовых обязанностей, не задействовали в свободное время для участия в надзорных мероприятиях.
В колониях-поселениях особое внимание уделяется видеонаблюдению, которое позволяет следить за передвижением осужденных по территории учреждения с целью получения необходимой информации об их поведении и предотвращения нарушений установленного порядка отбывания наказания.
12
[email protected] www.or.fsin.su
Высокая эффективность использования видеонаблюдения достигается на относительно небольших пространствах, ограниченных периметром жилой территории, однако осужденные в колониях-поселениях, как правило, большую часть времени проводят на рабочих объектах, которые зачастую находятся на достаточно отдаленном расстоянии от места их проживания. Как правило, это связано с производственной необходимостью.
Учитывая удаленность производственных площадок от жилой зоны колонии-поселения, становится очевидным, что достаточно сложно обеспечить эффективное использование видеонаблюдения на объектах, поскольку это связано с трудностями при технической установке видеокамер таких, как, например, прокладка проводных шлейфов к удаленным объектам. Кроме того, почти во всех помещениях, где установлено видеонаблюдение, существуют так называемые мертвые зоны, в которых часть помещения, где находятся осужденные, может быть не видна оператору. Также не стоит забывать и о человеческом факторе. Оператор видеонаблюдения из-за большого количества контролируемых объектов, физической усталости и других причин может просто невнимательно осуществлять надзор, тем самым не среагировать вовремя должным образом в случае совершения побега осужденным с рабочего объекта. Таким образом, использование системы электронного мониторинга подконтрольных лиц приведет к положительной тенденции снижения побеговой активности осужденных.
Данную систему также возможно использовать для осуществления контроля над осужденными, к которым применена мера взыскания в виде запрета выхода из общежития на срок до 30 дней. Затрудни-
тельно контролировать данную меру взыскания только с помощью видеонаблюдения, а в случае несанкционированного выхода осужденных за пределы помещения электронное оборудование мгновенно отправит сигнал тревоги на автоматизированное рабочее место оператора.
В соответствии с приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» осужденным к лишению свободы на основании их письменного заявления и приказа начальника исправительного учреждения разрешается длительный и краткосрочный выезд за пределы исправительного учреждения в связи с исключительными личными обстоятельствами. Применение же на практике данной нормы права сопряжено с риском для администрации колонии, а именно - существующей вероятностью совершения побега. Для осуществления контроля за осужденным в период выезда возможно также применение системы электронного мониторинга. В свою очередь, это может положительно сказаться на процессе исправления осужденного, формировании у него в дальнейшем правопослушного поведения и стремления к условно-досрочному освобождению.
Не стоит забывать об экономической составляющей предлагаемых в статье перспектив. Оборудование системы электронного мониторинга подконтрольных лиц на сегодняшний день является дорогостоящим, требует специальных навыков от сотрудников при использовании. С другой стороны, балансовая стоимость системы электронного мониторинга подконтрольных лиц ежегодно снижается, это дает основания полагать, что со временем сформируется его объективная стоимость.
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 10/2020
13
В заключении необходимо отметить, что в настоящее время действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено применение системы электронного мониторинга подконтрольных лиц к осужденным к лишению свободы.
Данную практику можно внедрить, внеся соответствующие изменения в нормативные правовые акты, в частности, в пункт 63 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.09.2006 № 279, изложив его в следующей редакции: «На территории колонии-поселения применяются СОТ, приборы контроля и досмотра, система электронного мониторинга подконтрольных лиц и другие технические средства надзора».
Ф Также возможно внесение изменений в
раздел 13 пункта 176 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 13.07.2006 № 252-ДСП «Об утверждении Инструкции о надзоре за содержащимися в исправительных колониях», изложив его в следующей редакции: «Перед убытием осужденного в краткосрочный или длительный выезд к осужденному необходимо применить систему электронного мониторинга подконтрольных лиц с целью осуществления мониторинга за ним. Кроме того, перед убытием осужденного в краткосрочный или длительный выезд, освобождением из колонии должно быть тщательно изучено его личное дело с учас-
тием начальника отдела специального учета, начальника отряда. При этом обращается внимание на особые приметы, указанные в его личном деле (татуировки, шрамы, увечья и прочее)».
