Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ'

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучающиеся / физическое воспитание / высшее учебное заведение / здоровье / физическая подготовленность / проблема / занятия / students / physical education / higher education institution / health / physical fitness / problem / classes

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.Р. Абдулов

На данном этапе исследователям вполне ясны несовершенства в системе физического воспитания в высших учебных заведениях. Системы постоянного наблюдения за явлениями и процессами, проходящими в вузах, в окружающей среде и обществе, являют невысокий уровень здоровья обучающихся, слабый интерес к занятиям физической культурой, низкий уровень физической подготовленности и, как следствие, невысокую производительность и малую продуктивность труда. В данной статье проанализированы основные вопросы физического воспитания обучающихся в вузах и обозначены пути их решения. Автор делает вывод о том, что на этапе обучения в вузе происходит увеличение числа студентов с патологиями в состоянии здоровья, наблюдается слабый уровень физической подготовленности, развитие вредных привычек и нарушение приемлемых норм двигательной активности. Появляется необходимость в изменениях организации и методики формирования физического воспитания в вузе, смысл каковых должен выражаться в развитии физической культуры индивида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М.Р. Абдулов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF ORGANIZATION OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS IN UNIVERSITIES

At this stage, researchers are quite clear about the imperfections in the system of physical education in higher educational institutions. Systems of constant monitoring of phenomena and processes taking place in universities, in the environment and society, show the low level of health of students, weak interest in physical education, low level of physical fitness, and consequently, low productivity and low labor productivity. This article analyzes the main issues in physical education of students at universities and identifies ways to solve them. The author concludes that there is an increase in the number of students with pathologies in the state of health at the stage of study at the university, a weak level of physical fitness, the development of bad habits and a violation of acceptable norms of motor activity. There is a need for changes in the organization and methodology of formation of physical education in the university, the meaning of which should be expressed in the development of physical culture of the individual.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ»

ценится на рынке труда, но в то же время, понимая специфику своей будущей работы, они отвечают, что физический труд будет у них неотъемлемой частью, ведь им придется иметь дело с оборудованием. На вопрос «а что такое труд? студенты дали такие ответы, как «умение правильно выполнят свою работу»; «постоянная работа над повышением своих умений».

В рамках исследования был проведено анкетирование для выявления того, как студенты знают свою будущую трудовую деятельность. Выяснено, что будущие инженеры в основном отлично ориентируются в содержании своей трудовой деятельности, знают весь перечень необходимых навыков данной профессии (более 76% студентов придерживались данного мнения). Только 21,5% респондентов проинформированы о заработной плате по выбранной профессии, глубоко не понимая, какие виды трудовой деятельности им предстоит осуществлять. Из общего числа опрошенных 35% студентов осведомлены о критериях продвижения по служебной лестнице, а это очень маленькое количество, аналогичный процент опрошенных на вопрос о том, правильно ли выбрали будущую трудовую деятельность (профессию), ответили, что не ошиблись с выбором профессии, предполагая, что в профессии инженерного профиля они будут быстро расти по карьерной лестнице.

Важно отметить, что университет готовит специалистов для конкретной отрасли российской экономики - сельского хозяйства. Данная отрасль не может предложить молодежи комфортную жизнь, высокие зарплаты, большой спектр развлечений, суперразвитой инфраструктуры. Работа в аграрной сфере требует от человека трудолюбия, любви к крестьянскому труду, малой родине, бережное отношение к семейным традициям, проявление патриотизма, в некоторой степени аскетизма и жертвенности, на что современный среднестатистический молодой человек не способен [8].

Важно, какие человеческие качества молодые люди считают главными для реализации себя в будущей профессиональной деятельности

Студенты выделили два главных качества: интеллектуальный ресурс (41%) и трудолюбие (34%). Студенты понимают значимость труда и трудовых ценностей. На третьем месте по значимости оказалась мобильность, причем

Библиографический список

это качество третьекурсники указывали чаще в первом анкетировании - 12% упоминаний, а во втором - 17%. Реалии современной жизни заставляют человека быстрее реагировать на изменения и обновления информационного пространства. Первокурсники обратили внимание на такие качества, как сила воли и инициативность (по 11%), на втором курсе эти показатели снизились вдвое (по 6%). Несколько первокурсников посчитало главным качеством умение слушать руководителя (1%), на втором курсе это мнение укрепилось (4% респондентов). Почти никто не отметил пунктуальность (всего 2% и 3% соответственно). Значит, необходимо кураторам и преподавателям акцентировать внимание студентов на самоорганизации и самодисциплине, «направленной на приобретение личност-но-профессионального опыта» [9].

