ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО БРАКА
© Джабер Хасан М.А.1
Российский университет дружбы народов, г. Москва
В данной статье определяются перспективы межэтнического брака, основные характеристики стабильности, его предназначение, а также психологические аспекты, которые оказывают непосредственное влияние на устойчивость отношений между супругами. Анализируются главные существующие познания о межэтническом браке. Определенный акцент ставится на социологическом знании в исследовании данного вопроса.
Ключевые слова: межэтнический брак, функции брака, устойчивость межэтнического брака, поликультурная среда, психологические детерминанты межэтнического брака, перспективы межэтнического брака.
Российская Федерация является многонациональным государством. История России взаимосвязана с поликультурным развитием. Исследование земель естественно было связано с присоединением народов, культурным обменом, что, в общем, положительно воспринималось данными народами. Главная особенность поликультурного российского развития состоит в том, что политический курс не был направлен на уничтожение этнических принципов нерусского населения, напротив, поддерживал их и стремился через русскую культуру расширить и дополнить. В советский и постсоветский период количество межэтнических браков продолжает увеличиваться. Если в советский период количество таких браков составило приблизительно 1619 %, то в постсоветский период каждый четвертый брак регистрируется между людьми разной национальности.
Межэтническая семья - это минимальная ячейка полиэтничного общества. Именно в такой семье можно увидеть всю сложность межнационального взаимодействия. В ней на микро социальном уровне прослеживаются разнообразные отличия в культурном плане. От умения верно их сочетать зависит как стабильность семьи, так и характер общения младшего поколения [1, с. 89]. Именно в таких семьях закладываются основы межкультурного диалога или, напротив, закрепляются негативные стереотипы, которые приводят к национализму.
Своевременность исследования данной темы обуславливается несколькими причинами - они способствуют дальнейшему развитию дружественных взаимоотношений, содействуют знакомству в области инонациональной культуры, помогают снять межэтническое напряжение. Однако такие союзы в определенных ситуациях вызывают определенное беспокойство за
1 Аспирант кафедры Социальной и дифференциальной психологии.
состояние государственного самосознания человека. Огромное воздействие оказывают историческое наследие разных народов, их этнокультурная общность или отличия, установка на межнациональное отношение в семейном кругу. Уровень понимания молодым поколением культурных традиций, которые были накоплены за долгое время, как показывает этносоциологиче-ское исследование, в большей мере зависит от социальной инициативы родителей, от той обстановки, в которой существует семья и прочее.
Ученые полагают, что на отношение к межнациональным бракам значительное влияние оказывает степень образованности человека. В 2010 году Всероссийским центром исследования общественного мнения был проведен социологический опрос на тему: «Как вы относитесь к следующим поступкам - брак с иностранцем?», в котором участвовало 1600 респондентов. В результате 18,5 % участников, имеющих среднее образование, считают: «национальная принадлежность несущественна». Аналогичной точки зрения придерживаются 51,2 % участников с высшим образованием. Сквозь призму возрастного признака более терпимое отношение у участников опроса от 30 лет и старше, а в социальном отношении более молодых участников наблюдается некая неопределенность к межэтническому союзу. Чтобы более полно и подробно выявить отношение участников опроса к теме межэтнического брака обратимся к проведенному исследованию. Если взять полученные результаты по каждому критерию оценки, то получим следующие результаты: «гражданином своей страны» готовы принять 79,2 % респондентов; «коллегой по работе» 76,4; «соседом по дому» 66,9 %; «непосредственного руководителя» 51,2 %. «В качестве супруга (и)» негативное отношение у 41,1 % опрошенных [4, с. 146].
Указанные результаты исследования говорят о проявлении межэтнической либеральности. В большей мере толерантность к таким союзам выказывают лица среднего и старшего возраста. Далее, межнациональный брак возможен при условии соблюдения обычаев народа одного из супругов. Это, в свою очередь, подразумевает изначальное навязывание соблюдения ценностей и традиций, что способствует формированию отторжения иной национальной культуры.
Приведу основные аргументы противников межэтнических браков. Представитель данной точки зрения считают, что такие союзы вредят в области генетики. Протодиакон Андрей Кураев считает «в биологической сфере русские носители рецессивного комплекта генов», соответственно светлый цвет волос и глаз уничтожаются «темным» доминантным генов в случае соединения [5].
Следующий аргумент в пользу отрицания смешанных браков объясняется тем, что такие смешанные браки распадаются более часто, чем между партнерами одной национальности. «Столкновение культур обуславливает разные проблемы, являющиеся в перспективе причиной разрыва отноше-
ний. Соответственно проблемные вопросы в смешанном браке являются крайне специфичными. Нестабильность таких браков объясняется насилием в семье, разными точками зрения на решение проблем в семейной жизни, разногласиями в религиозных вопросах, неприязненными отношениями между родственниками, изменение привычек, внешности, питания супруга».
