Научная статья на тему 'Перспективы обучения студентов ординаторов по медицине неотложных состояний'

Перспективы обучения студентов ординаторов по медицине неотложных состояний Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
70
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медицинское обучение / компьютерные технологии / знания-умения / medical training / computer technologies / knowledge-abilities.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Курапов Е. П., Ворхлик М. И., Минина К. З., Килимниченко О. И., Христуленко А. А.

Разработка компьютерных технологий, мультимедийных обучающих программ, видеоматериалов по методам оказания медицинской помощи при критических состояниях в значительной степени должно заинтересовать ординаторов всех специальностей к изучению медицины чрезвычайных ситуаций и критических состояний. Адекватная медицинская помощь приведет к снижению летальности, числа осложнений среди населения и повышению экономического благосостояния Украины и сохранение трудоспособности населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Курапов Е. П., Ворхлик М. И., Минина К. З., Килимниченко О. И., Христуленко А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROSPECTS IN TRAINING STUDENTS AND INTERNS ON EMERGENCY MEDICINE

Development of computer technologies, multimedia training programs, video data on the methods of providing medicare under the critical states should awake interest in interns of all specialties to study the urgent. Adequate medical care will result in the decline of lethality, numbers of complications among the population and increase of economic welfare of Ukraine and saving of population's capacity to work.

Текст научной работы на тему «Перспективы обучения студентов ординаторов по медицине неотложных состояний»

4. Голубенко О.,Морозова Т.; Golubenko O., Morosova T. До Болонських реформ.// Вища школа.-2006,- №5-6.-с.10-18.

проблеми оновлення стандарте вищоТ осв1ти в контекст!

Реферат.

ЗНАЧЕНИЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ЗНАНИЙ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ОБУЧЕНИИ ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ С ПОЗИЦИЙ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

Крыжановский Я.И., Кульбака B.C., Меллин В.М., Коваленко О.Н., ГалыгаТ.Н.

Ключевые слова: Болонская декларация, восстановление знаний, фундаментальные дисциплины, общая хирургия.

В статье проанализированы результаты тестового контроля знаний базовых дисциплин 595-ти студентов VII семестра. Регулярное восстановление знаний фундаментальных дисциплин, должная мотивация в учебе способствует успешному освоению студентами учебной программы общей хирургии в соответствии с требованиями Болонской декларации.

Summary.

THE ROLE OF BASIC SCIENCES FOR THE STUDENTS STUDYING GENERAL SURGERY ACCORDING TO BOLOGNA DECLARATION

Krizhanovsky Ya., Kulbaka V., Mellin V., Kovalenko O., Galiga T. Key words: Bologna declaration, basic sciences, general surgery.

This article presents the analyses of the tests of basic sciences among 595 students studying at VII semester. Regular refreshment of theoretical subjects, their proper motivation contributes to successful assimilation of training programme on general surgery according to the requirements of Bologna declaration.

УДК 616.-083.98:378.126

ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОРДИНАТОРОВ ПО МЕДИЦИНЕ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ Курапов Е.П., Ворхлик М.И., Минина К.З., Килимниченко О.И., Христуленко A.A., Демина Т.В.

Донецкий национальный медицинский университет им.М.Горького

Разработка компьютерных технологий, мультимедийных обучающих программ, видеоматериалов по методам оказания медицинской помощи при критических состояниях в значительной степени должно заинтересовать ординаторов всех специальностей к изучению медицины чрезвычайных ситуаций и критических состояний. Адекватная медицинская помощь приведет к снижению летальности, числа осложнений среди населения и повышению экономического благосостояния Украины и сохранение трудоспособности населения. Ключевые слова: медицинское обучение, компьютерные технологии, знания-умения.

На основании предложенных рекомендаций Болонского процесса в концепции объединения Европейского образования с 2003г. в Донецком национальном медицинском университете в обучение студентов, получающих высшее медицинское образование, внедряются некоторые аспекты предложенных рекомендаций. В 20092010 учебном году на кафедры Донецкого национального медицинского университета, занимающиеся обучением студентов в ординатуре, придут студенты-ординаторы, обучение которых будет проводиться с использованием многих рекомендаций Болонского процесса. На кафедре хирургических болезней стоматологического факультета, анестезиологии и реаниматологии обучение ординаторов смежных специальностей проводится по циклу анестезиологии, включающей в основном вопросы неотложной медицинской помощи пострадавшим и больным на догоспитальном и госпитальном этапе в режиме программ помощи медицины чрезвычайных ситуаций (МЧС). Поэтому перед профессорско-преподавательским составом кафедры ставятся вопросы по разработке и внедрению в обучающую программу образования в концепции рекомендаций Болонского процесса новых методологически обучающих технологических

приемов, предназначенных для повышения желания к получению знаний и практических навыков студентами-ординаторами, и в дальнейшем врачами-интернами.

