Научная статья на тему 'Применение лечебной физической культуры на занятиях по физическому воспитанию со студентами вузов'

Применение лечебной физической культуры на занятиях по физическому воспитанию со студентами вузов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
483
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / THERAPEUTIC PHYSICAL CULTURE / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / СРЕДСТВА / МЕТОДЫ / MEANS AND METHODS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соломченко М. А., Максимова Е. Н.

В статье рассказывается о применении средств и методов лечебной физической культуры на занятиях по физическому воспитанию со студентами вузов для укрепления их здоровья и профилактике заболеваний. Преподаватели физического воспитания подбирают комплексы лечебной физической культуры практически для каждого студента отдельно, учитывая его состояние здоровья и уровень физической подготовленности, осуществляя тем самым индивидуальный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Соломченко М. А., Максимова Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APPLICATION OF THERAPEUTIC PHYSICAL CULTURE IN THE TRAINING FOR PHYSICAL EDUCATION WITH UNIVERSITY STUDENTS

The article focuses on the use of means and methods of medical physical culture on employments on physical education with students of universities to strengthen their health and prevent disease. The physical education teachers of select complexes of therapeutic physical culture for almost each student individually, taking into account his state of health and level ofphysical fitness, thus carrying out individual approach.

Текст научной работы на тему «Применение лечебной физической культуры на занятиях по физическому воспитанию со студентами вузов»

УДК 572.612.616.89 СОЛОМЧЕНКО М.А.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики избранного вида спорта, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] МАКСИМОВА Е.Н.

кандидат педагогических наук, кафедра физического воспитания, Среднерусский институт управления - филиал РАНХ и ГС (г. Орел) E-mail: [email protected]

UDC 572.612.616.В9

SOLOMCHENKO M.A.

Candidate of pedagogical, associate professor, department of theory and methodology of chosen sports, Orel State University

E-mail: [email protected] MAKSIMOVA E.N.

Candidate of pedagogical, department of physical education, Middle management Institute (Orel) E-mail: [email protected]

ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СО СТУДЕНТАМИ ВУЗОВ

THE APPLICATION OF THERAPEUTIC PHYSICAL CULTURE IN THE TRAINING FOR PHYSICAL EDUCATION WITH UNIVERSITY STUDENTS

В статье рассказывается о применении средств и методов лечебной физической культуры на занятиях по физическому воспитанию со студентами вузов для укрепления их здоровья и профилактике заболеваний. Преподаватели физического воспитания подбирают комплексы лечебной физической культуры практически для каждого студента отдельно, учитывая его состояние здоровья и уровень физической подготовленности, осуществляя тем самым индивидуальный подход.

Ключевые слова: лечебная физическая культура, студенты, физическое воспитание, средства, методы

The article focuses on the use of means and methods of medical physical culture on employments on physical education with students of universities to strengthen their health and prevent disease. The physical education teachers of select complexes of therapeutic physical culture for almost each student individually, taking into account his state of health and level ofphysical fitness, thus carrying out individual approach.

Keywords: therapeutic physical culture, students, physical education, means and methods.

В настоящее время здоровье - одна из важнейших жизненных ценностей для любого человека. Только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевая профессиональные и бытовые сложности.

Важнейшей социальной задачей является оздоровление населения, повышение роли профилактических мероприятий, как первичных, направленных на предупреждение болезней, так и вторичных, направленных на предупреждение обострений и укрепление, оздоровление организма. Значительная роль в этом процессе принадлежит двигательной активности.

Согласно современным представлениям, двигательную активность следует рассматривать как естественный, эволюционно сложившийся фактор биопрогресса, определивший развитие организма и обеспечивший не только его адаптацию к окружающей среде, но и оптимизацию его жизнедеятельности.

Многие специалисты [1, 3, 4, 8, 11] отмечают важность и возрастающее значение двигательной активности в динамике жизни современного человека.

Состояние здоровья - это динамический процесс, который может изменяться под действием различных факторов. Так удельный вес всех факторов влияющих на здоровье населения в 50-55% случаев зависит от образа жизни [1, 4, 7, 8, 11, 13]

Известный физиолог А.Г. Сухарев [11] выявил связь между уровнем двигательной активности детей и степенью их сопротивляемости организма. Легче всего адаптируются к занятиям в школе дети первой группы здоровья, тяжелее всего

адаптация происходит у детей с хроническими заболеваниями.

