сте с тем крестьянские хозяйства имеют большую налоговую нагрузку, чем ЛПХ, являющиеся формой непредпринимательской деятельности.
Положение, сложившееся в фермерском секторе, требует комплексного решения вопросов развития фермерских хозяйств и усиления государственной поддержки этого сектора.
Библиографический список
1. Долматова О.Н., Рогатнев Ю.М. Анализ эффективного использования земель сельскохозяйственными организациями в Горьковском районе Омской области / / Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2013. - № 11 (109). -С. 142-147.
2. Доклад о состоянии и использовании земель в Тюменской области в 2012 г. / Управление Росреестра по Тюменской области. - Тюмень, 2013. - 118 с.
3. Малышкина И.А. Состояние и причины невостребованности земельных долей в праве общей собственности на земли сельскохозяйственного назначения в Тюменской области // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2013. - № 12 (110). - С. 131-136.
4. Малышкина И.А. Использование земельных долей в сельскохозяйственном производстве Тюменской области // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития: матер. Междунар. науч.-практ. конф. - Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2014. - Ч. III. - С. 342-347.
5. Хуртаев К.И. Спецификация прав собственности на земли сельскохозяйственного назначения в условиях реформирования институциональной среды региона // TERRA ECONOMICUS. - 2010. - Т. 8. - № 2. - Ч. 2. - С. 185-192.
6. Гатаулин А.М., Светлов Н.М. Стоимость, равновесие и издержки в сельском
хозяйстве: монография. — М.: МСХА им. К.А. Тимирязева, 2005 — 284 с.
7. Рогатнев Ю.М. Новый земельный строй России. Размышления о стратегии развития // Вестник ОмГАУ. — 2011. — № 2. — С. 37-40.
References
1. Dolmatova O.N., Rogatnev Yu.M. Analiz effektivnogo ispol'zovaniya zemel' sel'skokho-zyaistvennymi organizatsiyami v Gor'kovskom raione Omskoi oblasti // Vestnik Altaiskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. — 2013. — № 11 (109). — S. 142-147.
2. Doklad o sostoyanii i ispol'zovanii zemel' v Tyumenskoi oblasti v 2012 g. / Upravlenie Rosreestra po Tyumenskoi oblasti. — Tyumen',
2013. — 118 s.
3. Malyshkina I.A. Sostoyanie i prichiny nevostrebovannosti zemel'nykh dolei v prave obshchei sobstvennosti na zemli sel'skokho-zyaistvennogo naznacheniya v Tyumenskoi ob-lasti // Vestnik Altaiskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. — 2013. — № 12 (110). — S. 131-136.
4. Malyshkina I.A. Ispol'zovanie zemel'nykh dolei v sel'skokhozyaistvennom proizvodstve Tyumenskoi oblasti // Sibirskaya derevnya: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivy razvitiya: mater. mezhdunar. nauch.-praktich. konf. — Omsk: Izd-vo FGOU VPO OmGAU,
2014. — Ch. III. — S. 342-347.
5. Khurtaev K.I. Spetsifikatsiya prav sobstvennosti na zemli sel'skokhozyaistvennogo naznacheniya v usloviyakh reformirovaniya insti-tutsional'noi sredy regiona // TERRA ECONOMICUS. — 2010. — T. 8. — № 2. — Ch. 2. — S. 185-192.
6. Gataulin A.M., Svetlov N.M. Stoimost', ravnovesie i izderzhki v sel'skom khozyaistve: monografiya. — M.: MSKhA im. K.A. Timi-ryazeva, 2005. — 284 s.
7. Rogatnev Yu.M. Novyi zemel'nyi stroi Rossii. Razmyshleniya o strategii razvitiya / Vestnik OmGAU. — 2011. — № 2. — S. 37-40.
+ + +
УДК 631.158:331.5
Н.М. Едренкина N.M. Yedrenkina
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
THEORETICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL AREAS
Ключевые слова: устойчивое развитие, сельские территории, экономический рост, теория, концепция, принципы, законы, концептуальная модель, факторы, направления, механизмы.
Keywords: sustainable development, rural areas, economic growth, theory, concept, principles, laws, conceptual model, factors, directions, mechanisms.
