DOI: 10.24412/2076-1503-2022-5-366-374 NIION: 2018-0076-5/22-715 MOSURED: 77/27-023-2022-5-914
младший научный сотрудник научно-организационного отдела Института государства и права
СТЕПАНОВ Михаил Антонович,
Российской академии наук, e-mail: mishadze@inbox.ru
ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕХОДА НА ПРОПОРЦИОНАЛЬНУЮ МОДЕЛЬ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА ВЫБОРАХ В ПАРЛАМЕНТ ФРАНЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Аннотация. Сегодня во Франции в период проведения президентских и парламентских выборов стала активно обсуждаться идея реформирования избирательной системы на выборах в Национальное собрание и установления смешанной или пропорциональной модели. Вопрос об избирательной системе на выборах в парламент имеет большое значение при организации данного института. От его решения может зависеть не только политические силы какого толка будут заседать в главном представительном органе государства, но и устойчивость правительства, частота и интенсивность политических кризисов, и безопасность государства. В статье рассматриваются современные законодательные проекты избирательной реформы, предложения кандидатов в президенты и программы политических партий с целью оценки перспективы частичного или полного перехода на пропорциональную избирательную систему на современном этапе. Предполагается, что возможность проведения избирательной реформы будет зависеть от результатов выборов в Национальное собрание 2022 г. Результаты исследования могут быть использованы как при изучении общей политико-правовой динамики современной Франции, так и для учёта и оценки опыта функционирования и трансформации избирательных систем зарубежных стран с целью совершенствования национального законодательства.
Ключевые слова: избирательная система, модели избирательной системы, пропорциональная модель, смешанная модель, парламент Франции, парламентские выборы, Национальное собрание, избирательное законодательство Франции.
PROSPECTS FOR THE TRANSITION TO A PROPORTIONAL MODEL OF THE ELECTORAL SYSTEM IN THE ELECTIONS TO THE FRENCH
Annotation. Today, during the presidential and parliamentary elections in France, the idea of reforming the electoral system in the elections to the National Assembly and establishing a mixed or proportional model of the electoral system has been actively discussed. The issue of the electoral system in parliamentary elections is of great importance in the organization of this institution. Its decision may depend not only on what kind of political forces will sit in the main representative body of the state, but also on the stability of the government, the frequency and intensity of political crises and the security of the state. The article examines modern legislative projects of electoral reform, proposals of presidential candidates and programs of political parties in order to assesses the prospects for partial or complete transition to a proportional electoral system at the present stage. It is assumed that the possibility of electoral reform will depend on the results of the elections to the National Assembly in 2022. The results of the study can be used both in studying the general political and legal dynamics of modern France, and for considering and evaluating the experience of functioning and transformation of electoral systems of foreign countries in order to improve national legislation.
Key words: electoral system, models of the electoral system, proportional model, mixed model, the French Parliament, parliamentary elections, National Assembly, electoral legislation of France.
STEPANOV Mikhail Antonovich,
Junior researcher of the scientific and organizational Department of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
PARLIAMENT AT THE PRESENT STAGE
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022
В системе органов государственной власти современных демократических государств парламент - это «высший общенациональный представительный орган» [5, с. 235], проводник «общей воли» в том смысле, как её понимал Ж.-Ж. Руссо [7, с. 219]. Народ, как обладатель верховной власти в государстве, как суверен, наиболее полно воплощается в парламенте именно в силу плюралистического, представительного характера последнего, поскольку осуществлять народный суверенитет непосредственно, на современном этапе развития государства как института, физически затруднительно, если вообще возможно. Отсюда возникает потребность в таком органе как парламент, в котором в результате общего обсуждения специально уполномоченные для этого люди будут принимать законы в соответствии с общей волей.
Как отмечает Ж.-Ж. Руссо, для того чтобы воля была общей, необязательно наличие единогласия, но необходимо учесть все позиции. Игнорирование каких-либо мнений «нарушает общий характер воли» [7, с. 217]. Поэтому, коль скоро главной функцией парламента является проведение в жизнь общей воли, то сам собой напрашивается вопрос: как следует формировать его состав, чтобы он мог в полной мере исполнять возложенные на него обязанности?
Вопрос о способе формирования состава парламента, об избирательной системе не является таким простым, как может показаться на первый взгляд. От выбора модели избирательной системы будет зависеть не только то, сколько партий будет заседать в парламенте, но и политическая стабильность государства и даже его безопасность, особенно в том случае если парламент оказывает существенное влияние на формирование исполнительной ветви власти.
