УДК 343.81
Усеев Ренат Зинурович
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры режима и охраны в уголовно-исполнительной системе, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, д. 24в, e-mail: [email protected]
Renat Z. Useev
Candidate of Law, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of regime and guard
in the penal system,
Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 442022, e-mail: [email protected]
Илюхин Сергей Евгеньевич
старший преподаватель кафедры режима и охраны в уголовно-исполнительной системе, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, д. 24в, e-mail: [email protected]
Sergey E. Dyukhin
Senior Teacher of the Department of regime and guard in the penal system,
Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]
ОПТИМИЗАЦИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ (ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ КОМБИНАЦИЯ): ГИПОТЕЗА ВОПРОСА И ВОЗМОЖНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Аннотация. Согласно статистическим данным количество совершаемых в последние годы преступлений и правонарушений в исправительных учреждениях ФСИН России существенно не изменяется. В системе предупреждения таких преступлений и правонарушений обособленное место занимают профилактические мероприятия, формы которых, установленные Федеральным законом от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», не являются исчерпывающими. Авторами предлагается специфическое для исправительных учреждений ФСИН России профилактическое мероприятие в форме профилактической комбинации, под которой следует понимать систему правовых, организационных, материально-технических, санитарно-гигиенических и иных мероприятий, проводимых в границах территориального органа ФСИН России, направленных на оптимизацию численности осужденных в исправительных учреждениях ФСИН России данного региона.
Уменьшение численности осужденных к лишению свободы в России ведет к снижению списочной численности осужденных в отдельных исправительных колониях территориального органа ФСИН России. Это может позволить провести перераспределение осужденных среди нескольких однотипных исправительных учреждений с одним видом режима в форме профилактической комбинации. Основными целями профилактической комбинации являются: минимизация совершения осужденными преступлений и правонарушений в местах лишения свободы; улучшение показателей в режиме исполнения и отбывания наказания учреждений; поэтапное введение в практику учреждений Типовой модели проведения эксперимента по организации надзора, а также улучшение коммунально-бытового и материально-технического обеспечения учреждений.
Методами исследования в научной статье явились универсальные методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование); эмпирические методы (наблюдение, интервьюирование, описание); теоретические методы (метод мысленного эксперимента, идеализации, гипотетико-дедуктивный метод) и др. Результаты профилактической комбинации определяются достижением ее целей.
Ключевые слова: профилактика правонарушений, профилактическая комбинация, оптимизация, этапы оптимизации, осужденный, исправительная колония, исправительное учреждение, уголовно-исполнительная система.
PRISONERS OPTIMIZATION WITHIN THE PENAL INSTITUTIONS IN THE CRIME PREVENTION SYSTEM (PREVENTIVE COMBINATION): QUESTION HYPOTHESIS AND POSSIBLE STAGES
OF IMPLEMENTATION
Summary. The level of crimes and offenses committed in the penal institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia is stable. In the system of crime prevention preventive measures occupy a separate place. The forms of preventive measures carried out with convicts in correctional institutions established by Federal Law No. 182- FL, June 23, 2016 «Concerning the Fundamental Principles of the Crime Prevention System in the Russian Federation» are not exhaustive. The authors propose a preventive measure specific to correctional institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia in the form of a preventive combination, which should be understood as a
© 2019 Усеев Р. З., Илюхин С. Е.
system of legal, organizational, material, technical, sanitary and hygienic and other measures carried out within the framework of the local agency of the FPS of Russia intended to prisoners optimization within the local penal institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia.
Decrease in number of inmates sentenced to imprisonment in Russia leads to a decrease in the headcount of prisoners in separate correctional colonies of the territorial body of the Federal Penitentiary Service of Russia. This may allow for the redistribution of convicts among several correctional institutions of the same type with one type of regime in the form of a preventive combination. The main objectives of the preventive combination are: minimization of the commission of crimes and offenses by convicts in places of deprivation of liberty; improvement in the regime of execution and punishment in the institutions; phase-in the typical model of the experiment for supervision to the practice in institutions as well as the improvement of household, material and technical support of institutions.
The research methods in the scientific article are universal (analysis and synthesis, induction and deduction, analogy and modeling); empirical methods (observation, interviewing, description); theoretical methods (method of mental experiment, idealization, hypothetical-deductive method), etc. The results of a preventive combination are determined by the achievement of its goals.