Для России особое значение имеет устойчивое развитие сельских территорий, учитывая удельный вес сельской местности и особо острую социально-экономическую ситуацию на селе. В настоящее время изучение устойчивого развития сельских территорий учёными проводится с различных позиций. В одном случае рассматриваются преимущественно экологические аспекты, в другом, — социально-экономические. Так, социально-экономическое развитие села представляет собой, с одной стороны, важнейший элемент устойчивого развития, с другой, — существенный фактор, детерминирующий устойчивое развитие сельских поселений. Используя методологию, базирующуюся на философско-теоретических взглядах на современные социально-экономические проблемы развития сельских территорий, выявлена сущностная специфика исследуемых основных теорий и концепций устойчивого развития сельских территорий. Установлено, что устойчивое развитие сельских территорий может быть обеспечено при соблюдении ряда принципов: развитие сельской местности как единого территориального исторически сложившегося комплекса, выполняющего общенациональные функции; обеспечение конституционных прав сельских граждан на труд с достойной оплатой, доступность качественного образования, медицинской помощи и других социальных услуг; гарантирование сельским территориям государственной поддержки; партнерство между государством, органами местного самоуправления, бизнесом и сельским населением; расширение и углубление связей села с городом, дорожно-транспортных коммуникаций, современных форм связи; развитие на селе местного самоуправления, институтов гражданского общества, всех форм кооперации, повышение участия сельского населения в принятии решений, связанных с доступом к природным ресурсам, социальным услугам. Предложена концептуальная модель устойчивого развития сельской территории, которая представляет собой взаимосвязанную систему, включающую цели,
задачи, основные факторы, направления и механизмы, обеспечивающие это развитие.
Taking into consideration the percentage of rural areas and acute social and economic situation there, rural area sustainable development is of great importance for Russia. The investigation of rural area sustainable development is carried out by the scientists from different viewpoints. In one case ecological aspects are mainly under consideration, in other cases — social and economic ones. On the one hand, the social and economic development of the rural areas represents the most important element of sustainable development and on the other hand it represents the essential factor determining the sustainable development of the rural settlements. By using the methodology based on the philosophic-theoretical views on the modern socio-economic problems of the development of rural areas we revealed is the essential specific character of the investigated main theories and concepts of rural area sustainable development. It is found that sustainable development of rural areas can be ensured when the following principles are observed: the development of rural areas as a single territorial historically formed complex performing the nation-wide functions; ensuring the constitutional rights of the rural citizens for employment with fair wages, access to quality education, medical care and other social welfare; guaranteeing state support to rural areas; partnership of the state, local government institutions, businesses and rural population; extending and deepening the links of rural areas and cities, improvement of road and transport infrastructure and modern means of communication; development of local government institutions, the institutions of civil society, all forms of cooperation, and involvement of rural population in making the decisions related with the access to natural resources and social welfare. A conceptual model of sustainable development of rural areas which represents an interconnected system including the goals, objectives, main factors, directions and mechanisms ensuring this development is proposed.
Едренкина Нина Михайловна, к.э.н., доцент, зав. отделом экономики сельскохозяйственных предприятий и социально-трудовых проблем села, Сибирский НИИ экономики сельского хозяйства, Новосибирская обл. Тел.: (383) 348-18-60. Е-mail: [email protected].
Yedrenkina Nina Mikhaylovna, Cand. Econ. Sci., Assoc. Prof., Head of Division, Siberian Research Institute of Agricultural Economics, Novosibirsk Region. Ph.: (383) 348-18-60. E-mail: [email protected].
Введение
Решение проблем стабильного развития экономики и повышения благосостояния населения в России во многом определяется развитием сельских территорий. В нашей стране на протяжении многих десятилетий основным путем развития сельских территорий являлся узкоотраслевой аграрный подход. Это привело к однобокому аграрному развитию сельских территорий, зачастую нерациональному размещению на них производительных сил, неразвитости социально-бытовой инфраструктуры и другим серьезным проблемам.
Поэтому проблема устойчивого развития сельских территорий продолжает оставаться весьма актуальной, что подтверждает научную значимость исследования, требует ее углубленного теоретического осмысления, и практического обеспечения перехода сельских территорий на путь устойчивого развития.
Целью исследования является обобщение теоретических подходов к формированию теории развития сельских территорий.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи: изучены различные взгляды учёных на устойчивое развитие сель-
ских территорий, определены основные закономерности и принципы сельского развития; сформирована концептуальная модель устойчивого развития сельских территорий.
Объекты и методы исследований
Объектом исследования являются процессы, связанные с формированием устойчивого развития сельских территорий.
