Научная статья на тему 'Проевропейский политический проект "Вперед, Республика!" и трансформация партийно-политического ландшафта современной Франции'

Проевропейский политический проект "Вперед, Республика!" и трансформация партийно-политического ландшафта современной Франции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1370
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / FRANCE / POLITICAL PARTIES / EUROPEAN INTEGRATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иванников Игорь Владимирович, Чернов Игорь Вячеславович, Петранцова Ксения Олеговна

В данной статье рассматриваются причины и история возникновения нового политического движения «Вперед, Республика!», имеющего ярко выраженный проевропейский характер, победившего на президентских и парламентских выборах во Франции в 2017 году, а также связанная с этим трансформация партийно-политического ландшафта во Франции. В условиях кризисных явлений, нарастающих в Европейском союзе (Брекзит, миграционная проблема и т. д.), победа данной политической партии в одной из ведущих стран ЕС имеет не только внутрифранцузское, но и общеевропейское значение. Предпосылки данной победы коренятся в универсальных экономических и социальных изменениях в странах Запада, связанных с процессом глобализации и постепенным отказом от государственного суверенитета. Однако данный тренд встречает мощное сопротивление со стороны традиционных экономических и политических акторов. Несмотря на то, что по прошествии одного года с момента проведения выборов говорить о фундаментальных трансформациях представляется преждевременным, очевидно, что в ближайшее время все ключевые политические игроки будут переживать глубокие изменения. Будут ли зафиксированы результаты произошедших сдвигов или же произойдет постепенный возврат к прежней системе, будет зависеть от оценки итогов пребывания у власти Э. Макрона и его политической партии «Вперед, Республика!» французскими избирателями, а также от поддержки Э. Макрона другими представителями политического и экономического истеблишмента как внутри Франции, так и за ее пределами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pro-european political project “La république en marche!” and transformation of the political landscape of contemporary France

This article examines the causes and history of the emergence of a new political movement, “La République en marche!”, which has a pronounced pro-European character, who won the presidential and parliamentary elections in France in 2017, as well as the related transformation of the party and political landscape in France. In the context of the crisis phenomena that are growing in the European Union (Brexit, migration problem, etc.), the victory of this political party in one of the leading countries of the EU has not only an internal French but also a pan-European significance. The prerequisites for this victory are rooted in universal economic and social changes in the countries of the West associated with the process of globalisation and the gradual abandonment of state sovereignty. However, this trend meets strong opposition from traditional economic and political actors. Despite the fact that after one year from the election, it is premature to talk about fundamental transformations, it is obvious that in the near future all key political players will experience profound changes. Will the results of the shifts be fixed or we will regard a gradual return to the former system is dependent on theevaluation of the results of the stay of E. Macron and his political party “La République en marche!” by the French voters, as well as from support of E. Macron by other representatives of the political and economic establishment both inside France and beyond.

Текст научной работы на тему «Проевропейский политический проект "Вперед, Республика!" и трансформация партийно-политического ландшафта современной Франции»

УДК 324

Вестник СПбГУ Международные отношения. 2018. Т. 11. Вып. 3

Проевропейский политический проект «Вперед, Республика!» и трансформация партийно-политического ландшафта современной Франции

И. В. Иванников1, И. В. Чернов1, К. О. Петранцова2

1 Санкт-Петербургский государственный университет,

Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9

2 Карлов университет, Чехия, 110 01, Прага, набережная Сметанова, 6

Для цитирования: Иванников И. В., Чернов И. В., Петранцова К. О. Проевропейский политический проект «Вперед, Республика!» и трансформация партийно-политического ландшафта современной Франции // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. 2018. Т. 11. Вып. 3. С. 292-304. https://doi.org/10.21638/11701/spbu06.2018.305

В данной статье рассматриваются причины и история возникновения нового политического движения «Вперед, Республика!», имеющего ярко выраженный проевропейский характер, победившего на президентских и парламентских выборах во Франции в 2017 году, а также связанная с этим трансформация партийно-политического ландшафта во Франции. В условиях кризисных явлений, нарастающих в Европейском союзе (Брекзит, миграционная проблема и т. д.), победа данной политической партии в одной из ведущих стран ЕС имеет не только внутрифранцузское, но и общеевропейское значение. Предпосылки данной победы коренятся в универсальных экономических и социальных изменениях в странах Запада, связанных с процессом глобализации и постепенным отказом от государственного суверенитета. Однако данный тренд встречает мощное сопротивление со стороны традиционных экономических и политических акторов. Несмотря на то, что по прошествии одного года с момента проведения выборов говорить о фундаментальных трансформациях представляется преждевременным, очевидно, что в ближайшее время все ключевые политические игроки будут переживать глубокие изменения. Будут ли зафиксированы результаты произошедших сдвигов или же произойдет постепенный возврат к прежней системе, будет зависеть от оценки итогов пребывания у власти Э. Макрона и его политической партии «Вперед, Республика!» французскими избирателями, а также от поддержки Э. Макрона другими представителями политического и экономического истеблишмента как внутри Франции, так и за ее пределами.

Ключевые слова: Франция, политические партии, европейская интеграция.

Политическая идеология и экономические интересы

Шарль де Голль как-то сказал о Французской коммунистической партии, что она находится не слева и не справа, а «с Востока» (имея в виду СССР). Перефразируя де Голля, можно сказать, что новая ведущая политическая сила Франции «Вперед, Республика!» (ЛаРЕМ, La République en Marche!, LaREM) также находится в по© Санкт-Петербургский государственный университет, 2018

литическом спектре не слева и не справа, но «со стороны Брюсселя». ЛаРЕМ — это удачный политический проект политических и экономических проевропейских сил Франции, опирающийся на мощную идеологическую и политическую поддержку глобальных наднациональных структур (т. е. те бюрократические, экономические и политические сети, которые президент США Д. Трамп охарактеризовал как "deep State" — «глубинное», невидимое правительство).