Практическая значимость исследования состоит в том, что правильное и грамотное планирование кураторских часов во многом помогает студентам ставить приоритеты в духовно-нравственных ценностях, особенно в формировании трудолюбия и трудовых ценностей. В 2019 году подписано соглашение между ГАУ Северного Зауралья, Департаментом АПК и Департаментом образования и науки Тюменской области по профориентационной работе, созданию положительного образа сельской жизни и популяризации аграрных профессий в системе «детский сад - школа - колледж - вуз» [10].

В качестве заключения отметим следующее:

1. Важно сформировать у выпускника аграрного вуза позитивное отношение к крестьянскому труду и сельскому образу жизни и сориентировать его жить и работать на селе; помочь осознать, что его труд и профессионализм необходимы для развития сельского хозяйства и страны в целом.

2. Необходимо целенаправленно построить воспитательный процесс в вузе так, чтобы для будущих агроинженеров трудолюбие стало приоритетным качеством личности в достижении карьерного роста и самореализации в профессии, вводя тематические кураторские часы, агитируя участвовать в работе студенческого трудового движения.

3. Трудовые ценности играют большую роль при построении карьеры, и их нужно закладывать в период обучения в вузе.

1. Головчанская Е.Э. Интеллектуальный ресурс как основной компонент оценки интеллектуальной активности национальной экономики в современных институциональных условиях Республики Беларусь. Проблемы современной экономики: сборник материалов XXXVIII Международной научно-практической конференции. 2017: 59 - 63.

2. Логинов Ю.П., Казак А.А. Трудовое воспитание и профориентационная направленность - основа подготовки современного специалиста-агронома для села. Проблемы формирования ценностных ориентиров в воспитании сельской молодежи: материалы Международной научно-практической конференции. Тюмень: ГАУ Северного Зауралья, 2014: 221 - 222.

3. Якобюк Л.И. Трудовое воспитание в российском образовании на современном этапе. Агропродовольственная политика России. 2017; № 10 (70): 162 - 165.

4. Логачева Т.Н. Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям в обучении гуманитарным дисциплинам. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 2004.

5. Пакина Т.А. Трудовые ценности современной студенческой молодежи. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014; № 2 (34): 162 - 168.

6. Ячина Н.П. Проблемы формирования ценностей трудовой деятельности будущего учителя. Новая наука: психолого-педагогический подход. 2017; № 3: 169.

7. Мальчукова Н.Н. Воспитание как основной вид деятельности куратора. Вестник государственного аграрного университета Северного Зауралья. 2014; № 1 (24): 92 - 93.

8. Biryukova N.V., Zybina N.V. Analysis of value-semantic sphere of students in the context of studying mathematics. Advances in Social Science, Education and Humanities Research (ASSEHR). Topical Problems of Philology and Didactics: Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences: International Conference (TPHD 2018). 2018; Vol. 312: 72 - 76.

9. Biryukova N.V. The modernization project of the mathematics teaching process providing the formation of a personal sense of knowledge for students of non-core areas. Espacios. 2018; Vol. 39.

10. Kulikova S.V., Malchukova N.N. Religious culture as a basis of spiritual-moral education of Young generation. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2019. References

1. Golovchanskaya E.'E. Intellektual'nyj resurs kak osnovnoj komponent ocenki intellektual'noj aktivnosti nacional'noj 'ekonomiki v sovremennyh institucional'nyh usloviyah Respubliki Belarus'. Problemy sovremennoj 'ekonomiki: sbornik materialov HHXVIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017: 59 - 63.

2. Loginov Yu.P., Kazak A.A. Trudovoe vospitanie i proforientacionnaya napravlennost' - osnova podgotovki sovremennogo specialista-agronoma dlya sela. Problemy formirovaniya cennostnyh orientirov v vospitanii sel'skojmolodezhi: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tyumen': GAU Severnogo Zaural'ya, 2014: 221 - 222.

3. Yakobyuk L.I. Trudovoe vospitanie v rossijskom obrazovanii na sovremennom 'etape. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2017; № 10 (70): 162 - 165.

4. Logacheva T.N. Formirovanie u starsheklassnikov cennostnogo otnosheniya k kul'turnym tradiciyam v obuchenii gumanitarnym disciplinam. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2004.

