сация чувства одиночества», «бегство от родителей».
В заключение можно сказать, что проведенный среди студентов Института педагогики и социальной работы ТГУ им. Г.Р. Державина опрос может дать основания для проведения просветительской работы по вопросам планирования семьи. Опрос показал, что эти проблемы важны для юношей и девушек, и поэтому в дальнейшем в своей работе необходимо ориентироваться на их мнение, учитывать его.
Анализ результатов нашего исследования приводит к выводу о необходимости создания программы психологического сопровождения партнеров на добрачном этапе и в первые три года совместной жизни.
1. Перман Д., Пепло Л. Э. Лабиринты одиночества. М., 1989.
2. Михеева А.Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты. Новосибирск, 2001.
3. Терехин В.А. Криченко Е.В. Психологические аспекты качества семейно-брачных отношений // Прикл. психол. 1999. № 5. С. 63-74.
4. Сермягина О. С. Эмоциональные отношения в семье. Социально-психологическое исследование. Кишинев, 1991.
5. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М., 1983.
6. Навайтис Г.А. Муж, жена и... психолог. М., 1995.
7. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психол. журн. 1981. № 6. С. 98-101.
8. Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988.
9. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М., 1988.
Поступила в редакцию 30.10.2008 г.
Kamneva N.A. Marriage motivations and their impact on conflict situations in future young families. The article discusses the results of the survey of young families conducted and administered by the Office of Vital Records in collaboration with psychologists of the Center of Family Planning. According to data received from this social and psychological survey, there are conflicts in monogamous marriage. Data on marriage satisfaction in functional families show inability of young families to realize leading marriage motives.
Key words: young family, conflict situations in young families, marriage motivations, structure of motives, social and economical aspects of a small family formation.
УДК 301.085:15
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ УСТОЙЧИВОСТИ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО БРАКА
© Р.А. Багарян
В статье раскрываются признаки устойчивости межэтнического брака, функции данного брака, а также психологические детерминанты, влияющие на устойчивость и стабильность супружеских отношений.
Ключевые слова: межэтнический брак, функции брака, устойчивость межэтнического брака, по-ликультурная среда, психологические детерминанты межэтнического брака.
Устойчивость межэтнического брака понимается нами как сохранение перспективы развития супружеских отношений между представителями разных этносов, которые возникли на прагматической, конструктивистской и/или онтологической основе, успешно преодолевают базальные основания для его прекращения и устраняют этнически обусловленные препятствия для удовлетворения взаимных потребностей супругов.
Психологические характеристики устойчивости межэтнического брака включают в себя как особенности устойчивости семьи в целом, так и специфические особенности межэтнического брака. Это означает, что устойчивый межэтнический брак характеризуется, с одной стороны, некоторыми общими признаками удачного брачного союза, а с другой - определяется специфическими обстоятельствами, связанными с межэтническими отношениями [1-7].
Рассмотрим признаки устойчивого межэтнического брака. К ним можно отнести: развитие функций, преодоление кризисов, достижение гармонии, распределение ролей, идентификацию личности, респонсивность реакций, удовлетворенность прошлым, перспективу будущего.
Охарактеризуем кратко выделенные признаки. Развитие функций межэтнической семьи означает ее готовность к решению новых задач, возникающих в процессе семейной жизни супругов, принадлежащих к разным этносам. Данные задачи требуют не только новых социальных умений, но обобщения уже имеющегося опыта семейного взаимодействия, а также поиска выхода из возникающих сложных ситуаций, обусловленных межэтническими различиями. Развиваются такие функции межэтнической семьи, как репродуктивная, защитная, взаимодополняющая, экономическая, эмпатийная, рекреативная, регулятивная.