Уже в начале 90-х годов ХХ в. ведущий французский политолог Р. Ремон писал о том, что традиционное политическое разделение на «правых» и «левых» уходит в прошлое и новой границей политического раздела становится отношение к Маастрихтскому договору и к процессу европейской интеграции в целом [1, с. 153]. Этот новый политический раздел прошел сквозь традиционные политические партии, расколов их изнутри. Разумеется, за прошедшие 25 лет данная тенденция стала еще более наглядной, причем и за пределами Франции. Достаточно вспомнить недавнюю победу на парламентских выборах в Италии комбинированных антиевропейских и антисистемных сил, ультраправые или левые этикетки которых не помешали создать им правящую коалицию. Более того, процесс стирания традиционных политических границ и возникновения новых имеет не только общеевропейский, но и глобальный характер, что, разумеется, в значительной степени связано с экономическими детерминантами.

Еще Карл Маркс писал о том, что национальный характер производства всегда противостоял и противостоит интернациональному характеру торговли. Если любое традиционное экономическое производство товаров всегда связано с той или иной определенной географической территорией (оформленной политически), то для торгового оборота не существует национальных границ. В наше время развитие новых информационно-коммуникационных технологий приводит к тому, что предпринимательство в данном секторе также не ограничено национальными границами. Таким образом, современная ожесточенная идеологическая борьба «политических глобалистов» и «политических националистов» всех видов и направлений внутри Западного мира коренится в экономических противоречиях между бизнесом, производящим товары на национальной территории, и транснациональным торговым капиталом или бизнесом, работающим с виртуальным пространством. Если «националисты» пытаются защитить интересы национального товаропроизводителя и сохранить существующую систему национальных государств (государство рассматривается как «высший», наиболее эффективный механизм социальной организации), то «глобалисты», напротив, мечтают о создании глобального трансграничного рынка, регулируемого лишь с помощью «многосторонних» механизмов и организаций, которые выводят человеческую цивилизацию за национальные рамки и создают «глобальное общество». И экономические, и политические ставки в этой борьбе крайне высоки и носят поистине глобальный характер. Поэтому не удивительно, что после тяжелых политических поражений «глобалистов» в ходе президентских выборов в США (избрание Трампа) и на референдуме в Великобритании о выходе из Европейского союза президентские выборы во Франции (пятая экономика мира, постоянный член Совета Безопасности ООН, одна из ключевых стран ЕС) стали тем рубежом, потеря которого была чревата для глобалистов крайне серьезными последствиями. Для проевропейских сил ключевой задачей стало не допустить победы на президентских выборах правоцентристского кандидата,

голлиста, «националиста» Ф. Фийона, лидировавшего в социологических опросах последнего предвыборного года.

Предвыборный кризис «традиционной правой»

Оказавшись после электорального цикла 2012 г. впервые за долгое время в оппозиции, французские правоцентристы погрузились в состояние серьезного внутреннего кризиса. На фоне проигранной президентской гонки внутри партии разгорались активные дискуссии о причинах поражения, о дальнейшей судьбе Союза за народное движение, о росте влияния Национального фронта. В частности, руководство партии подверглось резкой критике за дрейф вправо, который, по мнению некоторых политиков, отдалил партию от умеренного электората, но при этом не привлек электорат Национального фронта, лишь способствуя легитимации лозунгов ультраправых [2, с. 34]. В сложившихся условиях раздираемую разногласиями партию могло спасти лишь эффективное лидерство, которое временно смог обеспечить вернувшийся в руководство партии Н. Саркози. По возвращении в руководящие круги партии Саркози инициировал ряд реформ: так, на съезде 30 мая 2015 г. был утвержден новый устав партии, снова сформированы правящие органы, а также было положено начало ребрендингу партии — отныне Союз за народное движение стал именоваться «Республиканцами» [3].

Несмотря на достаточно сильную поддержку со стороны активистов партии и соответствующие амбиции, на пути избрания Н. Саркози единым кандидатом на президентских выборах 2017 г. оказалось немало препятствий. В частности это объясняется наличием серьезных соперников в лице Франсуа Фийона, рейтинги которого в бытность главой правительства превышали аналогичные показатели действовавшего президента Н. Саркози, а также Алена Жюппе, мэра Бордо, на которого в контексте грядущих праймериз делалась особая ставка. Саркози и Жюппе выступали поборниками двух различных стратегий на предстоящих выборах — тогда как экс-президент предлагал обратить внимание на проблемы, находящиеся в центре внимания Национального фронта, с тем чтобы привлечь часть электората последнего, А. Жюппе, напротив, полагал, что наиболее выигрышным вариантом для оттеснения Национального фронта и Социалистической партии могло бы стать сотрудничество неоголлистов с либерал-центристами [4, с. 24]. Программа Ф. Фий-она, в свою очередь, являлась синтезом либеральных и консервативных идей [5], хотя, безусловно, идеи всех трех основных кандидатов на предстоящих первичных выборах заметно перекликались.

Несмотря на то что по результатам опросов явным фаворитом предстоящей гонки с большим отрывом являлся Ален Жюппе, стабильно набирая около 40 % голосов респондентов [6], итог праймериз оказался неожиданным — кандидатом Республиканцев на президентский пост стал Франсуа Фийон. Демонстрируя прагматичный и достаточно жесткий настрой на решение назревших государственных проблем, с каждым туром дебатов Ф. Фийон завоевывал все большую поддержку, становясь символом национальной традиции де Голля [7]. Можно вспомнить, что еще в начале 90-х годов ХХ века Фийон заявлял, что отвергает логику, по которой государство-нация идет к своему концу и европейская интеграция должна завершиться объединенной внешней политикой и обороной. Он заявлял себя сторонни-

ком «возрождения Европы наций, покончившей с логикой блоков, для того, чтобы открыться от Атлантики до Урала» [1, с. 138].