Состояние здоровья детей, подростков, молодежи чутко реагирует на воздействия социально-гигиенических и экологических факторов окружающей среды. В последние годы на многих территориях России отмечаются негативные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков, характеризующиеся прогрессирующим ростом распространенности хронических заболеваний, увеличением числа социально значимой патологии. Сравнительный анализ данных хронической заболеваемости детей дошкольного и школьного возраста проведенный, А.С. Солодковым [9], показал, что состояние здоровья детей ухудшается не только в динамике за последние годы, но, что более важно, удельный вес больных детей значительно увеличивается в процессе школьного обучения.

Аналогичная ситуация со здоровьем складывается и у студенческой молодежи. По данным исследователей [6, 7, 9, 10] прослеживается негативная тенденция - прогрессирующее увеличение числа студентов, отнесенных по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу. При этом отмечается ухудшение здоровья студентов за период их обучения в вузе.

Проведённое нами исследование выявило большой спектр заболеваний среди таких студентов. Это, прежде всего, болезни глаза и его придаточного аппарата (22,4%), болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (20,7%), болезни системы кровообращения (18,2%) и дыхательной системы (15,5%). За последнее десятилетие произошло существенное увеличение заболеваемости и других органов и систем. Так, количество заболеваний пищеварительной системы возросло с 3,9% до 8,1%, мочевыделительной - с 5,1% до

© Соломченко М.А., Максимова E.H. © Solomchenko M.A., Maksimova E.N.

8,5%, а эндокринной системы - с 5,4% до 8,9%. В связи с этим произошло увеличение количества студентов, имеющих несколько заболеваний.

Основными задачами физического воспитания студентов, отнесенных к данной группе, являются: укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма, повышение функционального уровня и адаптивных возможностей органов и систем, ослабленных болезнью. Повышение физической и умственной работоспособности, иммунологической реактивности и сопротивляемости организма, формирование правильной осанки, а при необходимости ее коррекции, освоение основных двигательных умений и навыков, воспитание морально-волевых качеств, интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и внедрение ее в режим дня студентов, подготовка к будущей профессиональной деятельности.

Занятия по физической культуре с лицами данной группы должны проводиться по специально разработанной программе, и имеют ряд особенностей в методике проведения занятий, обусловленных отклонениями в состоянии здоровья, отставанием в физической подготовленности.

Выбор упражнений при занятиях с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, требует строгого индивидуального подхода к каждому студенту на основе учета состояния здоровья, реакции организма на занятия в целом и на отдельные упражнения, психических особенностей нервной деятельности, адаптацию организма к физической нагрузке.

Только при систематическом и научно-обоснованном врачебно-педагогическом контроле физическое воспитание становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья, улучшения физического развития, повышения адаптационных возможностей организма в целом.

Организация и проведение занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья намного сложнее, чем занятия с практически здоровыми лицами, так как здесь собраны студенты разных курсов, разного пола, страдающие различными заболеваниями и часто психологически не готовые к занятиям физической культурой. Очень трудно подобрать упражнения, которые одновременно подходили бы для всех занимающихся.

В связи с этим преподаватель физического воспитания должен знать клинико-физиологическое обоснование влияния физических упражнений при различных патологических состояниях, быть достаточно подготовленным в вопросах влияния физических упражнений на растущий организм, гигиены физических упражнений, организации и методики физического воспитания с учетом анатомо-физиологических особенностей организма занимающихся, в вопросах врачебного и педагогического контроля.

Целесообразность оздоровления устанавливает врач, но конкретные средства и методы использования физических упражнений - преподаватель.

Методика физического воспитания студентов должна быть оптимальной как в количественном, так и качественном отношении. Низкие физические нагрузки будут: недостаточными для вегетативного обеспечения деятельности, а это значит, что не будет роста функциональных резервов организма. Чрезмерные физические нагрузки могут привести к срыву вегетативного регулирования.

Систематические оптимальные физические нагрузки тренируют в организме занимающихся адаптационные механизмы, позволяющие более легко преодолевать неблагоприятные воздействия на организм человека. Постепенно адаптируя организм к физическим нагрузкам, можно повысить барьер воздействия стрессовых реакций на любые виды воздействия.

