УДК362.881.161.1: 376.356 DOI 10.26170/sp19-04-04
ББК Ч426.819=411.2-243+Ч452 ГСНТИ 14.25.07 Код ВАК 13.00.03
Ю. В. Прилепко Yu. V. Prilepko
Г. Ю. Козловская Е. И. Филипович
Ставрополь, Россия
G. Yu. Kozlovskaya E. I. Filipovich
Stavropol, Russia
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY OF TEACHING RUSSIAN LANGUAGE TO STUDENTS WITH HEARING IMPAIRMENTS IN GENERAL EDUCATION SCHOOL
Аннотация. Статья посвящена проблемам совершенствования качества обучения детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха (слабослышащих) в условиях общеобразовательной школы.
Совершенствование системы обучения лиц с нарушениями слуха путем внедрения индивидуальной образовательной траектории предполагает повышение уровня владения русским языком как необходимой основы общей культуры современного общества, а также для овладения рабочей профессией. В статье раскрываются основные образовательные потребности детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха, на базе которых выстраивается индивидуальная образовательная траектория обучения русскому языку детей с нарушениями слуха. Описываются условия, необходимые для реализации индивидуального образовательного маршрута обучения русскому языку детей младшего школьного возраста с
Abstract. The article is devoted to the problems of improving the quality of education of children with hearing impairments in secondary general education school.
The perfection of the system of education of persons with hearing impairments through the introduction of individual educational trajectory involves raising the level of acquisition of the Russian language as a necessary basis for many professions and an important component of the general culture of a member of the modern society. The article describes the basic educational needs of junior schoolchildren with hearing impairments, on the basis of which the individual educational trajectory of teaching Russian to children with hearing impairments is built. The article highlights the conditions necessary for the implementation of an individual educational route of teaching Russian to junior schoolchildren with hearing impairments (hard of hearing): taking into account the individual characteristics
нарушениями слуха (слабослышащих): учет индивидуальных особенностей и характера обучения; использование аналитико-синтетического метода, наглядных, практических, вербальных и смешанных методов. При этом главным методом является словесный в сочетании с практическими упражнениями. Описываются основные направления обучения русскому языку детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха (слабослышащих): лексическо-семан-тический уровень (слово); синтаксический уровень (словосочетания и предложения); уровень текста. Приводятся примеры приемов обучения русскому языку детей с нарушениями слуха (слабослышащих). Раскрываются основные критерии динамики процесса обучения русскому языку ученика младшего школьного возраста с нарушениями слуха (слабослышащего): развитие лексического (словарный запас) и грамматического строя речи, сформированность навыка языкового анализа, связной речи, чтения и письма.
Ключевые слова: дети с нарушениями слуха; нарушения слуха; сурдопедагогика; слабослышащие дети; индивидуальные образовательные траектории; методика преподавания русского языка; русский язык; методы обучения; приемы обучения; инклюзивное образование; инклюзия; особые образовательные потребности; младшие школьники.
Сведения об авторе: Прилепко Юлия Владимировна, кандидат психологических наук.
Место работы: доцент кафедры дефектологии, Северо-Кавказский федеральный университет.
and nature of training and the use of analytico-synthetic method and visual, practical, verbal and mixed methods. And the verbal method in combination with practical exercises still remains to be the leading one. The article describes the main areas of teaching Russian to junior schoolchildren with hearing impairments (hard of hearing): lexico-semantic level (word); syntactic level (phrases and sentences); text level. The study provides examples of special techniques of teaching Russian to junior schoolchildren with hearing impairments (hard of hearing). The authors outline the main criteria of assessment of the dynamics of the process of teaching Russian to a junior schoolchild with hearing impairment (hard of hearing): the development of the lexical (vocabulary) and grammatical aspect of speech and the level of formation of the skills of language analysis, coherent speech, reading and writing.
Keywords: children with hearing impairments; hearing impairments; surdo-pedagogy; children with hearing loss; individual educational trajectories; methods of teaching Russian; Russian; methods of teaching; teaching techniques; inclusive education; inclusion; special educational needs; junior schoolchildren.
About the author: Prilepko Yuliya Vladimirovna, Candidate of Psychology.
Place of employment: Associate Professor of Department of Defectology, North-Caucasus Federal University.
Контактная информация: 355009, Россия, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1. E-mail: [email protected].
Сведения об авторе: Козловская Галина Юрьевна, кандидат психологических наук.
Место работы: доцент кафедры дефектологии, Северо-Кавказский федеральный университет.
About the author: Kozlovskaya Galina Yur'evna, Candidate of Psychology.
