DOI 10.47576/2712-7516_2021_6_6_573 УДК 341.96
ПЕРСПЕКТИВЫ КООРДИНАЦИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
Шугуров Марк Владимирович,
доктор философских наук, доцент, профессор кафедры международного права, Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов, Россия, е-mail: [email protected]
В статье проанализированы вопросы, связанные с новым этапом развития права интеллектуальной собственности ЕАЭС в условиях цифровых трансформаций. Особое внимание уделяется проблематике разработки согласованных подходов государств - членов союза к защите прав интеллектуальной собственности в цифровой среде. Отмечается, что принятие соглашения о согласовании подходов станет основой для гармонизации национальных законодательств и опорой функционирования специального механизма противодействия нарушениям прав интеллектуальной собственности в цифровой среде в трансграничном аспекте. Сформулирован вывод о необходимости разработки стратегического документа, положения которого намечали бы общий план действий государств - членов ЕАЭС по защите прав интеллектуальной собственности в цифровой среде не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.
Ключевые слова: ЕАЭС; интеллектуальная собственность; авторское право; цифровая среда; согласованные подходы; контрафакт; интеллектуальное пиратство; право Союза; цифровые платформы.
UDC 341.96
PROSPECTS FOR THE COORDINATION OF THE PROTECTION OF INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS IN THE DIGITAL ENVIRONMENT WITHIN THE EURASIAN ECONOMIC UNION
Shugurov Mark Vladimirovich,
Doctor of Philosophy, Associate Professor, Professor of the Department of International Law, Saratov State Law Academy, Saratov, Russia, e-mail: [email protected]
The article analyzes issues related to a new stage in the development of intellectual property rights in the EAEU in the context of digital transformations. Particular attention is paid to the development of coordinated approaches of the member states of the Union to the protection of intellectual property rights in the digital environment. It is noted that the adoption of an agreement on the harmonization of approaches will become the basis for the harmonization of national legislation and support the functioning of a special mechanism for countering violations of intellectual property rights in the digital environment in the cross-border aspect. A conclusion was formulated on the need to develop a strategic document, the provisions of which would outline a general plan of action for the EAEU member states to protect intellectual property rights in the digital environment, not only in the domestic but also in the external market.
Keywords: EAEU; intellectual property; Copyright; digital environment; agreed approaches; counterfeit; intellectual piracy; Union law; digital platforms.
В настоящее время в пространстве Интернета в целом и цифровых платформ в частности не только происходит беспрецедентное увеличение оборота различных объектов
интеллектуальной собственности, которые охраняются в рамках авторского права и смежных прав, а также права промышленной собственности, но и сформировалась
практика нарушения исключительных прав. Поэтому на фоне осмысления направлений модернизации права интеллектуальной собственности [1; 2] внимание исследователей сосредоточено на вопросах повышении эффективности их защиты в цифровой среде [3; 4]. Одновременно с этим перед законодателем возникла задача по переходу к более сбалансированной модели права интеллектуальной собственности, определяемой, например, установлением расширенного режима использования технических средств защиты, а также пересмотром режимов исключений и ограничений.
Возможности, открываемые для развития права интеллектуальной собственности на основе использования цифровых технологий, а также риски возникновения новых видов нарушений моральных и материальных прав интеллектуальной собственности в цифровой среде, весьма актуальны для Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и его государств-членов. Во многом это вызвано тем, что здесь активно происходит цифровая трансформация экономики и общества. Ввиду того что во всем мире реализуется закономерность повышения значимости интеллектуальной собственности как таковой в цифровой экономике, возникают все основания для формирования повестки союза применительно к проблематике защиты прав интеллектуальной собственности не только как в онлайновой, но и в оффлайновой среде. Согласно ч. 2 ст. 89 Договора о ЕАЭС защита прав интеллектуальной собственности в Интернете отнесена к одному из ключевых направлений интеграционного сотрудничества государств-членов в сфере интеллектуальной собственности [5]. Это предполагает выработку и проведение согласованной отраслевой правовой политики. Поэтому целью статьи выступает обоснование необходимости и выявление перспектив выработки и реализации скоординированной политики государств-членов по защите прав интеллектуальной собственности в сети Интернет.