5. Pakina T.A. Trudovye cennosti sovremennoj studencheskoj molodezhi. VestnikNizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Social'nye nauki. 2014; № 2 (34): 162 - 168.

6. Yachina N.P. Problemy formirovaniya cennostej trudovoj deyatel'nosti buduschego uchitelya. Novaya nauka: psihologo-pedagogicheskij podhod. 2017; № 3: 169.

7. Mal'chukova N.N. Vospitanie kak osnovnoj vid deyatel'nosti kuratora. Vestnik gosudarstvennogo agrarnogo universiteta Severnogo Zaural'ya. 2014; № 1 (24): 92 - 93.

8. Biryukova N.V., Zybina N.V. Analysis of value-semantic sphere of students in the context of studying mathematics. Advances in Social Science, Education and Humanities Research (ASSEHR). Topical Problems of Philology and Didactics: Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences: International Conference (TPHD 2018). 2018; Vol. 312: 72 - 76.

9. Biryukova N.V. The modernization project of the mathematics teaching process providing the formation of a personal sense of knowledge for students of non-core areas. Espacios. 2018; Vol. 39.

10. Kulikova S.V., Malchukova N.N. Religious culture as a basis of spiritual-moral education of Young generation. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2019.

Статья поступила в редакцию 31.10.21

УДК 378

Abdulov M.R., Senior Lecturer, Department of Law and Humanities, Derbent Branch of Dagestan State University (Derbent, Russia), E-mail: gulia.abdulova7@mail.ru

THE SPECIFICS OF ORGANIZATION OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS IN UNIVERSITIES. At this stage, researchers are quite clear about the imperfections in the system of physical education in higher educational institutions. Systems of constant monitoring of phenomena and processes taking place in universities, in the environment and society, show the low level of health of students, weak interest in physical education, low level of physical fitness, and consequently,

low productivity and low labor productivity. This article analyzes the main issues in physical education of students at universities and identifies ways to solve them. The author concludes that there is an increase in the number of students with pathologies in the state of health at the stage of study at the university, a weak level of physical fitness, the development of bad habits and a violation of acceptable norms of motor activity. There is a need for changes in the organization and methodology of formation of physical education in the university, the meaning of which should be expressed in the development of physical culture of the individual.

Key words: students, physical education, higher education institution, health, physical fitness, problem, classes.

М.Р. Абдулов, ст. преп., Дербентский филиал Дагестанского государственного университета, г. Дербент, Е-mail: gulia.abdulova7@mail.ru

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ

На данном этапе исследователям вполне ясны несовершенства в системе физического воспитания в высших учебных заведениях. Системы постоянного наблюдения за явлениями и процессами, проходящими в вузах, в окружающей среде и обществе, являют невысокий уровень здоровья обучающихся, слабый интерес к занятиям физической культурой, низкий уровень физической подготовленности и, как следствие, невысокую производительность и малую продуктивность труда. В данной статье проанализированы основные вопросы физического воспитания обучающихся в вузах и обозначены пути их решения. Автор делает вывод о том, что на этапе обучения в вузе происходит увеличение числа студентов с патологиями в состоянии здоровья, наблюдается слабый уровень физической подготовленности, развитие вредных привычек и нарушение приемлемых норм двигательной активности. Появляется необходимость в изменениях организации и методики формирования физического воспитания в вузе, смысл каковых должен выражаться в развитии физической культуры индивида.

Ключевые слова: обучающиеся, физическое воспитание, высшее учебное заведение, здоровье, физическая подготовленность, проблема, занятия.

Актуальность данной проблематики обусловлена тем, что недостаточная эффективность нынешних лечебно-профилактических действий, высокий рост заболеваемости обучающихся, понижение уровня их физической подготовленности требуют работы над новыми технологиями, сосредоточенными в области профилактики и контроля состояния здоровья студентов. Проанализировав литературные источники по данной теме, можно увидеть, что в последнее время уделяется все большее внимание вопросу значимости физической культуры и спорта в совершенствовании и становлении личности. Вместе с тем в данное время место физической культуры и спорта в формировании и становлении индивида должно занимать более значительную ступень в системе факторов, воздействующих на его развитие.

