Научная статья на тему 'Содержание административного надзора за осужденными'

Содержание административного надзора за осужденными Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1183
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / ОСУЖДЕННЫЕ / ADMINISTRATIVE SUPERVISION / ADMINISTRATIVE RESTRICTIONS CONVICTED

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ратникова Н.Д.

В статье рассмотрены особенности административного надзора за осужденными и виды административных ограничений с учетом изменений действующего законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ратникова Н.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article describes the features of the administrative supervision of the inmates and the types of administrative restrictions, taking into account changes in legislation

Текст научной работы на тему «Содержание административного надзора за осужденными»

Территория науки. - 2014. - № 1.

формирование необходимых экономических и правовых предпосылок для развития страхования в Российской Федерации.

Список литературы

1. Горевой Е.Д. История развития российского

страхового законодательства / Е.Д. Горевой, В.Н. Сусликов // Гражданское право : Федеральный научно-практический журнал. -2012. - № 2.- С. 14-17.

2. Ибадова Л.Т. Взаимное страхование: история и современность / Л.Т. Ибадова // Государство и право. - 2007. - №12. -С. 85-91.

3. Макеров И.В. Формирование правовой основы

страхования в России (историко-правовой аспект) / И.В. Макеров // История государства и права. - 2012. - № 7. - С. 31 - 35.

4. Уварова И.Ю. История развития правового

регулирования страхования в России / И.Ю. Уварова // Электронный архив открытого доступа Белгородского государственного университета. - Белгород, 2013.

5. Черепанов А. Ю. Развитие трансграничного страхования в дореволюционной России / А.Ю. Черепанов // История государства и права: федеральный научно-правовой журнал. - 2011. -№ 6. - С. 43-46 .

Ратникова Н.Д.

СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ЗА ОСУЖДЕННЫМИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: административный надзор,

административные ограничения, осужденные.

Аннотация: в статье рассмотрены особенности

административного надзора за осужденными и виды административных ограничений с учетом изменений действующего законодательства.

Keywords: administrative supervision, administrative restrictions convicted.

167

Территория науки. - 2014. - № 1.

Abstract: This article describes the features of the administrative supervision of the inmates and the types of administrative restrictions, taking into account changes in legislation.

Одним из действенных способов контроля за поведением лиц, освободившихся от отбывания наказания из исправительных учреждений был административный надзор, введенный в соответствии с Положением об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы от 26 июля 1966. Данный институт просуществовал до введения в действие УИК РФ 1996 года. С отменой административного надзора лица, освободившиеся от отбывания наказания в виде лишения свободы и склонные к совершению преступлений, остались без действенного контроля со стороны органов внутренних дел. Такое положение породило у наиболее общественно-опасной части осужденных чувство вседозволенности после отбытия наказания в виде лишения свободы и рост рецидивной преступности.

Федеральный закон РФ от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" восстановил ранее существовавший в российском законодательстве институт административного надзора. В законе сформулированы задачи, которые должен решать административный надзор: предупреждение совершения преступлений и других

правонарушений такими лицами, как осужденными за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, совершивших преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений; оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В отличие от ранее действующего Положения 1966 года Федеральный закон РФ 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ, расширил круг осужденных, в отношении которых администрация исправительных учреждений может ходатайствовать об установлении административного надзора. К ним относятся совершеннолетние лица, освобождаемые за совершение:

1) тяжкого или особо тяжкого преступления;

2) преступления при рецидиве преступлений;

3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

168

Территория науки. - 2014. - № 1.

При этом законодатель четко определил, что в отношении таких категорий осужденных как совершивших преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также преступления при опасном или особо опасном рецидиве, административный надзор при освобождении из исправительных учреждений устанавливается в обязательном порядке.

В отношении осужденных за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, при рецидиве преступлений, а также за умышленное преступление в отношении несовершеннолетнего, подлежащих освобождению из ИУ административный надзор может устанавливаться при условии, что лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Если лицо, отбыло уголовное наказание в виде лишения свободы и имеет непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, то за ним по заявлению органа внутренних дел суд может установить административный надзор.

