Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ'

ПРИМЕНЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» / УРОКИ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» / ТИФЛОПЕДАГОГИКА / НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дияк Анастасия Андреевна, Христолюбова Людмила Викторовна, Цыганкова Анна Владиславовна

В статье рассматриваются вопросы использования интерактивных методов обучения детей с нарушениями зрения предмету «Окружающий мир» в условиях дистанционного образования. Анализируются понятия «интерактивные методы», «методы обучения естествознанию», «дистанционное обучение». Обосновывается значимость использования интерактивных методов и актуальность их реализации в системе дистанционного обучения на современном этапе развития коррекционного образования. Конкретными примерами иллюстрируются приемы использования наглядного, словесного и практических методов на уроках по дисциплине «Окружающий мир» для формирования у обучающихся с нарушениями зрения знаний о предметах и явлениях окружающей действительности. Приводятся примеры использования материалов учебно - методических комплексов и интернет - ресурсов для реализации интерактивного обучения в условиях дистанционного образования. Рассматриваются положительные и отрицательные стороны дистанционного образования в аспекте возможности усвоения знаний детьми с нарушениями зрения по предмету «Окружающий мир» и актуальность интерактивных методов в решении данной проблемы. Особое внимание уделяется учету особенностей развития детей с нарушениями зрения (вербализм, фрагментарность и схематизм в восприятии окружающего) и соблюдению условий для коррекции и активизации зрительных функций и глазомерных возможностей обучающихся с нарушениями зрения на уроках «окружающего мира», проводимых в режиме онлайн - обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дияк Анастасия Андреевна, Христолюбова Людмила Викторовна, Цыганкова Анна Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE METHODS AT DISTANT LESSONS OF “THE SURROUNDING WORLD” FOR STUDENTS WITH VISUAL IMPAIRMENTS

The article deals with the issues of application of interactive methods of teaching children with visual impairments at distant lessons of the subject “The surrounding world”. The authors analyze the notions “interactive methods”, “methods of teaching natural science” and “distance education”. The study substantiates the significance of usage of interactive methods and the urgency of their realization in the system of distance education at the present stage of development of special education. Concrete examples are used to illustrate the techniques of application of the visual, verbal and practical methods at the lessons of “The surrounding world” to form and consolidate knowledge about the objects and phenomena of the surrounding reality in children with visual impairments. The authors provide examples of application of materials from teaching guides and Internet resources in order to realize interactive education under the conditions of distance learning. The study considers the positive and the negative aspects of distance education from the point of view of the ability of children with visual impairments to acquire knowledge in the subject “The surrounding world” and the urgency of interactive methods for the solution of this problem. Special attention is given to the need to take into consideration the developmental specificity of children with visual impairments (verbalism and fragmentary and schematic nature of perception of the environment) and the importance of creation of conditions for correction and activization of the visual functions and estimations of the pupils with visual impairments at the lessons of “The surrounding world” conducted in the form of online communication.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»

УДК 376.352:372.85 DOI 10.12345/1999-6993_2021_01_02

ББК Ч453.620-270 ГСНТИ 14.29.25 Код ВАК 13.00.03

А. А. Дияк A. A. Diyak

Л. В. Христолюбова L. V. Khristolyubova А. В. Цыганкова A. V. Tsygankova Екатеринбург, Россия Ekaterinburg, Russia

ПРИМЕНЕНИЕ В УСЛОВИЯХ

ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ

ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

INTERACTIVE METHODS

AT DISTANT LESSONS OF "THE SURROUNDING WORLD" FOR STUDENTS WITH VISUAL IMPAIRMENTS

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы использования интерактивных методов обучения детей с нарушениями зрения предмету «Окружающий мир» в условиях дистанционного образования. Анализируются понятия «интерактивные методы», «методы обучения естествознанию», «дистанционное обучение». Обосновывается значимость использования интерактивных методов и актуальность их реализации в системе дистанционного обучения на современном этапе развития коррекционного образования. Конкретными примерами иллюстрируются приемы использования наглядного, словесного и практических методов на уроках по дисциплине «Окружающий мир» для формирования у обучающихся с нарушениями зрения знаний о предметах и явлениях окружающей действительности. Приводятся примеры использования материалов учебно-методических комплексов и интернет-ресурсов для реализации интерактивного обучения в условиях дис-

