УДК 340
Третьяков Игорь Евгеньевич
начальник ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Самарской области, доцент кафедры уголовного права и процесса,
Тольяттинский государственный университет, 445020, Россия, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: [email protected]
Igor E. Tretyakov
Head of the Federal penitentiary institution-4 UFSIN of Russia
in the Samara region, Associate Professor of the Department
of criminal law and procedure,
Togliatti state University,
Belorusskaya str., 14, Togliatti, Russia, 445020,
e-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИГОВОРА СУДА В КОЛОНИЯХ-ПОСЕЛЕНИЯХ В АСПЕКТЕ
РЕЖИМА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ
Аннотация. В статье проводится анализ проблем, возникающих в процессе исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы с содержанием в колонии-поселении после обращения приговора суда к исполнению. Выделяются направления формирования правового статуса осужденных, отбывающих уголовные наказания в колониях-поселениях, и недостатки в нормативных правовых документах, препятствующих соблюдению прав и законных интересов указанной категории осужденных. Так, осужденные, содержащиеся в колониях-поселениях, далеко не всегда имеют возможность получать специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь и паллиативную медицинскую помощь, получать или продолжать образование, так как зачастую колонии-поселения располагаются вне центров субъектов РФ, а также иных крупных муниципальных образований. Автором приводятся предложения об изменении некоторых норм Уголовно-исполнительного кодекса, а также законодательного закрепления деления осужденных, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы в колониях-поселениях, по условиям отбывания наказания.
Ключевые слова: исполнение уголовного наказания, правовой статус, осужденный, колония-поселение, условия отбывания наказания.
PROBLEMS OF EXECUTION OF A COURT SENTENCE IN SETTLEMENT COLONIES IN THE ASPECT OF THE PENALTY PERFORMANCE MODE
Summary. The article analyzes the problems arising in the process of criminal punishment execution in the deprivation of liberty form with detention in a settlement colony after the court has executed the sentence. The directions of the legal status formation of convicts serving criminal sentences in settlement colonies, and shortcomings in regulatory legal documents that prevent the rights and legitimate interests of this category of convicts are highlighted. Thus, convicts held in settlement colonies do not always have the opportunity to receive specialized, including high-tech medical care and palliative medical care, to receive or continue their education, since often settlement colonies are located both outside the centers of the Russian Federation subjects and other large municipalities. The author presents proposals on changing some norms of the Criminal Executive Code, as well as legislatively fixing the division of convicts serving criminal sentences in the form of imprisonment in settlement colonies, according to the conditions of punishment.
Keywords: execution of criminal punishment, legal status, convicted, settlement colony, conditions of serving punishment.
Основной объем ограничений, формирующий правовой статус осужденных, отбывающих уголовные наказания в колониях-поселениях, изложен в уголовном и уголовно-исполнительном законодательствах, а также подзаконных и ведомственных нормативных правовых актах. Данные ограничения реализуются посредством режима исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы, режима отбывания осужденными уголовного наказания в виде лишения свободы, режима содержания в исправительном учреждении.
Рассматривая ограничения правового статуса осужденных, отбывающих уголовные наказания в колониях-поселениях, в рамках режима исполнения уголовного наказания, мы можем отметить некоторые недостатки в нормативных правовых документах, которые, по нашему мнению, препятствуют соблюдению в полной мере прав и законных интересов указанной категории осужденных.
Так, в настоящее время руководством ФСИН России ставится задача на «дальнейшее развитие благоприятных условий для получения осужденными общего, начального, среднего и
© 2018 Третьяков И. Е.
высшего профессионального образования, разработку и внедрение специальных методов обучения, учитывающих уровень умственного развития и педагогической запущенности осужденных, а также образовательных и коррекционных программ работы с различными категориями осужденных» [1, с. 2].
Также осужденные к лишению слободы, которым судом определено отбывание наказания в колонии-поселении, получают медицинскую помощь в лечебно-профилактических учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства или отбывания наказания на равных условиях с другими гражданами Российской Федерации [2].
В соответствии с пунктом «а» ч. 1 ст. 129 УИК РФ осужденным, содержащимся в колониях-поселениях, может быть разрешено администрацией учреждения передвигаться без надзора вне колонии-поселения, но в пределах муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение.
