Педагогика
УДК 378.2
ассистент кафедры логопедии Звягинцева Анна Алексеевна
Московский городской педагогический университет (г. Москва); ассистент кафедры логопедии Ярошевич София Григорьевна
Московский городской педагогический университет (г. Москва)
ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ ПРИМЕНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема обучения студентов-дефектологов применению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в коррекционной работе с детьми с ограниченными здоровья (ОВЗ). Даны общие характеристики понятий «информационная компетентность» и «информационная технология обучения». Представлены основные критерии по подбору и созданию интерактивных компьютерных игр и презентаций для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми с различными нарушениями в развитии.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информационная компетентность, дети с ОВЗ, интерактивные компьютерные игры, интерактивные презентации.
Annotation. This article examines the problem of teaching defectology students to use information and communication technologies in corrective work with children with disabilities. General characteristics of the concepts of information competence and information technology of education are given. The main criteria for the selection and creation of interactive computer games and a presentation for conducting correctional and developmental classes with children with various developmental disabilities are presented.
Keywords: information and communication technologies, information competence, children with disabilities, interactive computer games, interactive presentations.
Введение. Многие специальные педагоги, психологи, социологи и другие специалисты проводят исследования в сфере качества образования, разрабатывают стратегии его улучшения и развития с помощью различных технологий, в том числе инновационных и телекоммуникационных.
Как и любая другая сфера, коррекционная педагогика вбирает в себя компьютерные технологии, развиваясь и совершенствуя методы и формы образовательного процесса. Задачи, которые ставит перед собой современный специальный педагог, помогает решить сочетание традиционных методов воспитания и обучения совместно с инновационными цифровыми технологиями.
Начиная с 2000-х годов разрабатывались технологии применение ИКТ в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (О.И. Кукушкина, Т.Н. Николаева, Т.К. Королевская, С.В. Архипова, Т.К. Королевская, В.Д. Лаптев, С.С. Ляпидевский, Л.Н. Мещерская, Н.Ф. Слезина и др.). Несмотря на это, все еще существует острая необходимость в научно-практических разработках в сфере инновационных методов коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Это могут быть как интерактивные программы и игры, так и компьютерные тренажеры, которые помогают моделировать усваиваемый навык или процесс. С помощью таких ресурсов ребенок может осваивать навыки в любой удобной для него ситуации. Однако, наряду с этим, встает вопрос о корректности подбора того материала, который будет использован при разработке таких программ.
В связи с модернизацией образования образовательная среда высших учебных заведений (ВУЗов), которая обеспечивает успешное освоение навыков и компетенций будущих специалистов, также меняется. Значительным изменениям подвержены те аспекты овладения средствами обучения, которые применяются в работе с детьми с ОВЗ. С одной стороны, эти новые элементы системы обучения позволяют обеспечить индивидуальный подход к нему, т.к. новая образовательная среда активнее отражает образовательные потребности обучающихся. С другой стороны, новая цифровая образовательная среда формирует востребованного члена общества, который владеет теми знаниями и навыками, которые необходимы для решения задач с использованием современной инфраструктуры. В специальной педагогике информационно-коммуникационные технологии рассматриваются многими учеными (Т.В. Николаева, О.И. Кукушкина, A.B. Аграновский, И.В. Больших, B.C. Вальчук, Н.Т. Вальчук, E.JI. Гончарова, З.М. Кордун, Т.К. Королевская, О.Н. Лизунов, JI.P. Лизунова и др.) как одно из наиболее гибких средств обучения детей с различными нарушениями развития [3].
Такой опыт овладения новыми информационными средствами обучения студенты получают путем взаимодействия с различными устройствами, компьютерным программным обеспечением, информационными ресурсами, в том числе электронными образовательными ресурсами на практических занятиях в рамках освоения профессиональных дисциплин [4].
В нашей стране разные ученые занимались проблемой применения информационно-коммуникационных технологий в образовании. Они рассматривают данную тему под разными углами. Проблему внедрения ИКТ технологий в процесс образования детей с ОВЗ описывала О.И. Кукушкина (2005 г.). В своих исследованиях она предлагает использовать программно-аппаратный комплекс «Видимая речь» в аспекте развития и коррекции недостатков письменной речи школьников с нарушенным слухом [5].