Abstract. The article deals with the issues of application of interactive methods of teaching children with visual impairments at distant lessons of the subject "The surrounding world". The authors analyze the notions "interactive methods", "methods of teaching natural science" and "distance education". The study substantiates the significance of usage of interactive methods and the urgency of their realization in the system of distance education at the present stage of development of special education. Concrete examples are used to illustrate the techniques of application of the visual, verbal and practical methods at the lessons of "The surrounding world" to form and consolidate knowledge about the objects and phenomena of the surrounding reality in children with visual impairments. The authors provide examples of application of materials from teaching guides and Internet resources in order to realize interactive education under the conditions of distance learning. The study considers the positive and the negative aspects of distance educa-

танционного образования. Рассматриваются положительные и отрицательные стороны дистанционного образования в аспекте возможности усвоения знаний детьми с нарушениями зрения по предмету «Окружающий мир» и актуальность интерактивных методов в решении данной проблемы. Особое внимание уделяется учету особенностей развития детей с нарушениями зрения (вербализм, фрагментарность и схематизм в восприятии окружающего) и соблюдению условий для коррекции и активизации зрительных функций и глазомерных возможностей обучающихся с нарушениями зрения на уроках «окружающего мира», проводимых в режиме онлайн-обучения.

Ключевые слова: интерактивные методы обучения; «Окружающий мир»; уроки по предмету «Окружающий мир»; методика преподавания «окружающего мира»; тифлопедагогика; нарушения зрения; дети с нарушениями зрения; дистанционное обучение; методы обучения; учебно-методические комплексы; интернет-ресурсы; информационно-коммуникационные технологии.

Сведения об авторе: Дияк Анастасия Андреевна.

Место работы: ассистент кафедры теории и методики обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет.

Сведения об авторе: Христолюбо-ва Людмила Викторовна, кандидат филологических наук.

Место работы: доцент кафедры теории и методики обучения лиц с ограниченными возможностями здо-

tion from the point of view of the ability of children with visual impairments to acquire knowledge in the subject "The surrounding world" and the urgency of interactive methods for the solution of this problem. Special attention is given to the need to take into consideration the developmental specificity of children with visual impairments (verbalism and fragmentary and schematic nature of perception of the environment) and the importance of creation of conditions for correction and activization of the visual functions and estimations of the pupils with visual impairments at the lessons of "The surrounding world" conducted in the form of online communication.

Keywords: interactive teaching methods; "The surrounding world"; lessons of "The surrounding world"; methods of teaching "The surrounding world"; tiflopedagogy; visual impairments; children with visual impairments; distance education; teaching methods; teaching materials; online resources; information and communication technologies.

About the author: Diyak Anastasiya Andreevna.

Place of employment: Assistant Lecturer of Department of Theory and Methods of Teaching Persons with Disabilities, Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University.

About the author: Khristolyubova Lyudmila Viktorovna, Candidate of Philology.

Place of employment: Associate Professor of Department of Theory and Methods of Teaching Persons with Dis-

ровья, Институт специального обра- abilities, Institute of Special Education, зования, Уральский государственный Ural State Pedagogical University. педагогический университет.

Сведения об авторе: Цыганкова Анна Владиславовна, кандидат филологических наук.

Место работы: доцент кафедры теории и методики обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет.

Контактная информация: 620017, тов, 26, к. 116.

E-mail: mpsd@uspu.me.

About the author: Tsygankova Anna Vladislavovna, Candidate of Philology.

Place of employment: Associate Professor of Department of Theory and Methods of Teaching Persons with Disabilities, Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University.

Россия, Екатеринбург, пр-т Космонав-

На современном этапе развития общества и образования к интерактивным относят две группы методов обучения. Это, во-первых, применение информационных компьютерных технологий (ИКТ), т. е. обучение, которое построено на «общении» с компьютером, общении посредством компьютера. И, во-вторых, бескомпьютерное обучение — обучение в общении, участники которого выступают как равноправные партнеры коммуникации [2]. В актуальном на сегодняшний день дистанционном образовании под «интерактивным обучением» рассматривается прежде всего использование интернет-ресурсов, ИКТ, активное применение электронных вариантов учебников и приложений к ним, работа преподавателя с обучающимися в режиме онлайн и т. п.