Система физического воспитания молодежи предписывает обязательным занятия в средних и высших учебных заведениях по предмету "Физическая культура" и учебному предмету "Физическое воспитание". Содержание их устанавливается программами, учитывающими особенности возраста обучающихся, которые связаны с остальными предметами, формирующими и развивающими в процессе образования личности. Помимо основной формы физического воспитания обучающегося - урока, есть и внеурочные: мероприятия в распорядке дня, занятия в различных секциях, общественных группах для физических занятий, оздоровительной физической культуры и, конечно же, занятия в спортивных школах, на факультетах высших учебных заведений. Самостоятельные занятия физическими упражнениями являются одной из важных форм. Вышеизложенные формы физического воспитания и развития обучающихся меняются в рамках государственной системы [1-5].

Мерилами результативности физического воспитания как детей, так и молодежи являются показатели здоровья и степень физической подготовленности, использование основных средств и форм физического воспитания, соблюдение здорового образа жизни, отсутствие вредных привычек.

Для поддержания потребностей социума в оптимизации образования в сфере физической культуры, душевного и телесного состояния здоровья, физического формирования, а также для развития двигательной подготовленности подрастающей молодежи разработаны современные программы по физической культуре как для школ, так и для вузов. В них предложен учебный основной материал, упражнения для домашних заданий, для обязательного повторения, контрольные учебные требования и нормативы, для оценивания физической подготовленности - приблизительные комплексные тесты. На данной стадии формирования социума физическое совершенство рассматривается как оптимальный уровень разносторонней двигательной готовности индивида, которая нужна ему в области общественно определенных видов деятельности. Для достижения физического совершенства человека с помощью средств физической культуры нужна оптимальная организация специально направленного педагогического и образовательного процесса. На сегодняшний день физическое формирование студентов далеко от идеала, что объясняется следующими объективными причинами: 1) небольшое число занятий по учебному плану; 2) слабый уровень мотивации к регулярным физическим занятиям и упражнениям; 3) низкий уровень применения технических средств во время учебной деятельности; 4) неполное денежное обеспечение; 5) невысокая результативность управления физическим развитием и воспитанием, которая реализуется в вузах [4].

На данной ступени формирования общества перед нами факт кризиса национальной системы физического воспитания и образования, каковая отвечает запросам и национальным эталонам физической подготовленности индивида. Устарелые методики в образовании повергают молодое поколение к нервно-психическим перегрузкам, сдерживают развитие творчества, подавляют их самобытность, некорректно применяют вовсе не бесконечные ресурсы молодежи.

Следовательно, нужно вносить аргументированные изменения в существующую область физического воспитания.

Данная необходимость в изменении определяется конкретными причинами: нынешняя действительность устанавливает высокие запросы к тому, как живет человек, тем самым увеличивает потребность в воспитании у молодежи формирования основ здорового образа жизни, необходимость в контроле собственного физического состояния и воздействия на него; умение развивать неизменные позиции в большой результативности занятий физическими упражнениями; формирование осмысленной необходимости в регулярных двигательных движениях [3].

Цель исследования - рассмотреть основные проблемные вопросы физического воспитания в вузах.

Основные задачи статьи видятся в следующем: рассмотреть понятие «здоровье», определить основные вопросы физического воспитания студентов, установить разумные дозировки нагрузок согласно личным показателям физического состояния, организовать перемены в методике формирования физического воспитания, смысл которых должен быть выражен в развитии физической культуры личности.

Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, обобщение, разбор опыта работы педагогом в вузе.

Общественная практика указывает на то, что до недавней поры многие суждения и мнения о человеческом здоровье, а также точки зрения на вопрос его сбережения всецело связывались с медициной. На сегодняшнем этапе важным фактором в поддержании здоровья выступает физическая культура. Надо выделить, что суть здесь не столько в оздоровительной физической культуре, сколько в физической культуре как составляющей всеобщей культуры народов и наций.

Имеется немало терминов в определении слова "здоровье", обусловленных отсутствием конкретного классифицирования его носителей. Для одних оно является личным показателем, для других - популяционным уровнем.

В трудах ученых показаны следующие итоги параметров здоровья обучающихся. Исходя из самостоятельного суждения, на «пять» оценивают собственное здоровье 44,2% опрашиваемых, на «четыре» - 32,9%, на «три» - 18,5%, на «два» - практически каждый 20-й обучающийся. В оценивании положения собственного здоровья обучающимися наблюдается существенная разница. Исходя из их данных, около 90% обучающихся в состоянии здоровья имеют значительные отклонения.

