Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ'

ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / физическая культура / система физического воспитания / опрос / модернизация / students / physical education / physical education system / survey / modernization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русина Алина Алексеевна, Сафронов Алексей Игоревич, Привезенцева Наталья Викторовна, Никулов Сергей Васильевич

Рассмотрено Постановление Правительства РФ о развитии массового спорта в РФ в условиях высшего образования. Представлены результаты социологического опроса, проведенного на базе ВОУ ГОУ «Государственный гуманитарно-технологический университет» студентов 1–2-го курсов педагогических специальностей. Выявлено отношение студентов к дисциплине «Физическая культура» и даны рекомендации по улучшению системы проведения занятий физической культурой и развитию массового спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR MODERNIZING THE PHYSICAL EDUCATION SYSTEM IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The Decree of the Government of the Russian Federation on the development of mass sports in the Russian Federation in the conditions of higher education is considered. The results of a sociological survey conducted on the basis of the State Educational Institution “State Humanitarian and Technological University” of 1st and 2nd year students of pedagogical specialties are presented. The attitude of students to the discipline “Physical Education” was revealed and recommendations were given to improve the system of conducting physical education classes and the development of mass sports.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ»

УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2024-5-41-49

ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

А.А. Русина, А.И. Сафронов, Н.В. Привезенцева, С.В. Никулов

Рассмотрено Постановление Правительства РФ о развитии массового спорта в РФ в условиях высшего образования. Представлены результаты социологического опроса, проведенного на базе ВОУ ГОУ «Государственный гуманитарно-технологический университет» студентов 1-2-го курсов педагогических специальностей. Выявлено отношение студентов к дисциплине «Физическая культура» и даны рекомендации по улучшению системы проведения занятий физической культурой и развитию массового спорта.

Ключевые слова: студенты, физическая культура, система физического воспитания, опрос, модернизация.

PROSPECTS FOR MODERNIZING THE PHYSICAL EDUCATION SYSTEM IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Rusina A.A., assistant, alinarusina92@ gmail.com, Russia, Orekhovo-Zuyevo, State Humanitarian and Technological University, Safronov A.I., associate professor, s991771@ gmail.com, Russia, Orekhovo-Zuyevo, State Humanitarian and Technological University, Privezentseva N.V., senior lecturer, nataoz 71@icloud.com, Russia, Orekhovo-Zuyevo, State Humanitarian and Technological University,

Nikulov S.V., senior lecturer, nikulov1959@ mail.ru, Russia, Orekhovo-Zuyevo, State Humanitarian and Technological University

The Decree of the Government of the Russian Federation on the development of mass sports in the Russian Federation in the conditions of higher education is considered. The results of a sociological survey conducted on the basis of the State Educational Institution "State Humanitarian and Technological University" of 1st and 2nd year students of pedagogical specialties are presented. The attitude of students to the discipline "Physical Education" was revealed and recommendations were given to improve the system of conducting physical education classes and the development of mass sports.

Key words: students, physical education, physical education system, survey, modernization.

Русина Алина Алексеевна, ассистент, alinaru-sina92@gmail.com, Россия, Орехово-Зуево, Государственный гуманитарно-технологический университет,

Сафронов Алексей Игоревич, доц., s991771@ gmail.com, Россия, Орехово-Зуево, Государственный гуманитарно-технологический университет,

Привезенцева Наталья Викторовна, старший преподаватель, nataoz71@icloud. com, Россия, Орехово-Зуево, Государственный гуманитарно-технологический университет,

Никулов Сергей Васильевич, старший преподаватель, nikulov1959@mail.ru, Россия, Орехово-Зуево, Государственный гуманитарно-технологический университет

Важнейшим показателем благополучия общества и государства, характеризующим не только настоящую ситуацию, но и перспективы на будущее, является состояние здоровья детей и подростков. Спортивная деятельность создает предпосылки для приобщения детей и молодежи к ценностям нравственной и эстетической культуры, культуры общения, культуры мира [2]. В современных исследованиях, посвященных вопросам здорового образа жизни и модернизации системы физического воспитания подрастающего поколения, отмечается необходимость систематических занятий физической культурой детьми и

подростками на различных этапах онтогенеза, что позволяет предупреж -дать возможные нарушения физического, психического и социального здоровья [7].