[1; 3]. Методически грамотное использование современных ИКТ позволяет преподавателю вступать с обучающимися в активный, «живой», интерактивный диалог (письменный или устный), что способствует плодотворному общению и обучению в режиме реального времени.

Переход от репродуктивной модели усвоения знаний к активной, предполагающей взаимодействие всех участников образовательного процесса с использованием дистанционных технологий, обусловлен современными требованиями к качеству обучения: интенсивное внедрение ИКТ, индивидуализация образовательных технологий, повышение требований к эффективности и качеству усвоения знаний, необходимых для адаптации обучающихся к окружающей действительности,

© Дияк А. А., Христолюбова Л. В., Цыганкова А. В., 2021

и др. «Позитивные преобразования в обществе не могут быть достигнуты в рамках традиционной модели обучения. Для осуществления целей образования, выдвинутых на данном этапе, необходима смена фундаментальных основ обучения, разработка эффективных обучающих стратегий» [6, с. 250]. В связи с этим интерактивные методы обучения в дистанционном формате рассматриваются как стратегический ресурс развития современной системы образования, который позволяет расширить взаимодействие педагогов и обучающихся, сделать более доступными информационные и учебно-методические материалы в плане их самостоятельного усвоения и своевременного контроля полученных знаний. Кроме этого, дистанционное обучение обеспечивает целостность и преемственность всех этапов учебного процесса, связывает дидактические комплексы с непосредственным процессом обучения и самостоятельной работой, активизирует познавательную деятельность учащихся, помогает оперативно вести статистику успеваемости и диагностировать уровень сформированных у обучающихся компетенций [1; 3; 6].

Использование интерактивных методов в дистанционном обучении коснулось и образовательных организаций, реализую-

щих адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП), где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Часто в таких учебных заведениях используются учебники для массовых образовательных учреждений. Например, в школах для детей с нарушениями зрения используется учебно-методический комплекс (УМК) «Школа России» [7], который включает самые разные пособия (в том числе и по предмету «Окружающий мир»): учебник с электронным приложением, рабочую тетрадь, проверочные работы, тесты, методические рекомендации, поурочные разработки, атлас-определитель и др. [13; 14; 15; 16; 17]. В электронное приложение включены мультимедийные ресурсы различных типов: фотографии, анимации, видеофрагменты, интерактивные игры, тесты.

Учителям-дефектологам (оли-гофренопедагогам, логопедам, сурдопедагогам, тифлопедагогам) необходимо самостоятельно и обоснованно вводить в дистанционное обучение интерактивные дидактические материалы с учетом того, что для детей с ОВЗ компьютерные технологии представлены разными группами: лечебно-профилактическими и лечебно-восстановительными, кор-рекционно-развивающими и учебными [11]. В нашем случае

они еще и связаны со специфическими методами обучения детей с нарушениями зрения и методами, используемыми на уроках «окружающего мира». В коррекци-онной работе тифлопедагог применяет методы стимуляции зрения, дидактические и педагогические [20]. Непосредственное обучение (в том числе и зрительному восприятию) традиционно реализуется через три группы методов дидактики: наглядные, словесные и практические.

Данный подход полностью соответствует методам, общепринятым в начальном естествознании, т. е. классификации методов по трем главным источникам знаний: наглядность, слово, практика; сейчас к ним относятся книга/учебник и видео в сочетании с компьютерными системами [4; 10].

Применение наглядного метода и всех его приемов (рассматривание, распознающее наблюдение, демонстрация, иллюстрирование и т. п.) у детей с нарушениями зрения направлено прежде всего на формирование целостного чувственного образа предмета или явления. При дистанционном обучении данный метод имеет некоторые ограничения, поскольку слепые и слабовидящие обучающиеся не могут одновременно и целостно наблюдать за изучаемыми предметами, явлениями и процессами, тем более что материалы электронно-

го учебника на уроках по предмету «Окружающий мир» не всегда соответствуют ряду требований в обучении детей с нарушениями зрения: демонстрация с использованием контрастного фона, четкость контура изображенных предметов, использование указки при соблюдаемом алгоритме обследования (восприятие объекта в целом, его основных существенных элементов и признаков, мелких деталей), обязательный учет остроты зрения каждого ребенка при предъявлении материала [20].

