Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СТРАНЫ ПРИБАЛТИКИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СТРАНЫ ПРИБАЛТИКИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
377
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Латвия / Литва / Эстония / Европейский Союз / перевалка грузов / товаропоток / геополитические интересы / Балтийский регион / Latvia / Lithuania / Estonia / the European Union / cargo transshipment / commodity flow / geopolitical interests / the Baltic region

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ю.В. Баранчик

В статье автор рассматривает возможности увеличения влияния Российской Федерации на Латвию, Литву и Эстонию. Проанализировано положение стран Прибалтики в экономической и политической сферах. Продемонстрированы последствия ухода российского экспортного транзита для портовых хозяйств прибалтийских государств. Предложены возможные рычаги воздействия в направлении улучшения отношений с Россией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE POLITICAL AND ECONOMIC INFLUENCE OF THE RUSSIAN FEDERATION ON THE BALTIC STATES

In the article, the author considers the possibility of increasing the influence of the Russian Federation on Latvia, Lithuania and Estonia. The situation of the Baltic States in the economic and political spheres is analyzed. The consequences of the withdrawal of Russian export transit for the port facilities of the Baltic States are demonstrated. Possible levers of influence in the direction of improving relations with Russia are proposed.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СТРАНЫ ПРИБАЛТИКИ»

ЭКОНОМИКА

УДК 339

Ключевые слова:

Латвия, Литва, Эстония, Европейский Союз, перевалка грузов, товаропоток, геополитические интересы, Балтийский регион

Е^аМ: ezdakov.1975@mail.ru

Ю.В. БАРАНЧИК,

кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института стран СНГ

Адрес: Российская Федерация, 119180, г. Москва, ул. Б. Полянка, д. 7/10, стр. 3

ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СТРАНЫ ПРИБАЛТИКИ

В статье автор рассматривает возможности увеличения влияния Российской Федерации на Латвию, Литву и Эстонию. Проанализировано положение стран Прибалтики в экономической и политической сферах. Продемонстрированы последствия ухода российского экспортного транзита для портовых хозяйств прибалтийских государств. Предложены возможные рычаги воздействия в направлении улучшения отношений с Россией.

В настоящее время экономики стран Прибалтики — Эстонии в меньшей степени, в силу проведённой диверсификации экономики, Литвы и Латвии — в большей — находятся в ожидании спада. Причиной этого являются два фактора:

— отмена с 2021 г. дотаций из бюджета Евросоюза, которые составляли порядка 20—25% местных бюджетов;

— снижение товарооборота 7 местных портов, которые, в совокупности с железнодорожным транспортом, на перевалке грузов, в основном, из России и Белоруссии, давали в местные ВВП около 20-25%.

Вкупе с демографическим кризисом — потери населения с 1990 г. составили в целом около 20-25% -страны Прибалтики стоят перед очень

серьёзными вызовами. Если данные тенденции будут экстраполированы на 10—15 лет вперед, и политика России в отношении государств Прибалтики в этот период не претерпит существенных изменений, то к 2040—2050 гг. страны Прибалтики могут остаться без достаточной массы населения для того, чтобы поддерживать экономику и государственные институты на плаву. Это будет означать постановку совершенно иных задач на этом направлении внешней политики России.

За прошедшее с 1991 г. время Россия полностью потеряла возможности влиять на внутреннюю и внешнюю политику стран Прибалтики. Особенно важно утраченное воздействие на кадровую и партийную политику. Теперь эти направления находятся под влиянием США и стран Западной Европы, в частности Германии и Швеции. Началом продвижения своих интересов в страны Прибалтики послужило формирование в 90-х гг. прошлого века институтов негосударственного сектора — общественных организаций и партий. Затем через механизмы представительской демократии произошёл захват законодательных органов власти, а после этого — и исполнительной. В настоящее время в прибалтийских республиках создана многоэшелони-рованная сплошная зона западного политического влияния, вступить в противоречие с которой означает лишить себя возможности на любой карьерный рост.

Последние примеры, при всей их неоднозначности, представляют собой бывший мэр Риги Нил Ушаков и мэр латвийского города Вентспилс Айвар Лембергс, против которого, чтобы убрать его из политической жизни Латвии, ввело санкции Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Министерства финансов США.