Однако если в первое время после праймериз Фийон представлялся одним из основных претендентов на президентское кресло, то после разразившихся во время президентской кампании финансовых разбирательств, раздуваемых про-европейскими кругами в СМИ [8], его перспективы были уже иными. Многие из прежних сторонников Ф. Фийона поставили под сомнение приемлемость фигуры единого кандидата, все больше задумываясь о возможной поддержке кандидатуры Эмманюэля Макрона. В конечном итоге репутационные издержки, которые понес в ходе скандалов Ф. Фийон, не замедлили сказаться на итогах избирательного процесса — впервые за несколько десятилетий голлисты оказались за бортом финального состязания двух кандидатов. Черный пиар оказался действенным политическим оружием.

Крах «традиционной левой»

Победа социалистов на президентских выборах 2012 г. после десятилетнего пребывания в оппозиции дала партии надежду на возвращение прежнего влияния в политической системе и преодоление тяжелого идейного кризиса, в который последняя погрузилась после ухода из жизни Ф. Миттерана. Среди французов программа Ф. Олланда, обещавшая перемены в экономике и «восстановление справедливости» в социальной сфере, сразу же обрела широкую поддержку на фоне противоречивых итогов президентства Н. Саркози и последствий мирового финансового кризиса 2007-2008 гг. Наиболее приемлемой политическая фигура Ф. Олланда стала и в рядах раздираемой внутренними разногласиями Социалистической партии: отсутствие твердо определенного набора политических воззрений, мешавшее Ф. Олланду в бытность первым секретарем партии, в новых условиях, напротив, обернулось политику на пользу [9, с. 23]. Тогда как образ многих других кандидатов был политически «окрашен» или вовсе запятнан политическими скандалами, Ф. Олланду удалось сохранить репутацию политика, способного находить компромиссы и умело лавировать среди конкурирующих групп внутри партии.

Тем не менее команде Ф. Олланда не удалось сдержать предвыборные обещания и решить ключевые задачи по выводу страны из затянувшегося финансового кризиса, что привело к дискредитации как самого действующего президента, показатели поддержки которого опустились до рекордно низкой отметки за историю Пятой республики, так и социалистов в целом. Львиная доля задач, обозначенных во внутриполитической части предвыборной программы, за которую, главным образом, и голосовали французы, оказались невыполненными: стремления президента увеличить налоговое бремя наиболее обеспеченных слоев населения обернулось серьезным оттоком капиталов из страны, продолжился рост безработицы, ухудшился климат для бизнеса. Попытки имплементировать намеченную программу привели лишь к углублению существующего дисбаланса во французской экономике и обществе в целом [10, с. 22]. Поправение политики Олланда с приходом Мануэля Вальса закончилось тем, что к электоральному циклу 2017 г. партия постепенно растеряла достаточно большую часть традиционно левого электората, тогда как избирателей правых партий предлагаемая программа удовлетворить не могла.

Представляется, что постоянное «раскачивание» французского социализма то в правую, то в левую сторону имеет гораздо более фундаментальные причины, нежели отсутствие идейного единства внутри партии или факторы конъюнктуры. Программа, принесшая Олланду победу на президентских выборах, во многом давала французам надежду на реализацию особого, французского экономического курса, который сглаживал бы острые антисоциальные углы капитализма, в то время как либерально настроенные неоголлисты так и не смогли исправить ухудшившееся материальное положение многих французов. Вместе с тем французский социализм не может не признавать рыночных ценностей и не адаптироваться к ним, первые шаги в направлении чего были сделаны уже в 1983 г., когда в связи с экономическими трудностями Ф. Миттеран был вынужден скорректировать социалистическую программную платформу. В условиях постепенного выхолащивания социалистических идей как таковых — вызов, с которым столкнулись левые партии не только во Франции, но и во многих других европейских странах, — наиболее логичной трансформацией, как представляется, должно было бы стать движение в сторону постепенного отказа от протеста против существующего порядка и сближение французской Социалистической партии с европейской социал-демократией. Тем не менее в существующих условиях реализовать изменения подобного характера — задача не из легких, учитывая, насколько сильным остается недоверие французов к капитализму и широко распространенные в обществе негативные коннотации самого понятия «либерализм».

Реакцией на сложившуюся ситуацию накануне президентских выборов 2017 г. стало усиление левого крыла партии — победителем праймериз левых сил стал утопист Б. Амон, что способствовало дальнейшему отторжению от Социалистической партии умеренно настроенного электората. Новый кандидат, что было ожидаемо, к победе привести партию не смог, набрав лишь 6,36 % голосов [11]. Результат президентских выборов 2017 г. стал для Социалистической партии одним из самых тяжелых поражений за последние несколько десятилетий, фактически поставив под сомнение будущее партии с существующей идеологической платформой. В связи с этим в ближайшие годы социалисты будут обречены на длительные идейные поиски с тем, чтобы в дальнейшем иметь возможность восстановить прежнее влияние во французской партийно-политической системе.