Следует также учитывать то, что восприятие окружающего мира у детей с нарушениями зрения отличается фрагментарностью и схематизмом вследствие неполного осязательного и зрительного отражения действительности, поэтому в связных высказываниях при описании предметов или явлений представления о них часто слабо дифференцированы, не детализированы, не взаимосвязаны между собой. У слабовидящих обучающихся могут отсутствовать навыки дифференциации объектов действительности, например, им сложно устанавливать различия между растениями, птицами или животными, относящимися к одному виду, не только на основе уже сформированных представлений, но и при непосредственном их восприятии. Наиболее характерные признаки или основные сен-

сорные эталоны (цвет, форма, величина и др.) остаются вне зоны восприятия, в результате чего образ памяти формируется в виде голой схемы того или иного объекта [8]. Избежать схематизма помогают четкое планирование и правильная организация процесса восприятия, а также формирование навыков обследования наблюдаемых предметов окружающего мира.

В условиях дистантного обучения демонстрация натуральных объектов для целостного формирования представлений о них может быть невозможна, поэтому требует использования дополнительных средств: звукозаписи, слайдов с разной проекцией объекта в его увеличенном изображении, видеоматериалов. Например, на уроке по теме «Разнообразие растений» (3 класс) строение цветковых растений можно продемонстрировать на иллюстрации

земляники. Вместе с обучающимися необходимо подробно рассмотреть изображение и выделить с помощью курсора (вместо указки) его части: корень, стебель, лист, цветок и плод. Затем, при необходимости, можно показать каждую часть отдельно. Таким же образом, с опорой на зрительный образец, описываются другие группы растений.

В обучении детей с нарушением зрения при знакомстве с окружающим миром важным является формирование всех перцептивных действий (рассматривание, выслушивание, ощупывание). Однако при дистантном обучении школьник не может применять важные для него вкусовые, обонятельные, тактильно -двигательные, кинестетические ощущения, поскольку в данном случае сложно использовать такие натуральные объекты, как

Рис. 1. Строение кустарникового растения на примере земляники. Строение хвойного растения на примере ели

Рис. 2. Таблица «Определение растений». Учебный портал uchi.ru

учебные и самостоятельно созданные гербарии дикорастущих и культурных растений, коллекции плодов и семян, почв, горных пород, насекомых, а также невозможно демонстрировать объемные наглядные пособия (макеты местности, модели, муляжи). В связи с этим увеличивается роль плоскостных наглядных пособий, к которым относят таблицы по природоведению, географические карты, картины и иллюстрации в качестве пояснений к объяснению, повторению и закреплению учебного материала. Практически все вышеперечисленные средства наглядности представлены в электронных материалах по предмету «Окружающий мир».

Например, при закреплении темы «Разнообразие растений» целесообразно использовать таб-

лицу с интерактивной образовательной платформы uchi.ru (учи.ру), в которую обучающиеся устно (онлайн) вносят называемое название растений в зависимости от принадлежности к той или иной группе. Основным отличием данной таблицы являются схематические изображения (при необходимости их на мониторе можно укрупнить) рядом с названием каждой группы.

Сложно в режиме онлайн проводить демонстрацию опытов (если это не предусмотрено в электронном приложении), которая применяется в тех случаях, когда предмет или явление необходимо изучить в изменяющихся во времени условиях (развитие растения из семени, круговорот воды в природе, выращивание кристаллов соли и т. п.). В этом случае

педагогу придется организовывать работу самостоятельно в домашних условиях — у себя дома или у отдельных обучающихся.

Следует отметить, что если во всех наглядных методах на уроках «окружающего мира» собственно наглядность выступает как самостоятельный источник знаний и только сочетается со словесными методами (т. е. слово/вербализация обычно выполняет вспомогательную роль), то в интерактивных методах при дистантном обучении особо значимым становится словесный метод. Однако здесь следует учитывать такую особенность речевого развития детей с нарушениями зрения, как вербализм, или нарушение соответствия между словом и образом [9; 19]. Л. С. Выготский называл это явление «голой словесностью», которая возникает у слепых детей в силу того, что знания о действительности они получают в готовом виде, их недостаточный чувственней опыт не может служить полноценной основой для соответствующего формирования представлений об окружающем мире [5]. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в значительной мере способствуют преодолению вербализма у обучающихся с нарушениями зрения, поскольку помогают устранить расхождения в знаниях между реальными предметами и

явлениями действительности и формируемыми у ребенка образами-представлениями. Словесный метод и его приемы помогают ребенку с нарушением зрения в процессе чувственного познания осознать и осмыслить воспринимаемый образ: от ощущения и восприятия перейти к представлению и категоризации.

