Научная статья на тему 'Анализ социальных факторов развития сельских территорий Орловской области'

Анализ социальных факторов развития сельских территорий Орловской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
326
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родимцев С.А.

В статье представлены результаты исследования факторов социальной группы, характеризующих устойчивость развития сельских территорий Орловской области. Обоснована необходимость дальнейшего совершенствования статистического учета развития сельских территорий, как приоритетного механизма устойчивого сельского развития, сформулированного в проекте Долгосрочной стратегии устойчивого развития сельских территорий. Предложена классификация показателей социально-экономического развития села, описаны оригинальные методики и инструментарий, используемые при проведении мониторинга и анализе первичной информации. Освещены основные тенденции социального развития сельских территорий Орловщины. На основании выполненных исследований разработана типология муниципальных районов Орловской области по показателям состояния демографической, экологической среды и сельскохозяйственной сферы деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Родимцев С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ социальных факторов развития сельских территорий Орловской области»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕЛА

УДК 316.42

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИИ

ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ш ^■

1 1

llifi

Родимцев С.А.,

д-р техн. наук, проф., директор института ВНИИ социального развития села ФГБОУ ВПО Орёл ГАУ

Аннотация: В статье представлены результаты исследования факторов социальной группы, характеризующих устойчивость развития сельских территорий Орловской области. Обоснована необходимость дальнейшего совершенствования статистического учета развития сельских территорий, как приоритетного механизма устойчивого сельского развития, сформулированного в проекте Долгосрочной стратегии устойчивого развития сельских территорий. Предложена классификация показателей социально -экономического развития села, описаны оригинальные методики и инструментарий, используемые при проведении мониторинга и анализе первичной информации. Освещены основные тенденции социального развития сельских территорий Орловщины. На основании выполненных исследований разработана типология муниципальных районов Орловской области по показателям состояния демографической, экологической среды и сельскохозяйственной сферы деятельности.

Ключевые слова: сельские территории, устойчивое развитие, социальные факторы, Орловская область.

Abstract: In article presents the results of the study factors of social groups that characterize the sustainable development of rural areas Orel. The necessity to further improve the measurement of rural development as a priority mechanism for sustainable rural development, formulated in the draft long-term strategy for sustainable development of rural areas. A classification of socio-economic development of rural areas, the original methods are described and the tools used to carry out monitoring and analysis of primary data. Highlight the major trends of social development of rural areas Orlovschiny. On the basis of the research developed a typology of municipal districts of Orel region for indicators of demographic, environmental protection and agricultural sectors of activity.

Key words: rural areas, sustainable development, social factors, Orel region.

В связи с вступлением России в ВТО, появились новые вызовы, связанные с адаптацией сельских территорий к новым условиям. В этих обстоятельствах новую актуальность приобретает обеспечение устойчивого развития села, удовлетворение потребностей сельского населения в качественных продуктах питания, достойной работе, развитой инфраструктуры.

К числу основных факторов, обусловливающих негативные процессы, происходящие сегодня на селе, безусловно, следует отнести факторы социальной группы.

ВНИИ социального развития села Орел ГАУ на протяжении ряда лет проводит системные исследования в области изучения социально-экономических тенденций развития сельских территорий, оценки уровня и качества жизни сельского населения.

В 2013 году институт завершил работу над научной темой «Разработка программы устойчивого развития сельских территорий Орловской области в разрезе муниципальных районов на период до 2020 года» [1], выполнявшуюся по заданию Департамента сельского хозяйства Орловской области. Некоторые результаты этих исследований представлены в настоящей публикации.

Во исполнение перечня поручений Президента России по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики 21 апреля 2014 года [2; 3], Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым поставлена задача определения перечня показателей по муниципальным образованиям, необходимых для получения качественных и актуальных статистических данных по сельским территориям и обеспечение своевременного получения таких данных [4]. Совершенствование статистического учета развития сельских территорий определено и в числе приоритетных механизмов устойчивого сельского развития, сформулированных в проекте Долгосрочной стратегии устойчивого развития сельских территорий [5].

Таким образом, научно-методическая основа мониторинга развития сельских территорий является неотъемлемой частью исследований их социально-экономического положения.

