законодательной базы» от 19 марта 2009 года. - Режим доступа: www.oreloblsovet.ru.
3. Региональный доклад о наличии, состоянии и использовании земель Орловской о бласти по состоянию на 1 января 2009 года.
4. Федеральный регистр технологий производства продукции растениеводства (система технологий). -Москва, ГНУ ИНФОРМАТРОТЕХ, 2000 г. - С. 515.
5. Чогут, Г.И. Оценка эффективности
использования сельскохозяйственных земель/
Г.И.Чогут//Экономика сельскохозяйственных и
перерабатывающих предприятий. - 2007. - № 2. - С. 49.
6. Шалагина, О.Г. Организация рационального использования земли/ О.Г. Шалагина,
Н.И. Калашникова//Вестник Алтайского
государственного аграрного университета. - 2007. -№ 2 (28). - С. 69-44.
УДК 338.4S(G66.2)
A.B. Aдoньeвa, кандидат экономических наук ЗАО «Орел-Погрузчик»
P.M. Логвинова ВНИИ соцразвития села ФГОУ ВПО Орел ГАУ
О НEOБXOДИMOCTИ PAЗPAБOTKИ ИPOГPAMMЫ «COЦИAЛБНO-ЭKOНOMИЧECKAЯ MOДEЛБ УСТОЙЧИВОГО PA3BOTM CEЛБCKИX TEPPИTOPИЙ ОРЛОВ^ОЙ OБЛACTИ»
В статье изложено современное состояние социальноэкономического развития сельских территорий Российской Федерации и Орловской области и доказана необходимость разработки областной программы «Социальноэкономическая модель стойчивого развития сельских территорий Орловской области».
Ключевые слова: сельские территории, численность
населения, инфраструктура, социальная сфера, уровень жизни.
В Декларации о городах и других населенных пунктах в новом тысячелетии, принятой резолюцией 8-25/2 специальной сессии Генеральной Ассам блеи ООН от 9 июня 2001 года, сказано, что половина мирового населения проживает в сельских районах. Комплексное территориальное планирование и уделение с алансированного внимания условиям жизни в сельских и городских населенных пунктах имеют огромное значение для всех стран. Нео ходимо максимально использовать
дополнительную поддержку и связи между городскими и сельскими районами, уделяя надлежащее внимание их различным экономическим, социальным и экологическим потребностям. Борясь с нищетой в городах, нео ходимо также искоренять нищету в сельских районах и улучшать условия жизни, а также о еспечивать занятость и создавать возможности для получения о разования в сельских населенных пунктах, в малых и средних городах и в сельских поселках. Комплексного решения таких про лем как нищета, ездомность, езра отица, отсутствие основных услуг.
В странах лижнего зару ежья значительное внимание уделяется развитию сельских территорий. Так, например, в республиках Казахстан и Беларусь, разра отаны программы по развитию сельских территорий. В республике Казахстан разработана Государственная программа развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 годы, на основе которой разрабатываются региональные программы, их целью является выравнивание условий жизнео еспечения села,
In article shown modern condition of social and economic development of rural territories of the Russian Federation and the Orel region and stated necessity of development of the regional program «Social and economic model of steady development of rural territories of the Orel region».
Key words: rural territories, population, infrastructure, social sphere, standard of living.
достижение динамичного роста экономики сельских населенных пунктов, о беспечивающего приемлемый уровень социальных благ сельским жителям, улучшение качества жизни на селе. Разработка подобных программ вызвана необходимостью принятия мер по эффективному развитию сельских территорий, включающих как производственный сектор, так и социальную сферу и о еспечивающих достижения приемлемого уровня доходов сельского населения. В региональных программах
предусматривается проведение классификации сельских населенных пунктов по группе критериев, характеризующих уровень социально-
экономического развития, среди которых приоритетным является оценка экономического потенциала. Меры государственной поддержки должны направляться на развитие инфраструктуры жизнео еспечения, прежде всего, в перспективные сельские населенные пункты, имеющие достаточный экономический потенциал, о еспечивающий нео ходимый уровень доходов населения.
Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы и Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» с изменениями от 31 января 2009 года, в Российской Федерации тре уется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и
квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.
Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует дальнейшему развитию агропромышленного комплекса. За последние 15 лет в Российской Федерации в результате спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, изменения
организационно-экономического механизма
развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села произошло снижение
доступности для сельского населения о разовательных, медицинских, культурных и торгово- ытовых услуг, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.
В основной части сельского жилищного фонда нет элементарных коммунальных удобств. Водопроводом оборудовано 42% сельского
жилищного фонда, центральным отоплением - 44%, канализацией - 32 %, горячим водоснаб жением -20% площади сельских жилых помещений.
Сеть участковых б ольниц сократилась на 1994 единицы (41%), фельдшерско-акушерских пунктов -на 3408 единиц (7%). На 10 тыс. человек в сельской местности приходится 55 ольничных коек, в городской - 133 койки, о еспеченность
ам улаторно-поликлиническими учреждениями в расчете на 10 тыс. жителей на селе в 2,3 раза ниже, чем в городе.
Сокращение инфраструктуры сельских учреждений здравоохранения о условлено недостаточным инвестированием в развитие этой отрасли в 90-х годах и реструктуризацией в последние годы сети стационарного медицинского о служивания.
Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений сократилась на две трети, их единовременная пропускная спосо ность
составляет 10-15% норматива. Занимаются
физической культурой и спортом всего 3-5% взрослого населения и 8-10% учащейся молодежи, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 40-60%.
Сеть дошкольных о разовательных учреждений по сравнению с 1990 годом сократилась наполовину. Численность детей, посещающих дошкольные
учреждения, снизилась с 56 до 38%, тогда как в городе она составляет 66%.
В результате сокращения сети сельских о щео разовательных учреждений и недостаточной организации доставки к ним детей о острилась про лема доступности для сельского населения услуг о разования.
Централизованным водоснабжением обеспечено 45,2 тыс. сельских населенных пунктов (31,8%), канализацией - 6,4 тыс. (4,5%). Большинство систем водосна жения не имеет нео ходимых сооружений и технологического о орудования для улучшения
качества воды, 36% протяженности уличной
водопроводной сети нуждается в замене. В результате три четверти сельского населения вынуждены пользоваться водой, не
соответствующей санитарным нормам.
Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или воо ще находится в информационной изоляции. В одной трети сельских населенных пунктов телефонная связь отсутствует. Телефон в квартирах имеет только 27% сельских семей, а среди горожан -67%. Нетелефонизированной остается почти половина организаций социальной сферы и торгово-ытового о служивания.
Ухудшается демографическая ситуация на селе. Естественная убыль сельского населения увеличилась с 30 тыс. человек в 1992 году до 793 тыс. человек на начало 2005 года. Коэффициент смертности в расчете на 1 тыс. сельского населения составляет 18 промилле, что на 18% выше по сравнению с городом. Продолжительность жизни на селе на начало 2005 года по сравнению с 1990 годом снизилась на 4,1 года и составляет 63,8 года против
65,8 года в городе.
В период между двумя последними переписями населения российское село утратило 10,7 тыс. населенных пунктов. Число сельских населенных пунктов, не имеющих постоянных жителей, увеличилось на 40% и достигло 13,1 тыс. против 9,4 тыс. в 1989 году, а их удельный вес повысился с 5,8 до 8,4%.
Не лагоприятная демографическая ситуация, вследствие которой прогрессирует сокращение численности сельского населения, в том числе и трудоспосо бной его части, усугубляет положение с трудовыми кадрами на селе.
Комплекс накопившихся с 90-х годов производственных и социальных про лем вызывает интенсивный отток сельскохозяйственных ра отников. В результате, недостаток
профессиональных кадров в агропромышленном комплексе составляет 119,9 тыс. человек. Наиболее ощутим он в регионах, где функционируют современные интегрированные формы агро изнеса -агрофирмы, агроком инаты, агрохолдинги.
Ухудшается качественный состав кадров сельского хозяйства. В 2004 году среди занятого в сельском хозяйстве населения профессиональное о разование имели только 53% ра отников, а высшее - 13,6%.
Задачи государственной аграрной политики, определенные в Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» и Госпрограмме, предусматривают нео ходимость изменения и возрастания тре бований к качественным
характеристикам и профессиональному составу сельскохозяйственных кадров.
