Научная статья на тему 'Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы'

Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2020
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУГ ЛИЦ / В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР / ОГРАНИЧЕНИЯ / УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ ПРИ АДМИНИСТРАТИВНОМ НАДЗОРЕ / СРОКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА / NUMBER OF PERSONS IN RESPECT OF WHICH THE ADMINISTRATIVE SUPERVISION / RESTRICTIONS IMPOSED UNDER ADMINISTRATIVE SUPERVISION / THE TERMS OF ADMINISTRATIVE SUPERVISION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Барничева М. И.

Исследуются правоприменительные проблемы, связанные с осуществлением административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Анализируется: круг лиц, в отношении которых осуществляется административный надзор, административные ограничения, сроки осуществления административного надзора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Барничева М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE SUPERVISION OF PERSONS RELEASED FROM PRISON

This article is devoted to the study of law enforcement issues related to the implementation of the administrative supervision of persons released from prison. In addition, the paper analyzes the number of persons in respect of which the administrative supervision, administrative constraints and timing of administrative supervision.

Текст научной работы на тему «Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

ЮРИДИЧЕСКИЕ нАуКИ у

Актуальные проблемы административного права

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

М.И. БАРНИЧЕВА

адъюнкт кафедры административного права Московского университета МВД России, старший лейтенант полиции Научная специальность: 12.00.14 — Административное право; административный процесс Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор С.М. Зырянов Рецензент: кандидат юридических наук и.Ю. Сизов E-mail: [email protected]

Аннотация. Исследуются правоприменительные проблемы, связанные с осуществлением административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Анализируется: круг лиц, в отношении которых осуществляется административный надзор, административные ограничения, сроки осуществления административного надзора.

Ключевые слова: круг лиц, в отношении которых осуществляется административный надзор; ограничения, устанавливаемые при административном надзоре; сроки административного надзора.

ADMINISTRATIVE SUPERVISION OF PERSONS RELEASED FROM PRISON

m.i. barnicheva

graduated in a military academy of chair of administrative law of the Ministry of Internal Affairs Moscow university ofRussia,

senior police lieutenant

Annotation. This article is devoted to the study of law enforcement issues related to the implementation of the administrative supervision of persons released from prison. In addition, the paper analyzes the number of persons in respect of which the administrative supervision, administrative constraints and timing of administrative supervision.

Key words: number of persons in respect of which the administrative supervision, restrictions imposed under administrative supervision, the terms of administrative supervision.

Решение поставленных перед российскими правоохранительными органами задач требуют особого внимания к вопросу рецидивной преступности. В последние годы наблюдается существенный рост количества преступлений, совершаемых гражданами, отбывшими тюремный срок. По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации1, ежегодно на свободу выходят более 300 тыс. ранее судимых лиц. По статистике, именно они совершают каждое пятое преступление в стране2.

Существует целый комплекс мер предупреждения рецидивной преступности. Выделяют общую и индивидуальную профилактику. Недавно было признано, что применяемые меры недостаточно эффективны, и было принято решение возродить институт административного надзора, положительно зарекомендовавший себя в СССР.

В связи с этим 6-го апреля 2011 г. был принят Федеральный закон № 64-ФЗ «Об административ-

ном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»3. Этот нормативный акт федерального уровня направлен, прежде всего, на повышение эффективности предупреждения рецидивной преступности.

Согласно ч. 1 ст. 1 данного Федерального закона, административный надзор — это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с данным Законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренным Законом об административном надзоре.

Определяя круг лиц, в отношении которых осуществляется административный надзор, отметим, что он устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, отбывшего уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющего непогашенную (неснятую) судимость, при наличии следующих ос-

Актуальные проблемы административного права

даваний, описанных в ч. 3 ст. 3 Федерального закона «об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

1. Если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

2. Если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

однако, для определенной группы лиц административный надзор устанавливается независимо от наличия вышеописанных оснований. К данной категории относятся совершеннолетние лица, освобожденные из мест лишения свободы и имеющие непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

Наличие вышеизложенных оснований необходимо при установлении административного надзора за лицами, совершившими следующие преступления: Ф тяжкое или особо тяжкое преступление. Согласно ст. 15 уголовного кодекса Российской Федерации, тяжкими преступлениями признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы. особо тяжкими преступлениями считаются умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание;

$ преступление при рецидиве преступлений. Согласно ст. 18 уголовного кодекса Российской Федерации рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, уже имеющим судимость за ранее совершенное умышленное деяние;

$ умышленное преступление в отношении несовершеннолетнего. В третью категорию подпадают

не только педофилы, но и лица, совершившие любое преступление в отношении несовершеннолетнего (грабеж, кража, мошенничество, побои и т.д.)4.

Таким образом, если кратко сформулировать данные основания установления административного надзора, то они могут выглядеть следующим образом. Административный надзор устанавливается в отношении освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

далее в статье будут рассмотрены административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, указанные в ст. 4 Федерального закона « об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Так, например, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:

1) запрещение пребывания в определенных местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

указанные выше ограничения устанавливаются судом. Контроль за выполнением поднадзорным лицом данных ограничений возлагается на органы внутренних дел (полицию).

Административный надзор устанавливается на срок от одного года, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости. Кроме того, административный надзор может быть продлен на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости5.