Письменный опрос студентов выявил, что существенная часть довольно снисходительно относится к спиртному - 45,8%, к употреблению табака - 37,2%, к наркотикам - 6,1%. Подобное серьезное состояние, с точки зрения авторов, призывает к дополнению комплекса мероприятий по физвоспитанию, помогающих оградить обучающихся от нездоровых привычек.

По показателям проведённых исследований, на этапе учебы в вузе уровень здоровья обучающихся существенно понижается. Если символически принять степень здоровья обучающихся первого курса за 100%, то видно, что на втором курсе здоровье понизилось до 90,3%, на третьем - до 81,3%, на четвертом - до 74,5%.

Физическое воспитание обучающихся в учебной работе высших учебных заведений реализовывается в следующих формах:

1. Установленные учебным планом и расписанием учебные занятия.

2. Факультативы, которые существуют как продолжение и приложение к учебным занятиям. На таких занятиях реализовывается физическое воспитание обучающихся в соответствии с программными требованиями, усиливается квалифицированное физическое формирование, совершенствуются познания в теоретической и практической физкультурной деятельности.

Ученые выявили, что значительная часть обучающихся выбирают спортивные игры и утреннюю гимнастику. Признанным видом занятий спортивными упражнениями у мужчин представляется атлетическая гимнастика, у женщин -плавание и походы. В меньшей степени молодежь склонна к велосипедной езде и лыжной ходьбе, студентки - к атлетической гимнастике [2].

Ученые-исследователи демонстрируют несколько иные показатели моторики обучающихся в разных типах занятий. Представленное ими анкетирование показывает, что 84% обучающихся хотят заниматься, но не располагают возможностями, из которых 28% перед тем как поступить в высшее учебное заведение, посещали спортивные секции, что показывает сформированный устойчивый интерес у таких обучающихся к занятиям конкретным видом спорта. В то же время известно, что 17% первокурсников не проявляют желания улучшать свои показатели в каком бы то ни было виде спорта. Утренние гимнастические занятия делают 12,7% испытуемых, 87,1% до вуза добираются при помощи транспорта, и прогулки пешком редки [5].

Многие страны Запада выделяют демократический подход в программировании и нормировании физического формирования обучающихся в высшем учебном заведении. Так, США, страна с положительным отношением большинства народа к физическому развитию и почитанием активного отдыха, характеризует то, что физическая культура не является для обучающихся общеобязательным учебным предметом. Физическое воспитание во многих основных университетах Соединенных Штатов Америки реализовывается вследствие предпочтения того или иного вида спорта. В свою очередь, физические занятия осваивают в свободное от главной учебной нагрузки время.

Основной формой вовлечения обучающихся в систематические занятия физическими упражнениями профессионалы выделяют утреннюю гигиеническую гимнастику. Данное гигиеническое требование, важное в распорядке дня любого человека, недостаточно применяется в воспитании обучающихся. Предлагается достаточно комплексов утренней гимнастики, где авторы, в частности, руководствуются особенностями упражнений укрепляющего и тонизирующего воздействия на организм. Также утренняя гимнастика считается одним из гигиенических средств, которое содействует увеличению работоспособности и укреплению здоровья с помощью влияния на некоторые необходимые для определенной работы основные психофизиологические функции. На данное время есть примерно 300 видов оздоровительной гимнастики, и все же ищут все новые виды и формы занятий для оздоровления. Постоянно появляются и улучшаются авторские комплексы по оздоровлению. Системы оздоровительной гимнастики относительно подразделяются на 3 группы: европейские, восточные и американские, ставшие международными.

Занятия физической культурой и спортом реализовываются с помощью влияния обусловленных побуждений и стимулов, выдвигающихся в роли движущей силы для учебной деятельности студента. Подобными побудительными силами представляются убеждения, интересы, ценности, идеалы, потребности. Это образует для учебных занятий стимулирующую сферу. Физическое воспитание и самоформирование обязаны быть каждодневной необходимостью всякого человека. При продолжении развития этой потребности в студенчестве возможно обеспечить фундамент работоспособности, совершенствования здоровья и долголетия в будущем. Ученые заявляют о том, что всякое действие берет свое начало с потребности, каковая есть главным основанием мотива к деятельности. Потребность как таковая выступает как состояние субъекта, которое формируется вследствие противоречия между имеющимся и необходимым и мотивирует его к действию для устранения данного противоречия. Физкультурная, оздоровительная, спортивная активность обучающихся в основном исходят из сформирован-ности у них определенного отношения к учебе и физическим занятиям. А именно от мотивов, заключающих в себе в умственном и духовном плане какое-либо действие, зависит, какое индивидуальное значение имеют для человека занятия физической культурой и спортом.