ЛаРЕМ и Эммануэль Макрон

как успешный маркетинговый проект

Предвыборная кампания 2017 г., ставшая одной из самых непредсказуемых в современной истории Французской республики, ознаменовалась серьезным изменением конфигурации политических сил. Впервые за бортом финального состязания за президентское кресло оказались обе системообразующие партии, на протяжении последних более чем тридцати лет сменявшие друг друга у власти — традиционная консервативная сила, выступившая на выборах после недавнего ре-брендинга под новым названием «Республиканцы», и правящая Социалистическая партия. Визави Марин Ле Пен, лидера крайне правого «Национального фронта», которому опросы общественного мнения пророчили впечатляющие результаты на ближайших выборах на протяжении последних нескольких лет, стал кандидат, бук-

вально из небытия создавший новую политическую силу, завоевавшую впоследствии Елисейский дворец — Эммануэль Макрон.

Утрата доверия к политическим элитам и сложившейся системе, проявлявшаяся с начала века, к избирательному процессу 2017 г. набрала критическую массу, оборачиваясь крайне высокой степенью волатильности голосования и неопределенности предпочтений избирателей [12, с. 35]. Социологические опросы, проведенные в начале предвыборной гонки, более чем наглядно отражали глубокий пессимизм в отношении всех кандидатов на президентский пост — так, уровень недоверия каждому из политиков, которые потенциально могли баллотироваться в президенты, был равен как минимум 43 %. В январе 2017 г. недоверие в отношении Ф. Фийона выразили 49 % респондентов, М. Ле Пен — 63 %, Э. Макрона — 43 % [13]. Рекордно низкими оказались рейтинги действующего президента — за несколько месяцев до проведения президентских выборов поддержка президента упала до 4 % [14], а уровень недоверия Ф. Олланду как политику выразили 67 % опрошенных французов [13], что сделало фактически невозможным повторное выдвижение его кандидатуры на пост президента — случай в истории Пятой республики беспрецедентный.

В итоге выборы 2017 г. во многих отношениях обозначили разрыв с традиционными сценариями французского избирательного процесса — впервые действующий глава государства не представил свою кандидатуру на президентских выборах, впервые отсутствовали «естественные» кандидаты в рядах социалистов и представителей Республиканцев, впервые накануне выборов обозначилось сразу четыре фаворита, имеющие практически одинаковые шансы на прохождение во второй тур. Все это стало результатом комплекса затронувших главных партийно-политических игроков событий и изменений, наиболее важные из которых представлены ниже.

Несмотря на все неожиданные развороты предвыборной гонки, главной сенсацией президентских выборов 2017 г. стало появление на французском партийно-политическом ландшафте еще одной политической силы, лидер которой за несколько месяцев смог оставить позади все «системные» партии и завоевать Елисейский дворец. Бывший соратник социалистов и экс-министр экономики в правительстве Ф. Олланда Эммануэль Макрон основал в 2016 г. движение «На марше!» («En marche!»), позиционировавшее себя как «внепартийное» объединение, которое нельзя отнести ни к левой, ни к правой части политического спектра [15]. Продвигая себя как кандидата обновления существующего порядка, сам Э. Макрон во многом являлся продуктом системы, которую стремился реформировать, — так, проведя студенческие годы в элитных высших учебных заведениях Франции, будущий президент начинал свою профессиональную деятельность в Генеральной инспекции финансов, а затем в рамках парижского банка Rothschild & Cie, где смог обзавестись необходимыми связями. Несмотря на тесное взаимодействие с социалистами и деятельность в правительстве Ф. Олланда, официально Э. Макрон не считался членом ни одной политической организации, чем во время предвыборной кампании 2017 г. смог умело манипулировать.

Программный документ партии «Вперед, Республика!» долгое время не афишировался, из-за чего Э. Макрон подвергался нападкам со стороны политических оппонентов как «кандидат без программы». Политический проект Э. Макрона, по

его собственным словам, был нацелен на преодоление разрыва между правыми и левыми, создавая тем самым предпосылку для формирования качественно нового полюса силы, который бы учитывал изменения, происходящие во французском обществе и в мире. Таким образом, стратегия, избранная партией, ставила во главу угла не компонент соперничества, а кооперативную составляющую, за счет которой последнему удалось привлечь на свою сторону выходцев из самых разных политических движений.

Апеллируя к необходимости «обновления» французской политической системы, лидер партии «Вперед, Республика!» достаточно быстро реагировал на происходящие во время президентской кампании скандалы, в центре которых оказывались его соперники, и успешно инкорпорировал соответствующие положения в свою программу: так, весьма импонирующим французским избирателям компонентом программы Макрона стала идея реформирования политических институтов Республики. В своей программе Э. Макрон декларировал необходимость обеспечения юридической «чистоты» кандидатов на любой избираемый пост, невозможность занятия одного и того же поста более трех раз подряд вне зависимости от его уровня, частичное введение пропорциональной избирательной системы и т. д. [16]. В области обеспечения безопасности кандидат в президенты выступил с предложениями об увеличении числа полицейских и жандармов на 10 тыс. человек, а также за создание дополнительных служб по контролю за безопасностью [16]. Касательно иммиграции Э. Макрон поспешил отмежеваться от усиливавшегося во французской политике крена в сторону жесткого ограничения иммиграционных потоков, выступая в защиту так называемого права почвы, за совершенствование системы интеграции иммигрантов, а также развитие стратегии в области интеллектуальной миграции [16]. Тем не менее программа будущего президента содержала немало разночтений и вызывала серьезные сомнения — в частности, весьма неоднозначной оказалась ее социально-экономическая составляющая. Так, с одной стороны, Э. Макрон выступил инициатором щедрых государственных инвестиций в ряд секторов, в частности в образование молодежи и безработных, практически полной отмены налога на жилье и ряда других мер, требующих значительных затрат со стороны государства, однако в то же время, в отличие от многих других участников президентских выборов, Э. Макрон выразил намерение соблюдать требования по поддержанию бюджетного дефицита не выше 3 % от ВВП и серьезно сокращать расходование государственного бюджета. Как именно Э. Макрон намеревается сочетать разнонаправленные элементы своей программы — пока неясно.