Среди приемов словесного метода при интерактивном обучении выделяются и активно используются беседа, описание, объяснение, инструкция, вопросы. Беседа важна при актуализации знаний и опыта детей, однако на занятиях в дистанционном режиме она требует много времени и направлена на вербальное, а не чувственное (сенсорное) развитие, поэтому в режиме онлайн ее содержание может минимизироваться.

Важным является использование описания объекта при рассматривании, образец описания применяется в дальнейшем как основа для самостоятельного высказывания. В описании при рассматривании объекта/предмета/ явления тифлопедагог придерживается логической последовательности. Например, при повторении темы «Разнообразие растений» описание целесообразно проводить по четкому алгоритму: обучающиеся рассматривают растение и классифицируют его, включая в нужную группу с опорой на таблицу и фотографию, где

изображено конкретное растение — ламинария (морская капуста). Сначала педагог дает образец высказывания: «У растения нет цветков и плодов, значит, оно не цветковое. Отсутствуют шишки и семена, следовательно, это не хвойное растение. Ламинария растет в воде, значит, относится к водорослям» (рис. 3).

Эффективным словесным методом является объяснение и его разновидность инструкция или инструктаж к выполнению наблюдений, опытов, практических работ, к различного рода самостоятельным работам, в том числе с тетрадью, учебником, наглядными пособиями. Инструктаж может быть письменным и устным. Инструкция (установка) дается детям для выполнения

развивающих заданий и в отличие от объяснения используется, когда дети уже знакомы со способом решения поставленной задачи, поэтому должна быть максимально лаконичной и нацеливать детей на определенный вид работы. Выполнение домашней работы всегда требует инструкции. Например, для отработки навыка определения групп растений предлагается инструкция: «Ребята, в домашнем задании вы должны будете самостоятельно подобрать по одному примеру к каждой группе растений. Раздел „Растения" начинается в атласе-определителе со страницы 19. Пользуясь алгоритмом и атласом-определителем, выпишите по одному названию каждой группы растений».

Алгоритм описания растения:

1. Название

2. Строение

Есть ли у него цветки и плоды?

Да Значит, это цветковое растение Нет Ф

Есть ли у него шишки с семенами?

Да Значит, это хвойное растение Нет Ф

Есть ли у него корни?

Да Значит, это папоротник Нет Ф

Он растет в воде?

Да Значит, это водоросли Нет Значит, это мхи

Рис. 3. Алгоритм описания растения

Важным приемом словесного метода являются вопросы, которые ставит не только учитель: при работе в подгруппе или паре дети формулируют вопросы самостоятельно и задают их друг другу. В естествознании уместны вопросы и задания на сравнение, классификацию, выяснение причин и взаимосвязей, обобщение.

Особую роль в естествознании играют практические методы: наблюдение, упражнения, практические работы, лабораторный метод, опыты или эксперимент, моделирование, познавательные дидактические игры, игровые задания по типу кроссвордов и филвордов и др. При дистанционном обучении это могут быть тесты различного типа, задания на развитие логики при установлении родо-видовых отношений, закономерностей или соответствий. Например, при изучении

темы «Природа и рукотворный мир» (2 класс) можно использовать задания, позволяющие обучающимся самостоятельно сделать вывод о том, какие предметы относятся к рукотворному миру и почему они так называются. Такого типа задания обычно берутся из электронных тренажеров в приложениях к УМК по соответствующим темам учебника. Кроме того, существует множество учебных порталов, например, uchi.ru, foxford.ru (фоксфорд), Российская электронная школа, на которых можно найти необходимые упражнения.

Электронное приложение к учебнику можно использовать на уроке при фронтальной работе. Опрашивая обучающихся, педагог самостоятельно выполняет задания и тем самым визуально подкрепляет правильные ответы учащихся.