Оригинальная научно-методическая база, использованная ВНИИ соцразвития села при оценке состояния сельских территорий, включала следующие основные элементы.

Классификация показателей социально-экономического развития сельских территорий.

Принципами отбора показателей являются их соответствие критериям УРСТ, адаптация к формам существующей статистической отчетности, объективность, обеспечиваемая принятой в данных исследованиях методикой сравнения фактических показателей с их нормативными значениями, достаточная для обоснования принимаемых управленческих решений информативность [6, 7]. При разработке системы единичных и комплексных показателей (рис. 1) использовались оценки, принятые Федеральной службой государственной статистики РФ и ее территориальными органами [8], органами исполнительной власти и местного самоуправления субъектов РФ, территориальными службами занятости населения.

Комплексные паспорта муниципального района, сельского поселения и поселка городского типа.

Разработанные в качестве прототипа нормативного локального акта, комплексные паспорта региональных административно-территориальных образований представляют собой информационно-аналитический «пакет», включающий оптимальный набор базовых показателей, позволяющий выполнить стратегическую оценку развития социально-экономической сферы региона для целей управления (табл. 1).

Таблица 1 - Типовая структура комплексных паспортов муниципального района, сельского поселения и поселка городского типа_

1 Общая характеристика

2 Производственная сфера

3 Демография и рынок труда

4 Социальная защита и социальная инфраструктура

5 Жилищный фонд, инженерная и транспортная инфраструктура

6 Информационно-коммуникационное обслуживание

7 Экология

8 Развитие жилищного строительства и инфраструктуры сельского поселения

9 Приложение А: Указания по заполнению Комплексного паспорта сельского поселения

10 Приложение Б: Перечень объектов для формирования фотоматериала к комплексному паспорту сельского поселения

11 Приложение В: Анкета «Мнение жителей о состоянии и развитии сельской территории»

Анкета социологического опроса сельского населения «Мнение жителей о состоянии и развитии сельской территории».

Анкета содержит вопросы, характеризующие состояние социальной сферы, инженерной и транспортной инфраструктуры, демографической ситуации, уровня и качества жизни, отношение жителей к своему здоровью.

Анкетирование проводилось параллельно с мониторингом показателей социально-экономического развития сельских территорий, с целью выявления степени удовлетворения населения сельской территории условиями жизнедеятельности.

Электронная база данных социально-экономических показателей Орловской области (для регионального и муниципального уровней).

Разработанная в институте информационная база данных (ИБД) предназначена для хранения и оперативной обработки отчётной и перспективной информации о главных структурных параметрах и показателях социально-экономического развития Орловской области и муниципальных образований. Вся информация в базе иерархически структурирована по соответствующим блокам, что позволяет легко ориентироваться в её многообразии (рис. 2). Доступ к данным осуществляется через запросы, а результаты их выполнения используются для создания отчётных форм.

Программа хранения и обработки статистических данных является более совершенным оригинальным программным продуктом, обеспечивающим переходы на сайты администраций и Росстата, самостоятельную математическую обработку первичных данных и вывод результатов первичного анализа в графической форме (рис. 3).

Рисунок 1 - Система показателей социально-экономического развития сельских территорий Орловской области

Ранытгэ праницм

Формул!

Вставить

*

Ж

Буфер обмена А1

с« поп Ж Л'

Данные Рецензирование

1

Орловская область

3 Болховский район

4 В»рховгжий район

5 Глазунов ский район

6 Дмитро8Р(нй район

7 Должднский район

8 залегошенсиий район

9 Зналл<?нг-<ий район

10 Колпнянскмй район

11 Корсаковский район

12 Красногоренский район

13 Кромской район

14 Лиаеиский район

15 Малоархачгельскнй район

16 Мценский район

11 Нрвадеревеньковский район 13 Ноеосилвсний район

19 Орловский район

20 Покровский район

21 '"рг-р.-уог-гк.'."' район

22 Соскоеский рдйрн

23 Трос минский район

24 Урицкий район

26 Шл6лр1кинс-<ий район

Ьл л длины« * М|сгаьоП ЕхсН

ВИД Н1ДСТООЙКИ

Общий *

• <%, ооо ¿51

ы

УСЛОВНО« Формдтмров*

Фсеиатирсвйип* как гв&ютцр

Л БОЛХОВСКИЙ РАЙОН

А в с О Е р

1 БОЛХОВСКИЙ РАЙОН 1

2 3

4 Характеристики района № Наименование сельского поселения

5 Обшэя характеристика 1 Багриновское сельское поселение

& Производственная сфера 2 Боровское сельское поселение

7 Демография и рынок труда 3 Герасимовское сельское поселение

В Социальная защита и социальная инфраструктура 4 Гнездиловское сельское поселение