Содействие решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления
их в аграрном секторе экономики предполагает нео ходимость формирования в сельской местности азовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения их первоочередной потре ности в жилье.
Для о еспечения устойчивого социальноэкономического развития сельских территорий и эффективного функционирования агропромышленного производства нео ходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного о устройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления и, на этой основе, повысить качество и активизацию человеческого потенциала.
Исходя из задач государственной аграрной политики на лижайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в сфере социального развития села нео ходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий, которыми предусматривается осуществлять в сельских поселениях и межселенных территориях, о бъединенных о бщей территорией в границах муниципального района, а также в сельских населенных пунктах, входящих в состав городских округов или городских поселений, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Предполагается, что перечень таких сельских населенных пунктов на территории субъекта Российской Федерации будет определяться высшим органом исполнительной власти су ъекта Российской Федерации.
Сложившаяся на селе ситуация характерна и для Орловской области. Так, в о бласти за период с 2000 по 2008 год произошло сокращение численности населения, проживающего в сельской местности на 10% (с 327, 1 тысячи человек до 293,5 тыс. человек), сокращение доступности населения к учреждениям о разования. В о ласти
прослеживается тенденция к сокращению дневных о разовательных учреждений в основном в сельской местности. За 4 последних года численность учащихся сократилась на 14%, число школ на 5%. Численность сельских поселений по состоянию на 1.01.2009 г. составила - 223 сельские
административные единицы и 2922 сельских населенных пунктов, причем 184 из них без населения (около 6%). Рассматривая сельские населенные пункты по числу проживающих в них жителей, приходим к выводу, что основная часть населенных пунктов немногочисленна (если населенные пункты с численностью населения до 6 человек в 1989 году составляли 7,8%, то в 2002 году
- 12,6% от о б щей численности; с численностью населения от 6 до 10 человек - 8,9 и 11,7%
соответственно; от 11 до 25 человек - 19,2 и 20,1%;
от 26 до 50 человек - 20,4 и 17,3%; от 51 до 100 человек - 17,3 и 13,7%; от 101 до 200 человек 12,2 и 9,2% и от 201 до 500 человек - 10,0 и 11,1%). Таким о разом, сельские населенные пункты с численностью населения до 200 человек составили в 1989 году 85,7% и 84,6% в 2002 году. В них проживает нескольким олее трети сельского населения. Сельские населенные пункты от 201 до 500 человек составляют только около 10%, и в них проживает также около 30% населения. Населенные пункты с численностью олее 500 человек составляют немногим олее 4% от о щей численности, и в них проживает от 33,7% в 1989 году до 37% в 2002 году сельского населения.
Благоустройство сельских населенных пунктов находится на достаточно низком уровне. Так, по данным государственных органов статистики за 2007 год только 1211 сельских населенных пунктов области (нескольким менее 1/3) имеют водопровод, 129 (немногим более 4%) - водоотведение, 2921 -газоснабжение (около 90%). За период с 2000 по 2007 годы произошло сокращение населенных пунктов, имеющих водопровод на 7,8%, водоотведение - на 9,8%, газосна жение - на 3,3%.
Произошло сокращение сельского жилищного фонда. За период с 2000 по 2007 годы оно составило 7,9%. Основная доля жилищного фонда частная (90,7%). Говоря о его лагоустройстве, можно отметить, что в 2007 году только 49% ыло о орудовано водопроводом, 42% - водоотведением, 68% - отоплением, 34% - ванной, 84% - газом, 33%
- горячим водосна жением.
Происходит сокращение численности населения, занятого в сельскохозяйственном производстве. Для сравнения: среднегодовая численность занятых в экономике о ласти сократилась в 2007 году по сравнению с 2000 годом на 1%, в сельскохозяйственном производстве - на 24,9%.
Уровень профессионального о разования ра отников, занятых в сельскохозяйственном производстве о ласти достаточно низкий. Только 9,6% ра отников имеют высшее и неполное высшее профессиональное о разование, около 12% среднее профессиональное, 22,2% начальное профессии-
ональное и 56,3% не имеют профессионального образования.
