Научная статья на тему 'Гармонизация права интеллектуальной собственности в условиях евразийской экономической интеграции: основные достижения и перспективы'

Гармонизация права интеллектуальной собственности в условиях евразийской экономической интеграции: основные достижения и перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
983
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЗАЦИЯ ПРАВА / HARMONIZATION OF LAW / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / INTELLECTUAL PROPERTY / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN ECONOMIC UNION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шугурова Ирина Викторовна

В статье рассматриваются вопросы гармонизации права интеллектуальной собственности и сотрудничества государств Евразийского экономического союза. Исследуются основные положения Договора о ЕАЭС, Протокола об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также проектов международных договоров в рамках ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шугурова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARMONIZATION OF INTELLECTUAL PROPERTY LAW WITHIN THE FRAMEWORK OF EURASIAN ECONOMIC INTEGRATION: MAIN ACHIEVEMENTS AND PERSPECTIVES

The article is devoted to the issues of harmonization of intellectual property law and cooperation of Eurasian economic union member-states in this area. The author refers to the main provisions of the Treaty on the Eurasian economic union, Protocol on the legal protection and defense of intellectual property rights, as well as drafts agreements within the framework of the EAEU.

Текст научной работы на тему «Гармонизация права интеллектуальной собственности в условиях евразийской экономической интеграции: основные достижения и перспективы»

7 См.: Мануэль Хесус Гарсиа Гарридо. Римское частное право: Казусы, иски, институты / пер. с исп.; отв. ред. Л.Л. Кофанов. М., 2005. С. 63.

8Дождев Д.В. Римское частное право: учебник для вузов / под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1997. С. 29.

9 См.: Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. С. 24, 29, 52.

10 Дигесты Юстиниана / пер. с лат.; отв. ред. Л.Л. Кофанов. Т. 1. М., 2002. С. 83, 87.

11 Покровский И.А. История римского права. СПб., 1998. С. 134.

12 См.: Дигесты Юстиниана / пер. с лат.; отв. ред. Л.Л. Кофанов. Т. 1. С. 83.

13 Там же. С. 87.

14 См.: Покровский И.А. Указ. раб. С. 253.

15 См.: Мануэль Хесус Гарсиа Гарридо. Указ. раб. С. 147.

16 См.: Кант И. Соч.: в 6 т. Т. 4, ч. 1. М., 1965. С. 260, 270, 284.

И.В. Шугурова

ГАРМОНИЗАЦИЯ ПРАВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ*

В статье рассматриваются вопросы гармонизации права интеллектуальной собственности и сотрудничества государств Евразийского экономического союза. Исследуются основные положения Договора о ЕАЭС, Протокола об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также проектов международных договоров в рамках ЕАЭС.

Ключевые слова: гармонизация права, интеллектуальная собственность, Евразийский экономический союз.

I.V. Shugurova

HARMONIZATION OF INTELLECTUAL PROPERTY LAW WITHIN THE FRAMEWORK OF EURASIAN ECONOMIC INTEGRATION: MAIN ACHIEVEMENTS AND PERSPECTIVES

The article is devoted to the issues of harmonization of intellectual property law and cooperation of Eurasian economic union member-states in this area. The author refers to the main provisions of the Treaty on the Eurasian economic union, Protocol on the legal protection and defense of intellectual property rights, as well as drafts agreements within the framework of the EAEU.

Keywords: harmonization of law, intellectual property, Eurasian economic union.

Участие России в межгосударственных интеграционных образованиях является важным направлением политики государства, обеспечивающим его интересы во многих регионах мира (БРИКС и др.). Реальная востребованность различных интеграционных форм проявила себя на постсоветском пространстве (СНГ, ЕврА-зЭС, ТС, ЕЭП), где была выработана и принята концепция разноуровневой и раз-носкоростной интеграции, согласно которой «каждое государство самостоятельно по мере готовности будет участвовать в различных интеграционных проектах»1.

© Шугурова Ирина Викторовна, 2015

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и международного частного права (Саратовская государственная юридическая академия); ivshugurova@mail.ru

* Работа выполнена по Заданию Министерства образования и науки РФ № 2014/205 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части государственного задания. 104 Тема НИР «Проблемы международно-правовой политики и их влияние на национальное законодательство».

Как отмечается в литературе, наибольший динамизм интеграционные процессы приобрели в отношениях России, Беларуси и Казахстана, где в период с 2007 по 2012 г. были образованы ЕврАзЭС, Таможенный союз и Единое экономическое пространство, которые стали фундаментом для объединения в полноценный Евразийский союз2. Договор о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор о ЕАЭС) был подписан Президентами России, Беларуси и Казахстана 29 мая 2014 г. Позже к нему присоединились Республика Армения и Кыргызская Республика3. ЕАЭС начал полноценно функционировать с 1 января 2015 г.

