Научная статья на тему 'Административный надзор как средство профилактики преступлений и правонарушений'

Административный надзор как средство профилактики преступлений и правонарушений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
358
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СУДИМОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ / КАТЕГОРИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / РЕЖИМ СОДЕРЖАНИЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / CONVICTION / ADMINISTRATIVE SUPERVISION / PREVENTION OF CRIMES AND OFFENCES / CATEGORY OF CRIME / CUSTODIAL SECURITY / PUBLIC SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зинин Григорий Юрьевич

в статье анализируются критерии установления административного надзора за лицами, отбывшими наказание; обосновывается необходимость расширенного применения норм, предусматривающих административный надзор как средство постпенитенциарного воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE SUPERVISION AS A MEANS FOR CRIME AND OFFENCES PREVENTION

in the article the author analyses the criteria of administrative supervision over persons served their sentences, gives ground for the necessity of extend use of rules of administrative supervision as a means of post-penitentiary influence.

Текст научной работы на тему «Административный надзор как средство профилактики преступлений и правонарушений»

Криминология и профилактика преступлений

УДК 351

ББК 67.401.133.12 G yu ZININ*

3-63

ADMINISTRATIVE SUPERVISION AS A MEANS FOR CRIME AND OFFENCES PREVENTION

Аннотация: в статье анализируются критерии установления административного надзора за лицами, отбывшими наказание; обосновывается необходимость расширенного применения норм, предусматривающих административный надзор как средство постпенитенциарноговоздействия

Ключевые слова: судимості, административный надзор, предупреждение преступлений и правонарушений, категория преступления, режим содержания в исправительном учреждении, общественная безопасность.

ГРИГОРИЙ

ЮРЬЕВИЧ

ЗИНИН*

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ

* Адъюнкт

(Академия ФСИН России) E-mail: [email protected].

Annotation: in the article the author analyses the criteria of administrative supervision over persons served their sentences, gives ground for the necessity of extend use of rules of administrative supervision as a means of post-penitentiary influence.

Key words: conviction, administrative supervision, prevention of crimes and offences, category of crime, custodial security, public safety.

Осуждение предполагает установление особого статуса гражданина Российской Федерации, имеющего судимость. Исполнение уголовного наказания в данном случае необходимо рассматривать как форму социально-правового контроля за его поведением. Осужденные после отбытия наказания, как правило, нуждаются в определенном контроле со стороны государства в целях предупреждения совершения ими новых преступлений.

Правовая природа судимости, несомненно, связана с уголовной ответственностью, которая, в свою очередь, является правоотношением, возникающим и действующим между лицом, совершившим преступное деяние, и государством в лице правоохранительных органов. Постисправительный период не менее значим, чем надзор за осужденным в исправительном учреждении. Непосредственная связь судимости и уголовной ответственности прослеживается через этапы реализации последней - осуждение лица, процесс отбывания наказания и течение сроков судимости после освобождения от наказания. Проецируя различные подходы к понятию судимости на основные элементы содержания уголовной ответственности, можно сделать вывод о том, что судимость можно рассматривать как конечный этап реализации уголовной ответственности. Однако наукой весьма в малой степени рассмотрен вопрос об эффективности судимости как уголовно-правового института в деле предупреждения правонарушений, которые, на наш взгляд, можно при-

знать первым шагом к совершению новых преступлений.

Соблюдение норм, охраняемых уголовным законом, является неотъемлемой частью системы правового воспитания граждан, поскольку совершение преступления можно считать крайним проявлением антисоциальной ориентации лица. Одна из главных задач правового обучения - создание законопослушной системы поведения граждан в обществе, но как обстоит дело с категорией лиц, упорно противостоящих общепринятым нормам общества? Речь идет о лицах, имеющих судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего. Данные преступления имеют, как правило, наибольший общественный резонанс и более других противоречат нормам морали.

Нельзя не упомянуть о такой категории лиц, как совершившие преступления при опасном и особо опасном рецидиве преступлений. Судимость свидетельствует не только о факте признания судом данного лица виновным в совершении им в прошлом преступления и назначения ему наказания, но и об официальном предупреждении ему о том, что он не должен впредь совершать преступления. Предупреждение правонарушений со стороны рассматриваемых лиц является важнейшей задачей, так как правонарушения часто переходятв совершение преступлений, которые, в свою очередь, имеют повышенную общественную опасность. Особое внимание следует уделить лицам, совершившим преступления, связанные с насилием. Криминаль -ная зараженность таких лиц нередко приводит к тому, что совершенному правонарушению не дается критическая оценка, а наоборот, противозаконные деяния поощряются.

Социально-демографическая характеристика осужденных лиц, отбывающих наказание и освободившихся из учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, показывает, что у большинства из них нет постоянного места работы, семьи, образования и профессиональных трудовых навыков. В системе предупреждения правонарушений со стороны рассматриваемых нами категорий граждан большую роль играет воспитание нравственной устойчивости, ответственности перед обществом за свои поступки и поведение, ориентирование на социально полезную деятельность. Однако, как уже отмечалось, лица, совершившие крайне негативные действия против общества, охраняемые уголовно-правовыми запретами, чаще всего не могут самостоятельно контролировать свою деятельность.

К сожалению, уголовно-исполнительная система на этапе от освобождения до достижения желаемого уровня ресоциализации лиц, отбывших наказание, не может обеспечить должного внимания к непрерывному воспитательному воздействию на них. Содействие с органами полиции в данном случае является прямой необходимостью, и значением социального контроля на данном этапе пренебрегать никак нельзя.