Студенты-ординаторы, к шестому курсу обучения, уже должны четко представлять себе дальнейшую трудовую деятельность по выбранной специальности и овладеть знаниями и навыками по диагностике, оказанию помощи при развитии многих критических состояний, как и в работе по их будущей специальности, так и в любых внегоспитальных ситуациях. Разработка и создание компьютерных обучающих программ, технологий, ситуационных задач, видеоматериалов по проведению некоторых методик и приемов в оказании помощи при критических состояниях и т.п. в значительной степени должно заинтересовать ординаторов смежных специальностей к изучению, наряду с общемедицинскими предметами, медицины чрезвычайных ситуаций и критических состояний. Системы компьютерного тестирования получают широкое распространение в связи с необходимостью дополнительного этапа контроля знаний для определения необходимых требований к выпускникам медицинских высших учебных заведений. Эти предложения находятся в стадии согласо-

В1СНИК Украгнсъког медичног стожатологЬчног академш

вания [1]. Имитационные мультимедийные обучающие программы, представляют собой виртуальные симуляторы диагностических и лечебных мероприятий при предлагаемых ситуационных задачах и могут использоваться на этапах обучения практическим навыкам. Это наиболее сложные системы обучения с возможностью обратной связи, позволяющей анализировать действия обучаемого и помочь ему найти верное решение, проконтролировать его знания и дать рекомендации по усвоению изучаемого материала. В обучении возможно моделирование клинических ситуаций и их изменения в зависимости от действий обучаемого [2].

Предлагаемые знания-умения позволят повысить уровень не только врачебной подготовки выпускников Донецкого национального медицинского университета, но и повысят качество и результаты оказания неотложной медицинской помощи, как на догоспитальном, так и на госпитальном этапах лечения больных, находящихся в критических состояниях. Адекватная медицинская помощь приведет к снижению летальности среди населения и повышению экономического благосостояния Украины, за счет сохраняемой трудоспособности населения.

Материалы

На кафедре хирургических болезней стоматологического факультета, анестезиологии и реаниматологии студенты изучают общие подходы к дифференциальной диагностике и методике лечения часто встречающихся неотложных состояний в медицинской практике. Поэтому ключевым моментом преподавания неотложной медицинской помощи пострадавшим и больным, находящимся в критических состояниях студентам-ординаторам является прививание им знаний и навыков в ориентации по выявлению симптомов и синдромов, характеризующих возникновение критических состояний, первичную диагностику и тактику лечения этих осложнений у данной категории больных и пострадавших. Формирование уже у студентов врачебного мышления специалиста любого профиля, не возможно без изучения и понимания основных этиологических факторов и патогенетических механизмов развития и течения большинства нозологических заболеваний и ситуаций, осложнившихся развитием критического состояния. Необходимо на основе компьютерных технологий, имитаций ситуационных задач обучить студентов ординаторов знаниям и практическим навыкам по определению нозологий, особенностям первичной диагностики и оказанию неотложной медицинской помощи и профилактике возможных осложнений, которые могут приводить к возникновению критического состояния.

Результаты и их обсуждение

Исходя из вышесказанного, преподавателями кафедры формируются общие и конкретные це-

ли семинарско - практических занятий для студентов-ординаторов.

Общая: Уметь диагностировать развитие критических состояний и определять тактику первичной медицинской помощи больным и пострадавшим,

как на догоспитальном, так и на госпитальном этапах.

Конкретные цели:

- уметь выделять этиологический фактор, симптомы и синдромы критического состояния у пострадавших и больных,

- уметь констатировать развитие клинической смерти и провести комплекс реанимационных мероприятий для сохранения и восстановления жизнедеятельности пострадавшего или больного,

- уметь провести сбор анамнеза при возможности, провести и интерпретировать полученные данные объективного исследования у больных, находящихся в критическом состоянии,

- уметь составить план необходимых лабораторных и инструментальных методов исследования при критическом состоянии,

- уметь поставить предварительный, окончательный диагнозы,

- уметь определить тактику ведения и лечения больного в критическом состоянии, оказав неотложную медицинскую помощь и провести профилактику возможных постреанимационных осложнений.

На догоспитальном этапе выполнение многих хирургических пособий из-за технических трудностей не возможно. Поэтому в обучающем плане оказания медицинской помощи пострадавшим и больным на догоспитальном и госпитальном этапах, обучающиеся должны освоить и овладеть знаниями-умениями по диагностике состояния развившейся клинической смерти, по оказанию первой медицинской помощи при развившейся клинической смерти. Они должны уметь и вовремя и правильно провести сердеч-но-лёгочно-мозговую реанимацию (СЛМР). Обучающиеся должны овладеть знаниями-умениями остановки кровотечений, иммобилизации посттравматических переломов, ушибов, профилактике гнойно-септических осложнений и методами оказания медицинской полмощи больным, находящимся в коматозном состоянии и т.п.

