Научная статья на тему 'Перспективы комплексного развития сельских территорий (или стратегические аспекты модернизации: устойчивое развитие сельских территорий)'

Перспективы комплексного развития сельских территорий (или стратегические аспекты модернизации: устойчивое развитие сельских территорий) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы комплексного развития сельских территорий (или стратегические аспекты модернизации: устойчивое развитие сельских территорий)»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ И ИНФОРМАЦИЯ

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ

ТЕРРИТОРИЙ (ИЛИ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ: УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ

ТЕРРИТОРИЙ)

DISCUSSION CLUB PROSPECTS OF COMPLEX DEVELOPMENT OF RURAL

TERRITORIES (OR STRATEGIC ASPECTS OF MODERNIZATION: SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL AREAS)

Редакция журнала «Региональные проблемы преобразования экономики» систематически публикует дискуссионные материалы по проблемам мониторинга развития сельских территорий. Эти вопросы стали актуальным предметом обсуждения и на научно-практической международной конференции «Социально-экономический потенциал сельских территорий: приоритетные направления формирования и реализации», проходившей в городе Орле Орловской области 4-5 апреля 2011г на базе Орловского государственного аграрного университета.

Конференция была организована Министерством сельского хозяйства РФ, Правительством Орловской области, ВНИИ организации производства, труда и управления в сельском хозяйстве, ВНИИ экономики сельского хозяйства, Орловским государственным аграрным университетом. В ее работе приняли участие Губернатор Орловской области А.П. Козлов, ректор Орел-ГАУ академик РАСХН Н.В.Парахин, члены Правительства Орловской области, представители Минсельхоза, ученые РАСХН и научно-исследовательских институтов России, Беларуси, Украины, главы муниципальных образований Орловской, Белгородской областей и Республики Беларусь.

Работа конференции проходила по четырем тематическим секциям:

- СЕКЦИЯ 1: Роль государства и бизнес-сообщества в обеспечении устойчивого сельского развития в России. Проблемы формирования инвестиционной привлекательности сельских территорий.

- СЕКЦИЯ 2: Эффективное использование инновационного потенциала АПК в социально-экономическом развитии села. Регулирование земельно-имущественных отношений в сельской местности.

- СЕКЦИЯ 3: Развитие малого и среднего бизнеса на селе. Агрострахо-вание - способ управлениярисками в сельском хозяйстве.

- СЕКЦИЯ 4: Социально-экономические аспекты управления качеством жизни сельского населения.

От авторов: Широкая тематика позволяет участникам конференции разработать приоритетные направления социально-экономической стратегии

по обеспечению устойчивого развития сельских территорий с целью повышения качества жизни населения, перехода сельскохозяйственного сектора российской экономики на инновационный путь развития.

Участникам конференции было зачитано приветствие министра сельского хозяйства РФ Скрынник Е.Б. - серьезное внимание будет традиционно уделяться проектам, направленным на повышение уровня жизни сельского населения. Министерством сельского хозяйства РФ принята Концепция устойчивого развития сельских территорий до 2020 года. Ее реализация позволит вывести развитие сельских территорий на качественно новый уровень, обеспечивающий комплексное сбалансированное решение экономических, социальных и экологических задач, сохранение природно-ресурсного и историко-культурного потенциала села.

Парахин Н.В., академик РАСХН, д.с/х.н., профессор, ректор ФГОУ ВПО Орел ГАУ - к настоящему моменту устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий РФ является одной из основных целей государственной аграрной политики в долгосрочной перспективе. Наибольшую остроту проблема социальной дифференциации имеет в отношении населения сельских территорий, где изменения условий хозяйственной деятельности усугубили проявление негативных тенденций изменения качественных характеристик уровня жизни. Стратегия устойчивого развития сельских территорий должна быть направлена на наиболее полное использование ресурсных возможностей территории для улучшения социально-экономических и экологических условий жизнеобеспечения сельского населения и повышения эффективности сельскохозяйственного производства.

