Научная статья на тему 'Проблемы физического воспитания студентов в высших учебных заведениях'

Проблемы физического воспитания студентов в высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1966
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СИСТЕМА / ПРОБЛЕМА / PHYSICAL EDUCATION / HEALTH / STUDENTS / PHYSICAL FITNESS / SYSTEM / PROBLEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронина Екатерина Геннадиевна, Чайченко Мария Владимировна

На данный момент исследователям понятны недостатки в университетской системе физического воспитания. Мониторинги показывают низкий уровень здоровья студентов, низкую заинтересованность в занятиях физической культурой, низкий уровень физической подготовленности, а соответственно низкую продуктивность труда. В нашей работе мы проанализировали основные проблемы физического воспитания в университетах, а также наметили пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронина Екатерина Геннадиевна, Чайченко Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PHYSICAL EDUCATION STUDENTS IN HIGHER EDUCATION

At the moment, the shortcomings in the University system of physical education are clear. Monitoring shows a low level of health of students, low interest in physical education, low level of physical fitness and low productivity. In our work we have considered the main problems of physical education in universities, as well as ways to solve them.

Текст научной работы на тему «Проблемы физического воспитания студентов в высших учебных заведениях»

2. Рисунки типа «В» (комплиментарная коммуникация авторов) - 6,4 балла.

Таким образом, по результатам двух заданий достаточно четко проявилось противоречие между установкой на конкретный стиль взаимодействия учителей-участников занятия и оценкой ими же результатов этой коммуникации. Результаты симметричного взаимодействия (как целевого в соответствии с установкой) получили более низкую оценку, в то время как результаты комплиментарной коммуникации были оценены в итоге в два раза выше.

Вне зависимости от того, определялось ли обозначенное противоречие сознательными или подсознательными действиями, само его наличие свидетельствует о серьезной проблеме в отношении учителей - участников мастер-класса. Стремление к более «красивому» результату в ущерб принятой ранее цели, попытка скрыть способ достижения этой цели - всё это способно вызвать серьезную дисфункцию в образовательном процессе. Более того, если у школьников этими учителями будет сформировано отношение к таковым подменам как к социальной и профессиональной норме, то дисфункциональные проявления будут иметь тенденцию распространиться на гораздо более широкий спектр социальных отношений.

Выводы. Несмотря на свою серьезность, выдвинутые предположения имеют гипотетический, а не утвердительный характер и нуждаются в более детальной проработке. Выводы, представленные в статье, актуализируют проблему стиля коммуникации в образовательной деятельности, вынося на обсуждение необходимость формирования коммуникативной и интерактивной компетентностей в процессе непрерывного педагогического образования. Предложенные наблюдения могут лечь в основу методики оценивания способности действующих или будущих учителей к выстраиванию образовательной коммуникации и к адекватной оценке результатов коммуникации.

Литература:

1. Асхадуллина Н. Н., Талышева И. А. Исследование проблемы комплексной оценки результатов деятельности педагогических работников / Н. Н. Асхадуллина, И. А. Талышева // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 60. - Ч. 4. - С. 27-30.

2. Бодалев А. А. Личность и общение. / А. А. Бодалев - М.: Международная пед. академия, 1995. - 328 с.

3. Жуков Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении: Практ. Пособие. МГУ им. М.В. Ломоносова, Фак. Психологии / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников - Киров: ЭНИОМ, 1991. - 94 с.

4. Мерманн Э. Коммуникация и коммуникабельность / Э. Мерманн. Пер. с нем. - X.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007. - 296 с.

5. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085.html/.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010. -Режим доступа: http://fgos.ru/.

7. Фестиваль школьных учителей в Елабуге 2018. Режим доступа: http://fest.kpfu.ru.