Опыт Европейского союза (ЕС) демонстрирует тот факт, что составной частью интеграционной цифровой повестки стали вопросы, связанные с направлениями адаптации права интеллектуальной собственности к цифровой среде на основе обновленной парадигмы баланса прав и интересов всех
заинтересованных субъектов рынка. Базовым ориентиром, задающим направления модернизации права интеллектуальной собственности применительно к условиям цифровой среды, стали Стратегия Единого цифрового рынка 2015 г., а также положения иных документов, принятых в развитие ее положений. К существенному достижению наднационального законодательства следует отнести Директиву 2019/790/EU об авторском праве и смежных правах на Едином цифровом рынке. Ее положения гибким образом модернизируют стандарты защиты авторских и смежных прав с одновременным беспрецедентным расширением перечня ограничений авторского права и исключений из него на Едином цифровом рынке.
В рамках ЕАЭС общие контуры взаимодействия государств-членов по вопросам прав интеллектуальной собственности с учетом процессов цифровой трансформации нашли свое преломление в таком документе, как Заявление о цифровой повестке 2017 г. В качестве условий формирования и дальнейшего осуществления общей цифровой повестки, среди прочего, была выделена подготовка предложений и обмен опытом в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. В сущности, в перспективном плане речь шла о сопряжении Цифровой повестки союза и повестки в сфере интеллектуальной собственности.
На сегодняшний день в рамках интеграционного объединения государств сформировалось региональное право интеллектуальной собственности, образуемое не только положениями учредительного Договора и Протокола № 26 к нему, но и положениями иных отраслевых договоров (Договор о координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности 2015 г., Соглашение о порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе 2017 г., Договор о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза 2020 г.). Вполне обоснованно полагать, что дальнейшие векторы его системного развития будут заданы интеграционной стратегией цифровых трансформаций. В разделе 2 «Цифровая трансформация отраслей экономики и кросс-отраслевая трансформация» Основных направлений
реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 г. можно видеть выделение таких факторов развития цифровой экономики, как формирование и функционирование развитие цифровых платформ и экосистем, создание благоприятной среды для цифровых инноваций, поддержка цифровых стартапов и т. д. [6] Не вызывает сомнения, что элементом данного рода благоприятной среды является современное право интеллектуальной собственности, а также соответствующая система, обеспечивающая функционирование исключительных прав на основе использования новейших технологий и методов, например технологии блокчейн.
Начало практической реализации данного направления следует датировать 2020 г. Это вызвано тем, что в Направлении № 5 «Формирование цифрового пространства Союза, цифровых инфраструктур и экосистем» Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 г. [7] выражено намерение придать сфе -ре интеллектуальной собственности цифровой формат. В п. 5.5 указано на последовательную цифровую трансформацию сферы интеллектуальной собственности в рамках союза. Не менее важное значение имеет второе поднаправление, а именно выработка согласованных подходов в сфере борьбы с прав интеллектуальной собственности в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В сущности, намеченные векторы дальнейшего сотрудничества ставят новые задачи перед Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и функционирующим при ней Консультативным комитетом по интеллектуальной собственности. В рамках десятого заседания Комитета в центре внимания его участников была вовлечена тематика механизмов противодействия нарушениями соответствующих прав в сети Интернет как в государствах - членах, так и в зарубежных странах [8]. На заседании была высказана поддержка инициативы ЕЭК по формированию в рамках Союза согласованных подходов. Согласно п. 120 «Об основных подходах по борьбе с нарушениями прав на объекты интеллектуальной собственности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"» повестки заседаний Коллегии ЕЭК
была запланирована разработка специальной рекомендации по этой проблематике [9].
Одна из причин активного формирования нового направления сотрудничества в сфере зашиты прав интеллектуальной собственности - необходимость развития интернет-торговли. ЕАЭС, так же как и ЕС, столкнулся с возрастанием объемов кон-трафакта и интеллектуального пиратства в ситуации ускоренного развития электронной торговли в условиях пандемии. В 2020 г. только на территории России была осуществлена блокировка доступа к почти 27 тыс. сайтов, на которых осуществлялась электронная торговля с нарушением прав интеллектуальной собственности. Поэтому вполне закономерно, что в поле внимания ЕЭК и государств-членов стали входить вопросы, связанные с необходимостью разработки более действенных мер по защите прав интеллектуальной собственности в среде онлайн на внутреннем рынке союза, в котором динамичным образом развивается сектор электронной торговли. В сотрудничество должны быть вовлечены не только уполномоченные органы, но и все заинтересованные стороны - потребители, правообладатели, бизнес, цифровые платформы. Такой подход реализуется в ЕС, и он доказал свою эффективность. В настоящее время к одному из критериев цивилизованного характера рынка электронной торговли относится высокий уровень защищенности прав интеллектуальной собственности. В свою очередь столь же цивилизованным должен быть и цифровой рынок самих прав интеллектуальной собственности, все более развивающийся при опоре на цифровые платформенные решения.
