Научная статья на тему 'Межэтнический брак: концептуализация понятия'

Межэтнический брак: концептуализация понятия Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5630
783
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ БРАК / БРАЧНЫЙ ВЫБОР / ТИПЫ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ БРАКОВ / INTERETHNIC MARRIAGE / MARRIAGE CHOICE / TYPES OF INTER-ETHNIC MARRIAGES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Макарова Ирина Александровна

В статье изложен краткий дискурс межэтнических браков. Автор обращает внимание на работы учёных, занимающихся заявленной проблемой, выделяет основные элементы в структуре межэтнического брака.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interethnic marriage: conceptualization concepts

The article contains a brief discourse of interethnic marriages. Draws attention to the work of the scientists involved in the stated problem, outlines key elements in the structure of inter-ethnic marriage.

Текст научной работы на тему «Межэтнический брак: концептуализация понятия»

7. Federal'naja programma "Reformirovanie gosudarstvennoj sluzhby Rossijskoj Federatsii (20032005 god)", utv. Ukazom Prezidenta RF ot 19 nojabrja 2002 g. № 1336. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy "Konsul'tantPljus".

И. А. Макарова

межэтнический брак: концептуализация понятия

В статье изложен краткий дискурс межэтнических браков. Автор обращает внимание на работы учёных, занимающихся заявленной проблемой, выделяет основные элементы в структуре межэтнического брака.

ключевые слова: межэтнический брак, брачный выбор, типы межэтнических браков.

I. Makarova

Interethnic marriage: conceptualization concepts

The article contains a brief discourse of interethnic marriages. Draws attention to the work of the scientists involved in the stated problem, outlines key elements in the structure of inter-ethnic marriage.

Keywords: interethnic marriage, marriage choice, types of inter-ethnic marriages.

Проблема межэтнических отношений имеет глубокие социальные корни и обусловлена рядом социальных, психологических, исторических, религиозных и конфессиональных причин. Поэтому понимание внутренней сущности названного социального явления требует интерпретации главного значения основного понятия. Проанализируем смысловое определение понятия «межэтнический брак».

Анализ литературы показал, что межэтнические браки были исследованы Ю. В. Ару-тюняном, Л. М. Дробижевой и др. Проблему межэтнических браков, их связи с ценностными ориентациями супругов рассматривали такие ученые, как А. Г. Здравомыслов, Л. А. Делова и др.

Сформулированные А. Г. Харчевым дефиниции брака вошли во все отечественные справочные издания как общего, так и специального характера, приводятся во всех

базовых отечественных учебниках социологии. «Брак — великий момент, когда два существа в силу взаимной привязанности и уважения, принимают на себя обязанность жить вместе, нести тяготы жизни и разделить общую участь» [9, с. 88].

В энциклопедии А. А. Грицанова: брак — в широком смысле — социально организованные отношения между мужчиной и женщиной. В узком смысле брак представляет гражданское состояние мужчины и женщины, их союз для образования семьи, рождения детей [3, с. 136].

Основанием брака выступает брачный выбор, который определяет брачных партнеров и образовывает супружеский союз. Брачный выбор — личностно-индивидуаль-ный процесс подбора альтернативных вариантов предполагаемых, подходящих брачных претендентов. Под брачным выбором понимается процесс, в результате которого

из совокупности (пространства) возможных выборов брачного партнера так или иначе, тем или иным способом отбирается тот, в каждом данном конкретном случае, единственный партнер (партнерша), который (которая) и становится мужем (женой) или тем, с кем «живут вместе». Процесс брачного отбора исторически конкретен, он зависит от экономических, социальных, социокультурных и других условий, существующих в обществе. В результате он завершается тем, что человек находит того единственного, как он думает, «другого», с которым он хочет и может соединить свою жизнь и вступить в брак [1, с. 24].

Существуют различные критерии брачного выбора (социальный статус, образование, взаимная симпатия и др.). Интересным и содержательным представляется критерий брачного выбора по этническому признаку, когда в качестве брачного партнера выступает представитель другого этноса. На основании этого в обществе имеет место такая форма брака, как межэтнический брак, при котором брачные партнеры принадлежат к разным этническим группам.

В работе В. Н. Галяпиной дается следующее определение межэтнического брака: «межэтнический брак представляет собой особый тип семьи, поскольку супруги в ней являются представителями разных этносов» [1, с. 44].

Несколько иной подход представлен в энциклопедии Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, где под межэтническими браками подразумеваются браки, заключаемые между лицами разных исповеданий — как христианских, так и иноверных. Таким образом, делается упор не на различие этносов, а на религиозный аспект [11, с. 125].

Г. С. Махарова называет межэтническим браком супружеский союз представителей двух национальностей. Схожее определение дает С. В. Корнеева: «межнациональный брак — брак, при котором брачные партнеры принадлежат к разным национальным группам» [4, с. 63].

Несмотря на множество дефиниций, данных различными авторами понятию «межнациональные браки», «национально-смешанные браки», «этнически-смешанные», «межкультурные браки», очевидно, что для нас это синонимы, выражающие супружеский союз представителей двух этносов.