Актуальные проблемы административного права

Как видим, минимальный срок административного надзора — один год; продление его возможно также на шесть месяцев, но общий его срок не должен быть выше срока, предусмотренного законом для погашения судимости за данное преступление.

Таким образом, законодатель считает этот срок достаточным для изучения поведения освобожденного и для того, чтобы он успел проявить себя с положительной стороны.

Следует отметить, что течение срока административного надзора приостанавливается в случае:

1) объявления поднадзорного лица в розыск;

2) признания поднадзорного лица безвестно отсутствующим;

3) заключения поднадзорного лица под стражу.

После устранения обстоятельства, послужившего

основанием для приостановления срока административного надзора, течение такого срока продолжается.

Следует отметить, что административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица, либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным в законе.

Административный надзор может быть продлен судом в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности, здоровья населения и общественной нравственности.

Сам административный надзор прекращается по следующим основаниям:

1) истечение срока административного надзора;

2) снятие судимости с поднадзорного лица;

3) осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания;

4) вступление в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим;

5) смерть поднадзорного лица.

Считаем, что нецелесообразно совсем снимать с профилактического учета лицо, в отношении которого был установлен административный надзор. В литературе встречается мнение, согласно которому контроль за поведением бывших заключенных по-

сле прекращения административного надзора, все же необходим, так как не исключено, что освобожденный лишь делал вид, что исправился, дабы освободиться от установленных ограничений6.

В случаях, когда за лицом прекращен надзор, а оно вновь стало вести антиобщественный образ жизни (нарушать правила общежития), такой надзор за ним может быть установлен повторно по заявлению органа внутренних дел. это вытекает из ст. 6 Федерального закона «об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Также хочется затронуть еще один актуальный вопрос, связанный с административным надзором за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. В научной литературе существует мнение, что в реализации этих мер нарушаются права и интересы лиц, находящихся под административным надзором.

да, государство со всеми своими сотрудниками обязано защищать права всех граждан, в том числе и осужденных.

По нашему мнению, административный надзор со стороны оВд не нарушает права лиц, освобожденных из мест лишения свободы. он только определяет условия, за нарушение которых со стороны этих лиц может быть установлен административный надзор. Постановка их на учет не влечет какого-либо нарушения законных прав и интересов. И если это лицо встало на путь исправления, то оно снимается с учета.

Из вышеуказанного можно сделать вывод, что значение и цель административного надзора как административно-предупредительной меры состоит в том, что осуществив контроль за образом жизни лиц, находящихся под надзором, соблюдением ими правил административного надзора и установленных ограничений, не допустить совершения с их стороны новых преступлений, добиться их исправления.

Исследовав данную тему, мы можем сделать выводы о том, что административный надзор устанавливается для наблюдения за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, предупреждения с их стороны преступлений и оказания на них необходимого воспитательного воздействия. Административный надзор не имеет целью унижения человеческого достоинства и компрометации лиц, в отношении которых он установлен.

ЮРИДИЧЕСКИЕ нАуКИ

Актуальные проблемы административного права

Литература

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г (ред. от 30 декабря 2008 г.).

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 29 декабря 2012 г.).

3. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях. С-Пб. Нева. 2012.

4. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

5. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона № 151934-4 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»».

6. Гуськов В.И. «Профилактические меры административного надзора». Учебное пособие. Рязань, 1986.

7. Гуцуляк В.И., Алоян А.М., Данилов И.П. «Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». М., 1992.

8. Бахрах Д.Н. Советское законодательство об административной ответственности. Пермь, 1969.

9. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2009.

1 Далее по тексту — МВД РФ.

2 См.: Пояснительная записка «К проекту Федерального закона № 151934-4 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

3 См.: Собрание законодательства РФ. 2011. № 15. Ст. 2011.

4 См.: Полицией реализуется ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // Управление МВД РФ по астраханской области: официальный сайт. URL: http//umvdastrobl.ru

5 См.: ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 15. Ст. 2011.

6 См.: Гуськов В.И. Профилактические меры административного надзора. Учебное пособие. Рязань, 1986. С. 20; Гуцуляк В.И., Алоян А.М., Данилов И.П. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. М., 1992. С. 30.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

А.В. ГОРБУНОВА

адъюнкт кафедры административного права Московского университета МВД России, капитан полиции Научная специальность: 12.00.14 — Административное право; административный процесс

E-mail:[email protected]

Аннотация. Представлен общий обзор законодательного регулирования охраны окружающей среды. Раскрыты причины низкой эффективности мер административной ответственности, сформулированы предложения по совершенствованию законодательства об административной ответственности в области природопользования и охраны окружающей среды.

Ключевые слова: административная ответственность, охрана окружающей среды.

SOME ASPECTS OF IMPROVEMENT OF THE ADMINISTRATIVE LEGISLATION IN THE ENVIRONMENTAL PROTECTION SPHERE

A. V. GORBUNOVA

graduated in a military academy of chair of administrative law of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia, police captain

Annotation. In article the general review of legislative regulation is presented to environmental protections. The author opens the reasons of low efficiency of measures of administrative responsibility, formulates suggestions for improvement of the legislation on administrative responsibility in the field of environmental management and environmental protection.

Key words: administrative responsibility, environmental protection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.