Педагогика

УДК: 796.011.3

преподаватель Воронина Екатерина Геннадиевна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат педагогических наук, доцент Чайченко Мария Владимировна

Государственный социально-гуманитарный университет (г. Коломна)

ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ

ЗАВЕДЕНИЯХ

Аннотация. На данный момент исследователям понятны недостатки в университетской системе физического воспитания. Мониторинги показывают низкий уровень здоровья студентов, низкую заинтересованность в занятиях физической культурой, низкий уровень физической подготовленности, а соответственно низкую продуктивность труда. В нашей работе мы проанализировали основные проблемы физического воспитания в университетах, а также наметили пути их решения.

Ключевые слова: физическое воспитание, здоровье, студенты, физическая подготовленность, система, проблема.

Annotation. At the moment, the shortcomings in the University system of physical education are clear. Monitoring shows a low level of health of students, low interest in physical education, low level of physical fitness and low productivity. In our work we have considered the main problems of physical education in universities, as well as ways to solve them.

Keywords: physical education, health, students, physical fitness, system, problem.

Введение. Основой системы физического воспитания детей и молодежи являются обязательные занятия в дошкольных, средних и высших учебных заведениях всех типов и форм собственности по предмету "Физическая культура" и учебной дисциплины "Физическое воспитание". Их содержание определяется программами, которые учитывают возрастные особенности, связанные с другими предметами, формирующими личность в процессе образования. Формами физического воспитания детей и молодежи помимо основной (урока) являются внеурочные формы: мероприятия в режиме дня, занятия в секциях, группах общей физической подготовки, лечебной физической культуры, а также занятия в спортивных школах, клубах по интересам, в отделениях высших учебных заведений, региональных спортивных клубах. Важной формой являются самостоятельные занятия физическими упражнениями. Все названные формы физического воспитания учащихся меняются в рамках государственной системы [1, 7, 8, 9].

Критериями эффективности физического воспитания детей и молодежи является уровень физической подготовленности и показателей здоровья, умение использовать основные средства и формы физического воспитания, придерживаться здорового образа жизни, отсутствие негативных привычек.

С целью содействия удовлетворению потребностей общества в достижении оптимума физкультурного образования, состояния психического и физического здоровья, физического развития и двигательной подготовленности подрастающего поколения разработаны новые программы по физической культуре для общеобразовательных школ и вузов. Они предлагают для детей и молодежи учебное приоритетный материал, упражнения для обязательного повторения и домашних заданий, контрольные учебные нормативы и требования, ориентировочные комплексные тесты оценки состояния физической подготовленности [2, 6].

На современном этапе развития общества физическое совершенство определяется как оптимальный уровень всесторонней двигательной подготовленности человека, которая необходима ему в сфере социально обусловленных видов деятельности. Достижение физического совершенства человека средствами физической культуры требует оптимальной организации специализированного педагогического процесса. Сегодня физическое воспитание студенческой молодежи, к сожалению, далеко от совершенства, что обусловлено рядом объективных причин: 1) недостаточное количество занятий по учебному плану; 2) низкий уровень мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями; 3) низкий уровень использования технических средств во время учебных занятий; 4) недостаточное финансовое обеспечение; 5) низкая эффективность управления физическим воспитанием, которое осуществляется в высших учебных заведениях [3, 4, 6, 9].

Однако, на современном этапе развития общества мы стоим перед фактом кризиса национальной системы физического воспитания, которая отвечает требованиям и международным стандартам физической подготовленности человека. Устаревшие формы и методы преподавания не только приводят молодежь к нервно-психическим перегрузкам, но и ограничивают творческое развитие, нивелируют их индивидуальность, необоснованно используют далеко не безграничные ресурсы организма. Понятно, что необходимо вносить научно обоснованные коррективы в действующую систему физического воспитания [2, 5].

Насущная потребность внесения изменений обусловливается следующими причинами: существующая реальность ставит повышенные требования к образу жизни человека, что повышает актуальность воспитания у подрастающего поколения навыков здорового образа жизни, умение контролировать и влиять на свое физическое состояние; необходимость формирования устойчивых убеждений в высокой эффективности занятий физическими упражнениями; воспитание сознательной потребности в систематической двигательной деятельности [3, 7].

Цель исследования - провести анализ основных проблем физического воспитания в организациях высшего образования.