В период президентской избирательной кампании 2022 г. во Франции вновь заговорили о необходимости введения пропорциональной модели избирательной системы на выборах в Национальное собрание. Франция имеет богатый опыт применения пропорциональной модели на выборах различного уровня. Более того, французы могут по праву претендовать на звание изобретателей данной модели [13, с. 376]. Оттого перспектива перехода от мажоритарной модели избирательной системы к пропорциональной или смешанной сегодня выглядит весьма любопытно, особенно учитывая последствия недавнего социально-политического кризиса, связанного с движением «жёлтых жилетов». Актуальность проблеме также добавляют грядущие парламентские выборы, от исхода которых может зависеть решение данного вопроса.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022
Целью настоящей работы является оценка перспектив перехода на пропорциональную или смешанную модель избирательной системы при проведении выборов в Национальное собрание Франции на современном этапе. Для достижения поставленной цели проводится анализ политико-правового дискурса современной Франции по вопросу о необходимости изменения избирательной системы на выборах в Национальное собрание. Результаты исследования могут быть использованы при изучении общей политико-правовой динамики современной Франции, а также учёта и оценки опыта функционирования и трансформации избирательных систем зарубежных стран с целью совершенствования национального законодательства.
На сегодняшний день существует два основных подхода к определению понятия «избирательная система». Согласно первому, под избирательной системой следует понимать «совокупность институтов, связанных с проведением выборов» [6, с. 287]. В соответствии со вторым избирательная система - это порядок определения победителя выборов, способ «перевода» голосов избирателей в места [6, с. 287]. При этом в исследованиях европейских и американских авторов зачастую доминирует второй подход. Так, например, П. Норрис избирательной системой называет способ преобразования голосов в места [23, с. 297]. К. Магдалинс и М. Гасснер отмечают, что стержнем любой избирательной системы является набор правил, определяющих механизм перевода голосов в места или должности [21, с. 4].
Напротив, в отечественной научной литературе можно встретить как сторонников первого, так и второго подходов. Например, М.В. Баглай полагает, что «понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования» [1, с. 405]. А.Г. Орлов считает, что избирательная система - это «установленный законом или другим нормативным актом способ определения результатов голосования и порядок распределения мандатов между партиями» [5, с. 204]. Некоторые авторы, которые придерживаются второго подхода, рассматривая избирательную систему в узком смысле как набор законодательно установленных условий определения результата выборов и «порядка распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов» [2, с. 16].
Поскольку в настоящей работе речь идёт об избирательных формулах, т.е. о том, как голоса избирателей должны переводиться в места в представительном органе, избирательную
систему мы рассматриваем как совокупность правовых норм, устанавливающих механизм определения результата выборов.
В системе органов государственной власти Франции парламент занимает далеко не ведущие позиции. Связано это, во-первых, с трагическим опытом применения парламентской формы правления во Франции в первой половине XX в.; во-вторых, с личными представлениями Ш. де Голля, являвшегося одним из авторов Конституции 1958 г., о должном государственном устройстве. Создатели Пятой Республики ставили во главу угла управляемость государственного механизма, нежели демократичность институтов. В период существования Третьей и Четвёртой Республик парламент являлся центром политической жизни, теперь же его роль сводится к «приданию силы закона правительственным проектам» [4, с. 46]. Данный факт даже отражается во французской юридической лексике: только правительство вносит на рассмотрение парламента законопроекты, в то время как парламентарии вносят законодательные предложения.
По словам А.Д. Керимова, с первых лет существования парламента Пятой Республики наблюдается тенденция к расширению его роли и полномочий, что особенно ярко проявилось в периоды «сосуществования» [3, с. 8, 9]. Это явление говорит о глубоко укоренившихся парламентских традициях в современной Франции. Поэтому ситуация, когда главная задача парламента заключалась в вотировании проектов правительства, не могла просуществовать долго не вызвав критики и не приведя к появлению проектов реформирования главного представительного учреждения страны.
Коренное изменение положения парламента в системе органов государственной власти Франции потребовало бы принятия новой конституции, что на современном этапе вряд ли возможно, несмотря на то, что такие предложения уже существуют. По этой причине одной из главных тем политических дебатов, связанных с реформированием парламента, сегодня является вопрос о необходимости изменения модели избирательной системы на выборах в Национальное собрание.
Статья 24 Конституции 1958 г. устанавливает, что депутаты Национального собрания избираются прямыми выборами, и их количество не может превышать 577 человек. Порядок выборов в палаты парламента и условия осуществления выборных мандатов определяются отдельным законом (ст. 34). Таким образом, определяя лишь общие принципы формирования нижней палаты парламента, Конституция побуждает законодателя к поиску наиболее оптимального соотноше-
ния элементов избирательной системы на выборах в Национальное собрание.