Как справедливо отметила Е. О. Обичкина, партию Э. Макрона можно назвать своего рода «стартапом» политического маркетинга, тщательно выстроенным и профинансированным избирательным проектом, авторы которого, умело апеллируя к существующим в обществе настроениям и обращая себе на пользу конъюнктурные факторы, смогли за несколько месяцев превратить кандидата без особенно яркого политического имени в фаворита президентской гонки и ключевого претендента на пост президента Французской республики [17]. У истоков триумфа партии «Вперед, Республика!» на президентских выборах стоит несколько факторов. Прежде всего это грамотно расставленные акценты во время предвыборной кампании, которые очень чутко отражали настрой и аккумулировавшуюся за долгие годы неудовлетворенность французских избирателей — в частности,

это и стремление к «морализации» политической жизни, и воля к «обновлению» системы в целом, и демонстративное желание покончить с пресловутым соперничеством правых и левых, пытающихся при этом предлагать одинаково неэффективные решения проблем. Все это в совокупности с личными качествами Э. Макро-на — харизмой, молодостью, энергией, незапятнанной политической репутацией, «компромиссностью» его политической фигуры — формировало политический продукт, который воспринимался как качественно новое явление во французской политической жизни, сулившее перемены к лучшему. Мультипликатором надвигающегося успеха Э. Макрона стали обстоятельства, в которых оказались его ключевые политические конкуренты, в результате чего появилась достаточно большая масса политически «осиротевших» избирателей, разочаровавшихся в партиях, за которые они традиционно отдавали голоса.

Вместе с тем успех партии сложно толковать однозначно и тем более считать его актом безоговорочного одобрения большинством французских избирателей. Принимая во внимание огромное количество французов, воздержавшихся от участия в выборах, рекордное количество испорченных бюллетеней, а также результаты первого тура выборов, на которых выявилось сразу четыре лидера, набравших приблизительно одинаковое количество голосов, можно сделать вывод о существовании глубокого раскола внутри французского общества относительно видения последующего политического развития и, что еще более важно, о наличии серьезного недоверия и сомнений в правильности курсов, отстаиваемых основными кандидатами. В этих условиях, особенно на фоне выхода во второй тур еще не до конца избавившейся от репутации ультраправого политика Марин Ле Пен, фигура Эммануэля Макрона оказалась для многих «наименьшим злом», наиболее приемлемой и сбалансированной политической фигурой, которая, возможно, окажется способна исполнять традиционную для французской политической системы роль президента-арбитра, возвышающегося над различного рода разногласиями.

Удерживать достигнутые результаты оказалось не так просто: уже спустя сто дней — традиционный для французской политической жизни отрезок времени, играющий роль мерила первых итогов деятельности избранного президента — общественное одобрение Макрона начало стремительно снижаться. Так, 63,9 % голосов, которые Э. Макрон получил во втором туре президентских выборов, в последующие два с половиной месяца таяли на глазах — в июле 2017 г. деятельностью президента были довольны лишь 36 % опрошенных французов [18]. Помимо авторитарного крена в стиле руководства и отсутствия яркого стремления вступать в диалог с общественностью, разочарование во многом вызвано отсутствием стройной и непротиворечивой программы реформ — выгодная компромиссная позиция, которая помогла Э. Макрону получить широкую поддержку, стала после избрания на президентский пост играть скорее против президента, избиратели которого ждут внесения ясности в политический курс.

Заключение

Помимо кризиса идентичности внутри политических партий и наличия в государстве неразрешенных проблем, прямо влияющих на политический выбор французских избирателей, — вопросов, касающихся обеспечения безопасности на

территории Франции, интеграции иммигрантов, проблем безработицы, — метаморфозы, затронувшие французскую партийную систему, во многом объясняются устареванием во французском обществе как таковой дихотомии правых и левых. Новые поколения французских избирателей не склонны относить себя к приверженцам той или иной идеологии, что, безусловно, является вызовом для традиционных партий, которые для того, чтобы соответствовать духу времени, вынуждены пересматривать свою идейную платформу.

Таким образом, за последние несколько лет французская партийная система перешла от традиционной двухполюсной многопартийности к сосуществованию мощного центростремительного тренда вместе с центробежным, что катализировало появление на французском партийно-политическом ландшафте одновременно нескольких центров силы. Несмотря на то что по прошествии одного года с момента проведения выборов говорить о фундаментальных трансформациях представляется преждевременным, очевидно, что в ближайшее время все ключевые политические игроки будут переживать глубокие изменения. Дальнейшая эволюция партийной системы Франции — будут ли зафиксированы в ней результаты произошедших сдвигов или же произойдет постепенный возврат к прежнему состоянию — во многом будет зависеть от оценки французскими избирателями итогов пребывания у власти Э. Макрона и его политической партии «Вперед, Республика!», а также от поддержки Э. Макрона другими представителями политического и экономического истеблишмента как внутри Франции, так и за ее пределами. Стоит отметить, что Э. Макрон в условиях ослабления политических позиций канцлера Германии А. Меркель и перехода Демократической партии США в оппозицию пытается играть все более значимую роль на международном, глобальном уровне, претендуя на статус лидера не только Европейского союза, но и транснационального «политического глобализма». Поэтому не случайно его прямое противостояние с Д. Трампом по основным глобальным вопросам. Так, например, иронизируя над лозунгом американского президента "Make America Great Again!" («Сделаем Америку снова великой!»), Макрон выдвинул лозунг "Make Our Planet Great Again!" («Сделаем нашу планету снова великой!»). Впрочем, в условиях усиления антиглобализационного национального движения практически во всех странах Европы, политическое будущее самого Макрона достаточно туманно. На этом фоне «традиционные» партии продолжают поиск путей выхода из состояния внутреннего кризиса. Избрание в декабре 2017 г. на пост главы Республиканцев Лорана Вокье с убедительным результатом в 74,6 % голосов дало надежды на определенное идейное обновление и оживление партии [19]. Новый лидер выступает за возвращение партией своей идентичности и традиционной роли ключевого актора правого фланга политического спектра, критикуя идеи всяческого сближения с центристами. Так, в частности, новое руководство Республиканцев уже отвергло возможность совместного выступления с правящей партией «Вперед, Республика!» на предстоящих в 2020 г. муниципальных выборах [20]. По мнению Вокье, для возвращения на политическую авансцену Республиканцам необходимо разработать проект с собственным идейным наполнением, который мог бы стать реальной политической альтернативой политике Э. Макрона. В обновленной программе Республиканцев вновь переносится акцент на идеалы Республики, идеалы сильного государства, способного обеспечить порядок и защитить французскую идентичность