Как нам представляется, при таком ограничении осужденные, содержащиеся в колониях-поселениях, далеко не всегда имеют возможность получать специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь и паллиативную медицинскую помощь, получать или продолжать образование, так как зачастую колонии-поселения располагаются вне центров субъектов РФ, а также иных крупных муниципальных образований [3, ст. 61].
Кроме того, следует отметить, что для осужденных к лишению свободы, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, определен перечень лечебно-профилактических учреждений (больниц, специальных психиатрических и туберкулезных больниц), а также лечебных исправительных учреждений для оказания им медицинской помощи (в том числе узкоспециализированной высокотехнологичной медицинской помощи) [4]. Все указанные учреждения находятся под вооруженной охраной.
Осужденные к лишению свободы, которым судом определено отбывание наказания в колонии-поселении, содержаться в указанных учреждениях не могут, так как в соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 129 УИК РФ данная категория осужденных содержится без охраны, но под надзором администрации учреждения.
На основании изложенного выше мы предлагаем пункт «а» ч. 1 ст. 129 УИК РФ изложить в следующей редакции: «...в часы от подъема до отбоя пользуются правом свободного передвижения без надзора вне колонии-поселения, но в пределах субъекта РФ, на территории которого расположена колония-поселение, если это необходимо по характеру выполняемых ими работ, в связи с обучением либо в связи с прохождением медицинского обследования или лечения ...»
Осужденные, которые до вынесения приговора содержались под стражей, а также осужденные, которым в соответствии с пунктами «в» и «г» ч. 2 ст. 78 УИК РФ изменен вид исправительного учреждения, направляются в колонию-поселение под конвоем в плановом порядке. В этом случае время содержания под охраной после получения администрацией следственного изолятора требования (распоряжения) о вступлении приговора суда в законную силу такой категории осужденных может быть увеличено на срок до 10 суток (ч. 1 ст. 75 УИК РФ). Однако данная категория осужденных должна содержаться без охраны, но под надзором администрации учреждения (п. «а» ч. 1 ст. 129 УИК РФ).
Данное нарушение федерального законодательства усугубляется прямым применением положений ч. ч. 1и 2 ст. 771 УИК РФ к осужденным к лишению свободы, которым судом определено отбывание наказания в колонии-поселении, в части участия их в следственных действия в качестве свидетеля или потерпевшего. Так, постановлением Жигулевского городского суда осужденный Ф., отбывающий наказание в ФКУ КП-1 ГУФСИН России по Самарской области, был переведен в ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Самарской области на период его участия в судебном разбирательстве, проводимом Жигулевским городским судом, в качестве свидетеля, то есть к содержанию под охраной [5].
Как нам представляется, для исключения противоречия содержания осужденных, отбывающих наказание в колонии-поселении, под стражей с п. «а» ч. 1 ст. 129 УИК РФ целесообразно:
- ч. 1 ст. 75 УИК РФ дополнить следующим положением: «осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении направляются под надзором для отбывания наказания в день получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в законную силу»;
- ч. 1 ст. 771 дополнить следующим положением: «при необходимости участия в следственных действиях в качестве свидетеля, потерпевшего осужденные к лишению свободы с
отбыванием наказания в колонии-поселении направляются в суд самостоятельно в пределах субъекта РФ, на территории которого расположена колония-поселение либо под надзором».
Следует также отметить, что законодатель не дифференцирует подход к условиям отбываниям наказания в колониях-поселениях в зависимости от статуса осужденного (например, является ли он злостным нарушителем или нет).
Так, неуклонно растет количество лиц, оказывающих деструктивное влияние на основную массу осужденных и обстановку в ИУ. К такой категории осужденных следует отнести лидеров и активных участников группировок отрицательной направленности, организующих и провоцирующих групповые противодействия законным требованиям администрации; изучающих, пропагандирующих, исповедующих либо распространяющих экстремистскую идеологию; организующих и активно участвующих в азартных играх; склонных к нападению на представителей администрации ИУ.
При этом изоляция данной категории осужденных в исправительных колониях составляет около 60 %, а в колониях-поселениях ввиду отсутствия различных условий содержания проводить эту работу не представляется возможным [6].
В связи с этим, как нам представляется, необходимо обратить внимание на анализ качественного состава осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях [7, с. 282].