Большая часть российских и иностранных ученых встречаются во мнении, что мотив есть стержневой фактор в целенаправленной и осознанной деятельности. Подобными побуждающими звеньями служат его потребности, становящиеся мотивами лишь тогда, когда осмысливаются объекты, способные удовлетворить данные потребности.

Проведенные исследования и практическая деятельность в высшем учебном заведении показывают, что важным моментом в этапе вовлечения обучающихся к физическому совершенствованию служит вырабатывание интереса их к физической культуре. Интерес проявляет собой форму выражения потребностей и выдвигается определенной ориентацией индивида в его отношениях с действительностью. Устремленность и интересы обусловливают образ жизни, поведение и деятельность человека. С появлением интереса возникает и жажда к действию, вырабатывается мотив поведения. Итоги письменного опроса выявили, что интерес обучающихся к спорту и физическому воспитанию не очень-то и высок и определяется курсом обучения.

На 1 курсе 43,3% обучающихся проявляют высокую заинтересованность к физической культуре, 31,2% - среднюю, 25,1% - очень высокую. На следующем курсе отмечается понижение интереса. Снизилось количество обучающихся с очень высокой заинтересованностью на 20,2%, появились студенты с низкой заинтересованностью к физической культуре - 10,3%. На 3 и 4 курсах развивается тенденция к понижению заинтересованности обучающихся. Увеличивается

численность студентов с низкой заинтересованностью физической культурой. У 3,9% третьекурсников и 5,8% четверокурсников заинтересованность отсутствует совсем.

Невысокая заинтересованность обучающихся физической культурой и спортом, с точки зрения исследователей, объясняется низким уровнем образованности в сфере физической культуры завтрашних специалистов, неразвитой организационной, методической, технической обеспеченностью учебного процесса, недостатками в организации физического развития и воспитания в высшем учебном заведении, принижение значимости педагогами важности данной направленности работы.

Также анкетирование обучающихся вузов указывает на различные моти-вационные преимущества, каковые нужно брать во внимание при формировании спортивной и физкультурной деятельности. Значительная часть обучающихся первых и вторых курсов главными мотивационными приоритетами в спортивной и физкультурной деятельности отмечают следующие: быть обладателем красивого и привлекательного тела, увеличить сферу общения, иметь возможность для выражения и реализации себя. Старшекурсники выделяли другие преимущества: стремление иметь здоровое тело, а также этические и эстетические изменения.

Для проведения исследования мотивов учебной деятельности по физическому воспитанию и развитию Штаничева Л.А. создала особую анкету, в каковой нужно было ответить на поставленные вопросы, отметив по степени значимости мотивы деятельности. Итоги анкетирования показывают, что в минувшие годы у опрошенных лишь в 48,15% случаев показатели здоровья улучшились; у 44,44% - остались прежними, у 7,41% - ухудшились. Исследования самочувствия обучающихся под воздействием учебной загруженности выявили, что 16,37% исследуемых устают очень быстро, 58,18% испытывают утомление после продолжительной и напряженной деятельности, 25,45% почти не устают. Подобное обстоятельство указывает на невысокий уровень как физической, так и умственной работоспособности обучающихся. Необходимо отметить, что студентами дважды в год сдается сессия, где экзамены в учебной деятельности являются напряженным периодом. На этом этапе существенно растет объем, интенсивность и длительность учебной работы, мобилизуются все силы организма. Появляется специфичное изменение жизнедеятельности обучающихся, отрицательные эмоции, неуверенность в своих возможностях, тревога.

Ученые утверждают, что этап сдачи сессии требует существенных эмоциональных и энергетических затрат. Вместе с тем большая степень физической подготовленности помогает организму обучающегося разумно и бережливо осиливать требования экзаменационного промежутка. Не каждый студент осознает, что лишь исключительно с помощью физических упражнений возможно повысить качество своего здоровья и реализовывать учебную программу с минимальными эмоциональными и энергетическими затратами 89% испытуемых отметили положительное воздействие занятий физическими упражнениями на общее состояние организма, 7% опрошенных отметили противоположное воздействие и 4% не дали ответа. В то же время установлен факт, что благодаря занятиям физической культурой у 72% обучающихся самочувствие становится лучше, у 28% не наблюдается сдвигов.