Рис. 4. Задание из электронного приложения к учебнику «Окружающий мир», 3 класс, авт. Плешаков А. А. Тема «Разнообразие растений»

Рис. 5. Задание «Определение растений». Учебный портал uchi.ru

Домашняя работа может быть проведена с помощью так называемых «карточек». Педагог, используя образовательные онлайн-платформы, самостоятельно выбирает наполнение карточки с соответствующим изучаемой теме домашним заданием. Удобство данного приема заключается в том, что у него есть функция автоматической проверки выполненной работы. Обучающийся сразу видит свои ошибки и может их исправить, а педагог следит за процентом выполнения карточек и получает отчет об ошибках, допущенных обучающимися.

Кроме рассмотренных выше методов, на интерактивных занятиях используются и педагогические методы, направленные на активизацию мотивационного механизма зрительного восприятия, мыслительную активность и активность психических процессов.

Интерактивная модель при дистанционном обучении обязательно должна включать не только общение педагога с обучающимися, но и речевое взаимодействие самих обучающихся, поэтому целесообразно использовать небольшие группы сотрудничества (не более семи человек); наполняемость классов для детей с нарушениями зрения позволяет соблюдать это условие. Другим условием является включение зрительной гимнастики в уроки по ознакомлению с окружающим миром с детьми с нарушениями зрения.

В заключение следует отметить достоинства дистанционного обучения для детей с нарушениями зрения: реализация полисенсорного восприятия учебного материала; возможность демонстрации изучаемых объектов и их деталей в увеличенном виде или

в разных проекциях; компенсация объема в усвоении учебной информации за счет объединения аудио-, видео- и анимационных эффектов в единый урок или презентацию; вывод информации для обобщения более крупным шрифтом и т. п. [12; 18]. Все это способствует не только усвоению учебного материала на уроках по предмету «Окружающий мир», но и активизации зрительных функций и глазомерных возможностей у обучающихся с нарушениями зрения в условиях дистанционного обучения с использованием интерактивных методов.

Литература

1. Андреев, А. А. Дидактические основы дистанционного обучения / А. А. Андреев. — Москва : РАО, 1999. — 120 с. — Текст : непосредственный.

2. Богданова, Е. С. Интерактивные методы обучения текстовой деятельности : моногр. / Е. С. Богданова. — Москва : Неолит, 2016. — 188 с. — Текст : непосредственный.

3. Бороненко, Т. А. Активные и интерактивные методы педагогического взаимодействия в системе дистанционного обучения / Т. А. Бороненко, А. В. Кай-сина, В. С. Федотова. — Текст : непосредственный // Научный диалог. — 2017. — № 1. — С. 227—243.

4. Верзилин, Н. М. Общая методика преподавания биологии / Н. М. Верзилин, В. М. Корсунская. — Москва : Просвещение, 1983. — 383 с. — Текст : непосредственный.

5. Выготский, Л. С. К психологии и педагогике детской дефективности / Л. С. Выготский. — Текст : непосредственный // Проблемы дефектологии. — Москва : Просвещение, 1995. — 527 с.

6. Гараева, С. В. Дидактическая модель развития творческих способностей сту-

дентов средствами интерактивных технологий обучения / С. В. Гараева, А. А. Васильева. — Текст : непосредственный // Научный диалог. — 2016. — № 2 (50). — С. 249—261.

7. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Верхнепышминская школа-интернат имени С. А. Мартиросяна, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы». — URL: http://mart-school.ru/ (дата обращения: 20.12.2020). — Текст : электронный.

8. Дорошенко, О. В. Коррекционно-педагогическая работа по развитию связной речи старших дошкольников с нарушениями зрения : дис ... канд. психол. наук : 13.00.03 / О. В. Дорошенко. — Москва, 2009. — 198 с. — Текст : непосредственный.

9. Земцова, М. И. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением зрения / М. И. Земцова. — Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2013. — № 3. — С. 26—32.

10. Клепинина, З. А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» : учеб. пособие для бакалавриата / З. А. Клепинина, Г. Н. Аквилева. — Москва : Академия, 2013. — 336 с. — Текст : непосредственный.

11. Никольская, И. А. Информационные технологии в специальном образовании : учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / И. А. Никольская. — Москва : Академия, 2011. — 144 с. — Текст : непосредственный.