9 Жилищный фонд и инженерная инфраструктура 5 Злынское сельское поселение

10 Транспортная инфраструктура 6 Медведковское сельское поселение

и Информационно коммуникационное обслуживание 7 Михневское сельское поселение

12 Экология 8 Новосинецкое сельское поселение

13 9 Однолуцкое сельское поселение

14 Ю Сурьянинское сельское поселение

15 11 Хуторское сельское поселение

16 12 Ямское сельское поселение

Н « ► Н Лнс! 1 . Лист2 . ЛистЗ Ли Гстэво

17

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19

20

21

22 _ 14 < » •

Пмсг! Лист 3 . Лип* . /1ист5 1ист6 , 1Ъ«сг7 . ПистЗ Ыгто Лист: а. ПигтТ!

Пнет 14 . Пист15 . Лист 16

Рисунок 2 - Скриншоты электронной базы данных социально-экономических показателей Орловской области

ю о

ЩШ ФГБОУ ВПО "Орловский государственный аграрный унивзрсют

Всероссийский научно исследовательский институт социального развития села

К^млытукм С-жг» дшш: CoiDiawH.no не опомичгг кие покаштг.т Орловской области

о\

И

и

п

н

я

я

я

о

и

5=1

п

я

о

о

>

м

и

в

-

2

о

о

я

я

>

и

г

я

о

в с

я

о

я

н

я

я

я

Рисунок 3 - Скриншоты программы обработки данных социально-экономических показателей Орловской области (региональный, муниципальный уровни)

Я

о:

базу данных, выполненную в доступной для большинства пользователей среде Microsoft Excel, а также на программу обработки данных социально-экономических показателей получены патенты правообладания [9].

Банк фото- и видео материалов по положительным примерам социально-экономического развития муниципальных образований, социальным объектам, требующим завершения строительства, восстановления, ремонта, негативным примерам в области экологии и природоохранной деятельности.

Данный способ предоставления данных позволяет демонстрировать естественную текущую ситуацию, более детально анализировать происходящее, на основе отражения оперативной информации с мест, наглядно представлять исходный материал, для возможности организации экстренных и первоочередных мероприятий. Кроме того, формируемая экспозиция способствует выявлению потенциальных объектов, способных быть реализованными в качестве проектов местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности; выступает в роли инструментария популяризации сельского образа жизни (освещение примеров национальных культурных традиций, народных промыслов и ремесел), помогает получить доступ широкой общественности к наглядным примерам реализации мероприятий по поощрению и популяризации достижений в сфере развития сельских территорий.

Примерный перечень объектов для формирования фото- и видеоматериала, полученного в ходе мониторинга, сведен в таблицу 2.

Таблица 2 - Перечень объектов для формирования фотоматериала к комплексному паспорту сельского поселения

№ п/п Объекты Название объекта, его адрес или место расположения

1 Незавершённое строительство, требующее окончания работ

2 Разрушенные объекты, требующие восстановления (мосты, дороги, здания, сооружения, парки, скверы, исторические памятники, памятники археологии и др.)

3 Памятные места (святые источники, мемориалы и др.)

4 Показательные примеры развития сельского туризма (турбазы, рыболовно-охотничьи хозяйства, предоставляющие платные виды отдыха для приезжих и др.)

5 Отличительные примеры реализации несельскохозяйственной сферы деятельности (местное ремесленничество, сбор дикоросов населением и др.)

6 Недействующие производственные объекты, требующие восстановления (заброшенные склады, фермы, токи и др.)

7 Примеры неблагоприятной экологической ситуации (незаконные свалки, неорганизованное хранение органических и неорганических отходов, загрязнение рек и др.)

8 Объекты, ухудшающие экологическое состояние местности (отстойники, вредное производство и др.)