В настоящее время и в среднесрочной перспективе (3—5 лет) Россия не имеет никакой финансовой, политической и кадровой возможности повлиять на внутреннюю, внешнюю и кадровую политику прибалтийских государств. Тем не менее, уже произошедшие изменения в российской внешней политике на прибалтийском направлении дали свои весьма положительные результаты и заложили необходимые основы для решения данного вопроса после 2024-2025 гг.

Напомним, что в основе работы по переориентации российских логистических потоков легла «Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 г.» созданная на основе приказа Министерства транспорта Российской Федерации № 167 от 30 июля 2010 г. Главным автором стратегии стал ФГУП «Росмор-порт»1. Программа предусматривала достижение четырёх ключевых целей:

— увеличение портовых мощностей и обеспечение эффективного развития портовой инфраструктуры;

— обеспечение безопасного функционирования морской портовой ин-

1 Россия уходит. Как в Прибалтике назревает драка за белорусский транзит // https://baltnews. lt/ekonomika_online_novosti/20190917/1019481043/Rossiya-ukhodit-Kak-v-Pгibaltike-nazгevaet-dгaka-za-belorusskiy-tranzit.html, дата обращения 15.02.2020.

фраструктуры и морского транспорта;

— создание условий, повышающих конкурентоспособность отечественных морских портов;

— совершенствование государственного управления в сфере морского портового хозяйства.

Работы планировалось провести в три этапа:

— до 2015 г. конкретизировать перечень конкретных проектов к практической реализации;

— до 2020 г. обеспечить сбалансированный темп прироста портовых мощностей и объёмов перевалки грузов;

— до 2030 г. определить стратегические направления дальнейшего развития морской портовой инфраструктуры с учётом текущих приоритетов развития России.

В рамках упомянутой стратегии предполагалось создать собственную инфраструктуру перевалки углеводородов в объёме до 140 млн тонн и сыпучих грузов (в первую очередь угля, минеральных удобрений, зерна), а также генеральных грузов и контейнеров до 177 млн тонн в год.

Программа предполагала модернизацию существующих и строительство новых портов в Мурманске, Высоцке, Балтийске, Усть-Луге, Санкт-Петербурге, Тамани, Туапсе, Новороссийске, Ростове и Владивостоке.

Предпринятые меры уже в 2009 г. позволили сократить долю сопредельных стран в общем объёме перевалки российского экспортного грузопотока до 18% с 50,7% в 1992 и 26,7% в 2001 гг. Впрочем, следует понимать, что общая средняя цифра реального положения дел не отражала.

По номенклатуре важнейших для экспортной выручки грузов, в частности по углю, руде и минеральным удобрениям, доля использования зарубежной, в том числе прибалтийской, инфраструктуры, находилась на отметках от 30 до 45%. В том числе из общего объёма логистики Балтийского бассейна через Прибалтику в 2009 г. отгружалось 32,3% угля и 50,5% нефтепродуктов. Через Украину (Чер-номорско-Азовский бассейн) — 21% угля и 38,8% нефти.

На начальном этапе работ основные преобразования коснулись переориентации потока каботажных грузов, объём которых через российские порты к 2009 г. увеличился в 4 раза по сравнению с уровнем 1998 г.

Дальнейшие мероприятия привели к увеличению российского морского грузооборота ещё на 18,7% относительно показателей 2009 г., до 589,1 млн тонн к декабрю 2013 г. в первую очередь за счёт переориентации потоков нефти и нефтепродуктов, генеральных грузов, удобрений, угля и морских контейнеров.

К настоящему моменту задача переориентации экспортной логистики Россией в целом решена. К 2020 г. транспортировка через Прибалтику нефтепродуктов прекратится полностью, химических продуктов — до 83%, с перспективой также прекратиться полностью ориентировочно к 2023—2025 гг.

Список всего, что больше не будет доставляться через страны Прибалтики, включает также уголь, зерновые культуры и всё то, что сегодня доставляется стандартными морскими

контейнерами. Иными словами, практически 77% транзитного объёма десятилетней давности2.

По итогам грузооборота за 2018 г. и январь-июнь 2019 г. из 300 млн тонн, некогда приходившихся на Прибалтику, осталось всего 71 млн, тогда как совокупный грузооборот российских портов на Балтике достиг 130 млн тонн. Если же смотреть в деталях, то в общем перечне крупнейших точек отправки грузов на Балтике первые три — уже российские. Через них перевезено 105 млн тонн, или 81,1% экспортного грузооборота. Прирост объёмов 6 основных российских портов на Балтике за первое полугодие 2019 г. превзошёл весь грузооборот Калининграда.