Keywords: crime prevention, preventive combination, optimization, optimization stages, a prisoner, a correctional colony, a penal institution, the Penal System.
Вопросы профилактики правонарушений среди осужденных к лишению свободы продолжают оставаться актуальными и значимыми для уголовно-исполнительной системы (далее -УИС). Уменьшающееся месяц от месяца количество осужденных к лишению свободы в стране не имеет тенденции к снижению показателей уровня преступлений и правонарушений среди них. Официальные данные ФСИН России подтверждают, что уровень правонарушений в исправительных учреждениях (далее - ИУ) остается постоянным. Так, только в исправительных колониях (далее - ИК) уровень преступности (в расчете на 1000 человек) среди осужденных за последние двенадцать лет (с 2006 по 2017 г.), имея некоторую тенденцию к понижению в 2008-2011 гг., остается стабильным и составляет 1,78 преступления на 1000 человек в 2017 г. [1]. Практически аналогичная ситуация складывается относительно уровня злостных нарушений порядка отбывания наказания в расчете на 1000 человек (39,2 злостных нарушений на 1000 человек в 2012 г. [2, 206]; 37,1 злостных нарушения на 1000 человек в 2017 г. [3, 263]).
В таких условиях необходим поиск новых механизмов, направленных на снижение уровня правонарушений, совершаемых осужденными к лишению свободы. Думается, что помимо имеющихся методов и способов, установленных Федеральным законом от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», ведущих к снижению уровня правонарушений среди осужденных в ИУ, на уровне гипотезы возможен еще один - в форме профилактической комбинации.
Под профилактической комбинацией в данной статье подразумевается система правовых, организационных, материально-технических, санитарно-гигиенических и иных мероприятий, проводимых в рамках территориального органа ФСИН России, направленных на оптимизацию численности осужденных в исправительных учреждениях территориального органа ФСИН России (на примере ряда ИУ УФСИН России по Самарской области).
Порядок и алгоритм профилактической комбинации авторами представлен соответствующими пронумерованными разделами, которые объясняют сущность и содержание рассматриваемого механизма. Нами он условно подразделяется на общую и практическую части.
1. Общая часть
1.1. Цели профилактической комбинации:
- минимизация совершения осужденными преступлений и правонарушений в местах лишения свободы;
- улучшение показателей в режиме исполнения и отбывания наказания в ИУ («перезагрузка» режима в исправительных колониях, в которых происходит оптимизация);
- поэтапное введение в практику ИУ отдельных территориальных органов ФСИН России Типовой модели проведения эксперимента по организации надзора в ИУ УИС (Информационное письмо Управления режима и надзора ФСИН России от 30.06.2017 исх. 5-42145) во исполнение п. 1.3 протокола от 19.04.2017 № 1 заседания рабочей группы по разработке и внедрению в деятельность ИУ новых форм и методов развития, направленных на совершенствование охраны, режима и надзора, а также воспитательной работы с осужденными;
- улучшение коммунально-бытового и материально-технического обеспечения ИУ (косвенная цель).
1.2. Гипотеза
Списочная численность осужденных отдельных ИК с одним видом режима в пределах одного территориального органа ФСИН России в настоящий момент составляет 1/2-2/3 от лимита наполнения учреждения (см. таблицы 1 и 2). Это может позволить провести оптимизацию численности осужденных в ИК путем высвобождения в порядке очередности учреждений от осужденных для достижения указанных выше целей.
Таблица 1
Лимит осужденных к лишению свободы в исправительных колониях (на примере отдельных учреждений УФСИН России по Самарской области)
ИК 2010 г. 2014 г. на 01.10.2018 г.
ИК-6 1510 1510 1018
ИК-10 1868 1530 1045
ИК-13 1550 1550 945
ИК-16 1840 1840 1113
Таблица 2
Списочная численность осужденных к лишению свободы в исправительных колониях (на примере отдельных учреждений УФСИН России по Самарской области)
ИК 2010 г. 2014 г. на 01.10.2018 г.
ИК-6 1589 1229 693
ИК-10 1927 1393 470
ИК-13 1711 1381 734
ИК-16 1684 336 775
1.3. Предполагаемые для оптимизации исправительные колонии:
- ФКУ ИК-6 УФСИН России по Самарской области (строгий режим, учреждение для осужденных, ранее отбывавших лишение свободы);
- ФКУ ИК-10 УФСИН России по Самарской осужденных, ранее отбывавших лишение свободы);
- ФКУ ИК-13 УФСИН России по Самарской осужденных, ранее отбывавших лишение свободы);
- ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской осужденных, ранее отбывавших лишение свободы).