Развитие функций межэтнической семьи связано с преодолением кризисов (М.А. Зей-тунян), т. е. такого обострения внутрисемейных противоречий, когда либо изменяется ситуация, либо распадается семья. По своему содержанию семейные кризисы бывают материально-экономические, идейно-ценностные и интимно-физиологические. Каждый из этих видов может проявляться как отдельно, так и комплексно, но все они имеют социокультурное основание, обусловленное этническими особенностями супругов (источник и объем материальных ценностей в семье, традиционные уклады жизни, количество детей и их воспитания и т. п.)
Для устойчивого брака характерно достижение гармонии между супругами. Это предполагает, с одной стороны, развитие толерантного отношения к этническим особенностям друг друга, а с другой - принятие взаимных требований. Гармонизация супружеских отношений в отличие от уподобления супругов друг другу означает их «созвучие», когда «голос» каждого из супругов сохраняет свою идентичность и, одновременно, оба «голоса» образуют стройный консонанс. В межэтническом браке гармонизуются традиции и ритуалы, социокультурные предпочтения, религиозное и секулярное мировоззрение, семейные ролиформы распределения благ в семье и др.
Гармонизация отношений неразрывно связана с распределением ролей супругов в семье. Роли представляют собой набор таких поведенческих обязательств, ожиданий и действий, которые соответствуют распределению силы, власти и влияния в семейной среде, являясь «осями», на которых «вращается» быт в межэтническом браке. В соответствии с этим можно выделить следующие характеристики семейных ролей: ответственность, подчинение, наступление, отступление, принуждение, исполнение. Приведенные характеристики наиболее четко выявляют ролевые предписания в межэтническом браке, во многом определяя гендерные различия в поведении супругов.
В отличие от открыто наблюдаемого (эксплицитного) распределения ролей идентификация личности в межэтническом браке представлена имплицитно и не всегда доступна непосредственному наблюдению. На основании ранее проведенных исследований можно выделить такие типы идентификации личности, как полное / частичное сохранение собственной этнической идентификации, полное/частичное принятие этнической идентификации супруга, прямое / опосредованное требование аккультурации супруга, полная / частичная поддержка этнических особенностей супруга, сохранение/стирание межэтнических различий между супругами. Приведенные типы идентификации личности в супружеской паре по-разному способствуют устойчивости брачных отношений. При этом как сохранение, так и стирание межэтнических различий между супругами может характеризовать устойчивость брака.
Анализ исследований позволяет полагать, что на устойчивость межэтнического брака влияет не столько межэтническая идентификация супругов, сколько респон-сивность супружеских реакций. Подобные реакции «отзывчивости» оказываются наиболее благоприятными для установления внутрисемейного диалога между супругами. Их можно рассматривать как существенный показатель раппорта в межэтнических семейных отношениях. Респонсивные реакции означают, что супруги, представляющие разные этносы, замечают состояние друг друга, учитывают особенности настроения, улавливают невысказанные желания, синхронизируют свое поведение, подавляют в себе
несанкционированные действия. Респонсив-ность реакций, таким образом, является, с одной стороны, признаком, а с другой - условием сближения супругов в межэтническом браке.
Положительный опыт супружеских отношений в межэтническом браке способствует формированию у супругов чувства удовлетворенности прошлым в их семейной жизни. Как давнее, так и недавнее удачное прошлое семьи можно рассматривать как показатель устойчивости межэтнического брака. Удовлетворенность прошлым может быть обусловлена взаимопониманием межэтнических различий, рождением детей, решением материальных проблем, опытом преодоления невзгод, аккультурацией в этносе. Эти признаки подтверждают, что удовлетворенность прошлым возникает под влиянием как специфических особенностей межэтнического брака, так и в результате успешного функционирования семьи в целом.
Еще одним признаком устойчивого межэтнического брака можно считать перспективу будущего. Аналогично удовлетворенности прошлым перспектива будущего в межэтническом брачном союзе включает как специфические, так и общие особенности устойчивых супружеских отношений. К ним можно отнести перспективное видение супругами проживания в другом этносе, гармонизации межэтнических различий, функционирования межэтнических семейных отношений, межэтнического воспитания детей, материальной стабильности брака. Отмеченные составляющие перспективы будущего существенны для понимания устойчивости межэтнического брака во времени.
