3 О внесении изменений в статью 107 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации : федеральный закон от 11 февраля 2013 г. № 7-ФЗ // Там же. 2013. 15 февр.
4 О некоторых вопросах деятельности уголовно-исполнительных инспекций : постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. № 360 // Там же. 2012. 2 мая.
5 Ермасов Е. В. Проблемы нормативно-правового регулирования, возникающие при исполнении меры пресечения в виде домашнего ареста // Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 20-летию
принятия Конституции Российской Федерации) : сб. тезисов выступлений участников (5-6 декабря 2013 г.). Рязань, 2013. С. 237.
6 О порядке применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, которые могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений : постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2013 г. № 134 // Рос. газета. 2013. 22 февр.
УДК 324 © Е. В. Кашкина, А. В. Хандогина, 2016
Перспективы повышения эффективности мер профилактического воздействия на педофилов в рамках института административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
Е. В. Кашкина, А. В. Хандогина
Рассматриваются способы и методы воздействия на педофилов в целях эффективной профилактики преступлений сексуального характера в отношении несовершеннолетних лиц. Анализируется возможность интеграции в институт административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, положительного зарубежного опыта работы с педофилами. Вносятся предложения по изменению и дополнению законодательства Российской Федерации в рассматриваемой сфере.
Ключевые слова: административный надзор, поднадзорное лицо, педофил, профилактика, химическая кастрация, фармакологическое лечение, психологическая помощь, общественный надзор.
Актуальной проблемой в большинстве стран является совершение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних, в частности лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста. Россия — не исключение. В Российской Федерации отмечается сокращение количества зарегистрированных преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних на 15%, число случаев развратных действий в отношении детей — на 35%, но в то же время число изнасилований несовершеннолетних выросло на 70% 1. На наш взгляд, учитывая специфику категории потерпевших, а также латентность подобных преступлений, можно допустить недостаточную объективность приведенных статистических данных. Несмотря на то что уголовная ответственность за преступления против половой неприкосновенности
и половой свободы несовершеннолетних неоднократно ужесточалась, что обусловлено степенью общественной опасности данных преступлений, проблема рецидива остается нерешенной.
Одной из мер, направленных на предотвращение рецидива преступлений, является административный надзор, устанавливающийся в отношении категорий лиц, указанных в ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее — Федеральный закон № 64-ФЗ). В 2013 г. Федеральным законом № 432-ФЗ 2 была введена новая категория поднадзорных лиц — педофилы (ч. 21 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ).
Ранее термин «педофил» не относился к юридическим. Основное его определение можно было
встретить в медицинских источниках, согласно которым педофилия (от греч. pedophilia — влечение, любовь к детям) трактовалась как болезненные нарушения направленности полового влечения и (или) способов его удовлетворения. Указанное состояние личности характеризуется реальными или воображаемыми сексуальными действиями с детьми пред-пубертатного возраста в качестве метода достижения сексуального возбуждения 3.
Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. № 14-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних» закрепил данный термин в п. «д» ст. 97 УК РФ.
По мнению А. Д. Никитина, криминологическая обоснованность отнесения лиц, совершивших преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, к числу лиц, в отношении которых в обязательном порядке должен устанавливаться административный надзор, вызывает сомнение 4. В. В. Городнянская отмечает, что уровень рецидива лиц, начавших свою преступную «карьеру» с преступлений сексуального характера, в полтора раза ниже среднего (42%). При этом только каждый четвертый рецидив освобожденных из колоний общего режима — специальный, т. е. только каждый десятый освобожденный от отбывания наказания за половые преступления вновь совершает аналогичное деяние 5. А. Д. Никитин полагает, что в основе принятия решения об отнесении рассматриваемой категории лиц к лицам, в отношении которых должен устанавливаться административный надзор, лежал не прогноз совершения ими новых преступлений, а во многом инспирированный средствами массовой информации общий курс законодателя на усиление уголовной ответственности за педофилию 6.