В период президентской избирательной кампании 2022 г. предложение о реформе избирательной системы нашло отражение в программах многих кандидатов. Так, например, кандидат от «Новой антикапиталистической партии» Ф. Путу выступал за введение полной пропорциональности на выборах всех уровней [20]. Схожего мнения придерживался и кандидат от Коммунистической партии Ф. Руссель, отметивший в своей программе, что голосование по пропорциональной модели обеспечит справедливое представительство политических групп в зависимости от их влияния на выборы [15]. А. Идальго, представляющую Социалистическую партию, предложила введение смешанной модели на выборах в парламент, по типу той, что существует в Германии [12]. Н. Дюпон-Эньян, кандидат от партии «Вставай Франция», предложил ввести дозу пропорциональности на выборах в Национальное собрание и избирать 100 депутатов по пропорциональной модели [32]. В проекте Шестой Республики лидера партии «Непокорённая Франция» Ж.-Л. Мелан-шона, который лёг в основу его программы на президентских выборах, отмечено, что для наиболее полного представительства в парламенте, который должен стать основой нового государства, необходимо чтобы голосование проходило по пропорциональной модели [8]. М. Ле Пен, представляющая на выборах партию «Национальное объединение», также отметила в своей программе необходимость введения пропорционального представительства [22].
В программе Э. Макрона, одержавшего победу на президентских выборах 2022 г., прямо не говорится про избирательную реформу, лишь указывается на провал по вине оппозиции институциональной реформы, предложенной им в 2017 г. [10], которая предусматривала, в т.ч. трансформацию избирательной модели в нижнюю палату парламента и сокращение количества её членов. Однако, в марте 2022 г. он вновь высказался в поддержку пропорционального представительства, отметив при этом, что это его личная позиция и поэтому данный пункт не вошёл в его программу [11].
В программах некоторых политических партий Франции также можно встретить предложения по реформированию избирательной системы на выборах в Национальное собрание. Социалистическая партия, например, указывает на необходимость преодолеть существующие во Франции противоречия между мажоритарной и пропорциональной моделями и предлагает создать такую конфигурацию избирательной системы, которая
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022
бы перестала искажать политическую и социальную реальность и дала избирателям больше возможностей для выбора [14]. Партия «Европа Экология Зелёные» призывает распространить пропорциональную модель избирательной системы на выборы всех уровней, а на выборах в Национальное собрание использовать смешанную модель немецкого типа [31]. Идея внедрения пропорционального представительства на выборах разного уровня нашла также отражение и в программе «Коммунистической партии Франции» [9].
Как отмечает издание LaCroix, обещание изменить модель избирательной системы на выборах в Национальное собрание стало своего рода «мантрой» президентских кампаний последних лет [16]. Действительно, данное предложение можно часто услышать от кандидатов в президенты, представляющих разные участки политического спектра. Например, в промежутке между первым и вторым туром президентских выборов 2007 г. Н. Саркози, во время одного из своих выступлений перед избирателями допустил возможность введения дозы пропорциональности на выборах в парламент страны, однако, эта идея не получила дальнейшего развития [30]. Позже, в период проведения президентской кампании 2012 г., Саркози вновь выступил за введение дозы пропорциональности на выборах в Национальное собрание, что нашло отражение в его программе [29]. Ф. Олланд, представлявший на президентских выборах 2012 г. Социалистическую партию и одержавший тогда победу, также нашёл в своей программе место для обещания ввести дозу пропорциональности на выборах в Национальное собрание [17], но впоследствии отказался от него из опасений, что Национальному фронту удастся развить свой успех после региональных выборов 2015 г. и создать в Национальном собрании фракцию, большую чем в 1986 г., когда впервые в истории Пятой Республики была применена пропорциональная модель на выборах в Национальное собрание. На президентских выборах 2017 г. в пользу пропорционального представительства, например, выступала кандидат от Национального фронта М. Ле Пен [33].
Подобное поведение кандидатов в президенты объясняется стремлением заполучить дополнительные голоса избирателей, поскольку модель пропорциональной избирательной системы пользуется поддержкой среди населения Франция (по данным Французского института общественного мнения, в 2021 г. 52% французов поддерживали пропорциональное представительство [18]). При этом можно сказать, что это одно из тех предвыборных обещаний, неисполнение которого не повлечёт за собой серьёзных репутацион-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022
ных издержек, поскольку несмотря на относительную процедурную лёгкость проведения избирательной реформы, её морально-политический вес, вероятно, создаёт в глазах рядового гражданина впечатление чего-то фундаментального, поэтому всегда будет оставаться возможность сослаться на некие обстоятельства непреодолимой силы или какие-либо экзистенциальные угрозы как, например, поступили Э. Макрон и Ф. Олланд.