30 сентября 2021 года Правительство Российской Федерации издало Постановление № 1661 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие физической культуры и спорта». В соответствии с этим были выделены приоритетные направления развития физической культуры и спорта в стране, а именно:

- вовлечение граждан, прежде всего детей и молодежи, в регулярные занятия физической культурой и массовым спортом;

- повышение уровня физической подготовки граждан РФ.

Также предусматривается достижение следующих задач:

- создание условий для привлечения граждан к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

- развитие спортивной инфраструктуры;

- повышение доступности спортивной инфраструктуры для всех групп населения.

Принимая во внимание содержательную сторону государственной программы РФ «Развитие физической культуры и спорта», на наш взгляд, будет актуальным рассмотреть возможности ее функционирования в усло -виях высшего образования, в частности в ВОУ ГОУ МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (ГГТУ), г. Орехово-Зуево, а также проанализировать субъективное отношение студентов к особенностям ее практической реализации.

Цель исследования - выявить на основе анализа материалов социологического опроса студентов актуальные проблемы физического воспитания в вузах и разработать рекомендации по оптимизации системы организации занятий по физической культуре.

Задачи исследования:

1) проанализировать литературу и изучить состояние проблемы оптимизации системы физического воспитания в высших учебных заведениях;

2) провести социологический опрос и проанализировать его данные;

3) сформулировать рекомендации по улучшению системы физического воспитания.

Методика и организация исследования. В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ методической литературы и нормативных документов, социологический опрос (анкетирование).

С целью комплексного изучения различных аспектов субъектив -ного отношения студентов к учебной дисциплине «Физическая культура»

и спортивной деятельности в целом была разработана анкета, позволяющая изучить характеристики физкультурно-оздоровительного потенциала образовательной среды вуза.

Исследование проходило на базе ГГТУ, г. Орехово-Зуево. Исследовательскую выборку составили 182 студента 1-2-го курсов (в возрасте 18-19 лет) физико-математического, исторического факультетов, а также факультетов дошкольного и начального образования.

Вопросы анкеты были разделены на три тематических блока:

- личность студента с точки зрения физического развития;

- отношение студента к предмету «Физическая культура» в университете;

- пожелания и предложения респондентов.

На основании анализа ответов на вопросы первого блока анкеты, можно определить отправную точку для привлечения студентов к спор -тивной деятельности и повышения мотивации к занятиям - самооценку студентов университета и их личные интересы.

Результаты исследования и их обсуждение. Среднестатистический студент ГГТУ имеет средний уровень физической подготовки, не имея при этом хронических заболеваний. Учитывается тот факт, что 80 % студентов считают себя практически здоровыми, но только 46 % занимаются спортом более 1 раза в неделю, а 54 % считают, что соблюдать принципы здорового поведения нет крайней необходимости. Можно сделать вывод, что будущие педагоги не всегда готовы прикладывать усилия для поддержания и развития своего здоровья.

Анализируя второй блок вопросов анкеты, определим отношение у студентов к дисциплине «Физическая культура» в вузе.

На вопрос «Как вы относитесь к предмету «Физическая культура?» абсолютное большинство (87 %) опрашиваемых ответили «положительно», 12 % - «занятия безразличны», 1 % - «отрицательно» (рис. 1).

Более половины опрашиваемых (56 %) согласны, что необходимо ввести 2 занятия физической культурой в неделю, остальные (44 %) считают, что одного задания достаточно (рис. 2).

Большое количество лекций и практических занятий в ходе учеб -ного процесса не позволяют студентам удовлетворять потребности орга -низма в движении [3]. Также большая потребность в общении со сверстни -ками для этого возраста отходит на второй план во время занятий. Рассматривая занятия физической культурой не только как способ здоровье -сбережения, но и как способ социального взаимодействия между студен -тами, преподаватели могут внести в структуру занятий положительный эмоциональный окрас, который улучшит отношение студентов к занятиям физической культурой [1].

Рис. 1. Ответы на вопрос «Как Вы относитесь к предмету

«Физическая культура» ?

Рис. 2. Ответы на вопрос «Сколько занятий физической культурой

в неделю необходимо?»

Самым популярным ответом на вопрос «Как можно разнообразить занятия по физической культуре?» стал вариант «Проведение большего количества игр во время занятия», 58 % студентов хотели бы вместо занятий по общей физической подготовке заниматься определенными видами спорта или посещать секционные занятия (рис. 3).