12. Плаксина, Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения : учеб. пособие / Л. И. Плаксина. — Москва : РАОИКП, 1999. — 54 с. — Текст : непосредственный.

13. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 2 класс. Проверочные работы. ФГОС / А. А. Плешаков, С. А. Плешаков. — Москва : Просвещение, 2019. — 96 с. — Текст : непосредственный.

14. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 2 класс. Тесты. ФГОС / А. А. Плешаков,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. — Москва : Просвещение, 2019. — 95 с. — Текст : непосредственный.

15. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 3 класс : учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. — 4-е изд. — Москва : Просвещение, 2014. — 180 с. — Текст : непосредственный.

16. Плешаков, А. А. Окружающий мир : метод. рек. 2 класс / А. А. Плешаков, А. Е. Соловьева — Москва : Просвещение, 2019. — 95 с. — Текст : непосредственный.

17. Плешаков, А. А. От земли до неба. Атлас-определитель : книга для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков. — Москва : Просвещение, 2020. — 224 с. — Текст : непосредственный.

18. Потёмкина, А. В. Современные подходы к использованию средств изобразительной наглядности на коррекционных занятиях со слабовидящими дошкольниками / А. В. Потёмкина. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы социализации инвалидов по зрению : материалы Всерос. юбил. науч. -практ. конф., посвящ. 70-летию каф. тифлопедагогики (Санкт-Петербург, 3—5 нояб., 1999). — Санкт-Петербург : 1999. — С. 28—32.

19. Радаева, Е. Г. Особенности становления лексической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, имеющих нарушения зрения / Е. Г. Радаева. — Текст : непосредственный // Новая наука: современное состояние и пути развития. — 2016. — № 10-2. — С. 82—85.

20. Шипицына, Л. М. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением : метод. пособие / под. ред. проф. Л. М. Шипицыной — Санкт-Петербург : Образование, 1995. — 99 с. — Текст : непосредственный.

References

1. Andreev, A. A. Didakticheskie osnovy distantsionnogo obucheniya / A. A. Andreev. — Moskva : RAO, 1999. — 120 s. — Tekst : neposredstvennyy.

2. Bogdanova, E. S. Interaktivnye metody obucheniya tekstovoy deyatel'nosti : mo-nogr. / E. S. Bogdanova. — Moskva : Neolit, 2016. — 188 s. — Tekst : neposredstvennyy.

3. Boronenko, T. A. Aktivnye i interak-tivnye metody pedagogicheskogo vzaimo-deystviya v sisteme distantsionnogo obu-cheniya / T. A. Boronenko, A. V. Kaysina, V. S. Fedotova. — Tekst : neposredstven-nyy // Nauchnyy dialog. — 2017. — № 1. — S. 227—243.

4. Verzilin, N. M. Obshchaya metodika prepodavaniya biologii / N. M. Verzilin, V. M. Korsunskaya. — Moskva : Prosveshc-henie, 1983. — 383 s. — Tekst : nepos-redstvennyy.

5. Vygotskiy, L. S. K psikhologii i pedago-gike detskoy defektivnosti / L. S. Vygots-kiy. — Tekst : neposredstvennyy // Problemy defektologii. — Moskva : Prosveshchenie, 1995. — 527 s.

6. Garaeva, S. V. Didakticheskaya model' razvitiya tvorcheskikh sposobnostey studen-tov sredstvami interaktivnykh tekhnologiy obucheniya / S. V. Garaeva, A. A. Vasil'e-va. — Tekst : neposredstvennyy // Nauchnyy dialog. — 2016. — № 2 (50). — S. 249—261.

7. Gosudarstvennoe byudzhetnoe obshche-obrazovatel'noe uchrezhdenie Sverdlovskoy oblasti «Verkhnepyshminskaya shkola-inter-nat imeni S. A. Martirosyana, realizuyu-shchaya adaptirovannye osnovnye obshche-obrazovatel'nye programmy». — URL: http://mart-school.ru/ (data obrashcheniya: 20.12.2020). — Tekst : elektronnyy.

8. Doroshenko, O. V. Korrektsionno-peda-gogicheskaya rabota po razvitiyu svyaznoy rechi starshikh doshkol'nikov s narusheni-yami zreniya : dis ... kand. psikhol. nauk : 13.00.03 / O. V. Doroshenko. — Moskva, 2009. — 198 s. — Tekst : neposredstvennyy.