Ещё одной причиной почему идея реформирования избирательной системы Франции в сторону большей пропорциональности не получает развития является незаинтересованность в этом политической элиты. После синхронизации президентских и парламентских выборов во Франции в 2001 г. большинство в Национальном собрании получала партия, поддерживающая президента. Изменение избирательного календаря и проведение парламентских выборов через месяц после президентских сводило к минимуму вероятность повторения ситуации «сосуществования», благодаря чему президент получал возможность проводить свою политику без оглядки на парламентскую оппозицию. В данной ситуации президенту будет невыгодна реформа избирательной системы, поскольку повысится риск избрания нелояльного парламента, который сможет торпедировать проекты главы государства. Президентскому большинству в парламенте реформа также не принесла бы пользы, т.к. для парламентариев возрастёт риск не переизбраться в следующем избирательном цикле из-за возможного увеличения количества партий в парламенте.
В мае 2018 г. премьер-министр Э. Филипп и министр внутренних дел Ж. Коллон внесли в нижнюю палату парламента законопроект № 976 «О более представительной, ответственной и эффективной демократии», который предусматривал введение 15% дозы пропорциональности на выборах в Национальное собрание [24]. Данный проект стал следствием озвученного Э. Макроном в июле 2017 г. предложения по проведению институциональной реформы. Предполагалось, что часть депутатов будет избираться по мажоритарной модели в два тура по одномандатным округам, а другая часть по пропорциональной модели по единому национальному округу без панаширо-вания и преференциального голосования (ст. 1) Результаты для списков должны были определяться согласно правилу наибольшего среднего с 5% избирательным барьером (ст. 1). Обсуждение законопроекта затягивалось из-за большого количества поправок, т.н. дела Беналлы и начавшегося в ноябре 2018 г. движения «жёлтых жилетов» до тех пор, пока он не был отозван авторами в августе 2019 г.
29 августа 2019 г. правительством был предложен новый законопроект, разработанный с учётом результатов «Больших дебатов»1. В проекте закона № 2205 «Об обновлении демократической жизни» предлагалось ввести дозу пропорциональности в 20% с процедурой голосования и избирательной формулой аналогичными предыдущему законопроекту [25]. Обсуждение проекта парламентом не проводилось, а после начала пандемии Covid-19 он ушёл с повестки дня.
Неудача правительственного проекта побудила членов парламента к выдвижению собственных инициатив. В феврале 2021 г. лидер фракции «Демократического движения» в Национальном собрании П. Миньола предложил свою версию избирательной реформы. Законодательное предложение № 3865 «О введении пропорциональной дозы на парламентских выборах» предусматривает установление смешанной модели избирательной системы [28]. В департаментах, в которых избираются одиннадцать депутатов или меньше, выборы проводятся по мажоритарной модели в два тура, а в департаментах, в которых избираются двенадцать депутатов или больше, выборы проводятся по пропорциональной модели без панаширования и преференциального голосования по правилу наибольшего среднего (ст. 1 и ст. 2).
Позже, 23 февраля 2021 г., П. Миньола внёс ещё один проект реформы. Законодательное предложение № 3927 «Относительно полной пропорциональности на парламентских выборах» устанавливало, что депутаты Национального собрания избираются в департаментах по спискам без панаширования и преференциального голосования по правилу наибольшего среднего (ст. 1) [26]. К распределению мест допускаются списки, преодолевшие 5% избирательный барьер (ст. 2). Ни один проект, предложенный П. Миньо-лой, не получил дальнейшего развития.
21 марта 2021 г. группа депутатов от фракции «Непокорённой Франции» внесла в нижнюю палату парламента Законодательное предложение № 4013 «Об установлении полной пропорциональности на парламентских выборах», которое предусматривало установление пропорциональной модели избирательной системы аналогично законодательному предложению П. Миньолы от 23 февраля 2021 г. [27]. Данный проект был отклонён в первом чтении 6 мая 2021 г.
Введение во Франции пропорциональной модели избирательной системы или дозы пропор-
1 Организованная по предложению Э. Макрона общественная дискуссия, призванная найти решение социально-политического кризиса, вызванного движением «жёлтых жилетов», прошедшая с января по март 2019 г.
циональности на выборах в Национальное собрание полностью зависит от политической воли её лидеров. Как уже отмечалось выше, элита может быть не заинтересована в изменении статус-кво: тема пропорционального представительства является хорошим объектом для спекуляций, позволяющих набирать дополнительные политические очки, без серьёзного риска для репутации; проведение выборов по пропорциональной модели может привести к прохождению в парламент политических сил, нежелательных для элиты, и уменьшению представительства собственной группы, а, следовательно, к необходимости создавать союзы и делить зоны влияния с партнёрами по коалиции.
В этом контексте заслуживает упоминания одна из гипотез С. Роккана, дополненная А. Лейп-хартом, согласно которой переход к пропорциональной системе возможен в условиях ослабления позиций правящей партии и нарастающего давления снизу со стороны населения и поддерживаемых им, и от того крепнущих, других партий [19]. В этих условиях правящая партия может пойти на такой шаг, чтобы сохранить часть своего влияния и минимизировать возможные потери. Похожая ситуация наблюдалась на выборах в Национальное собрание 1986 г., когда переход на пропорциональную модель избирательной системы был продиктован желанием социалистов минимизировать вероятные потери на фоне снижающегося уровня поддержки. Если партия Э. Макрона «Вперёд, Республика!» на предстоящих парламентских выборах не сможет добиться результата, аналогичного тому, что был достигнут в 2017 г., то она может предпринять попытку реформировать избирательную систему.