Результаты исследования. Социальная практика свидетельствует о том, что до недавнего времени все представления о здоровье человека и взгляды на проблему его сохранения целиком и полностью ассоциировалась с медициной. В последнее время в качестве важного фактора укрепления здоровья рассматривают физическую культуру. Необходимо отметить, что речь идет не о лечебной физической культуре, а о физической культуре как части общей культуры нации, народа.

Существует много подходов к определению понятия "здоровье". Они обусловлены отсутствием четкой классификации его носителей. Одни определяют здоровье и здоровье как индивидуальный показатель, другие - на уровне популяции.

В работах ученых представлены другие результаты исследований состояния здоровья студентов. Согласно самооценки, хорошим считают свое здоровье лишь 44,2% опрошенных, 32,9% - не очень хорошим, 18,5% - оценивают здоровье как удовлетворительное, почти каждый 20-й студент утверждает, что у него плохое здоровье. Самооценка состояния своего здоровья студентами значительно отличается. Согласно этим данным до 90% студентов имеют существенные отклонения в состоянии здоровья.

Анкетирование показало, что значительная часть студентов достаточно терпимо относится к алкоголю -46,1%, к курению - 39,1%, наркомании - 5,7%, проституции - 24%. Такое тревожное состояние по мнению авторов, требует дополнения системы мероприятий физического воспитания такими, которые способны лишить студентов вредных привычек.

По данным исследований в процессе обучения в вузе значительно снижается уровень здоровья студентов. Если условно принять уровень здоровья студентов I курса за 100%, то на II курсе оно ухудшилось в среднем до 91,1%, на III курсе - до 83,1%, на IV - до 75,8%.

Данная тенденция прослеживается и в исследованиях с участием студентов технических вузов России. Лишь 12-15% студентов технических вузов систематически занимаются спортом и оздоровительной физической культурой, в то время, как в состав специальных медицинских групп попадает 32-37% от общего количества студентов, обучающихся в этих заведениях [4, 6, 7, 8].

Изучение ценностных ориентаций студентов технических вузов (более 4000 человек) показало, что 74,2% респондентов считают здоровье "главной ценностью в жизни", 22,1% - считают более весомыми другие ценности (материальное положение, карьера), от которых зависит уровень здоровья и благополучия, 3,5% - не задумываются над этим вопросом.

Студенты выделяют ряд факторов риска по отношению к здоровью: злоупотребление алкоголем - 76,9%; курение - 72,3%; недостаточная двигательная активность - 34,2 %; загрязнение окружающей среды - 32,7 %; большая учебная нагрузка - 32,2 %.

Вместе с этим, более 74,7% студентов-юношей регулярно курят и употребляют слабоалкогольные напитки, за последние годы значительно увеличился процент студенток, которые курят (до 62,9%), многие из них считают курение средством борьбы с лишним весом, стрессовыми ситуациями, а также средством для физического расслабления. В физкультурно-спортивной деятельности заведения практически не принимают участия более 72% студенческой молодежи, отдают предпочтение другим способам двигательной активности, развлечениям и проведению свободного времени. Как следствие этого, можно отметить увеличение венерических заболеваний, количества абортов, психических расстройств и других негативных явлений, которые прогрессируют в студенческой среде [4, 5].

Как известно, физическое воспитание студентов в режиме учебной работы вузов осуществляется в таких формах:

1. Учебные занятия, предусмотренные учебным планом и расписанием учреждения.

2. Факультативные занятия, являются продолжением и приложением к учебным занятиям. Они включаются в учебное расписание вуза по согласованию с кафедрой физического воспитания, чтобы обеспечить студентам возможность их посещать. На факультативных занятиях осуществляется физическая подготовка студентов согласно программным требованиям, углубляется профессиональная физическая подготовка, улучшаются знания по теории и методики физкультурно-спортивной деятельности.