1.4. Расстояние между учреждениями
Все представленные ИК размещаются в пределах около 100-110 км соседствующих между
собой административных районов Самарской области.
Самыми крайними учреждениями на всем расстоянии будут являться ФКУ ИК-13 УФСИН России по Самарской области (с. Спиридоновка) и ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области (г. Тольятти). Условно географически между ними размещаются ФКУ ИК-6 УФСИН России по Самарской области и ФКУ ИК-10 УФСИН России по Самарской области (см. рис. 1).
1.5. Соблюдение требований положений ст. ст. 73, 81 и 89 УИК РФ
При переводе осужденных из одной ИК в другие ИК:
- осужденные продолжают отбывать наказание в том субъекте РФ, в котором они отбывали наказание до перевода (все исправительные колонии размещены в пределах одного субъекта РФ - Самарской области);
- сохраняются социально полезные связи с родственниками, близкими и иными лицами.
области (строгий режим, учреждение для области (строгий режим, учреждение для области (строгий режим, учреждение для
Рис. 1. Карта размещения исправительных колоний, предлагаемых для оптимизации численности осужденных
1.6. Апробация опыта (существующие (тождественные) опыты и их краткое содержание)
1.6.1. Российский (региональный) опыт
В действующих ИУ России в прошедшие годы тождественные мероприятия (но не идентичные предлагаемому опыту), связанные с реорганизацией или ликвидацией учреждений, происходили. Так, в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области в 2014-2015 гг. был изменен вид режима (со строгого на особый). При этом все осужденные, отбывающие наказание в учреждении, согласно ч. 5 ст. 74 УИК РФ были перемещены из учреждения под конвоем в другие исправительные колонии строгого режима (УФСИН России по Кировской области, ГУФСИН России по Свердловской области, УФСИН России по Самарской области).
На стадии перепрофилирования учреждения в течение порядка 12 месяцев проводились правовые, организационные, материально-технические, санитарно-гигиенические и иные мероприятия по приведению условий отбывания наказания осужденных к требованиям ч. 6 ст. 74, ст. ст. 124, 125 УИК РФ.
В учреждение прибыли под конвоем осужденные, которым судом было назначено отбывание наказания в исправительной колонии особого режима (из УФСИН России по Саратовской области, ГУФСИН России по Нижегородской области, УФСИН России по Волгоградской области, УФСИН России по Пензенской области, УФСИН России по Ульяновской области, ГУФСИН России по Свердловской области, УФСИН России по Республике Северная Осетия, ОФСИН России Республики Ингушетия).
1.6.2. Мероприятия, проводимые в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области в период перемещения осужденных, и их результаты (2014-2015 гг.):
- профилактические мероприятия (качественный обыск и досмотр, в том числе с привлечением учебных групп курсантов СЮИ ФСИН России, помещений, зданий и сооружений, подвальных, чердачных и иных труднодоступных мест с целью обнаружения запрещенных вещей и предметов, которые не были изъяты при проведении обысково -досмотровых мероприятий в предыдущие годы функционирования учреждения с прежним видом режима);
- наращивание средств инженерно-технического обеспечения (ограждений изолированных участков, технических средств надзора на объектах учреждения и т. д.);
- ремонт отдельных объектов учреждения.
1.6.3. Результаты изменения вида режима в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области:
- в четыре раза уменьшилось количество совершенных преступлений (см. табл. 3);
- осуществлена «перезагрузка» режима исполнения и отбывания наказания. Данный результат авторами установлен при помощи социологического метода - интервьюирования сотрудников ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области, обеспечивающего деятельность учреждения до стадии перепрофилирования, во время перепрофилирования и после проведенных мероприятий.
Персонал учреждения отмечает, что «перезагрузке» режима исполнения и отбывания наказания способствовали следующие факторы:
1) временное отсутствие осужденных в учреждении, что позволило сотрудникам учреждения сосредоточить силы и средства на обысково-досмотровых мероприятиях наиболее проблемных участков учреждения;
2) изменение состава осужденных (вместо осужденных ИК строгого режима в учреждение прибыли осужденные ИК особого режима);
3) психологическое привыкание нового состава осужденных к новому месту отбывания наказания;
4) совершенствование знаний, умений и навыков в обеспечении режима персоналом учреждения в период отсутствия осужденных в учреждении.