9 Примеры благоустройства сельского поселения (парки, скверы, детские площадки, озеленение и др.)

10 Примеры ввода в эксплуатацию новых объектов (дошкольные и школьные учреждения, больницы, газопроводы, дома культуры др.)

Типология муниципальных районов Орловской области по показателям состояния демографической, экологической среды и сельскохозяйственной сферы деятельности.

Сельские территории значительно отличаются не только по показателям людности, плотности населения, количеству населенных пунктов, но и по природным ресурсам, уровню развития сельского хозяйства, социальной и инженерной инфраструктуре. Все эти факторы оказывают влияние на уровень жизни сельчан. Поэтому одной из задач исследований являлась разработка принципов осуществления многомерной кластеризации сельских территорий на региональном уровне и выделение их типовых групп для последующей разработки предложений по стабилизации ситуации и развитию сельских территорий, дальнейшему росту уровня жизни сельского населения [10].

Выделенные типы сельских территорий проиллюстрированы одноимёнными типографическими картами демографической и миграционной среды, несельскохозяйственной сферы деятельности населения и экологической среды сельских территорий (рис. 4).

Рисунок 4 - Типологические карты муниципальных районов Орловской области по показателям состояния демографической, экологической среды и сельскохозяйственной сферы деятельности

Разработанная методика мониторинга апробирована на большей части муниципальных районов Орловской области (рис. 5).

Рисунок 5 - Апробация методики мониторинга показателей социального развития сельских территорий на региональном уровне

В ходе обследования установлено следующее. На сельских территориях Орловской области прослеживается тенденция сокращения доли сельского населения в общей численности населения. С 2000 г. численность сельского населения области сократилась на 18,2% (рис. 6).

Рисунок 6 - Динамика численности сельского населения Орловской области

Сокращается число сельских населенных пунктов. С 2002 года число сельских населенных пунктов сократилось на 4,3%, а число сельских населенных пунктов без населения увеличилось в 2 раза (рис. 7).

Рисунок 7 - Количество сельских населенных пунктов (по данным 2013 г)

Для Орловской области характерно мелкодисперсное расселение. Населенные пункты с численностью населения до 10 человек и от 11 до 50 человек составляют более половины населенных пунктов области. С 2002 года количество крупных сельских населенных пунктов с численностью населения от 501 до 1000 человек сократилось на 30,8%, однако, количество населённых пунктов с численностью населения от 1001 до 3000 человек увеличилось на 12,5% [11].

Во всех муниципальных районах Орловской области регистрируется тенденция увеличения уровня рождаемости (рис. 8). Наибольшее увеличение коэффициента рождаемости в 2012 г. отмечено во Мценском (на 10,6 промилле), Урицком (на 6,1), Сосковском (5,4), Дмитровском (5,1), Кромском (5,0) и Свердловском (5,0 промилле) районах. За счет повышения уровня рождаемости и снижения уровня смертности во всех муниципальных районах области, за исключением Корсаковского и Сосковского, зарегистрировано снижение коэффициента естественной убыли сельского населения. В 2012 г. наибольшее снижение коэффициента естественной убыли населения зарегистрировано в Мценском (на 12,4 промилле), Залегощенском (на 9,2), Урицком (на 8,9), Болховском (на 8,8) и Глазуновском (на 7,8 промилле) районах области.

Несмотря на сокращение коэффициента смертности, в сельской местности он значительно выше, чем в городе и превышает уровень рождаемости во всех муниципальных районах области, за исключением Орловского района. Здесь, впервые за последние 12 лет уровень рождаемости сравнялся с уровнем смертности.

С 2006г. увеличивается ожидаемая продолжительность жизни сельского населения. Несмотря на это, разница между городом и селом сохраняется. В сельской местности продолжительность жизни мужчин была ниже, чем в городской на 3,28 года, женщин - на 2,31 года.

Возрастную структуру сельского населения Орловской области нельзя назвать благоприятной для устойчивого развития сельской территории, так как доля населения трудоспособного возраста составляет 58,2%, что ниже оптимального значения на 6,8%, а доля населения в возрасте моложе трудоспособного - ниже на 4,9%.