Для решения поставленных задач использовались различные методы исследования: абстрактно-логический, сравнительного сопоставления, системного анализа, факторный и др. Методологическую основу составили комплексный, программно-целевой, нормативный, интегрированный и системный подходы при решении определённых задач.
Результаты и их обсуждение
Становления теории устойчивого развития сельских территорий относится к Концепции устойчивого развития, принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г.
Устойчивое развитие рассматривается как развитие, которое порождает экономический рост, но справедливо распределяет его результаты, восстанавливает окружающую среду в большей мере, чем разрушает ее, увеличивает возможности людей, а не обедняет их. Это развитие, в центре которого находится человек, ориентировано на сохранение природы, обеспечение занятости, реализацию прав женщин и молодежи.
Для России особое значение имеет устойчивое развитие сельских территорий, учитывая удельный вес сельской местности и особо острую социально-экономическую ситуацию на селе. В настоящее время изучение устойчивого развития сельских территорий проводится с различных позиций. В одном случае рассматриваются преимущественно экологические аспекты, в другом — социально-экономические.
Первый подход представлен преимущественно учеными-экологами (Анучин В.А., Арманд А.Д., Костина Т.И., Ефремов Ю.К., Хачатуров Т.С., Данилов В.А. и др.). Они связывают устойчивое развитие с выживанием человека как вида на фоне усугубляющихся экологических проблем.
Второй подход характерен для стран, в которых отмечаются серьезные социально-экономические проблемы в селе. В рамках второго направления работают такие российские ученые, как: А.А. Анфиногентова, Л.В. Бондаренко, А.В. Петриков, П.М. Пер-шукевич, Ш.И. Шарипов, И.Н. Буздалов, В.М. Баутин, В.В. Козлов, Н.В. Нефедова и др.
Так, социально-экономическое развитие села рассматривается, с одной стороны, как
важнейший элемент устойчивого развития, с другой, — как существенный фактор, детерминирующий устойчивое развитие сельских поселений. Внутри данного направления существуют различные точки зрения на природу устойчивости сельских поселений.
Значительный вклад в изучение устойчивого развития поселений с агропромышленной направленностью внесли сотрудники Центра устойчивого развития сельской местности Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева [1]. Представителями данной школы используется комплексный подход к понятию устойчивого развития сельских поселений.
В Концепции перехода РФ к устойчивому развитию указано, что это последовательный процесс, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений.
Принятие Концепции устойчивого развития сельских территорий в ноябре 2010 г. завершило процесс формирования нормативных основ политики сельского развития в Российской Федерации. Закон о сельском хозяйстве включил устойчивое развитие сельских территорий в состав государственной аграрной политики. Обеспечивать устойчивое сельское развитие согласно положению призвано Министерство сельского хозяйства. Основным инструментом является Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.
Анализ названных выше документов позволяет охарактеризовать отечественную политику развития села как отраслевую.
В европейской практике устойчивое сельское развитие оперирует такими понятиями, как конверсия сельскохозяйственного производства в биологическое сельское хозяйство, сохранение биоразнообразия, усиление роли местных сообществ в сельском развитии. Все эти направления пока отсутствуют в нашей политике сельского развития [2].
Переход к устойчивому развитию должен основываться на самодостаточности сельских поселений. Так, В.М. Баутин говорит о принципе субсидиарности в перераспределении полномочий между различными уровнями власти. Однако устойчивость сельских поселений не столько зависит от помощи сверху, сколько от активности самого населения.
Учитывая, что «устойчивое развитие» - это новый принцип организации жизни, относящийся к происходящим глобальным процессам в мире, Меренкова И.Н. [3] под устойчивым развитием сельских территорий понимает целенаправленный процесс перехода
сельского сообщества на качественно новый уровень, обеспечивающий экономически и экологически обоснованное, социально ориентированное расширенное воспроизводство, поддержание и развитие жизненного, производственного и природно-ресурсного потенциала сельских территорий, повышение качества жизни сельского населения на основе финансовой и инвестиционной стратегий.
Доктор экономических наук А.В. Мерзлов в своих исследованиях кратко формулирует семь основных научных подходов описания концепций экономического развития. Приводится следующая группировка. Экономическое развитие как решение проблемы; управление предпринимательской активностью; создание «машины роста»; сохранение природной и социальной среды; реализация человеческого потенциала; результат руко-
водства; поиск социальной справедливости
[4]-
Исследуя систему научных теорий, концепций, современных социально-экономических проблем развития сельских территорий, выявлена специфика теории устойчивого развития сельских территорий (рис. 1).