Все это требует определенного подхода к формированию культуры здоровья личности, а также личной физической культуры студента, который позволил бы каждому:

- управлять своими адаптационными возможностями;

- использовать внутренние возможности организма;

- проявлять устойчивость к различным стресс факторам.

Анализ литературных источников показывает, что заболеваемость студенческой молодежи продолжает расти, среди них значительное место занимают нарушения работы в сердечно сосудистой системе, опорно-двигательного аппарата, пищеварительной и дыхательной систем организма. Ежегодно растет количество студентов, которые определены в специальные медицинские группы. Установлено, что успешность обучения в вузе имеет тесную взаимосвязь с функциональным состоянием и здоровьем, так как проблемы, связанные с ухудшением здоровья, ведут к снижению работоспособности и повышению утомляемости студентов [3, 12]. Поэтому в вузах сейчас работают чаще со студентами, которые врачом определены в специальные медицинские группы.

В Орловском государственном университете имени И.С. Тургенева организованы занятия в специальных медицинских группах с преподавателями, имеющими диплом инструктора по лечебной физической культуре. Дополнительные занятия проводятся в специализированном зале ЛФК в поликлинике вуза. Основными задачами по физической культуре с такими студентами являются: укрепление здоровья, освоение жизненно важных умений и навыков, улучшение показателей физического развития, повышение сопротивляемости защитных сил организма, овладение необходимыми комплексами упражнений и самостоятельного формирования таких комплексов в зависимости от заболевания. Организация и проведение занятий со студентами в специальной медицинской группе намного труднее, чем занятия в основной группе по физическому воспитанию. Ведь в специальную медицинскую группу собраны студенты, которые имеют различный диагноз и часто не готовы заниматься физическими упражнениями. Поэтому преподаватели подбирают комплексы лечебной физической культуры практически для каждого студента отдельно, учитывая его состояние здоровья и уровень физической подготовленности, осуществляя тем самым индивидуальный подход. При одинаковом функциональном состоянии следует учитывать определенные рекомендации и противопоказания.

Например, при патологиях сердечно сосудистой системы противопоказаны упражнения, связанные с задержкой дыхания и быстрым ускорением темпа движений. Напротив, рекомендуются упражнения в виде бега и ходьбы в медленном темпе, общеразвивающие упражнения на все мышечные группы. При заболеваниях органов дыхательной системы также противопоказаны упражнения, связанные с задержкой дыхания и чрезмерным напряжением мышц брюшного пресса. Рекомендуется дыхательная гимнастика, тренировка полного дыхания (особенно удлинённого выдоха) [5, 13]. При заболеваниях органов зрения исключаются кувырки, прыжки с разбега, упражнения, связанные со статическим напряжением мышц, также стойки на голове. Рекомендуется настольный теннис, упражнения на пространственную ориентацию, гимнастика для глаз. Также необходимо включать средства пила-теса (особенно растягивание основных групп мышц, легкие асаны из йоги).

В занятие рекомендовано включать три части. В подготовительной части необходимо определить частоту сердечных сокращений и сделать одну из несложных функциональных проб. Также в подготовительной части желательно применять несложные упражнения на координацию движений и разные виды ходьбы до пяти минут.

В основной части занятия рекомендуется использовать комплексы упражнений, которые специально подобранны под каждого студента. Они на начальном этапе проводятся под строгим контролем преподавателя физического воспитания. Важно объяснять студенту для чего необходимо каждое при-

меняемое им упражнение, какие группы мышц задействованы в этом упражнении.

В заключительной части занятия применяются различные виды ходьбы совместно с дыхательными упражнениями, упражнения на расслабление мышц, простые упражнения для рук и ног с растягиванием их.

Когда преподаватель физического воспитания работает со студентами специальной медицинской группы, он должен учитывать переносимость физических нагрузок и функциональное состояние занимающегося [2].

Преподаватели физического воспитания провели исследование со студентами, которые посещали специальную медицинскую группу. В начале учебного года оценивалась мотивация к занятиям по физической культуре, тестирование физической подготовленности (ходьба или легкий бег в течение шести минут, прыжки через скакалку или приседания, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, броски и ловля теннисного мяча на расстоянии от стены один метр в течение 30 секунд, бросок на дальность набивного мяча весом 1 кг). Результаты тестирования показали невысокие результаты по физической подготовленности и низкую мотивацию к занятиям. Преподавателям необходимо знать, что важный момент для сдачи тестирования у студентов специальной медицинской группы это количественная оценка, так как у них нарушен мо-тивационный компонент. Ведь имея мало шансов приблизиться к результатам относительно здоровых студентов, студенты специальной медицинской группы имеют небольшую склонность сдавать нормативы отдельно от других студентов. При оценке результатов необходимо поощрять студентов, объясняя им о важности положительных изменений в процессе занятий.