Таким образом, признаки устойчивости межэтнического брака можно обнаружить в его функциональности, преодолении кризисов, достижении гармонии, распределении ролей, идентификации личности, респонсив-ности супружеских реакций, удовлетворенности прошлым и перспективе будущего. Каждый из этих признаков, в свою очередь, может быть представлен соответствующими показателями.
В психологических исследованиях делаются многочисленные попытки выявить детерминанты, которые могут в большей или меньшей мере повлиять на устойчивость брака, включая межэтнические (Е.И. Арта-
монова, Е.В. Боканова, В.Н. Дружинин, Д.В. Баранова).
К важнейшей группе детерминантов устойчивости межэтнической семьи относится сходство в направленности личности супругов, включая ценности, идеалы, цели и нравственные установки. Ценностные ориентации супругов в межэтническом браке могут не совпадать, что часто бывает обусловлено этническими традициями. Совпадение таких ценностей, как дети, их пол и количество в семье, доминирование мужа над женой в управлении семейными делами, гендерные роли в материальном обеспечении семьи, отношения между поколениями и уважение к старшим оказывается важным фактором устойчивости межэтнической семьи. Не менее значимым фактором можно считать совпадение идеалов у супругов, состоящих в межэтническом браке. Потенциальная угроза устойчивости такому браку возникает из-за того, что супруги по-разному воспринимают идеальный семейный союз, уровень жизни и показатели успешности семьи. Супруги могут отличаться друг от друга целями. Такие цели жены, как образование, карьера, экономическая самостоятельность и денежное превосходство над мужем могут нарушать некоторые этнические традиции. Не менее существенны нравственные установки в разрешении проблем, обусловленных особенностями этноса. Так, в разрешении проблем может отводиться разное место родителям, жене, мужу, а также их ближайшим родственникам, которые могут претендовать на традиционное влияние в принятии важных для семьи решений. Сходство ценностей, идеалов, целей и способов разрешения проблем важно, но недостаточно для понимания факторов устойчивости межэтнического брака.
К другой группе детерминантов устойчивости межэтнического брака можно отнести резистентность (сопротивляемость) конфликтным ситуациям и к внешним воздействиям на межэтническую семью. Резистентность в конфликтных ситуациях во многом проявляется в эмоциональной устойчивости хотя бы одного из супругов. Это нередко бывает обусловлено этническими традициями эмоциональной экспрессии / сдержанности, когда невозмутимость, например, как черта личности в разных относах приветствуется или осуждается. Не менее важна
резистентность к внешним воздействиям «расширенной семьи» (близких и дальних родственников, а также друзей разного этнического происхождения) на отношения супругов, состоящих в межэтническом браке. Этнические традиции обусловливают не только разное «право голоса» родственников и друзей в разрешении семейных проблем, но и регулируют степень их участия в делах семьи от полного устранения до вмешательства по мелочам.
Резистентность к конфликтным ситуациям и внешним воздействиям повышается, если супругам свойственна константность стиля общения. Именно поэтому третья группа детерминантов устойчивости межэтнического брака включает стили супружеского общения, такие как лидирующий, сотрудничающий, уступающий.
Лидирующий стиль общения может быть обусловлен гендерными традициями этноса, закрепляя его за мужчиной или разрешая лидерство / ответственность супругам в зависимости от их личностных особенностей. Сотрудничающий стиль также зависит от этнических ожиданий, нередко регламентируя отношения между супругами в разных видах деятельности, например, в уходе за новорожденными детьми или в домашних делах. Характер сотрудничества обычно бывает связан с уступающим стилем общения супругов в межэтническом браке, когда один из них несамостоятелен в принятии решений. Этнические традиции допускают уступчивость в браке по психологическому (сила характера), гендерному (женщина зависит от мужа), а также экономическому признаку (уступает тот, кто приносит в семью меньше дохода). Расхождение в стиле отношений между супругами может осложнять супружеские отношения, но не разрушать мотивацию сохранения и укрепления брачного союза.