Исследователи выяснили, что большинство студентов предпочитают занятия спортивными играми и утренней гимнастикой. Следующей популярной формой занятий физическими упражнениями для мужчин является атлетическая гимнастика для женщин - плавание и туристические походы. Менее всего студенты склонны к занятиям ездой на велосипеде и ходьбой на лыжах, студентки - к занятиям атлетической гимнастикой [2, 7].

ВссЙ^МкЬ приводят несколько иные показатели активности студентов в различных видах занятий. Проведенное ими анкетирование свидетельствует, что 84% студентов желают заниматься, но не имеют возможности, из них 28% до поступления в ВУЗ занимались в спортивных секциях, что позволяет говорить о сформированности у этих студентов устойчивого интереса к занятиям определенным видом спорта. Одновременно установлено, что 17% первокурсников не изъявляют желание совершенствоваться в любом виде физических упражнений со спортивной направленностью. Утреннюю гимнастику выполняют 12,7% респондентов, до учебного заведения 87,1% опрошенных доезжают транспортом и пешие прогулки применяют очень редко [7].

Во многих странах наблюдается демократический подход к программированию и нормированию физического воспитания в высшей школе. В частности, физическое воспитание студенческой молодежи Польши и Норвегии тяготеет к европейской модели физического воспитания, где студент самостоятельно выбирает учебный материал для изучения.

Особенным в физическом воспитании в Норвегии отношение к студентов-инвалидов, студентов с отклонениями в состоянии здоровья. Все такие студенты и школьники, занимаются вместе в одной группе со здоровыми ровесниками. Таким образом моделируются будущие общественные взаимоотношения здоровых и лиц с ограниченными возможностями здоровья в государстве.

Для Соединенных Штатов Америки, страны с позитивным отношением подавляющего количества населения к занятиям физическими упражнениями и культа активного отдыха, характерным является то, что физическое воспитание не является для студентов обязательной учебной дисциплиной. Физическое воспитание в большинстве ведущих университетов США осуществляется на основе свободного выбора вида спорта. Соответственно, спортивные занятия проходят в свободное от основной учебной нагрузки время [1, 2].

Одной из массовых форм привлечения студентов к регулярным занятиям физическими упражнениями называют специалисты утреннюю гигиеническую гимнастику. Эта необходимое гигиеническое требование в режиме дня каждого человека недостаточно используется в воспитании студентов. Предложено немало комплексов утренней гимнастики, авторы которых в основном руководствовались принципом общеукрепляющего и тонизирующего влияния упражнений на организм. При этом утренняя гимнастика рассматривается как один из гигиенических средств, что способствует повышению работоспособности и укреплению здоровья путем воздействия на отдельные нужные для конкретной работы ключевые психофизиологические функции.

На сегодняшний день существует около 300 видов оздоровительной гимнастики, поиск новых видов и форм оздоровительных занятий продолжается. Непрерывно возникают и совершенствуются авторские системы оздоровления. Все системы оздоровительной гимнастики можно условно поделить на 3 группы: восточные, европейские и американские, что стали интернациональными.

Восточные системы (йога, цигун, ушу и др.) имеют давнюю историю. Особое внимание в них уделено комплексности триады: движение, дыхание, сознание. Специфика восточных систем заключается в том, что они сочетают этические правила и физические упражнения.

Европейские и американские системы гимнастики сравнительно молодые. К ним относятся калланетика, степ-аэробика, фанк-аэробика, аква-аэробика и др. Их суть состоит в сочетании общеразвивающих упражнений с беговыми, прыжковыми и танцевальными движениями, которые выполняют преимущественно под современную эмоциональную музыку. В отечественной практике оздоровительной тренировки применяются такие виды оздоровительной гимнастики, как основная, женская, ритмическая, атлетическая, стретчинг, шейпинг.