Результатом актуализации данного ряда вопросов стало принятие рекомендации коллегии ЕЭК «Об основных подходах при осуществлении деятельности по защите прав на объекты интеллектуальной собственности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в государствах - членах Евразийского экономического союза» [10]. Ее положения намечают меры и инициативы, которые могут привести к формированию полноценного механизма защиты, который будет противодействовать повсеместным нарушениям. В документе приведен достаточно внушительный пере-
чень средств и механизмов, а также целый ряд процедур, таких как процедуры по ограничению в судебном порядке доступа к информационным ресурсам, функционирующих с нарушением прав интеллектуальной собственности в сети Интернет; процедуры досудебного урегулирования споров, нацеленные на предотвращение и прекращение нарушений исключительных прав и т. д. Обращает на себя внимание упоминание такой меры, как организация информационного взаимодействия между правообладателями, представителями уполномоченных органов и интернет-платформами.
Не следует думать, что ЕЭК осуществляет мониторинг лишь законодательных мер и правоприменительных механизмов, используемых в зарубежных правопорядках. В рамках реализации ст. 4 Договора о координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности 2015 г. она предпринимает сбор и обобщение информации, в том числе о состоянии и результатах соответствующей правоприменительной практики в государствах-членах [11]. В подготовленных Комиссией ежегодных отчетах за период с 2016 по 2020 г. можно видеть выделение фактора, связанного со стремительным развитием цифровых технологий и одновременно оказывающего воздействие не только на рост рынков электронной торговли, но и приводящего к их использованию для предложения и сбыта контрафактных товаров. На этой основе сделан вывод о необходимости «формирования новых эффективных инструментов выявления и противодействия нарушениям прав на объекты интеллектуальной собственности в информационно-телекоммуникационной сети Интернет» [12, с. 4].
В обобщенном виде на территории ЕАЭС на долю нарушений в области незаконного использования товарных знаков приходится 91 % всех нарушений прав интеллектуальной собственности, на долю нарушений авторских и смежных прав - 8,9 % и соответственно на долю нарушений в области патентного права - 0,1 % всех случаев нарушений. Повышенной степенью криминализированности отличается сектор реализации нелегальных аудиовизуальных произведений, фонограммам и компьютерных программ, оборот которых переместился в Интернет. В дополнение к этому произошло изменение схем ввоза и
реализации контрафактных товаров посредством использования новых инструментов электронной торговли. В этих условиях противодействие распространению пиратского контента с помощью привычных уголовных и административных мер стало неэффективным.
В отчете ЕЭК за 2020 г. отражены результаты серьезной работы по анализу состояния законодательства и правоприменительной практики государств - членов ЕАЭС в сфере борьбы с нарушениями прав интеллектуальной собственности в Интернете [13, с. 70-80]. На основе результатов данного анализа следует сделать вывод о том, что именно общее положение дел в законодательстве и правоприменительной практике государств-членов во многом объясняет факт отсутствия на сегодняшний день согласованных подходов. Однако при этом не следует отрицать возможные перспективы. Так, в Армении и Киргизии действующее законодательство не содержит специализированных мер противодействия нарушениям прав в среде онлайн. Однако в Армении все же в настоящее время разрабатываются новые положения закона «Об авторском праве и смежных правах», которые предусматривают ответственность физических или юридических лиц за нарушение авторского права и (или) смежных прав при предоставлении услуг хостинга и (или) передачи данных посредством сети Интернет. Законодательство Беларуси предусматривает специальные меры, ограничивающие доступ к тем интернет-ресурсам, которые нарушают права интеллектуальной собственности (ст. 511 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 427-3 «О средствах массовой информации») [14]. Сам же порядок ограничения и возобновления доступа к интернет-ресурсу регулируется специальным Положением от 3 октября 2018 г. № 8/10/6. В Беларуси предусмотрена возможность внесудебного и судебного ограничения. Однако практика осуществления указанного механизма отсутствует. Тем не менее, в разрабатываемом проекте новой Стратегии Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 20212030 гг. включены пункты о совершенствовании законодательства в области защиты прав интеллектуальной собственности в сети Интернет.