Можно сделать следующие выводы:

1. На сегодняшний день в научной литературе российских и иностранных ученых отображены итоги различных изучений вопросов усовершенствования системы физического воспитания в высших учебных заведениях. Многие авторы вели исследования проблемных вопросов в области оздоровления обучающихся на основе разумного дозирования нагрузок согласно личным показателям физического состояния.

2. Проведенные исследования указывают на значительное, плавное увеличение числа обучающихся с патологиями в состоянии здоровья на этапе обучения в вузе, слабый уровень физической подготовленности на стадии обучения в университете, развитие вредных привычек и нарушение приемлемых норм двигательной активности.

3. Обнаружено безразличие студентов к учебной деятельности по физическому воспитанию с общепринятыми видами ее организации. В процессе учебы рационально уйти от «строевых» методов осуществления обучения по физическому воспитанию и обратиться к обучающемуся как индивиду, к его увлечениям и нуждам в области физического и душевного формирования.

4. В странах запада отмечается демократический подход в программировании и нормировании физического воспитания относительно индивидуальных возможностей и интересов обучающихся.

5. Появляется необходимость в переменах организации и методике формирования физического воспитания в вузе, смысл каковых должен выражаться в развитии физической культуры индивида.

Научная новизна статьи определяется раскрытием основных вопросов в физическом воспитании обучающихся вузов.

Теоретическая значимость статьи отмечена расширением педагогического знания в основных проблемных вопросах физического воспитания и развития студентов.

Практическая значимость проявляется в необходимости перемен в организации и методике формирования физического воспитания в вузах, что должно выражаться в развитии физической культуры личности.

Библиографический список

1. Воронин Д.М. Методика оптимизации системы физического воспитания. Проблемы современного педагогического образования: сборник статей. Серия: Педагогика и психология. Ялта: РИО ГПА, 2016; № 52-5: 118 - 126.

2. Воронин Д.М., Привезенцева Н.В., Кузнецов А.В. Модель инновационной здоровьесберегающей среды государственного гуманитарно-технологического университета. Проблемы современного педагогического образования: сборник статей. Серия: Педагогика и психология. Ялта: РИО ГПА, 2016; № 53-6: 91 - 98.

3. Воронин Д.М. Стратегия развития образования в сфере физической культуры и спорта. Современныездоровьесберегающиетехнологии. Орехово-Зуево: ГГТУ. 2017; № 4: 43 - 50.

4. Воронин Д.М. Формирование здоровьесберегающей среды в образовательных организациях. Инновационные технологии в физическом воспитании и спорте: Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Тула: Тульское производственное полиграфическое предприятие, 2016: 305 - 312.

5. Нечаев А.В. Применение инновационных технологий во время проведения занятий по физической культуре в контексте улучшения общего состояния здоровья студенчества. Современные здоровье сберегающие технологии. Орехово-Зуево: ГГТУ. 2017; № 4: 114 - 119.

References

1. Voronin D.M. Metodika optimizacii sistemy fizicheskogo vospitaniya. Problemy sovremennogopedagogicheskogoobrazovaniya: sbornik statej. Seriya: Pedagogika i psihologiya. Yalta: RIO GPA, 2016; № 52-5: 118 - 126.

2. Voronin D.M., Privezenceva N.V., Kuznecov A.V. Model' innovacionnoj zdorov'esberegayuschej sredy gosudarstvennogo gumanitarno-tehnologicheskogo universiteta. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya: sbornik statej. Seriya: Pedagogika i psihologiya. Yalta: RIO GPA, 2016; № 53-6: 91 - 98.

3. Voronin D.M. Strategiya razvitiya obrazovaniya v sfere fizicheskoj kul'tury i sporta. Sovremennyezdorov'esberegayuschie tehnologii. Orehovo-Zuevo: GGTU. 2017; № 4: 43 - 50.

4. Voronin D.M. Formirovanie zdorov'esberegayuschej sredy v obrazovatel'nyh organizaciyah. Innovacionnye tehnologii v fizicheskom vospitanii i sporte: Materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Tula: Tul'skoe proizvodstvennoe poligraficheskoe predpriyatie, 2016: 305 - 312.