Раздел XXIII Договора о ЕАЭС посвящен вопросам сотрудничества государств-членов в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Сотрудничество касается, в частности, сферы поддержки инновационного развития; обеспечения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, в т.ч. таможенной защиты посредством ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств-членов; осуществления скоординированных мер, направленных на предотвращение и пресечение оборота контрафактной продукции.

Правовой режим объектов интеллектуальной собственности определяется как национальный режим, т.е. лицам одного государства-члена ЕАЭС на территории другого государства-члена предоставляются равные права. Вместе с тем внутригосударственным законодательством могут быть предусмотрены исключения из национального режима в отношении судебных и административных процедур. Деятельность в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляется в соответствии с нормами международных договоров, в которых государства-члены ЕАЭС уже участвуют е или принимают обязательство по присоединению. В области правоприменения, и как предусмотрено ст. 91 Договора о ЕАЭС, государства-члены обеспечивают а эффективную защиту прав на объекты интеллектуальной собственности, в т.ч. о в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС, международными договорами и к актами, составляющими право Союза. о

с

Особенности правового режима применительно к отдельным объектам ин- | теллектуальной собственности и более детальное регулирование отношений в в

е

данной сфере отражены в Протоколе об охране и защите прав на объекты интел- о

лектуальной собственности (далее — Протокол), который является приложением ю

к Договору о ЕАЭС. Протокол включает положения, касающиеся авторских и |

смежных прав, прав на товарные знаки, знаки обслуживания, географические к

указания и наименования мест происхождения товаров, патентных прав, прав а

на селекционные достижения, топологии интегральных микросхем и секреты |

производства (ноу-хау). ии

В отношении прав на произведения науки, литературы и искусства в Прото- №

коле перечисляются принадлежащие авторам права, однако содержатся ссылки 1

о

на внутригосударственное законодательство и универсальные международные ) договоры. Так, автору принадлежат исключительное право, право авторства, 5 право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения и иные права, предусмотренные национальным законодательством. При этом государства-члены ЕАЭС должны обеспечить соблюдение сроков охраны исключительного права, которые будут не ниже сроков, установленных Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений и Соглашением о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Со- Ю5

глашение ТРИПС). Вместе с тем национальные законы могут закреплять более продолжительные сроки охраны.

Программы для ЭВМ в Протоколе именуются также компьютерными программами, которые, включая исходный текст и объектный код, охраняются как литературные произведения. Данное положение согласуется с правилами ст. 10 «Компьютерные программы и компиляции данных» Соглашения ТРИПС. В отношении составных произведений (энциклопедий, сборников и других) Протокол закрепляет авторское право на составительство, т.е. подбор и расположение материала. Кроме того, в Протоколе предусматривается охрана производных произведений (переводов, аранжировок и других) наравне с оригинальными произведениями без ущерба правам их авторов. При этом авторам производного произведения принадлежит авторское право на перевод и иную переработку. Помимо этого, в Протоколе особо подчеркивается принадлежащее правообладателям в отношении кинематографических произведений право разрешать или запрещать публичный коммерческий прокат произведений на территориях государств-членов ЕАЭС.

Смежными правами в соответствии с Протоколом признаются имущественные и личные неимущественные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы и иные права, установленные законодательством государств-членов. На взаимной основе исполнителям государств-членов ЕАЭС предоставляются исключительное право на исполнение, право на имя и иные права, установленные внутригосударственным законодательством. Изготовителю (производителю) фонограмм государства-члены ЕАЭС предоставляют исклю-а чительное право на фонограмму и иные права, установленные национальным

о

? законодательством.

з Протоколом предусматривается принятие международного договора в рам-

| ках Союза, регулирующего отношения, возникающие в связи с деятельностью •ии организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами | и приводится определение подобной организации. Следует отметить, что проект ! Соглашения о порядке управления авторскими и смежными правами на кол-§ лективной основе (далее — проект) был разработан Евразийской экономической | комиссией (далее — ЕЭК)4 в 2013 г., одобрен решением Коллегии ЕЭК от 14 апре-| ля 2015 г. и в настоящее время направлен государствам-членам для проведения

