Уголовно-правовые и судебно-психиатрические проблемы применения принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим преступления против половой свободы малолетних
Статья посвящена проблемам, стоящим на пути профилактики преступлений против половой свободы малолетних, поскольку эффективность различных методов лечения педофилов не дает желаемых результатов и лица, освободившиеся от отбывания наказания, продолжают совершать такие преступления.
Ключевые слова: педофилия, принудительное лечение, химическая кастрация, уголовная ответственность, преступление.
E.Yu. Zhoga, Master of Law, Assistant Professor of a Chair of Criminal Procedure and Criminalistics of the Novorossiysk Branch of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail:[email protected];
I.O. Plyugina, Teacher of a Chair of Criminal Procedure and Criminalistics of the Novorossiysk Branch of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
Criminal and judicial psychiatric problems of application of force measures of medical character to the persons, committing crime against sexual freedom of underage
Article is devoted to the problems getting in the way of prevention of crimes against sexual freedom of juvenile, as efficiency of various methods of treatment of pedophiles doesn't yield desirable results and the persons exempted from serving of punishment, continue to commit such crimes.
Key words: pedophilia, force treatment, chemical castration, criminal responsibility, crime.
Жога Елена Юрьевна
кандидат юридических наук,
доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])
Плюгина Ирина Олеговна
преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])_
На данный момент в Российской Федерации остро стоит проблема совершения преступлений сексуального характера в отношении несовершеннолетних. По данным МВД России, за последние четыре года количество зарегистрированных случаев педофилии увеличилось в 25 раз, а за последние семь лет - в 30 раз [11]. В 2011 г. в России 1300 детей пострадали от сексуального насилия, 5233 - от ненасильственных половых преступлений. Однако статистические данные не могут отражать субъективную картину происходящего.
Сложность ведения статистики по преступлениям сексуального характера в отношении детей обусловлена тем, что указанные преступления затрагивают интимные стороны жизни
людей, направлены против половой свободы несовершеннолетнего, в связи с чем родители и сами дети скрывают подобные преступления.
Возникают вопросы, кто такой педофил и какие меры к такому лицу применяются? Если обратиться к толковому словарю, то педофилия -это половое извращение, проявляющееся в удовлетворении своей чувственной страсти с ребенком, детьми [3].
По Десятому пересмотру (МКБ-10) [9] международной классификации болезней (МКБ) педофилия относится к классу V как одно из расстройств сексуального предпочтения (код Р65.4): сексуальное предпочтение детей (мальчиков или девочек, или и тех, и других), как правило, допу-бертатного [12] (предшествующего половому
30
созреванию) или раннего пубертатного (периода полового созревания)возраста.
Педофилия рассматривается в психиатрии и психологии как отклонение от сексуальной нормы (парафилия, сексуальная девиация), характерной для данных культурно-исторических условий, сопровождающееся постоянным или преобладающим сексуальным предпочтением детей, как правило, допубертатного или раннего пубертатного возраста. Педофилия диагностируется в большей степени у лиц мужского пола (94%) гетеросексуальной ориентации [12]. Женщины-педофилы встречаются реже [2].
Из норм ст. 97 УК РФ вытекает, что педофилом признается лицо, совершившее в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающее расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемость.
Согласно Руководству по диагностике и статистике психических расстройств (йвМЧУ) Американской психиатрической ассоциации (АПА), педофилия определяется как влечение взрослого человека (16 лет и старше) к детям 13 лет и младше при соблюдении следующих условий:
влечение должно иметь характер или неоднократных интенсивных сексуальных фантазий, или сексуального влечения к реальным детям, или действий сексуального характера с детьми;
влечение должно продолжаться не менее 6 месяцев;
разница в возрасте должна составлять не менее 5 лет.
Зачастую термин «педофилия» ошибочно используют для обозначения лица, совершившего преступление на сексуальной почве против несовершеннолетних. Однако этот термин не всегда можно употреблять в качестве синонима сексуального насилия над детьми. Не всякий преступник, совершивший сексуальное насилие над ребенком, болен педофилией (педофил).