Сложившаяся на сегодняшний день во Франции непростая социально-политическая обстановка может способствовать установлению если не пропорциональной, то смешанной модели избирательной системы. В политическом отношении протесты движения «жёлтых жилетов», захлестнувшие всю Францию в 2018 - 2019 гг., можно интерпретировать как проявление кризиса представительной демократии, первым вестником которого стали президентские выборы 2017 г., когда кандидаты от двух ведущих партий - Социалистической и «Республиканцев» - проиграли в первом туре. Не вдаваясь в подробности, отметим, что эта ситуация является частью более широкой проблемы утраты населением Франции доверия к политическим институтам. Движение «жёлтых жилетов» завершилось в конце 2019 г., но затронутая ими проблема утраты легитимности политическими институтами осталась. В этой связи, установление пропорциональной модели избирательной системы на выборах в Националь-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022
ное собрание или даже дозы пропорциональности способствовало бы расширению репрезентативности нижней палаты парламента, учёту интересов большего числа населения, что позволило бы не только решить проблему утраты доверия, но и содействовало исполнению французским парламентом главной функции любого парламента - проведению в жизнь общей воли.
Список литературы:
[1] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов / М.В. Баглай. - 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. - 784 с.
[2] Выборы в мире: избирательные системы / И.Б. Борисов, А.Г. Головин, А.В. Игнатов; под общ. ред. И.Б. Борисова. - СПб.: ИВЭСЭП, 2015. -200 с.
[3] Керимов А.Д. Парламентское право Франции. - М.: Изд-во «НОРМА», 1998. - 176 с.
[4] Керимов А.Д. Французский парламентаризм: Конституционно-правовое исследование: дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.02. - М., 1999. - 295 с.
[5] Конституционное право зарубежных стран: учеб. для вузов / под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо и Л.М. Энтина. - М.: Норма, 2004. -832 с.
[6] Политическая компаративистика: учеб. / под ред. О.В. Гаман-Голутвиной. - М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2020. - 784 с.
[7] Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / пер. с франц. - М.: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998. - 416 с.
[8] Constituante - Livretthématique - Mélenchon 2022. URL: https://melenchon2022.fr/livrets-thematiques/6e-republique/ (датаобращения: 28.05.2022).
[9] Construisons la France en commun. Formons une union populaire agissante // Le programme du Parti communiste française. URL: https://assets.nationbuilder.com/pcf/pages/3003/ attachments/original/1621955637/document_ programme.pdf?1621955637 (дата обращения: 28.05.2022).
[10] Emmanuel Macron avec vous // Le programme d'Emmanuel Macron pour l'élection présidentielle 2022. URL: https://avecvous.fr/ wp-content/uploads/2022/03/Emmanuel-Macron-Avec-Vous-24-pages.pdf (дата обращения: 28.05.2022).
[11] Emmanuel Macron favorable à la proportionnelle à l'Assemblée nationale. URL: https:// www.tf1info.fr/politique/presidentielle-2022-emmanuel-macron-se-dit-favorable-a-titre-personnel-au-scrutin-proportionnel-a-l-assemblee-nationale-2213962.html (дата обращения: 28.05.2022).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022
[12] HIDALGO!2022 // Le programme d'Anne Hidalgo pour l'élection présidentielle 2022. URL: https://assets.nationbuilder.com/2022avechidalgo/ pages/208/attachments/original/1645795527/Anne_ Hidalgo_Programme_officiel_en_A4_léger. pdf?1645795527 (дата обращения: 28.05.2022).
[13] Ihl O. Sur les origines de la revendication proportionnelle // Revue française d'Histoire des idées politique. - 2013. - Vol. 38. - № 2. - P. 367388.
[14] Il le temps de vivre mieux // Le programme du Parti Socialiste. URL: https://d3n8a8pro7vhmx. cloudfront.net/laruchesocialiste/pages/5980/ attachments/original/1634117820/LEPR0JET_V9. pdf?1634117820 (дата обращения: 28.05.2022).
[15] La France des jours heureux // Le programme de Fabien Roussel pour l'élection présidentielle 2022. URL: https://d3n8a8pro7vhmx. cloudfront.net/fabienroussel2022/pages/217/ attachments/original/1643038967/exe_la_france_ des_jours_heureux_LIVRE_stc.pdf?1643038967 (дата обращения: 28.05.2022).
[16] La proportionnelle aux législatives, un «mantra» de la présidentielle URL: https://www. la-croix.com/France/proportionnelle-legislatives-mantra-presidentielle-2022-03-29-1201207607 (датаобращения: 28.05.2022).