Оценивая уровень жизни сельского населения, можно прийти к выводу, что он значительно ниже, чем в городе. Так, за период с 2000 по 2007 годы прослеживается рост номинально начисленной зара отной платы, как среди всего населения о ласти, так и среди населения, занятого в сельскохозяйственном производстве. Зара отная плата в 2006 году по сравнению с 2000 годом в целом по экономике о ласти увеличилась в 4,4 раза, в сельскохозяйственном производстве в 4 раза, в 2007 году по сравнению с 2000 годом как в целом по экономике о ласти, так и в сельскохозяйственном производстве рост ее составил 5,6 раза. Однако в
сельскохозяйственном производстве она
значительно ниже и составляет только 59% от зара отной платы ра отников, занятых в экономике о бласти. Региональный внутренний валовой продукт на душу населения за этот же период увеличился в три раза. Темпы роста продукции сельского хозяйства в текущих ценах несколько ниже и составили в 2006 году по сравнению с 2000 годом
1,8 раза, в 2007 году - 2,3 раза.
Оценивая экономическое положение
сельскохозяйственных организаций, приходим к выводу, что, несмотря на то, что количество сельскохозяйственных угодий в о ласти сократилось незначительно и составило в 2007 году по сравнению с 2001 годом 0,9%, посевные площади сократились на 19,6%, поголовье крупного рогатого скота сократилось в 2006 году по сравнению с 2001 годом на 7,4%, а поголовье свиней - на 13,3%.
Таким образом, необходимость разра ботки о бластной программы «Социально-экономическая модель устойчивого развития сельских территорий Орловской области на 2010-2014 гг.» определена:
- социально-политической остротой про лемы и ее о щефедеральным значением;
- потре ностью формирования азовых условий
социального комфорта для расширенного воспроизводства и закрепления на селе трудовых ресурсов, о еспечивающих эффективное решение стратегических задач агропромышленного
комплекса;
- нео ходимостью решения задачи по
о еспечению устойчивого развития сельских
территорий;
- межотраслевым и межведомственным
характером про лемы, нео ходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и
исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, органов местного
самоуправления, профсоюзных организаций
агропромышленного комплекса и о щественных о ъединений сельских жителей;
- приоритетностью государственной поддержки
развития социальной сферы и инженерной
инфраструктуры в сельской местности.
Реализация областной программы «Социальноэкономическая модель устойчивого развития сельских территорий Орловской области» позволит выра отать единый и комплексный подход в решении конкретных про лем сельских
территорий Орловской о ласти, в том числе:
■ снижение социальной напряженности за счет конфликтов, связанных с низким уровнем жизни;
■ повышение занятости сельского населения;
■ повышение качества жилищно- ытовых условий;
■ повышение уровня жизни сельского населения по комплексу показателей;
■ сокращение темпов снижения численности сельского населения;
■ снижение числа пострадавших в сельском хозяйстве от несчастных случаев;
■ увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет улучшения здоровья и качества жизни;
■ увеличение социального, инвестиционного и производственного потенциала сельского хозяйства;
■ совершенствование законодательной,
нормативно-технической и организационнометодической азы.
Литература
1. Декларация о городах и других населенных пунктах в новом тысячелетии. Принята резолюцией 8-25/2 специальной сессии Генеральной Ассамблеи от 9 июня 2001 года.
2. Государственная программа возрождения и развития села респу блики Беларусь.
3. О Региональной программе развития сельских
территорий Мангистауской о бласти на 2004-2010 годы. Решение Мангистауского о бластного маслихата от 10 дека бря 2003г. № 2/21.
Зарегистрировано Департаментом юстиции Мангистауской о ласти 5 января 2004 года № 1580. Опу бликовано в газете «Огни Мангистау» от 13 апреля 2005 года. - № 65-66.
4. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. - № 446.
5. Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года» с изменениями от 31 января 2009 года. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 3 дека ря 2002 г. - № 858.
6. Доктрина продовольственной езопасности Российской Федерации.
7. Концепция долгосрочного социальноэкономического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года.
8. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года.
9. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октя ря 2007г. - № 135.
10. Статистический ежегодник «Орловская область в 2000-2007 гг., Орел, 2008.