При формировании теории устойчивого развития сельских территорий используются следующие общеэкономические законы: закон развития и самосохранения, закон наиболее полного удовлетворения потребностей, закон постоянного возвышения потребностей, закон зависимости между спросом и предложением, закон рационального использования ресурсов в условиях их ограниченности, закон объективной необходимости государственного регулирования экономики.
Теория устойчивого развития сельских территорий
НЕОКЛАССИЧЕСКИЕ
Стремление к достижению равновесия между накоплением капитала и ростом населения, с опорой не на иностранный капитал, а на внутренние ресурсы
Модель Солоу аргументирует неизбежность перекачки сбережений в инвестиции с помощью совершенно гибких цен на готовую продукцию, вводимые ресурсы и деньги (процент)
КЕИНСИАНСКАЯ
Развитие происходит за счет изменения тех нико-эконо-мических параметров, не затрагивающих комплекс социально-экономических предпосылок
Модель несбалансированного экономического роста
была ориентирована на преодоление относительной экономической о тсталости в жестких и негиб ких рыночных условиях
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ
Развитие — не просто обеспечение экономического роста, а инвестиции в человеческий капитал и ликвидацию бедности. Развитие заключается в росте производительности общественного труда, за счёт технического прогресса. Развитие, направленное на благосостоянии общества, которое обеспечивают институты право (конституционное право, избирательное, имущественное, контрактное право и др.)
Концепция невидимой руки Адама Смита
Теория Кауза
Теория экономических организаций
Теория общественного выбора, теория прав собственности
КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (Конференция ООН)
Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.
Концепция устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 г.
Концепция ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 г.»
Рис. 1. Теории устойчивого развития сельских территорий/ в системе научных теорий, концепций
Ф
а к т
о р
ы
Устойчивое развитие сельских территорий (УРСТ)
Социальное
т
Повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения, приближение села к городским жизнен-
ным стандартам
Замедление процесса депопуляции, стабилизация численности сельского населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни
Сокращение межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве жизни сельского населения
Сохранение и приумножение культурного потенциала села
Стимулирование демографического роста и создание условий для переселения в сельскую местность
Диверсификация сельской экономики и расширение источников формирования доходов сельского населения
Улучшение жилищных условий сельского населения
Создание современной социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в сельской местности
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
Многообразие форм и видов хозяйственной деятельности, производственная инфраструктура, потенциал территории, конкурентоспособность, инновационная и инвестиционная активность, финансово-бюджетная стабильность и обеспеченность
Демографическая политика
Укрепление сельской семьи, повышение ценности рождения и воспитания детей, а также на повышение доступа сельского населения к услугам детских дошкольных учреждений
Диверсификация сельской экономики
Диверсификация сельской экономики и технологическое обновление ее отраслей, в первую очередь в агропромышленном комплексе. В условиях резкого обострения ситуации в демографической и трудовой сферах села, переход от существующей неэффективной отраслевой и территориальной структуры сельской экономики к новой социально и инновацион-но-ориенти-рованной модели развития
Экономическое
Создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций и задач территориального развития
Устойчивый рост сельской экономики, повышение эффективности сельского хозяйства и вклада села в экономику страны и благосостояние российских граждан
Создание условий повышения эффективности производства
Стимулирование повышения и разнообразия доходов
СОЦИАЛЬНЫЕ
Демографическая ситуация, трудовые ресурсы, расселение, уровень жизни населения, социальная и инженерная инфраструктура
Улучшение жилищных условий
Кардинальное улучшение социальной среды обитания лиц, проживающих в сельской местности, повышение доступности социально-культурных и торгово-бытовых услуг на основе развития дорожно-транспортных коммуникаций, стационарных, мобильных и дистанционных форм обслужи-
Сельское расселение
Создании благоприятных предпосылок для выполнения селом его производственной, социально-демографической, культурной и других функций, а также для улучшения условий жизни сельского населения на основе развития горизонтальных и вертикальных хозяйственных и социальных связей сельских поселений
Экологическое
Рационализация использования природных ресурсов и сохранение природной среды
Совершенствование нормативной правовой базы, касающейся снижения антропогенного воздействия на природную среду в процессе производства и жизнедеятельности людей, и совершенствование административных и экономических методов управления этими процессами
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ
Экологическая ситуация, инвестирование охраны окружающей среды, наличие экологически безопасных технологий
Экологическая политика
Экологическая реабилитация сельских территорий и экологизация основных сфер сельской экономики
Рис. 2. Концептуальная модель устойчивого развития сельских территорий
(окончание на стр. 176)
вания
М
е х а н и з м ы
Правовое обеспечение
Разработки ряда мер, обеспечивающих правовой аспект реализации социальных, экономических и экологических проблем сельских территорий. Вопросы УРСТ выделить в самостоятельную статью ФЗ 2 «О развитии сельского хозяйства».