25,0

23,0

21,0

1) н 19,0

о & 17,0

15,0

-л 13,0

3 11,0

9,0

7,0

5,0

У овень с мертнос i ти

к к --1

Целев ж пока; атель (2 012г.)

г—■—\ ►

Ур вень ро ждаемо сти

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2006 6007 2008 2009 2010 2011 2012

Годы наблюдений

Рисунок 8 - Уровни рождаемости и смертности сельского населения Орловской области

В последние пять лет наблюдается тенденция увеличения доли населения в возрасте моложе трудоспособного, что является позитивным фактом в развитии демографической ситуации на сельских территориях Орловской области. Одновременно происходит снижение доли сельского населения в трудоспособном возрасте и увеличение доли населения в возрасте старше трудоспособного (рис. 9).

70

\0 О4 60 -

§ 50 -

«

(и 40 -

и (Ч 30 -

Я

^ 20 -

О

10 -

0 -

61,5 61,2 60,7 59,6 59,9 58,2

5 8,2

26 6

23,9 24,2 24,7 25,6 25,7

1 А й \А Ч

14,6 14,6 14,7 14,9 15,1

2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г.

—♦— Доля населения в возрасте моложе трудоспособного возраста

—■— Доля населения в трудоспособном возрасте

—А— Доля населения в возрасте старше трудоспособного

Рисунок 9 - Изменение возрастной структуры сельского населения

Во всех районах области, за исключением Орловского и Урицкого зарегистрирован миграционный отток населения. В разрезе муниципальных районов, коэффициент миграции изменяется в широких пределах: от 0,9 в Кромском районе до 36,1 в Свердловском районе. Количество выехавших с территории Орловской области для работы в другие регионы РФ в 19 раз превысило число въехавших.

Регистрируемый рынок труда в сельской местности характеризуется как благоприятный. Уровень регистрируемой безработицы во всех муниципальных районах ниже целевых значений (1,9%) - с 1,2% в Корсаковском районе до 0,5% в Залегощенском районе.

В новом тысячелетии наблюдается активный процесс сокращения численности населения, занятого в сельскохозяйственном производстве: если в 2000 году его численность составляла 88,4 тыс. человек, то к началу 2013 года этот показатель сократился на 19,4 тыс. человек или на 22%. Протекающий процесс может быть обусловлен как сокращением общей численности населения области, так и социально-экономическим положением муниципальных районов, что негативным образом сказывается на развитии сельских территорий в целом и демографических процессов в частности.

Сближение условий жизни на селе с городским, является одним из условий устойчивого развития сельских территорий. Сближение осуществляется по уровню обеспеченности водой, газом, теплом, площадью для жилья, детскими садами, канализацией, услугами здравоохранения, образования и прочими услугами местного значения.

Так, обеспеченность сельского населения водопроводными сетями имеет положительную динамику (рис. 10). В 2012 году, по сравнению с 2007 годом, протяжённость водопроводных сетей в сельской местности увеличилась на 10,1%. Вместе с тем отмечается высокий износ водопроводных сетей. По данным администраций сельских поселений, 38,9% водопроводов требуют замены. В отдельных районах (Верховский, Урицкий) замены требуют от 50 до 70% водопроводных сетей.

Рисунок 10 - Протяженность водопроводных сетей в сельской местности муниципальных районов, к общей протяженности водопроводных сетей в сельской местности в 2012 г.

Доля канализационных сетей в сельской местности составляет 26,7%, от ее областного значения. С 2007 года протяжённость канализационных сетей имеет тенденцию к уменьшению и к 2013 году уменьшилась на 16% (рис. 11). Износ канализационных сетей в сельской местности составляет 55,7%.

350

200 150 100 50 0

2007 г 2008 г 2009 г 2010 г 2011 г 2012 г

Рисунок 11 - Протяженность обслуживаемых канализационных сетей в сельской местности Орловской области (на конец 2012 г, км)

В целом, социальная инфраструктура сегодня претерпевает этапы перестройки и имеет положительную динамику в сферах тепло-, газо-, водоснабжения и отрицательную в сферах дошкольного и школьного образования (рис. 12, а). В сфере здравоохранения (рис. 12, б) наблюдается острая нехватка врачей, среднего медицинского персонала, койко-мест. Орловский и Болховский районы обеспечены услугами здравоохранения на 45-50% от нормативных значений. В других районах показатели хуже.