Профессор О.В. Филимонов отмечал: «.. .социальный контроль, прежде всего, является средством устранения причин и условий, способствующих правонарушениям». В связи с этим юристов привлекают вопросы, связанные с использованием мер социального контроля, применяемых в целях общей и индивидуальной профилактики. При этом под социальным контролем в широком смысле слова понимается исторически сложившаяся система воздействия на субъект (класс, социальную и иную группу, коллектив, личность), направленная на организацию его деятельности в рамках принятых правил, норм и иных социальных ценностей, выражающих общественные интересы1.

Все перечисленные меры можно обозначить как стимулирующие положительное (правомерное) посткриминальное поведение лица. Социальный контроль как система воздействия на личность, направленная на организацию ее деятельности в рамках общепринятых норм поведения и иных социальных ценностей, распространяется не на все виды посткриминального поведения лица, совершившего преступление, а лишь на его поведение в определенных временных границах - от назначения до отбытия наказания, а также на его поведение после отбытия наказания. Моментом окончания такого контроля считается истечение сроков судимости либо административного надзора.

В сложившейся криминогенной ситуации административный надзор является не просто средством, а необходимостью В.И. Горобцов усматривает в основаниях применения этой формы посткриминального (постпенитенциарного) контроля судимость с производным признаком отбытия наказания в виде лишения свободы2.

Кроме того, необходимо упомянуть, что такой производный признак, как характер совершенного преступления, является определяющим. Повышенный социальный контроль за лицами, имеющими судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, просто необходим.

В рамках реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до

Криминология и профилактика преступлений

Криминология и профилактика преступлений

2020 года, с учетом Плана подготовки проектов федеральных законов, направленного на реализацию положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, оперативного совещания Совета Безопасности по вопросу выработки правовых и организационных основ единой государственной системы профилактики преступлений и иных правонарушений, касающихся роли уголовно-исполнительной системы и оперативных служб в совершенствовании профилактики рецидивной преступности был принят Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Поскольку надзор как форма посткриминаль-ного контроля, по существу, связан с применением к лицу, имеющему судимость, властных полномочий, запретов, наложением обязанностей предупредительного характера, целесообразно увязать его основания с количеством судимостей, поэтому решение законодателя о включении в систему административного надзора таких групп лиц, как совершившие преступление при опасном и особо опасном рецидиве, несомненно, верно.

Поведение лица во время отбывания наказания в виде лишения свободы является одной из определяющиххарактеристик при установлении административного надзора после его освобождения. Данное положение имеет большое значение, поскольку во время отбывания наказания осужденный обязан соблюдать установленные режимом содержания требования, которые, в свою очередь, сопоставимы с нормами, установленными в обществе. Следовательно, можно утверждать, что роль органов ФСИН России в деле обеспечения общественного порядка начинается с момента осуществления надзора за осужденным в исправительном учреждении.

Непосредственно решение об установлении административного надзора принимается судом, но по заявлению органа, исполняющего наказание. В заявлении исправительного учреждения указываются сведения о поведении лица, в отношении которогопредлагается установить административный надзор, в период отбывания им наказания в исправительном учреждении. К заявлению прилагаются копия приговора суда и постановление начальника исправительного учреждения о признании осужденногозлостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Административный надзор может также назначаться лицу, отбывшему уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющему не-

погашенную либо неснятую судимость, совершившему в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественнуюнравственность.

Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в ч. 2 ст. 3 предусматривает две категории лиц, в отношении которых административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 3 данного Закона в отношении:

- совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего;

- лиц, совершивших преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

Если в отношении второй категории Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “ Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы”» установил дополнения в ст. 18 и 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), регламентирующие правовое положение назначения административного надзора на уровне правовых последствий, в отношении лиц, совершивших преступление при рецидиве преступлений, то в отношении первой категории таких правовых последствий в УК РФ не предусмотрено. Для восполнения данных пробелов в целях профилактики рецидивной преступности предлагаем внести в действующее уголовное законодательство ряд изменений и дополнений, связанных с установлением административного надзора в отношении лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего. Кроме того, если лицу назначен административный надзор или административное ограничение и оно совершает новое преступление, то при назначении наказания необходимоучитывать не только характер и степень общественной опасности совершенного преступления, но и личность виновного. Данное положение также требует своего законодательного закрепления и учета при назначении наказания такому лицу и определения мер уголовно-правового принуждения.

В связи с изложенным предлагаем внести изменения в действующий УК РФ:

1) дополнить п. «а» ч. 2 ст. 18, изложив его в следующей редакции: «а) при совершении лицом тяжкого преступления, за которое оно осуждается к реальному лишению свободы, если ранее это лицо два или более раза было осуждено за умышленное преступление средней тяжести к лишению свободы, а также за умышленные преступления небольшой тяжести против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего);

2) дополнить ч. 1 ст. 63 самостоятельным пунктом, изложив его в следующей редакции:

«совершение преступления лицом, в отношении которого назначен административный надзор или административное ограничение».

Применение административного надзора необходимо рассматривать не только как факт, свидетельствующий о негативных последствиях осуждения, но и как систему комплексных мероприятий, способных оказать положительное воздействие на личность (говоря о ресоциализации лиц, имеющих судимость, а также обеспечении личной безопасности лица, освободившегося из мест лишения свободы) и служит достижению одной из основных целей наказания - исправлению преступника.

1 См.: Филимонов О.В. Посткриминальный контроль. Томск 1991. С. 24-25.

2 См.: Горобцов В.И. Проблемы реализации мер постпенитенциарного воздействия: вопросы теории и практики: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург 1995. С. 15-16.

Криминология и профилактика преступлений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.