Применением информационно-коммуникационных технологий в процессе профессиональной подготовки студентов-дефектологов активно занималась Е.Е. Китик (2006 г.). Она предлагает использовать комплекс компьютерных программ для обучения будущих логопедов. В авторский комплект входят различные программы: «Нарушения фонетического строя детской речи», «Артикуляционный уклад звуков в норме», «Дислалия», «Дислалия: сигматизмы». Они направлены на формирование диагностических компетенций будущих логопедов, таких как определение фонетических и фонематических нарушений у детей с речевой патологией [2].
Т.В. Николаева (2015 г.) занималась введением информационных технологий в систему непрерывного образования дефектологов. Ею были разработаны электронные инструменты формирования профессиональных компетенций будущих сурдопедагогов посредством виртуальных практик студентов. На основе этих разработок спроектирован опытно-экспериментальный образец такой практики. В данном образце использовались видеоматериалы занятий с детьми раннего возраста с нарушениями слуха с целью развития диагностической компетенции будущих дефектологов [6].
Изложение основного материала статьи. Тенденции современного общего и специального образования требуют от студентов дефектологических профилей мотивации к обретению новых знаний и профессиональному саморазвитию. Выбор образовательных технологий в профессиональной подготовке студентов-дефектологов должен быть интерактивным и учитывать все современные тенденции специальной педагогики. Для будущего специалиста крайне важно освоить те
знания, умения и навыки, которые помогут ему в будущем наиболее эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. Этим запросам в полной мере отвечает применение информационных технологий обучения (ИТО). ИТО -педагогическая технология, использующая для работы с информацией специальные способы (кино-, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети).
В связи с перечисленными проблемами и потребностями в новых знаниях и разработках, нельзя не упомянуть о роли компетентности в сфере информационно-коммуникационных технологий, или ИКТ-компетентность. ИКТ компетентность -это способность использовать новые технологии для доступа к разнообразной информации, ее определения (идентификации), организации, обработки, оценки, а также ее создания (продуцирования) и передачи (распространения), которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, условиях развития образовательной практики [1].
Становление данной компетентности требует комплексного подхода. В ее формирование входят не только привычные знания и умения в области психолого-педагогических особенностей детей с ОВЗ, но и технические навыки в применении программных технологий для работы с детьми с различными категориями детей. К таким технологиям можно отнести как специально разработанные интерактивные программы-игры по формированию или развитию какого-либо навыка, так и программы-конструкторы для создания интерактивного контента коррекционных занятий (Microsoft PowerPoint и др.). Будущие специалисты должны в полной мере владеть основным функционалом данных программ. В результате вузовской подготовки студенты должны свободно ориентироваться в большом количестве представленного медиаконтента в сети, уметь его подбирать в соответствии с возрастными критериями, со структурой дефекта, а также целью конкретного занятия.
Компьютерные программы могут быть использованы в различных аспектах коррекционно-развивающей работы:
• Развивающие компьютерные программы могут выполнять функцию разъяснения материала на занятии (например, интерактивные презентации на платформе Microsoft PowerPoint);
• Развивающие компьютерные программы могут выполнять функцию тренировки или закрепления изучаемого понятия или навыка как на самом занятии, так и в самостоятельной работе ребенка дома (например, интерактивная программа-игра «Учимся говорить правильно»).
Таким образом, развивающие интерактивные программы могут как интегрироваться в структуру коррекционно-развивающего занятия в качестве отдельной самостоятельной единицы, так и выполнять роль вспомогательного инструмента в отработке изучаемых знаний и навыков.
Отметим некоторые преимущества в применении информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми с ОВЗ:
• применение интерактивных программ и игр способствуют появлению мотивации и интереса к коррекционному занятию;
• интерактивные программ и игр представляют собой обратный тип информации, который понятен и доступен ребенку;
• применение интерактивных программ и игр позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку и отрегулировать сложность заданий и их количество;
• применение интерактивных программ и игр позволяет моделировать конкретные жизненные ситуации, что способствует как когнитивному развитию ребенка, так и его социализации.
Студенты должны быть ознакомлены с этапами обучения детей с ОВЗ с применением информационно-коммуникационных технологий. Большинство исследователей выделяют три этапа такой работы в коррекционных группах:
1) «Докомпьютерный этап». На данном этапе участвуют все дети группы. Специалистом проводится подготовительная деятельность к усвоению работы за компьютером.
2) «Компьютерный этап». На данном этапе дети занимаются за компьютером индивидуально. Время индивидуальной работы фиксировано и составляет не больше 10-15 минут.