Занятия физической культурой и спортом осуществляются под влиянием определенных стимулов, побуждений, выступающих в роли движущих сил учебной деятельности студентов. Такими побуждающими силами являются потребности, интересы, убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Они образуют мотивационную сферу учебной деятельности. Физическая культура и спорт должны стать ежедневной потребностью каждого человека. Если продолжать воспитывать эту потребность в студенческие годы, то можно обеспечить на будущее фундамент сохранения работоспособности, укрепления здоровья и долголетия. Специалисты утверждают, что любая деятельность начинается с потребности, которая является первой причиной побуждения к деятельности. Под потребностью в целом понимается состояние субъекта, которое складывается на основе противоречия между имеющимся и необходимым (или выдается субъекту необходимым) и побуждает его к деятельности по устранению этого противоречия [3, 7].

Физкультурно-оздоровительная и спортивная активность студентов в значительной степени зависит от сформированности у них отношения к учебной деятельности и физическим упражнениям. То есть от мотивов деятельности. Понятие "мотив" означает определенную побудительную причину действий и поступков человека. Именно от мотивов зависит, что содержит в себе в психологическом плане то или иное действие, какой субъективный смысл он имеет для человека.

Несмотря на различное определение понятия мотива, подавляющее большинство отечественных и зарубежных ученых сходятся во мнении, что мотив является стержневым фактором в сознательной и целенаправленной деятельности. Такими стимулирующими составляющими являются его потребности, которые становятся мотивами только тогда, когда осознаются объекты, способные удовлетворить эти потребности.

Научные исследования и практика работы в вузе свидетельствуют, что главным в процессе привлечения студентов к физическому самосовершенствованию является формирование их интереса к физической культуре. Интерес является формой проявления потребностей и выступает своеобразной ориентацией человека в его связях с действительностью. От направленности интересов зависит образ жизни человека, его поведение и деятельность. Появление интереса вызывает желание действовать, формирует мотив поведения. Результаты анкетирования показали, что интерес студентов к физическому воспитанию и спорта невысок и зависит от курса обучения.

На первом курсе 46,6% студентов имеют "высокий" интерес к физической культуре, 30,0% - "средний", а 23,3% - "очень высокий". На втором курсе наблюдается снижение интереса. В частности, уменьшилось количество студентов с "очень высоким" интересом на 19,1% и появились студенты с "низким" интересом к физической культуре - 12,5%. На третьем и четвертом курсах продолжается тенденция снижения интереса студентов. Растет количество студентов с "низким" интересом к физической культуре. У 4,1% третьекурсников и 6,5% четверокурсников интерес вообще отсутствует.

Низкий интерес студентов к физической культуре и спорту, по мнению выше упомянутых авторов, объясняется невысоким уровнем физкультурной образованности будущих специалистов, слабым организационно-методическим и материально-техническим обеспечением учебного процесса, недостатками в организации физического воспитания в вузе, недооценкой преподавателями важности этого направления работы [2, 6, 8, 9].

Анкетный опрос студентов технических вузов России свидетельствует о различных мотивационных преимуществах, которые необходимо учитывать при организации физкультурно-спортивной деятельности. Большинство студентов первого и второго курсов важнейшими мотивационными преимуществами в физкультурно-спортивной деятельности назувают: желание иметь красивое привлекательное тело, расширить круг общения и желание самовыражения и самореализации. Пятикурсниками были отмечены несколько другие преимущества: желание иметь работоспособное и здоровое тело и желание моральных и эстетических изменений. Меньше всего студентов первого и второго курсов, желающих моральных и эстетических изменений, иметь здоровое тело и повысить свой культурный уровень и студентов пятого курса, желающих повысить культурный уровень и расширить круг общения.

Для изучения мотивов учебной деятельности по физическому воспитанию, Штаничева Л.А. разработала специальную анкету, в которой необходимо было, отвечая на вопросы, прорейтинговать по степени важности мотивы деятельности. Как свидетельствуют результаты анкетирования, за последние годы только в 48,15% состояние здоровья улучшилось; у 44,44% опрошенных - остался без изменений, а у 7,41% - даже ухудшилось. Изучение самочувствия студентов под влиянием учебных нагрузок показало, что 16,37% респондентов устают довольно быстро, 58,18% - ощущают усталость после длительной и напряженной работы и 25,45% - практически ее не чувствуют. Такое положение, свидетельствует о невысоком уровне физической и умственной работоспособности студентов. Нужно заметить, что два раза в год студенты сдают сессию. Экзамены для них являются своеобразным критическим моментом в учебной деятельности. В это время значительно увеличивается объем, продолжительность и интенсивность учебной работы, мобилизуются все силы организма. Происходит своеобразное изменение жизнедеятельности студентов. В это время часто возникают негативные эмоции, неуверенность в своих силах, волнение страх.