2011 ■ норматив

Рисунок 12 - Обеспеченность детей в возрасте от 1 до 6 лет местами в детских дошкольных учреждениях (а) и численность врачей на 10 тыс. человек населения (б)

Заработная плата в сельской местности значительно ниже, чем в городе. Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций муниципальных районов области по отношению к средней месячной зарплате работников организаций г. Орла составляет от 54 до 75%, за исключением Орловского района, в котором заработная плата работников составляет 85% от среднемесячной заработной платы по г. Орлу. Уровень заработной платы во всех сферах хозяйственной деятельности районов Орловской области превышает прожиточный минимум.

Проведена оценка туристско-рекреационного потенциала сельских территорий, показавшая различную степень их привлекательности (рис. 13).

И

1 категория (ТРП наиболее благоприятен)

2 категория (ТРП очень благоприятен)

3 категория (ТРП благоприятен)

4 категория (ТРП умеренно благоприятен)

Рисунок 13 - Карта-схема оценки туристско-рекреационного потенциала (ТРП) сельских территорий Орловской области

Так, Ливенский, Дмитровский, Мценский, Орловский, Хотынецкий, Кромской, Новосильский, Верховский районы имеют высокие рейтинги и представляют образовательно-познавательную ценность по номинациям: памятники истории, археологии, архитектуры и градостроительства, народные промыслы и ремёсла, природные ландшафты с эстетическим восприятием холмов и возвышенностей, рыбные биоресурсы, охотничьи угодья. Следовательно, есть возможность для создания туристических комплексов [12].

Несмотря на принимаемые меры, экологическая ситуация в области характеризуется как нестабильная. Не прекращается образование стихийных свалок как в сельских поселениях, районных центрах, так и в местах отдыха, на туристических маршрутах, местах купания, в лесных массивах, по берегам рек и водоёмов (рис. 14). Увеличивается количество предприятий, загрязняющих атмосферный воздух. В 2013 году их количество увеличилось в 1,7, раза по сравнению с 2009 годом. Увеличение в 1,6 раза отмечено в Орловском районе, в 1,4 раза - в Мценском районе, в 2,3 раза - в Ливенском районе, в 5,0 раз - в Кромском районе.

Питьевая вода не отвечает гигиеническим нормативам. В 2011 году превышение гигиенических нормативов по показателям жесткости (более 10 мг/экв. л) зафиксировано в Болховском, Знаменском, Орловском, Ливенском, Урицком районах. Основной причиной плохого качества воды является отсутствие или неудовлетворительное состояние очистных сооружений, что приводит к сбросу сточных вод в водоемы или на почву, с последующим загрязнением водных объектов.

Продолжают накапливаться неиспользованные и запрещённые к применению пестициды и агрохимикаты. Их масса составляет 196,73 тонны. К 2013 году утилизировано лишь 49,1%. Неиспользованная масса пестицидов и агрохимикатов сосредоточена в Орловском (31,0т), Малоархангельском (18,7т), Глазуновском (16,1т), Краснозоренском (15,1т), Кромском (14,3т), Мценском (13,6т), Ливенском (10,2т) районах.

Рисунок 14 - Доля ликвидированных несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора к их общему числу на территории муниципальных образований

Под устойчивым развитием сельских территорий принято понимать стабильное развитие сельского сообщества, обеспечивающее выполнение им его народнохозяйственных функций: производство продовольствия, сельскохозяйственного сырья, других несельскохозяйственных товаров и услуг, а также общественных благ, предоставление рекреационных услуг, сохранение сельского образа жизни и сельской культуры, социальный контроль над территорией, сохранение исторически освоенных ландшафтов; расширенное воспроизводство населения, рост уровня и улучшение качества его жизни; поддержание экологического равновесия в биосфере.

К сожалению, сложившаяся в социальной сфере Орловской области ситуация препятствует формированию социально-экономических условий для устойчивого развития сельских территорий. Не решенными остаются задачи по целому ряду приоритетных направлений: продолжает сокращаться сельское население, существует проблема трудоустройства, снижена доступность образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг, велико отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности населения, отсутствуют элементарные коммунальные удобства большей части сельского жилищного фонда, значительная часть сельских поселений удалена от центров обслуживания на 10.. .20 км и не имеет с ними регулярного транспортного сообщения и т.д.