Межэтнические браки не являются единичным явлением на конкретной территории и в конкретных этносах, они представлены по всему миру.

Проведенный В. Н. Галяпиной анализ научной литературы позволил выделить пять типов межэтнических браков [3, с. 59].

К первому типу относятся браки, состоящие из представителей так называемых «родственных» народов, имеющих близкие культуры, традиции, языки (например, абхазы и адыгейцы, абазины и черкесы, русские и украинцы).

Второй тип межэтнических браков формируется из представителей «неродственных» национальностей, например, народов Кавказа и славянских народов.

Третий тип представлен «неродственными» народами, исповедующими общую религию: например, осетины и русские, татары и дагестанцы.

Четвертый тип межэтнического брака складывается из представителей «родственных» народов, исповедующих разные религии: например, абхазы христиане и адыгейцы мусульмане.

Пятый тип включает в себя представителей одного народа, исповедующих разные религии: осетины-христиане и осетины-мусульмане.

Таким образом, супруги в межэтническом браке могут принадлежать к родственным и неродственным народам (абхазы и адыгейцы, чеченцы и русские), могут исповедовать общую и разную религию (русские и грузины, татары и дагестанцы), могут принадлежать к одному и тому же народу и исповедовать разные религии (осетины-христиане и осетины-мусульмане).

В социальной энциклопедии под ред. А. П. Горкина выделяют пять основных групп межэтнических браков, наиболее распространенных в России:

1) пары, где один из супругов основной национальности данного региона, а другой — русский;

2) один из супругов основной национальности, другой — любой иной национальности, кроме русской;

3) украино-русские пары, выделяемые как наиболее распространенные;

4) пары, включающие русских и представителей других национальностей;

5) любое сочетание представителей других национальностей [7, с. 85].

Религиозный фактор в некоторых ситуациях — главенствующий показатель. Различия в веровании, в религиозном сознании и в установках заложены в супружеских отношениях, и их проявления зависят от степени религиозности супругов, от внутреннего состояния веры каждого из них, насколько она важна для них. Например, в «Своде законов Российской империи» прямо указывалось на то, что «лицам православного и римско-католического исповеданий запрещалось вступать в брак с нехристианами». Протоиерей Владимир пишет следующее: «Смешанным на церковном языке называется такой брак, который заключили между собой супруги разной веры. Диапазон здесь большой — от разных направлений внутри самого христианства до совершенно других религий, например, брак между православным и мусульманкой. Вопрос этот не новый и известен в христианстве уже с глубокой древности. Различие религии жениха и невесты считалось недопустимым... и ожидать полного духовного единения супругов разных вероисповеданий просто невозможно., церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных. т. к. всегда уважала свободный выбор людей. Все остальное за-

висит от искренности веры и настроения супругов» [2]. Хайдар Шах Хайял: «Хочу сказать, что ислам приветствует межэтнические браки. Сам пророк Мухаммед стал примером для подражания всех народов. Чтобы покончить с национальной ненавистью, он взял в жены дочь царя евреев. А чтобы покончить с апартеидом, он взял в жены представительницу негроидной расы... . Брак с целью создания семьи — это не только наш общегражданский долг, но и божественная миссия, целью которой является рождение детей, их духовное и нравственное воспитание и образование. Если такой союз состоится между представителями двух разных народов, с разными обычаями, с разным менталитетом, то в результате таких браков (союзов) между людьми возникает диалог культур и традиций» [10]. Итак, рассматривая религию в качестве удовлетворения духовной потребности личности, следования религиозным традициям, все это необходимо учитывать супругам в межэтническом брачном союзе.

В исследованиях возникновения межэтнического брака выделяют прагматическую, конструктивистскую и онтологическую концепцию.

Прагматическая концепция межэтнического брака предполагает, что объяснение его возникновения кроется в оценке качества супруга, принадлежащего к иной этнической группе. Данная концепция опирается на тот факт, что все женихи и невесты строго упорядочены по шкале «качества», в которой учитываются все основные их характеристики (доход, образование, религиозная принадлежность и т. д.). Выбор по сходству является наиболее оптимальным, когда признаки являются взаимозаменяющими.

Конструктивистская концепция возникновения межэтнического брака пытается объяснить его социально-психологической интеграцией этнических групп в полиэтническом регионе. Дж. Берри рассматривает интеграцию в качестве одной из стратегий аккультурации, когда каждая из взаимодей-

ствующих групп и их представители сохраняют свою культуру, но одновременно устанавливают тесные контакты между собой, что лежит в основе межэтнического брака. Чем комфортнее межнациональное общение и чем терпимее отношение людей к состоянию межнациональных отношений в полиэтническом государстве, тем больше в нем людей, одобряющих и заключающих межэтнические браки.