Для таких лиц уголовно-правое воздействие не исчерпывается исполнением наказания, а государство осуществляет надзор за их поведением при нахождении в обществе в течение срока погашения или снятия судимости.

В отличие от ранее действующего законодательства административный надзор устанавливается судом по заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел. Суд может установить ряд административных ограничений, несоблюдение которых влечет за собой административную ответственность. К таким ограничениям относятся:

1) запрещение пребывания в определенных местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

169

Территория науки. - 2014. - № 1.

Правоограничения предусмотрены для того, чтобы обеспечить органам внутренних дел реальную возможность контролировать поведение лица, освободившегося из мест лишения, которое не достигло исправления и нуждается в социальном контроле.

В Федеральном законе 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ года срок административного надзора дифференцируется в зависимости от категории осужденных. Так для лиц, совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление, а также при рецидиве преступлений срок может устанавливаться от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

Так для осужденных за умышленное преступление в отношении несовершеннолетнего либо освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Начало срока административного надзора в отношении: совершеннолетнего лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, рецидив преступлений или осужденного за умышленное преступление в отношении несовершеннолетнего, которые были признаны в исправительном учреждении злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, а также для совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также осужденных за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, начинает течь со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.

Для лиц, совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление, а также при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, отбывшего уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, совершившего в течение года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих

170

Территория науки. - 2014. - № 1.

на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность - со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.

Суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.

Рядом ученых отмечалось, что правовой основой

административного надзора является судимость лица. Таким образом, можно установить причинную связь между уголовно-правовым правоотношением и реализацией административного надзора, когда уголовное правоотношение, возникшее в связи с совершением лицом преступления, привлечением к уголовной ответственности и отбывания наказания в исправительном учреждении продолжает существовать при осуществлении за данным лицом

административного надзора.

Так, Д.Н. Бахрак полагал, что административный надзор является институтом административного права, указывая следующие доводы: «Во-первых, он устанавливается после исполнения приговора. Во-вторых, эта мера применяется органами управления. В-третьих, органы внутренних дел устанавливают ограничения, ослабляют или усиливают их с учетом личности и поведения поднадзорного, решают вопрос о сроке надзора, его продлении или досрочном прекращении. В-четвертых, рассматриваемая мера применяется в административном порядке. В-пятых, в большинстве случаев она применяется за правонарушения, которые не являются преступлениями. В-шестых, законодатель сам называет надзор административным.

С нашей точки зрения нельзя считать данный институт исключительно административно-правовым, так как предметом правового регулирования при административном надзоре выступают общественные отношения, складывающиеся между освобожденными из исправительных учреждений и государственными органами.

Административный надзор, устанавливается за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, как мера государственного принуждения, предполагающая контроль за поведением определенного круга лиц, органами внутренних дел на

171

Территория науки. - 2014. - № 1.

основании решения суда. При этом должны учитываться нормы уголовного права, определяющие рецидив, опасный или особо опасный рецидив в содеянном или категорию преступления.

Также при обращении администрацией исправительного учреждения в суд применяются нормы уголовно-исполнительного права, определяющие категории осужденных, которые могут признаваться злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания.

Поэтому административный надзор представляет собой межотраслевой институт, складывающийся из норм административного, административно-процессуального и уголовноисполнительного права.

Такой подход к определению правовой природы данного института не в пределах одной отрасли права, а как межотраслевого соответствует его положению в законодательстве на стыке нескольких отраслей права.

Список литературы

1. Бахрак Д. Н. Виды административного пресечения // Административная ответственность и гарантии ее законности. - Пермь, 1972. - С. 47 - 48.

2. Шмаров И. В. Предупреждение преступлений среди освобожденных от наказания. - М., 1974. - С. 88.

Хузина Н.А., Ремизов Д.Г.

ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ВОЗМЕЩЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННОГО ВРЕДА НЕОБОСНОВАННО ПРИВЛЕЧЕННЫМ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦАМ

Воронежский экономико-правовой институт Воронежский государственный аграрный университет

Ключевые слова: имущественный вред, возмещение вреда, реабилитация.

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы создания в России эффективного финансово-правового механизма возмещения вреда лицам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности.

172

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.