Таким образом, становится понятным, что стратегия не просто исполняется, но и наблюдается качественное преобразование логистической структуры экспорта России. Прирост грузооборота шести российских портов в десять раз (!) превышает аналогичный показатель шести крупнейших иностранных портов на Балтике. Иными словами, Россия начала постепенно перетягивать на себя не только собственные отгрузки, но и иностранный каботажный грузопоток3.

Несмотря на действующие санкции, совокупный грузопоток через порты Российской Федерации за десять ме-

сяцев 2019 г. достиг 2015,8 млн тонн, что почти на 6% выше аналогичного показателя прошлого года. В том числе наливных грузов перевалено 123,31 млн тонн (+ 8,8%), сухих — 92,53 млн тонн (+2,3%). При этом ключевые узлы показали результат даже выше среднего. Например, Усть-Луга обеспечила рост на 7,3%, Приморск — на 16,7%, Калининград — на 21,1%, Выборг - на 34,5%4.

Следует отметить, что к классической номенклатуре привычных грузоперевозок в последние годы начинает прибавляться ранее в них отсутствовавший сжиженный природный газ. Вообще, его основной объём идёт через Северный морской путь с месторождений на Ямале.

Однако вместе с тем российская нефтегазовая корпорация «Газпром» в Ленинградской области в рамках проекта газохимического кластера «Балтийский СПГ» ведёт в районе Усть-Луги строительство завода по сжижению природного газа проектной мощностью в 13 млн тонн в год. Окончание работ намечено на 2023 г., вторая очередь - на конец 2024 г. После чего есть все основания ожидать, что запущенные «для сокращения газовой зависимости от России» прибалтийские проекты, в том числе терминал «Независимость» в литов-

2 Там же.

3 Расцвет портов РФ на Балтике // https://aftershock.news/?q=node/789770&fuЦ, дата обращения 02.03.2020.

4 Порты Балтийского бассейна в январе — октябре 2019 г. // https://www.korabel.ru/news/ comments/porty_baШyskogo_basseyna_v_yanvaгe-oktyabгe_2019_goda_uveЦchШ_peгevalku_m_5_9. html?utm_source=yxnews&utm_medшm=desktop&utm_гefeгreг=https%3A%2F%2Fyandex.m%2Fnews, дата обращения 26.02.2020.

ской Клайпеде, всё равно перейдут на российский газ5.

Сложившиеся тенденции перешли в новое качество, подвигнувшее игроков начать вкладывать более чем серьёзные деньги в строительство новой инфраструктуры, которую теперь ни под какими сиюминутными политически мотивированными поводами Россия уже не бросит. Например, концерн «Еврохим» на собственные деньги строит в Усть-Луге крупный терминал по перевалке своих сухих удобрений. А значит, никакими локальными преференциями компанию назад в Прибалтику уже не вернуть6.

Потери от утраты российского экспортного транзита начали сказываться ещё с 2017 г. Тогда Таллинский порт потерял 27% наливных грузов и оказался в критическом финансовом положении, имея всего 5,7 млн тонн годового грузооборота, что примерно на четверть ниже точки его безубыточности. А ведь речь идёт о системообразующем предприятии, формирующем 5,3% эстонского ВВП за 2015 г.

Именно поэтому в открытых источниках руководство портов Прибалтики старается оперировать не выручкой или прибылью в деньгах, а натуральными показателями в тоннах перевалки,

где масштаб потерь выглядит меньше. Например, за январь — сентябрь 2019 г. грузооборот упомянутого выше порта в столице Эстонии просел на 8,3% относительно аналогичного периода прошлого года. А конкретно в III квартале объём упал даже на 22,1%. То есть фактически можно констатировать утрату ещё 1,5% национального ВВП7.

Ещё сильнее негативные последствия ухода российского транзита на себе ощущает портовое хозяйство Латвии, в советское время создававшееся с высокой долей узкой специализации на нефть и продукты её переработки, а также на химическую продукцию. Если по минеральным удобрениям на октябрь 2019 г. Россия ещё испытывает дефицит перегрузочных мощностей ориентировочно на 10 млн тонн в год, то по нефтепродуктам она уже располагает запасом избыточной мощности на уровне 20-30 млн тонн, что не оставляет портам Прибалтики никаких позитивных перспектив.