Онтологическая концепция, объясняющая возникновение межэтнических браков, исходит из межличностной аттракции, в основе которой лежит влечение к представителю другого этноса. Ю. В. Арутюнян пишет: «Суть онтологического подхода такова: основная функция этноса в современном мире состоит в «информационной защите» от нестабильности и неопределенности жизни; такая информационная защита нужна человеку вследствие ограниченности информационных возможностей. Свою функцию этнос выполняет путем поддержания культурной традиции, т. е. путем воспроизводства в новых поколениях тех

ценностей, символов, правил поведения, которые он выработал за многие столетия адаптации к природной и социальной среде» [3, с. 75]. Ослабление влияния традиционных родственных и соседских связей как один из основных факторов роста межэтнической брачности отмечалось во многих работах.

Необходимо отметить, что эти концепции, по крайней мере, в отношении межнациональных браков, нельзя рассматривать как альтернативные в строгом смысле слова. Онтологическая концепция имеет более общий характер и объясняет более широкий круг фактов. Конструктивистская концепция объясняет некоторые частные механизмы, действующие в основном в этносах, обладающих ослабленной «внутренней структурой». Однако она не способна объяснить многих хорошо известных исследователям фундаментальных фактов и закономерностей без привнесения множества произвольных и непроверяемых допущений, подобранных специально для объяснения того или иного конкретного факта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Багарян Р. А. Социально-психологические условия устойчивости межэтнического брака: Ав-тореф. дис. ... канд. психол. наук. Тамбов , 2009. С. 18.

2. Башкиров В. (прот). О смешанных браках [Электронный ресурс] / В. Башкиров. Режим доступа: http://minds.by/article/20.html. Загл. с экрана.

3. Делова Л. А. Социокультурные факторы межэтнической брачности: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Майкоп, 2001. С. 11.

4. Корнеева С. В. Межнациональные браки с иностранным партнером в современных условиях российского общества: Социологический анализ: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2006. С. 16.

5. Попова Л. Н. Общее и особенное в национально-смешанных браках: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Якутск, 2000. С. 24.

6. Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов [и др.]. Минск: Книжный Дом, 2003. С. 136.

7. Социальная энциклопедия / Под ред. А. П. Горкина [и др.]. М.: Большая рос. энцикл., 2000. 438 с.

8. Социологический словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.socium.info/dict. html.

9. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования: Дис. ... д-ра филос. наук. Л., 1963. С. 88.

10. Хайдар Шах Хайял «Афган» [Электронный ресурс] / Хайдар Шах Хайял. Режим доступа: http://www.afghandiaspora.ru/admin/FCKeditor/userfiles/file/haidar_shah2.pdf. — Загл. с экрана.

11. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона [Электронный ресурс] / Энциклопедический словарь — Режим доступа: http://www.liderknig.ru/shop/antikvarnye-knigi/sobranija-sochinenijj/encyclopedic-dictionary-of-brockhaus-f-a-ephron-and-a-in-43-volumes. — Загл. с экрана.

references

1. Bagarjan R. A. Sotsial'no-psihologicheskie uslovija ustojchivosti mezhjetnicheskogo braka: Avtoref. ... kand. psihol. nauk. Tambov, 2009. S. 18.

2. Bashkirov V. (prot). O smeshannyh brakah [Elektronnyj resurs] / V. Bashkirov. Rezhim dostupa: http://minds.by/article/20.html. Zagl. s ekrana.

3. Delova L. A. Sotsiokul'turnye faktory mezhjetnicheskoj brachnosti: Avtoref. ... kand. sots. nauk. Majkop, 2001. S. 11.

4. Korneeva S. V. Mezhnatsional'nye braki s inostrannym partnerom v sovremennyh uslovijah rossi-jskogo obshchestva: Sotsiologicheskij analiz: Avtoref. ... kand. sots. nauk. M., 2006. S. 16.

5. Popova L. N. Obshchee i osobennoe v natsional'no-smeshannyh brakah: Avtoref. ... kand. filos. nauk. Jakutsk, 2000. S. 24.

6. Sotsiologija: Entsiklopedija / Sost. A. A. Gritsanov [i dr.]. Minsk: Kn. Dom, 2003. S. 136.

7. Sotsial'naja entsiklopedija / Pod red. A. P. Gorkina [i dr.]. M.: bol'shaja ros. entsikl., 2000. 438 s.

8. Sotsiologicheskij slovar' [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.socium.info/dict.html.

9. HarchevA. G. Brak i sem'ja v SSSR. Opyt sotsiologicheskogo issledovanija: dis. ... d-ra filos. nauk. L., 1963. S. 88.

10. Hajdar Shah Hajjal "Afgan" [Elektronnyj resurs]/Hajdar Shah Hajjal.- Rezhim dostupa: http://www. afghandiaspora.ru/admin/FCKeditor/userfiles/file/haidar_shah2.pdf. Zagl. s ekrana.

11. Entsiklopedicheskij slovar' F. A. Brokgauza i I. A. Efrona [Elektronnyj resurs]/ Enciklopedicheskij slovar' — Rezhim dostupa: http://www.liderknig.ru/shop/antikvarnye-knigi/sobranija-sochinenijj/en-cyclopedic-dictionary-of-brockhaus-f-a-ephron-and-a-in-43-volumes. — Zagl. s ekrana.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.