от «наводнения» Франции иммигрантами [21]. Особое внимание приковывают к себе внешнеполитические ориентиры нового главы партии — из всех политиков, стоявших в последнее время у руля Союза за народное движение, а затем и Республиканцев, Л. Вокье наиболее скептично настроен по отношению к евроинтерации. Считая, что объединенная Европа не смогла достичь положительных результатов в развитии федерализма, Л. Вокье выступает за укрепление сотрудничества между национальными государствами в «конфедеративном» формате и является поборником реогранизации Европейского союза, допуская возможность выхода из Шен-генских соглашений и упразднения отдельных европейских институций, в частности Еврокомиссии [22]. С появлением нового лидера Республиканцы, вероятнее всего, возобновят дрейф вправо, возвращая свое традиционное место во французской партийной системе и вновь способствуя ее поляризации, сам же Вокье имеет неплохие шансы стать «французским Трампом» на следующих президентских выборах.

Литература

1. Чернов И. В. Французские правоцентристы: опыт создания единой партии. 1988-1995. СПб.: Изд-во СПбГУ 2003. 236 с.

2. Яшлавский А. Союз за народное движение — из партии власти в оппозицию: кризис французских правых // Мировая экономика и международные отношения. 2013. № 12. С. 34-46.

3. L'UMP devient «Les Républicains». URL: http://www.liberation.fr/france/2015/05/29/sarkozy-an-nonce-que-l-ump-s-appelle-desormais-les-republicains_1319458 (дата обращения: 02.03.2018).

4. Рубинский Ю. И. Франция: два съезда // Выборы и избирательные кампании в Европе (20142015 гг.): сборник / под ред. В. Я. Швейцера. М.: Ин-т Европы РАН, 2015. С. 65-85.

5. Sénécat A., Vaudano M. Primaire à droite: les points-clés du programme de François Fillon. URL: http://www.lemonde.fr/les-decodeurs/article/2016/11/27/primaire-a-droite-les-points-cles-du-programme-de-francois-fillon_5039079_4355770.html YpYmHQeobSoJmMpZ.99 (дата обращения: 02.03.2018).

6. Primaire à droite: Alain Juppé consolide sa position de favori. URL: http://www.lemonde.fr/po-litique/article/2016/10/25/primaire-a-droite-alain-juppe-consolidesa-position-de-favoridans-l-en-quete-electorale-du-cevipof-realisee-par-ipsos-sopra-steria-en-collaboration-avec-le-monde-nicolas-sar-ko_5019865_823448.html (дата обращения: 02.03.2018).

7. Primaire de la droite: l'écart se resserre après le dernier débat. URL: http://www.lemonde.fr/elec-tion-presidentielle-2017/article/2016/11/18/primaire-de-la-droite-l-ecart-se-resserre-apres-le-dernier deb at_5033901_4854003.html 2V1ekuOXhUrvv4L8.99 (дата обращения: 02.02.2018).

8. Penelopegate: le resumé de l'affaire qui empoisonne François Fillon. URL: https://www.lexpress.fr/ actualite/politique/elections/penelopegate-le-resume-de-l-affaire-qui-empoisonne-francois-fillon_1874281. html (дата обращения: 02.03.2018).

9. Рубинский Ю. И. Франция на новом витке истории: выборы 2012 года // Современная Европа. 2012. № 4. С. 19-33.

10. Обичкина Е. О. От олландизма к макронизму // Выборы во Франции 2017 г.: итоги и перспективы: сборник / под ред. В. Я. Швейцера. М.: Ин-т Европы РАН, 2017. С. 20-25.

11. Résultats de l'élection présidentielle 2017. URL: https://www.interieur.gouv.fr/Elections/Les-resul-tats/Presidentielles/elecresult presidentielle-2017/(path)/presidentielle-2017/FE.html (дата обращения: 03.03.2018).

12. Лапина Н. Ю. Президентские выборы во Франции: что влияет на настроения избирателей? // Президентские выборы во Франции-2017: материалы межинститутского круглого стола / под ред. М. В. Клиновой, А. К. Кудрявцева, П. П. Тимофеева. М.: ИМЭМО РАН, 2017. С. 34-35.

13. Baromètre de la confiance politique. URL: http://www.cevipof.com/fr/le-barometre-de-la-confiance-politique-du-cevipof/ (дата обращения: 10.03.2018).

14. Record low for Hollande with 4 % approval rating. URL: http://www.france24.com/en/ mediawatch/20161025-record-low-hollande-with-4-approval-rating (дата обращения: 10.03.2018).