3) «Посткомпьютерный этап». На данном этапе учащиеся возвращаются к привычным видам деятельности на занятии. Однако содержательно эта деятельность связана с изучаемым понятием или навыком в ходе использования компьютерных программ.
Введение информационно-коммуникационных технологий в коррекционный процесс должно происходить постепенно. В начале работы можно добавить элементы объяснения материала в виде интерактивной компьютерной игры, тем самым постепенно познакомить ребенка с информационно-коммуникационными технологиями. Затем необходимо ввести разъясняющие интерактивные программы. Во время работы необходимо сочетать интерактивные формы заданий с традиционными для более успешного усвоения знаний. К тому моменту, когда ребенок будет обладать достаточным количеством знаний и умений по использованию интерактивных программ, ему и его родителям можно предложить работу по закреплению материала в домашних условиях с применением ИКТ.
В специальной педагогике применение информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ положительно влияет на результат этой работы. Эти технологии также оптимизируют данный процесс, а также обеспечивают разнообразие и доступность в восприятии изучаемого материала.
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют различные нарушения и требуют тщательного подбора материалов для занятий, в том числе интерактивных компьютерных игр. У многих из них наблюдаются отклонения в эмоционально-волевой сфере (эмоциональная и волевая незрелость и неустойчивость). В связи с этим занятия с применением интерактивных компьютерных программ и игр должны быть направлены также на формирование этих качеств и активизировать их познавательный интерес. По продолжительности использование компьютерных игр с такими детьми должно быть небольшим, так как многие дети утомляемы. Поэтому в процессе коррекционной работы с детьми различными нарушениями развития будущие специалисты должны учитывать и предметно-пространственную среду того помещения, в котором проводятся занятия с использованием ИКТ. При этом необходимо создавать различные зоны: зоны для проведения традиционных занятий, зоны для проведения занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также зоны релаксации. Таким образом, студентам-дефектологам также необходимо понимать структуру не только самих коррекционных занятий с использованием информационных технологий, но и структуру подготовительной работы по успешному их применению.
Стоит отметить, что информационно-коммуникационные технологии активно используются во всех сферах деятельности специальных (коррекционных) организациях. Использование интерактивных компьютерных игр в игровой и учебной деятельности способствует созданию особой развивающей среды для детей с ОВЗ, в которой активно развиваются их когнитивные и творческие процессы.
На данный момент разработано достаточно много интерактивных компьютерных программ по развитию различных компонентов высших психических функций: внимания, памяти, мышления, речи. Однако в связи с таким переизбытком медиаконтента для детей с ОВЗ возникает проблема отбора этих материалов, которые бы удовлетворяли возрастным и
коррекционно-развивающим критериям. Некоторые из компьютерных программ не в полной мере соответствуют методике обучения детей, а часть из них содержат ошибки. Именно поэтому еще одним направлением в обучении студентов-дефектологов ИКТ-компетентности является обучение работе по созданию собственных коррекционно-развивающих материалов. Наиболее простой в применении программой по созданию таких материалов является Microsoft PowerPoint, а также другие аналоги по созданию интерактивных презентаций. Создавая свой собственный контент, будущие специалисты самостоятельно несут ответственность за соответствие этих материалов требованиям коррекционно-развивающей деятельности. Такие материалы максимально подходят для осуществления индивидуального подхода в обучении детей, так как специалист может подобрать именно тот контент, который подходит каждому конкретному ребенку или группе детей с похожей нозологией.
Процесс коррекционной работы по формированию или развитию какого-либо навыка заключается в объяснении материала, его повторении и его закреплении. Интерактивные презентации являются вспомогательным средством, которое обеспечивает продуктивность и эффективность этого процесса. Данные результаты осуществляются за счет некоторых особенностей в создании интерактивных презентаций. К таковым относятся следующие:
• яркость, красочность и реалистичность изображений;
• использование средств анимации и компьютерной графики в разделах презентации;
• наличие выбора правильного и неправильного ответов, что стимулирует ребенка к верному выполнению заданий;
• использование элементов игрового взаимодействия с ребенком;
• наличие визуального контроля за количеством выполненных и оставшихся заданий.
При подборе заданий для сценария интерактивной презентации необходимо учитывать «зоны ближайшего» и «актуального» развития ребенка. Необходимо учитывать элемент дозированной помощи ребенку при возникновении трудностей в выполнении какого-либо задания, в том числе для того, чтобы исключить ситуацию неуспеха. Для этого стоить заложить алгоритм помощи ребенку либо внутри самой презентации, либо извне со стороны педагога. Целесообразно исключить возможность проверки задания по факту первой попытки его выполнения и позволить ребенку воспользоваться помощью. При виде наглядного результата своих действий у ребенка повышается самооценка, снижается неуверенность в себе.