Козлов А.П., губернатор Орловской области - сельские территории обладают мощным природным, экономическим, культурным потенциалом, который может обеспечивать полную занятость, высокий уровень качества жизни наших граждан. Развитие села невозможно без социального обустройства сельских территорий. В Орловской области создан хороший задел для развития сельских территорий, который предстоит развивать, и дальше решая социальные проблемы.

От авторов:

Поднимая проблему формирования и развития социально-экономического потенциала сельских территорий, по нашему мнению, сельское хозяйство следует рассматривать как системообразующую часть народнохозяйственного комплекса страны, направленную на поддержание устойчивого развития сельских территорий через рациональное использование ресурсного потенциала, содействие занятости и социокультурное развитие.

В Орловской области, как и во всей РФ, аграрное производство является крупнейшей жизнеобеспечивающей сферой АПК. Его состояние и экономическая эффективность функционирования оказывают решающее влияние на уровень продовольственного обеспечения и благосостояние граждан.

Миндрин A.C., член-корреспондент РАСХН, д.э.н., профессор, директор ГНУ ВНИОПТУСХ - с учетом мирового опыта, в интересах сохра-

нения агроландшафтов, традиционной среды и образа жизни сельского сообщества, повышения уровня жизни в сельских территориях, обеспечения продовольственной безопасности и организации социально ориентированного агарного производства целесообразно рассмотреть схему решения вопроса о земельных долях в контексте общей проблемы упорядочения зем-лепользования в сельском хозяйстве, восстановления и развития на этой основе высокопродуктивного сельского хозяйства и агропромышленного производства России. Для этого необходимо:

- в каждом сельском районе определить сельхозорганизации, являющиеся селообразующим источником рабочих мест, работающие с разной степенью интенсивности, а также сохранившие возможность их восстановления как производителей товарной продукции;

- определить по каждой сельскохозяйственной организации, способной восстановить свое производство, необходимые площади и виды сельхозугодий;

- превышение площади проектируемого для сельскохозяйственной организации землепользования над площадью оставшихся в ней земельных долей оформляется в долгосрочную аренду, остающиеся в хозяйстве земельные доли не должны выделяться в участки;

- расходы, связанные с инвентаризацией и последующим землеустройством, и затраты по землеустроительному оформлению берет на себя государство.

Адуков Р.Х., д.э.н., профессор, руководитель отдела «Управление АПК и развитием сельских территорий» ГНУ ВНИОПТУСХ - если условия хозяйствования важны для развития экономики, то решающую роль в социальном развитии сельских поселений играет уровень развития местного самоуправления. Изучая причинно-следственные связи в области развития экономики и территорий, мы пришли к выводу о наличии двух взаимосвязанных цепочек развития:

1. Демократизации государственного управления ^ развитие местного самоуправления ^ укрепление экономической базы сельских поселений ^ рост созидательной активности селян ^ формирование гражданского общества ^ развитие сельских территорий.

2. Демократизации государственного управления ^ формирование многоукладной экономики на селе ^ формирование приемлемых условий хозяйствования ^ развитие экономики ^ развитие сельских территорий.

Козлов A.C., начальник отдела жилищных и пилотных поселений Министерства сельского хозяйства РФ - в 2010 году в рамках Государственных программ развития села осуществлялась реализация пилотных проектов комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений, предусматривающих комплексное обустройство земельных участков под жилищную застройку, включая подведение инженерных коммуникаций, строительство объектов социально-культурной сферы и благоустройство территории. В 22 субъектах Российской Федерации запущен 31 пилотный проект, отобранный на конкурсной основе в регионах. Пилотные проекты

предусматривают комплексное обустройство земельных участков под жилищную застройку, включая подведение инженерных коммуникаций, строительство объектов социально-культурной сферы и благоустройство территории. Восемь пилотных проектов завершены в 2009 году в Республиках Башкортостан, Мордовия, Чувашия, Курской, Рязанской, Кировской, Томской, Амурской областях.