Однако практика свидетельствует об обратном: как правило, в течение 5 лет после освобождения из исправительного учреждения лицо вновь совершает преступление сексуального характера против несовершеннолетнего. По словам Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, вышедшие из тюрьмы педофилы становятся рецидивистами в 98% случаев 7.
Полагаем, что при сложившихся обстоятельствах установление административного надзора за педофилами является целесообразной мерой. Сущность административного надзора, исходя из ст. 1 Федерального закона № 64-ФЗ, заключается в осуществлении органами внутренних дел наблюдения за указанными в федеральном законе лицами. Однако очевидно, что одни лишь методы наблюдения со
стороны органов внутренних дел за поднадзорным лицом — педофилом, обладающим определенными особенностями психического расстройства, — не приведут к снижению уровня рецидивной преступности. Для достижения этой цели необходимо использовать методы индивидуального профилактического воздействия (ст. 2 Федерального закона № 64-ФЗ), реализация которых законодателем не определена. Ряд правозащитников, государственных деятелей и ученых (например, Ю. А. Астаева, А. И. Ба-стрыкин, О. Ю. Баталина, А. В. Беляков, И. В. Лебедев, Е. Б. Мизулина, В. Н. Плигин, И. В. Савельева) выступают за то, чтобы используемые в ряде зарубежных стран наиболее эффективные меры воздействия на педофилов внедрить в России. Всесторонний анализ позволит определить наиболее приемлемые способы и методы воздействия на педофилов для дальнейшего интегрирования этих методов в институт административного надзора с учетом специфики российского законодательства.
1. Предлагается обнародовать личные данные педофилов посредством системы Интернет путем создания единой базы данных указанной категории лиц, как это делается, например, в США, где с 2006 г. действует Национальный публичный реестр лиц, совершивших сексуальное преступление 8. Данная система является публичной и дает возможность каждому гражданину получить информацию о лицах, осужденных за различного рода преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних, и принять меры к обеспечению безопасности детей. Аналогичная практика существует и в Канаде, где имена педофилов также заносятся в национальный реестр, при этом указанной категории лиц запрещено в течение 10 лет появляться в парках, на детских площадках, в школах, бассейнах — местах возможного нахождения детей.
В Российской Федерации не выработано решение о необходимости создания специального интернет-сайта, содержащего информацию о педофилах. «На сегодняшний день наше общество, в отличие от ситуации во многих других странах, достаточно агрессивно, поэтому в данном случае нелегко будет избежать проявлений самосуда, а также использования соответствующего сайта для шантажа и угроз» 9. Полагаем, в сложившихся обстоятельствах можно говорить о необходимости проработки вопроса надзора за педофилами со стороны общества, создания и развития так называемого института общественного (социального) надзора, представляющего собой совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные формы деви-антного поведения в целях их элиминирования или сокращения, минимизации 10. Нужно проявление бдительности всех членов общества, информирова-
ние органов внутренних дел о вызывающих подозрение гражданах, а также лицах, в отношении которых имеется информация о возможном совершении ими противоправных деяний. Как справедливо заметил министр внутренних дел Российской Федерации В. Колокольцев, «в нас сидит очень жесткий стереотип, что „стукачество" вредно и безнравственно. полиция может многое, но без активной поддержки общества у нее связаны руки» 11.
Очевидно, что общественный надзор будет способствовать профилактике (предупреждению) противоправных действий со стороны поднадзорного, являться основанием и поводом для принятия административно-правовых и уголовно-правовых мер в отношении лиц, нарушающих требования административного надзора.
2. Рассматривается вопрос постоянного ношения педофилами электронных средств контроля, с помощью которых будет осуществляться органами внутренних дел спутниковое наблюдение с использованием глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. Указанная мера положительно зарекомендовала себя в Австралии, США, Франции и Великобритании, где с помощью навигационной спутниковой системы GPS отслеживается местонахождение этой категории лиц. Электронные браслеты в настоящее время применяются на территории Российской Федерации в отношении лиц, которым назначено наказание в виде ограничения свободы. Ежедневное ношение подобных браслетов педофилами позволит сотрудникам органов внутренних дел отслеживать передвижения указанных лиц, оперативно раскрывать преступления в отношении несовершеннолетних, что будет способствовать снижению уровня рецидивной преступности.