Place of employment: Associate Professor of Department of Defectology, North-Caucasus Federal University.
Контактная информация: 355009, Россия, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1. E-mail: [email protected].
Сведения об авторе: Филипович Елена Ивановна, кандидат психологических наук.
Место работы: доцент кафедры дефектологии, Северо-Кавказский федеральный университет.
About the author: Filipovich Elena Ivanovna, Candidate of Psychology.
Place of employment: Associate Professor of Department of Defectology, North-Caucasus Federal University.
Контактная информация: 355009, Россия, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1. E-mail: [email protected].
Индивидуальная образовательная траектория (далее ИОТ) развития личности, как показывают исследования С. А. Вдо-виной, есть устойчивая характеристика и персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в общеобразовательной школе [4].
Разработка индивидуальной образовательной траектории обусловлена тем, что уровень подготовки и развития учебных способностей не одинаков у учеников с ограниченными возможностями здоровья. В последние годы отмечается активный рост интереса специалистов к разработке и совершенствованию организационных форм и методов
обучения детей с нарушениями слуха (слабослышащих) в условиях общеобразовательной школы. Данный интерес обусловлен, с одной стороны, ежегодно увеличивающимся количеством детей с нарушениями слуха (слабослышащих), поступающих в школу, с другой — неэффективностью их обучения традиционными способами. Решение сложившейся проблемы сегодня возможно путем внедрения специально организованного способа обучения детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха (слабослышащих), предусматривающего «обходные пути», включающие специальные формы, методы и средства обу-
© Прилепко Ю. В., Козловская Г. Ю., Филипович Е. И., 2019 Специальное образование. 2019. № 4
чения. Закономерно, что такая разработка средств обучения детей с нарушениями слуха отражена в ИОТ.
Прежде чем реализовывать ИОТ для детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха (слабослышащих) в системе общеобразовательной организации, должны быть созданы организационные и специальные условия для осуществления образования детей с нарушениями слуха (слабослышащих). Одним из существенных условий является системное взаимодействие образовательных и научных организаций, направленное на обеспечение необходимой профессиональной подготовки ресурсов педагогических кадров, содействие в методической помощи, консультации по обучению детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха (слабослышащих), использование научно обоснованных и достоверных инновационных разработок в области специальной педагогики [1].
Приведенные условия должны быть в обязательном порядке включены в ИОТ для конкретного ребенка с нарушениями слуха (слабослышащего), так как они являются одним из наиболее важных компонентов всей структуры ИОТ. Необходимо помнить, что вся спецификация условий обучения должна быть индивидуализирована и модифицирована с
учетом возможностей и особенностей конкретного ребенка. Именно этот процесс вариации, индивидуализации условий должен определять реализацию индивидуального образовательного маршрута конкретного учащегося с нарушениями слуха (слабослышащего).
Итак, основой условий реализации индивидуальной образовательной траектории является учет индивидуальных возможностей и характера обучения конкретного ребенка с нарушениями слуха (слабослышащего). Поэтому учителя в первую очередь должны обращать внимание на слуховые способности ребенка (неполный «слух» по причине неисправности слухового аппарата); дестабилизирующие факторы речевого восприятия (негативно отражаются на понимании и восприятии речи собеседника, расположенного спиной или боком к ребенку, участие в разговоре двух или более собеседников); неосведомленность об общем контексте/ теме разговора, обусловленную ограниченным жизненным и социальным опытом ребенка с нарушением слуха [1]. Следовательно, педагог, работающий с такими детьми, должен уметь правильно выбирать не только тему разговора, но и место расположения по отношению к учащемуся с нарушением слуха.
Кроме того, в своей работе учитель должен учитывать обра-
зовательные потребности учащегося с нарушениями слуха (слабослышащего), а именно: развитие и использование остаточного слуха; обучение слуховизуально-му восприятию речи говорящего и различным формам общения; развитие всех аспектов речи и восполнение недостатка знаний о мире; формирование социальной компетентности и навыков поведения в инклюзивном образовательном пространстве; развитие потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сферы; формирование способности максимизировать самостоятельную жизнь в обществе, в том числе через социально-трудовую адаптацию, активную и оптимистическую жизненную позицию [3]. Поэтому современный учитель вынужден учиться строить образовательный процесс, в котором программный материал подается с учетом образовательных потребностей каждого ученика класса, в том числе и индивидуальных образовательных потребностей учащихся с нарушениями слуха (слабослышащих), учитывать их в своей работе и трансформировать в соответствии с ними саму учебную программу. При этом учителю, по мнению Н. Б. Крыловой, следует помнить, что во время урока он не решает коррекцион-ные задачи, главное для него — сделать образовательный процесс, используя специальные ме-
тоды, приемы и средства, максимально эффективным для ребенка с нарушением слуха [10].