Специалисты считают, что процесс экзаменов требует значительных психоэмоциональных и энергетических затрат. В то же время высокий уровень физической подготовленности помогает организму студентов рационально и экономно справляться с требованиями экзаменационного периода. Не все студенты понимают, что только с помощью физических упражнений можно улучшить состояние здоровья и выполнять учебные задания с наименьшими эмоциональными и энергетическими затратами. По мнению 88,89% респондентов, занятия физическими упражнениями положительно влияют на физическое состояние. Вместе с тем 7,4% опрошенных дали полярные ответы, а 3,7% - не смогли ответить. Одновременно выявлен факт, что после занятий физической культурой у 72,22% студентов самочувствие улучшается, а у 27,78% остается без изменений.

Выводы:

1. На современном этапе в печатных трудах отечественных и зарубежных ученых отражены результаты разнообразных исследований вопросов совершенствования системы физического воспитания в вузе. Большинство авторов исследовали проблемы оздоровления студентов при условии рационального дозирования нагрузок в соответствии с индивидуальными показателями физического состояния.

2. Исследования свидетельствуют о существенном, постепенном росте количества студентов с отклонениями в состоянии здоровья на протяжении обучения в университете, низкий уровень физической подготовленности во время обучения в высшей школе, формирование вредных привычек и невыполнение оптимальных объемов двигательной активности.

3. Выявлено равнодушие студенческой молодежи к учебному процессу по физическому воспитанию с традиционными формами его организации. В учебном процессе целесообразно отказаться от "командно-строевых" методов проведения занятий по физическому воспитанию и обратиться к личности студента, его интересам и потребностям в сфере физического и духовного формирования.

4. В западных странах, в частности, в высшей школе Польши, Норвегии и США наблюдаются демократические подходы к программированию и нормированию физического воспитания с учетом личностных интересов и индивидуальных возможностей студентов.

5. Возникает настоятельная потребность в изменениях организационных и методических форм физического воспитания в университете, суть которых должна сводиться к формированию физической культуры личности.

Литература:

1. Воронин Д.М. Методика оптимизации системы физического воспитания / Д.М. Воронин / Проблемы современного педагогического образования Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. № 52-5. - С. 118-126.

2. Воронин Д.М. Модель инновационной здоровьесберегающей среды Государственного гуманитарно-технологического университета / Д.М. Воронин, Н.В. Привезенцева, А.В. Кузнецов // Проблемы современного педагогического образования Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. № 53-6. - С. 91-98.

3. Воронин Д.М. Стратегия развития образования в сфере физической культуры и спорта / Современные здоровьесберегающие технологии - Орехово-Зуево: ГГТУ - №4. - 2017. - С. 43-50.

4. Воронин Д.М. Формирование здоровьесберегающей среды в образовательных организациях / Д.М. Воронин // Инновационные технологии в физическом воспитании и спорте: Материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Под ред. А.Ю. Фролова. - Тула: Тул. Производственное полиграф. предприятие, 2016. - С. 305-312.

5. Лопатин Н.А. Роль кафедры ВУЗа в формировании здорового образа жизни студентов / Медицина в Кузбассе. - Серия: Педагогика, Т.16. - №2., 2017. - С. 55-58.

6. Лопатина Р.Ф. Здоровье студентов вуза как актуальная социальная проблема / Р.Ф. Лопатина, Н.А. Лопатин // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2017. - С. 272-278.

7. Нечаев А.В. Применение инновационных технологий во время проведения занятий по физической культуре в контексте улучшения общего состояния здоровья студенчества // Современные здоровье сберегающие технологии - Орехово-Зуево: ГГТУ. - №4. - 2017. - С. 114-119.