процедур внутригосударственного согласования. | Проект устанавливает единый порядок управления авторскими и смежными

| правами на коллективной основе на территориях государств-членов в случаях, когда осуществление авторских и смежных прав в индивидуальном порядке | правообладателями затруднено или когда законодательством допускается ис-§ пользование объектов этих прав без согласия обладателей соответствующих прав, § но с выплатой вознаграждения. Кроме того, проект определяет единые принци-| пы создания баз данных, содержащих информацию об охраняемых объектах | авторских и смежных прав, а также порядок организации информационного обмена. Государства-участники должны гармонизировать законодательство, предусматривающее ответственность за использование объектов авторских и (или) смежных прав без согласия правообладателя либо организации по коллективному управлению. Стороны соглашения, как предусмотрено в проекте, определяют органы, уполномоченные осуществлять контроль над деятельностью 106 организаций по коллективному управлению, которые будут взаимодействовать,

в т.ч. посредством предоставления необходимой информации. В случае возникновения спора между государствами предполагаются переговоры и консультации при содействии Евразийской экономической комиссии либо спор передается на рассмотрение в Суд ЕАЭС.

В Протоколе содержатся правила, направленные на гармонизацию законодательства, посвященного регулированию охраны прав на средства индивидуализации. В частности, в качестве товарного знака могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации (в любом цвете или цветовом сочетании). Протокол устанавливает также некоторые минимальные требования к правовой охране товарного знака.

Географическое указание и наименование места происхождения товара охраняются, прежде всего, национальным законодательством. Географическому указанию предоставляется правовая охрана на территории государства-члена ЕАЭС, если такая правовая охрана предусмотрена внутренним законодательством или международными договорами. Что касается наименования места происхождения товара, то охрана соответствующему обозначению не предоставляется, если оно вошло во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства.

Специальные правила Протокола посвящены новым региональным объектам интеллектуальной собственности, которые планируется ввести в рамках ЕАЭС. Предполагаются единые системы охраны товарного знака и знака обслуживания ЕАЭС, а также наименования места происхождения товара ЕАЭС5.

Товарный знак Союза подлежит регистрации в государствах-членах ЕАЭС, при этом правовая охрана будет предоставляться одновременно на территориях всех е этих государств. В качестве такого товарного знака может быть зарегистрирова- и но обозначение, представленное только в графическом виде. Правообладатель а имеет исключительное право использовать товарный знак Союза в соответствии о с законодательством государств-членов и распоряжаться этим исключительным к правом, а также право запрещать другим лицам использование товарного зна- о

с

ка Союза или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении | однородных товаров и (или) услуг. В Протоколе специально подчеркивается, что в

е

отношения, возникающие в связи с регистрацией, правовой охраной и использо- о ванием товарного знака Союза на территориях государств-членов, регулируются ю

международным договором в рамках Союза6. |

Общие правила Протокола, распространяющие свое действие как на товарный к

знак, зарегистрированный в отдельном государстве ЕАЭС, так и товарный знак а

Союза, связаны с принципом исчерпания исключительного права. В соответ- |

ствии с данным принципом не является нарушением исключительного права ии

на товарный знак и товарный знак Союза, использование этого товарного знака №

в отношении товаров, которые были правомерно введены в гражданский оборот 1

0

на территории любого из государств-членов непосредственно правообладателем •) или другими лицами с его согласия. Таким образом, региональное исчерпание | исключительных прав на товарный знак, закрепленное еще в Соглашении о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности от 9 декабря 2010 г., подтверждает свое действие и в рамках ЕАЭС. Теперь региональное исчерпание будет распространяться не только на товарные знаки, зарегистрированные в государствах-членах ЕАЭС, но и на охраняемый на региональном уровне товарный знак Союза. Данное решение Ю7

было подтверждено, несмотря на дискуссии, которые имели место в процессе обсуждения данной проблемы, и приверженность некоторых представителей ЕЭК и экспертов принципу международного исчерпания исключительного права на товарный знак. Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время продолжается выработка критериев и механизмов установления исключений из применения принципов регионального исчерпания исключительного права на товарный знак в отношении отдельных категорий товаров на территории Евразийского экономического союза7.

В разделе, посвященном патентным правам, Протокол предусматривает, что право на изобретение, полезную модель и промышленный образец охраняется в порядке, установленном законодательством государств-членов, и подтверждается патентом, который удостоверяет приоритет, авторство и исключительное право на изобретение, полезную модель и промышленный образец. Другие права, в т.ч. право на получение патента, право на вознаграждение за использование служебного объекта патентного права, предоставляются в случаях, предусмотренных законодательством государств-членов. Ограничение патентных прав допускается в соответствии с законодательством, если это не наносит неоправданный ущерб обычному использованию названных объектов и не ущемляет необоснованным образом законные интересы патентообладателя, учитывая законные интересы третьих лиц. Однако единых правил материального патентного права явно не достаточно для полноценной интеграции в данной области отношений. В настоящее время региональное патентное ведомство, созданное в рамках сотрудничества девяти государств СНГ, принимает заявки, проводит экспертизу и выдает евра-а зийские патенты, действующие в странах-участницах Евразийской патентной ? конвенции 1994 г.