Рис. 3. Ответы на вопрос «Как можно разнообразить занятия

по физической культуре?»

Очевидный преимущественный интерес студентов к спортивным играм и видам спорта позволяет говорить об актуальности открытия спор -тивных клубов на базе университетов. Расширение материально-технической базы и ее доступность позволят сделать привлечение студентов к спортивной деятельности менее затруднительным, а также (с точки зрения профориентационной работы) это будет способствовать привлечению абитуриентов, имеющих спортивные разряды.

На основе третьего блока ответов можно выявить характерные положительные аспекты организации занятий и их проблемы.

Положительной стороной в организации занятий физической культурой, по мнению студентов, является, в первую очередь, компетентный преподаватель, который справляется со своей работой и позволяет полу -чить студентам посильную разностороннюю физическую нагрузку, это мнение студентов по количеству ответов на 2-м месте. Возможность поучаствовать в спортивных играх также отмечается студентами, как причина посещать занятия физической культурой (рис. 4).

Рис. 4. Ответы на вопрос «Что Вам больше всего нравится на занятиях физической культурой?»

Также анализ ответов третьего блока анкеты выявил актуальные проблемы по привлечению большего количества студентов к оздоровлению и занятиям физической культурой в университетах на сегодняшний день. Проведенное анкетирование и последующий анализ ответов позво -лил выяснить причины.

Такие факторы, как состояние материально -технической базы, наличие инвентаря, время проведения занятий в расписании учебного про -цесса, формируют низкую мотивацию студентов к физкультурно-спортивной деятельности (рис. 5).

Рис. 5. Ответы на вопрос «Что Вам не нравится на занятиях физической культурой?»

Основываясь на предпочтениях студентов и следуя установке на развитие массового спорта, можно говорить об укреплении здоровья молодежи посредством занятий физической культурой в вузе. Учитывая интерес студентов к спортивным играм, возможно развивать спортивную жизнь вуза и получать более высокие результаты в спортивных состязаниях.

Необходимо отметить, что отсутствие здоровьесберегающих техно -логий и физкультурно-спортивной деятельности может помешать гармоничному обучению и воспитанию будущих специалистов [5].

Поддержание и развитие материально-технической базы является одним из основных условий успешного осуществления образовательной деятельности физкультурно-спортивной и оздоровительной направленности. Необходимо учитывать, что с каждым годом уровень здоровья школь -ников ухудшается, что может отрицательно влиять на процесс обучения и затруднять формирование компетенций студентов при дальнейшем полу -чении высшего образования [8]. Поэтому целесообразным будет уделить более пристальное внимание приобщению, по возможности, всех учащихся к активным занятиям физической культурой и спортом [4, 6].

На основе полученных материалов можно предложить рекоменда -ции для привлечения студентов вузов к физкультурно-спортивной деятельности, включающие:

- улучшение материально-технической базы спортивного направления в вузах;

- открытие на базе университетов спортивных клубов и спортивных секций;

- введение двух занятий по физической культуре в неделю;

- привлечение абитуриентов, имеющих спортивные разряды.

Выводы. На основе анализа работ и нормативных документов

установлено, что одной из главных задач на современном этапе развития российского общества является улучшение состояния здоровья студенче -ской молодежи. При этом не всегда создаются необходимые условия в высших учебных заведениях для реализации этой задачи.

На основе анализа социологического опроса, проведенного на базе ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно -технологический университет», г. Орехово-Зуево, выявлено, что интерес студентов в сфере физической культуры направлен на сохранение и укрепление здоровья при помощи спортивных игр и инновационных методик преподавания традиционных видов спорта.

Изучение современного состояния проблемы и материалов социологического опроса показывает, что для сохранения здоровья и привлече -ния студентов к занятиям по физической культуре и спорту вузам необходимо:

1) наличие современной материально-технической базы спортивного направления;

2) открытие спортивных клубов и различных спортивных секций на базе вузов;

3) рассмотрение возможности увеличения часов нагрузки в учебных планах по дисциплине «Физическая культура» и количества учебных занятий до двух раз в неделю на очном отделении факультетов.

Список литературы

1. Арслонов К.П., Джураев Ж.Р. Роль физкультуры и спорта в содействии личностному и социальному развитию учащихся // Academy. 2020. № 10(61). С. 44-46.