В законодательстве Республики Казахстан также можно найти специальные меры
по ограничению доступа к интернет-ресурсам, нарушающим права на объекты интеллектуальной собственности. В качестве эффективной меры по противодействию таким нарушениям выступает приостановление или блокирование работы недобросовестных интернет-ресурсов на территории Казахстана. Блокирование интернет-ресурсов осуществляется Министерством информации и общественного развития на основе порядка, предусмотренного в п. 3 ст. 13 Закона Республики Казахстан от 23 июля 1999 г. № 451-1 «О средствах массовой информации» [15].
По сравнению с остальными странами ЕАЭС в Российской Федерации в течение последних десяти лет шло формирование законодательства, которое предусматривает самые современные механизмы защиты прав интеллектуальной собственности в цифровой среде. Так, закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также иные законодательные акты предусматривают судебную процедуру блокировки доступа к незаконному контенту, а также внесудебную процедуру обращения правообладателей к владельцам сайтов с требованием о принятии соответствующих мер по прекращению оборота пиратского контента. Значимые новеллы содержатся в Федеральном законе от 8 июня 2020 № 177-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [16]. Они дополняют ст. 15 положениями, касающимися учета и систематизации информационных ресурсов, доступ к которым ограничен. Помимо этого упорядочено применение процедур по удалению из поисковых систем ссылок на информацию в случае нарушения права интеллектуальной собственности в сети Интернет. Предусмотрена также организация информационного взаимодействия между правообладателями, интернет-платформами и уполномоченными органами.
С учетом степени развития законодательства государств - членов союза упомянутая выше рекомендация ЕЭК является первым этапом на пути создания регионального механизма в сфере противодействия нарушениям прав интеллектуальной собственности в сети Интернет. Применение в ЕАЭС перечисленных в ней инструментов, предпола-
гающих вовлечение в эту работу информационных посредников (хостингпровайдеров, регистраторов доменных имен, операторов связи и поисковых систем), создаст все пред -посылки для повышения эффективности защиты прав авторов и иных правообладателей, а также позволит снизить распространение контрафактной и пиратской продукции на рынке ЕАЭС. Причем в целях эффективного функционирования регионального внутреннего рынка данные меры должны применяться согласованным образом. Поэтому рекомендация ЕЭК имеет не только информационный, но и ориентирующий характер.
Конечным итогом развертывающейся работы в рамках Консультативного комитета по интеллектуальной собственности станет разработка текста соглашения, которое войдет в право интеллектуальной собственности союза. В нем намечено закрепление базовых положений относительно направлений гармонизации законодательств государств -членов в рассматриваемой сфере сотрудничества. Как следует из раздела 4 протокола одиннадцатого заседания Консультативного комитета, ЕЭК намерена направить проект соглашения «О согласованных подходах по борьбе с нарушениями прав на объекты интеллектуальной собственности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"» в государства - члены для ознакомления [17]. В дальнейшем ожидается поступление предложений по проекту, в том числе в части дополнения перечня тех объектов прав интеллектуальной собственности, на которые будут распространяться предусмотренные в нем инициативы.
В силу стремления государств - членов ЕАЭС сосредоточить внимание именно на защите охраняемых объектов авторского права и смежных прав в цифровой среде рассмотрение ряда других вопросов отложено на среднесрочную перспективу, например, разработка полного перечня объектов интеллектуальной собственности, в отношении которых будут вырабатываться согласованные подходы. Одновременно с этим государства-члены продолжают развивать сотрудничество по вопросам использования цифровых технологий для адаптации всех звеньев жизненного цикла прав интеллектуальной собственности к условиям цифровой среды. В этом плане можно отметить проработку во-
проса о признании цифровой электронной подписи, необходимой для получения государственных услуг в области регистрации прав интеллектуальной собственности.