з Селекционные достижения (сорта растений и породы животных) охраняются в

| случаях и в порядке, установленных законодательством государств-членов. Срок I действия исключительного права на селекционное достижение в соответствии с | Протоколом составляет не менее 25 лет. В отношении топологий интегральных ! микросхем Протокол содержит унифицированные правила, обязательные для | государств-участников ЕАЭС. В целом закреплено, что права на топологию охра-| няются в соответствии с законодательством государств-членов. Срок действия | исключительного права на топологию интегральной микросхемы составляет 'I 10 лет. В качестве секретов производства (ноу-хау) согласно Протоколу признают-| ся сведения любого характера (производственные, технические, экономические, | организационные и другие), в т.ч. сведения о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную § или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим § лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании | и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерче-£ ской тайны.

т

Завершают правила Протокола положения, связанные с правоприменительными мерами. Предусматривается принятие международного договора в рамках Союза, в целях координации действий государств-членов по защите прав на объекты интеллектуальной собственности. Проект данного договора был разработан Евразийской экономической комиссией. В нем раскрывается содержание 108 понятий, используемых для целей Договора (координация действий, оборот кон-

трафактных товаров, уполномоченный орган и др.). В частности, нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности означает оборот контрафактных товаров, нарушение прав интеллектуальной собственности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», нарушение авторских и смежных прав. Единая система защиты прав на объекты интеллектуальной собственности будет формироваться посредством пресечения оборота контрафактных товаров на таможенной территории ЕАЭС. Уполномоченные органы государств-участников должны осуществлять координацию действий путем проведения совместных мероприятий, обмена информацией, повышения квалификации работников.

В заключение следует отметить, что территориальный характер действия исключительных прав, признанный во всем мире, сохраняется и в рамках ЕАЭС. Внутригосударственное законодательство и международные договоры стран-членов ЕАЭС по-прежнему имеют решающее значение в вопросах определения объектов охраны и способов защиты. Вместе с тем планируется введение региональных объектов интеллектуальной собственности — товарных знаков и наименований мест происхождения товаров ЕАЭС. Таким образом, в правовом регулировании отношений в сфере интеллектуальной собственности в рамках евразийской экономической интеграции основополагающие нормы уже приняты, однако работа над проектами отдельных соглашений и актов, составляющих право ЕАЭС, еще продолжается.

1 См.: Бекяшев К.А., Бекяшев Д.А., Кашкин С.Ю. и др. Международно-правовые основы создания и функционирования Евразийского экономического союза / отв. ред. Е.Г. Моисеев. М., 2014. С. 158; Малько А.В., Елистратова В.В. К проблеме формирования Евразийского экономического союза как новой модели межгосударственного образования // Правовая политика и правовая жизнь. 2014. № 1. С. 11; Каширкина А.А., Морозов А.Н. Формации правового развития евразийской интеграции и их влияние на правовую систему Российской Федерации // Журнал российского права. 2014. № 8. С. 73-83.

2 Подробнее об этом см.: Кашкин С.Ю, Четвериков А.О. Основы интеграционного права: учебное пособие. М., 2014. С. 33; Нешатаева Т.Н. К вопросу о создании Евразийского экономического союза: интеграция и наднационализм // Закон. 2014. № 6. С. 106-119.

3 Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе (Минск, 10 октября 2014 г.); Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе (Москва, 23 декабря 2014 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4 Подробнее о деятельности ЕЭК см.: Голуб В. Становление и развитие институциональных механизмов обеспечения евразийской экономической интеграции // Журнал международного права и международных отношений. 2015. № 1.

5 См.: Шугурова И.В. Формирование единой системы правовой охраны товарных знаков Евразийского экономического союза // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2014. № 9. С. 69-76.

6 См.: Проект Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза одобрен решением Совета ЕЭК от 16 мая 2013 г. и направлен государствам-членам для проведения внутригосударственных процедур.

7 См: Протокол третьего заседания Рабочей группы по выработке предложений в отношении дальнейшего применения принципа исчерпания на объекты интеллектуальной собственности при Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28 апреля 2015 г. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/ act/finpol/dobd/intelsobs/Documents/Протокол_23.04.2015.pdf (дата обращения: 04.05.15).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.