Таблица 3
Количество совершенных преступлений в ФКУ ИК-29 УФСИН России _по Самарской области_
Годы Вид (статус) учреждения Количество совершенных преступлений Статьи УК РФ
2014 Исправительная колония строгого режима 4 ст. 228.1; ч. 2 ст. 321; ч. 2 ст. 321; ч. 4 ст. 111
2015 Изменение вида режима учреждения со строгого на особый 2 (преступления совершены осужденными ИК строгого режима) ст. 319; ст. 319
2016 Исправительная колония особого режима 1 ч. 2 ст. 321
2017 1 ст. 319
2018 (9 мес.) 0 -
1.7. Мероприятия, в которых могут быть задействованы сотрудники учреждения, освобожденного от осужденных:
1) мероприятия, указанные в параграфе 1.6.2;
2) усиление отделов и служб тех учреждений (в том числе режима и надзора), в которые были вывезены осужденные;
3) решение иных служебных задач, определяемых руководством территориального органа ФСИН России.
1.8. Зарубежный опыт
В зарубежных пенитенциарных системах имеется опыт оптимизации численности как заключенных в тюрьмах, так и самих пенитенциарных учреждений и персонала служб безопасности. Особое внимание в этой связи следует обратить на пенитенциарное ведомство США.
Весной 2018 г. в штате Арканзас было закрыто две тюрьмы с минимальной степенью безопасности (аналог колоний-поселений в России): в г. Грэди (графство Линкольн штата Арканзас) с лимитом наполнения 300 заключенных и в г. Такер (округ Джефферсон штата Арканзас) с лимитом наполнения 124 заключенных.
Основная цель: увеличение штата сотрудников службы безопасности в соседних тюрьмах штата в учреждениях с максимальной степенью безопасности (аналог исправительных колоний особого режимов в России) за счет персонала закрываемых тюрем [4].
Для справки: персонал служб безопасности учреждений, которые были закрыты, переведен на новые места службы в пределах тех же районов (графств, округов). Расстояние между закрытыми учреждениями и новыми учреждениями (местами несения службы) - от 10 до 65 км.
2. Практическая часть. Возможные этапы реализации оптимизации численности осужденных в исправительных колониях (схематично)
I этап
Вывоз (перемещение) всех осужденных из одной ИК в остальные три (см. рис. 2).
Например, из ФКУ ИК-13 УФСИН России по Самарской области (списочная численность осужденных 734 человека):
- в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Самарской области вывезти 200 осужденных;
- в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Самарской области - 334 осужденных;
- в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области - 200 осужденных.
Рис. 2. Примерная схема вывоза (перемещения) осужденных
После вывоза (перемещения) осужденных под конвоем в указанные учреждения установленные лимиты исправительных колоний для содержания осужденных превышены не будут (см. табл. 4).
Таблица 4
Лимит и списочная численность осужденных к лишению свободы в исправительных колониях после проведения I этапа
ИК Лимит осужденных Списочная численность осужденных Примечание
ИК-6 1018 893 Лимит не превышен
ИК-10 1045 804 Лимит не превышен
ИК-13 945 - -
ИК-16 1113 975 Лимит не превышен
Будут соблюдены установленные санитарные нормы и правила размещения осужденных, в том числе положения ч. 1 ст. 99 УИК РФ (норма жилой площади на одного осужденного). II этап
Проведение мероприятий, указанных в параграфе 1.6.2.
III этап
Возвращение осужденных в учреждение из исправительных колоний, в которые ранее были вывезены осужденные под конвоем (см. рис. 3).
Рис. 3. Примерная схема возвращения (осужденных) после проведения профилактической комбинации в одной из исправительных колоний территориального органа (на примере УФСИН России
по Самарской области)
IV этап
В дальнейшем происходит поочередное освобождение учреждений от осужденных с проведением мероприятий, предусмотренных параграфом 1.6.2 (см. рис. 4).
Рис. 4. Примерная схема профилактической комбинации среди исправительных колоний территориального органа (на примере УФСИН России по Самарской области)
Результатом проведения профилактической комбинации должно стать достижение целей, указанных в п. 1.1.