Особенно убедительно этот вывод иллюстрируется чёткой корреляцией между ростом объёмов перевалки новых мощностей в Ленинградской области и таким же их падением в портах Литвы, Латвии и Эстонии в 2015—2016 гг.8

5 Ударная стройка «Балтийского СПГ» в Усть-Луге: как «Газпром» затмил СССР // https://baltnews.lt/ authors/20190516/1019132166/baЩjskiy-spg-gazpшm-zatmil-ussr.html, дата обращения 28.02.2020.

6 Эксперт: Россия отнимает у Прибалтики экспорт удобрений // https://eadaily.com/ru/news/2019/06/10/ ekspert-шssiya-otmmaet-u-pribaltiki-eksport-udobremy, дата обращения 27.01.2020.

7 Грузооборот Таллинского порта сократился // https://www.rzd-partner.ru/wate-transport/news/ gruzooboшt-taЦinnskogo-porta-sokrafflsya/, дата обращения 25.02.2020.

8 Последний российский транзит уходит: Прибалтике пора пристраивать безработных // Ы^:// yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwww.rubaltic.ru%2Farticle%2Fekonomika-i-biznes%2F17092019-posledniy-rossiyskiy-tгanzit-ukhodit-pribaltike-pora-pristгaivat-bezrabotnykh%2F, дата обращения 23.02.2020.

Важно отметить, что не сыграла в балтийском регионе и некогда весьма популярная ставка на включение местной транспортной инфраструктуры в схему китайского глобального проекта «Пояса и Пути».

По предварительным оценкам, на сухопутную часть нового транспортного коридора должно было приходиться от 5 до 7% общего товарооборота между КНР и Евросоюзом. Если опираться на итоги января 2018 г., то можно говорить, что ожидалось получить грузопоток в 270 млн тонн. Даже если через прибалтийские порты пошёл не весь поток, а хотя бы треть (максимально оптимистичная оценка), то его хватило бы не только компенсировать уход России, но и обеспечить экономический рост на 10—15%9.

Формально китайский товаропоток в Европу с 2016 г. стабильно увеличивается, только его направления практически не касаются Прибалтики, в логистическом понимании представляющей собой довольно обособленный «медвежий угол» между портами Санкт-Петербурга, Антверпена и Гамбурга. Из-за этого балтийскому побережью перепадает лишь малая часть транзита в виде долей одного процента10.

Таким образом, Прибалтика весьма дорого заплатила за ошибочную стратегическую ставку на русофобию

и убеждение в невозможности появления у России какой-либо внятной альтернативы.

Если считать вместе с прочими связными областями, тем или иным образом на российский экспортный транзит в балтийских странах оказалось завязано до 20—23% национальной экономики, из которых большинство перевозок сегодня либо уже прекращены, либо сведены к минимуму. Так, в частности, даже по самым оптимистичным оценкам перевалка излишков российских удобрений полностью прекратится в ближайшие 2—3 года.

Поскольку порт нуждается в постоянном обслуживании инфраструктуры и обновлении оборудования, особенно кранов и транспортёров, а денег на это в Прибалтике нет уже с 2015—2016 гг., то после 2025 г. местное портовое хозяйство уже начнёт утрачивать техническую способность по обслуживанию массовых грузов вообще, тем самым ставя крест на логистической ценности региона в целом.

Реализация российской стратегии развития морских перевозок и перенаправление экспорта из Прибалтики в собственные порты, ведёт, с одной стороны, к падению транзитных доходов собственно балтийских стран, обеспечивавших ранее существенную часть их ВВП, а с другой, к усилению Берлина, также нацеленного на уреза-

9 Объём погрузки и грузооборот транспорта КНР по итогам января 2018 // http://mvilog.rn/ obem-pogгuzki-i-gгuzooboгot-tгanspoгta-knг-po-itogam-yanvaгya-2018-g, дата обращения 01.03.2020.

10 Китай — Европа: торговля на грани лидерства // http://mfranews.гu/issledovaniya/48477-kitaj-evгopa-toгgovlya-na-gгani-lideгstva , дата обращения 03.03.2020.

ние им дотаций из центральных фондов Евросоюза. Тем самым Восточная Европа и в особенности прибалтийский регион превращаются в богатую питательную среду для американских стратегических планов по формированию нового «Восточного вала». В ряде источников эта идея получила наименование «Мини НАТО», хотя фактически она далеко выходит за рамки только военного аспекта11.