К одной из составных частей согласования подходов государств - членов ЕАЭС следует отнести расширение компетенции различных уполномоченных органов в отношении применения мер уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере оборота прав интеллектуальной собственности, в том числе в Интернете. Это можно рассматривать в качестве ответа на общемировой тренд увеличения объемов контрафактной и пиратской продукции, объемы которой все более реализуются через Интернет. Одновременно это должно быть дополнено не только развитием законодательных и правоприменительных мер, но и мер по повышению активности правообладателей по защите своих прав, а также развитием добросовестной практики функционирования интернет-провайдеров и цифровых платформ в формате добровольных соглашений. На наш взгляд, все это говорит в пользу выработки на интеграционном уровне специальных документов программно-стратегического характера или,
по крайней мере, дорожной карты, которая предусматривала бы комплекс мероприятий по приведению правового регулирования защиты прав интеллектуальной собственности в соответствие с динамично развивающейся цифровой средой, в которую все более интенсивно перемещается использование охраняемого контента, а также оборот собственно самих прав интеллектуальной собственности. Отмеченные шаги создадут условия для формирования и дальнейшего эффективного функционирования единого цифрового рынка, который может стать долгосрочной стратегической целью союза и составной частью его цифровой повестки. Посредством решения этой задачи возникнут перспективы ускорения экономического роста и обеспечения научно-технологического прорыва в рамках ЕАЭС, что позволит заметным образом повысить его глобальную конкурентоспособность.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта № 19-011-00805 («Развитие права интеллектуальной собственности ЕАЭС и ЕС в рамках региональных моделей цифровой трансформации экономики: сравнительно-правовой анализ»).
Список литературы_
1. Hua J.J. Toward a More Balanced Approach: Rethinking and Readjusting Copyright System in the Digital Network Era. - Heidelberg, 2014.
2. Войниканис Е.А. Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху: парадигма баланса и гибкости. - М., 2016.
3. Austin G.W. New technologies and the scale of copyright infringement: should size matters to liability? // The Evolution and Equilibrium of Copyright in the Digital Age / ed. by S. Frankel and D. Gervais. - Cambridge, 2014. -P. 203-220.
4. Tian Y. Rethinking Intellectual Property. The Political Economy of Copyright Protection in the Digital Era. - London; New York, 2008.
5. Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (ред. от 01.10.2019 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.10.2021). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 19.11.2021).
6. Основные направления реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 г. (утверждены Решением высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 № 12). - URL: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71708158 (дата обращения: 18.09.2021).
7. Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 г. (утв. решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. № 12). - URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ ru-ru/01228321/err_12012021_12 (дата обращения: 12.10.2021).
8. Протокол 1-ТЖ/КК десятого заседания Консультативного комитета по ИС при Коллегии ЕЭК (в режиме видеоконференции) (Москва, 19 июня 2020 г.). П. 2 «О результатах анализа международного опыта, законодательства и правоприменительной практики государств - членов ЕАЭС по борьбе с нарушениями прав на объекты интеллектуальной собственности в сети Интернет». - URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/finpol/dobd/ intelsobs/Documents/.pdf. URL: (дата обращения: 13.10.2021).
9. План заседаний Коллегии ЕЭК на 2-е полугодие 2020 г. // https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01026875/ clcp_28072020 (дата обращения: 14.11.2021).
10. Рекомендация Коллегии ЕАЭС от ноября 2020 г. № 21 «Об основных подходах при осуществлении деятельности по защите прав на объекты интеллектуальной собственности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в государствах - членах Евразийского экономического союза». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_369327/ (дата обращения: 29.10.2021).
11. Анализ международного опыта, законодательства и правоприменительной практики государств - членов Евразийского экономического союза по борьбе с нарушениями прав на объекты интеллектуальной собственности в сети «Интернет». - М.: ЕЭК, 2020. 45 с.
12. Отчет о состоянии правоприменительной практики в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в Евразийском экономическом союзе за 2019 год. - М.: ЕЭК, 2020. 47 с.
13. Отчет о состоянии правоприменительной практики в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в Евразийском экономическом союзе за 2020 г. - М.: ЕЭК, 2021. 98 с.
14. Закон Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 427-3 «О средствах массовой информации» (с изм. и доп. от 24 мая 2021 г.). - URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=h10800427 (дата обращения: 14.11.2021).
15. Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 г. № 451-I «О средствах массовой информации» (с изм. и доп. от 01.07.2021). - URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1013966 (дата обращения: 29.11.2021).
16. Федеральный закон № 177-ФЗ от 8 июня 2020 года «О внесении изменений в Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"». -URL: http://ips.pravo.gov.ru:8080/default.aspx?pn=0001202006080030 (дата обращения: 20.11.2021).
