По материалам диссертационных исследований
к ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ЗА ЛИЦАМИ,
освобожденными из мест лишения свободы
to the question on increasing the administrative supervision efficiency in respect of the persons released from places of imprisonment
УДК 343.8
С.А. БУРЛАКА,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: [email protected]
S.A. BURLAKA,
candidate of jurisprudence, Associate Professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
Аннотация: работа посвящена проблеме поиска средств эффективной профилактики рецидивной преступности. В ней анализируются актуальные вопросы правового регулирования порядка и условий осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Автор акцентирует внимание на необходимости законодательного решения проблемы использования в отношении поднадзорных лиц, особенно совершивших преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, технических средств надзора и контроля.
Ключевые слова: преступность, рецидив, надзор, контроль, несовершеннолетний, половая неприкосновенность.
Abstract: this work is devoted to the problem in searching means of effective prevention of recurrent criminality. It analyzes the urgent matters of legal regulation of an order and conditions in realizing the administrative supervision of the persons released from places of imprisonment. The author focuses attention to necessities of a legislative solution of a problem in using supervision and control of technical means in respect of persons under surveillance who have especially committed crimes against sexual inviolability of minors.
Keywords: criminality, relapse, supervision, control, minor, sexuall inviolability.
Особую актуальность в последние годы приобрела проблема профилактики рецидивной преступности. Ее уровень в зависимости от региона России колеблется от 25 до 40% [8]. Практически каждое второе (48,8%) расследуемое преступление совершается лицами, ранее совершавшими преступления [4].
Рецидив преступлений, как правило, указывает на то, что осужденный оказался невосприимчивым к применявшимся к нему мерам и средствам уголовно-процессуального, уголовно-правового, уголовно-исполнительного и административно-правового воздействия, настроен на противодействие этому; данные обстоятельства, безусловно,
Проблемы правоохранительной деятельности 2’15
107
По материалам диссертационных исследований
указывают на его повышенную общественную опасность. Для преступника-рециди-виста требуются более серьезные социально-психологические и правовые средства воздействия в целях разрушения антиобщественной жизненной позиции, изменения продиктованных тюремной субкультурой взглядов и привычек, а также более длительное время для возмещения государству и потерпевшим причиненного материального и морального вреда.
В этой связи одним из важнейших специальных направлений современной уголовной политики является сокращение рецидива преступлений за счет совершенствования нормативно-правовой базы борьбы с преступностью, а также повышения эффективности профилактической работы с лицами, освободившимися из мест лишения свободы, развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам.
Как показывает мировой опыт, без консолидации усилий всех субъектов профилактики правонарушений решить данную проблему невозможно. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [5] - первая за последнее десятилетие и, на наш взгляд, действенная попытка отечественного законодателя повысить социальный контроль над рецидивом преступлений. Дело в том, что ранее действовал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. № 5364-VI, утвердивший Положение об административном надзоре. С изданием приказа МВД России от 12 февраля 2003 г. № 98 «О признании неприменяемыми нормативных правовых актов МООП СССР, МВД СССР, МВД РСФСР» данная мера перестала применяться. Необходимость принятия нового Закона определяется осложнением криминальной ситуации в стране, а также важностью предупреждения повторных преступлений в общей системе мер борьбы с преступностью [6, с. 221].
В поддержку решения парламента и Президента Российской Федерации подчеркнем, что административный надзор полиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, является испытанным многолетней практикой (более сорока лет!) эффективным принудительным правовым средством предупреждения рецидива преступлений, и его юридическое восстановление, безусловно, повысит действенность работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Мы поддерживаем позицию законодателя, считающего необходимым условием такого восстановления модернизацию механизма реализации рассматриваемой меры путем введения судебного порядка установления и продления надзора, избрания поднадзорному ограничений и возложения обязанностей, рассмотрения дел об их нарушении, а также обжалования незаконных действий и решений надзирающих органов.
Согласно действующей редакции нового Закона (ред. от 28.12.2013) надзор вводится по решению суда на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел (ОВД) на 1 - 3 года (но не выше срока для погашения судимости), а в отношении совершивших преступления против несовершеннолетних и при опасном (особо опасном) рецидиве - на период погашения судимости. В отношении лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, административный надзор устанавливается на срок назначения принудительных мер медицинского характера, но не менее срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Срок административного надзора могут продлить, если поднадзорный систематически нарушает общественный порядок, и, наоборот, сократить при добросовестном поведении.
Начиная с 1 июля 2011 г., органы внутренних дел обязаны осуществлять надзор за гражданами, имеющими непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также при рецидиве преступлений. Административный надзор также может устанавливаться судом за теми гражданами, которые в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавались злостными нарушителями порядка либо в течение года после отбытия наказания совершили два и более административных правонарушения, посягающих на порядок управления, общественный порядок, безопасность, здоровье населения и общественную нравственность.