При построении индивидуальной образовательной траектории по обучению русскому языку детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха (слабослышащих) важно учитывать особенности методики преподавания русского языка для детей с нарушениями слуха: включить перечень формируемых навыков; последовательность действий в их развитии и закреплении; индивидуально подобранный и систематизированный языковой материал; выстроенные логические связи между отдельными направлениями работы над речью. Более детализированный план составляется, если на данную тему/раздел отводится мало времени на усвоение [8].
Источником для составления индивидуальной образовательной траектории по обучению русскому языку детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха (слабослышащих) являются знания учителя о составе класса, речевых возможностях учащихся, а также понимание курса, законов, которым он подчиняется, и перспектив речевого развития детей. Кроме того, учитель должен владеть информацией о том, в каких отношениях находятся различные речевые умения учащихся, в какой последовательно-
сти они должны формироваться, на каком дидактическом материале и каким образом [7].
Обучение русскому языку учащегося с нарушениями слуха должно проходить с помощью визуально-практических методов (графические упражнения с опорой на зрительное восприятие информации, подражательно-исполнительские, конструирование и т. п.); игровых методов (речевые и дидактические игры); наглядных методов (показ образца задания, способа действия); словесных методов (объяснение; предварительные, итоговые и обобщающие беседы). В то же время важно помнить, что компенсации недостаточной речевой практики способствуют и такие приемы, как чтение и анализ прочитанного текста, что способствует и расширению словарного запаса [2].
По мнению А. П. Тряпицы-ной, индивидуальная образовательная траектория по обучению русскому языку детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха (слабослышащих) должна включать следующие направления обучения: лексиче-ско-семантический уровень (слово); синтаксический уровень (словосочетания и предложения); уровень текста [13].
При планировании работы по развитию лексики важно учитывать состояние произношения учащегося с нарушениями слуха.
Если имеются нарушения звуко-произношения, то рекомендуется сначала провести работу по коррекции. В ходе коррекции звуко-произношения следует учитывать особенности слухового восприятия ребенка, которые существенно ограничивают способность точного восприятия звука. Для эффективной коррекции рекомендуется использовать графическое изображение слова, так как для учеников с нарушениями слуха зрительное восприятие более информативно, стабильно и точно, чем слуховое [12]. Такой же принцип работы используется и при обучении написанию безударных гласных или звонких согласных в конце слова: соответствующие правила правописания преобразуются в орфоэпические, а работа над ними проводится сначала на уроках по обучению произношению [14]. Учитывая, что овладение рядом орфографических навыков связано с грамматическими операциями над словом (выделение однокорен-ных слов, изменение формы слова), соответствующий материал представляется на уроках по разделу «Развитие речи».
В ИОТ в раздел по «Развитию речи» должна быть включена задача развития лексики и способов выражения семантических отношений. Вначале вырабатывается понимание лексики, затем систематизация. В процессе обучения ребенка с нарушенным слу-
хом в общеобразовательном учреждении происходит значительное, но недостаточное расширение и пополнение словарного запаса. По мнению А. Г. Зикеева, одним из основных условий успешного формирования лексического запаса речи является то, как в процессе обучения раскрывается значение слова ребенком [6]. Необходимо использовать различные методы и приемы раскрытия значений новых слов, уточнения или расширения значений уже известных. Введение новой лексики в активную речь — задача уроков по разделу «Формирование грамматической структуры речи». В этом разделе О. Е. Громова рекомендует использовать приемы расширения словарного запаса, направленные на усвоение новых слов и их значений, а также дополнение уже известных лексических значений или их расширение:
- визуальные приемы: использование самих предметов или их изображений; демонстрация слайдов, учебных фильмов; демонстрация действий и создание визуальных ситуаций;
- речевые приемы: подбор синонимов, антонимов, омонимов; перефразирование, передача содержания слова, словосочетания другими, доступными для детей лек-сико-грамматическими средствами; подбор определений; анализ морфологический структуры сло-
ва; подбор к родовому понятию видовых; отрицание; интерпретация тавтологий; опора на контекст — незнакомое слово помещается в фразы, которые позволяют детям догадываться о значении слова;
- комбинированные приемы можно использовать с целью объяснения слов со значением отвлеченного характера [5].
Р. М. Боскис, К. Г. Коровин, Е. П. Кузьмичева, Е. З. Яхнина, К. И. Туджанова и другие рекомендуют стимулировать самостоятельную работу детей по поиску лексических значений незнакомых слов, фраз и связанного с ними визуального материала [3; 11; 14].