Положение Прибалтики начинает прямо противоречить германским и серьёзно совпадать с американскими геополитическими интересами в Европе. С одной стороны, стимулируя там рост русофобии как единственного эффективного монетизируемого экспортного ресурса, с другой — превращая регион в принципиального оппонента Берлину во всех его экономически здравых начинаниях, если они любым образом связаны с российской торговлей.

Было бы неверным переоценивать масштабы финансового ущерба от русофобской политики прибалтийских правящих элит. Слишком велика разница в экономических масштабах. Однако даже всего годичная задержка с реализацией «Северного потока — 2» уже обернулась для России потерями в объёме порядка 740 млн долл. Если просуммировать и другие составляющие, общая цифра может превы-

сить 1,2 млрд долл. в год12. И это, не считая геополитических и военных рисков. Например, вполне реальной перспективы согласия (конечно же за деньги) прибалтийских правительств на размещение у себя американских сухопутных ракет средней и меньшей дальности, из договора об ограничении которых США недавно полностью вышли.

Теоретически эффективным сдерживающим фактором от подобного развития событий в истории обычно являются местные деловые сообщества, чей бизнес прямо зависит от торговых отношений с соседом. В данном случае, завязанные на экономические отношения с Россией. Причём сообщества, опирающиеся на достаточно крупный по местным меркам капитал, способный оказывать действенное влияние на политическую линию своих государств.

Учитывая скромность фактического масштаба территории, ожидать появления там группировок, способных полностью купировать польское, британское и особенно американское влияние — безосновательно. Однако сглаживать остроту и ограничивать масштабы русофобии они вполне могли бы быть способны.

Но массированное сокращение российских деловых связей с регионом и вывод из него объёмов экс-

11 Польша и новый военный союз против России в Центральной и Восточной Европе // ЫИ^:// eadaily.com/ru/news/2016/06/24/polsha-i-novyy-voennyy-soyuz-protiv-rossii-v-centralnoy-i-vostochnoy-evrope, дата обращения 01.02.2020.

12 Reuters оценило потери «Газпрома» от задержки пуска «Северного потока — 2» в 660 млн евро // https://www.kommersant.ru/doc/4054656, дата обращения 29.01.2020.

портного транзита указанную выше перспективу не просто сокращают, а практически полностью ликвидируют. Тем самым, не оставляя в Прибалтике политических сил, экономически заинтересованных в снижении градуса русофобии и нормализации взаимных деловых и общественных отношений. Пример успешного вмешательства чисто национального

регулирующего органа Польши в вопросы общеевропейской и даже чужой (в данном случае суверенной французской) юрисдикции, показывает, насколько недальновидной непосредственно для Москвы может оказаться чрезмерная жёсткость в вопросе максимизации прекращения экономических и логистических связей с Прибалтикой13.

Предложения

Необходимо признать, что Российская Федерация сейчас не имеет необходимых политических рычагов давления на политику Латвии, Литвы и Эстонии. Тем не менее у Москвы есть серьёзные политические рычаги влияния. Их суть — в максимально быстром дальнейшем переводе всего портового транзита, идущего через страны Прибалтики, на российские порты.

Проводимая уже несколько лет политика по развитию своей портовой инфраструктуры на Балтике уже привела к тому, что за последние 9 лет (с 2011 по 2019 г.) суммарный грузооборот ведущих портов Прибалтики в Риге, Клайпеде, Вентспилсе, Таллине и Лиепае снизился со 135,7 млн тонн до 115,7 млн тонн в 2017 г. По итогам 2019 г., сложившаяся тенденция привела к сокращению грузопотока ещё на 28-30% относительно уровня прошлых лет, то есть примерно до 80 млн тонн в год. Принятые меры позволили

только портам Балтийского бассейна России нарастить перевалку до более чем 256 млн тонн. Напомним, что в годы СССР порты РСФСР перевозили в 2,5 раза меньше — 110 млн тонн.

Россия останавливаться на достигнутом не собирается и намерена к 2024 г. полностью заместить прибалтийские порты российскими. Так, к 2022 году в Усть-Луге должен быть введён в строй порт по перевалке сухих и сыпучих грузов (удобрения), что позволит таким гигантам как «Еврохим», «Уралкалий» и «Акрона» перейти из прибалтийских портов в российские.