Наличие или отсутствие такого заболевания, как расстройство сексуального предпочтения (педофилия), подлежит установлению посредством проведения судебно-психиатрической экспертизы. 29 февраля 2012 г. законодатель расширил перечень оснований обязательного назначения судебной экспертизы, добавив в ст. 196 УПК РФ [4] п. 3.1 - установление психического состояния подозреваемого, обвиняемого в совершении в возрасте старше восемнадцати лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего возраста четырнадцати лет, для
решения вопроса о наличии или об отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии).
В соответствии со ст. 18. УИК РФ к осужденным к принудительным работам, аресту, лишению свободы, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, учреждениями, исполняющими указанные виды наказаний, по решению суда применяются принудительные меры медицинского характера.
В частности, осужденному за совершение в возрасте старше 18 лет преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, отбывающему наказание в виде лишения свободы, администрация учреждения, исполняющего наказание, не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока отбывания наказания, либо при получении ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, либо до внесения представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания обязана предложить пройти освидетельствование комиссией врачей-психиатров для решения вопроса о наличии или об отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии) и определения мер медицинского характера, направленных на улучшение его психического состояния, предупреждение совершения им новых преступлений и проведение соответствующего лечения [4].
Следует отметить, что такое освидетельствование осужденного не носит принудительного характера, а является добровольным волеизъявлением осужденного.
В соответствии с п. 2.1 ст. 102 УК РФ, вне зависимости от времени последнего освидетельствования и от принятого решения о прекращении применения принудительных мер медицинского характера, суд на основании внесенного не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока исполнения наказания ходатайства администрации учреждения, исполняющего наказание, назначает судебно-психиатрическую экспертизу в отношении лица, совершившего преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, в целях решения вопроса о необходимости применения к нему принудительных мер медицинского характера в период условно-досрочного освобождения или в период отбывания более мягкого вида наказания, а также после отбытия наказания. Суд на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы может назначить принудительную меру
31
медицинского характера. Из нормы вышеуказанной статьи следует, что заключение судебно-психиатрической экспертизы не является обязательным при принятии судом решения о применении, продлении или прекращении принудительных мер медицинского характера. Положение о проведении психиатрической экспертизы имеет обратную силу и распространяется на осужденных к лишению свободы за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, совершенные до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 14-ФЗ [4].
Таким образом, проведение судебно-психиатрической экспертизы обязательно в отношении лиц, вновь привлекаемых к уголовной ответственности за совершение преступления против половой неприкосновенности малолетних (ст. 196 УПК РФ), в то время как согласно ст. 18 УИК РФ проведение освидетельствования комиссией врачей-психиатров для решения вопроса о наличии или об отсутствии у осужденного расстройства сексуального предпочтения (педофилии) и определения мер медицинского характера является добровольным.
Осознавая степень общественной опасности преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, законодатель неоднократно ужесточал ответственность за подобные деяния. В частности, в 2009 г. были внесены изменения в ст. 79 УК РФ [7], в 2012 г. - в ст. 79, 80, гл. 15, ст. 131-135 УК РФ. Такие меры, несомненно, необходимы, но они не могут решить проблему рецидива.
Педофилия - это расстройство, которое формируется с ранних лет. Человек с такого рода расстройством начинает приставать к младшим с раннего возраста. Более чем 40% начинают это делать, не достигнув 15 лет, и большинство - в возрасте до 20 лет [1].
Эффективность лечения педофилов, совершивших преступления, различается в зависимости от возраста лица. Согласно информации, опубликованной Ассоциацией Нью-Джерси по лечению лиц, совершивших сексуальное злоупотребление, частота случаев рецидива у несовершеннолетних, совершивших сексуальное злоупотребление детьми, оценивается в диапазоне от 1,7 до 19,6% [8]. Так, исследователи указывают на снижение уровня рецидива в совершении преступлений сексуального характера в отношении детей на 72% у несовершеннолетних, уличенных в преступлениях сексуального характера [10] и прошедших лечение.
1. Абель Дж. и Харлоу Н. Исследование по предотвращению детского растления. 2001.
В СССР лечение лиц, страдающих педофилией, практически не предпринималось. В западных странах было разработано множество терапий (поведенческая терапия, оргазмическая переориентация, перенасыщение мастурбацией, аверсивная терапия, когнитивно-поведенческая терапия, медикаментозное лечение), однако их эффективность очень низка. Современные специалисты считают, что целью терапии должно быть не изменение сексуальных предпочтений пациента, а увеличение у него самоконтроля и уменьшение дистресса [2].