15. Macron ni de droite ni de gauche... ni hors système. URL: http://www.liberation.fr/politiques/2017/02/ 03/macron-ni-de-droite-ni-de-gauche-ni-hors-systeme_1546275 (дата обращения: 03.03.2018).

16. Le programme d'Emmanuel Macron. URL: https://en-marche.fr/emmanuel-macron/le-programme (дата обращения: 05.03.2018).

17. Обичкина Е. О. Политическая комбинация Макрона. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/politicheskaya-kombinatsiya-makrona/?sphrase_id=10731296 (дата обращения: 5.03.2018).

18. La popularité d'Emmanuel Macron chute lourdement. URL: https://www.huffingtonpost.fr/ 2017/08/02/la-popularite-demmanuel-macron-chute-lourdement-sondage-exclus_a_23061496/ (дата обращения: 05.03.2018).

19. Annonce des résultats provisoires de l'élection à la présidence des Républicains. URL: https://www.re-publicains.fr/actualites_election2017_annonce_resultats_1er_tour_20171210 (дата обращения: 02.03.2018).

20. Municipales 2020: Laurent Wauquiez exclut toute alliance entre Les Républicains et LaREM. URL: http://www.lefigaro.fr/politique/2018/06/09/01002-20180609ARTFIG00074-municipales-2020-laurent-wauquiez-exclut-toute-alliance-entre-les-republicains-et-larem.php (дата обращения: 09.06.2018).

21. Le Printemps des Républicains: nos propositions pour que la France reste la France. URL: https:// www.republicains.fr/actualites_presentation_printemps_des_republicains (дата обращения: 09.06.2018).

22. Juppé-Wauquiez: deux visions irréconciliables de l'Europe. URL: http://www.lefigaro.fr/politique/ le-scan/2017/11/13/25001-20171113ARTFIG00183-juppe-wauquiez-deux-visions-irreconciliables-de-l-europe.php (дата обращения: 25.12.2017).

Статья поступила в редакцию 13 июня 2018 г. Статья рекомендована в печать 26 июня 2018 г.

Контактная информация:

Иванников Игорь Владимирович — канд. ист. наук, доц.; i.ivannikov@spbu.ru Чернов Игорь Вячеславович — канд. ист. наук, доц.; i.chernov@spbu.ru Петранцова Ксения Олеговна — магистрант; k.petrantsova@gmail.com

Pro-european political project "La république en marche!"

and transformation of the political landscape of contemporary France

I. V. Ivannikov1, I. V. Chernov1, K. O. Petrantsova2

1 St. Petersburg State University,

7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation

2 Karlow University, 6, Smetanovo nabrezi, 110 01, Prague 1, Czech Republic

For citation: Ivannikov I. V., Chernov I. V., Petrantsova K. O. Pro-european political project "La république en marche!" and transformation of the political landscape of contemporary France. Vestnik of Saint Petersburg University. International Relations, 2018, vol. 11, issue 3, pp. 292-304. https://doi. org/10.21638/11701/spbu06.2018.305 (In Russian)

This article examines the causes and history of the emergence of a new political movement, "La République en marche!", which has a pronounced pro-European character, who won the presidential and parliamentary elections in France in 2017, as well as the related transformation of the party and political landscape in France. In the context of the crisis phenomena that are growing in the European Union (Brexit, migration problem, etc.), the victory of this political party in one of the leading countries of the EU has not only an internal French but also a pan-European significance. The prerequisites for this victory are rooted in universal economic and social changes in the countries of the West associated with the process of globalisation and the gradual abandonment of state sovereignty. However, this trend meets strong opposition from traditional economic and political actors. Despite the fact that after one year from the election, it is premature to talk about fundamental transformations, it is obvious that in the near future all key political players will experience profound changes. Will the results of the shifts be fixed or we will regard a gradual return to the former system is dependent on the

evaluation of the results of the stay of E. Macron and his political party "La République en marche!" by the French voters, as well as from support of E. Macron by other representatives of the political and economic establishment both inside France and beyond. Keywords: France, political parties, European integration.

References

1. Chernov I. V. Frantsuzskiepravotsentristy: opytsozdaniia edinoipartii. 1988-1995 [French center-right: the experience of creating a single party. 1988-1995]. St. Petersburg, St. Petersburg University Press, 2003. 236 p. (In Russian)

2. Iashlavskii A. Soiuz za narodnoe dvizhenie — iz partii vlasti v oppozitsiiu: krizis frantsuzskikh pra-vykh [Union for the Popular Movement — from the Party of Power to Opposition: The Crisis of the French Right]. Mirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia, 2013, no. 12, pp. 34-46. (In Russian)

3. L'UMP devient «Les Républicains» [The UMP becomes "Republicans"]. Available at: http://www.libera-tion.fr/france/2015/05/29/sarkozy-annonce-que-l-ump-s-appelle-desormais-les-republicains_1319458 (accessed: 02.03.2018).

4. Rubinskii Iu. I. Frantsiia: dva s"ezda [France: two congresses]. Vybory i izbiratel'nye kampanii v Evrope (2014-2015gg.): sbornik [Elections and election campaigns in Europe (2014-2015): a collection], ed. V. Ia. Schweitzer. Moscow, In-t Evropy RAN, 2015, pp. 65-85. (In Russian)

5. Sénécat A., Vaudano M. Primaire à droite: les points-clés du programme de François Fillon [Primaire on the right: the key points of François Fillon]. Available at: http://www.lemonde.fr/les-decodeurs/ article/2016/11/27/primaire-a-droite-les-points-cles-du-programme-de-francois-fillon_5039079_4355770. html YpYmHQeobSoJmMpZ.99 (accessed: 02.03.2018).