Несмотря на последовательное снижение численности спецконтингента, общее количество преступлений, совершенных в исправительных колониях остается сопоставимым (2008 г. - численность 734 292 [8], совершено преступлений 964, 2013 - численность 559 938 [9], совершено преступлений 865). При этом в структуре пенитенциарной преступности преобладают незаконное приобретение, сбыт наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов (28,4 %). Далее следуют дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (18,0 %), побеги из мест лишения свободы, из-под стражи или из-под ареста (15,9 %), преступления против жизни и здоровья (10,6 %), уклонения от отбывания лишения свободы (9,9 %), кражи на объектах УИС (2,0 %). Совокупная доля этих преступлений составляет 77,8 % [10, с. 19].
Подобная ситуация оказывает самое негативное влияние на поведение и в целом на процесс исправления положительно характеризующихся осужденных, содержащихся в колониях-поселениях, и на состояние рецидивной преступности. Влияние отрицательно настроенной массы осужденных не позволяет осужденным, пытающимся встать на путь законопослушного поведения и исправления, в полной мере выполнять свои обязанности и, как следствие, практической реализации права на условно-досрочное освобождение от отбывания лишения свободы, права на замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
Решению данной проблемы, по нашему мнению, будет способствовать деление осужденных, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы в колониях-поселениях, по условиям отбывания наказания, при этом в пределах одной колонии-поселении осужденных к лишению свободы возможно содержать на обычных и строгих условиях. В зависимости от условий отбывания наказания, на которых будут находиться осужденные, следует различать их правовое положение и порядок отбывания наказания.
Библиографический список
1. Аналитический обзор о состоянии общеобразовательного обучения осужденных в исправительных колониях и тюрьмах в 2012-2013 учебном году: указание ФСИН России от 01.09.2014 года № 15-40491.
2. Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 17 октября 2005 г. № 640/190 (зарегистрирован в Минюсте России 1 ноября 2005 г. № 7133) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 12.09.2018).
3. Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы: Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2012 № 1466 // Собрание законодательства РФ. 2013. № 1.
4. Об утверждении перечней лечебно-профилактических и лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы для оказания медицинской помощи осужденным: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 16 августа 2006 г. № 263 // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2006. № 10.
5. Постановление судьи Жигулевского городского суда В. Л. Тришкина «О переводе осужденного в следственный изолятор для участия в судебном заседании с качестве свидетеля». Жигу-левск, 01.03.2016.
6. Указание ФСИН России от 25 февраля 2014 г. №08-7633.
7. Третьяков И. Е. К вопросу организации режима исполнения уголовных наказаний в колониях-поселениях // Юридическая наука и практика: альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России / гл. редактор А. А. Вотинов. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2017. Вып. 5. Ч. 1. С. 279-282.
8. Отчет о количестве исправительных учреждений, лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений, больниц, численности, составе и движении осужденных, содержащихся в них за 2008 год. Форма ведомственного отчета ФСИН России УИС-8-2009.
9. Отчет о количестве исправительных учреждений, лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений, больниц, численности, составе и движении осужденных, содержащихся в них за 2013 год. Форма ведомственного отчета ФСИН России УИС-8-2014.
10. Предупреждение пенитенциарных правонарушений: методическое пособие / под общ. ред. заместителя директора ФСИН России генерал-лейтенанта внутренней службы В. В. Цатурова. М.: ОУ ФСИН России; НИИ ФСИН России, 2014. 98 с.
References
1. Analiticheskij obzor o sostojanii obshheobrazovatel'nogo obuchenija osuzhdjonnyh v is-pravitel'nyh kolonijah i tjur'mah v 2012-2013 uchebnom godu: Ukazanie FSIN Rossii ot 01.09.2014 goda № 15-40491 [Analytical review about the state of General education of convicts in correctional colonies and prisons in 2012-2013 academic year: the instruction of FSIN of Russia of 01.09.2014 No. 15-40491] [in Russian].
2. Porjadok organizacii medicinskoj pomoshhi li-cam, otbyvajushhim nakazanie v mestah lisheni-ja svobody i zakljuchjonnym pod strazhu: Prikaz Ministerstva zdravoohranenija i social'nogo razvitija Rossijskoj Federacii i Ministerstva justicii Rossijskoj Federacii ot 17 oktjabrja 2005 g. № 640/190 [Order of organization of medical care for persons serving sentences in places of deprivation of liberty and prisoners: Order of the Ministry of health and social development of the Russian Federation and the Ministry of justice of the Russian Federation October 17, 2005 № 640/190] (zaregistrirovan v Minjuste RF 1 nojabrja 2005 g. № 7133). SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 12.09.2018) [in Russian].