3. Принудительное применение химической кастрации за совершение в отношении несовершеннолетних преступлений, предусмотренных главой 18 УК РФ.
Химическая кастрация — медицинская процедура фармакологического подавления выработки гормона тестостерона для снижения уровня полового влечения и невозможности совершения полового акта 12. Иными словами, химическая кастрация не требует хирургического вмешательства и осуществляется с помощью препаратов, блокирующих выработку мужского гормона тестостерона, что приводит к подавлению сексуального влечения.
Законопроекты о принудительной химической кастрации педофилов неоднократно представлялись в Государственную Думу Российской Федерации (2011, 2015 гг.). Указанную меру как средство профилактики преступлений, совершаемых педофилами, рассматривают в своих работах С. К. Абрамян, М. И. Борисова, Ю. А. Герасин, И. С. Дмитриев,
Е. Ю. Жога, А. И. Зайцев, А. С. Кулешова, Р. Г. Павлов, И. О. Плюгина, В. В. Хомутовская и др. Однако вопрос применения химической кастрации к педофилам как принудительной меры медицинского характера является дискуссионным, разделяющим мнения ученых на две группы: «за» и «против». Детальный анализ аргументов как сторонников, так и противников указанной процедуры изложен в работе И. А. Мингес, считающей, что внедрение практики химической кастрации в России вряд ли существенно повлияет на снижение числа преступлений на сексуальной почве против несовершеннолетних 13.
В Германии, Дании, Канаде и Швеции химическая кастрация является добровольной и применяется лишь по согласию осужденного, причем в Германии после введения химической кастрации число рецидивов среди педофилов снизилось с 84 до 3% 14. Полагаем, что применение химической кастрации независимо от формы ее осуществления (добровольно или принудительно) сопровождается некоторыми факторами, способными повлиять на динамику роста преступлений сексуального характера в отношении лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста. Среди этих факторов следующие:
1) психофизиологический фактор — процесс химической кастрации обратим, и в случае прекращения приема препаратов сексуальная функция организма восстанавливается, что способно привести к повторным преступлениям; химическая кастрация может снижать сексуальную функцию, но не снимает неконтролируемую агрессию 15;
2) экономический фактор — в связи с высокой стоимостью препаратов добровольное согласие на химическую кастрацию со стороны педофила маловероятно, а как принудительная мера указанная процедура окажет существенное влияние как на федеральный, так и на местный бюджет, в зависимости от выбора источника финансирования.
Применение химической кастрации к рассматриваемой категории лиц должно сопровождаться работой психиатра. При этом следует обратить внимание на то, что применение мер медицинского характера, заключающееся в оказании психиатрической помощи, трактуется нормами уголовного законодательства (глава 15 УК РФ) как мера принудительного характера, а нормами уголовно-исполнительного законодательства (ст. 18 УИК РФ) — как добровольная мера.
При работе с лицами, совершившими сексуальное преступление, психиатры с помощью тестовых методик определяют степень риска рецидива данного лица. Прежде всего выявляются лица с максимальной возможностью рецидива и лица, не склонные к повторному совершению подобных преступле-
ний. В целях прогнозирования долгосрочного риска рецидива длительность наблюдения за сексуальными преступниками составляет от 3,5 до 8,5 года 1 6. При этом указанные сроки предполагаемого риска рецидива совпадают с установленными законодательством сроками административного надзора для педофилов, а именно сроком назначения принудительных мер медицинского характера, но не должны быть менее срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости (п. 3 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ). Иными словами, срок административного надзора за преступления сексуального характера в отношении лица, не достигшего 16 лет, составляет 3 года, в отношении несовершеннолетнего, не достигшего 12 лет, срок увеличивается до 8 лет.
По мнению Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, необходимо установление пожизненного административного надзора, не связанного с особыми затратами, который заключается в том, чтобы заставить отбывших наказание педофилов в течение всей жизни отмечаться в ОВД. Даже один тот факт, что за ним присматривает полиция, заставит педофила задуматься, стоит ли снова вставать на преступный путь 17.