Внести изменения в земельное, водное, градостроительное, жилищное законодательство РФ в части регулирования УРСТ. Разработка природоохранной законодательной базы, усиление административной, уголовной и имущественной ответственности за причиненный ущерб окружающей среде. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность субъектов естественных монополий в сфере связи, транспорта, энергосбережения и иных сферах_
Организационное обеспечение
Реализация ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года". Разработка региональных и муниципальных программ развития
сельских территорий. Расширение полномочий Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в части наделения функциями координации деятельности других федеральных органов исполнительной власти по реализации ими мероприятий в области развития сельских территорий.
Создание при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации межведомственного координационного совета по вопросам устойчивого развития сельских территорий
Финансовое обеспечение
Расширить доступ юридических и физических лиц к субсидируемым кредитам на развитие альтернативных видов деятельности на селе. Способствовать расширение финансовых услуг сельским жителям на основе развития банковской сети и кредитных кооперативов предоставления банковских услуг через сельские отделения почтовой связи.
Создание системы грантового поощрения инициатив сельских сообществ по благоустройству сельских поселений, развитию физической культуры и спорта, детского и молодежного досуга, народного искусства и творчества, сохранению местного культурного и исторического наследия, окружающей среды
Научное, кадровое и информационное обеспе-_чение_
Расширить и углубить научные исследования в области устойчивого развития сельских территорий. Разработать образовательные программы и организовать подготовку специалистов в этой области для работы в органах власти и органах местного самоуправления на всех уровнях. Разработать образовательные программы в области устойчивого развития сельских территорий для специалистов крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.
Повышение доступа к имеющейся статистической информации, а также проведение дополнительных статистических разработок и обследований.
Организовать периодическое проведение выборочных обследований доходов и условий жизни сельского населения, а также расширить сеть сельских домашних хозяйств, обследуемых Росстатом при проведении обследования бюджетов домашних хозяйств на постоянной основе
Рис. 2. Окончание (начало на стр. 175)
Устойчивое развитие сельских территорий может быть обеспечено при соблюдении ряда принципов. Основными, на наш взгляд, являются: развитие сельской местности как единого территориального исторически сложившегося комплекса, выполняющего производственно-экономическую, социально-демографическую, культурную, природоохранную, рекреационную и другие общенациональные функции; обеспечение конституционных прав сельских граждан на труд с достойной оплатой, а также доступность качественного образования, медицинской помощи и других социальных услуг; гарантирование сельским территориям государственной поддержки, обеспечивающей полное использование и развитие их природного и социально-демографического потенциала; партнерство между государством, органами местного самоуправления, бизнесом и сельским населением в целях достижения устойчивого развития сельских территорий; интегрирование села в единую общеэкономическую систему на основе агропромышленной интеграции и кооперации, развития современных форм связи и создания единых систем социального
обслуживания населения; развитие на селе местного самоуправления, институтов гражданского общества, всех форм кооперации, повышение участия сельского населения в принятии решений, связанных с доступом к социальным услугам, а также с перспективами развития сельских поселений [5].
Исходя из принципов научного исследования предложена концептуальная модель устойчивого развития сельской территории, которая представляет собой взаимосвязанную систему, включающую цели, задачи по обеспечению устойчивости развития, факторы, основные направления, влияющие на ее устойчивость и механизмы, обеспечивающие это развитие (рис. 2).
Основываясь на предложенной концептуальной модели, видно, что в исследовании устойчивого развития сельских территорий не менее важным является определение системы целей и задач, сформулированных исходя из характера и сущности проблемы. Реализация данной концептуальной модели будет способствовать: росту ресурсного обеспечения развития сельских территорий на базе укрепления аграрного сектора, диверсифика-
ции и развитию всей сельской экономики, повышению налогооблагаемой базы сельского развития и финансовых основ местного самоуправления, общему экономическому росту и усилению государственной поддержки села в рамках реализации государственных программ.