[17] Le changement c'est maintenant // Le programme de François Hollande pour l'élection présidentielle 2012. URL: http://www.ps29.org/IMG/ pdf/Projet_FH2012.pdf (дата обращения: 28.05.2022).
[18] Les français et l'organisation des élections en France. URL: https://www.ifop.com/wp-content/ uploads/2021/07/118120_PPT_ Institutions_24.06.2021.pdf (дата обращения: 28.05.2022).
[19] Lijphart A. Democratization and constitutional choices in Czecho-Slovakia, Hungary and Poland 1989-91 // Journal of theoretical politics. - 1992. - Vol. 4. - № 2. - P. 207-223.
[20] L'urgence anticapitaliste // Le programme de Philippe Poutou pour l'élection présidentielle 2022. URL: https://poutou2022.org/node/348 (датаобращения: 28.05.2022).
[21] Magdalijns C., Gassner M. Propositions de réforme du système électoral// Courrier hebdomadaire du CRISP.- 1998. - Vol. 1604. - № 19. - P. 1-37.
[22] M la France // Le programme de Marine Le Pen pour l'élection présidentielle 2022. URL: https:// mlafrance.fr/pdfs/22-mesures-pour-2022.pdf (дата обращения: 28.05.2022).
[23] Norris P. Choosing electoral systems: proportional, majoritarian and mixed systems // International political science review. - 1997. - Vol. 18. - № 3 - P. 297-312.
[24] Projet de loi n° 976 pour une démocratie plus représentative, responsable et efficace. URL: https://www.assemblee-nationale.fr/dyn/15/textes/ l15b0976_projet-loi (дата обращения: 28.05.2022).
[25] Projet de loi n° 2205 pour un renouveau de la vie démocratique. URL: https://www.assemblee-nationale.fr/dyn/15/textes/l15b2205_projet-loi (дата обращения: 16.05.2022).
[26] Proposition de loi n° 3927 relative au scrutin législatif à la proportionnelle intégrale. URL: https:// www.assemblee-nationale.fr/dyn/15/textes/ l15b3927_proposition-loi (дата обращения: 28.05.2022).
[27] Proposition de loi n° 4013 visant à instaurer la proportionnelle intégrale au scrutin législatif. URL: https://www.assemblee-nationale.fr/dyn/15/textes/ l15b4013_proposition-loi (дата обращения: 29.05.2022).
[28] Proposition de loi n° 3865 visant à introduire une dose de proportionnelle lors des élections législatives. URL: https://www.assemblee-nationale. fr/dyn/15/textes/l15b3865_proposition-loi (дата обращения: 28.05.2022).
[29] Propositions de Nicolas Sarkozy pour une France forte // Le programme de Nicolas Sarkozy pour l'élection présidentielle 2012. URL: http://www. agitclub.ru/election/euro/frfoto2012/ programme_2012.pdf (дата обращения: 28.05.2022).
[30] Sarkozy et la proportionnelle, du déjà vu. URL: https://www.europe1.fr/politique/Sarkozy-et-la-proportionnelle-du-deja-vu-356394 (дата обращения: 28.05.2022).
[31] Vivant. Liberté, égalité, fraternité, biodiversité. Projet pour une République écologique // Le programme d'Europe Écologie Les Vert.URL: https://www.eelv.fr/files/2021/10/Projet-2022-
11.07.21-NP-1 .pdf (дата обращения: 28.05.2022).
[32] 100 décisions pour la France// Le programme de Nicolas Dupont-Aignan pour l'élection présidentielle 2022. URL: https://2022nda.fr/ wp-content/uploads/2022/01/100-Decisions-pour-la-France_VFIN.pdf (дата обращения: 28.05.2022).
[33] 144 engagements présidentiels // Le programme de Marine Le Pen pour l'élection présidentielle 2017. URL: https:// rassemblementnational.fr/pdf/144-engagements.pdf (датаобращения: 28.05.2022).
Spisok literatury:
[1] Baglaj M.V. Konstitucionnoe pravo Rossi-jskoj Federacii: ucheb. dlya vuzov / M.V. Baglaj. - 6-e izd., izm. i dop. - M.: Norma, 2007. - 784 s.
[2] Vybory v mire: izbiratel'nye sistemy / I.B. Borisov, A.G. Golovin, A.V. Ignatov; pod obshch. red. I.B. Borisova. - SPb.: IVESEP, 2015. - 200 s.
[3] Kerimov A.D. Parlamentskoe pravo Francii. - M.: Izd-vo «NORMA», 1998. - 176 s.
[4] Kerimov A.D. Francuzskij parlamentarizm: Konstitucionno-pravovoe issledovanie: dis. ... d-ra yurid. nauk: 12.00.02. - M., 1999. - 295 s.