В ИОТ в разделе «Синтаксический уровень» О. А. Красильникова предлагает использовать прием повторения реплики учителя или одноклассников на уроке; повторение того, что было сказано вчера; запоминание и повторение того, что скажет человек; создание визуальной или вербальной ситуации, которая побудит учащихся к конкретным высказываниям. Вопросы детей должны быть мотивированы необходимостью выполнения той или иной задачи [9].
В ИОТ ребенка младшего школьного возраста с нарушениями слуха (слабослышащего) О. А. Красильникова предлагает включить раздел по развитию описательной и повествовательной
речи в единстве со всеми процессами формирования речи (обогащение словарного запаса и овладение грамматическими формами). Для ее развития она предлагает приемы подбора образов, иллюстраций к предложению; подбора предложений, относящихся к данной картине; самостоятельной подготовки предложений и вопросов к картинкам; описание картинок с изображением комнаты, пейзажа; рассказ по сюжетным картинкам: по вопросам, справочным словам и фразам; составление рассказов по серии картин; составление рассказа о возможных предыдущих или последующих событиях по содержанию картины [9].
В ИОТ для ребенка младшего школьного возраста с нарушениями слуха (слабослышащего) в разделе «уровень текста» первостепенной задачей является обучение ребенка правильной организации чтения. Поэтому обучение должно включать различные этапы, в ходе которых происходит как формирование сознательного чтения, так и развитие активного отношения школьника к чтению текста:
- вводную беседу (формирование мотивации к чтению, выявление понимания информации, представленной в тексте, активизация словаря по теме с представлением наглядного материала);
- самостоятельное чтение текста;
- проверку усвоения прочитанного содержания в целом; де-
тальный анализ текста всего рассказа; устный пересказ и изложение в письменной форме прочитанного содержания [9].
В процессе раскрытия содержания любого произведения важно учитывать особенности понимания детьми с нарушениями слуха читаемого текста. В результате такого обучения ребенок должен овладеть пониманием речи (услышанного, сказанного, написанного); правильным произношением слова; словарным составом речи; умением правильно выстраивать предложения; общаться в развернутой форме.
Основными критериями динамики процесса обучения русскому языку ребенка с нарушениями слуха (слабослышащего) являются развитие лексического (словарный запас) и грамматического строя речи, сформированность навыка языкового анализа, связной речи, чтения и письма [13].
Следовательно, при построении индивидуальной образовательной траектории обучению русскому языку ребенка младшего школьного возраста с нарушениями слуха (слабослышащего) необходимо искать такие формы подачи материала, которые отличались бы наибольшей визуализацией с использованием элементов коррекционной работы по развитию лексико-грамматиче-ского строя речи.
Литература
1. Алехина, С. В. Создание специальных условий для детей с нарушениями слуха в общеобразовательных учреждениях : методический сборник / С. В. Алехина, Е. В. Самсонова. — М. : МГППУ, 2012. — Текст : непосредственный.
2. Борякова, Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Н. Ю. Борякова. — М. : АСТ, Астрель, 2008. — Текст : непосредственный.
3. Боскис, Р. М. Особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися / Р. М. Боскис, К. Г. Коровина. — М. : Педагогика, 1981. — Текст : непосредственный.
4. Вдовина, С. А. Индивидуальная образовательная траектория как средство реализации субъект-субъектных отношений в учебном процессе современной школы / С. А. Вдовина. — Тобольск, 2000. — Текст : непосредственный.
5. Громова, О. Е. Методика формирования начального детского лексикона / О. Е. Громова. — М. : Сфера, 2003. — Текст : непосредственный.
6. Зикеев, А. Г. Формирование и коррекция речевого развития учащихся начальных классов специальных (коррек-ционных) образовательных учреждений на уроках развития речи : пособие для педагога-дефектолога / А. Г. Зикеев. — М. : Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2013. — Текст : непосредственный.
7. Картополова, И. В. Построение индивидуальной образовательной траектории в условиях профильной школы / И. В. Кар-тополова. — Текст : непосредственный // Вестник НГУ. Серия: Педагогика. — 2008. — Т. 9. — Вып. 1.
8. Комаров, К. В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей / К. В. Комаров. — М. : ОНИКС 21 век, 2005. — Текст : непосредственный.
9. Красильникова, О. А. Развитие речи
младших слабослышащих школьников на уроках литературного чтения / О. А. Красильникова. — М. : КАРО, 2005. — Текст : непосредственный.
10. Крылова, Н. Б. Индивидуализация ребенка в образовании: проблемы и решения / Н. Б. Крылова. — Текст : непосредственный // Школьные технологии. — 2008. — № 2.