Использование интерактивных презентаций вызывает большой интерес у детей, они становятся активнее, их познавательный интерес к изучаемому явлению или навыку возрастает, и дети дольше удерживают свое внимание на занятии.
Важно учитывать требования к интерфейсу интерактивной презентации. Визуальное и аудио-сопровождение презентации должно соответствовать возрасту детей и их психофизиологическим особенностям развития. Фон для дизайна слайдов презентаций не должен быть слишком ярким и отвлекать внимание от основного содержания. Визуальное сопровождение (иллюстрации, фото и видео материалы) должны быть крупными и иметь высокое разрешение. Материалы, используемые в каждой конкретной презентации, должны тематически соответствовать теме занятия или отражать информацию и задания по отработке конкретного навыка.
Согласно санитарно-эпидемиологическим нормам недопустимо, чтобы за компьютером одновременно занималось более одного ребенка. На подгрупповых и фронтальных занятиях лучше использовать мультимедийный проектор, большой телевизор и пр.
Выводы. Обобщив все вышесказанное, можно прийти к выводу, что обучение будущих дефектологов применению информационно-коммуникационных технологий должно быть системным и структурированным. Приведенные нами параметры использования и создания интерактивных игр и занятий на базе различных программ выступают базисом в обучении данных навыкам студентов.
Для использования в своей коррекционной работе информационно-коммуникационных технологий будущим специалистам необходимо учитывать следующие параметры:
• четкое выделение основных изучаемых понятий, явлений или формируемых навыков;
• выработка взаимосвязанного комплекса упражнений, направленного на разъяснение, повторение и закрепление изучаемого материала;
• учет структуры дефекта, личностных и психофизиологических особенностей каждого конкретного ребенка;
• организация сочетания традиционных средств обучения с информационными технологиями.
Таким образом, основу эффективной коррекционной работы с применением информационных технологий должна составлять система знаний умений и навыков самого студента по работе с данными технологиями и их самостоятельному созданию.
Литература:
1. Гайдай М.Н. Подготовка студентов - будущих логопедов к применению информационных технологий в коррекционной педагогической работе / Гайдай М.Н. // Вестник университета. - 2012. - № 7. - С. 212-215.
2. Китик Е.Е. Использование компьютерных технологий обучения в процессе профессиональной подготовки логопедов: 13.00.03 Китик, Елена Евгеньевна Использование компьютерных технологий обучения в процессе профессиональной подготовки логопедов (раздел "Дислалия"): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03. - Москва, 2006. - 153 с.
3. Клыпутенко В.В. Формирование математических представлений умственно отсталых дошкольников с помощью компьютерных технологий: дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.03 / Клыпутенко Виктория Владимировна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Москва, 2009. - 219 с.
4. Кудрина С.В. Основы разработки компьютерных учебно-развивающих тренажеров для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Кудрина С.В., Кудрин М.Ю. // Казанский педагогический журнал. - 2018. -№2 (127). - С. 35-41.
5. Кукушкина О.И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.03 Москва, 2005. - 381 с.
6. Николаева Т.В. Информационные технологии в обучении сурдопедагогов: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.03 / Николаева Татьяна Вячеславна; [Место защиты: Институт коррекционной педагогики РАО]. - Москва, 2016. - 195 с.
Педагогика
УДК 377.5
преподаватель кафедры оркестровых инструментов Зеньков Андрей Игоревич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тюменский государственный институт культуры» (г. Тюмень);
кандидат педагогических наук, доцент Овсянникова Оксана Александровна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)
РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ
НА ДИСЦИПЛИНЕ «ОРКЕСТРОВЫЙ КЛАСС»
Аннотация. В статье уточняется определение понятия «развитие готовности к педагогической деятельности у студентов колледжа искусств в процессе проведения занятий по дисциплине «оркестровый класс», обосновываются и раскрываются методы, применяемые для развития готовности к педагогической деятельности у студентов колледжа искусств на занятиях по оркестровому классу.
Ключевые слова: готовность к педагогической деятельности, оркестровый класс, методы и формы развития готовности к педагогической деятельности.