Применение данного электронного оборудования в исправительных учреждениях ФСИН России позволит:
- оперативно реагировать на тревожные сообщения, поступающие на автоматизированное рабочее место (пульт) оператора, своевременно и правильно организовывать оперативно-розыскные мероприятия, что позволит снизить побе-говую активность осужденных;
- существенно снизить нагрузку на сотрудников и вероятность влияния человеческого фактора при обеспечении надлежащего режима и надзора за осужденными;
- эффективно использовать такие профилактические меры, как предоставление возможности проживания осужденных с Ф семьями за территорией колонии-поселения и выезд за пределы исправительных колоний в связи с исключительными личными обстоятельствами, что положительно скажется на формировании у осужденных правопослушного поведения и желании встать на путь исправления;
- увеличить количество квалифицированных сотрудников-операторов системы электронного мониторинга подконтрольных лиц, что поможет осуществлять взаимозаменяемость сотрудников колоний-поселений и уголовно-исполнительных инспекций в случае служебной необходи-мости.ф
1. Обзор ФСИН России от 27.02.2017 исх-08-11514 «Осуществление контроля за осужденными к ограничению свободы, а также лицами, находящимися под домашним арестом, при помощи оборудования СЭМПЛ по итогам 2016 года». М. : ФСИН России, 2017. С. 4.
14 [email protected] www.or.fsin.su
2. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России январь-декабрь 2015 год : информационно-аналитический сборник. Тверь, 2016. С. 274.
3. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России январь-декабрь 2016 год : информационно-аналитический сборник. Тверь, 2017. С. 254.
4. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России январь-декабрь 2017 год : информационно-аналитический сборник. Тверь, 2018. С. 263.
5. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России январь-декабрь 2018 год : информационно-аналитический сборник. Тверь, 2019. С. 206.
6. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России январь-декабрь 2019 год : информационно-аналитический сборник. Тверь, 2020. С. 241.
7. Гарифулин Р. Ш., Силенков В. И. Возможности применения системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ) к осужденным в колониях-поселениях // Профессиональное образование и наука. 2018. № 3 (4). С. 29-35.
8. Душкин А. В. Исторические и технические аспекты создания системы электронного мониторинга подконтрольных лиц в России // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2012. № 2. С. 124-128.
1. Overview of the Federal Penitentiary Service of Russia dated 27.02.2017 ref-08-11514 «Control over prisoners sentenced to restraint of liberty, as well as persons under house arrest, using the SAMPL (system of electronic monitoring of controlled persons) equipment as of the end of 2016». Moscow : FPS of Russia, 2017. p. 4.
2. Key performance indicators of the penal system of the Federal Penitentiary Service of Russia January-December 2015 : information and analytical collection. Tver, 2016. p. 274.
3. Key performance indicators of the penal system of the Federal Penitentiary Service of Russia January-December 2016 : information and analytical collection. Tver, 2017. p. 254.
4. Key performance indicators of the penal system of the Federal Penitentiary Service of Russia January-December 2017 : information and analytical collection. Tver, 2018. p. 263.
5. Key performance indicators of the penal system of the Federal Penitentiary Service of Russia January-December 2018 : information and analytical collection. Tver, 2019. p. 206.
6. Key performance indicators of the penal system of the Federal Penitentiary Service of Russia January-December 2019 : information and analytical collection. Tver, 2020. p. 241.
7. Garifulin, R. Sh., Silenkov V. I. (2018) Possibilities of using the system of electronic monitoring of controlled persons (SAMPL) to convicts in penal colonies // Professional education and science. 3 (4), 29-35.
8. Dushkin, A. V. (2012) Historical and technological aspects of creating a system for electronic monitoring of controlled persons in Russia // Proceedings of Voronezh Institute of the Russian Federal Penitentiary Service. 2, 124-128.
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 10/2020 15