В программу для специальной медицинской группы включали теорию, практический материал, профессионально-прикладную физическую подготовку и специальные средства для устранения отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии. В течение учебного года проводились занятия по комплексам, предложенным преподавателями. Отдельно разрабатывались и планы занятий. Учитывались и заболевания, которыми студенты болели во время учебного года. Преподаватели предлагали восстанавливающие комплексы после перенесенных заболеваний. Критерием для дозирования физических нагрузок служило измерение частоты сердечных сокращений не реже трех раз в течение одного занятия. Определенные двигательные режимы при частоте пульса 130150 уд/мин являются оптимальными для кардиореспиратор-ной системы в условиях аэробного дыхания и дают хороший тренирующий эффект. Учитывая, что большинство студентов специальной медицинской группы страдают гипоксией и неадекватны к интенсивным физическим нагрузкам, двигательные режимы при частоте пульса свыше 150 уд/мин нецелесообразны. Отдельно наблюдали за состоянием студентов, стараясь не допускать сильного утомления. Одним из обязательных условий для студентов специальной медицинской группы было ведение дневников самоконтроля. Ежедневно в дневник записывали показатели: самочувствие в течение дня, измерение ортостатической пробы каждое утро, измерение пульса не менее трех раз в день, положительные и отрицательные моменты в состоянии здоровья, настроение, трудо-

способность. Каждые три месяца студентам необходимо было получить консультацию у врача. Проводились методические занятия, где студентам предлагался теоретический материал по гигиене, особенностям оздоровительной работы в вузе, рекомендации по выполнению упражнений, влияние физических упражнений на состояние организма. Эффективность занятий по физической культуре в специальных медицинских группах зависит от систематичности посещаемых занятий (2-3 раза в неделю), адекватности нагрузок, сочетания физических нагрузок с закаливанием, диетой и другими методами. Студентам старших курсов (3-4) рекомендовалось самостоятельно составлять комплексы упражнений для занятий. Для этого им предлагался перечень упражнений лечебной физической культуры при определенных заболеваниях.

В конце учебного года проводили итоговое тестирование физической подготовленности и мотивации к занятиям по физической культуре. Мотивация значительно повысилась, студенты с удовольствием стали посещать занятия по физической культуре, кроме того посещать стали и дополнительные занятия (кружки). Во втором семестре учебного года у студентов специальной медицинской группы на 24 % снизились заболевания простудного характера. Показатели по физической подготовленности положительно изменились на 17,5%. Улучшились показатели гибкости, выносливости и координации движений. Важно отметить, что положительные показатели зависят также от образа жизни студентов, сочетания средств лечебной физической культуры с закаливающими процедурами (занятия чаще проводились на свежем воздухе в парковой зоне). Все это свидетельствует о целесообразности применения средств лечебной физической культуры для студентов специальной медицинской группы. При соблюдении всех условий, мы получаем возможность вырастить из неуверенных в себе ослабленных здоровьем молодых людей - крепких физически, адекватно оценивающих собственные возможности и готовых к активному и осознанному внедрению физической культуры в свою повседневную жизнь.

Восприимчивость к физическим нагрузкам у студентов специальных медицинских групп различна по своей сути, поэтому преподавателям физического воспитания необходимо это учитывать. Если у студента способности к приспособлению и выполнению различных нагрузок не будут соразмерны возможностям, то физические упражнения могут нанести и вред вместо пользы. Индивидуальный и дифференцированный подход необходим при занятиях с такими студентами. Систематические и регулярные физические нагрузки могут положительно влиять на нормализацию двигательных процессов, помогают восстанавливать утраченные функции организма, что необходимо студентам для подготовки их к будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, использование индивидуального подхода с применением контактной самостоятельной работы на основе активного осознанного включения студента в процесс формирования личной физической культуры дает положительный результат. Заболеваемость студентов простудными заболеваниями снизилась на четверть (24%), а 17,5% студентов значительно улучшили свою физическую и функциональную подготовленность.