[5] Konstitucionnoe pravo zarubezhnyh stran: ucheb. dlya vuzov / pod obshch. red. M.V. Baglaya, YU.I. Lejbo i L.M. Entina. - M.: Norma, 2004. - 832 s.
[6] Politicheskaya komparativistika: ucheb. / pod red. O.V. Gaman-Golutvinoj. - M.: Izd-vo «Aspekt Press», 2020. - 784 s.
[7] Russo ZH.ZH. Ob obshchestvennom dogov-ore. Traktaty / per. s franc. - M.: «KANON-press», «Kuchkovo pole», 1998. - 416 s.
[8] Constituante - Livret thématique - Mélen-chon 2022. URL: https://melenchon2022.fr/livrets-the-matiques/6e-republique/ (data obrashcheniya: 28.05.2022).
[9] Construisons la France en commun. Formons une union populaire agissante // Le programme du Parti communiste française. URL: https://assets. nationbuilder.com/pcf/pages/3003/attachments/origi-nal/1621955637/document_programme. pdf?1621955637 (data obrashcheniya: 28.05.2022).
[10] Emmanuel Macron avec vous // Le programme d'Emmanuel Macron pour l'élection présidentielle 2022. URL: https://avecvous.fr/wp-content/ uploads/2022/03/Emmanuel-Macron-Avec-Vous-24-pages.pdf (data obrashcheniya: 28.05.2022).
[11] Emmanuel Macron favorable à la proportionnelle à l'Assemblée nationale. URL: https://www. tf1info.fr/politique/presidentielle-2022-emma-nuel-macron-se-dit-favorable-a-titre-person-nel-au-scrutin-proportionnel-a-l-assemblee-nation-ale-2213962.html (data obrashcheniya: 28.05.2022).
[12] HIDALG0!2022 // Le programme d'Anne Hidalgo pour l'élection présidentielle 2022. URL: https://assets.nationbuilder.com/2022avechidalgo/ pages/208/attachments/original/1645795527/Anne_ Hidalgo_Programme_officiel_en_A4_léger. pdf?1645795527 (data obrashcheniya: 28.05.2022).
[13] Ihl O. Sur les origines de la revendication proportionnelle // Revue française d'Histoire des idées politique. - 2013. - Vol. 38. - № 2. - P. 367388.
[14] Il le temps de vivre mieux // Le programme du Parti Socialiste. URL: https://d3n8a8pro7vhmx. cloudfront.net/laruchesocialiste/pages/5980/attach-ments/original/1634117820/LEPROJET_V9. pdf?1634117820 (data obrashcheniya: 28.05.2022).
[15] La France des jours heureux // Le programme de Fabien Roussel pour l'élection présidentielle 2022. URL: https://d3n8a8pro7vhmx.cloud-front.net/fabienroussel2022/pages/217/attachments/ original/1643038967/exe_la_france_des_jours_heu-reux_LIVRE_stc.pdf?1643038967 (data obrashcheniya: 28.05.2022).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022
[16] La proportionnelle aux législatives, un «mantra» de la présidentielle URL: https://www. la-croix.com/France/proportionnelle-legisla-tives-mantra-presidentielle-2022-03-29-1201207607 (data obrashcheniya: 28.05.2022).
[17] Le changement c'est maintenant // Le programme de François Hollande pour l'élection présidentielle 2012. URL: http://www.ps29.org/IMG/pdf/ Projet_FH2012.pdf (data obrashcheniya: 28.05.2022).
[18] Les français et l'organisation des élections en France. URL: https://www.ifop.com/wp-content/ uploads/2021/07/118120_PPT_Institu-tions_24.06.2021.pdf (data obrashcheniya: 28.05.2022).
[19] Lijphart A. Democratization and constitutional choices in Czecho-Slovakia, Hungary and Poland 1989-91 // Journal of theoretical politics. -1992. - Vol. 4. - № 2. - P. 207-223.
[20] L'urgence anticapitaliste // Le programme de Philippe Poutou pour l'élection présidentielle 2022. URL: https://poutou2022.org/node/348 (data obrashcheniya: 28.05.2022).
[21] Magdalijns C., Gassner M. Propositions de réforme du système électoral // Courrier hebdomadaire du CRISP. - 1998. - Vol. 1604. - № 19. - P. 1-37.
[22] M la France // Le programme de Marine Le Pen pour l'élection présidentielle 2022. URL: https:// mlafrance.fr/pdfs/22-mesures-pour-2022.pdf (data obrashcheniya: 28.05.2022).
[23] Norris P. Choosing electoral systems: proportional, majoritarian and mixed systems // International political science review. - 1997. - Vol. 18. - № 3 - P. 297-312.
[24] Projet de loi n° 976 pour une démocratie plus représentative, responsable et efficace. URL: https://www.assemblee-nationale.fr/dyn/15/textes/ l15b0976_projet-loi (data obrashcheniya: 28.05.2022).