3. Ob utverzhdenii Pravil okazanija licam, zakljuchennym pod strazhu ili otby-vajushhim nakazanie v vide lishenija svobody, medicinskoj pomoshhi v medi-cinskih organizacijah gosudarstvennoj i mu-nicipal'noj sistem zdravo-ohranenija, a takzhe priglashenija dlja provedenija konsul'tacij vrachej-specialistov ukazannyh medicinskih organizacij pri nevozmozhnosti oka-zanija medicinskoj pomoshhi v uchrezhdenijah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 28 dekabrja 2012 № 1466 [On approval of Rules of providing to persons detained or otbi-ausim punishment in the form of imprisonment, medical care in the medical organizations of state and municipal health systems, and also invitations for carrying out consultations of doctors-specialists of the specified medical organizations in case of impossibility of Oka-Sion of medical care in institutions of the penal system: Resolution of the government of the Russian Federation dated 28 December 2012 № 1466]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Meeting of the legislation of the Russian Federation], 2013, no. 1 [in Russian].
4. Ob utverzhdenii perechnej lechebno-profilakticheskih i le-chebnyh ispravitel'nyh uchrezhdenij ugolovno-ispolnitel'noj sistemy dlja okazanija medicinskoj pomoshhi osuzhdjonnym: Prikaz Ministerstva justicii Rossijskoj Federacii ot 16 avgusta 2006 g. № 263 [On approval of lists of medical and preventive and medical correctional institutions of the penal correction system for the provision of medical care to convicts: the order of the Ministry of justice of the Russian Federation of August 16, 2006 № 263]. Bjul-leten' Ministerstva justicii Rossijskoj Federacii [Bulletin of the Ministry ofjustice of the Russian Federation], 2006, no. 10 [in Russian].
5. O perevode osuzhdjonnogo v sledstvennyj izoljator dlja uchastija v sudebnom zasedanii s kachestve svidetelja: Postanovlenie sud'i Zhiguljovskogo gorodskogo suda V. L. Trishkina [On the transfer of the convicted person in the detention facility to participate in the court session as a witness: The judge's ruling Zhigulevsk city court V. L. Trishkin]. Zhiguljovsk, 1 marta 2016 [in Russian].
6. Ukazanie FSIN Rossii ot 25 fevralja 2014 g. №08-7633 [Instruction of FSIN of Russia of February 25, 2014 №08-7633] [in Russian].
7. Tret'jakov I. E. K voprosu organizacii rezhima ispolnenija ugolov-nyh nakazanij v kolonijah-poselenijah [On the organization of the regime of execution of criminal penalties in the colonies-settlements]. Juridicheskaja nauka i praktika: al'manah nauchnyh trudov Samarskogo juridicheskogo instituta FSIN Rossii [Legal science and practice: almanac of scientific works of the Samara law Institute of the FSIN of Russia]. Samara: Samarskij juridicheskij institut FSIN Rossii, 2017, vyp. 5, ch. 1, pp. 279-282 [in Russian].
8. Otchjot o kolichestve ispravitel'nyh uchrezhdenij, lechebno-ispravitel'nyh i lechebno-profilakticheskih uchrezhdenij, bol'nic, chislen-nosti, sostave i dvizhenii osuzhdjonnyh, soderzhashhihsja v nih za 2008 god. Forma vedomstvennogo otchjota FSIN Rossii UIS-8-2009 [Report on the number of correctional institutions, medical and correctional institutions, hospitals, the number, composition and movement of convicts held in them in 2008. Form of departmental report of the Federal penitentiary service of Russia UIS-8-2009] [in Russian].
9. Otchjot o kolichestve ispravitel'nyh uchrezhdenij, lechebno-ispravitel'nyh i lechebno-profilakticheskih uchrezhdenij, bol'nic, chislen-nosti, sostave i dvizhenii osuzhdjonnyh, soderzhashhihsja v nih za 2013 god. Forma vedomstvennogo otchjota FSIN Rossii UIS-8-2014 [Report on the number of correctional institutions, medical-correctional and medical-preventive institutions, hospitals, the number, composition and movement of convicts held in them in 2013. Form of the departmental report of FSIN of Russia UIS-8-2014] [in Russian].
10. Preduprezhdenie penitenciarnyh pravonarushenij: metodicheskoe posobie [Prevention of penal offences]. Moscow, 2014, 98 p. [in Russian].