Знания-умения лечения больных в критических состояниях необходимы как выпускникам Донецкого национального медицинского университета для решения тестовых заданий в виде Государственного экзамена «Крок-2», затем как врачам-интернам различных специальностей при сдаче Государственного профессионально-ориентированного экзамена «Крок-3» для получения диплома врача-специалиста и в профессиональной деятельности.

Выводы

Помощь преподавателей кафедры в обучении и повышении желания у студентов-ординаторов к усвоению знаний-умений в рамках рекомендаций Болонского процесса, разработка компьютерных технологий и других видов демонстрационного обучения, позволит повысить их образование. Лучшее усвоение студентами рекомендуемых знаний-умений по оказанию первой медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах повысит уровень медицинской помощи и позволит снизить

число осложнений, летальность среди больных, находящихся в критических состояниях, сохранить трудоспособность и повысить экономическое благосостояние Украины.

Литература

1. Волков Н.Ф., Волков В.Н. Обучающие компьютерные системы //Материалы международной конференции "Медицинское образование XXI века". -Витебск: ВГМУ, 2002. С. 186-187.

2. План организации учебно-методической работы ДонГМУ. - Донецк, 2004. С. 43.

Реферат

ПЕРСПЕКТИВИ НАВЧАННЯ СТУДЕНТ1В ОРДИНАТОР1В ПО МЕДИЦИН1 НЕВ1ДКЛАДНИХ CTAHIB . Курапов С.П., Ворхлк M.I., MiHrna К.З., Килимниченко O.I., Христуленко А.А., Дем1на Т.В. Ключов1 слова: медичне навчання, комп'ютерн1 технологГ|, знання-вмшня.

Розробка компьютерних технолог1й, мультимед1йних навчальних програм, в1деоматер1ал1в по методикам надання медичноТ допомоги при критичних станах в значному ступен1 повинно сприяти навчанню ординатор1в ecix фах1в медицини надзвичайних ситуац1й та критичних стан1в. Адекватна медична допомога дозволить знизити летальн1сть, к1льк1сть ускпаднень, що знизить коштовн1сть л1кування та пщвищить економ1чний стан УкраТни i працездатнють населения.

Summary

THE PROSPECTS IN TRAINING STUDENTS AND INTERNS ON EMERGENCY MEDICINE. Kurapov E.P., Vorhlik M.I., Minina K.Z. Kilimnichenko O.I., Khristulenko A.A., Demina T.V. Keywords: medical training, computer technologies, knowledge-abilities.

Development of computer technologies, multimedia training programs, video data on the methods of providing medicare under the critical states should awake interest in interns of all specialties to study the urgent. Adequate medical care will result in the decline of lethality, numbers of complications among the population and increase of economic welfare of Ukraine and saving of population's capacity to work.

УДК 617-089:378.147:378.3]-057.875

ПЕРВЫЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ХИРУРГИИ СТУДЕНТАМ МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Лупальцов В.И., Ягнюк А.И., Дехтярук И.А., Ворощук P.C., Мирошниченко C.C.

Харьковский национальный медицинский университет

Статья посвящена изучению проблем внедрения кредитно-модульной системы организации учебного процесса (КМСОУП) в преподавании дисциплины хирургия. Представлен опыт внедрения КМСОУП для студентов 4 курса медицинского факультета на кафедре хирургии № 3 Харьковского национального медицинского университета. Отмечены трудности адаптации типовой учебной программы по дисциплине и намечены пути их преодоления.

Ключевые слова: хирургия, преподавание, кредитно-модульная система.

Введение.

Целью внедрения кредитно-модульной системы образовательного процесса (КМСОП) является повышение качества высшего образования специалистов и обеспечение на этой основе конкурентноспособности выпускников университета как на внутреннегосударственном рынке труда, так и в какой-либо стране мира, повышение авторитета и престижа Украинского высшего медицинского образования.

Основными положениями КМСОП являются: интеграция в европейское пространство высшего образования; соответствие стандартам европейской системы образования; создание единой системы кредитных единиц оценивания ECTS (European Credit Transfer System), в которой

кредиты выполняют как диференциально-различительную функцию, так и функцию накопления; определение академического статуса студента не общим сроком усвоения учебной программы, а количеством набранных кредитов (которые отображают частицу усвоенной программы) и средним баллом (что характеризует качество успеваемости); ранжирование студентов по результатам успеваемости, определение индивидуального рейтинга каждого из них; учет для каждой дисциплины весомости различных видов занятий: лекций, практических, лабораторных и др.; активное участие студентов в учебном процессе; важно значение текущей работы студента и ее текущего оценивания; увеличен объем самостоятельной работы студентов; возможность учебы по индивидуальным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.