Библиографический список

1. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова: Алгоритм здоровья. Человек и общество/Н.М. Амосов. М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2002. 461с.:ил.

2. Виноградов П.А. Основы физической культуры и здорового образа жизни: [Учеб. пособие для учеб. заведений] / П.А. Виноградов, А. П. Душанин, В. И. Жолдак. М.: Совет.спорт, 1996. 592 с.: ил.

3. Детков Ю.Л. Теория и практика физической культуры для студентов с ослабленным здоровьем. Методическое пособие. СПб, 1996. 96 с.

4. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник. М.: Гардарики, 2008. 366с.

5. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 211 с.

6. Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. Лечебная и профилактическая гимнастика. Практическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2004. 132 с.

7. Лейфа А.В., Сизоненко К.Н., Перельман Ю.М. Основные подходы к построению физической реабилитации студентов вузов с болезнями органов дыхания // Физическое воспитание студентов. 2008. №5. С. 4.

8. ЛисицынЮ.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. 2-е изд. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 512 с.: ил.

9. Солодков А.С. Физическое и функциональное развитие и состояние здоровья школьников и студентов России // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта», №3(97) 2013. С.163-171.

10. Соколовская Н.И. Технология управления процессом организованных учебных и самостоятельных форм занятий в физкультурном образовании студентов медицинского вуза: автореф. дис. .. .канд. пед. наук. Смоленск, 2004. - 16с.

11. СухаревА.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков: монография. М.: Медицина, 1991. 272с.: ил.

12. Физическая культура. Система работы с учащимися специальных медицинских групп: рекомендации, планирование, программы / авт.-сост. А.Н. Каинов, И.Ю. Шалаева. Волгоград: Учитель, 2009. 185 с.

13. Удин Е.Г., Платонова В.А., Зефирова Е.В., Прокопчук С.С. Комплексы физических упражнений для студентов специальной группы здоровья / Учебно-методическое пособие. СПб: СПб НИУ ИТМО, 2012. 84с.

References

1. Amosov N. M. Encyclopedia Amos: Algorithm of health. Man and society/N. M. Amosov. M.: OOO "Publishing house act"; Donetsk: "Stalker", 2002. 461p.:Il.

2. Vinogradov P.A. foundations of physical culture and healthy lifestyles: [Proc. a manual for the textbook. institutions] / P.A. Vinogradov, A. P. Dushanin, V. I. Zholdak. M.: The Council.sports, 1996. 592 p.: Il.

3. Detkov S.L. Theory and practice of physical culture for students with poor health. Methodical manual. SPb, 1996 96 pages.

4. Ilinich V.I. Physical culture of student and life: a textbook. - M.: Gardariki, 2008. 366 p.

5. Manchin Y. V., Manchin A.V. Fitness training: theory and methodology.- Rostov n/D: Phoenix, 2002. Pp. 211

6. Milyukova I. V., Evdokimova T. A. Therapeutic and preventive gymnastics. The practical encyclopedia. M.: Eksmo, 2004. 132 p.

7. Leif A.V., Sizonenko K.N., Perelman J.M. The Main approaches to the construction of physical rehabilitation of students with diseases of the respiratory system // Physical education of students. 2008. No. 5. Pp. 4.

8. Lisitsyn Yu.P. Public health and health care: textbook. 2nd ed. M.: GEOTAR-Media, 2010. 512 p.: ill.

9. Solodkov A.S. Physical and functional development and health of pupils and students of Russia // Scientific-theoretical journal "scientific notes of University named after P. F. Lesgaft", №3(97) 2013. Pp. 163-171.

10. Sokolovskaya N.I. Technology process management training organized and independent forms of lessons in physical education of medical students: abstract. dis. ... kand. PED. Sciences / N. And. Sokolovskaya. Smolensk, 2004. 16 p.

11. Sukharev A.G. Health and physical education of children and adolescents: monograph / A. G. Sukharev. M.: Medicine, 1991. 272 p.: Il.

12. Physical culture. The system of work with students of special medical groups: Advisory, planning, program / ed.-comp. A.N. Cain, E. Y. Shalaev. Volgograd: Teacher, 2009. 185 p.

13. Udin G.E., PlatonovA.V., Zefirova, E.V., ProkopchukS.S. Complexes of physical exercises for students of special health groups / Educational-methodical manual. SPb: SPb UNIVERSITY ITMO, 2012. 84 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.