От авторов - главным инструментом обеспечения устойчивого развития сельских территорий является стратегическое планирование социально-экономического развития сельского муниципалитета. В российской практике разработка программ стратегического территориального планирования социально-экономического развития ведется преимущественно для городов, в то время как не меньшую актуальность имеет планирование развития сельских муниципальных формирований, где стратегический план развития территории мог бы играть роль организующего документа, нацеленного на обеспечение конкурентоспособности территории. В литературе стратегический план социально-экономического развития муниципального образования чаще всего рассматривается как краткий документ презентационного характера, содержащий систему мер и проектов, направленных на создание условий для реализации приоритетных функций объекта планирования. Однако основная его роль, на наш взгляд, состоит в его организующей составляющей.

Перцев В.Н., глава администрации Ракитянского района Белгородской области - ориентация на модель устойчивого развития сельских территорий предполагает достижение социальной и экономической стабильности, планомерное повышение эффективности производственной деятельности хозяйствующих субъектов территории, доходов сельского населения и качества их жизни, рациональное использование природных ресурсов. В Белгородской области за 2010 год введено и приобретено 38,5 тыс. кв. метров жилья, 664 семьи на селе улучшили свои жилищные условия. Область активно оказывает помощь в реализации программы «Семейные фермы Белого-рья», в соответствии с которой создается около 20 тыс. рабочих мест. Для решения жилищных проблем на Белгородчине с 2005 года работает кредитный потребительский кооператив «Свой дом», действующий по накопительной системе. Молодые специалисты, работающие на селе, получают кредит на строительство жилья на 7 лет под 1% годовых из областного бюджета.

Следует отметить положительно стратегический подход в области к обустройству сельских территорий: каждое сельское поселение, муниципальный округ в целом должны иметь план социально-экономического развития с использованием кластерного подхода. Социальные кластеры включают в себя: учреждения досуга, образовательные учреждения, лечебные учреждения, правоохранительные учреждения, культовое здание. Поэтому ни одно из сельских поселений Белгородской области не оставлено без внимания. Такой опыт прогресса есть во многих областях ЦФО - Липецкой, Воронежской, Курской, Орловской, Калужской.

Козлов А.П. - у нас в Орловском регионе ведется работа по газификации отдаленных деревень, строительству жилья, водопровода, школ, лечеб-

ных учреждений. Орловская область участвует в Федеральной программе «Социальное развитие села до 2012 года». В ее рамках на Орловщине освоено 1,5 миллиарда рублей, проложено 1223 километра газораспределительных сетей, введено 145 километров сетей водоснабжения, 1400 семей построили или приобрели жилье, в том числе 550 молодых семей.

От авторов - городские поселения России всегда находились в ином социальном, классовом, политическом положении, чем деревня. Однако со временем, деревня, утратив численное превосходство, сохраняет пространственное доминирование. Поэтому только при активной поддержке органов государственной власти как Российской Федерации, так и ее субъектов возможна реализация стратегических задач социально-экономического развития сельских территорий, формирование и исполнение местных бюджетов, поддержка социально-экономического сектора на селе, комплексное развитие основных отраслей муниципального хозяйства, частного сектора производства и потребления.

Федоров Г.Ф., к.э.н., председатель исполнительного комитета Ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ ЦФО «Центрально - Черноземная» - для решения проблем развития сельских территории необходимо создание таких действенных механизмов организационного, финансового и информационного обеспечения, которые потребуют межведомственной координации и взаимодействия на федеральном, региональном и местном уровнях и будут способствовать реализации эффективных организационно-экономических мероприятий по устойчивому развитию территорий. Возникает также необходимость структурных изменений в экономике сельского хозяйства и сфере управления им.

Одним из требований нового подхода к решению существующих проблем является необходимость консолидации совместных усилий органов власти всех уровней, бизнес-структур, хозяйствующих субъектов и населения. Процесс консолидации предполагает переход от проблем только развития сельского хозяйства к проблемам продовольственной безопасности страны. Это взаимосвязанные проблемы, но требующие разных подходов к решению и более активной позиции органов власти, а также их конкретного участия в реализации концепции. Поэтому представляется целесообразным принять в кратчайшие сроки Федеральный закон о продовольственной безопасности, а на федеральном уровне создать комитет по продовольственной безопасности, возглавляемый Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации. В функции этого комитета должна войти организация взаимоотношений в сфере агропромышленного комплекса, постановка задач и решение вопросов их реализации.