6. Primaire à droite: Alain Juppé consolide sa position de favori [Primary right: Alain Juppé consolidates his position of favorite]. Available at: http://www.lemonde.fr/politique/article/2016/10/25/primaire-a-droite-alain-juppe-consolidesa-position-de-favoridans-l-enquete-electorale-du-cevipof-realisee-par-ipsos-sopra-steria-en-collaboration-avec-le-monde-nicolas-sarko_5019865_823448.html (accessed: 02.03.2018).

7. Primaire de la droite: l'écart se resserre après le dernier débat [Primary right: distance narrows after the last debate]. Available at: http://www.lemonde.fr/election-presidentielle-2017/article/2016/11/18/primaire-de-la-droite-l-ecart-se-resserre-apres-le-dernier debat_5033901_4854003.html 2V1ekuOXhUrvv4L8.99 (accessed: 02.02.2018).

8. Penelopegate: le resumé de l'affaire qui empoisonne François Fillon [Penelopegate: the summary of the case that poisons François Fillon]. Available at: https://www.lexpress.fr/actualite/politique/elections/penelopegate-le-resume-de-l-affaire-qui-empoisonne-francois-fillon_1874281.html (accessed: 02.03.2018).

9. Rubinskii Iu. I. Frantsiia na novom vitke istorii: vybory 2012 goda [France at a new round of history: the 2012 elections]. Sovremennaia Evropa, 2012, no. 4, pp. 19-33. (In Russian)

10. Obichkina E. O. Ot ollandizma k makronizmu [From Hollandism to Macronism]. Vybory vo Frantsii 2017g.: itogi i perspektivy: sbornik [The elections in France in 2017: results and prospects: a collection], ed. V. Ia. Schweitzer. Moscow, In-t Evropy RAN, 2017, pp. 20-25. (In Russian)

11. Résultats de l'élection présidentielle 2017 [Results of the 2017 presidential election]. Available at: https://

www.interieur.gouv.fr/Elections/Les-resultats/Presidentielles/elecresult__presidentielle-2017/(path)/

presidentielle-2017/FE.html (accessed: 03.03.2018).

12. Lapina N. Iu. Prezidentskie vybory vo Frantsii: chto vliiaet na nastroeniia izbiratelei? [Presidential elections in France: what influences the mood of voters?]. Prezidentskie vybory vo Frantsii-2017: materi-aly mezhinstitutskogo kruglogo stola [Presidential elections in France-2017: materials of the interinstitution-al round table], eds. Klinovaia M. V., Kudryavtsevaia A. K., Timofeev P. P. Moscow, IMEMO RAN, 2017, pp. 34-35. (In Russian)

13. Baromètre de la confiance politique [Barometer of political trust]. Available at: http://www.cevipof. com/fr/le-barometre-de-la-confiance-politique-du-cevipof/ (accessed: 10.03.2018).

14. Record low for Hollande with 4 % approval rating. Available at: http://www.france24.com/en/ mediawatch/20161025-record-low-hollande-with-4-approval-rating (accessed: 10.03.2018).

15. Macron ni de droite ni de gauche... ni hors système [Macron neither right nor left... nor off system]. Available at: http://www.liberation.fr/politiques/2017/02/03/macron-ni-de-droite-ni-de-gauche-ni-hors-systeme_1546275 (accessed: 03.03.2018).

16. Le programme d'Emmanuel Macron [Emmanuel Macron's program]. Available at: https://en-marche. fr/emmanuel-macron/le-programme (accessed: 05.03.2018).

17. Obichkina E. O. Politicheskaia kombinatsiia Makrona [The political combination of Macron]. Available at: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/politicheskaya-kombinatsiya-makrona/?sphrase_id=10731296 (accessed: 05.03.2018). (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. La popularité d'Emmanuel Macron chute lourdement [The popularity of Emmanuel Macron falls heavily]. Available at: https://www.huffingtonpost.fr/2017/08/02/la-popularite-demmanuel-macron-chute-lour-dement-sondage-exclus_a_23061496/ (accessed: 05.03.2018).

19. Annonce des résultats provisoires de l'élection à la présidence des Républicains [Announcement of the provisional results of the election to the presidency of the Republicans]. Available at: https://www.republicains. fr/actualites_election2017_annonce_resultats_1er_tour_20171210 (accessed: 02.03.2018).

20. Municipales 2020: Laurent Wauquiez exclut toute alliance entre Les Républicains et LaREM [Municipal 2020: Laurent Wauquiez excludes any alliance between Republicans and LaREM]. Available at: http://www. lefigaro.fr/politique/2018/06/09/01002-20180609ARTFIG00074-municipales-2020-laurent-wauquiez-ex-clut-toute-alliance-entre-les-republicains-et-larem.php (accessed: 09.06.2018).

21. Le Printemps des Républicains: nos propositions pour que la France reste la France [The Spring of the Republicans: our proposals for France to remain France]. Available at: https://www.republicains.fr/actual-ites_presentation_printemps_des_republicains (accessed: 09.06.2018).

22. Juppé-Wauquiez: deux visions irréconciliables de l'Europe [Juppe-Wauquiez: two irreconcilable visions of Europe]. Available at: http://www.lefigaro.fr/politique/le-scan/2017/11/13/25001-20171113ART-FIG00183-juppe-wauquiez-deux-visions-irreconciliables-de-l-europe.php (accessed: 25.12.2017).

Received: June 13, 2018.

Accepted: June 26, 2018.

Author's information:

Igor V. Ivannikov — PhD in History, Associate professor; i.ivannikov@spbu.ru Igor V. Chernov — PhD in History, Associate professor; i.chernov@spbu.ru Kseniia O. Petrantsova — Master student; k.petrantsova@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.