8. Пузанова Ж.В. Управление здоровьем: научные подходы к исследованию здоровья и здоровьесберегающего поведения у студентов / Ж.В. Пузанова, И.С. Вялов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология, 2013. - С. 94-102.

9. Пузанова Ж.В. Здоровый образ жизни: понимание и отношение студенческой молодежи (по результатам фокус-групповых исследований) / Ж.В. Пузанова, И.В. Чеховский // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология, 2014. - С. 135-150.

Педагогика

УДК 371.9

кандидат педагогических наук, доцент Воронова Анастасия Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат психологических наук Додзина Оксана Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В МОСКОВСКОМ ГОРОДСКОМ АРНОЛЬДО-ТРЕТЬЯКОВСКОМ УЧИЛИЩЕ ГЛУХОНЕМЫХ

Аннотация. XIX век - время открытия в России учебных заведений для детей с нарушениями слуха, особенности обучения в которых изучены на сегодняшний день фрагментарно. Авторы обращаются к становлению обучения в одном из ярких заведений прошлого - в Арнольдо-Третьяковском училище для глухонемых детей, выделяют предпосылки, условия и результаты за более, чем 50-летнюю историю училища до момента его реорганизации в Московский институт глухонемых.

Ключевые слова: дети с нарушениями слуха, глухие, система обучения глухих, Московское городское Арнольдо-Третьяковское училище глухонемых, Иван Карлович Арнольд.

Annotation. XIX century - time of opening in Russia of educational institutions for children with hearing impairments, features of training in which are studied today fragmentary. The authors turn to the formation of training in one of the brightest institutions of the past - in the Arnold-Tretyakov school for deaf children, identify the prerequisites, conditions and results for more than 50-year history of the school until its reorganization in the Moscow Institute of deaf.

Keywords: children with hearing impairments, deaf, deaf education system, Moscow city Arnold-Tretyakov school of deaf and dumb, Ivan Karlovich Arnold.

Введение. В современных условиях обновления подходов к обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха актуально обращение к истории специальных образовательных учреждений прошлого. Реконструкция образовательных систем минувших лет позволяет лучше понять истоки отечественных традиций, проанализировать особенности коррекционного обучения, выявить пути модернизации специального образования в настоящее время. История первых специальных школ - источник знаний о труде первых русских дефектологов, которые несли порой подвижнический подвиг, преодолевая множество трудностей на своем профессиональном пути. История как учитель позволяет нам глубже усвоить базовые национальные ценности социальной солидарности, гражданственности, науки крайне важные в педагогической деятельности.

Период с начала XIX века до начала ХХ века - период обретения глухими детьми права на обучение, период становления отечественной системы специального образования.

Первое училище для глухих открывается при непосредственном участии Императрицы Марии Федоровны в 1806 году в г.Павловске, а в 1809 году переведено в столицу. Открытое для детей всех сословий училище достаточно быстро приобрело аристократических характер и стало доступным лишь для детей из привилегированных и богатых семейств.

В период с 1809 по 1875 годы, по данным Н.Н.Малофеева, открывается шестнадцать специальных школ, преимущественно в западных провинциях империи. Школы эти часто открывались по инициативе католического духовенства, частных лиц [3, с. 157-158]. Их функционирование - ежедневное преодоление трудностей, финансовых, кадровых, организационно-методических. Они первые, разрозненные. Их организация часто основывалась на желании родителей качественно подготовить детей к самостоятельной жизни в обществе. Ее стержень - энтузиазм людей, ступивших на нелегкий путь обучения детей с нарушениями слуха.

Эти особые условия накладывали отпечаток на продолжительность существования специальных школ для глухих в российской Империи. Одни существовали около одного года, другие - около 10 лет. Две школы для девочек (с 1843 г.) и для мальчиков (с 1869 г.), открытые в Одессе при деятельном участии бывшего директора Петербургского училища для глухих Г.А.Гурцева и его семьи, просуществовали до 1896 года [3, с. 157-158].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.