Граждане, в отношении которых установлен административный надзор, обязываются
Проблемы правоохранительной деятельности 2’15
108
По материалам диссертационных исследований
встать на учет в ОВД по месту жительства или пребывания. Они должны периодически являться туда для регистрации (1 - 4 раза в месяц), уведомлять его о перемене места жительства или пребывания, изменении места работы или об увольнении. Поднадзорным запрещается без разрешения ОВД выезд за пределы территории, которая установлена судом для их пребывания. Получение разрешения на выезд за пределы этой территории предусмотрено лишь по уважительным причинам, как-то: смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, необходимость получения медпомощи, прохождение обучения или сдача вступительных экзаменов, решение вопросов трудоустройства. Кроме того, поднадзорным может быть запрещено появляться в определенных местах, посещать массовые мероприятия, находиться вне дома в определенное время суток.
Надзор приостанавливается в случае объявления поднадзорного в розыск, признания его безвестно отсутствующим, заключения под стражу. После устранения этих обстоятельств надзор возобновляется.
Закон содержит важный воспитательный момент: досрочное прекращение административного надзора по решению суда возможно по истечении не менее половины установленного судом срока надзора при условии, что поднадзорный добросовестно выполняет свои обязанности и положительно характеризуется по месту его работы, жительства или пребывания. Суд, в который было подано заявление о досрочном прекращении административного надзора, уведомляет об этом потерпевшего и (или) его представителя в письменной форме в день принятия заявления к рассмотрению. В отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, надзор не может быть прекращен досрочно. После прекращения административного надзора поднадзорное лицо снимается с учета в ОВД.
Серьезным упущением Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», по нашему мнению, является отсутствие в нем положений об использовании в отношении поднадзорных лиц, особенно совершивших преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, перечень которых определяется Правительством
Российской Федерации. Их использование серьезным образом упростило бы получение необходимой информации о местонахождении и поведении данной категории лиц.
В настоящее время применение средств контроля и надзора, перечни которых утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации, законодатель связывает с исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы (ограничение свободы, принудительные работы) [1;2], а порядок их использования регламентирован соответствующим приказом Минюста России [3]. Аналогичный порядок может быть урегулирован и в приказе МВД России. Также потребуется внести изменения в обозначенные постановления Правительства Российской Федерации, распространив их действие на органы внутренних дел.
Предложенная законодательная новелла может вызвать острую критику со стороны представителей либеральной части криминологической общественности, аппелиру-ющей к ст. 55 Конституции РФ, в первую очередь потому, что неизбежно приведет к формированию новой, особой категории спецконтингента, ограниченного в правах подобно осужденным.
Однако не стоит забывать и об оговорке, закрепленной в ч. 3 вышеупомянутой статьи Конституции РФ, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. А мы, в свою очередь, напомним, что речь идет, прежде всего, о лицах, совершивших преступления, предусмотренные: чч. 3-5 ст. 131 УК РФ; чч. 3-5 ст. 132 УК РФ; чч. 2-6 ст. 134 УК РФ; чч. 2-5 ст. 135 УК РФ. Это, без сомнения, тяжкие и особо тяжкие преступления против личности детей и подростков, являющихся естественным резервом социального развития.
Безусловно, предложенные законодательные изменения Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» потребуют серьезнейшего криминологического обоснования перед включением в законодательную ткань, так как затрагивают важнейшие права и свободы человека. Поэтому подготовку к этому процессу, по нашему мнению, надо начинать уже сегодня, дабы избежать потом неоправданной
Проблемы правоохранительной деятельности 2’15
109
По материалам диссертационных исследований
спешки и досадных ошибок сущностного и технического характера.
Состояние преступности, связанной с посягательствами на половую неприкосновенность, характеризующееся крайне негативными тенденциями, влечет необходимость применения более эффективного и действенного уголовно-правового механизма защиты детей от сексуальных посягательств.
В целях борьбы с указанными преступлениями на протяжении достаточно непродолжительного времени в уголовное законодательство внесено значительное количество изменений, направленных на ужесточение наказания за половые посягательства на малолетних и несовершеннолетних, увеличение и усиление мер карательного воздействия на лиц, совершивших эти преступные посягательства.
По данным Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, в 2012 г. жертвами преступлений стали 89183 несовершеннолетних, при этом по сравнению с предыдущим годом совершено на 30% больше изнасилований несовершеннолетних и на 26% - насильственных действий сексуального характера [7]. Учитывая определенную тенденцию к увеличению количества половых преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, законодатель принимает меры, направленные на усиление
уголовно-правовой охраны половой неприкосновенности и половой свободы личности. Существенные изменения, усиливающие уголовную ответственность за данного вида посягательства, были внесены в УК РФ Федеральным законом от 29.02.2012 № 14-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних».