Также до 2024 года Россия должна полностью забрать из портов Прибалтики перевозку угля, который, в частности, до сих пор обеспечивает до 35—40% от всей перевалки такого порта, как Рига.

Важным фактором реализации российской внешней политики на прибалтийском направлении является лишение их портовой инфраструкту-

13 Германия придумала, как совместить Брюссель и «Северный поток» // https://гegnum.гu/news/ economy/2780217.html, дата обращения 30.01.2020.

ры (особенно Литвы и затем Латвии) белорусского транзита, который к настоящему времени составляет около 40 млн тонн (в основном нефть, нефтепродукты, калийные удобрения). Лишившись белорусского транзита, порты, в частности Литвы, фактически прекратят свою работу.

Но лишённые работы порты — это только часть выпадающих доходов.

Остановка портов приведёт к дефолту и железнодорожную отрасль экономики Литвы и Латвии. В результате лишения дотаций и остановки транзита грузов через порты и железную дорогу, к 2024 г. ВВП Литвы и Латвии может просесть в 1,5—2 раза. Это гарантирует экономический и, как следствие, политический кризис в этих республиках.

Выводы

Если реализация предложенных выше мер к прибалтийским республикам пройдет успешно, то в сочетании с прекращением с 2021 г. евродотаций, к 2024 г. могут быть сформированы экономические условия для начала переформатирования политических элит Прибалтики.

Россия за счёт перевода транзита в российские порты сможет накопить достаточный финансовый ресурс для того, чтобы начать выстраивать с прибалтийскими элитами новые отношения. Но главное — начать формировать в этих странах новые пророссийские элиты. На данную логику играет и тот факт, что к этому времени среди основной массы электората прибал-

тийских стран будут сформированы ожидания смены политической и социально-экономической элиты правящих партий, в том числе, в направлении улучшения отношений с Россией.

Отсутствие политических инструментов работы на прибалтийском направлении только подчёркивает важность усиления экономического давления на прибалтийские политические элиты. Только угроза экономического коллапса будет способствовать перемене своих взглядов как на внутреннюю политику (прежде всего, нас интересуют вопросы гражданских прав русскоязычного населения), так и на внешнюю.

Список литературы

«Reuters» оценило потери «Газпрома» от задержки пуска «Северного потока — 2» в 660 млн евро // https://www.kommersant.ru/doc/4054656, дата обращения 29.01.2020.

Германия придумала, как совместить Брюссель и «Северный поток» // https:// regnum.ru/news/economy/2780217.html, дата обращения 30.01.2020.

Грузооборот Таллинского порта сократился // https://www.rzd-partner.ru/wate-transport/news/gruzooborot-tallinnskogo-porta-sokratilsya/, дата обращения 25.02.2020.

Китай — Европа: торговля на грани лидерства // http://infranews.ru/issledovaniya/48477-kitaj-evropa-torgovlya-na-grani-liderstva/, дата обращения 03.03.2020.

Объём погрузки и грузооборот транспорта КНР по итогам января 2018 // http:// navilog.ru/obem-pogruzki-i-gruzooborot-transporta-knr-po-itogam-yanvarya-2018-g/, дата обращения 01.03.2020.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Польша и новый военный союз против России в Центральной и Восточной Европе // https://eadaily.com/ru/news/2016/06/24/polsha-i-noYyy-voennyy-soyuz-protiv-rossii-v-centralnoy-i-vostochnoy-evrope , дата обращения 01.02.2020.

Порты Балтийского бассейна в январе — октябре 2019 // https://www.korabel. ru/news/comments/porty_baltiyskogo_basseyna_v_yanvare-oktyabre_2019_goda_ uvelichili_perevalku_na_5_9.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_ referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews, дата обращения 26.02.2020.

Последний российский транзит уходит: Прибалтике пора пристраивать безработных // https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwww.rubaltic. ru%2Farticle%2Fekonomika-i-biznes%2F17092019-posledniy-rossiyskiy-tranzit-ukhodit-pribaltike-pora-pristraivat-bezrabotnykh%2F, дата обращения 23.02.2020.

Расцвет портов РФ на Балтике // https://aftershock.news/?q=node/789770&full, дата обращения 02.03.2020.

Россия уходит. Как в Прибалтике назревает драка за белорусский транзит // https:// baltnews.lt/ekonomika_online_novosti/20190917/1019481043/Rossiya-ukhodit-Kak-v-Pribaltike-nazrevaet-draka-za-belorusskiy-tranzit.html, дата обращения 15.02.2020.