Заключение
На основе изучения отечественной и зарубежной литературы, научных теорий, подходов к концепции устойчивого развития, общеэкономических законов, принципов и особенностей выявлена специфика теории устойчивого развития сельских территорий. Предложена концептуальная модель устойчивого развития сельской территории, реализация которой будет способствовать росту ресурсного обеспечения развития сельских территорий на базе укрепления аграрного сектора, диверсификации и развитию всей сельской экономики, повышению налогооблагаемой базы сельского развития и финансовых основ местного самоуправления, общему экономическому росту и усилению государственной поддержки села в рамках реализации государственных программ.
Библиографический список
1. Баутин В.М. Устойчивое развитие сельских территорий. — М.: Росинформагротех, 2004. - 312 с.
2. Мерзлов А. В. и др. Введение в устойчивое развитие сельских территорий: Важнейшие понятия и теоретические основы: серия учебных пособий «RUDECO Переподготовка кадров в области устойчивого развития сельских территорий и экологии». — М., 2012. — 57 с.
3. Меренкова И.Н. Устойчивое развитие сельских территорий: теория, методология, практика — Воронеж: ГНУ НИИЭОАПК ЦЧР России, Россельхозакадемии, 2011. — 264 с.
4. Мерзлов А.В. Устойчивое развитие сельских территорий (теория, методология, практика): автореф. дис. ... докт. экон. наук. — М., 1999. — 35 с.
5. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 г. № 2136-р. Режим доступа http://www.mcx.ru/navigation/ docfeeder/show/342.htm.
6. Першукевич П.М., Тю Л.В., Гриценко Г.М. Состояние и перспективы социально-экономического развития агропромышленного производства Сибири // Сибирский вестник сельскохозяйственной науки. — 2014. — № 5. — С. 131-137.
7. Деревянкин А.В. Стимулирование перехода на прогрессивный технико-техноло-
гический уровень в основных отраслях сельского хозяйства Сибири // Вестник КрасГАУ.
- 2014. - № 12 - С. 3-6.
8. Едренкина Н.М., Крачнакова Л.М., Мельникова О.И. Приоритетные направления повышения занятости сельского населения Сибири // Сибирский вестник сельскохозяйственной науки. - 2012. - № 3 - С. 109-116.
9. Barjolle D., Sylvander B. PDO and PGI products: market, supply chains and institutions
- Protected Designations of Origin and Protected Geographical Indications in Europe: Regulation or Policy?; FAIR - CT 95 - 0306, Final Report, European Commission, 2000.
10. Brandt H. Ansatzpunkte armutsorien-tierter Agrarentwicklungspolitik. Deutsche Institut fur Entwicklungspolitik. Bonn, Oktober 2002.
- 87 s.
References
1. Bautin V.M. Ustoichivoe razvitie sel'skikh territorii - M.: Rosinformagrotekh, 2004. -312 s.
2. Merzlov A.V. i dr. Vvedenie v ustoichivoe razvitie sel'skikh territorii: Vazhneishie ponyatiya i teoreticheskie osnovy. Seriya uchebnykh posobii «RUDECO Perepodgotovka kadrov v oblastiustoichivogo razvitiya sel'skikh territorii i ekologii». - M., 2012. - 57 s.
3. Merenkova I.N. Ustoichivoe razvitie sel'skikh territorii: teoriya, metodologiya, praktika - Voronezh: GNU NIIEOAPK TsChR Rossii Rossel'khozakademii, 2011. - 264 s.
4. Merzlov A.V. Ustoichivoe razvitie sel'skikh territorii (teoriya, metodologiya, praktika): avtoref. dis. ... dokt. ekon. nauk. - M., 1999. - 35 s.
5. Kontseptsiya ustoichivogo razvitiya sel'skikh territorii Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda. [Elektronnyi resurs]: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Feder-atsii ot 30.11.2010 g. № 2136-r. Rezhim dostu-pa http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder /show/342.htm.
6. Pershukevich P.M., Tyu L.V., Gritsen-ko G.M. Sostoyanie i perspektivy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya agropromyshlen-nogo proizvodstva Sibiri // Sibirskii vestnik sel'skokhozyaistvennoi nauki. - 2014. - № 5. -S. 131-137.