Согласно ст. 98 УК РФ целью применения принудительных мер медицинского характера является излечение лиц или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых деяний, предусмотренных статьями УК РФ.
Вышеизложенные результаты исследований свидетельствуют о том, что расстройством сексуального предпочтения - педофилией - может страдать лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста, поэтому целесообразно проводить лечение несовершеннолетних в случае совершения ими преступлений против половой неприкосновенности лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста. Эта мера позволит снизить количество рецидивов таких преступлений.
Эффективность различных методов лечения педофилов не дает желаемых результатов и лица, освободившиеся от отбывания наказания, продолжают совершать такие преступления. Если обратиться к зарубежному опыту по данной проблеме, то мы увидим, что во многих странах Европы и ряде штатов США введен институт так называемой химической кастрации. Суть данной процедуры заключается в том, что в организм мужчины вводится специальный препарат, который приводит к полному подавлению сексуального влечения.
В Германии, Дании, Канаде и Швеции химическая кастрация является добровольной и применяется лишь по согласию осужденного, причем в Германии после введения химической кастрации число рецидивов среди педофилов снизилось с 84 до 3% [6].
Эти данные позволяют сделать вывод о необходимости введения в российское законодательство института химической кастрации педофилов. Попытки внесения таких изменений в законодательство предпринимались, но до настоящего времени ничего, кроме мер по ужесточению наказания за рассматриваемые преступления, принято не было [5].
1. Abel Dzh. and Harlou N. Research on prevention of children's corruption. 2001.
32
2. Аномальное сексуальное поведение / под ред. А.А. Ткаченко, Г.Е. Введенского. М., 1997. Гл. 1.
3. Большой толковый словарь русского языка. 1-е изд. СПб.,1998.
4. О внесении изменений в УК РФ и отдельные законодательные акты РФ в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних: федер. закон от 29 февр. 2012 г. № 14-ФЗ.
5. О профилактике преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних: проект Федерального закона № 598798-5 (внесен депутатом Государственной думы А. В. Беляковым).
6. Российская газета. Федеральный выпуск. № 5519.
7. Федеральный закон от 3 нояб. 2009 г. № 245-ФЗ.
8. Emili Rambus, Jackson Tay Bosley, Sexually Abusive Youth. 2009.
9. F65.4 Педофилия // Международная классификация болезней.
10. Worling J.R., Curwen T. Adolescent sexual offender recidivism: success of specialized treatment and implications for risk prediction. Child Abuse Negl. 2000 Jul; 24(7): 965-82.
11. htttp: // mvd.ru./presscenter/statistics/ reports
12. Snyder Howard N. Sexual Assault of Young Children as Reported To Law Enforcement: Victim, Incident, and Offender Charateristics. Washington, DC: US Department of Justice, Bureau of Justice Statistics. NCJ-182990. July, 2000.
2. Abnormal sexual behavior / ed. by A.A. Tkachenko, G.E. Vvedensky. M, 1997. Chap. 1.
3. Big explanatory dictionary of Russian. 1st ed. SPb., 1998.
4. About modification of the criminal code of Russian Federation and separate acts of the Russian Federation for strengthening of responsibility for the crimes of sexual character committed in the relation of minors: feder. law of Febr. 29, 2012. № 14-FL.
5. About prevention of crimes against sexual inviolability of minors: the draft of the Federal law № 598798-5 (it is brought by the deputy of the State Duma A.V. Belyakov).
6. Russian newspaper. Federal release. № 5519.
7. The Federal law of Nov. 3, 2009. № 245-FL.
8. Emili Rambus, Jackson Tay Bosley, Sexually Abusive Youth. 2009.
9. F65.4 Pedophilia // International classification of diseases.
10. Worling J.R., Curwen T. Adolescent sexual offender recidivism: success of specialized treatment and implications for risk prediction. Child Abuse Negl. 2000 July; 24(7): 965-82.
11. htttp: // mvd.ru./presscenter/statistics/re-ports
12. Snyder Howard N. Sexual Assault of Young Children as Reported To Law Enforcement: Victim, Incident, and Offender Charateristics. Washington, DC: US Department of Justice, Bureau of Justice Statistics. NCJ-182990. July, 2000.
33