11. Кузьмичева, Е. П. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи / Е. П. Кузьмичева, Е. З. Яхнина. — М. : Владос, 2011. — Текст : непосредственный.
12. Николаева, Л. П. Работа со словарными словами. 1 класс / Л. П. Николаева, И. В. Иванова. — М. : Экзамен, 2008. — Текст : непосредственный.
13. Тряпицына, А. П. Образовательная программа — маршрут ученика / А. П. Тря-пицына. — СПб., 2008. — Текст : непосредственный.
14. Туджанова, К. И. Характерные особенности развития письменной речи у слабослышащих учащихся / К. И. Туджа-нова. — Воронеж, 2001. — Текст : непосредственный.
References
1. Alekhina, S. V. Sozdanie spetsial'nykh usloviï dlya detey s narusheniyami slukha v obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh : metodicheskiy sbornik / S. V. Alekhina, E. V. Samsonova. — M. : MGPPU, 2012. — Tekst : neposredstvennyy.
2. Boryakova, N. Yu. Pedagogicheskie sis-temy obucheniya i vospitaniya detey s otklo-neniyami v razvitii / N. Yu. Boryakova. — M. : AST, Astrel', 2008. — Tekst : nepos-redstvennyy.
3. Boskis, R. M. Osobennosti usvoeniya uchebnogo materiala slaboslyshashchimi uchashchimisya / R. M. Boskis, K. G. Koro-vina. — M. : Pedagogika, 1981. — Tekst : neposredstvennyy.
4. Vdovina, S. A. Individual'naya obrazo-vatel'naya traektoriya kak sredstvo realizatsii sub"ekt-sub"ektnykh otnosheniy v uchebnom protsesse sovremennoy shkoly / S. A. Vdo-vina. — Tobol'sk, 2000. — Tekst : nepos-redstvennyy.
5. Gromova, O. E. Metodika formirovaniya nachal'nogo detskogo leksikona / O. E. Gromova. — M. : Sfera, 2003. — Tekst : ne-posredstvennyy.
6. Zikeev, A. G. Formirovanie i korrektsiya rechevogo razvitiya uchashchikhsya nachal'-nykh klassov spetsial'nykh (korrektsionnykh) obrazovatel'nykh uchrezhdeniy na urokakh razvitiya rechi : posobie dlya pedagoga-defektologa / A. G. Zikeev. — M. : Guma-nitarnyy izdatel'skiy tsentr «VLADOS», 2013. — Tekst : neposredstvennyy.
7. Kartopolova, I. V. Postroenie indivi-dual'noy obrazovatel'noy traektorii v uslo-viyakh profil'noy shkoly / I. V. Kartopo-lova. — Tekst : neposredstvennyy // Vestnik NGU. Seriya: Pedagogika. — 2008. — T. 9. — Vyp. 1.
8. Komarov, K. V. Metodika obucheniya russkomu yazyku v shkole dlya slaboslysha-shchikh detey / K. V. Komarov. — M. : ONIKS 21 vek, 2005. — Tekst : neposred-stvennyy.
9. Krasil'nikova, O. A. Razvitie rechi mladshikh slaboslyshashchikh shkol'nikov na
urokakh literaturnogo chteniya / O. A. Kra-sil'nikova. — M. : KARO, 2005. — Tekst : neposredstvennyy.
10. Krylova, N. B. Individualizatsiya rebenka v obrazovanii: problemy i resheniya / N. B. Kry-lova. — Tekst : neposredstvennyy // Shkol'nye tekhnologii. — 2008. — № 2.
11. Kuz'micheva, E. P. Obuchenie glukhikh detey vospriyatiyu i vosproizvedeniyu ustnoy rechi / E. P. Kuz'micheva, E. Z. Yakhnina. — M. : Vlados, 2011. — Tekst : neposredstven-nyy.
12. Nikolaeva, L. P. Rabota so slovarnymi slovami. 1 klass / L. P. Nikolaeva, I. V. Ivanova. — M. : Ekzamen, 2008. — Tekst : neposredstvennyy.
13. Tryapitsyna, A. P. Obrazovatel'naya programma — marshrut uchenika / A. P. Trya-pitsyna. — SPb., 2008. — Tekst : nepos-redstvennyy.
14. Tudzhanova, K. I. Kharakternye osoben-nosti razvitiya pis'mennoy rechi u slabosly-shashchikh uchashchikhsya / K. I. Tudzhanova. — Voronezh, 2001. — Tekst : nepo-sredstvennyy.
48
CneunantHoe 06pa30BaHHe. 2019. № 4