На устойчивость межэтнического брака влияет группа детерминантов, которые мотивируют сохранение и укрепление брачного союза, включая взаимную любовь, детей, опыт совместной жизни. Взаимная любовь в межэтническом браке нередко мотивирована отношениями с представителями иного этноса, желанием иметь детей от смешанного брака, продолжать иные этнические традиции. Это означает, что решение вступить в межэтнический брак во многих случаях является
осознанным и имеет внутреннюю мотивацию, когда мотив создания межэтнического брака «сдвигается» на цель иметь супруга / супругу иного этноса, воспитывать общих детей смешанного этнического происхождения и участвовать в реализации иных культурных устоев. Мотивация сохранения брачного союза неотделима от его перспективности.
Устойчивость межэтнического брака зависит от группы детерминантов сохранения перспективы брачного союза, его смысла и успешности. Перспектива брачного союза означает, что межэтнические супружеские отношения рассматриваются супругами в динамике достижения близких и отдаленных целей, они предвидят удовлетворение от решения возможных проблем и признают преимущества своего брака, который дает им ощущение надежности, защищенности и уверенности в будущем. Смысл сохранения устойчивого межэтнического брачного союза заключается в том, что супруги рассматривают такой брак как социальную микросреду, создающую преимущества для адаптации ее членов в моно / поликультурном социуме. Успешность межэтнического брака представляет собой субъективную оценку супругами эффективности их брачного союза как ресурса построения семьи, рождения и воспитания детей, материальной обеспеченности, культурного развития и адаптивности в социуме. Иными словами, межэтнический брак оценивается как успешный, если брачный союз представителей разных этносов не только не является препятствием к эффективному функционированию семьи, но даже создает преимущества, особенно в поликуль-турном социуме.
Для более четкого выделения психологических факторов успешности межэтнического брака был проведен факторный анализ данных, полученных с помощью специально разработанного опросника, состоящего из 21 вопроса, условно поделенных на семь блоков: любовь и привязанность, материальная обеспеченность, взаимодействие в семье, межкультурный диалог, воспитание детей, адаптация в социуме, связь поколений. Результаты анализа после вращения Уапшах показали, что выделенные факторы не соответствовали ранее организованным блокам вопросов. Всего было выявлено три интерпретируемых фактора: межэтническое
взаимопонимание супругов, межэтническое происхождение детей, межэтнические преимущества брака. Из выделенных факторов следует, что успешность брака психологически зависит от взаимного понимания, принятия и одобрения супругами межэтнических различий друг друга; любви к собственным детям, рожденным в межэтническом браке и имеющим признаки межэтнического происхождения, например, внешность; высокую адаптивность семьи в социуме, включая трудоустройство, карьеру, образование, уровень жизни, формальные и дружеские связи.
В целом, исследованные детерминанты и факторы создали необходимую теоретическую основу для экспериментального изучения социально-психологических условий устойчивости межэтнического брака.
1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.
2. Витек К. Проблемы супружеского благополучия / пер. с чешск. М., 1988.
3. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
4. Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1987.
5. Коваль Н.А., Калинина Е.А. Психология и семейной дезадаптивности. Тамбов, 2007.
6. Кон И. С. Этнография родительства. М., 2000.
7. Сатир В. Психотерапия семьи. СПб., 2000.
Поступила в редакцию 11.01.2009 г.
Bagaryan R.A. Social psychological features of reliable interethnic marriage. The article aims to investigate the features of a reliable interethnic marriage, its functions, and psychological determinants affecting steadiness and stability of marital relations.
Key words: interethnic marriage, functions of marriage, reliability of interethnic marriage, multicultural medium, psychological determinants of interethnic marriage.