5. Nechaev A.V. Primenenie innovacionnyh tehnologij vo vremya provedeniya zanyatij po fizicheskoj kul'ture v kontekste uluchsheniya obschego sostoyaniya zdorov'ya studenchestva. Sovremennye zdorov'e sberegayuschie tehnologii. Orehovo-Zuevo: GgTu. 2017; № 4: 114 - 119.

Статья поступила редакцию 04.11.21

УДК 378

Gogurchunov A.P., teacher, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: Gogurchunov@yandex.ru

ESSENCE, CONTENT AND STRUCTURE OF LEGAL CULTURE OF STUDENTS AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The work studies the essence, content and structure of the legal culture of a student of a pedagogical university. It is concluded that the legal culture of a student of a pedagogical university is a measure of their development and practical use of legal values. Legal culture does not contain its own objectivity, but is an important component of law and culture, one of the components of universal culture in legal practice and in law. The structure of a student's legal culture includes: a system of legal knowledge, or legal awareness; internal motivation in the need to comply with the law, built on conviction, on the study of habits, on the fear of legal responsibility, on a positive attitude towards law, towards law enforcement and law enforcement agencies; social and legal activity. The scientific novelty of the article lies in clarifying and concretizing the concept of "legal culture of a student of a pedagogical university".

Key words: legal culture, student, pedagogical university, law.

А.П. Гогурчунов, преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, E-mail: Gogurchunov@yandex.ru

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целью исследования было изучить сущность, содержание и структуру правовой культуры студента педагогического вуза. Сделан вывод о том, что правовая культура студента педагогического вуза - это мера освоения и практического использования им правовых ценностей. Правовая культура не содержит собственной предметности, а является важной составляющей права и культуры - одной из составляющих общечеловеческой культуры в юридической практике и в праве. Структура правовой культуры студента включает в себя систему правовых знаний, или правовую информированность; внутреннюю мотивацию в необходимости соблюдения закона, выстроенную на убеждении, исследовании привычки, на боязни юридической ответственности; положительном отношении к праву, к правоприменительным и правоохранительным органам; социально-правовой активности.

Ключевые слова: правовая культура, студент, педагогический вуз, право, правое государство, правовая ответственность.

Актуальность данной проблематики состоит в том, что современное общество характеризуется как общество информационное, открытое, в котором протекают процессы демократизации и построения правовых государств. Построение же правового государства всегда напрямую связано с процессами формирования правовой культуры в обществе. В ряду факторов, влияющих на эффективность формирования правовой культуры в обществе и правовой культуры отдельно взятого человека, значимым является информация. Активные и интерактивные методы обучения, применяемые в работе вуза, предоставят каждому студенту не только возможность проявить себя, свои творческие способности, правовую ответственность и активную жизненную позицию, но и научиться работать друг с другом, а значит, социализироваться.

Цель данной статьи состоит в изучении сущности, содержания и структуры правовой культуры студента педагогического вуза.

Основные задачи статьи видятся в следующем: изучить сущность и содержание понятий «правовая культура» и «правовая культура студента педагогического вуза»; выявить структурные компоненты правовой культуры студента педагогического вуза.

Основным методом, используемым в данной исследовательской работе, является анализ научной и педагогической литературы.

В перспективе новейшего времени задачей на уровне мирового педагогического сообщества является формирование поколения, которое, с одной стороны, владеет знаниями и умениями, соответствующими требованиям XXI века, с другой стороны, разделяет традиционные нравственные ценности. Для реализации

данной задачи в Российской Федерации является формирование правовой культуры учащихся. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом» [1].

Рассматривая правовую научную категорию правовая культура, становится очевидным ее многозначность: на сегодняшний момент насчитывается свыше 250 толкований термина. Дефиниция «правовая культура» подразумевает множество авторских подходов. Единство подходов заключается в фундаментальных положениях конструкции понятия «правовая культура», в зависимости от общекультурных закономерностей. Современный этап развития правовой культуры обусловливается выработкой комплексной идеи, ядро которой - юридические традиции и знания.

Современный взгляд отечественной юридической науки характеризуется разносторонним толкованием в понимании правовой культуры.

По мнению Л.А. Морозовой, правовая культура - качественное состояние жизни общества.

Н.Н. Вопленко считает, что правовая культура есть совокупность правовых ценностей, выработанных человечеством, отражающих прогрессивно-правовое развитие общества. А.П. Окусов, П.П. Баранов считают, что «правовая культура - это совокупность знаний и навыков, умение применять их на деле, обеспе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.