9. Zemtsova, M. I. Osobennosti poznava-tel'noy deyatel'nosti detey s narusheniem zreniya / M. I. Zemtsova. — Tekst : nepos-redstvennyy // Vospitanie i obuchenie detey s narusheniyami razvitiya. — 2013. — № 3. — S. 26—32.

10. Klepinina, Z. A. Metodika prepodava-niya predmeta «Okruzhayushchiy mir» : ucheb. posobie dlya bakalavriata / Z. A. Kle-

pinina, G. N. Akvileva. — Moskva : Aka-demiya, 2013. — 336 s. — Tekst : nepos-redstvennyy.

11. Nikol'skaya, I. A. Informatsionnye tekh-nologii v spetsial'nom obrazovanii : uchebnik dlya studentov uchrezhdeniy vysshego professional'nogo obrazovaniya / I. A. Nikol'skaya. — Moskva : Akademiya, 2011. — 144 s. — Tekst : neposredstvennyy.

12. Plaksina, L. I. Psikhologo-pedagogiche-skaya kharakteristika detey s narusheniem zreniya : ucheb. posobie / L. I. Plaksina. — Moskva : RAOIKP, 1999. — 54 s. — Tekst : neposredstvennyy.

13. Pleshakov, A. A. Okruzhayushchiy mir. 2 klass. Proverochnye raboty. FGOS / A. A. Pleshakov, S. A. Pleshakov. — Moskva : Pro-sveshchenie, 2019. — 96 s. — Tekst : neposredstvennyy.

14. Pleshakov, A. A. Okruzhayushchiy mir.

2 klass. Testy. FGOS / A. A. Pleshakov, N. N. Gara, Z. D. Nazarova. — Moskva : Prosveshchenie, 2019. — 95 s. — Tekst : neposredstvennyy.

15. Pleshakov, A. A. Okruzhayushchiy mir.

3 klass : uchebnik dlya obshcheobrazo-vatel'nykh organizatsiy s prilozheniem na elektronnom nositele. V 2 ch. Ch. 2 / A. A. Ple-shakov. — 4-e izd. — Moskva : Prosve-shchenie, 2014. — 180 s. — Tekst : neposredstvennyy.

16. Pleshakov, A. A. Okruzhayushchiy mir : metod. rek. 2 klass / A. A. Pleshakov,

A. E. Solov'eva — Moskva : Prosveshchenie, 2019. — 95 s. — Tekst : neposredstvennyy.

17. Pleshakov, A. A. Ot zemli do neba. Atlas-opredelitel' : kniga dlya uchashchikh-sya nachal'nykh klassov / A. A. Plesha-kov. — Moskva : Prosveshchenie, 2020. — 224 s. — Tekst : neposredstvennyy.

18. Potemkina, A. V. Sovremennye pod-khody k ispol'zovaniyu sredstv izobrazi-tel'noy naglyadnosti na korrektsionnykh zanyatiyakh so slabovidyashchimi dosh-kol'nikami / A. V. Potemkina. — Tekst : neposredstvennyy // Aktual'nye problemy sotsializatsii invalidov po zreniyu : materialy Vseros. yubil. nauch.-prakt. konf., pos-vyashch. 70-letiyu kaf. tiflopedagogiki (Sankt-Peterburg, 3—5 noyab., 1999). — Sankt-Peterburg : 1999. — S. 28—32.

19. Radaeva, E. G. Osobennosti stanov-leniya leksicheskoy storony rechi starshikh doshkol'nikov s obshchim nedorazvitiem rechi III urovnya, imeyushchikh narusheniya zreniya / E. G. Radaeva. — Tekst : nepos-redstvennyy // Novaya nauka: sovremennoe sostoyanie i puti razvitiya. — 2016. — № 10-2. — S. 82—85.

20. Shipitsyna, L. M. Obuchenie i kor-rektsiya razvitiya doshkol'nikov s narushen-nym zreniem : metod. posobie / pod. red. prof. L. M. Shipitsynoy — Sankt-Peterburg : Obrazovanie, 1995. — 99 s. — Tekst : neposredstvennyy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.