2. Исломов Э.Ю. Хамроев Б.Х. Сафаров Д.З. Управление воспита -нием юного спортсмена во время занятий физическими упражнениями и на тренировке // Вопросы науки и образования. 2020. № 20(104). С. 16-19.

3. К вопросу о здоровом образе жизни студенчества / Л. А. Шарен-кова [и др.] // Мир науки. 2018. Т. 6. № 3. С. 58.

4. Мелешкова Н.А., Урусов Г.К. Педагогическое сопровождение формирования здорового образа жизни студентов в воспитательно-образовательном процессе вуза // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 39. С. 195-201.

5. Привезенцева Н.В., Русина А.А. Воспитание потребности в само -стоятельных занятиях физической активностью в структуре физической культуры студента // Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. статей II Всерос. студ. науч.-практ. конф. Орехово-Зуево: Изд-во ГГТУ, 2021. С. 451-455.

6. Рахматов А.И. Некоторые аспекты повышения интереса студен -тов вузов к занятиям физической культурой // Образование и воспитание. 2018. № 5(20). С. 68-70.

7. Фирсин С.А., Маскаева Т.Ю. Модернизация физического воспитания в общеобразовательных учреждениях (социологический анализ): монография. Саратов: ИЦ «Наука», 2015. 157 с.

8. Формирование и воспитание потребностей, мотивов и мотиваций к регулярным занятиям ФК с элементами футбола среди студентов / М.В. Баканов [и др.] // Успехи в химии и химической технологии. 2019. Т. 33. № 13(223). С. 9-11.

References

1. Arslonov K.P., Dzhuraev Zh.R. Rol' fizkul'tury i sporta v sodejstvii lichnostnomu i social'nomu razvitiyu uchashchihsya [The role of physical education and sports in promoting the personal and social development of students] // Academy. 2020. No. 10(61). P. 44-46.

2. Islomov E.Yu. Hamroev B.H. Safarov D.Z. Upravlenie vospitaniem yunogo sportsmena vo vremya zanyatij fizicheskimi uprazhneniyami i na trenirovke [Managing the education of a young athlete during physical exercises and training] // Voprosy nauki i obra-zovaniya [Questions of science and education]. 2020. No. 20(104). P. 16-19.

3. K voprosu o zdorovom obraze zhiznistudenchestva [On the issue of a healthy lifestyle for students] / L.A. Sharenkova [et al.] // Mir nauki [World of science]. 2018. T. 6. No. 3. P. 58.

4. Meleshkova N.A., Urusov G.K. Pedagogicheskoe soprovozhdenie formirovaniya zdorovogo obraza zhizni studentov v vospitatel'no-obrazovatel'nom processe vuza [Pedagogical support for the formation of a healthy lifestyle of students in the educational process of the university] // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts]. 2017. No. 39. P. 195-201.

5. Privezenceva N.V., Rusina A.A. Vospitanie potrebnosti v samostoyatel'nyh zan-yatiyah fizicheskoj aktivnost'yu v strukture fizicheskoj kul'tury studenta [Cultivating the need for independent physical activity in the structure of a student's physical culture] // Psychology and pedagogy of the XXI century: current issues, achievements and innovations: collection. Articles II All-Russian. stud. scientific-practical conf. Orekhovo-Zuevo: Publishing house of GGTU, 2021. P. 451-455.

6. Rahmatov A.I. Nekotorye aspekty povysheniya interesa studentov vuzov k zan-yatiyam fizicheskoj kul'turoj [Some aspects of increasing the interest of university students in

physical education] // Obrazovanie i vospitanie [Education and education]. 2018. No. 5(20). P. 68-70.

7. Firsin S.A., Maskaeva T.Yu. Modernizaciya fizicheskogo vospitaniya v obshcheo-brazovatel'nyh uchrezhdeniyah (sociologicheskij analiz) [Modernization of physical education in educational institutions (sociological analysis)]: monograph. Saratov: IC "Science", 2015. 157 p.

8. Formirovanie i vospitanie potrebnostej, motivov i motivacij k regulyarnym zan-yatiyam FK s elementami futbola sredi studentov [Formation and education of needs, motives and motivations for regular FC classes with elements of football among students] / M.V. Bakanov [et al.] // Uspekhi v himii i himicheskoj tekhnologii [Advances in chemistry and chemical technology]. 2019. T. 33. No. 13(223). P. 9-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.