Annоtation. The article clarifies the definition of the concept " development of readiness for pedagogical activity among students of the College of Arts in the course of conducting classes in the discipline "orchestra class", substantiates and reveals the methods used to develop readiness for pedagogical activity among students of the College of Arts in the classes of the orchestra class.
Keywords: readiness for pedagogical activity, orchestra class, methods and forms of development of readiness for pedagogical activity.
Введение. Современное профессиональное музыкальное образование в колледже искусств нацелено на формирование определенных профессиональных компетенций у студентов, на освоение некоторых видов деятельности, в том числе и педагогического. О важности развития готовности к педагогической деятельности будущих учителей, педагогов писали В.А. Сластёнин, А.И. Мищенко. Они утверждали, что «решать задачи, поставленные обществом перед школой на современном этапе, может только такой учитель, в котором развито системное видение педагогического процесса как целостного явления и готовность к его реализации». Поэтому сегодня «особую актуальность приобретает поиск условий, учёт которых в процессе профессионально-педагогической подготовки приведет к формированию этого интегративного качества личности» [8, с. 80].
Выпускникам, обучающимся по программам среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство», присваивается квалификация «Артист, преподаватель». Таким образом, выпускник колледжа должен обладать не только высоким уровнем исполнительского мастерства, чтобы отвечать требованиям, предъявляемым к артисту: уметь играть сольно, а также в составе оркестра или ансамбля, но и должен обладать необходимым набором знаний и умений для осуществления преподавательской деятельности в учреждениях дополнительного образования.
На занятиях в оркестровом классе студенты в основном развивают исполнительские навыки, развитие педагогических компетенций отходит, как правило, на второй план, что в последствие приводит к появлению ряда проблем у начинающих преподавателей, таких как проблема коммуникации с обучающимися, проблема формирования ценностного отношения к культуре и искусству, проблема эффективной мотивации обучающегося, проблема выбора эффективных форм и методов работы с обучающимися, а также ряд других проблем.
Целью данной статьи является раскрытие теоретических и практических аспектов развития готовности к педагогической деятельности у студентов колледжа искусств в процессе проведения занятий по дисциплине «оркестровый класс».
Для решения указанных выше проблемных вопросов необходимо развивать готовность к педагогической деятельности у обучающихся в колледже искусств не только на занятиях по дисциплине «педагогика», но и на исполнительских дисциплинах, таких как «оркестровый класс».
Наличие обозначенных проблем, не решенных в системе среднего профессионального музыкального образования, обуславливает актуальность данного исследования.
Изложение основного материала статьи. Изучение явления готовности к педагогической деятельности началось в отечественной педагогической науке с середины XX века и уже в 70-х годах появились первые фундаментальные труды К.М. Дурай-Новаковой, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова, посвященные данной теме [3], [7]. На современном этапе в педагогической науке теме развития готовности к педагогической деятельности посвящены работы С.С. Витвицкой, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовича, И.В. Романовой, Г.Н. Жукова, а также ряда других ученых [1], [2], [5], [6], [4].
Все исследователи данной темы отмечают, что вопрос развития готовности к педагогической деятельности является многовекторным и включает в себя вопросы теоретической педагогической подготовленности студента - будущего педагога, отражает также определенное психоэмоциональное состояние.
Например, К.М. Дурай-Новикова в своих работах рассматривает профессиональную готовность как качество личности, включающее в себя положительное отношение к профессии, способности, знания, навыки, умения, устойчивые важные качества и познавательные процессы (память, мышление и другие) [3].
Иное понимание готовности к профессиональной деятельности проявляется в работах В.А. Сластенина. Он определяет данное качество как эмоционально-волевую устойчивость, выдержку, педагогический такт, профессионально-педагогическое мышление, позволяющее анализировать свою деятельность, предвидеть результаты работы; психологическую наблюдательность, способность к идентификации себя с другими; динамические качества личности, такие как энергия, инициативность [7].
Функциональный уровень исследования готовности нашёл конкретизацию в работах М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича. Исследователи определили готовность как «временное психическое состояние личности студента педагогического вуза; как внутреннюю настроенность на определённое поведение при выполнении учебных и трудовых заданий; как установку на активность и целесообразность действия во время обучения в высшей школе и с началом самостоятельной работы» [2, с. 221].
На сегодняшний день существует довольно большое количество работ, раскрывающих особенности развития готовности к педагогической деятельности в той или иной области педагогики: в области профессионально-педагогической деятельности мастера производственного обучения (Г.Н. Жуков); в сфере педагогики физической культуры