Более того, у детей, которые родились в межэтническом браке, существуют сложности с идентификацией. По мнению А.С. Асановой, этническая идентификация у потомков таких семей может стать причиной внутреннего дискомфорта, так как этническое определение человека не согласовывается с идентификацией его с другими, или окружение отказывается принимать его сложное этническое определение.
Под стабильностью смешанных браков следует понимать поддержание перспективы развития отношений между супругами разных национальностей. Сохранение и развитие супружеских отношений ведет к преодолению этнических препятствий и удовлетворению потребностей партнеров. Рассмотрим перспективы развития устойчивого межэтнического брака. Таковыми являются - развитие функций, преодоление кризисов, достижение гармонии, распределение ролей.
Развитие перспектив межэтнических отношений предполагает готовность семьи решать новые задачи, которые возникают в ходе семейной жизни. Решение представленных задач потребует применять социальные познания, обобщить существующий опыт поколений. Так как в межэтническом браке возникают сложные ситуации, обусловленные межэтническими различиями, соответственно осуществляется поиск решения существующих проблем [6].
По своей сути семейные кризисы бывают материальные, идейные, интимно-физиологические. Каждый из представленных вариантов может проявляться отдельно или комплексно. Данные противоречия имеют социально-культурную базу, которая объясняется этническими особенностями партнеров. Преодоление таких кризисов является одним из важных направлений в развитии смешанных браков, по мнению М.А. Зейгунян.
Достижение гармоничного отношения между супругами подразумевает, с одной стороны, толерантности к этническим особенностям супруга, а с другой - принятие взаимных требований. В данном случае мнение супруга сохраняет свою идентичность и, в то же время, оба мнения образуют консонанс. В смешанных браках эта касается традиций и обычаев, социокультурных предпочтений, религиозного и пекулярного мировоззрения, семенных ролиформ и прочее [4, с. 84].
Согласованность взаимоотношений связана с разделением ролей супругов. Здесь следует понимать набор обязанностей, ожиданий и действий в поведении, которые соответствуют распределению силы, власти и влияния в семье. Выделяют следующие виды семейных ролей - ответственность, под-
чинение, наступление, отступление, принуждение, исполнение. Указанные характеристики более ярко определяют ролевое назначение в смешанном союзе, определяя гендерные поведенческие отличия супругов.
Перспективы будущего в межэтническом браке включают как характерные, так и общие отличительные черты стабильных супружеских отношений. К ним относятся перспективное видение партнерами жительства в другом этносе, формирования межэтнических родственных взаимоотношений, воспитания детей, экономической устойчивости. Указанные составляющие перспективы будущего значимы для осознания устойчивости смешанных браков. Успешное существование смешанных барков видится в сходстве ценностей, идеалов, целей и нравственных установок. Сопротивляемость в конфликтах в большей мере проявляется в эмоциональной устойчивости хотя бы одного из супругов. Этнические традиции обусловливают не только разное «право голоса» родственников друзей в разрешении семейных проблем, о и регулируют степень их участия в делах семьи от полного устранения до вмешательства по мелочам [3, с. 226]. Сопротивляемость к конфликтным ситуациям и внешним влиянием увеличивается, если супругам характерна постоянность образа общения.
Перспектива брачного союза подразумевает, что межэтнические супружеские отношения определяются в динамике достижения ближайших и далеких целей, они предвидят удовлетворение от решения существующих вопросов и признают успех своих отношений, дающий чувство стабильности, защищенности и уверенности в завтрашнем дне. Суть сохранения стабильного брака состоит в том, что супруги рассматривают такие отношения как социальную микросреду, создающую некоторые привилегии для приспосабливания ее членов в моно / поликультурном обществе.
Хорошие перспективы брака психологически зависит от взаимопонимания, принятия и одобрения супругами межэтнических отличий; любви к родным детям, рожденным в межэтническом браке и имеющим признаки межэтнического происхождения, например, внешность; высокую адаптивность семьи в социуме, включая построение карьеры, работу, образование, дружеские связи [2, с. 214].
В России число межэтнических супружеских союзов растет, что позволяет говорить о межэтнических браках как о показателе благополучия общества и присутствия толерантности.
Список литературы:
1. Бурова С.Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии [Текст] / С.Н. Бурова. - Минск: Право и экономика, 2014. -444 с.
2. Коваль Н.А. Психология семьи и семейной дезадаптивности [Текст] / Н.А. Коваль, Е.А. Калинина. - М.: Норма, 2012. - 351 с.
3. Сатир В. Психотерапия семьи [Текст] / В. Сатир. - СПб.: Речь, 2013. -288 с.
4. Сусоклов О.А. Этносоциология [Текст] / О. А. Сусоклов. - М.: Аспект-Пресс, 2012. - 271 с.
5. Протодиакон Андрей Кураев. Межнациональные и межрелигиозные браки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: russned.ru/obschestvo/mezh-mcюmlnye-i-mezhreligюznye-braki. - Загл. с экрана.
6. Сизоненко З.Л. Межнациональная семья в крупном городе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2007-02Zsizonenko.pdf - Загл. с экрана.