17. Протокол одиннадцатого заседания Консультативного комитета по интеллектуальной собственности при Коллегии Евразийской экономической комиссии (в режиме видеоконференции) от 27 сентября 2021 г. № 1-БР/ КК. - URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/f¡npol/dobd/intelsobs/Documents/КК0/o20ИС.1-БР_КК_Прото-кол%20от%2027%2009%202021. pdf (дата обращения: 17.10.2021).
References_
1. Hua J.J. Toward a More Balanced Approach: Rethinking and Readjusting Copyright System in the Digital Network Era. Heidelberg, 2014.
2. Voinikanis E.A. Intellectual Property Law in the Digital Age: A Paradigm of Balance and Flexibility. M., 2016.
3. Austin G.W. New technologies and the scale of copyright infringement: should size matters to liability? The Evolution and Equilibrium of Copyright in the Digital Age / ed. by S. Frankel and D. Gervais. Cambridge, 2014. P. 203-220.
4. Tian Y. Rethinking Intellectual Property. The Political Economy of Copyright Protection in the Digital Era. London; New York, 2008.
5. Treaty on the Eurasian Economic Union (Astana, May 29, 2014) (as revised on 10/01/2019) (as amended and supplemented, entered into force on 10/28/2021). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (date of access: 11.19.2021).
6. The main directions for the implementation of the digital agenda of the Eurasian Economic Union until 2025 (approved by the Decision of the Supreme Eurasian Economic Council (October 11, 2017 No. 12)). URL: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71708158 (date of access: 18.09.2021).
7. Strategic directions for the development of Eurasian economic integration until 2025 (approved by the decision of the Supreme Eurasian Economic Council dated (December 11, 2020 No. 12)). URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01228321/err_12012021_12 (date accessed: 12.10.2021).
8. Minutes 1-ТЖ / КК of the tenth meeting of the IP Advisory Committee under the EEC Board (via videoconference) (Moscow, June 19, 2020). Clause 2 "On the results of the analysis of international experience, legislation and law enforcement practice of the EAEU member states in combating violations of intellectual property rights on the Internet". URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/finpol/dobd/intelsobs/Documents/.pdf. URL: (date of access: 13.10.2021).
9. Schedule of meetings of the EEC Board for the 2nd half of 2020 // https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01026875/ clcp_28072020 (date of access: 14.11.2021).
10. Recommendation of the EAEU Board of November 2020 No. 21 «On the main approaches in the implementation of activities to protect intellectual property rights in the information and telecommunications network "Internet" in the member states of the Eurasian Economic Union». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_369327/ (date of access: 29.10.2021).
11. Analysis of international experience, legislation and law enforcement practice of the member states of the Eurasian Economic Union in combating violations of intellectual property rights on the Internet. Moscow: EEC, 2020. 45 p.
12. Report on the state of law enforcement practice in the field of protection of intellectual property rights in the Eurasian Economic Union for 2019. Moscow: EEC, 2020. 47 p.
13. Report on the state of law enforcement practice in the field of protection of intellectual property rights in the Eurasian Economic Union for 2020. Moscow: EEC, 2021. 98 p.
14. Law of the Republic of Belarus dated July 17, 2008 No. 427-3 "On the Mass Media" (as amended and supplemented from May 24, 2021). URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=h10800427 (date accessed: 14.11.2021).
15. Law of the Republic of Kazakhstan dated July 23, 1999 No. 451-I "On the Mass Media" (as amended and supplemented from 07/01/2021). URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1013966 (date of access: 29.11.2021).
16. Federal Law No. 177-FZ of June 8, 2020 «On Amendments to the Federal Law of July 27, 2006 No. 149-FZ "On Information, Information Technologies and Information Protection"». URL: http://ips.pravo.gov.ru:8080/default. aspx?pn=0001202006080030 (date accessed: 20.11.2021).
17. Minutes of the eleventh meeting of the Advisory Committee on Intellectual Property under the Board of the Eurasian Economic Commission (via videoconference) dated September 27, 2021 No. 1-BR / KK. URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/act/finpol/dobd/intelsobs/Documents/KK%20IS.1-BR_KK_Protocol%20from%2027%20 09%202021.pdf (date accessed: 17.10.2021).