Овчинцева Л.А., к.э.н., старший научный сотрудник ГНУ ВИАПИ им. A.A. Никонова, член научно-технического совета МСХ РФ - вопросы сельского развития в настоящее время актуальны в каждой стране, даже там, где практически отсутствует сельское хозяйство, - поэтому неудивительно, что международный опыт их решения очень богат и разнообразен. Интерес к этому опыту, традиционно проявляемый в ВИАПИ, объясняется не стремле-

нием найти готовые рецепты для нашей страны, а попытками выявить общие тенденции развития, его необходимые этапы, которые проходят многие государства, - и получить общую картину того, что происходит в мире в плане сельского развития. Сегодня общепризнанной является переориентация сельской политики с решения сельскохозяйственных проблем на устойчивое развитие сельских территорий, что, конечно, не означает для развитых стран отказа от поддержки своих производителей сельхозпродукции: государственная поддержка сохраняется, но меняются её формы.

В сельском развитии всё больше внимания уделяется социальному капиталу: нормам, отношениям и институтам, которые помогают людям совместно работать для достижения общей цели. Важным показателем социального капитала является уровень доверия граждан к институтам, организациям и друг к другу. Сельское развитие, в узком смысле, происходит только тогда, когда возрастает не только уровень жизни, но и социальный капитал. Такой подход к сельскому развитию можно обозначить как развитие сообществ. Основной проблемой, которая должна решаться на теоретическом (программном) уровне, является проблема обеспечения устойчивости развивающейся экономики сельских территорий. Суть задачи управления устойчивостью заключается в определении видов, числа и последовательности включаемых в программу проектов, обеспечивающих выход сельской территории (СТ) на траекторию сбалансированного экономического роста. При этом предполагается наличие базы данных, содержащей систематизированный и исчерпывающий перечень паспортов проектов, которые потенциально могут быть реализованы на СТ («Социальный паспорт сельской территории»). Наличие подобных сведений позволит даже в условиях ограниченных финансовых и прочих ресурсов решать конкретные целевые задачи в рамках федеральных и региональных программ сельского развития. В данном случае Минсельхоз России, как отраслевое специализированное ведомство, может инициировать и объединить данные других ведомств в рамках Единой базы данных по развитию сельских территорий, а также внедрить в практику мониторинговых статистических наблюдений обследования о состоянии социальной инфраструктуры сельской территории. Данное обследование косвенно может решать и задачи независимой экспертизы реализации различного рода федеральных и региональных программ сельского развития, которая на сегодняшний момент отсутствует.

Меренкова И.Н., к.э.н., доцент, заведующая отделом «Управление АПК» ГНУ «Научно-исследовательский институт экономики и организации АПК Центрально-Черноземного района РФ» - следует отметить, что обострение проблемы устойчивого развития сельских территорий вызвано действием комплекса внутренних и внешних факторов, проявляющихся на всех стадиях общественного воспроизводственного процесса.

Внешняя среда может либо благоприятствовать факторам устойчивого развития, либо препятствовать им и сдерживать их проявление (почвенно-климатические и др. природные условия; макроэкономическая стратегия го-

сударства и ее приоритеты; морально-нравственное состояние и этические нормы общества).

Однако наиболее важное место занимают внутренние факторы, действие которых проявляется достаточно остро на муниципальном уровне, где непосредственно осуществляется сельскохозяйственное производство, формируются условия развития сельских территорий и закладывается основа продовольственной самообеспеченности страны.