В то же время, до сих пор не выявлены критерии и показатели устойчивого развития сельских территорий Орловской области, учитывающие ее региональные особенности, позволяющие определить уровень и интенсивность изменения устойчивости развития, не разработана методика оценки, учитывающая комплексное влияние всех факторов развития данной сельской местности.

Все это предопределяет необходимость поиска эффективных путей социально-экономических решений, для разработки стратегии развития региональной экономики на различных ее уровнях, способствующих стабильному развитию Орловской области, с учетом ее реального потенциала и рисков, при наименьших затратах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Климов Р.В. Сельский туризм: проблемы и перспективы в Орловской области // Вестник сельского развития и социальной политики. №1(1). 2014. С. 17-22.

2. Меренкова, И.Н. Устойчивое развитие сельских территорий: теория, методология, практика: автореф. дис.... д-ра экон. наук: 08.00.05 / И.Н. Меренкова; ГНУ «Научно-исследовательский институт экономики и организации агропромышленного комплекса Центрально-Черноземного района РФ Россельхозакадемии». Воронеж, 2011. 36 с.

3. Орловская область 2008-2013: статистический ежегодник; Орел: Росстат, №23-0102, 2014, 319 с.

4. Официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс] Совместное заседание Госсовета и Совета по нацпроектам и демографической политике / Администрация Президента РФ. Москва, 2014. URL: www.president.kremlin.ru (дата обращения 20.10.2014)

5. Официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс] Перечень поручений по итогам заседания Госсовета и Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 21.04.2014; №Пр-995ГС от 01.05.2014 (07-85-688/14 от 08.05.2014) / Администрация Президента РФ. Москва, 2014. URL: www.president.kremlin.ru (дата обращения 20.10.2014).

6. Официальный сайт Правительства России [Электронный ресурс] Об обеспечении выполнения поручений Президента России по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 21 апреля 2014 года. Указания во исполнение перечня поручений Президента России от 1 мая 2014 года №Пр-995ГС (резолюция от 10 мая 2014 года №ДМ-П11-3342) / Администрация Председателя Правительства РФ. Москва, 2014. URL: www.government.ru (дата обращения 20.10.2014).

7. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ [Электронный ресурс] Проект стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 г / Пресс-служба Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Москва, 2014. URL: www.mcx.ru (дата обращения 20.10.2014)/

8. Разработка программы устойчивого развития сельских территорий Орловской области в разрезе муниципальных районов на период до 2020 года: отчет о НИР (заключ.) / Всеросс. науч. иссл. ин-т социального развития села федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Орловский государственный аграрный университет» (ВНИИ соцразвития села ФГБОУ ВПО «Орел ГАУ»); рук. С.А. Родимцев. - Грант Правительства Орловской области на выполнение конкурсного проекта «Научно-методическое обеспечение реализации долгосрочной областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области на 2013-2020 годы», Соглашение №1, от 19.07.13г.

9. Родимцев С.А., Резвяков А.В., Студенникова Н.С. Типологическая оценка развития сельских территорий Орловской области // Региональная экономика. Теория и практика. №39(366). 2014. С. 43-47.

10. Родимцев С.А., Резвяков А.В., Студенникова Н.С. Основные тенденции развития демографической ситуации на сельских территориях Орловской области и типологизация сельских поселений по показателям состояния демографической среды // Национальные интересы. Приоритеты и безопасность. №26(263). 2014. С. 37-39.

11. Свидетельство № 2014621207, РФ. База данных социально-экономического развития Верховского района Орловской области / С.А. Родимцев, И.В. Гальянов, А.В. Резвяков, Р.П. Беликов; ФГБОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет». № 2014620433; Заявл.08.04.14; Опубл. 27.08.14, Реестр баз данных №36.

12. Устойчивое развитие сельских территорий: региональный аспект // Научные труды ВИАПИ им. А.А. Никонова; под ред. А.В. Петрикова. \ М.: Изд-во ВИАПИ им. А.А. Никонова, 2009. C. 69/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.