Таким образом, криминологическая потребность во внесении изменений в ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» давно назрела. По нашему мнению, указанную правовую норму необходимо изложить в следующей редакции:
«1. Наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении него административных ограничений, а также за выполнением им предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей осуществляется органом внутренних дел, в том числе с использованием аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, по месту жительства или пребывания поднадзорного лица».
Литература —
1. Постановление Правительства РФ от 31.03.2010 № 198 «Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы» // СПС «КонсультантПлюс», 2015.
2. Постановление Правительства РФ от 04.06.2012 № 553 «Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых исправительными центрами для предупреждения преступлений, нарушений порядка и условий отбывания принудительных работ и для получения необходимой информации о поведении осужденных к принудительным работам» // СПС «КонсультантПлюс», 2015.
3. Приказ Минюста России от 11.10.2010 № 258 (ред. от 22.08.2014) «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы» // СПС «КонсультантПлюс», 2015.
4. Состояние преступности январь-сентябрь 2014 года // http://mvd.ru/Presscenter/statistics/reports/ item/1258312.
5. Российская газета. 2011. 08.04.
6. Административная деятельность органов внутренних дел: учебник / под ред. В.П. Сальникова: в 2 ч. Ч. 1. - М., 2005. 464 с.
7. Астахов Павел. Преступления против детей становятся все более жестокими // URL: http://www.rg.ru/2013/10/28/ deti-site.html.
8. Ванюшин Я.Л., Галкин В.А., Филатова А.В. Комментарий к Федеральному закону от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (постатейный) / под ред. С.А. Денисова. Доступен в СПС «КонсультантПлюс».
References
1. The Order of the RF Government from 31.03.2010 № 198 “About the affirmation of the list of audiovisual, electronic and other technical means of supervision and control used by criminally-executive bodeis for the provision of supervision for the convicts to punishment in the form of freedom restriction” // URF “ConsultantPlus”, 2015.
2. The Order of the RF Government from 04.06.2012 № 553 “About the affirmation of the list of audiovisual, electronic and other technical means of supervision and control used by correctional institutions for the crimes prevention, breaking
Проблемы правоохранительной деятельности 2’15
110
По материалам диссертационных исследований
order and conditions of serving forced hard work and for getting the necessary information on behaviour convicts to forced hard work” // URF “ConsultantPlus”, 2015.
3. The Order of the Ministry of Justice of Russia from 11.10.2010 № 258 (edit. from 22.08.2014) “About the affirmation of the Instruction on the organisation of an execution of the punishment in the form of freedom restriction” // URF “ConsultantPlus”, 2015.
4. A condition of criminality in January-September, 2014 // http://mvd.ru/Presscenter/statistics/reports/ item/1258312.
5. The Rossijskaya newspaper. 2011. 08.04.
6. Administrative activity of law-enforcement bodies: the textbook / under the editorship of V.P. Salnikov: in 2 p. P.1. - М, 2005. 464 p.
7. Astakhov Pavel. Crimes against children become more and more cruel // URL: http://www.rg.ru/2013/10/28/deti-site.html.
8. Vanjushin Ja.L., Galkin V.A, Filatova A.V. The comment to the Federal Act from April, 6th, 2011 № 64-FA “About administrative supervision of the persons released from places of imprisonment” (item-by-item) / Under the editorship of S.A. Denisov. Accessible in URF «ConsultantPlus».
(Статья сдана в редакцию 07.04.2015)
ПРАВОВОЙ феномен «административным регламент» в государственном управлении
LEGAL PHENOMENON «ADMINISTRATIVE REGULATIONS»
in the government
УДК 342.9.:651.5(470)
Н.В. МУЛЕНКО,
(Миграционная служба Российской Федерации по Белгородской области) e-mail: [email protected]
N.V. MULENKO,
(Federal Migration of Russia in Belgorod region in Belgorod)
Аннотация: в данной статье проанализированы главные функции, задачи миграционной службы Российской Федерации, а также комплексный подход к регулированию вопросов, связанных с исполнением государственных функций и предоставлением государственных услуг в деятельности миграционной службы. Рассмотрено понятие «административного регламента» как правового акта процессуального характера, устанавливающего обязательные требования к содержанию, порядку, правилам, качеству управленческих действий, обеспечивающих эффективную реализацию функций управления в пределах соответствующей компетенции ФМС.
Ключевые слова: административный регламент, миграционная служба, административная реформа, государственные услуги, профилактика коррупции, электронный административный регламент, информационные технологии, электронное правительство.
Abstract: the given article focuses on the main functions, tasks of migratory service of the Russian Federation, and the complex approach to adjustment of the questions connected with execution of the state functions and granting of the state services in activity of migratory service. The aim of the article is to review the concept of “administrative regulations» as legal act of the
Проблемы правоохранительной деятельности 2’15
111