Ударная стройка «Балтийского СПГ» в Усть-Луге: как «Газпром» затмил СССР // https://baltnews.lt/authors/20190516/1019132166/baltijskiy-spg-gazprom-zatmil-ussr.html, дата обращения 28.02.2020.

Эксперт: Россия отнимает у Прибалтики экспорт удобрений // https://eadaily. com/ru/news/2019/06/10/ekspert-rossiya-otnimaet-u-pribaltiki-eksport-udobreniy, дата обращения 27.01.2020.

YU.V. BARANCHIK,

candidate of philosophy, senior researcher at the Institute of CIS countries

Keyword:

Latvia, Lithuania, Estonia, the European Union, cargo transshipment,

commodity flow, geopolitical interests,

the Baltic region

PROSPECTS FOR THE POLITICAL AND ECONOMIC INFLUENCE OF THE RUSSIAN FEDERATION ON THE BALTIC STATES

In the article, the author considers the possibility of increasing the influence of the Russian Federation on Latvia, Lithuania and Estonia. The situation of the Baltic States in the economic and political spheres is analyzed. The consequences of the withdrawal of Russian export transit for the port facilities of the Baltic States are demonstrated. Possible levers of influence in the direction of improving relations with Russia are proposed.

«Reuters» estimated Gazprom's losses from the delay in launching Nord stream 2 at 660 million euros // https://www.kommersant.ru/doc/4054656, accessed 29.01.2020. (InRuss.)

Germany has come up with a way to combine Brussels and Nord stream // https://regnum. ru/news/economy/2780217.html, accessed 30.01.2020. (InRuss.)

The cargo turnover of the port of Tallinn has decreased // https://www.rzd-partner.ru/wate-transport/news/gruzooborot-tallinnskogo-porta-sokratilsya/, accessed 25.02.2020. (InRuss.)

China-Europe: trade on the verge of leadership // http://infranews.ru/issledovaniya/48477-kitaj-evropa-torgovlya-na-grani-liderstva/, accessed 03.03.2020. (InRuss.)

The volume of loading and cargo turnover of transport in the PRC at the end of January 2018 // http://navilog.ru/obem-pogruzki-i-gruzooborot-transporta-knr-po-itogam-yanvarya-2018-g/, accessed 1.03.2020. (InRuss.)

Poland and the new military Alliance against Russia in Central and Eastern Europe // https://eadaily.com/ru/news/2016/06/24/polsha-i-novyy-voennyy-soyuz-protiv-rossii-v-centralnoy-i-vostochnoy-evrope, accessed 01.02.2020. (InRuss.)

Baltic sea ports in January-October 2019 // https://www.korabel.ru/news/ comments/porty_baltiyskogo_basseyna_v_yanvare-oktyabre_2019_goda_uvelichili_

References

perevalku_na_5_9.html?utm_source=yxnews&utm_medium = desktop&utm_ referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews, accessed 26.02.2020. (InRuss.)

The last Russian transit is leaving: it's time for the Baltic States to accommodate the unemployed // https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwww.rubaltic. ru%2Farticle%2Fekonomika-i-biznes%2F17092019-posledniy-rossiyskiy-tranzit-ukhodit-pribaltike-pora-pristraivat-bezrabotnykh%2F, accessed 23.02.2020. (InRuss.)

The rise of Russian ports in the Baltic // https://aftershock.news/?q=node/789770&full, accessed 02.03.2020. (InRuss.)

Russia is leaving. How a fight for Belarusian transit is brewing in the Baltics // https:// baltnews.lt/ekonomika_online_novosti/20190917/1019481043/Rossiya-ukhodit-Kak-v-Pribaltike-nazrevaet-draka-za-belorusskiy-tranzit.html, accessed 15.02.2020. (InRuss.)

Baltic LNG's shock construction site in Ust-Luga: how Gazprom eclipsed the USSR // https://baltnews.lt/authors/20190516/1019132166/baltijskiy-spg-gazprom-zatmil-ussr.html, accessed 28.02.2020. (InRuss.)

Expert: Russia is taking away the export of fertilizers from the Baltic States // https:// eadaily.com/ru/news/2019/06/10/ekspert-rossiya-otnimaet-u-pribaltiki-eksport-udobreniy, accessed 27.01.2020. (InRuss.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.