Устойчивое сельское развитие, которое представляется в неразрывном единстве территории, сообщества, экономики, а также иных сфер села, -управляемый процесс, поэтому переход от вынужденной поддержки к поддержке, обеспечивающей условия расширенного воспроизводства в первую очередь путем обеспечения доходов, будет зависеть прежде всего от целенаправленной деятельности субъектов управления всех уровней, которые призваны не только исполнять установленные законодательством полномочия на соответствующей сельской территории, но и обеспечивать ее устойчивое социально-экономическое развитие в целях повышения конкурентоспособности территории, инвестиционной привлекательности, повышения качества жизни населения.

От авторов - узкоспециализированное^ и несовершенство законодательства России в области развития сельских территорий и в связи с изменившимися социально-экономическими условиями в настоящее время дают органам исполнительной власти основание для перехода в качестве непосредственно решаемой задачи от борьбы за выживание к стратегии устойчивого развития. Необходима подготовка и принятие государственной национальной стратегии устойчивого развития сельских территорий, цивилизованно учитывающей не только общечеловеческие, но и этнические особенности российского сельского образа жизни, особую, в силу пространственно-территориальной специфики, роль деревни в социальной и экономической жизни российского общества. Принятие стратегии позволит устранить перечисленные и существующие ныне негативные факторы и тенденции социально-экономического развития сельских территорий, что приведет к повышению качества сельской жизни, создаст основы для повышения престижности проживания в сельской местности, привлечения и закрепления молодых кадров, готовых для освоения новой технологии и современной техники.

Для реализации этих задач необходимо осуществление мероприятий по государственной поддержке решения жилищной проблемы на селе, развития сети сельских учреждений здравоохранения, общего образования, газификации, дорожного строительства на селе, а также столь необходимых в силу мелкодисперсного расселения средств связи и телекоммуникаций.

Сайганов A.C., д.э.н., профессор, зам. директора по научной и инновационной работе Института системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси - в конце 2010 года Министерство сельского хозяйства и продовольствия Беларуси и Министерство сельского хозяйства России на совместном заседании своих коллегий в Москве одобрили Концепцию единой аграрной политики. Из Беларуси в Россию планируется

поставить 3,6 млн. тонн молока и молочных продуктов, 210 тыс .тонн мяса и мясопродуктов, 200 тыс. тонн сахара. Из России в Беларусь аналогичные поставки составят соответственно 40 тыс. тонн молока, 1,5 тыс. тонн мяса. С принятием данной Концепции выстроена логистическая цепь по созданию межгосударственной кооперации. Однако Концепция - документ о целях и задачах сотрудничества, поэтому действенным шагом станет составление поэтапного плана мероприятий по ее реализации. Необходимо подчеркнуть, что формировать общий аграрный рынок целесообразно поэтапно путем применения основополагающих принципов Таможенного союза и Единого экономического пространства.

От авторов - продолжающаяся глобализация мирового хозяйства, переплетение торговых взаимосвязей, сближение национальных экономических систем и т.д. свидетельствуют о том, что в странах Европейского Союза (ЕС) особое внимание уделяется поиску и реализации эффективных подходов к устойчивому развитию сельских территорий. При этом выявлена значимая роль регионального маркетинга, который позволяет существенно повысить инвестиционную привлекательность и финансовую независимость сельских административно-территориальных образований. В современных условиях аграрный сектор Российской Федерации остается высокорисковой и низкоприбыльной сферой экономики. Поэтому опыт Евросоюза в области регионального маркетинга может стать эффективным подходом для преодоления системного кризиса сельских территорий посредством более рационального использования их внутренних ресурсов и потенциалов, а также за счет создания благоприятного инвестиционного климата.

АВТОРЫ-участники конференции: Лаврикова Наталия Игоревна

аспирант

кафедры «Организация предпринимательской деятельности и менеджмента в АПК» ФГОУ ВПО Орловский государственный аграрный университет;

Третьякова Лариса Александровна

доктор экономических наук, доцент кафедры «Организация предпринимательской деятельности и менеджмента в АПК» ФГОУ ВПО Орловский государственный аграрный университет;

Прока Нина Ивановна

доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета, заведующая кафедрой «Организация предпринимательской

деятельности и менеджмента в АПК» ФГОУ ВПО Орловский государственный аграрный университет;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.