7. Derevyankin A.V. Stimulirovanie pere-khoda na progressivnyi tekhniko-tekhnolo-gicheskii uroven' v osnovnykh otraslyakh sel'skogo khozyaistva Sibiri // Vestnik KrasGAU. - 2014. - № 12. - S. 3-6.
8. Edrenkina N.M., Krachnakova L.M., Mel'nikova O.I. Prioritetnye napravleniya pov-ysheniya zanyatosti sel'skogo naseleniya Sibiri // Sibirskii vestnik sel'skokhozyaistvennoi nauki.
- 2012. - № 3. - S. 109-116.
9. Barjolle D., Sylvander B. PDO and PGI products: market, supply chains and institutions
— Protected Designations of Origin and Protected Geographical Indications in Europe: Regulation or Policy?; FAIR — CT 95 — 0306, Final Report, European Commission, 2000.
10. Brandt H. Ansatzpunkte armutsorientier-ter Agrarentwicklungspolitik. — Deutsche Institut fur Entwicklungspolitik. Bonn, Oktober 2002. — 87 s.
+ + +
УДК 368.5
С.А. Межин, М.В. Межина S.A. Mezhin, M.V. Mezhina
РАЗВИТИЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА АПК АЛТАЙСКОГО КРАЯ
THE DEVELOPMENT OF THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE ALTAI REGION
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, поддержка сельских территорий, законодательные и подзаконные акты, программы развития сельских территорий Правительства РФ и региональных органов управления.
Агропромышленный комплекс является важнейшей составляющей экономики России и одним из основных видов деятельности для Алтайского края. Состояние аграрного сектора в значительной степени определяет народно-хозяйственный потенциал, экономическую и политическую обстановку в стране и регионе. В связи с этим вопросы развития сельского хозяйства являются наиболее актуальными как для России в целом, так и для отдельных ее субъектов. Определяя перспективы развития аграрного сектора АПК края, крайне важно учесть последствия вступления Росси в ВТО. В этом контексте сельское хозяйство и пищевая промышленность определяются как наиболее уязвимые отрасли. Здесь возрастают политические и экономические риски, обусловленные не только внутренними, но и внешними факторами развития АПК, в т.ч. усилением конкуренции со стороны иностранных производителей.
Keywords: social and economic development, support for rural areas, laws and regulations, rural development programs of the Government of the Russian Federation and regional governments.
The agro-industrial complex is one of the most important sectors of Russia's economy and a dominant type of economic activity in the Altai Region. The state of the agricultural sector considerably influences the national economy potential and the economic and political situation in the country and its regions. That is why the issues of agricultural industry development have been on the agenda over the recent years. When determining the prospects for the development of the agricultural sector of the region, it is essential to consider the consequences of Russia's WTO accession. In this context agriculture and food industry is considered to be the most vulnerable sector. There are increasing political and economic risks associated with not only internal but also external factors of the agricultural industry development including increased competition from foreign producers.
Межин Сергей Анатольевич, зам. начальника Главного управления сельского хозяйства Алтайского края, г. Барнаул. E-mail: [email protected]. Межина Марина Валерьевна, к.э.н., доцент, каф. «Экономика, менеджмент и маркетинг», Барнаульский филиал, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Барнаул. E-mail: [email protected].
Mezhin Sergey Anatolyevich, Deputy Head, Main Dept. of Agriculture of the Altai Region, Barnaul. E-mail: [email protected].
Mezhina Marina Valeryevna, Cand. Econ. Sci., Assoc. Prof., Chair of Economics, Management and Marketing, Barnaul Branch, Financial University under the Government of the Russian Federation. E-mail: [email protected].
Введение
Алтайский край — крупнейший аграрный регион России, обладающий мощным ресурсным, производственным, интеллектуальным потенциалом. Для производства сельскохозяйственной продукции используется 70% территории региона, более 45% населения проживает в сельской местности, а доля отрасли в валовом региональном продукте составляет 18%, что является одним из самых высоких показателей в Российской Федера-
ции. Природно-климатические и социально-демографические факторы сформировали экономическую структуру Алтайского края и обусловили его агропродовольственную специализацию, что позволяет региону вносить существенный вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны [1].
Край входит в десятку крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции в России. По итогам прошедшего года занял 8-е место среди регионов страны.