Сегодня институт административного надзора в отношении поднадзорного лица предусматривает определенные ограничения (ст. 4 Федерального закона № 64-ФЗ) и обязанности (ст. 11 Федерального закона № 64-ФЗ). Исходя из формулировки ст. 1 Федерального закона № 64-ФЗ о ведении наблюдения органами внутренних дел за поднадзорным лицом, приказа МВД России от 8 июля 2011 г. № 818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее — приказ МВД России № 818), а также правоприменительной практики, основную ответственность за исполнение поднадзорным лицом требований федерального закона несет участковый уполномоченный полиции. Согласно ведомственным нормативным актам в рамках исполнения основных обязанностей участковый уполномоченный должен посещать поднадзорное лицо по месту жительства (пребывания) и проводить с ним индивидуальную профилактическую работу (пп. 8.3, 8.9 приказа МВД России № 818). Тем не менее регламентированные законодательством мероприятия не являются гарантом защиты несовершеннолетних лиц от домашнего сексуального насилия. Несмотря на то что участковые уполномоченные полиции посещают поднадзорное лицо не реже одного раза в месяц, снижение роста числа преступлений сексуального характера в отношении несовершеннолетних не отмечается. Практикой доказано, что после проверки
участковым уполномоченным полиции поднадзорного по месту жительства «за закрытыми дверями» часто совершаются противоправные деяния, так как участковый уполномоченный, не обладая навыками и знаниями в области психологии, не всегда способен определить, находятся ли в опасности дети, проживающие с поднадзорным лицом, подвергаются ли они сексуальному насилию. Анализ уголовных дел, проведенный Следственным комитетом Российской Федерации, показал, что подавляющее большинство преступлений против половой неприкосновенности детей совершается знакомым ребенку человеком, живущим вместе с ним. Латентность данных преступлений составляет 80% 18.
Полагаем, что осуществление административного надзора исключительно сотрудниками органов внутренних дел не способствует достижению цели профилактики повторных преступлений. Необходимо общественно-государственное партнерство в реализации административного надзора за педофилами, которое позволит реализовывать наблюдение за поднадзорными постоянно. Подобное партнерство, как нам представляется, должно состоять из следующих взаимосвязанных сегментов, предусматривающих ответственность каждого субъекта за свой сектор действия, в противовес существующей ответственности одного участкового уполномоченного полиции.
1. Медицинское сопровождение педофила, включающее в себя как работу психолога с педофилом и фармакологическое лечение поднадзорного лица, так и контроль за выполнением со стороны поднадзорного назначений лечащего врача (ответственные: Министерство юстиции Российской Федерации и Министерство здравоохранения Российской Федерации).
2. Индивидуальная профилактика, заключающаяся в проведении профилактических бесед с поднадзорным лицом, наблюдении за его образом жизни, в том числе и с использованием системы ГЛОНАСС, соблюдением им ограничений, установленных судом, и выполнением обязанностей, предусмотренных законодательством (ответственные: Министерство внутренних дел Российской Федерации, общественные объединения и граждане).
3. Информационное сопровождение — оповещение жителей административного участка о проживании на территории лица, в отношении которого установлен административный надзор (без уточнения конкретной категории). Работа психолога, педагогов образовательных учреждений с родителями и детьми (ответственные: Министерство юстиции Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство
образования и науки Российской Федерации, общественные объединения и граждане).
На основе вышеизложенного предлагаем внести следующие изменения и дополнения в Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»:
«Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе:
1) административный надзор — совокупность взаимосвязанных мер профилактических мероприятий, направленных на осуществление наблюдения за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с федеральным законодательством временных ограничений его прав и свобод, за выполнением им обязанностей, предусмотренных федеральным законодательством, а также индивидуального воздействия на его поведение, осуществляемое государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, а также общественными организациями и гражданами.
Статья 4. Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре
1. В отношении поднадзорного могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах, где ему может представляться возможность или у него может возникать побуждение совершения других противоправных деяний.