Таким образом, в условиях сокращения численности осужденных к лишению свободы в ИУ России мероприятия, предусмотренные в данном материале, могли бы стать действенным механизмом в обеспечении профилактики правонарушений, совершаемых осужденными в ИУ.
В перспективе очевидна необходимость ревизии численности осужденных к лишению свободы, а также видов и количества ИУ в каждом территориальном органе ФСИН России.
Представляется, что предлагаемая профилактическая комбинация - один из немногих реальных вариантов решения как оптимизации численности осужденных в ИУ России, так и преду-
преждения совершения ими новых правонарушений, а вместе с тем и решения отдельных коммунально-бытовых вопросов в местах лишения свободы.
Библиографический список
1. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс] // ФСИН России. Главная. Структурные подразделения ФСИН России. Управление планирования и организационно-аналитического обеспечения. Информационно-аналитический отдел. Статистическая информация. Характеристика лиц, содержащихся в исправительных колониях для взрослых. URL: http://www.fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения: 13.12.2018).
2. Отчет о состоянии дисциплинарной практики среди осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях (Форма ВРО-2) // Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России (январь-декабрь 2012 г.): информационно-аналитический сборник. Тверь: НИИИТ ФСИН России, 2013. 311 с.
3. Отчет о состоянии дисциплинарной практики среди осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях (Форма ВРО-2) // Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России (январь-декабрь 2017 г.): информационно-аналитический сборник. Тверь: НИИИТ ФСИН России, 2018. 393 с.
4. Ark. temporarily closes 2 prisons due to staffing issues [Электронный ресурс] // Correction-sOne. Topics. Correctional Management. Articles: официальный сайт. URL: https://www.correctionsone.com/jail-management/articles/471801187-Ark-temporarily-closes-2-prisons-due-to-staffing-issues/ (дата обращения: 05.11.2018).
References
1. Kratkaya harakteristika ugolovno-ispolnitelnoy sistemyi [Short characteristic of penal correction system]. FSINRossii. Glavnaya. Strukturnyyepodrazdeleniya FSINRossii. Upravleniyeplanirovani-ya i organizatsionno-analiticheskogo obespecheniya. Informatsionno-analiticheskiy otdel. Statistich-eskaya informatsiya. Kharakteristika lits, soderzhashchikhsya v ispravitel'nykh koloniyakh dlya vzroslykh [FSIN of Russia. The main. Structural units of the Federal Penitentiary Service of Russia. Management planning and organizational and analytical support. Information and analytical department. Statistical information. Characteristics of persons held in correctional colonies for adults]. URL: http://www.fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (Accessed: 13.12.2018) [in Russian].
2. Otchet o sostoyanii distsiplinarnoy praktiki sredi osuzhdennyih, otbyivayuschih nakazanie v is-pravitelnyih uchrezhdeniyah (Forma VRO-2) [The status report on disciplinary practice among the convicts serving sentence in correctional facilities (VRO-2 Form)]. Osnovnyie pokazateli deyatelnosti ugolovno-ispolnitelnoy sistemyi FSIN Rossii (yanvar-dekabr 2012 g.): informatsionno-analiticheskiy sbornik [Key performance indicators ofpenal correction system of the FPS of Russia (January-December, 2012)]. Tver: Research institute of information technologies of the FPS of Russia, 2013, 311 p. [in Russian].
3. Otchet o sostoyanii distsiplinarnoy praktiki sredi osuzhdennyih, otbyivayuschih nakazanie v is-pravitelnyih uchrezhdeniyah (Forma VRO-2) [The status report on disciplinary practice among the convicts serving sentence in correctional facilities (VRO-2 Form)]. Osnovnyie pokazateli deyatelnosti ugolovno-ispolnitelnoy sistemyi FSIN Rossii (yanvar-dekabr 2017 g.): informatsionno-analiticheskiy sbornik [Key performance indicators ofpenal correction system of the FPS of Russia (January-December, 2017)]. Tver: Research institute of information technologies of the FPS of Russia, 2018, 393 p. [in Russian].
4. Ark. temporarily closes 2 prisons due to staffing issues. URL: https://www.correctionsone.com/jail-management/articles/471801187-Ark-temporarily-closes-2-prisons-due-to-staffing-issues/ (дата обpащения: 13.12.2018) [in English].