[25] Projet de loi n° 2205 pour un renouveau de la vie démocratique. URL: https://www.assem-
blee-nationale.fr/dyn/15/textes/l15b2205_projet-loi (data obrashcheniya: 16.05.2022).
[26] Proposition de loi n° 3927 relative au scrutin législatif à la proportionnelle intégrale. URL: https:// www.assemblee-nationale.fr/dyn/15/textes/ l15b3927_proposition-loi (data obrashcheniya: 28.05.2022).
[27] Proposition de loi n° 4013 visant à instaurer la proportionnelle intégrale au scrutin législatif. URL: https://www.assemblee-nationale.fr/dyn/15/textes/ l15b4013_proposition-loi (data obrashcheniya: 29.05.2022).
[28] Proposition de loi n° 3865 visant à introduire une dose de proportionnelle lors des élections législatives. URL: https://www.assemblee-nationale. fr/dyn/15/textes/l15b3865_proposition-loi (data obrashcheniya: 28.05.2022).
[29] Propositions de Nicolas Sarkozy pour une France forte // Le programme de Nicolas Sarkozy pour l'élection présidentielle 2012. URL: http://www. agitcl ub.ru/election/euro/frfoto2012/pro-gramme_2012.pdf (data obrashcheniya: 28.05.2022).
[30] Sarkozy et la proportionnelle, du déjà vu. URL: https://www.europe1.fr/politique/Sarkozy-et-la-proportionnelle-du-deja-vu-356394 (data obrashcheniya: 28.05.2022).
[31] Vivant. Liberté, égalité, fraternité, biodiversité. Projet pour une République écologique // Le programme d'Europe Écologie Les Vert. URL: https:// www.eelv.fr/files/2021/10/Projet-2022-
11.07.21-NP-1 .pdf (data obrashcheniya: 28.05.2022).
[32] 100 décisions pour la France // Le programme de Nicolas Dupont-Aignan pour l'élection présidentielle 2022. URL: https://2022nda.fr/wp-con-tent/uploads/2022/01/100-Decisions-pour-la-France_VFIN.pdf (data obrashcheniya: 28.05.2022).
[33] 144 engagements présidentiels // Le programme de Marine Le Pen pour l'élection présidentielle 2017. URL: https://rassemblementnational. fr/pdf/144-engagements.pdf (data obrashcheniya: 28.05.2022).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022
DOI: 10.24412/2076-1503-2022-5-374-378 NIION: 2018-0076-5/22-716 MOSURED: 77/27-023-2022-5-915
КАРАЖЕЛЯСКОВ Богдан Александрович,
магистрант,
Дальневосточный федеральный университет, Российская Федерация, Владивосток, e-mail: lawyerush@gmail.com
ЮНУСОВ Микаил Фузули оглы,
магистрант,
Дальневосточный федеральный университет, Российская Федерация, Владивосток, e-mail: mikail.yunusov.1999@mail.ru
Научный руководитель: КОРОТКИХ Наталья Николаевна,
доктор юридических наук, профессор, Дальневосточный федеральный университет, Юридическая школа, кафедра уголовного права и криминологии, e-mail: korotkikh.nn@dvfu.ru
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ:
ОПЫТ РОССИИ И ФРАНЦИИ
Аннотация. В статье проводится анализ государственной политики, проводимой в сфере противодействия преступности несовершеннолетних в России и Франции. Также автором затрагиваются вопросы предупреждения случаев вовлечения несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность как условия для охраны и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Признается, что государство, обладая авторитетом, властными механизмами, выступает в качестве активатора общественной жизни, ее направляющей силой. На основе обозначенных обстоятельств автор приходит к выводу о том, что современное государство способно обеспечить эффективное идеологическое сопровождение процесса охраны, защиты прав и законных интересов лиц, не достигших возраста совершеннолетия. Обращение к зарубежному опыту в правовой регламентации рассматриваемых отношений позволяет выделить «сильные» стороны используемого законодателем подхода (на примере Франции). Преимущества зарубежного законодателя в регулировании вопроса о противодействии преступности несовершеннолетних, профилактики вовлечения несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность, могут быть в дальнейшем использованы отечественным законодателем при определении направлений проводимой государственной политики в сфере противодействия преступности несовершеннолетних, профилактики вовлечения несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность.
Ключевые слова: преступление, несовершеннолетний, антиобщественная деятельность, государственная политика.
Bogdan A. KARAZHELYASKOV,
Student,Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation;
Mikail F.O. YUNUSOV,
Student,Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation;
Academic Supervisor: Natalya Nikolaevna KOROTK1KH,
Doctor of Law, Professor, Far Eastern Federal University, School of Law, Department of Criminal Law and Criminology
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022