2.1. В отношении лица, указанного в ч. 2.1 ст. 3 настоящего Федерального закона, установление судом административных ограничений, предусмотренных в п. 1 ч. 1 настоящей статьи, является обязательным.
Статья 11. Обязанности поднадзорного лица
2.1. Поднадзорное лицо, указанное в ч. 2.1 ст. 3 настоящего Федерального закона, обязано являться в определенное комиссией врачей-психиатров время или через определенные интервалы времени на прием к лечащему врачу-психиатру для прохождения назначенного лечения.
Статья 12. Полномочия органов внутренних дел при осуществлении административного надзора
2. При осуществлении административного надзора органы внутренних дел имеют право:
4) привлекать внештатных сотрудники органов внутренних дел, общественные объединения правоохранительной направленности, народные дружины к содействию органам внутренних дел в проведении отдельных мероприятий по осуществлению административного надзора».
Мы поддерживаем инициативу о внесении изменений в Федеральный закон от 7 февраля 2011 г.
№ 3-ФЗ «О полиции», а именно дополнить его пп. 43-44 ч. 1 ст. 12:
«43) осуществлять спутниковое наблюдение с использованием глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС за лицами, совершившими в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающими расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости;
44) осуществлять своевременное информирование граждан о проживании в населенном пункте лиц, совершивших в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающих расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости» 19.
Кроме того, следует предусмотреть в Федеральном законе № 64-ФЗ полномочия должностных лиц Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации при осуществлении административного надзора.
Целесообразно также определить в Федеральном законе от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» понятие «общественный (социальный) институт как общественное объединение, целью которого является оказание помощи сотрудникам полиции в осуществлении наблюдения за лицом, в отношении которого установлен административный надзор».
1 Астахов просит президента ужесточить наказание для педофилов // Известия. 2015. 4 марта. URL: http://izvestia. ru/news/583640 (дата обращения: 16.02.2016).
2 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве : федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 432-Ф3. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
3 Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Современный психологический словарь. СПб., 2006. С. 640.
4 Никитин А. Д. Специальные принципы постпенитенциарного административного надзора // Вестник Томского государственного университета. Сер. Право. 2014. № 1(11). С. 65.
5 Городнянская В. В. Постпенитенциарный рецидив. М., 2012. С. 165.
6 Никитин А. Д. Указ. соч. С. 65.
7 Астахов просит президента ужесточить наказание для педофилов.
8 Редько Н. Л. О государственном контроле за лицами, судимыми за сексуальные преступления // Журнал российского права. 2009. № 8. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
9 Астаева Ю. А. Эффективность наказания за педофилию в России. URL: http://www.rusnauka.com/10_DN_2012/ Pravo/5_106622.doc.htm (дата обращения: 20.01.2016).
10 Тишутина И. В. К вопросу о социально-правовом контроле над организованной преступностью // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2010. № 1-2. С. 363.
11 Министр внутренних дел России призвал реабилитировать «стукачество». URL: http://www.rbc.ru/society/30/10/ 2012/822410.shtml (дата обращения: 02.02.2016).
12 Мингес И. А. Химическая кастрация педофилов: за и против // Теория и практика общественного развития. 2014. № 4. С. 133.
13 Там же. С. 134-135.
14 Жога Е. Ю. Уголовно-правовые и судебно-психиатри-ческие проблемы применения принудительных мер меди-
цинского характера к лицам, совершившим преступления против половой свободы малолетних // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2013. № 1(19). С. 32.
15 Илюк Е. В. Выявление и лечение психических расстройств как важное направление профилактики насильственных преступлений. URL: http://www.rusnauka. com/15_NPN_2013/Pravo/5_138933.doc.htm (дата обращения: 18.01.2016).
16 Там же.
17 Астахов попросил Путина ввести пожизненный надзор за педофилами. URL: https://polit.ru/news/2015/03/04/ supervision (дата обращения: 17.02.2016).
18 Петров И. Чужая родня: Ведомство Александра Ба-стрыкина предлагает жестче наказывать за насилие над детьми в семье // Рос. газета. 2014. 26 авг.
19 Куликов В. Плохая компания // Там же. 2016. 31 марта.